/ / Общественно-политические
26.09.2022

Депутаты приняли во втором чтении законопроект о лицензировании

Депутаты на заседании девятой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «О лицензировании», передает корреспондент БЕЛТА.

Палата представителей

(фото – БЕЛТА)

«Проект Закона «О лицензировании» внесен Советом Министров 24 сентября 2021 года и принят в первом чтении 22 декабря 2021 года», – сказал заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Александр Гранковский. – Документ предусматривает комплексный, целостный и систематизированный подход в области законодательства о лицензировании».

«По этому законопроекту проведена очень большая и непростая работа. Поступило большое количество замечаний. Важно, что комиссия постаралась их учесть, где-то по различным вопросам найден консенсус. И в целом, считаю, подготовлен качественный и востребованный законопроект, где соблюден баланс интересов и государства, и бизнеса», – отметил Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко.

Основополагающие моменты законопроекта – четкость в определении лицензируемых видов деятельности и составляющих их работ и (или) услуг, лицензирующих органов, полномочий этих органов; порядок предоставления лицензий, их приостановления и прекращения, что повышает гарантии обеспечения и защиты прав субъектов лицензирования; определение четких принципов лицензирования.

Проектом закона также определены долицензионные требования для соискателей лицензии и лицензионные требования для лицензиатов с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности, открытости и доступности информации о порядке лицензирования, исчерпывающий перечень грубых нарушений законодательства.

Документ предусматривает, в частности, обеспечение цифровизации лицензирования, то есть максимальное использование информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов с соискателями лицензий и лицензиатами, а также изменение подходов к лицензированию деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов (предлагается сохранить лицензирование, исключив ограничение круга субъектов, которые могут получить лицензию) и определение подходов к лицензированию массажа.

Кроме того, предполагается отмена обязанности открытия представительств иностранными соискателями лицензий, что будет способствовать снятию барьеров для международной торговли услугами, послабление для отдельных лицензируемых видов деятельности в виде изменения определения грубых нарушений, влекущих за собой правовые последствия осуществления предпринимательской деятельности, повышение самостоятельности лицензирующих органов. Предусмотрено специальное регулирование по отношению к законодательству об административных процедурах. Этот подход послужит достижению нормотворческой экономии и позволит избежать множественных корректировок Закона «Об основах административных процедур» в сфере лицензирования; корректировку перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности.

«Лицензирование в общем понимании является разрешительным способом государственного регулирования при осуществлении отдельных видов деятельности. Законопроектом четко определен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Их всего 37, которые представляют повышенную опасность для жизни и здоровья наших граждан, опасность для окружающей среды и связанных с высоким риском нарушений общественных и государственных интересов, прав и законных интересов наших граждан, – отметил Александр Гранковский. – Законопроектом четко определены лицензирующие органы с их полномочиями, долицензионные требования к соискателям, лицензионные требования лицензиатов, четко определен перечень предоставления лицензии, приостановки и ее прекращение. Также определен перечень грубых нарушений в области законодательства. Хотел бы отметить заложенный реестровый принцип получения подтверждения прав через обращение к единому реестру лицензии. Таким образом, получение самой лицензии как документа теряет необходимость. По сути своей, получение лицензии - административная процедура, и электронное лицензирование – первый шаг в цифровизации всех административных процедур в целом».

Проект закона доработан ко второму чтению по следующим вопросам: как самостоятельный вид лицензируемой деятельности выделено оказание юридических услуг в целях гарантирования государством предоставления квалифицированной юридической помощи, введено лицензирование розничной торговли нетабачными никотиносодержащими изделиями и жидкостями для электронных систем курения в целях защиты государственных и общественных интересов, жизни и здоровья граждан, закреплено определение термина »грубое нарушение законодательства о лицензировании» в качестве ключевого понятия; определено построение четкой системы лицензионного контроля, который, по сути, является особым видом контроля со своими решениями и методами воздействия.

Для обеспечения защиты государственных и общественных интересов, препятствия распространению на территории страны запрещенных предметов и веществ, соблюдения конституционных прав граждан на получение полной и достоверной информации, противодействия угрозам деструктивного информационного воздействия на население предложено сохранить право оказания услуг электросвязи общего пользования и почтовой связи общего пользования только за юридическими лицами Республики Беларусь и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в стране. Доработана статья «Квалификационный экзамен» в общей части проекта закона об установлении общих норм, определяющих, что понимается под квалификационным экзаменом, кто и в каком порядке его проходит, для каких целей и когда он проводится. Дополнены нормы проекта таким основанием для отказа в выдаче лицензии, как включение соискателя лицензии не только в перечни организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности, но и в перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности.

В результате доработки в законопроекте устранены пробелы правового регулирования, реализованы наработки правоприменения, обеспечена внутренняя согласованность и ясность предлагаемых норм, а также учтены требования нормотворческой техники. Доработанный законопроект согласован со всеми заинтересованными, по нему проведены все необходимые процедуры, предусмотренные регламентом Палаты представителей. Неучтенных замечаний и предложений по документу не имеется.

Закон ожидаем бизнес-сообществом, так как его принятие позволит снизить административную нагрузку на субъекты хозяйствования, а также повысить стабильность регулирования отношений в сфере лицензирования.

По сообщению БЕЛТА