21.11.2022
Проблемные вопросы работы с персональными данными в сфере торговли
Проблемные вопросы работы с персональными данными в сфере ретейла обсудили на днях в Национальном центре защиты персональных данных, сообщили
БЕЛТА в центре.
Анализ поступающих в Национальный центр защиты персональных данных обращений и жалоб показал, что сфера ретейла входит в топ-3 наиболее проблемных. В связи с этим был организован круглый стол, в котором приняли участие руководство и специалисты центра, представители крупных торговых сетей белорусского рынка, а также Белорусского республиканского союза потребительских обществ и Ассоциации розничных сетей. Они обсудили практику применения Закона «О защите персональных данных», проблемные вопросы и типичные нарушения законодательства о персональных данных в сфере торговли, выявленные центром в ходе плановых и внеплановых проверок.
Подчеркивается, что основаниями назначения внеплановых проверок в организациях торговли в этом году были жалобы субъектов персональных данных, ненаправление уведомления об утечке персональных данных, грубое игнорирование требований закона.
В частности, отдельно рассмотрены вопросы взятия с клиентов согласий на обработку персональных данных. Эксперты центра отметили, что зачастую механизм получения согласия на сбор и использование личных данных потребителей непрозрачный. Не всегда клиенты понимают, для каких целей их данные собираются оператором. Участникам круглого стола напомнили, что для обеспечения юридически действительного характера согласие должно быть свободным, информированным и однозначным.
Директор Национального центра защиты персональных данных Андрей Гаев отметил, что в сфере торговли и услуг обрабатывается огромный массив персональных данных, их оборот прочно связан с бизнес-процессами, и в этом случае крайне важен баланс соблюдения интересов граждан, которые приходят в торговую сеть за товаром или услугой, и интересов оператора в развитии торговой сети и продвижении на рынке.
Обработка личных данных клиентов должна быть соразмерна заявленным целям. Недопустимо недобросовестное поведение на потребительском рынке, в том числе выражающееся в принудительном или необоснованном сборе персональных данных потребителей. К слову, к руководству центра в ходе личного приема обратилась женщина, рассказавшая, что для получения карты лояльности в одной из торговых сетей у нее потребовали идентификационный номер.
Организации торговли имеют целый ряд обязанностей по защите персональных данных как покупателей, так и сотрудников, учредителей, поставщиков. Особый порядок и специфику имеет онлайн-торговля, реклама товаров. Во всех случаях важно неукоснительно соблюдать требования законодательства о персональных данных.
Отдельно участники круглого стола остановились на актуальных вопросах технической защиты информации используемых информационных ресурсов и систем, что в свою очередь является одной из обязательных мер по защите персональных данных. Коснулись также обучения специалистов, ответственных за внутренний контроль за обработкой персональных данных, и лиц, непосредственно работающих с персональными данными. Наряду с реализацией в центре программ повышения квалификации в планах открытие новой специальности переподготовки на базе Института информационных технологий БГУИР «защита персональных данных» на уровне высшего образования, обеспечивающей получение квалификации «специалист по безопасности данных».
Директор центра Андрей Гаев отметил, что все проводимые круглые столы, семинары, вебинары, масштабная разъяснительная работа, проверочные мероприятия, курсы повышения квалификации в центре направлены на защиту прав белорусских граждан как субъектов персональных данных.
По информации
БЕЛТА
Что важно знать о защите персональных данных – в новой инфографике Pravo.by
Совет ЕЭК изменил список стран, пользующихся преференциями ЕАЭС в торговле
Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) принял решение о внесении изменений в перечни развивающихся и наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза. Об этом
БЕЛТА сообщили в торговом блоке ЕЭК.
«Речь идет об актуализации списка государств, которым ЕАЭС в одностороннем порядке предоставляет тарифные преференции в виде снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на ряд товаров. Принятое решение основано на анализе изменений экономических показателей и предусматривает включение Иордании, Ливана и Самоа в категорию развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС», – пояснили в ЕЭК.
Кроме того, с учетом обновленной информации о классификации стран по уровню дохода, подготовленной Всемирным банком, принято решение исключить из числа пользователей системы Республику Маршалловы Острова и Республику Эль-Сальвадор, а также пересмотреть преференциальный статус Королевства Бутан и Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи с наименее развитых на развивающиеся.
«Сегодняшнее решение является продолжением последовательной работы ЕЭК по администрированию единой системы тарифных преференций союза и будет способствовать созданию условий для экономического роста развивающихся и наименее развитых стран, а также дальнейшему наращиванию торговли с ними государств ЕАЭС», – отметил член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
ГТК о вступлении в силу соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами и Исламской Республикой Иран
C 15 мая 2025 г. вступает в силу Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, подписанное 25 декабря 2023 года,
Решение Коллегии ЕЭК от 11 марта 2025 г. № 27 «Об установлении на 2025 год объемов тарифных квот в отношении отдельных видов товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на территории государств – членов Евразийского экономического союза», а также
Решение Коллегии ЕЭК от 14 января 2025 г. № 1 «О применении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, и о признании утратившими силу некоторых решений Коллегии Евразийской экономической комиссии».
В отношении товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением, применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 % от таможенной стоимости, за исключением товаров, включенных в перечень отдельных товаров, утвержденный Решением Коллегии ЕЭК от 14 января 2025 г. № 1.
Решением Коллегии ЕЭК от 11 марта 2025 г. № 27 установлены на 2025 год объемы тарифных квот на отдельные виды товаров, происходящих из Ирана и ввозимых на территории государств – членов ЕАЭС по Соглашению о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном.
Решением № 27 также определено, что в отношении товаров, ввозимых в рамках объемов тарифных квот, при соблюдении условий предоставления режима свободной торговли, применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 % от таможенной стоимости.
При ввозе товаров в количестве, превышающем объемы тарифных квот, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 14 января 2025 г. № 1.
При заявлении тарифной преференции в рамках полноформатного Соглашения в декларации на товары подлежат указанию:
в элементе 2 графы 36 «Преференция» – ИЕ;
в графе 44 под кодом вида документов:
«06019» – сертификат о происхождении товара формы СТ-3 либо
«06016» – декларация о происхождении товара, если таможенная стоимость партии товаров не превышает 5000 евро);
«01011» – лицензия, выданная МАРТ, в рамках установленных объемов тарифных квот.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
МАРТ: оптовики должны быть внесены в Торговый реестр
В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли напомнили, что оптовики должны быть внесены в Торговый реестр, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
МАРТ в целях недопущения субъектами торговли нарушений законодательства, а также исключения причин и условий, способствующих незаконному обороту мяса крупного рогатого скота, изучил информацию о договорах, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок, на поставку мясных полуфабрикатов учреждениям социальной сферы.
В результате установлено, что победителями процедур государственных закупок в I квартале 2025 года являлись как предприятия-производители, включенные в реестр производственных объектов, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, так и субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю мясной продукцией и не включенные в реестр производственных объектов.
При проведении мониторинга у 14 субъектов, осуществляющих оптовую торговлю, являющихся победителями процедур государственных закупок, установлено нарушение законодательства о торговле в части отсутствия сведений в Торговом реестре. Субъектам торговли выданы рекомендации об устранении нарушений законодательства, установлены сроки их исполнения.
В МАРТ напомнили, что если организация оптовой торговли осуществляет деятельность без использования торгового объекта, ей необходимо в установленном порядке представить в соответствующий уполномоченный орган уведомление для включения сведений в Торговый реестр Республики Беларусь. Дополнительно МАРТ проинформирует облисполкомы и МГИК о нарушениях законодательства о торговле.
По данным Торгового реестра Республики Беларусь количество розничных торговых объектов, функционирующих на территории республики, за 2024 год увеличилось на 2,5 %, или 3,2 тыс. единиц. На 1 января 2025 года составило 131,3 тыс. Торговая площадь розничных торговых объектов за 2024 год увеличилась на 3,1 %, или 243,9 тыс. кв.м и на 1 января 2025 года составила 8192,6 тыс. кв.м.
По информации
БЕЛТА
Правительством внесены изменения в систему ценового регулирования
Постановлением Совета Министров № 713(7), подписанным Премьер-министром Александром Турчиным, внесены изменения в систему ценового регулирования. Об этом БЕЛТА
сообщили в пресс-службе Правительства.
Для поддержки отечественных производителей увеличены предельные максимальные отпускные и розничные (оптовые) цены на картофель свежий продовольственный, за исключением мытого, капусту белокочанную свежую, за исключением ранней, и лук репчатый, за исключением красного и белого, которые будут действовать до 15 мая 2025 года, а также предельная максимальная оптовая, торговая надбавки (с учетом оптовой) на производимые в Республике Беларусь запасные части к легковым автомобилям.
Изменения вступают в силу с 17 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА
МНС – об отдельных вопросах, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости
В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования ввиду вступления в силу со 2 апреля 2025 г. постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 марта 2025 г. № 11 «Об изменении постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5» (далее – постановление № 11) Министерство по налогам и сборам сообщает.
Постановлением № 11 изложен в новой редакции Классификатор дополнительной таможенной информации (приложение 4-1 к постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования», далее – классификатор).
В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь в настоящее время (холодильники и морозильники бытовые, шины и покрышки пневматические резиновые новые, велосипеды и велосипедные рамы), включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250, далее – перечень) классификатором введены новые дополнительные четырехзначные коды в отношении шины и покрышек пневматических резиновых новых, классифицируемых кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД) 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0.
В соответствии с примечанием к перечню товары определяются исключительно кодом ТН ВЭД и дополнительным четырехзначным кодом по классификатору. Краткое наименование приведено только для удобства пользования.
В отношении товаров классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 в перечне указан дополнительный четырехзначный код 0000, который исключен из классификатора.
Учитывая изложенное, с 02.04.2025 шины и покрышки пневматические резиновых новые, классифицируемые кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, прослеживаемости не подлежат.
Одновременно обращаем внимание, что приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 «О подлежащих маркировке товарах» определен перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в который также включены шины новые, классифицируемые вышеуказанными кодами ТН ВЭД. В соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 марта 2011 г. № 243 «О маркировке товаров» субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее – незащищенное СИ), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов, в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации.
Таким образом, оборот маркируемых незащищенными СИ шин, классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, должен осуществляться с обязательным использованием электронных накладных с указанием информации о нанесенных средствах идентификации.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь