Об избрании Республики Беларусь в состав ЮНСИТРАЛ
В ходе 61-го пленарного заседания Генеральной Ассамблеи ООН Республика Беларусь была переизбрана в состав Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).
Справочно. Беларусь является членом ЮНСИТРАЛ с 2004 года.
Нынешнее избрание Республики Беларусь в состав ЮНСИТРАЛ является свидетельством положительной оценки вклада Беларуси в работу Комиссии со стороны подавляющего большинства государств – членов ООН.
Участие белорусских экспертов, входящих в состав Восточноевропейской группы Комиссии, в мероприятиях ЮНСИТРАЛ, которые проходят поочередно в г. Нью-Йорке и г. Вене, в формировании правовых норм и практики по таким направлениям деятельности ЮНСИТРАЛ, как арбитраж и согласительная процедура, в том числе по инвестиционным спорам, электронная торговля и урегулирование споров в режиме онлайн, совершенствование законодательства о несостоятельности, будет способствовать не только дальнейшей гармонизации права международной торговли, но и совершенствованию законодательства Республики Беларусь на основе принимаемых ЮНСИТРАЛ конвенций, «типовых» законов и других правовых документов.
По сообщению
официального сайта Министерства иностранных дел Республики Беларусь
В Беларуси скорректированы ветеринарно-санитарные правила для организаций, осуществляющих производство, хранение и реализацию молочной продукции. Это предусмотрено постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 сентября 2025 г. № 81, сообщает БЕЛТА.
Как пояснили БЕЛТА в пресс-службе Минсельхозпрода, документ включил в себя требования в области безопасности в ветеринарно-санитарном отношении по всей цепочке производства молочной продукции, начиная от поступления молока-сырья и до выпуска готовой продукции.
«Исключены излишние требования, не относящиеся к области ветеринарии. Актуализированы и детализированы требования, касающиеся условий выпуска молочной продукции, безопасной в ветеринарно-санитарном отношении, включая требования к организации производственного контроля молока-сырья и молочной продукции на предприятии, производственным процессам, обеспечению водой, вспомогательному сырью и материалам, терминологии. При разработке правил также были учтены рекомендации контрольно-надзорных органов стран – импортеров белорусской молочной продукции, высказанные в ходе ранее проведенных аудитов (требования к вентиляции, личной гигиене работников молокоперерабатывающих предприятий и др.)», – пояснили в Министерстве.
Кроме того, включены актуальные требования к проведению мойки и дезинфекции, контролю результативности их проведения, что является важным условием выпуска безопасной продукции.
«Актуальность требований вновь разработанных ветеринарно-санитарных правил обусловлена не только необходимостью приведения в соответствие с действующим законодательством в области ветеринарии, включая Закон о ветеринарной деятельности, но и в связи с постановлением Министерства здравоохранения от 29 сентября 2025 г. № 121», – добавили в пресс-службе.
Утратили силу действующие ветеринарно-санитарные правила для молокоперерабатывающих предприятий, в том числе для предприятий, изготавливающих мороженое, продукцию детского питания. Новая редакция нормативного правового акта будет способствовать выпуску качественной и безопасной молочной продукции, увеличению экспортных возможностей предприятий.
Постановление вступает в силу после официального опубликования.
По информации БЕЛТА
В Беларуси вступили в силу изменения в организацию торговли в сельской местности через передвижные торговые объекты. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 3 ноября 2025 г. № 608 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2025 г. № 294», сообщает БЕЛТА.
В частности, скорректировано наименование админпроцедуры 8.3.1. Она предполагает согласование маршрута движения автомагазина. Однако если ранее такое согласование требовалось только в случае реализации алкогольных напитков, то сейчас – всем, кто торгует на территории сельской местности независимо от ассортимента товаров.
Процедура включает подачу заявления в службу «одно окно», рассмотрение дела и принятие решения уполномоченным органом. Обратиться юрлица могут, подав письменное заявление и предоставив маршрут движения автомагазина.
Маршрут движения – путь следования передвижного торгового объекта или объекта общественного питания с указанием адресных ориентиров мест остановки, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами, – времени прибытия и убытия с этих мест.
По информации БЕЛТА
Объем торговли Беларуси с Казахстаном стабильно высок, но страны могут достичь большего. Об этом заявил Премьер-министр Беларуси Александр Турчин во время переговоров с премьер-министром Казахстана Олжасом Бектеновым в расширенном составе, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
«Объем взаимной торговли между нашими странами стабильно высок – около $1 млрд. Примечательно, что в текущем году растет как белорусский экспорт в Казахстан, так и казахстанский импорт в Беларусь. Важно, чтобы эта динамика сохранялась. Более того, я считаю, что нам под силу и более серьезные цифры с учетом потенциала развития наших стран. Думаю, что в следующую пятилетку мы должны для себя эту планку существенно повысить и доказать, что мы можем достичь еще большего», – сказал Александр Турчин.
На сегодняшних переговорах акцент сделан на продолжении работы по укреплению торгово-экономических связей. Один из главных приоритетов – сотрудничество в сфере промышленности, в особенности машиностроения. «На территории Казахстана уже не первый год работают наши совместные предприятия. Уровень локализации такой, что это уже наш совместный продукт», – отметил Премьер-министр.
Во время официального визита белорусской правительственной делегации в Астану обсуждаются вопросы дальнейшего взаимодействия, налаживания новых связей и реализации перспективных проектов. «Наше сотрудничество не ограничивается экономикой и торговлей, а охватывает также гуманитарную область, есть совместные проекты в сфере образования, культуры, спорта, туризма. На мой взгляд, расширение связей именно в этих направлениях позволит укрепить фундамент наших отношений и обогатить их содержание», – обозначил глава белорусского Правительства.
«Для нас Казахстан является приоритетным партнером в торговых и экономических отношениях, поэтому правительство нашей страны настроено всячески развивать эти связи. Тот уровень диалога, который сложился на уровне глав государств, обязывает нас демонстрировать уверенный рост товарооборота и дальнейшее углубление отношений между странами», – заключил Александр Турчин.
Олжас Бектенов в свою очередь отметил, что отношения между двумя странами поступательно развиваются. «Уверен, что ваш официальный визит в Казахстан придаст дополнительный импульс развитию наших отношений, укрепит партнерство между нашими странами. Наши отношения действительно носят стратегический характер, для них характерен доверительный диалог на всех уровнях. Развиваются не только торгово-экономические и инвестиционные связи, но и культурно-гуманитарные. Наши народы хорошо знают историю, культуру друг друга. Хотелось бы, чтобы и в культурно-гуманитарной сфере наши связи только крепли. Думаю, это очень важно, если мы говорим о долгосрочном характере отношений. Наши люди должны знать друг друга, уважать и ценить, и это серьезный фундамент в том числе для экономики», – акцентировал он.
По словам премьер-министра Казахстана, товарооборот между двумя странами в этом году радует. «У нас традиционно хорошо развивается промышленная кооперация. Общий пул совместных проектов составляет 15 совместных производств. 12 уже реализованы с общим объемом инвестиций более $200 млн. Три проекта сейчас находятся на стадии реализации. Мы работаем с белорусскими партнерами над углублением локализации той линейки продукции, которая производится здесь, в Казахстане, всегда находим взаимопонимание и конструктивный подход к этим вопросам. Сегодня будет принята дорожная карта по развитию сотрудничества в области промышленной кооперации в ближайшие три года. Думаю, это тоже позволит более предметно, целенаправленно идти к достижению тех целей, которые мы себе наметили. Правительство Казахстана готово приложить все усилия для того, чтобы наши торгово-экономические и другие отношения развивались интенсивно и на взаимовыгодной основе», – подчеркнул Олжас Бектенов.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 4 ноября встретился с послом Индии Ашоком Кумаром.
«Вопрос сотрудничества Беларуси с Индией весьма актуальный сейчас и находится на особом контроле. Мы далеко не все реализовали и даже близко к тому не подошли, чтобы реализовать те возможности, которыми мы сегодня обладаем. Хоть мы и в два раза повысили наш товарооборот, достигнув полмиллиарда долларов, но в наших отношениях это почти ничто. И та планка, к которой мы стремимся, – $2–3 млрд товарооборота в год – это вполне реально и достижимо. Поэтому главный вопрос – это активизация нашего сотрудничества», – сказал Глава государства.
«Наш Министр иностранных дел доложит, какие в этом направлении нами принимаются меры. Но мы хотели бы, чтобы и индийская сторона к этому процессу активизации нашего торгового оборота подключилась основательно. Я знаю, что вы это сделать можете. У нас большой опыт накоплен, большая предыстория наших отношений еще с советских времен. Поэтому мы хотели бы с вами активизировать торгово-экономические отношения», – заявил Александр Лукашенко.
Что касается политических, дипломатических отношений, Глава государства констатировал, что они находятся на достаточно высоком уровне. Но торгово-экономические отношения могли бы дать этому серьезное ускорение и толчок, уверен он.
«Были бы рады приветствовать в Беларуси Премьер-министра Моди. Мы всегда готовы его принимать, ждем его в Беларуси. Так же, как и весь белорусский народ. Я уверен, что белорусы хотели бы увидеть здесь Премьер-министра, очень опытного, грамотного и очень влиятельного человека», – заявил Президент.
Александр Лукашенко также отметил, что у него лично сложились очень добрые и теплые отношения с Нарендрой Моди. «Мы постоянно с ним общаемся на международных площадках, как это было в последнее время в Китае на заседаниях ШОС», – сказал Президент.
«Мы готовы с вами работать под вашим председательством в БРИКС и готовы сделать все необходимое для того, чтобы ваше председательство было успешным. Мы благодарны вам за ту помощь и поддержку, которую вы оказали нам при вступлении в ШОС, а также за партнерство в БРИКС. Мы с удовольствием опираемся на вашу помощь и поддержку. И вы никогда нам в этой помощи и поддержке не отказывали», – сказал Глава государства.
Беларусь также стремится налаживать с Индией гуманитарное сотрудничество. «Начали с кинематографа. Это естественно. Потому что у вас эта сфера очень развита. На «Лістападзе» у нас ваши фильмы представлены. Мы благодарим вас за то, что вы принимаете в этом участие», – сказал Александр Лукашенко.
Президент поблагодарил индийскую сторону и за участие на весьма высоком уровне в прошедшей недавно Минской международной конференции по евразийской безопасности: «Мы это заметили и очень ценим».
«Словом, господин посол, есть много чего интересного, отталкиваясь от чего мы можем активизировать наше торгово-экономическое сотрудничество. А экономика является базой для наращивания по другим направлениям нашего взаимодействия», – резюмировал белорусский лидер.
Посол Индии Ашок Кумар в свою очередь сказал: «Для меня большая честь присутствовать сегодня на встрече с Вами. Полностью согласен с Вами, что история наших отношений достаточно продолжительная, наши отношения теплые и сердечные».
Дипломат отметил, что совсем недавно заместитель Министра иностранных дел Индии Сиби Джордж принимал участие в III Минской международной конференции по евразийской безопасности. Он также провел ряд встреч в МИД Беларуси, включая встречу с Министром иностранных дел Максимом Рыженковым, состоялись двусторонние политические консультации. В центре внимания обеих сторон были как уже достигнутые результаты сотрудничества, так и следующие шаги по дальнейшему развитию взаимодействия.
Посол, ссылаясь на выступление замглавы МИД Индии на пленарном заседании конференции в Минске, обозначил позицию его страны касательно видения глобального мироустройства. По его словам, отношения нужно строить по аналогии с тем, как это происходит в большой семье. «Такова была древняя мудрость, и мы должны ее развивать и жить таким образом вместе», – сказал дипломат.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, « Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.
