Вопросы жизнедеятельности Минска обсудила Наталья Кочанова на совещании с руководством столицы
Председатель Совета Республики, уполномоченный Президента Республики Беларусь по г. Минску Наталья Кочанова провела совещание с руководством столицы. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе верхней палаты Парламента.
(фото – БЕЛТА)
В совещании приняли участие помощник Президента Республики Беларусь – инспектор по г. Минску Александр Барсуков, Министр внутренних дел, уполномоченный Президента Республики Беларусь по г. Минску Иван Кубраков, председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев, заместители председателя Минского горисполкома, главы администраций районов столицы.
Открывая встречу, Наталья Кочанова поблагодарила всех за участие в IX Форуме регионов Беларуси и России. «Мероприятие прошло действительно успешно. Спасибо всем большое за то, что вместе с нами поработали. Для нас это очень важно. Вместе мы можем многое для того, чтобы было еще больше мероприятий, которые приносят пользу для национальной экономики и нашей страны в целом», – отметила спикер.
Такие совещания проводятся регулярно. На повестку дня вынесены актуальные вопросы жизнедеятельности столицы.
По сообщению БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 ноября собрал совещание о доработке Программы социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы.
В начале совещания Глава государства высказался о ситуации на белорусско-литовской границе.
«Хочу заявить: мы готовы к открытию границы давно. Мы ее не закрывали. В течение нескольких часов она с нашей стороны может возобновить свою работу. Пограничники в целом к этому готовы», – отметил Президент.
Глава государства рассказал, что в ходе состоявшегося на днях доклада Председателя Госпогранкомитета было доложено о ситуации и о том, что Литва хотела бы разрядить сложившуюся ситуацию. «На что я ему ответил: если Литва хочет – мяч на ее стороне. Пожалуйста, открывайте границу, будем работать и сотрудничать, как это было до сих пор», – заявил Президент.
Александр Лукашенко подчеркнул, что народ Литвы не имеет никакого отношения к решению властей своей страны о закрытии границы с Беларусью. «Даже не хочу говорить, по каким причинам. Сегодня мы знаем реакцию литовского народа – граждан Литвы, бизнеса – на эти действия. Естественно, властям Литвы пришлось шевелиться и предпринимать какие-то меры, – сказал Президент. – Как обычно, они решили мышковать и еще раз попытаться нас наклонить и обвинить в этих не то «шариках» (запуске метеорологических зондов с контрабандой сигарет. – Прим.), не то еще чем-то. Хотя исчерпывающий ответ на этот вопрос был дан. И расследованием наших органов, да и Литвы подтверждается, кто занимается этим сигаретным бизнесом, кто эти «шарики» перекидывает и так далее».
«Понимая, что вокруг закрытия границы сложилась непростая ситуация, они (литовская сторона. – Прим.) попытались с межгосударственного уровня перенести решение вопроса на уровень пограничной заставы. Они, я это называю мышкованием, обратились в Лидский пограничный отряд (не в государственный орган, не в МИД, не в Правительство) с не то просьбой, не то требованием открыть границу. На участке там два погранперехода у нас работают. На одном из участков открыть границу. «Мы (литовская сторона. – Прим.) якобы будем эвакуировать какие-то автомобили…» – рассказал Глава государства.
«Я даже не дослушал этот доклад. Сказал: хорошо, как только будут готовы эвакуировать, договорятся с нашей стороной… У нас же там ни таможенников фактически на пункте пропуска, ни пограничников. Закрыли – закрыли. Наши службы перераспределены на другие участки – это было мое решение. Будут готовы (в Литве. – Прим.) – будем договариваться. Хотите эвакуировать – эвакуируйте», – заявил белорусский лидер.
В связи с этим органы внутренних дел на протяжении всего предыдущего дня по заданию Александра Лукашенко и под руководством Госсекретаря Совбеза все литовские автомобили собрали на пунктах перехода и взяли их под охрану. «Чтобы нас потом не обвинили, что мы там что-то плохое сделали. Взяли их под охрану. Хотят эвакуировать, что же, будем договариваться», – сказал Президент.
«Автомобили собраны, стоят под охраной. Те, кто их охраняет, попросили, по-моему, 120 евро за сутки. Заплатили за охрану. Сколько суток будут стоять – умножить на 120 евро, – платите, забирайте автомобили с грузом. Если в ближайшие несколько дней этого не будет сделано, мы примем решение, как МИД заявил, в соответствии с нашими законами. Вплоть до конфискации этих автомобилей. Они не могут болтаться на дорогах – 1100 или 1200 огромных фур, которые стояли где-то там на дороге», – обратил внимание Глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что дал отдельное поручение в отношении водителей большегрузов. «Люди мучились, водители мучились. Я дал указание, чтобы водителей не обижали. Они ни в чем не виноваты. Грузополучатели в Литве тоже ни в чем не виноваты. Пусть обращаются к своим властям в Литве для решения этих вопросов. Поэтому водителей мы доставим прямо в пункт пропуска на границу. Посмотрите, чтобы там не обидели водителей, – поручил Президент. – Не хотят они уезжать – могут ночевать в своих автомобилях, как они это делали на дороге, или же в гостиницах. Мы обеспечить водителей должны всех – 1100 или 1500 человек – всех надо обеспечить всем необходимым. Чтобы люди были накормлены, могли умыться и прочие надобности».
«Будут эвакуировать – пусть эвакуируют. Это не наши вопросы. И вообще-то мы, наверное, почти ничего не возим через эту границу в связи с санкциями. Только какие-то виды товаров, которые очень-очень нужны тем же литовцам или полякам. Очень-очень нужны – заказали, мы отвезли. Не заказали – мы туда не везем. А с казахами, россиянами, китайцами, другими странами им (Литве. – Прим.) придется очень серьезно не просто объясняться, а разбираться. Потому что так никто не поступает», – подчеркнул белорусский лидер.
«Обо всем остальном мы еще поговорим в ближайшее время на переговорах с делегацией Соединенных Штатов Америки. Чувствую, что без них тут не обошлось», – добавил Александр Лукашенко.
Переходя к теме совещания, Глава государства заявил: «Нам надо подготовить качественную и действительно рабочую программу! Без прожектерства. Исходя из жизни, нашего опыта и имеющихся ресурсов».
Александр Лукашенко напомнил, что еще летом Правительством была разработана концепция программы на предстоящую пятилетку. Предложен ряд приоритетов, запрос на которые неоднократно звучал в обществе, они были заложены в предвыборную программу Президента. В том числе цифровизация экономики, сильные регионы, дороги и транспортная инфраструктура, доступное жилье, качество мобильной связи, туризм, повышенные стандарты комфорта.
«Кроме того, у нас хватает насущных вопросов в экономической сфере, причем в таких направлениях, которые имеют высокий потенциал развития и могут стать драйвером экономического роста: повышение уровня технологичности производств, инвестиционной активности предприятий, снижение всех видов затрат, рост производительности труда и многие другие», – сказал Президент.
Глава государства отметил, что буквально через месяц документ должен быть внесен на рассмотрение Всебелорусского народного собрания: «Это вопрос нашей стратегии, прежде всего социально-экономического развития. Хотя все там вопросы отражены. Поэтому делегаты ВНС должны рассмотреть эту программу и принять ее согласно Конституции».
«Сейчас крайне важно принять верные проектные решения и представить их на рассмотрение делегатам ВНС. После обсуждения, возможной доработки и утверждения программа пятилетки станет законом для дальнейшей работы всех государственных органов и организаций. Значит, то, что мы пропишем и что будет принято на ВНС, должно неукоснительно исполняться, – сказал Глава государства. – Государственные и региональные программы, а также ежегодные прогнозные и иные документы должны после принятия полностью соответствовать решениям ВНС. Скорректировать их, внести изменения в направления развития страны станет возможно только через решение этого представительного собрания».
Президенту представили два проекта программы социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы.
Советом Министров с заинтересованными представлен проект программы пятилетки, который содержит пять приоритетов. «Далее, как докладывает Правительство, он развернут, конкретизирован в соответствующих проектах госпрограмм, региональных планов и целевых индикаторов», – отметил Глава государства.
«Но, как говорится, одна голова хорошо, а две – лучше. Делегаты Всебелорусского народного собрания выразили желание активно поучаствовать в доработке документа. Я такую инициативу поддержал, поручил привлечь к этой работе наших ведущих экономистов и людей, которые выскажут свое мнение. Рабочая группа из числа делегатов, имеющих значительный опыт и компетенции в различных сферах, создана. Ее возглавил Председатель Правления Национального банка, вчерашний Премьер-министр (Роман Головченко. – Прим.)», – сказал Александр Лукашенко.
Как было доложено Главе государства, рабочая группа во взаимодействии с Правительством сформировала обновленный проект программы, но уже из восьми приоритетов.
Александр Лукашенко обозначил ряд вопросов к актуализированной версии.
О содержательности разделов
Глава государства отметил, что предлагаемые индикаторы (задания) – это своего рода обязательства перед людьми. Значит, они должны быть подкреплены конкретными действиями (задачами) и, самое главное, финансированием.
«Например, существенный миграционный прирост (где-то мы аж записали цифру 100 тыс. человек). Говорит ли это о том, что мы не в состоянии развить внутренний трудовой потенциал и взять наконец-то под контроль рациональное размещение производительных сил равномерно по всей стране? А это надо делать. И начинать, я уже много раз говорил, надо с жилья – строить жилье там, где это нужно для экономики», – сказал Глава государства.
«Более того, какие категории мигрантов входят в это число? Напоминаю, у нас принято очень жесткое законодательство об их привлечении в страну. Этого требовали наши люди, обещая, что производительность труда будет гораздо выше», – заметил Александр Лукашенко.
Во время совещания Президент упомянул о сельскохозяйственной тематике и обозначил перед аграриями вопросы, которые надо обязательно решить в течение ноября.
Глава государства сделал акцент на наведении порядка, хозяйском подходе в обработке земель и соблюдении необходимых технологий в животноводстве. Все эти вопросы подробно обсуждались на недавнем совещании с Президентом в Витебске по развитию северного региона Беларуси, но многие задачи актуальны и в разрезе страны в целом.
Александр Лукашенко констатировал наличие позитивных сдвигов. «Скажу вам откровенно, пролетев полстраны за эти праздничные дни, я увидел, что наши люди умеют работать. Даже в Гомельской области (не перехвалить бы Ивана Крупко) придраться не к чему, – отметил Президент. – Я уже не говорю по Минской области. Кое-где еще в рулонах солома есть. Но, думаю, свезем. Главное, чтобы не на подсевах трав это было, чтобы не угробить. По Брестской, Гродненской области – в ближайшие пару недель я побуду, посмотрю, что там творится на западе. Думаю, что к этому времени там уже полевые работы будут прекращены».
В числе задач, которые еще стоят перед аграриями, Александр Лукашенко назвал завершение уборки кукурузы на зерно. «У нас еще 2–3 % кукурузного зерна не собрано. Не вижу катастрофы. Подсохнет – уберете», – сказал он.
Глава государства обратил внимание, что в животноводстве надо иметь запас кормов и с борта вертолета видно, что в целом этим вопросам уделили внимание. «Приятно смотреть с воздуха, когда возле каждого комплекса практически белые рукава. Это значит, вы туда законсервировали кукурузное зерно. Может, еще что-то», – поделился наблюдениями Президент.
Еще одна важная задача нынешнего периода – вспашка. «Не откладывайте на весну! Весной надо сеять, а не пахать. Пахать надо осенью. Пока стоит погода и прогноз вроде неплохой, где только можно, надо пахать, поднимать зябь», – требует Александр Лукашенко.
В этом плане он призвал обратить внимание и на те сравнительно небольшие участки земли, куда аграрии из-за высокой влажности почвы не смогли ранее влезть на тракторе. При наличии хороших погодных условий их тоже надо приводить в порядок.
Напомнил Президент и о необходимости вовлекать в сельхозоборот неиспользуемые ныне приусадебные участки в деревнях. Он подчеркнул, что эта проблема «вопиет». «Маленький тракторок – все должно быть распахано – 30–40 соток. Если это 10 приусадебных участков в деревне, посчитайте, что это уже превращается в гектары».
«Вопрос даже не в этом. Мы героически сегодня ведем мелиорацию. Я уже говорил, что в ближайшее время надо мне запланировать – послушать, как идет эта мелиорация и вторая программа развития Полесья. Чтобы это не было как раньше: «Дайте деньги, мы трактора купим!» Если мы взялись за Полесье, его надо привести в нормальное состояние, как это в лучших хозяйствах у полешуков. Неплохо работают. Это говорит о том, что поняли, что лучше работать на тракторе, чем воевать, как в соседней Украине, – сказал Александр Лукашенко. – Но надо все это довести до ума, чтобы в зимовку мы вошли с нормальным состоянием на полях. Надо поднять зябь. Ну и подготовить молочно-товарные комплексы и прочие животноводческие помещения к зиме».
«Вот буквально несколько проблем, которые надо решить в течение ноября. В декабре это будет уже поздно делать. Комитет госконтроля, соответствующие структуры, не только в Витебской области, получили задание капитальнейшим образом проверить эти направления деятельности, принять соответствующие решения и доложить. Это хорошо, что они там (на сельхозпредприятиях Витебской области, где необходимо навести порядок. – Прим.) красить начали, навоз наконец-то убирать. Это неплохо. Но еще надо вникнуть в технологии: чем кормить, как кормить, как содержать, как обслуживать этих животных. Но дожимайте. Мы сейчас контролируем этот процесс, как там все получается. Люди зашевелились. Это хорошо. Даже в Гомельской области вынуждены были отреагировать на вашу работу на Витебщине», – заявил Александр Лукашенко.
Президент напомнил, что недавно обращал внимание на совещании по прогнозу развития на 2026 год, что если кто-то предлагает более напряженные целевые задания, то он за это. «Но грамотно обоснуйте подходы. Не просто: «Вот, мало, давайте больше!». Все должно быть обосновано и финансово просчитано. Но и занижать нельзя», – ориентирует Глава государства.
Об обоснованности и взаимосвязанности оцифрованных заданий
Говоря про цифровизацию, Президент отметил, что к этому вопросу нужно подходить разумно, не переводя всю информацию в цифру: «Не потому, что я консерватор. Вы знаете, что мне приходилось принимать решения по IT-технологиям. Почти никто в мире не занимался (этими вопросами. – Прим.). Я принимал эти решения, в более решительном плане действовал. Не надо уже так сильно забегать вперед. И не надо нам все переводить в цифру».
Президент пояснил, что не следует прибегать к цифровизации там, где без нее можно обойтись. «Там, где надо, давайте. Там, где можем без этого обойтись, давайте туда лезть не будем. Обеспечим эту кибербезопасность», – подчеркнул он.
Затрагивая тему кибербезопасности, Глава государства предложил, как и прежде, хранить некоторые вещи на бумажных носителях. Такое решение позволит сохранить информацию и избежать ее утечек. «Давайте на бумажных носителях, как это было раньше, некоторые вещи будем определять. И народу слишком париться не надо: «Ах, персональные данные – номер телефона, еще что-то, адрес...» – предложил Александр Лукашенко.
В этой связи Президент не обошел вниманием и такую тему, как рациональное использование мобильных телефонов. Особенно это касается чиновников: «Никакого секрета, если у вас телефон, чем вы занимаетесь, куда вы ходите... Никакого секрета».
Несмотря на развитие мобильной связи, Глава государства выразил уверенность, что необходимо сохранить проводную телефонную сеть. «Это точно на серверах в Канаде или США не будет ваш разговор. В противном случае: ваш телефон лежит рядом – спецслужбы знают все, что у вас происходит. Включен, отключен – неважно», – добавил Александр Лукашенко.
О включении в проект программы приоритета по укреплению обороноспособности
Александр Лукашенко заявил, что при всей архиважности данная тема имеет свою специфику, относится к военной политике, стратегии и обороне. Это связано в том числе с наличием закрытых вопросов, которые не следует афишировать. Один из них – ядерное оружие, которое размещено на территории Беларуси.
«До сих пор американцы заявляют, что они не знают, есть у нас (ядерное. – Прим.) оружие или нет. Ну и хорошо, пусть они так думают. Мы их предупредили. Мы не говорим сколько, где, как... Это мое дело. Оно лежит в надежном месте. Я даже больше сказал: мы его еще раз обслужили – отвезли в Россию, обслужили и вернули самый современный вариант тактического ядерного оружия. Мы не можем это все раскрывать, и не столько для наших людей, сколько для них (за рубежом. – Прим.) это показывать», – подчеркнул Глава государства.
То же самое, добавил Александр Лукашенко, касается комплекса «Орешник», который в декабре поступит на боевое дежурство: «Детали раскрывать мы не будем. Это мобильный комплекс, он никогда не будет находиться в одном месте. Он будет барражировать по определенным точкам и из определенной точки (сможет при необходимости. – Прим.) нанести удар».
«По сути, это про необходимый контур безопасности, обеспечивающий мирное и спокойное социально-экономическое развитие страны», – сказал Президент.
«Если человек не будет чувствовать за спиной военную мощь, трудно будет говорить об экономике. Поэтому логика вроде в связи с событиями, которые развиваются за пределами нашей страны, есть. Но при этом надо учитывать, что это отдельный вопрос – вопрос национальной безопасности, который мы рассматривали», – заметил белорусский лидер.
«Люди должны понимать, что мы реагируем на ту сложную обстановку, которая складывается вокруг границ, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Люди, которые определяют направление нашего развития, будут понимать, что надо реагировать на складывающуюся обстановку, особенно в вопросах безопасности».
Глава государства привел в пример Польшу, которая выделяет огромные суммы денег на оборону: «Не хочу демонизировать поляков, но зачем миллиарды и миллиарды злотых тратить на оборону? Зачем? Просто чтобы закопать. Так они тоже не дураки. Закапывать они не станут. Ну, наверное, для чего-то делают. А мы?»
В этой связи Президент напомнил, что Беларусь благодаря хорошим отношениям с Россией сегодня располагает тактическим ядерным оружием, а уже в декабре на боевое дежурство поступит комплекс «Орешник». «Сегодня у нас хорошие отношения с братской Россией, с братским государством. «Орешник», ядерное вооружение... «Буревестник», «Посейдон» нам не нужен, конечно. Потому что этот «Буревестник» летает сутки, можно запустить с Владивостока – он любую точку поразит. Зачем его тащить на передовую? Или, допустим, «Посейдон». Что мы, на Нарочи будем «Посейдон» запускать?» – заметил Александр Лукашенко.
Тем не менее, убежден Глава государства, когда речь идет об обороноспособности страны, полагаться только на такие виды вооружения, как «Орешник» и тактическое ядерное оружие, нельзя.
«Да, действительно, россияне помогали, помогают и будут помогать в силу той политики, которую мы проводим в отношении России. Но основные вооружения нам надо иметь свои, – заявил Александр Лукашенко. – Еще раз подчеркиваю: ракеты – это хорошо. Но воевать будут люди. И те вооружения, которые людям нужны, мы должны создавать. Не будут так эффективны беспилотники у нас, как в степи и так далее. У нас лесной массив, не так просто беспилотниками воевать».
Президент пояснил, что речь идет о таких видах вооружения, как автоматы, пулеметы и пистолеты, а также о военной технике. Тем более, опыт конфликта в Украине показывает актуальность использования малых мобильных групп. «Приехала военная техника (десять солдат – отделение) – конфликт в Украине показывает это – мобильные группы нанесли удар и сбежали. На этой же машине уехали быстро. Мы имеем такие машины. Да и китайцы нам предлагают, россияне. Но у нас свои очень хорошие – «Волат» – выпускаем автомобили, – подчеркнул он. – Все равно этот род войск (в случае военного конфликта. – Прим.) будет решать эти проблемы на нашей территории. На других территориях мы не собираемся воевать. Нам не надо захватывать Литву, Латвию, Польшу. Нам своей земли достаточно, поэтому мы строим свою оборону».
Об отсутствии консенсуса
Александр Лукашенко назвал этот пункт важным, констатировав отсутствие консенсуса между рабочей группой и Правительством.
«В результате сегодня на моем столе два варианта программы. Совет Министров докладывает, что включил в свою версию все свежие и полезные предложения группы. Ее содержание на 90 % такое же, только форма другая – это мнение Правительства, – сказал Президент. – В свою очередь Национальный банк (основу этой рабочей группы специалисты Нацбанка составляют) уверяет, что он готов сближаться с Правительством только на базе своей версии документа».
«С одной стороны, хорошо, что есть несколько мнений в целом по документу. С другой, надо подходить к единому варианту. Не будем же мы выносить на ВНС два документа и требовать от делегатов: «Давайте, выскажите свое мнение!». Они будут высказывать, неделю будем сидеть, слушать… Может быть, в областях соберутся, выработают единую точку зрения. Но все-таки желательно иметь единую программу. Людям нужен реалистичный, конкретный, понятный для каждого не только делегата, но и гражданина нашей страны документ», – подчеркнул Глава государства.
Уже проведен ряд подготовительных мероприятий, обсуждений, были запущены площадки для сбора народных предложений. Получено 70 тыс. откликов. «Поэтому надо ответить на вопрос, какими себя видят белорусы и какой белорусы видят свою страну», – сказал Александр Лукашенко.
Планируется, что по итогам совещания с учетом общего мнения Правительство доработает проект программы, чтобы его представить на рассмотрение делегатов Всебелорусского народного собрания.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 октября собрал совещание по вопросам развития сотрудничества со странами Африки.
Тема взаимодействия со странами Африки часто обсуждается на уровне Главы государства, ведь традиционные экспортные рынки необходимо расширять. «И не только потому, что мы там начали проседать, особенно в плане экспорта нашей продукции», – заметил Президент.
Однако в Правительстве перед совещанием были сомнения относительно того, удастся ли подготовиться к мероприятию в сжатые сроки. «Хочу только предупредить всех членов Правительства и тех, кто отвечает за направление сотрудничества в данном случае с Африкой, – должны быть готовы с утра до вечера каждый день к докладу и обсуждению тех или иных проблем», – ориентировал Александр Лукашенко. Он обратил внимание, что собирает должностных лиц не для того, чтобы теоретизировать или «рассматривать крупные философские проблемы», а для обсуждения реальной работы. Поэтому в повестке мероприятия – нынешнее положение дел в сотрудничестве с Африкой и предложения на перспективу.
Глава государства подчеркнул, что от участников совещания необходимы дополнительные предложения по развитию сотрудничества с Африкой. Особенно это касается таких направлений, как продовольственная безопасность, поставки промышленной и военно-технической продукции, перспективы создания совместных сборочных производств. Нужны также инициативы в сферах образования и здравоохранения. Например, в части взаимодействия по подготовке кадров.
«Африка для Беларуси – тот же Китай 30 лет назад, рынок будущего, куда нужно активно идти и завоевывать на нем свои ниши. Именно там резерв диверсификации экспорта для базовых отраслей нашей экономики, таких как сельское хозяйство, машиностроение, производство минеральных удобрений и другие», – констатировал белорусский лидер.
Темпы роста ВВП этого континента превышают среднемировые – больше 4 % против 3 % в 2025 году, демографического роста – тем более (2–3 % прироста в год). А вот доля в международной торговле пока неадекватно низкая: 2,6 % мирового экспорта и 3 % – импорта. Это говорит о том, что там сжимается пружина отложенного спроса, отметил Президент.
Плюс Африку можно назвать кладовой мира по сырьевым ресурсам. Здесь находится треть мировых запасов полезных ископаемых, в том числе 8 % всего природного газа, 12 % нефти, 40 % золота, до 90 % хрома и платины. «Это сегодня превращает Африку в локомотив, в сцепке с которым можно двигаться вперед. Но именно в крепкой сцепке, а не пытаясь запрыгнуть на последнюю подножку уходящего поезда», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства напомнил, что Правительством была принята программа действий по развитию сотрудничества со странами Африки на 2024–2026 годы. Однако Президент оценил ее как очень легкую, ненапряженную. Например, темп роста экспорта товаров – 107,2 % при среднем по стране 97,5 %. «Вроде бы, неплохой рост, но цифры слишком занижены», – считает Президент.
«Казалось бы, шанс. Раз пошли дела, так надо собрать резервы, поддержать лучших, научить остальных. А на самом деле? – спросил Глава государства. – Признаков системной работы я пока не вижу. Никто ничего не корректирует ни в планах, ни в методах».
«Ситуация на наших основных (экспортных. – Прим.) рынках сейчас сложная. Оттуда мы ни в коем случае не уйдем и будем бороться за своего потребителя. Но у предприятий и отраслей уже не может быть отговорок, что все законтрактовано, что кто-то в России предлагает лучшую цену и так далее, – обратил внимание Глава государства. – Надо идти на дальнюю дугу и там работать. Это серьезная задачи и не столько сегодняшнего дня».
Для руководителей Президент ставит задачи обеспечить загрузку мощностей, рабочие места и зарплаты для людей, несмотря на существующие трудности. «Именно в сложных ситуациях!» – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства заметил, что на все африканские страны приходится пока только 2 % от общего объема экспорта Беларуси (для сравнения: за 8 месяцев прошлого года этот показатель был на уровне 1,9 %). И это при том, что расширилась география белорусского присутствия в регионе. До 2019 года сотрудничество было преимущественно со странами севера Африки: Египтом, Ливией и Суданом. А сейчас уже наработан значительный политический капитал с Зимбабве, Нигерией, Эфиопией, Кенией. Интерес к активизации совместной работы проявляют Уганда, Ботсвана, Гана и Мозамбик.
«Вы знаете, как монетизировать политический капитал во взаимовыгодные проекты», – констатировал Александр Лукашенко, обращаясь к участникам мероприятия. Соответствующий алгоритм, по его словам, отработан на программе механизации сельского хозяйства Зимбабве. Сейчас по этой же схеме идет успешное сотрудничество с Нигерией. Суммарно туда уже поставлено более 5 тыс. единиц белорусской сельскохозяйственной и специальной техники, проводится обучение персонала, налаживается работа сервисных центров. Есть планы по созданию сборочных производств. «Все понимаем, как надо делать, но делаем очень медленно», – обратил внимание Президент.
«Вопрос присутствующим: какая страна будет следующей и когда начнем?» – продолжил он.
Глава государства отметил, в частности, готовность Алжира вывести отношения на качественно новый уровень, подкрепив их серьезными проектами. «Накануне визита посмотрим, что МИД с Правительством предложат, – сказал Александр Лукашенко. – Рассчитываю в самое ближайшее время обсудить предметные шаги и конкретные экономические задачи с Президентом Теббуном».
К слову, эту африканскую страну посещал недавно Министр иностранных дел Максим Рыженков. «Опоздали мы в Алжир с нашей продукцией или нет?» – спросил белорусский лидер.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
На очередном заседании сессии Совета Республики, которое состоялось 29 октября под руководством Председателя Натальи Кочановой, сенаторы ратифицировали пять соглашений и один протокол к соглашению, которые позволят укрепить сотрудничество с такими странами, как Гвинея-Бисау, Зимбабве, Колумбия, Лаос, Уганда и Турция.
На заседании члены Совета Республики ратифицировали соглашения с Гвинеей-Бисау, Угандой и Зимбабве об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов, с Колумбией – о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания, с Лаосом – об отмене виз для владельцев обычных паспортов.
Теперь владельцы дипломатических, официальных и служебных паспортов Беларуси могут пребывать в Гвинее-Бисау и Зимбабве без визы до 90 дней в год с даты первого въезда. В Уганде также до 90 дней в течение календарного года. Владельцы национальных паспортов Беларуси освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда, пребывания и транзита по территории Колумбии на срок не более 90 дней в календарном году с даты первого въезда. В Лаосе белорусы смогут находиться без визы в течение 30 дней с даты въезда. При этом общая продолжительность пребывания не должна превышать 90 дней в календарном году.
Протокол о внесении изменений в соглашение между Беларусью и Турцией по большей части затронет международных перевозчиков. Так, водители и члены экипажей грузовых автотранспортных средств, автобусов, поездов, воздушных судов гражданской авиации и морских судов освобождаются от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государства другой стороны в течение периода, не превышающего 90 дней в любом из периодов в 180 дней.
Председатель Совета Республики Наталья Кочанова, говоря об одобренных законопроектах, отметила, что это хорошие решения, которые позволят более эффективно выполнять поручения Президента по торгово-экономическому и гуманитарному сотрудничеству с другими странами.
Юлия Демешко, « Рэспубліка», 30 октября 2025 г.
29 октября 2025 г. в соответствии со статьей 103 Конституции Республики Беларусь в Палате представителей состоялось совместное заседание палат Национального собрания для заслушивания вопросов парламентариев и ответов Правительства.
Открывая заседание, со вступительным словом выступил Председатель Палаты представителей Сергеенко И.П.
Сегодняшнее заседание палат Национального собрания посвящено вопросам обеспечения устойчивой работы промышленного комплекса в текущем году.
Глобальное геополитическое противостояние четко демонстрирует, что наличие собственной развитой индустриальной базы – один из значимых факторов обеспечения безопасности и независимости государства, социально-экономической стабильности.
Промышленность Беларуси является ключевой отраслью экономики, формируя почти третью часть валового внутреннего продукта, три четверти экспорта.
Поэтому функционирование промышленного сектора находится на особом контроле у Президента нашей страны.
В ходе недавних совещаний и кадровых назначений руководителей ряда министерств, промышленных предприятий Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко обозначил ряд проблемных вопросов развития экономики в завершающий пятилетку год.
Сегодня важно не только услышать о результатах деятельности промышленности, но и совместно обсудить возможные пути решения имеющихся проблем.
Может, есть необходимость дополнительной подготовки и оперативного принятия законопроектов, нацеленных на развитие данной сферы?
В этом плане отмечу, что только на прошлой сессии мы приняли целый ряд соответствующих законов.
Так, ратифицированы белорусско-российские соглашения:
- о разработке и организации серийного производства двухдвигательного легкого многоцелевого самолета «Освей»;
- о порядке признания электронной подписи в электронном документе при трансграничном электронном взаимодействии;
- по вопросам урегулирования торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов;
- рассмотрено соглашение с Азербайджаном о взаимном применении электронных систем сертификации происхождения товаров.
Приняты законы об аккредитации в Национальной системе аккредитации, об обеспечении единства измерений, об аудиторской деятельности.
Сейчас ко второму чтению подготавливаются законопроекты «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», об энергосбережении, к первому чтению – о лизинговой деятельности.
На ближайших сессионных заседаниях будет ратифицирован ряд международных договоров, среди которых белорусско-российский договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства. Это важный шаг по созданию единого энергетического пространства двух стран, который ждут наши субъекты хозяйствования.
Ожидается внесение в Палату представителей законопроектов о промышленной безопасности, о перевозке опасных грузов, о товарных биржах, о лицензировании. Все они должны обеспечить повышение качества и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг, содействовать наращиванию промышленного потенциала нашей страны.
Но промышленность – это не только товары. Это, прежде всего, люди. Предприятия промсектора предоставляют рабочие места четверти экономически активного населения республики и во многих случаях являются градообразующими организациями в регионах. Поэтому за цифрами нужно видеть проблемы работников: уровень зарплат, квалификацию кадров, причины нежелания трудиться на тех или иных производствах, наличие стимулов для закрепления молодых специалистов на местах и так далее. Все вопросы промышленной сферы следует рассматривать обязательно через призму решения проблем людей.
Далее И.П.Сергеенко передал слово для доклада Заместителю Премьер-министра Каранкевичу В.М., который проинформировал парламентариев об обеспечении устойчивой работы промышленного комплекса в 2025 году.
По данным за 8 месяцев прибыль от реализации продукции, товаров, работ и услуг в промышленности выросла в сравнении с аналогичным 2024 года на 6,4 процента, чистая прибыль – на 11,1 процента и достигла почти 7,1 млрд. рублей, рентабельность продаж в промышленности составила 9 процентов.
Вице-премьер отметил, что основная задача в сегодняшних условиях – повышение эффективности работы промышленности и обеспечение ее сбалансированного роста. Для этого определены несколько направлений деятельности, по которым организована системная работа.
Первое – обеспечение роста объемов промышленного производства и выпуск новой востребованной продукции. В реализации 80 проектов по замещению импорта продукции отечественными товарами, интеграционные проекты с Российской Федерацией на общую сумму более 150 млрд. российских рублей. С участием китайских партнеров реализуется порядка 60 проектов на общую сумму заявленных инвестиций около 1,6 млрд. долларов США. Правительством сформирован также перечень критических технологий (товаров), имеющих системное значение для функционирования экономики и решения социально-экономических задач. Большинство разработок перечня уже находятся в стадии реализации.
Второе – создание условий по увеличению поставок промышленной продукции на внутренний рынок. В рамках существующих механизмов поддержки организована работа по обновлению парка техники отечественных предприятий, прежде всего нашим аграрием. Всего в этом году будет поставлено более 9 тысяч единиц техники на общую сумму 2,3 млрд. рублей. Дополнительно Правительством принято решение о поддержке реализации крупногабаритной современной техники, произведенной на территории Республики Беларусь. На эти цели в 2025–2026 годах планируется направить порядка 200 млн. рублей. Продолжается программа кредитования «На родныя тавары». За 9 месяцев Беларусбанком выдано кредитов населению на сумму более 370 млн. рублей для покупки отечественных товаров.
Третье – развитие экспортных поставок. Организована работа по максимальному использованию потенциала стран СНГ. Планируется до конца года нарастить положительную динамику экспортных поставок товаров в страны СНГ за счет выполнения новых контрактов по поставкам в Казахстан, Узбекистан, Азербайджан сельскохозяйственной и грузовой техники производства МТЗ, Гомсельмаш, МАЗ.
Продолжаем наращивать свое присутствие в странах дальней дуги. Неплохие результаты приносит реализация Программ действий по развитию сотрудничества Республики Беларусь со странами Африки и Латинской Америки на 2024–2026 годы. Так, поставки в Африку растут второй год подряд. Экспорт продукции машиностроения на этот континент вырос на 6,6 процента, в частности в 11,3 раза выросли отгрузки тракторов, в 4,7 раза – грузовых автомобилей. В страны Центральной и Южной Америки приросли в 1,5 раза, Юго-Восточной Азии – в 1,6 раза.
Для выстраивания долгосрочного сотрудничества создаем совместные сборочные производства. В этом году открыты сборочные производства тракторов в Узбекистане и лифтового оборудования в Азербайджане. Прорабатываем вопрос организации сборочных производств техники на территории Алжира, Монголии, Мьянмы, Вьетнама, Ирана.
В Российской Федерации продолжаем развивать мультибрендовые центры. В этом году такие центры открыты в Рязанской и Орловской областях, в Республике Башкортостан и Приморском крае. До конца текущего года планируется открытие еще двух центров в Краснодарском крае и Ростовской области. Всего на конец года в России будет функционировать 11 мультибрендовых центров.
В совокупности перечисленные системные меры в большей степени позволили снивелировать внешние негативные факторы и обеспечить работу промышленных организаций в штатном режиме.
Вице-премьер проинформировал также о важнейших задачах, стоящих перед легкой промышленностью, деревообработкой, нефтехимией и энергетикой и принимаемых мерах по их решению.
По окончании доклада В.М.Каранкевича парламентарии задавали вопросы Заместителю Премьер-министра.
Так, депутат Вегера Р.Н. спросил о том, насколько инфраструктура белорусской энергосистемы готова к увеличению объемов вырабатываемой и потребляемой электроэнергии?
Потом на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики отвечали присутствующие руководители министерств и других государственных органов.
Министру лесного хозяйства Кулику А.А. вопрос задал депутат Ушацкий Д.И. Он поинтересовался, как учитываются интересы граждан при реализации ветровальной низкокачественной древесины в период отопительного сезона?
Депутат Жук О.Н. поинтересовалась у первого заместителя Министра промышленности Конюшко А.В., какова доля белорусских составляющих в отечественном машиностроении и какие перспективы снижения импортных компонентов на предстоящую пятилетку?
Депутат Михеенко А.Н. попросила А.В.Конюшко обратить внимание на необходимость пересмотра ряда решений Правительства, касающихся предоставления преференций отечественным производителям в части ускорения процедуры подтверждения производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь.
Депутат Карась Д.Н. спросил у заместителя Министра энергетики Долгого В.А., что поменяется для населения после внедрения единой информационной платформы Министерства энергетики? И какой экономический эффект прогнозируется?
Депутат Михно А.М. попросил председателя концерна «Беллегпром» Лазаревич Н.А. поделиться своим видением дальнейшего развития легкой промышленности.
Депутат Хлебович Г.Е. обратил внимание Н.А.Лазаревич на несовременный дизайн продукции, выпускаемой АО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», и отметил необходимость привлечения молодых художников и дизайнеров для актуализации дизайна продукции.
Обращаясь к председателю концерна «Беллегпром», депутат Гайдукевич О.С. отметил важность повышения качества обслуживания в магазинах, реализующих товары отечественной легкой промышленности.
Всего депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики задали в ходе заседания 13 вопросов.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики прошло в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Это первое в рамках нынешней сессии совместное заседание палат Национального собрания для заслушивания вопросов парламентариев и ответов правительства. Заседание посвящено вопросам обеспечения устойчивой работы промышленного комплекса в текущем году.
Как было отмечено на заседании, глобальное геополитическое противостояние четко демонстрирует, что наличие собственной развитой индустриальной базы – один из значимых факторов обеспечения безопасности и независимости государства, социальной экономической стабильности. Промышленность Беларуси является ключевой отраслью экономики, формируя почти третью часть валового внутреннего продукта, три четверти экспорта. Поэтому функционирование промышленного сектора находится на особом контроле Президента.
В ходе недавних совещаний и кадровых назначений руководителей ряда министерств и промышленных предприятий Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил ряд проблемных вопросов развития экономики в завершающий пятилетку год. Парламентариям важно не только услышать о результатах деятельности промышленности, но и совместно обсудить возможные пути решения имеющихся вопросов. Возможно, есть необходимость дополнительной подготовки и оперативного принятия законопроектов, нацеленных на развитие данной сферы.
Обращалось внимание, что сейчас ко второму чтению готовятся законопроекты «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», по вопросам энергосбережения, к первому – «О лизинговой деятельности». В ближайшее сессионное заседание будет ратифицирован ряд международных договоров, среди которых белорусско-российский договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства, что станет важным шагом по созданию единого энергетического пространства двух стран, чего ждут субъекты хозяйствования.
Ожидается внесение и других важных законопроектов, которые должны обеспечить повышение качества и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг, содействовать наращиваю промышленного потенциала страны.
По информации БЕЛТА
