/ / Общественно-политические
21.12.2022

13 законопроектов рассмотрено на заседании Палаты представителей 20 декабря

20 декабря 2022 года состоялось заседание Палаты представителей, на котором депутатский корпус рассмотрел 13 законопроектов.

Заседание Палаты представителей

В первом чтении были приняты четыре проекта законов.

С докладами о проекте Закона «О Всебелорусском народном собрании» выступили председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Любецкая С.А. и заместитель председателя этой комиссии Омельянюк А.П.

Законопроект содержит положения, направленные на комплексное определение порядка формирования Всебелорусского народного собрания и реализации им своих полномочий, принципов и организационных основ его деятельности, механизмов рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции ВНС. Законопроектом также предлагается закрепить правовой статус делегата ВНС, его права и обязанности, основания прекращения его полномочий, в том числе досрочного.

При этом законопроект учитывает концептуальные подходы к формированию и деятельности ВНС, его структуре, компетенции, полномочиям его органов, установленные Конституцией Республики Беларусь.

В целях соблюдения принципа системности и комплексности правового регулирования общественных отношений, связанных с деятельностью ВНС, законопроектом предусматривается корректировка ряда действующих законов.

Проект Закона «Об основах гражданского общества» представили Министр юстиции Республики Беларусь Хоменко С.Н. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Давыдько Г.Б.

Законопроект разработан в целях правового обеспечения регулирования сферы взаимодействия государственных органов (организаций) и гражданского общества и направлен на консолидацию усилий личности, общества и государства по реализации национальных интересов Республики Беларусь.

Документ подготовлен с учетом задач, обозначенных Главой государства в ходе разработки изменений Конституции Республики Беларусь и состоявшегося 28 января 2022 года обращения Президента Республики Беларусь с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.

В законопроекте, в частности, предлагается:

  • определить понятия «гражданское общество» и «субъекты гражданского общества»;
  • закрепить принципы взаимодействия государства и гражданского общества;
  • установить основные задачи взаимодействия государства и субъектов гражданского общества;
  • регламентировать способы содействия государства развитию гражданского общества;
  • детализировать особые формы взаимодействия государства и субъектов гражданского общества.

Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Ипатов В.Д. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Уткин В.Ю. доложили о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».

Проект Закона разработан в целях приведения норм Закона «О нормативных правовых актах» в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, согласования норм Закона с иными законодательными актами и обеспечения реализации решения Конституционного Суда Республики Беларусь «О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов».

С учетом норм главы 31 Конституции Республики Беларусь, определяющей правовой статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия Республики Беларусь, проектом Закона предлагается закрепить статус Всебелорусского народного собрания в качестве субъекта права законодательной инициативы, а также определить, что в состав законодательства входят решения Всебелорусского народного собрания, принятые по вопросам, предусмотренным пунктами 1, 2, 8 и 11 статьи 893 Конституции Республики Беларусь.

Согласно части третьей статьи 142 Конституции Республики Беларусь декреты Президента Республики Беларусь, изданные до вступления ее в силу, применяются до признания их утратившими силу законами. Нормы соответствующих декретов имеют приоритет по отношению к принятым до их издания положениям законов.

Поскольку согласно Закону нормотворческий орган (должностное лицо), наделенный правом признания утратившим силу нормативного правового акта, вправе приостанавливать действие соответствующего нормативного правового акта, то действие декрета Президента (его отдельных структурных элементов) при необходимости может быть приостановлено указом Президента Республики Беларусь, а также с учетом положений Конституции Республики Беларусь – законом. В связи с этим соответствующие изменения вносятся в ряд статей Закона.

С учетом активного внедрения современных технологий в различные сферы государственного управления статья 6 Закона («Основные принципы нормотворческой деятельности») дополнена принципом цифровизации нормотворческой деятельности.

На основании решения Конституционного Суда Республики Беларусь «О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов» статья 69 Закона («Официальное толкование нормативных правовых актов. Письменные разъяснения нормативных правовых актов») дополнена положением о том, что такие разъяснения носят рекомендательный характер.

При этом определено, что правовые последствия несоблюдения законодательства, допущенного вследствие исполнения разъяснений применения нормативных правовых актов, подготовленных уполномоченными государственными органами (организациями), устанавливаются законодательными актами.

Кроме того, проектом Закона предлагается ряд изменений уточняющего характера. В частности, вносятся корректировки, направленные на обеспечение внутренней согласованности положений Закона, исключение неоднозначного толкования его норм, а также конкретизацию иерархии отдельных нормативных правовых актов.

Предусмотрена корректировка требований нормотворческой техники, обусловленная сложившейся правоприменительной практикой (в частности, из приложения к Закону исключены примеры неправильного оформления проектов нормативных правовых актов, приводятся примеры оформления законопроектов о признании утратившими силу декретов Президента Республики Беларусь, проектов указов об изменении указов и распоряжений Президента Республики Беларусь). Данные корректировки направлены также на упрощение требований нормотворческой техники.

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» выступил Министр экономики Республики Беларусь Червяков А.В., с содокладом – председатель Постоянной комиссии палаты представителей по экономической политике Брич Л.Г.

Положения законопроекта предусматривают изменение действующего Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» в целях повышения эффективности системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития Республики Беларусь, гармонизации законодательств Беларуси и России в данной сфере.

В рамках обозначенных целей законопроект предусматривает упорядочение и оптимизацию системы документов государственного прогнозирования и государственного планирования.

Усиливаются региональная и отраслевая составляющие системы государственного прогнозирования, в систему прогнозирования включается Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь, что повышает инновационную ориентацию плановых документов для ускорения структурных и технологических преобразований.

Корректируется уровень утверждения документов. В частности, в соответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь полномочия по утверждению программ социально-экономического развития страны на пятилетний период передаются от Главы государства Всебелорусскому народному собранию.

При этом предусмотрено сохранение полномочий Президента Республики Беларусь по одобрению концепции Программы социально-экономического развития страны на пятилетний период, утверждению важнейших показателей и параметров на очередной год.

Закрепляется порядок формирования годового прогноза на «скользящей основе» с разработкой прогноза на очередной финансовый год и два последующих. Такой подход предусмотрен Бюджетным кодексом Республики Беларусь и используется на практике.

Законопроектом допускаются случаи, при которых Правительству по согласованию с Главой государства предоставляется право устанавливать порядок и сроки разработки прогноза, отличные от установленных законодательством. Это предоставляет возможность учитывать возможные форс-мажорные обстоятельства, внешнеполитические иные события, требующие нестандартных мер реагирования и соответствующей оценки перспективного развития отечественной экономики.

В целом законопроектом предлагается закрепить более гибкую систему прогнозирования, позволяющую уточнять макроэкономические прогнозы в целях повышения устойчивости экономики, актуализировать систему государственного прогнозирования и государственного планирования с учетом современных реалий, повысить информированность субъектов хозяйствования о макроэкономической политике государства, обеспечить сближение порядка регулирования процессов прогнозирования и планирования в Республике Беларусь и в Российской Федерации.

Во втором чтении были приняты семь законопроектов.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Вабищевич П.А. представил проект Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения».

Законопроект предусматривает системные меры по совершенствованию налогового законодательства с учетом результатов его практического применения, достижению оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику, дальнейшее упрощение порядка исчисления и уплаты конкретных налогов.

Парламентарий отметил, что при доработке законопроекта ко второму чтению учтены поступившие в Постоянную комиссию Палаты представителей по бюджету и финансам предложения главного государственно-правового управления Администрации Президента Республики Беларусь. В частности, они касаются: закрепления полномочий Президента в части определения порядка признания задолженности по налогам безнадежной, передачи полномочий на установление порядка организации и проведение проверок государственным органам, исключения привлечения к административной ответственности за неформирование чека посредством приложения «Налог на профессиональный доход», определения органов, разъясняющих порядок исчисления сбора за размещение (распространение) рекламы, а также отрегулирован порядок представления в налоговые органы сведений, составляющих банковскую тайну.

Также в текст законопроекта включены предложения Федерации профсоюзов Беларуси об освобождении от уплаты подоходного налога доходов членов профсоюзных организаций, полученных от этих организаций в виде материальной помощи, подарков, призов, оплаты стоимости путевок в денежной и натуральной формах в размере, не превышающем 1200 рублей в год, в натуральной форме без установления порогового значения при условии, что такие доходы получены только по решениям вышестоящих профсоюзных органов, объединений профсоюзов, и о непредставлении сведений по таким доходам в налоговые органы.

О проекте Закона «О республиканском бюджете на 2023 год» доложила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И., которая отметила, что бюджетная политика в 2023 году будет направлена на решение таких задач как:

  • обеспечение сбалансированности республиканского и местных бюджетов в пределах имеющихся доходов и источников финансирования дефицита бюджета;
  • усиление социальной ориентированности расходов, в том числе за счет реализации мер, направленных на повышение качества жизни населения, благосостояния работников бюджетной сферы, поддержку многодетных семей;
  • концентрация бюджетных средств на направлениях, обеспечивающих достижение стратегических целей социально-экономического развития страны, установленных программой социально-экономического развития на пятилетку;
  • оптимизация структуры государственного долга, включая частичное исполнение обязательств по погашению государственного долга за счет недолговых источников.

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Семеняко В.М.

Проект Закона внесен в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь депутатами Палаты представителей Семеняко В.М. и Потаповой Е.С. и направлен на дальнейшее совершенствование деятельности палат Парламента, их органов.

С учетом изменений Конституции Республики Беларусь срок полномочий Парламента изменяется с четырех на пять лет.

Проектом Закона также предусматриваются дополнительные основания, по которым палаты Национального собрания не могут быть распущены – в период решения Всебелорусским народным собранием вопроса о смещении Президента Республики Беларусь с должности и в последний год полномочий Парламента. В случае роспуска палат Национального собрания вновь избранный состав соответствующей палаты будет осуществлять свои полномочия до начала полномочий Национального собрания, избранного в единый день голосования.

Согласно обновленной Конституции Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь дает заключение о толковании Конституции Республики Беларусь. Всебелорусское народное собрание утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности. В этой связи соответствующие полномочия исключаются из Закона.

Законопроектом также усиливаются контрольные полномочия палат Национального собрания – они наделяются правом ежегодно заслушивать информацию Генерального прокурора, Председателя Комитета государственного контроля и Председателя Правления Национального банка о результатах их деятельности.

В связи с изменением компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь уточняются нормы Закона, касающиеся обращения палат Национального собрания в данный Суд с предложением о даче соответствующего заключения.

Кроме того, Всебелорусское народное собрание включено в перечень субъектов права законодательной инициативы.

Следует также отметить, что некоторые статьи Закона излагаются в новой редакции, т.к. внесение отдельных изменений или дополнений в структурные элементы технически сложно для восприятия.

В.М.Семеняко отметил, что в ходе доработки ко второму чтению законопроект дополнен положениями, предусматривающими новые полномочия палат Национального собрания Республики Беларусь по внесению обеими палатами (совместным решением) предложения о созыве внеочередного заседания Всебелорусского народного собрания.

Кроме того, законопроектом предусматривается, что вопрос о внесении Президенту Республики Беларусь предложения о проведении республиканского референдума будет рассматривается Палатой представителей и Советом Республики на их раздельных заседаниях по инициативе не только депутатов Палаты представителей, Президиума и постоянных комиссий Совета Республики, членов Совета Республики, но и по инициативе Совета Палаты представителей и постоянных комиссий Палаты представителей.

В соответствии с частью третьей статьи 88 Конституции Республики Беларусь предложение о выдвижении обвинения Президенту и смещении его с должности вносится Всебелорусскому народному собранию по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей. В связи с этим Закон дополняется новой статьей, предусматривающей вопросы инициирования такого предложения.

Законопроектом также предлагается закрепить следующие процедуры:

  • рассмотрения палатами Национального собрания закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь в связи с его признанием Конституционным Судом Республики Беларусь не соответствующим Конституции Республики Беларусь;
  • рассмотрения палатами Национального собрания проекта закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь в случае внесения Президентом Республики Беларусь в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключения о конституционности данного проекта закона.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Свилло В.З. представил проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь».

Законопроект внесен в Палату представителей депутатами Палаты представителей Свилло В.З., Шутовой С.А. и направлен на приведение действующего Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь.

Отдельные корректировки в Закон вносятся с учетом правоприменительной практики, а также в связи с необходимостью приведения законодательства о статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики в соответствие с нормами иных законодательных актов.

В частности, законопроект содержит следующие основные положения.

Согласно Конституции Республики Беларусь членом Совета Республики пожизненно с его согласия является Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки.

В этой связи Закон дополняется соответствующими нормами.

Новая редакция статьи 28 Закона закрепляет участие депутата Палаты представителей, члена Совета Республики в работе республиканских органов государственного управления.

Указом Президента Республики Беларусь от 16 марта 2021 г. № 107 «О биометрических документах» введены в действие биометрические документы, удостоверяющие личность, и биометрические документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь. На основании этого редакция статьи 49 Закона будет предусматривать выдачу также и биометрического дипломатического паспорта гражданина Республики Беларусь депутату Палаты представителей, члену Совета Республики.

В ходе подготовки законопроекта к рассмотрению Палатой представителей во втором чтении в целях согласования с проектом Закона «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь», другим законодательством в Закон «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» были предложены изменения, согласно которым полномочия депутата Палаты представителей, члена Совета Республики по решению соответственно Палаты представителей, Совета Республики досрочно прекращаются в случае прекращения гражданства Республики Беларусь, а также приобретения гражданства (подданства) другого государства. Помимо того, полномочия также прекращаются в случае наличия у депутата Палаты представителей, члена Совета Республики документов иностранных государств, предоставляющих права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Шевчук Н.Н.

Основными новациями законопроекта являются:

  • назначение Премьер-министра Республики Беларусь с предварительного согласия Палаты представителей;
  • регламентация взаимодействия Совета Министров Республики Беларусь и Всебелорусского народного собрания;
  • исключение полномочий Премьер-министра Республики Беларусь по исполнению обязанностей Президента Республики Беларусь в случае вакансии этой должности;
  • полномочия Совета Министров Республики Беларусь разрабатывать и по согласованию с Главой государства вносить в Палату представителей законопроекты о республиканском бюджете и об утверждении отчета о его исполнении, а также давать заключения при внесении в Палату представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов;
  • полномочия Совета Министров Республики Беларусь на внесение предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о даче заключения о толковании Конституции Республики Беларусь и о проверке конституционности нормативных правовых актов;
  • полномочия Совета Министров Республики Беларусь по внесению Главе государства предложений об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;
  • полномочия Совета Министров Республики Беларусь в различных сферах деятельности;
  • правовой статус Аппарата Совета Министров Республики Беларусь как государственного органа;
  • включение в состав Президиума Совета Министров Республики Беларусь Министра юстиции.

О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной статистике» доложил член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Стельмашок С.П.

Законопроект направлен на совершенствование норм Закона «О государственной статистике» с учетом практики его применения, международных стандартов в области статистики, на сокращение затрат государства на статистическое производство, снижение издержек респондентов на составление статистики.

В этих целях законопроектом предлагается:

  • актуализировать права органов государственной статистики (доступ (включая удаленный) к информационным ресурсам государственных органов и использование данных из них, в том числе с ограничительным грифом (за исключением государственных секретов), безвозмездное получение электронных услуг, оказываемых государственными органами, право требовать от респондентов разъяснения в случае выявления искажения данных);
  • уточнить порядок распространения официальной статистической информации (вводится возможность ограничивать распространение статистических данных при угрозе причинения вреда национальной безопасности страны в случае их распространения);
  • актуализировать принцип конфиденциальности первичных статистических данных и принцип соразмерности нагрузки на респондентов потребностям пользователей с учетом современных реалий и требований общества к государственной статистике;
  • установить переход в электронный формат предоставления респондентами первичных статистических данных;
  • закрепить право респондентов на передачу полномочий по составлению и предоставлению статистических данных на аутсорсинг организации, зарегистрированной в Республике Беларусь.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Колеснёва Е.П. выступила с докладом о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам правовой охраны объектов интеллектуальной собственности».

Законопроект предусматривает комплексную корректировку законов Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности путем внесения в них изменений, направленных на:

  • приведение норм законов в соответствие с Законом Республики Беларусь «О защите персональных данных»;
  • совершенствование порядка правовой охраны служебных объектов права промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, топологии интегральных микросхем) с учетом правоприменительной практики и в целях установления единых подходов;
  • реализацию норм Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» и принятия на государственном уровне системных мер по противодействию экстремизму;
  • совершенствование механизма принудительного лицензирования в части предоставления Правительству полномочий на принятие решений о выдаче заинтересованному физическому или юридическому лицу принудительной простой (неисключительной) лицензии, разрешающей использование без согласия патентообладателя изобретения, полезные модели, промышленные образцы в целях обеспечения национальной безопасности, обороны государства, охраны и защиты жизни и здоровья людей;
  • введение «расширенного коллективного управления» по сборам вознаграждений за использование музыкальных произведений при проведении отдельных культурных мероприятий, посвященных государственным праздникам, праздничным дням, памятным датам, важным событиям в жизни государства и общества, а также за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

В результате будет обеспечено полное и системное правовое регулирование общественных отношений, связанных с правовой охраной объектов интеллектуальной собственности.

Кроме того, в ходе заседания в двух чтениях был принят проект Закона «Об изменении законов» (по вопросам осуществления деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС), который представили заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Долголевец А.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Васильков Н.А.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О Министерстве по чрезвычайным ситуациям» с 1 января 2023 года упраздняются Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Администрация зон отчуждения и отселения. Функции и задачи, выполняемые указанными органами, перераспределены Гомельскому и Могилевскому облисполкомам. Государственное природоохранное научно-исследовательское учреждение «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник» переподчинено Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, республиканские специализированные унитарные предприятия «Полесье» и «Радон» переданы соответственно в коммунальную собственность Гомельской и Могилевской областей.

В связи с этим в законопроекте предложено внести соответствующие изменения в законы «О пожарной безопасности», «О погребении и похоронном деле», «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», Налоговый кодекс Республики Беларусь, Жилищный кодекс Республики Беларусь и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Депутатский корпус также рассмотрел проект Закона «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам» (докладчик – Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М., содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Бартош С.В.).

Договор разработан в целях углубления экономического сотрудничества, устранения налоговых барьеров во взаимных торговле и инвестициях, системного сотрудничества и взаимопомощи налоговых органов государств в противодействии уклонению от уплаты косвенных налогов, в том числе при трансграничной торговле.

В Договоре определены общие подходы по проведению Республикой Беларусь и Российской Федерацией налоговой политики в части косвенного налогообложения.

Договором предусматривается регулирование налоговых освобождений, льгот по налогу на добавленную стоимость (НДС), определение перечня обязательств, облагаемых НДС по нулевой ставке, установление ставок акцизов на товары и перечня товаров, подлежащих обложению акцизами, освобождений и льгот по уплате акцизов.

В соответствии с Договором, стороны ежегодно, до 1 января следующего года, приводят свое налоговое законодательство в соответствие с положениями Договора. Создаваемый Наднациональный налоговый комитет может принимать решение, на основании которого стороны в течение 18 месяцев могут внести изменения в национальные законодательства и Договор.

В соответствии с Договором стороны создают Интегрированную систему администрирования косвенных налогов. Информации, необходимой и достаточной для функционирования данной системы, обеспечивается статус налоговой тайны.

21 декабря 2022 года состоится совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. С докладом на тему «Агропромышленный комплекс: продовольственная безопасность, эффективный экспорт, резервы развития», выступит Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Заяц Л.К., а также на вопросы парламентариев ответят члены Правительства.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)