/ / Общественно-политические
21.12.2022

Александр Червяков: новый законопроект сделает национальную систему прогнозирования более гибкой и адаптивной

Об этом заявил 20 декабря 2022 года Министр экономики Александр Червяков в своем докладе о предлагаемых изменениях в Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» на заседании Палаты Представителей Национального собрания.

Бизнес совещание

Как отметил глава экономического ведомства, идеология нового документа заключается, в первую очередь, в разграничении процессов планирования и прогнозирования: прогноз – это представление, каким мы видим будущее, а план – это цель, задачи, задания, меры по их достижению, необходимые ресурсы и ответственные. То есть, что мы хотим достичь и каким образом. При этом, сохранены преимущества действующего закона – его рамочность, гибкость и компактность. На данных подходах и базировались ключевые новации законопроекта, на которых подробно остановился Александр Червяков.

«Первая. Выстраивается четкая система документов. Они распределены по видам, систематизированы по периодам и уровням разработки.

Вторая. Усиливается научно-техническая, региональная и отраслевая составляющие процесса планирования и прогнозирования. Для этого предлагается исключить из системы прогнозирования Основные направления развития страны на 10 лет и Госинвестпрограмму и включить в нее Комплексный прогноз научно-технического прогресса. Он должен стать технологическим фундаментом всей системы планирования и прогнозирования. Кроме того, ее элементом стали и госпрограммы.

Третья. Корректируются уровни утверждения документов в контексте перераспределения полномочий. Пятилетняя Программа утверждается Всебелорусским народным собранием. В «оперативном поле» Главы государства – одобрение концепции пятилетней Программы, а также утверждение важнейших плановых показателей и параметров на очередной год. За исполкомами – разработка и утверждение планов развития территорий, которые включают не только цели и задачи в виде прогноза, но и действия по их достижению: поручения Президента, портфель инвестпроектов и так далее. Такая практика предусматривает более комплексный подход к дальнейшему развитию регионов.

Четвертая. Правительству по согласованию с Президентом предоставляется право устанавливать особый порядок и сроки разработки прогноза и бюджета. Данная норма дает возможность учета форсмажорных обстоятельств, внешнеполитических, внешнеэкономических и иных событий, требующих нестандартных мер реагирования и оценки развития экономики», – пояснил руководитель Министерства.

Таким образом, как отметил Александр Червяков, новый законопроект обеспечит переход к более гибкой и адаптивной системе прогнозирования, которая, в свою очередь, позволит своевременно разрабатывать и реализовывать меры реагирования.

По результатам рассмотрения законопроект был принят депутатами в первом чтении.

По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь