/ / Общественно-политические
14.12.2022

Шесть законопроектов рассмотрено в Палате представителей 14 декабря

14 декабря 2022 года на заседании Палаты представителей депутатский корпус рассмотрел шесть законопроектов.

Заседание Палаты представителей

В первом чтении были приняты пять проектов законов.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Сукало В.О. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Омельянюк А.П. представили проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам судоустройства и статуса судей».

Законопроект разработан в целях приведения норм Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в соответствие с Конституцией Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, а также с предписаниями законов «О защите персональных данных» и «О государственной службе». Законопроектом также предусматривается совершенствование системы судов общей юрисдикции.

В частности, законопроект содержит нормы, направленные на:

  • реализацию конституционных положений о порядке избрания на должность и освобождения от должности судей Конституционного и Верховного судов Республики Беларусь;
  • приведение полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь в соответствие с компетенцией этого органа, определенной в ходе конституционной реформы;
  • сохранение за Конституционным Судом ряда действующих полномочий, не нашедших отражения в обновленной Конституции (право излагать позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права, а также право принимать послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь);
  • отнесение к судебным постановлениям решений Конституционного Суда и придание им общеобязательного характера;
  • закрепление конституционных полномочий Верховного Суда Республики Беларусь обращаться в Конституционный Суд с предложениями о даче заключений о толковании Конституции, а также о соответствии Конституции законов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, нормативных правовых актов других государственных органов;
  • корректировку компетенции судов общей юрисдикции в части пересмотра судебных постановлений по уголовным и гражданским делам в апелляционном порядке и в порядке надзора;
  • комплексную регламентацию вопросов функционирования Апелляционного экономического суда Республики Беларусь и статуса его судей;
  • перераспределение полномочий Президента Республики Беларусь в сфере судоустройства и статуса судей (приостановление в установленных случаях полномочий Конституционного и Верховного судов, дача согласия на возбуждение в отношении этих судей уголовного дела, лишение их личной свободы; определение количества судей Верховного Суда, количественного и персонального состава его Президиума; утверждение списков народных заседателей Верховного Суда и некоторые другие).

Для обеспечения реализации обновленных норм Кодекса законопроектом предлагается внести изменения в отдельные статьи Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь в части дачи согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судей Конституционного и Верховного судов, народных заседателей Верховного Суда, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также на их задержание и иное лишение личной свободы.

В.О.Сукало также выступил с докладом о проекте Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь (содокладчик – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Любецкая С.А.).

Проект Кодекса направлен на унификацию гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства.

В настоящее время правовое регулирование судопроизводства по гражданским и экономическим делам осуществляется разными процессуальными регламентами – Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь. Данные кодексы в свою очередь имеют различия в определении функций и задач судов при рассмотрении и разрешении гражданских споров и споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также в установлении состава процессуальных участников и их правового положения, правил судебного доказывания и исчисления сроков, порядка ведения судебного разбирательства, организации примирения сторон, способов обжалования и проверки правильности судебных постановлений.

При этом гражданские и экономические дела, возникающие из общественных отношений, регулируемых одними и теми же нормами цивилистического материального права, имеют схожую правовую природу. Это обуславливает необходимость установления единых подходов к организации судопроизводства при рассмотрении гражданских и экономических дел.

Проект Кодекса представляет собой единый процессуальный регламент для разрешения гражданских и экономических споров, закрепляющий, в частности:

  • единую терминологию;
  • единые правила подведомственности;
  • единый порядок представления доказательств;
  • единый порядок доказывания;
  • единые правила возбуждения производства по делу;
  • единые правила пересмотра судебных постановлений в трех судебных инстанциях – апелляционной, кассационной, надзорной (в настоящее время такой трехступенчатый порядок обжалования судебных постановлений действует только в хозяйственном процессе);
  • единое регулирование международного гражданского процесса, единый механизм признания и приведения в исполнение международных медиативных соглашений.

В основу проекта Кодекса положена структурная модель действующего Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. При этом обеспечивается соблюдение баланса между разными идеологиями существующих гражданского и хозяйственного процессов.

Проектом Кодекса предусматривается ряд новаций, среди которых можно выделить следующие:

  • расширение способов примирения сторон по делам искового производства при содействии иных лиц – медиатора (медиаторов); адвокатов сторон; примирителя из числа лиц, занимающих государственную гражданскую должность в суде (по экономическим спорам); патентных поверенных (по спорам, возникающим в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности);
  • закрепление возможности примирения по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;
  • установление адекватных мер противодействия злоупотреблению процессуальными правами со стороны участников процесса (разнообразные формы затягивания судебного процесса, недобросовестного поведения и т.п.). Так, суд будет вправе взыскать судебные расходы по делу (в том числе расходы, понесенные лицами, участвующими в деле) со стороны, которая допустила злоупотребление своими процессуальными правами;
  • введение института коллективных исков. Такой иск может предъявить группа истцов к общему ответчику;
  • выделение электронных доказательств в качестве самостоятельного вида средств доказывания. К электронным доказательствам будут относиться содержащие сведения о фактах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, на технических носителях информации в том числе электронные документы, текстовые, мультимедийные и голосовые сообщения, базы данных и другие данные в электронной форме, а также размещенная в глобальной компьютерной сети Интернет информация;
  • закрепление возможности подачи искового заявления или иного процессуального обращения в виде электронного документа. Такая возможность появится при обращении за разрешением гражданских споров (в настоящее время такой формат обращения используется только в рамках экономического правосудия). Соответствующее обращение необходимо будет удостоверить электронной цифровой подписью;
  • введение нового вида гражданского судопроизводства – упрощенное производство. Дела в порядке упрощенного производства предлагается рассматривать в сокращенные сроки, без проведения судебного заседания и вызова сторон;
  • распространение на сферу экономического правосудия институтов заочного и особого производства, ныне используемых в гражданском процессе.

Сосредоточение в одном нормативном правовом акте всех процессуальных норм позволит свести к минимуму риск появления пробелов, расхождений и коллизий в регулировании процедуры рассмотрения гражданских и экономических дел. Совершенствование действующих механизмов разрешения гражданских и экономических споров посредством внедрения современных процессуальных норм и устранения неэффективных судебных процедур будет способствовать оптимизации судебного процесса, экономии временных и материальных затрат участников процесса, повышению уровня доступности и эффективности правосудия.

О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам конституционного судопроизводства» доложили заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Карпович Н.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Жолнерчик Л.Н.

Законопроект разработан в целях приведения законодательства о конституционном судопроизводстве в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

Проектом Закона предлагается новая редакция Закона «О конституционном судопроизводстве», а также, для обеспечения реализации обновленных его норм предлагается внести изменения в ряд иных законов.

Основные новеллы, предлагаемые законопроектом, обусловлены обновленными положениями части восьмой статьи 100, статьи 112, части второй статьи 115, статьи 1161 Конституции Республики Беларусь.

Так, с учетом предоставленных Конституционному Суду Республики Беларусь новых конституционных полномочий законопроектом определяется порядок осуществления судопроизводства по соответствующим категориям дел. Кроме того, закрепляются особенности рассмотрения конституционных жалоб граждан на нарушения их конституционных прав и свобод законами, примененными в конкретном деле, а также запросов судов общей юрисдикции о проверке конституционности нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

Законопроектом также совершенствуются формы обращения в Конституционный Суд (предусматривается возможность подачи обращения в электронной форме в виде электронного документа), изменяются подходы к порядку возбуждения производства по делу (устанавливается, что отдельные категории дел могут быть приняты к производству определением Председателя Конституционного Суда, т.е. без возбуждения производства по делу), уточняются сроки рассмотрения и разрешения дел в зависимости от их категории, закрепляется равная юридическая сила заключений и решений Конституционного Суда (они являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат).

В связи с закреплением в Конституции прямого доступа граждан к конституционному правосудию посредством введения института конституционной жалобы, подаваемой непосредственно в Конституционный Суд (абзац второй части пятой статьи 1161 Конституции), из Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» исключаются положения об инициативных обращениях, т.е. обращениях граждан к уполномоченным органам с инициативой о внесении в Конституционный Суд предложения о проверке конституционного нормативного правового акта. При этом четко прописывается механизм подачи и рассмотрения конституционной жалобы Конституционным Судом.

С докладом о проекте Закона «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь» выступил директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Ипатов В.Д., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Свилло В.З.

Законопроектом Избирательный кодекс Республики Беларусь приводится в соответствие с новой редакцией Конституции Республики Беларусь.

Кроме того, корректировка Избирательного кодекса Республики Беларусь направлена на приведение его норм в соответствие с Законом «Об изменении Конституции Республики Беларусь», Законом «О государственной службе» и иными законодательными актами.

Министр юстиции Республики Беларусь Хоменко С.Н. представил проект «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» (содокладчик – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Шевчук Н.Н.).

Проектом закона нормы Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» приводятся в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, и с практикой деятельности Правительства.

Основными новациями являются:

  • назначение Премьер-министра Республики Беларусь с предварительного согласия Палаты представителей;
  • регламентация взаимодействия Совета Министров Республики Беларусь и Всебелорусского народного собрания;
  • исключение полномочий Премьер-министра Республики Беларусь по исполнению обязанностей Президента Республики Беларусь в случае вакансии этой должности;
  • полномочия Совета Министров Республики Беларусь разрабатывать и по согласованию с Главой государства вносить в Палату представителей законопроекты о республиканском бюджете и об утверждении отчета о его исполнении, а также давать заключения при внесении в Палату представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов;
  • полномочия Правительства на внесение предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о даче заключения о толковании Конституции Республики Беларусь и о проверке конституционности нормативных правовых актов;
  • полномочия Совета Министров Республики Беларусь по внесению Главе государства предложений об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;
  • полномочия Правительства в различных сферах деятельности;
  • правовой статус Аппарата Совета Министров Республики Беларусь как государственного органа;
  • включение в состав Президиума Совета Министров Республики Беларусь Министра юстиции.

В двух чтениях парламентарии приняли проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», который представили первый заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Назаренко Ю.Г. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ананич Л.С.

Проект Закона направлен на совершенствование законодательства о гражданстве с учетом практики его применения, обеспечение национальной безопасности, решение задач государства в сфере миграционной политики.

Основными новациями проекта Закона являются:

  • установление обязанности принесения присяги лицами, приобретающими гражданство Республики Беларусь, а также определение дополнительного основания для отмены решения о приобретении гражданства Республики Беларусь в случае, если лицо отказалось от принесения Присяги;
  • регламентация определения порядка оценки уровня знания одного из государственных языков при приеме в гражданство Республики Беларусь;
  • закрепление обязанности гражданина Республики Беларусь письменно либо в электронной форме уведомлять компетентные органы Республики Беларусь о наличии гражданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа иностранного государства, предоставляющего право на льготы и другие преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью;
  • установление нового основания утраты гражданства – в связи с наличием вступившего в законную силу приговора суда Республики Беларусь, подтверждающего участие лица в экстремистской деятельности или причинение им тяжкого вреда интересам Республики Беларусь, если такое лицо находится за пределами Республики Беларусь;
  • увеличение с шести месяцев до года срока рассмотрения заявлений о выходе из гражданства Республики Беларусь, а также регламентация сроков рассмотрения заявлений о приобретении гражданства Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным международными договорами, заявлений и (или) материалов по утрате гражданства Республики Беларусь;
  • закрепление возможности обращения с заявлением о приеме в гражданство лица, которое пребывало за пределами Республики Беларусь более 90 суток в календарном году на протяжении последних пяти лет, в случае если такое пребывание обусловлено независящими от лица причинами.

Кроме того, в целях единообразного толкования и применения на практике Закон «О гражданстве Республики Беларусь» корректируется в части определения круга лиц, приобретших гражданство Республики Беларусь по рождению.

Следующее заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва состоится 20 декабря 2022 года.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)