14.12.2022
Депутаты приняли в первом чтении проект Кодекса гражданского судопроизводства
Депутаты на заседании девятой сессии Палаты представителей седьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «О проекте Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Законопроект в Овальном зале представил Председатель Верховного Суда Валентин Сукало. Проект Кодекса гражданского судопроизводства, внесенный в Палату представителей Президентом, разработан во исполнение поручения Главы государства, данного 5 апреля 2019 года по итогам совещания по вопросам совершенствования деятельности судов общей юрисдикции, и направлен на унификацию гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства.
В настоящее время правовое регулирование судопроизводства по гражданским и экономическим делам осуществляется разными процессуальными регламентами – Гражданским процессуальным кодексом и Хозяйственным процессуальным кодексом. Эти кодексы в свою очередь имеют различия в определении функций и задач судов при рассмотрении и разрешении гражданских споров и споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также в установлении состава процессуальных участников и их правового положения, правил судебного доказывания и исчисления сроков, порядка ведения судебного разбирательства, организации примирения сторон, способов обжалования и проверки правильности судебных постановлений.
При этом гражданские и экономические дела, возникающие из общественных отношений, регулируемых одними и теми же нормами цивилистического материального права, имеют схожую правовую природу. Это обуславливает необходимость установления единых подходов к организации судопроизводства при рассмотрении гражданских и экономических дел. Проект кодекса представляет собой единый процессуальный регламент для разрешения гражданских и экономических споров, закрепляющий, в частности, единые терминологию, правила подведомственности, порядок представления доказательств и доказывания, единые правила возбуждения производства по делу, единые правила пересмотра судебных постановлений в трех судебных инстанциях – апелляционной, кассационной, надзорной (в настоящее время такой трехступенчатый порядок обжалования судебных постановлений действует только в хозяйственном процессе), единое регулирование международного гражданского процесса, единый механизм признания и приведения в исполнение международных медиативных соглашений.
В основу проекта кодекса положена структурная модель действующего Гражданского процессуального кодекса. При этом обеспечивается соблюдение баланса между разными идеологиями существующих гражданского и хозяйственного процессов.
Проектом кодекса предусматривается ряд новаций. В частности, расширение способов примирения сторон по делам искового производства при содействии иных лиц – медиатора (медиаторов); адвокатов сторон; примирителя из числа лиц, занимающих государственную гражданскую должность в суде (по экономическим спорам); патентных поверенных (по спорам, возникающим в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности). Закрепляется возможность примирения по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Устанавливаются адекватные меры противодействия злоупотреблению процессуальными правами со стороны участников процесса (разнообразные формы затягивания судебного процесса, недобросовестного поведения и т.п.). Так, суд будет вправе взыскать судебные расходы по делу (в том числе расходы, понесенные лицами, участвующими в деле) со стороны, которая допустила злоупотребление своими процессуальными правами.
Вводится институт коллективных исков. Такой иск может предъявить группа истцов к общему ответчику. Выделяются электронные доказательства в качестве самостоятельного вида средств доказывания. К электронным доказательствам будут относиться содержащие сведения о фактах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, на технических носителях информации, в том числе электронные документы, текстовые, мультимедийные и голосовые сообщения, базы данных и другие данные в электронной форме, а также размещенная в глобальной компьютерной сети Интернет информация. Закрепляется возможность подачи искового заявления или иного процессуального обращения в виде электронного документа. Такая возможность появится при обращении за разрешением гражданских споров (в настоящее время такой формат обращения используется только в рамках экономического правосудия). Соответствующее обращение необходимо будет удостоверить электронной цифровой подписью.
Вводится новый вид гражданского судопроизводства – упрощенное производство. Дела в порядке упрощенного производства предлагается рассматривать в сокращенные сроки, без проведения судебного заседания и вызова сторон. Новацией является распространение на сферу экономического правосудия институтов заочного и особого производства, ныне используемых в гражданском процессе.
Сосредоточение в одном нормативном правовом акте всех процессуальных норм позволит свести к минимуму риск появления пробелов, расхождений и коллизий в регулировании процедуры рассмотрения гражданских и экономических дел. Совершенствование действующих механизмов разрешения гражданских и экономических споров посредством внедрения современных процессуальных норм и устранения неэффективных судебных процедур будет способствовать оптимизации судебного процесса, экономии временных и материальных затрат участников процесса, повышению уровня доступности и эффективности правосудия.
«Проект кодекса направлен на унификацию гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства. Если характеризовать в целом концепцию гражданского процесса, разработанную Верховным Судом, то проект Кодекса гражданского судопроизводства представляет собой единый регламент для разрешения гражданских и экономических споров, – отметила председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Светлана Любецкая. – Обновление действующих механизмов разрешения гражданских и экономических споров посредством внесения современных процессуальных норм и устранения неэффективных судебных процедур будет способствовать экономии временных и материальных затрат участников процесса, а также в целом повышению уровня доступности и эффективности правосудия».
По информации
БЕЛТА
Вопросы социально-трудовой сферы обсудили на заседании в Палате представителей
12 ноября 2025 г. под руководством И.А.Костевич состоялось заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам.
В ходе заседания рассмотрены законопроекты, поступившие из других постоянных комиссий, а также вопросы, касающиеся текущей деятельности комиссии:
-
о нормах законов в сфере социально-трудовых отношений, требующих изучения в ноябре-декабре текущего года в рамках работы в избирательных округах;
-
об информационно-разъяснительной работе в средствах массовой информации по вопросам социально-трудовой сферы;
-
о подготовке и проведении мероприятий комиссии, приуроченных ко Дню инвалидов (3 декабря);
-
о предложениях по участию в новогодней акции «От всей души»;
-
о предложениях по формированию плана работы комиссии на 2026 год.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам
12 ноября 2025 г. под председательством В.В.Панасюка состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам.
В заседании приняли участие заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Ипатов В.Д., депутаты Палаты представителей, Министр финансов Селиверстов Ю.М., Министр труда и социальной защиты Павлюченко Н.В., Министр по налогам и сборам Кийко Д.Н., первый заместитель Министра финансов Печень Е.Н., первый заместитель Председателя Правления Национального банка Егоров А.А., заместитель Председателя Правления Национального банка Скобялко Д.К., управляющий Фондом социальной защиты населения Шепелевич В.Г., специалисты министерств финансов и по налогам и сборам, труда и социальной защиты, Комитета государственного контроля работники секретариатов Палаты представителей и Совета Республики.
Были рассмотрены вопрос об источниках формирования доходов бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, их объеме и направлениях использования в 2026 году и проекты законов Республики Беларусь Об изменении законов» (по вопросам налоговых правоотношений), «О республиканском бюджете на 2026 год».
Открывая заседание, В.В.Панасюк акцентировал внимание на работе, которая проведена Постоянной комиссией и депутатами на стадии до внесения указанных законопроектов в Палату представителей.
В своем выступлении Павлюченко Н.В. отметила, что определяющую долю в структуре взносов на государственное социальное страхование составляют обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан.
Основную сумму расходов предусматривается направить на финансирование пенсионного обеспечения.
Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на 2026 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования.
Селиверстов Ю.М. ознакомил депутатов с основными новациями, вносимыми в Налоговый кодекс Республики Беларусь, касающимися базовых и дополнительных мер совершенствования системы налогообложения.
Представляя проект республиканского бюджета, Селиверстов Ю.М. обратил внимание парламентариев на основные параметры проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год.
Бюджет сохраняет социальную направленность, сформирован с учетом тенденций развития экономики и содержит стимулирующие меры, направленные на экономический рост.
На 2026 год предусмотрены в необходимом объеме расходы на поддержку предприятий реального сектора экономики, оплату труда работникам бюджетных организаций, финансирование социальной сферы, включая расходы на здравоохранение, образование и науку.
Депутаты задали ряд уточняющих вопросов по законопроектам, касающихся формирования пенсионных прав граждан, налогообложения отдельных категории плательщиков налогов, направлений расходов бюджета на здравоохранение и образование, государственной поддержки строительства жилья для нуждающихся граждан.
По итогам обсуждения было принято решение рекомендовать депутатам принять законопроекты на третьей сессии Палаты представителей.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
В Палате представителей рассмотрели законопроект об изменении Водного кодекса Республики Беларусь
12 ноября 2025 г. под председательством Ж.Н.Чернявской состоялось заседание рабочей группы Постоянной комиссии Палаты представителей по экологии и природопользованию по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь».
В мероприятии приняли участие представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национального центра законодательства и правовой информации, депутаты-члены Постоянной комиссии, работники Секретариата Палаты представителей.
Участники заседания обсудили вопросы:
-
использования поверхностных водных объектов (их частей) на безвозмездной основе;
-
особенности аренды поверхностных водных объектов (их частей) для рекреации, физической культуры, спорта и туризма.
В частности, предложено установить ограничение на предоставление в аренду для рекреации, физической культуры, спорта и туризма поверхностного водного объекта, если это единственный водный объект на территории населенного пункта либо в границах территории, находящейся между населенными пунктами, а также части поверхностного водного объекта –– если к ней прилегает единственный (либо единственный благоустроенный) доступ к водному объекту.
По итогам принятых решений соответствующие корректировки будут внесены в Водный кодекс.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Как изменится профилактическая работа с подростками? О новациях в законодательстве рассказали депутаты
На базе Могилевского института МВД сегодня прошло выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству. Основная тема обсуждения – «Административная ответственность несовершеннолетних: профилактические меры воздействия и практика их применения», передает корреспондент
БЕЛТА.
Как отметила председатель Постоянной комиссии по законодательству Марина Ленчевская, сейчас ко второму чтению готовится проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности».
«Этим проектом предусмотрено внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Действующие редакции вступили в силу с 1 марта 2021 года. Они были подготовлены во исполнение поручения Главы государства о реформировании законодательства об административной ответственности. Одна из установок – профилактическая направленность законодательства в этой сфере», – сказала она.
Сейчас стоит задача внести в кодексы комплексные изменения, которые позволят сохранить их общую концепцию, актуализировать нормы и привести их в соответствие современным реалиям. «Эти изменения направлены в том числе на совершенствование такого профилактического института, как меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, – добавила Марина Ленчевская. – Проектом предлагается дополнить ПИКоАП новым специальным разделом – применение мер воспитательного воздействия, закрепляющим общие и особенные аспекты применения таких мер».
Во время заседания провели анализ таких мер, практику их применения в отношении несовершеннолетних.
По словам заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Александра Омельянюка, в течение нескольких лет проводились только отдельные корректировки кодексов. «За это время накопился определенный опыт, изменились иные законы и наше административное законодательство нужно привести в соответствие, – заявил он. – Один из новых разделов касается применения мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Это относительно новый институт в нашем законодательстве, он появился в 2021 году. И это продолжение того курса, который мы выбрали, – это курс на профилактику совершения правонарушений. И особенно это касается несовершеннолетних. Они еще дети, их поведение еще не сформировалось. Мы это прекрасно понимаем».
За эти годы в данном направлении была проведена большая работа, в том числе практическая. Жизнь показала, что направление было выбрано верно. «Сейчас нужно определить, как такие меры профилактики будут применяться: кто их должен применять, в каких случаях, какой порядок взаимодействия между органами, которые работают с подростками, – подчеркнул Александр Омельянюк. – Сегодня мы хотим услышать тех, кто применяет это законодательство на практике, кто непосредственно работает с детьми. Закон будет хорошо работать только в случае, если он основан на достижениях, которые у нас есть. А те проблемы, которые возникли, нужно разрешить в законодательстве, что позволит эффективно применять эти меры».
Среди участников выездного заседания – начальник кафедры административной деятельности факультета милиции Могилевского института МВД Александр Лубенков. «Белорусов всегда волнуют вопросы наших детей, то, как они растут. В 2021 году вносились изменения в Кодекс об административных правонарушениях и были введены определенные институты, регламентирующие применение в отношении несовершеннолетних профилактических мер воздействия. Прошло определенное время, мы посмотрели, что из этого работает, а что нужно подправить, – сказал он. – Такие встречи, как сегодня проходит на базе нашего вуза, очень важны. Здесь собрались не только парламентарии, но и практические работники из УВД, прокуратуры, КДН, представители научного сообщества. Мы с различных сторон можем обсудить этот проект, прислушаться к мнению каждого».
По информации
БЕЛТА
Финансирование образования и здравоохранения увеличится в 2026 году
Расходы бюджета на образование и здравоохранение вырастут в 2026 году. Об этом рассказал журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Василий Панасюк перед началом расширенного заседания постоянной комиссии, передает корреспондент
БЕЛТА.

Он отметил, что доходы республиканского бюджета прогнозируются в сумме Br54,4 млрд (по сравнению с оценкой поступлений 2025 года увеличатся на 12,4 %). В общих доходах налоговые доходы составят Br38,3 млрд, неналоговые – Br6,6 млрд, безвозмездные поступления – Br9,5 млрд.
«Более 70 % доходов приходится на налоговые поступления. Неналоговые поступления составят около 12 %, безвозмездные – около 17 %. В доходной части бюджета также предусмотрены средства из целевых фондов и межбюджетных трансфертов. Два местных региональных бюджета Минской области смогут поделиться ресурсами с другими регионами, чтобы обеспечить равномерное распределение доходов для граждан Республики Беларусь», – пояснил он.
Что касается расходной части бюджета, существенных изменений не планируется. «Бюджет формируется с учетом нового формата взаимодействия страны с внешним миром и особенностей национальной экономики, фокусируясь на инвестиционной привлекательности и мерах, стимулирующих экономический рост. Главный принцип – рациональное и целевое использование ресурсов с соблюдением основных направлений развития государства, в приоритете которой – социальная ориентированность, закрепленная в Конституции», – подчеркнул Василий Панасюк. Расходы определены в объеме Br58,7 млрд (110,4 % к ожидаемому исполнению 2025 года).
По его словам, расходы бюджета в социальном направлении увеличиваются более чем на 10 %. «Так, финансирование здравоохранения вырастет на более чем 18 %, образования – более чем на 16 %, а затраты на физкультуру и спорт увеличатся почти на треть. Кроме того, предусмотрены необходимые средства для обслуживания государственного долга и значительного роста инвестиционной привлекательности. В числе важных социальных направлений – поддержка семейного капитала, строительство жилья с государственной поддержкой, а также значительное финансирование науки, научно-технической и инновационной деятельности. Все эти меры направлены на повышение конкурентоспособности отечественной продукции и предприятий», – обратил внимание депутат.
По информации
БЕЛТА