Строительство нового музея в «Хатыни» начнется сразу после 9 Мая
Строительство нового музея в государственном мемориальном комплексе «Хатынь» начнется сразу после 9 Мая. Об этом журналистам рассказал председатель Миноблисполкома Александр Турчин, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В мемориальном комплексе «Хатынь» 29 апреля организован рабочий штаб Миноблисполкома. Александр Турчин обсудил с администрацией мемориального комплекса, организацией «Белгоспроект», строителями, дорожниками и священнослужителями строительство нового музея и церкви, а также реконструкцию существующих зданий. Председателю Миноблисполкома представили визуализацию четырех возможных проектов нового музейного здания.
«Буквально вчера Глава государства поддержал наши предложения по практической реализации строительства музея. Кроме того, ведутся работы по масштабной реконструкции и капитальному ремонту мемориального комплекса «Хатынь». Это упрощает многие аспекты и позволяет принимать оперативные решения», – сказал Александр Турчин.
По его словам, сегодняшний рабочий штаб стал своеобразной контрольной проверкой. «На следующей неделе планируется заложить фундамент нового музейного здания. В ближайшее время начнется строительство церкви. Позже мы еще раз оценим тот объем работ по капитальному ремонту существующих сооружений, который нам предстоит. Спустя длительное время эксплуатации многие вещи требуют ремонта», – отметил губернатор.
Подобные рабочие штабы будут собираться на регулярной основе. «Мы будем подводить итоги и смотреть, что нам еще предстоит сделать. Чтобы к следующей годовщине трагедии в Хатыни мы завершили все работы. Я не сомневаюсь, что мы это сделаем», – подчеркнул Александр Турчин.
Участники рабочего штаба обсудили размещение в непосредственной близости от мемориального комплекса памятного знака жертвам геноцида белорусского народа. «Планируется разместить здесь капсулы с землей из мест нацистских преступлений, которые были обнаружены в ходе расследования по делу о геноциде нашего народа. В ближайшее время мы рассмотрим это предложение», – констатировал председатель Миноблисполкома.
Он прокомментировал четыре проекта нового музейного здания, продемонстрированных сотрудниками «Белгоспроекта». «На мой взгляд, все они подходят для этого места. Тем не менее в течение двух недель мы планируем остановиться на каком-то конкретном варианте. Кроме того, по поручению Главы государства мы отремонтируем трассу М3 и сам подъезд к «Хатыни». Вероятно, приступим к реконструкции дорог после завершения строительно-монтажных работ в мемориальном комплексе», – заключил председатель Миноблисполкома.
По сообщению БЕЛТА
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации БЕЛТА
Министерство архитектуры и строительства определило статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ за май. Это предусмотрено постановлением ведомства от 2 июня 2025 г. № 68, сообщает БЕЛТА.
Документом установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, в том числе эксплуатации машин и механизмов (средний по стране – 100.7784), строительных материалов, изделий и конструкций (средний по стране – 100.6386). Индексы рассчитаны за май 2025 года к апрелю 2025 года.
Также постановлением установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия, указанные за май 2025 года к маю 2024-го. Средний индекс по стране составил 114.7011.
Документ вступает в силу после официального опубликования.
По информации БЕЛТА
Подходы к порядку строительства и кредитования жилья усовершенствованы в стране. Это предусмотрено указами Президента № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» и № 94 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» от 6 марта 2025 г., сообщает БЕЛТА.
Указ № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» принят для создания единого нормативного документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Размеры государственной поддержки установлены на действующем уровне. Категории, имеющие право на нее (все гражданские и военные), порядок и условия ее предоставления сохраняются.
Указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан), одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан), финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей). Отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
Среди основных новаций Указа – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу (при этом по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку). Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами. В населенных пунктах с численностью до 20 тыс. льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном.
Указом № 94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возводятся жилые дома госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (прежде – только имеющим право на господдержку).
Все изменения вступили в силу с 1 июня 2025 г. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет вестись на прежних условиях.
По информации БЕЛТА
С 1 июня вступают в силу подписанные 6 марта Главой государства указы № 94 и № 95, направленные на совершенствование подходов к порядку строительства и кредитования жилья. Как законодательные новеллы скажутся на сроках получения квартир и к каким изменениям готовиться очередникам, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у заместителя начальника главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инны Пинковской.
Так, главная цель Указа № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве», по словам специалиста, заключается в создании общего всеобъемлющего документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Представитель Минстройархитектуры подчеркивает: документ изложен простым и доступным языком, понятным как профессионалам, которые будут им руководствоваться для принятия решений, так и далеким от строительства людям, желающим улучшить свои жилищные условия путем возведения жилья с государственной поддержкой.
Размеры господдержки установлены на действующем уровне, сохраняются и категории, имеющие на нее право, как и порядок и условия предоставления господдержки. Указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья. На льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу, может претендовать 21 категория граждан. Одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья доступны 17 категориям граждан. Финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам выделяется многодетным и молодым семья при рождении детей. Вместе с тем, как было отмечено, отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
«Сохранены и направления использования льготных кредитов и одноразовых субсидий. Очередники, имеющие право на получение господдержки, могут с их использованием возвести или реконструировать индивидуальный жилой дом подрядным или хозяйственным способом, имеют право и на приобретение жилого помещения, построенного по государственному заказу, – добавила Инна Пинковская. – Многодетным семьям при использовании льготных кредитов или одноразовых субсидий позволяется приобрести жилье на первичном или вторичном рынке. Дополнительно предусмотрено: в населенных пунктах до 20 тыс. льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном. Эта норма подготовлена для поступательного развития небольших населенных пунктов».
Среди основных новаций Указа – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу. При этом замначальника главного управления строительства и жилищной политики обращает внимание, что по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку. Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами.
В то же время свежим Указом № 94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возведение жилых домов ведется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
«На темпах строительства жилья это никак не скажется, просто многоквартирные жилые дома, какие раньше возводились по долевым договорам или в составе жилищно-строительных потребительских кооперативов, переводятся на строительство по госзаказу, – прокомментировала сотрудник Минстройархитектуры. – Такой способ более приемлем для граждан, так как отныне они не столкнутся с переносами сроков ввода жилья в эксплуатацию или изменением стоимости квартиры в процессе ее строительства, соответственно, отпадет необходимость брать кредит во время стройки. После завершения строительства заказчик получит полностью готовую для проживания квартиру. Никаких проблем не возникнет точно».
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе подготовленных новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как теперь – только имеющим право на господдержку.
Все изменения вступают в силу с 1 июня 2025 г. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет вестись на прежних условиях.
По информации БЕЛТА
С 17 мая вступило в силу постановление Министерства архитектуры и строительства от 30 апреля 2025 г. № 55, которым специалисты определили порядок работы с объектами сверхнормативного незавершенного строительства и долгостроями. Изменились ли критерии оценки «проблемных объектов»? Станет ли проще принимать решения об их судьбе на региональном уровне? И какой механизм урегулирования спорных вопросов предусмотрели законодатели? Эти вопросы корреспондент БЕЛТА задала начальнику главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Татьяне Василючек.
Своя «судьба» для каждого долгостроя
Постановлением № 55 отменяется прежде действовавшая инструкция о порядке работы с объектами сверхнормативного незавершенного строительства (ОСНС) и определяется новый алгоритм в отношении таких объектов с учетом совершенствования норм законодательства в сфере строительства.
Так, для детальной проработки состояния каждого ОСНС и долгостроя формируются отраслевые и региональные мероприятия по сокращению их количества, которыми для каждого такого объекта будет заготовлен свой сценарий: завершение строительства с последующей приемкой в эксплуатацию, принятие в эксплуатацию самовольной постройки, реконструкция законсервированного объекта, направленная на его использование по новому назначению с завершением строительства и последующей приемкой в эксплуатацию. Возможны и такие варианты, как продажа или отчуждение, снос.
«Необходимость принятия документа назревала. Во-первых, навести порядок с долгостроями поручил глава государства. Во-вторых, вступил в действие Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, которым введен термин «объект-долгострой», – перечислила Татьяна Василючек. – Наконец, был отменен технический кодекс практики «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов», а вместе с ним и понятие «объект сверхнормативного незавершенного строительства» для вновь начинаемых объектов».
На законодательном уровне предусмотрено, что органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком для работы с проблемными объектами должны взаимодействовать с уполномоченной организацией по ведению республиканской базы данных объектов незавершенного строительства и перечня объектов-долгостроев. Соответствующие функции возложены на республиканское унитарное предприятие «Институт жилища – НИПТИС им. Атаева С.С.». Таким образом будет вестись учет и формирование региональных и отраслевых мероприятий по сокращению числа затянувшихся строек.
Чтобы определить вид мероприятий, которые их ждут, застройщик обязан разработать декларацию о намерениях. Подменить его в этом деле при некоторых обстоятельствах может структурное подразделение районных исполнительных комитетов или администраций районов в городе, которые наделены государственно-властными полномочиями в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы.
«Декларация о намерениях не является формой ведомственной отчетности и носит информационно-справочный характер, который отражает текущее состояние объекта строительства, – заметила начальник главного управления строительства и жилищной политики. – Указывается в том числе наименование заказчика, как и самого объекта, его местоположение, ключевые технико-экономические показатели по проектной документации, уровень строительной готовности в процентах, информация о консервации, период нахождения в статусе незавершенного. Декларация также содержит сведения о необходимости завершения объекта строительством, указывается там и факт наличия проектной и исполнительной документации, и источников финансирования. При повторном рассмотрении в документе должно быть указано ранее утвержденное в отношении объекта строительства региональное или отраслевое мероприятие. Эта справочная информация позволит облисполкомам или Мингорисполкому более точно и компетентно принимать решения по судьбе долгостроя».
А если спорный момент?
Может случиться и так, что у облисполкома (формирующего региональные мероприятия) и органа госуправления (формирующего отраслевые мероприятия с направлением на согласование в облисполком) окажется разное представление о будущем объекта сверхнормативного незавершенного строительства или долгостроя. Как разрешить конфликт? Для этих случаев готов алгоритм. Арбитром выступит Министерство архитектуры и строительства: в профильное ведомство будут переданы документы с вынесенными на рассмотрение видами мероприятий и сроками их реализации в отношении «проблемных объектов» для рассмотрения на заседании коллегии. Решение принимается в течение десяти рабочих дней с момента поступления документов от облисполкомов или Минского горисполкома.
И все же, как специалисты оценивают своевременность и необходимость принятия подобного документа, установившего порядок решения судьбы «вечных строек»? Татьяна Василючек видит три главных положительных аспекта. Во-первых, теперь установлен единый порядок и критерии принятия решений как в целом по республике, так и по каждому региону и отраслевому ведомству в отдельности, что, несомненно, является плюсом. Во-вторых, решения по прежде не урегулированным проблемным вопросам выполнения региональных и отраслевых задач, касающихся долгостроев, будут приниматься значительно оперативнее, что станет заслугой предлагаемой застройщиками более точной и конкретной информации о них. Наконец, третье преимущество недавно принятого документа – алгоритм действий по урегулированию спорных нюансов, затрагивающих сроки и виды реализации отраслевых мероприятий по объектам сверхнормативного незавершенного строительства или долгостроям.
Судьба «вечных строек» волнует и органы госуправления, и бизнес, и общество – этот болезненный вопрос постоянно на виду. Законодательные новеллы видят своей целью сделать проблему менее острой, и, как показывает статистика, инициативы дают результат – улучшения налицо. Согласно данным Комитета государственного контроля, число долгостроев в Беларуси с 2021 года снизилось более чем в 4 раза – с 4465 до 1045. Теперь главное – положительную тенденцию сохранить.
По информации БЕЛТА