21.09.2021
В столичных школах и гимназиях приступили к работе руководители по военно-патриотическому воспитанию
Военруки вернулись в школу. Такая должность появилась с 1 сентября. За плечами – чуть более двух недель работы. По сути, за это время специалисты сами прошли курс молодого бойца. Познакомились с детьми, определили для себя фронт работы, стратегию. Задача перед ними непростая: воспитать любовь к Родине у поколения «Тик-Тока» и «Инстаграма». Уроки для галочки не пройдут. Понимают ли они это сами? Корреспондент «Р» отправилась в среднюю школу № 52 города Минска, где к насущному вопросу подошли серьезно. Здесь планируют создать два профильных класса по военно-патриотическому воспитанию.
На личном примере
У Романа Автушко, руководителя военно-патриотического воспитания, даже выправка военная, хотя сейчас он не при форме. Директор столичной средней школы № 2 Оксана Цуран замечает, что в этой должности она представляла человека, который внушал бы доверие, умел найти общий язык с подростками. Роман Александрович как нельзя лучше подошел под эти критерии. Молодой, целеустремленный. Лейтенант запаса. Признан лучшим учителем физкультуры в столице в 2018-м – педагог лично разрабатывал, снимал и монтировал видеоролики упражнений для детей.
Пока Роман Александрович идет на занятие по строевой подготовке, у него есть пара минут:
– Я из военной семьи – поездили в свое время по гарнизонам. Папа воспитывал строго. Поскольку я учился в военно-патриотическом классе, у меня была форма. Складывал ее практически под линеечку, чтобы угодить отцу. По детству обижался. Когда в армию попал, понял его. Как сейчас помню: мы, молодые солдаты, только начинали вникать в армейский быт. От сержанта поступает предложение: кто первый подошьет подворотничок, позвонит домой родителям. А у меня отцовская школа! Руки сами помнят: двенадцать стежков делаю сверху, шесть – снизу, два – по бокам. Телефон был у меня.
Пожалуй, главное требование для военрука – опыт военной службы. Ведь они проводят допризывную военную подготовку, учебно-полевые сборы, готовят парней к армии. Без личного примера молодежь не впечатлишь, уверен Роман Автушко. Когда шел на первое занятие, понимал: детей надо увлечь. Поэтому говорил о личном. Вспоминал, как каждое утро в армии с сослуживцами выбегали на тренировки с голым торсом. В любую погоду – снег, дождь. Как преодолевали полосу препятствий. Рассказывал, а сам видел, как у некоторых мальчишек в глазах сразу появилось удивление, а потом азарт, дескать, мы тоже сможем. Значит, вдохновились. Учебная программа составлена так, словно парни проходят курс молодого бойца. Это сборка-разборка автомата, стрельба из него, строевая и физическая подготовка, знание воинского устава. Вскоре появится школьное радио, где по четвергам дети будут готовить репортажи на военно-патриотическую тематику. Планируется сотрудничество с военными частями.
Подход такой: не просто выучите такой-то параграф на такой-то странице, а пойдемте, ребята, сегодня в музей, а завтра – в военную часть.
Оксана Цуран поделилась планами создания двух профильных классов – правового и военного, чтобы в Военную академию и Академию МВД поступали мотивированные и знающие дело ребята:
– Подобным опытом уже владеем. В прошлом году у нас появился профильный класс МЧС. Дети углубленно изучают физику и математику – предметы, необходимые для поступления в Университет гражданской защиты МЧС. У ребят также есть профильные занятия – медицинская подготовка, навыки владения пожарным оборудованием, пожарно-спасательный спорт. Поверьте, многие дети уже мечтают попасть в военно-патриотический класс. Пока планируем набрать 60 человек.
Требования к ученикам определены: успеваемость по физике и математике должна быть не ниже 7 баллов, по остальным предметам – не ниже 6.
Наглядный пример
В 43-й гимназии Минска гражданско-патриотическое воспитание преподается уже много лет. Здесь находится центр допризывной подготовки, который объединяет более десяти школ Фрунзенского района столицы.
У Александра Иванова, заместителя директора по учебной работе гимназии № 43 Минска, с этого года появилась новая обязанность – курировать руководителей по военно-патриотическому воспитанию в районе. Александр Валерьевич – человек, знающий дело. Три десятка лет отдал службе в Вооруженных Силах. Теперь преподает допризывную подготовку у более 700 детей! Директор гимназии Мария Ковалевская объясняет, что обучение в центре проходит на высочайшем уровне.
Не просто один класс, а укомплектованные от и до кабинеты, где дети все видят наглядно – пневматические винтовки, автоматы Калашникова, пистолеты Макарова, гранаты Ф-1. Только в двух специально оборудованных классах ребята учатся разбирать и собирать автоматы. Здесь же расположен лучший в стране школьный тир – электронный и пневматический. Для девочек медицинскую подготовку проводят люди с медобразованием. Отрабатывают важные навыки: оказать первую помощь, сделать перевязку, непрямой массаж сердца.
Проведение военно-патриотического воспитания в таком формате – опыт новый. Хотя, наверное, правильнее сказать – старый, но хорошо забытый. Первые оценки эффективности сможем сделать уже в конце учебного сезона.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей СТРИГЕЛЬСКИЙ, первый заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома:
– В 236 учреждениях общего среднего образования введена новая должность – руководитель по военно-патриотическому воспитанию. У такого специалиста должны быть высшее образование, опыт военной службы в Вооруженных Силах или других войсках и воинских формированиях страны. Также подойдут люди, освоившие программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования. Если есть педагогический опыт, то это хороший плюс.
На руководителей по военно-патриотическому воспитанию возложены непростые задачи: формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине. Будет проводиться профориентационная работа с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования. Стандартных рецептов для решения этих задач, как вы понимаете, нет. У детей необходимо пробудить интерес. Уроки мужества, дни воинской славы, встречи с ветеранами, оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», спартакиада допризывной молодежи – отличные варианты. Мне видится, что ребята оценят такой творческий подход.
Таисия Азанович, «Рэспубліка», 20 сентября 2021 г.
(фото – Александр Кулевский, «СБ. Беларусь сегодня»)
В учреждениях образования введена должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию
В СНГ продолжается работа по подготовке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства
13 ноября 2025 г. в Москве на площадке Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы состоялось заседание Рабочей группы Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ по доработке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств на период 2027–2035 годов.
В мероприятии приняли участие представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также сотрудники Исполнительного комитета СНГ и Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.
Участники встречи обсудили предложения государств и Исполнительного комитета СНГ к проекту Программы и по итогам рассмотрения согласовали проект документа.
Решено направить материалы заседания Рабочей группы членам Совета по сотрудничеству в области образования, в Министерство просвещения Российской Федерации и Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ.
Напомним, что разработка проекта Программы осуществляется в соответствии с Решением Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ от 15 ноября 2023 г. Это Решение было принято по итогам инвентаризации договорно-правовой базы СНГ в сфере образования и связано с истечением срока действия ранее принятой Программы.
Проект новой Программы предусматривает мероприятия, направленные на совершенствование механизмов развития гармонизированных моделей правового регулирования взаимодействия стран СНГ в сфере образования, а также на реализацию научно-технического и образовательного потенциала национальных систем образования. Особое внимание уделяется согласованию подходов к подготовке и аттестации научных и педагогических кадров.
Кроме того, в рамках Программы запланированы мероприятия по сотрудничеству в области инклюзивного образования, совершенствованию систем мониторинга и контроля качества профессионального образования, а также по расширению совместных проектов в сфере дистанционного обучения с использованием цифровых технологий и аналитики данных, включая искусственный интеллект. Особое значение придается созданию мультимедийных образовательных программ.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Цифровые технологии, стажировки, двойные дипломы: как будет развиваться академическая мобильность в странах СНГ
31 октября состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию.
В мероприятии приняли участие представители парламентов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, а также эксперты из стран Содружества.
Председателем комиссии переизбрали председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания России по науке, образованию и культуре Лилию Гумерову.
«Даже в самых сложных вопросах мы находим точки соприкосновения и не боимся браться за новые задачи и вызовы. Уверена, что и дальше мы будем работать дружной и единой командой. Этот командный дух, без сомнения, станет надежным фундаментом для востребованных и верных законотворческих решений», – отметила сенатор.
Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий поздравил председателя с избранием. «Убежден, что ваши опыт, знания и профессиональный авторитет будут способствовать дальнейшей эффективной работе комиссии», – сказал Генеральный секретарь.
Парламентарии одобрили проект Рекомендаций по нормативному регулированию академической мобильности.
Документ предлагает комплексную, многоуровневую систему поддержки, сочетающую цифровые технологии, гибкие образовательные форматы, финансовые инструменты и социальную адаптацию. Это позволит сделать академическую мобильность доступной, безопасной и эффективной для всех участников.
Рекомендации дают практические примеры того, как может выглядеть академическая мобильность в реальности: от студента, проходящего практику в технопарке, до профессора, читающего лекции в другом государстве, и волонтера, чей опыт засчитывается как учебная практика.
Также на заседании рассмотрели и одобрили проект Рекомендаций по нормативно-правовому регулированию системы развития и поддержки молодых талантов для стран СНГ.
Среди других рассмотренных документов – проекты Рекомендаций по профессиональной ориентации детей и молодежи для государств СНГ и модельного закона «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».
На заседании подвели итоги конкурса дипломных студенческих проектов, посвященного модельному законотворчеству МПА СНГ.
Участие в интеллектуальном состязании приняли студенты, обучавшиеся юриспруденции и защитившие дипломы в прошлом учебном году.
Как отметил Дмитрий Кобицкий, работы убедительно показали, что тема правотворчества в рамках СНГ остается живой и востребованной среди нового поколения юристов.
«Мы внимательно ознакомились со всеми представленными исследованиями. В них – немало глубоких наблюдений, нестандартных решений и свежих подходов. Такие работы заставляют по-новому взглянуть на привычные вопросы даже тех, кто давно занимается этой темой. За каждой из них чувствуется серьезная подготовка, интерес к праву и стремление понять, как создаются правовые основы взаимодействия между нашими странами», – сказал Генеральный секретарь.
Лауреатами конкурса стали Александра Тараненко, Ислам Шамсиев, Ульяна Яндульская, Залина Дикаева, Полина Яндульская, Анастасия Жильченко, Арина Вавилонская.
Следующее заседание комиссии запланировано провести весной 2026 года.
По сообщению
официального сайта Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
Что изменилось в ценообразовании: новые правила для физлиц и изъятого имущества
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
С 1 ноября в большинстве региональных вузов стартует регистрация для участия в университетских олимпиадах
Университетские олимпиады – это хорошая возможность для заинтересованных в поступлении одиннадцатиклассников проверить свои знания по конкретному предмету и в случае победы получить почетное звание студента еще до начала основной вступительной кампании. В этом году воспользоваться ею предлагает 21 региональный вуз. Почему университетские олимпиады пользуются популярностью среди учащихся и как они повышают престиж высших учебных заведений, разбиралась корреспондент «Р».
Участников – все больше
Консультант управления высшего образования главного управления профессионального образования Минобразования Наталья Житникова поделилась, что уже определены сроки проведения заключительного этапа университетских олимпиад. В 2026 году заключительный этап пройдет 21 и 22 февраля, а в сельскохозяйственных вузах – 28 февраля.
– Каждый университет разрабатывает положение: утверждается перечень учебных предметов, а также специальностей, по которым устанавливается количество мест для поступления. До 1 ноября на сайтах вузов размещается подробная информация об открытии регистрации и о сроках проведения профильного состязания. А с 1 ноября практически во всех университетах начинается регистрация для участия в олимпиаде. Обращу внимание, что у каждого учреждения свой график, – отметила эксперт.
Главным бонусом, который получают обладатели дипломов I, II, III степени, является право на зачисление без вступительных испытаний в университеты, где они участвовали в олимпиаде и стали победителями. О повышении интереса абитуриентов к данной траектории поступления в региональные вузы свидетельствует статистика: с каждым годом желающих поучаствовать становится все больше.
– В рамках вступительной кампании 2025-го в предварительном этапе приняли участие 8 тысяч ребят. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос. До заключительного этапа дошли более 4 тысяч учащихся, что на 500 человек больше, чем в 2024-м. Всего более 1,3 тысячи школьников стали победителями университетских олимпиад этого года в Беларуси, – привела цифры специалист.
В топ-5 специальностей у абитуриентов вошли медицинские, инженерные (технические), лингвистические и педагогические. В лидерах специальности «Искусственный интеллект» и «Электронные системы и технологии» БрГТУ. «Историю» и «Современные иностранные языки» выбирают абитуриенты-олимпиадники в ГрГУ имени Янки Купалы. В БГСХА интересными и перспективными считают специальности «Водные биоресурсы и аквакультуры» и «Защита растений и карантин».
Наталья Житникова напомнила:
– Основной задачей университетской олимпиады является привлечение в вузы наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов еще до начала основной приемной кампании. В 2025 году по результатам олимпиад было зачислено 496 победителей, из них более 90 процентов имеют средний балл аттестата выше 8,0. Мы видим, что это таланливые, целеустремленные ребята. Кроме того, более 80 процентов от зачисленных победителей учились в школе в тех регионах, где находится вуз, и после его окончания они с большой вероятностью будут трудоустроены в местные ведущие организации. Можно сделать вывод, что такие состязания выгодны для всех: и для абитуриентов, и для университетов, и для организаций-заказчиков.
Комментарии на местах
В Гомельском государственном медицинском университете олимпиада по учебному предмету «биология» пройдет уже в четвертый раз. Победа в ней может гарантировать поступление на одну из трех востребованных специальностей: «Лечебное дело», «Медико-диагностическое дело», «Медико-профилактическое дело».
– В 2025–2026 годах предварительный этап будет организован 23 декабря в дистанционной форме: данный формат хорошо себя зарекомендовал и пользуется популярностью среди абитуриентов. Заключительный этап будет проводиться в очном формате 21 февраля, – рассказал декан медико-диагностического факультета, ответственный секретарь приемной комиссии ГомГМУ Ирина Назаренко. – Для медицинских вузов квота для зачисления без вступительных испытаний победителей в 2026-м составит до 7 процентов от контрольных цифр приема за счет средств республиканского бюджета.
Специалист поделилась, что в этом году было рекордное количество победителей очного тура в истории университета. Обладателями дипломов различной степени стали 49 человек, из которых 38 лучших поступили на выбранную специальность без вступительных испытаний.
– Проведение таких олимпиад позволяет выпускникам стать студентами университета раньше всех и без лишнего стресса провести последнее беззаботное лето, набравшись сил перед получением высшего медицинского образования, – заключила Ирина Назаренко.
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия проведет первый этап олимпиады 8–9 января 2026 года по профильным предметам «математика» и «биология». Обладатели дипломов смогут поступить на одну из восьми специальностей вуза.
– Как показывает практика, самыми привлекательными для наших студентов остаются специальности «Землеустройство и кадастры», «Защита растений и карантин», «Водные биоресурсы и аквакультура». В 2025-м в первом этапе поучаствовал 91 человек, во второй прошли 30 учащихся, из которых 11 завоевали дипломы. Четверо победителей вернулись к нам уже в качестве студентов, – рассказал об условиях проведения олимпиады Андрей Какшинцев, ведущий специалист по научно-исследовательской работе студентов.
Представитель учреждения акцентировал, что подобные инициативы – это возможность для школьников продемонстрировать свои знания в конкретной предметной области, точно определиться с выбором специальности, а вузам привлечь к себе потенциальных абитуриентов и вырастить профессионалов своего дела.
Университетскую олимпиаду организовывает и Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Проверить свои знания и поучаствовать в дистанционном этапе можно будет с 18 ноября по 20 декабря этого года.
Ирина Корлюкова, начальник центра развития карьеры, ответственный секретарь приемной комиссии ГрГУ имени Янки Купалы, пояснила, что учащиеся могут принимать участие в предварительном этапе нескольких профильных олимпиад сразу. Расписание предварительного этапа составляется именно с учетом таких возможностей.
– В прошлом году в дистанционном этапе поучаствовали 429 учащихся, в очном – 328. Чаще всего молодые люди выбирали сразу два профильных предмета вступительных испытаний по интересующей специальности: история Беларуси и биология, история Беларуси и русский (белорусский) язык, к примеру, – объяснила Ирина Корлюкова. – Самым популярным направлением стала математика. В первом этапе решили проверить свои знания 212 участников, до второго тура дошли 97 человек. Всего победителями в 2025 году стали 127 абитуриентов. Дополню, что победителям олимпиады предоставлен выбор из 25 специальностей. Это практически половина всех направлений, которым обучают в Купаловском университете.
Екатерина Курдо, «Рэспубліка», 28 октября 2025 г.
«Излишнего регулирования быть не должно». Что решили у Президента по стимулам для молодых специалистов
Проект указа «О мерах поддержки молодежи», предусматривающий формирование условий для привлечения и сохранения молодых кадров на предприятиях, обсудили на совещании у Президента Беларуси с руководством Совета Министров. Говорили о мерах, которые в основном касались бы нанимателей при распределении и заключении договоров о целевом обучении. Итог обсуждения – излишнего регулирования в этом плане быть не должно, рассказала журналистам Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко, сообщает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Мы говорили о мерах, которые больше касались бы нанимателей при распределении, заключении договоров о целевом обучении. Там, где мы излишне опекать не должны, излишних мер регулирования на правовом уровне быть не должно, – отметила Министр. – Сегодня мы мониторим, работаем в этом русле, продолжаем говорить о том, что эти меры должны быть системными в первую очередь».
В этой связи предложения проекта указа были рассмотрены, но не поддержаны. «Меры стимулирования и предложения по стимулированию молодых специалистов не ограничиваются обсуждавшимся проектом указа. Мы будем вырабатывать и предлагать новые предложения. А в рамках тех, которые сегодня рассматривали, – здесь излишнего регулирования быть не должно. Поэтому эти меры мы пока откладываем», – заявила Наталия Павлюченко.
Она рассказала, что уже сейчас в Беларуси действует серьезная система мер поддержки молодых специалистов, которые приходят на первое рабочее место. Это и единовременная выплата, и ежемесячные выплаты (надбавки). Отдельные меры предусмотрены коллективными договорами организаций и предприятий.
Например, на днях Александр Лукашенко подписал указ о доплатах отдельным категориям работников агропромышленного комплекса. Документом предусматривается увеличение размера ежемесячных доплат молодым специалистам сельхозорганизаций с 0,46 до 1 базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров для оплаты труда работников бюджетных организаций. Такие доплаты полагаются в течение двух лет со дня заключения трудового договора (контракта). Дополнительно введены ежемесячные доплаты в размере 0,81 базовой ставки молодым специалистам этих организаций, отработавшим два года и продолжающим работать в течение последующих трех лет.
Предусмотрены законодательством для молодых специалистов и фискальные меры поддержки. Они имеют право на получение стандартного налогового вычета.
Кроме того, в договор о целевом обучении могут включаться пункты о доплатах к стипендии со стороны организаций-заказчиков.
«Все эти меры системные», – подчеркнула Наталия Павлюченко.
По информации
БЕЛТА