Программа развития страны на пятилетку нацелена на рост благосостояния людей – Виктор Николайкин
Программа социально-экономического развития страны на пятилетку нацелена на рост благосостояния людей. Такое мнение корреспонденту БЕЛТА высказал председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Виктор Николайкин.
«Программа социально-экономического развития страны на пятилетку нацелена на рост благосостояния людей. И здесь немаловажное значение имеет создание комфортных условий для жизни, в первую очередь комфортного жилья. Очень важно, что мы не снижаем темпы строительства. А что такое строительство жилья? Это локомотив, который потянет за собой все остальные сферы экономики. Будет строиться жилье – будут производиться необходимые строительные материалы. А это загрузка заводов и предприятий, сохранение рабочих мест, рост заработной платы, потому что это постоянная занятость людей, – сказал Виктор Николайкин. – А построил человек жилье, ему надо купить обои, мебель, бытовую технику. Это и есть локомотив экономики».
Парламентарий отметил, что государство всегда поддерживало и будет поддерживать те категории граждан, которые в этом нуждаются. «При этом не идет речь о том, чтобы оказывать помощь всем и сразу. Это точечная социальная поддержка. Во-первых, многодетных семей. А это уже вопросы демографической безопасности. Поскольку, поддерживая многодетные семьи, мы имеем перспективы развития нашей страны в будущем. Детки будут расти, создавать свои семьи и так далее. Во-вторых, поддержка молодых семей. И я удовлетворен, что в проекте Программы социально-экономического развития Беларуси все эти темы отражены», – добавил он.
VI Всебелорусское народное собрание пройдет 11–12 февраля в Минске. На обсуждение участников будут вынесены основные положения Программы социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 годы и направления общественно-политического развития страны. Общая численность участников и приглашенных составит 2,7 тыс. человек.
По сообщению БЕЛТА
На текущей неделе Правительством внесен в Палату представителей проект Закона «О республиканском бюджете на 2026 год». Как будет формироваться доходная часть и как спланирована расходная часть бюджета, рассказала БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Александра Михеенко.
Депутат указала, что при формировании проекта бюджета на следующий год за основу принят прогноз условий экономического развития, который предполагает рост ВВП на уровне 102,8 %, уровень инфляции в среднегодовом выражении – 107 %.
Доходы республиканского бюджета на 2026 год определены в размере 18,3 % к ВВП и по сравнению с оценкой поступлений 2025 года увеличатся на 12,4 %.
Доходы республиканского бюджета будут включать налоговые доходы (70,4 % общей суммы доходов), неналоговые доходы (12,2 %), безвозмездные поступления (17,4 %).
Налоговые доходы в республиканском бюджете будут сформированы главным образом за счет налога на добавленную стоимость, доходов от внешнеэкономической деятельности, акцизов, налога на прибыль, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, экологического налога, транспортного налога.
Что касается расходов республиканского бюджета, планируется, что их рост к ожидаемому исполнению 2025 года составит не менее 10,4 %, отметила заместитель председателя Постоянной комиссии.
Приоритетными в бюджете сохранятся расходы на финансирование социальной сферы, а также повышение уровня оплаты труда и благосостояние работников бюджетной сферы.
Дополнительно к базовому фонду оплаты труда в республиканском бюджете предусмотрены расходы на заработную плату работников по вновь вводимым объектам здравоохранения и образования, а также на оплату труда преподавателей, дополнительно вводимых в связи с увеличением контрольных цифр приема и ростом контингента обучающихся на бюджетной основе в учреждениях среднего специального образования на 1039 человек.
В числе основных направлений расходов республиканского бюджета на 2026 год будут выплата семейного капитала и финансирование строительства жилья с государственной поддержкой.
В бюджете предусмотрено финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также оказание государственной поддержки по системным решениям (поддержка экспорта и обеспечение внутреннего рынка современной техникой и оборудованием).
Предусмотрены средства и на финансирование централизованной закупки электротранспорта, автотранспорта для учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с последующей их передачей регионам. В приоритете остаются расходы на ремонты и содержание дорог.
В 2026 году дефицит (превышение расходов над доходами) республиканского бюджета составит Br4,3 млрд, который планируется профинансировать за счет внешних государственных займов, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов и остатков средств республиканского бюджета.
Александра Михеенко обратила внимание, что предлагаемые для формирования проекта бюджета на 2026 год подходы полностью позволяют сбалансировать его параметры в пределах имеющихся финансовых ресурсов и, что самое важное, – обеспечивают финансирование приоритетов социально-экономического развития страны.
По информации БЕЛТА
В Республике Беларусь качеству продукции, услуг и качеству жизни уделяется постоянное системное внимание на самом высоком государственном уровне. Об этом заявила Председатель Госстандарта Елена Моргунова.
Она добавила:
– Мы живем в пятилетку качества, поэтому качество всегда должно быть рядом с нами. Объявление Президентом в 2024 году Года качества придало новый импульс развитию отечественного качества, повышению доверия как в рамках нашей страны, так и на рынках других стран. Эта инициатива получила живой отклик у каждого жителя Беларуси. Совместными усилиями предстоит осуществить масштабные преобразования, направленные на достижение определенных высоких стандартов качества жизни, рост благосостояния, повышение эффективности экономики, управленческой деятельности, оптимизацию производственных процессов, улучшение потребительских характеристик товаров, качества оказываемых услуг.
По ее словам, все эти направления положены в Программу социально-экономического развития на пятилетку.
– Направления деятельности в области качества обозначены также в принятой на уровне Правительства программе «Качество» на 2021–2025 годы. Данная программа включала четыре глобальных раздела, около 30 мероприятий, осуществлялась через отраслевые программы качества каждой организации и отрасли. И ответственные органы разработали определенные целевые показатели, индикаторы качества выпускаемой продукции и услуг. Ключевое внимание было уделено развитию инфраструктуры. По предварительному анализу, все мероприятия программы будут успешно выполнены.
Елена Моргунова сообщила, что в октябре этого года на уровне Правительства принята программа «Качество» на 2026–2030 годы. Документ включает семь глобальных разделов.
– Стратегия работы на ближайшие пять лет определена. Разработано 80 мероприятий, и можно говорить, что выполнение такой глобальной программы потребует значительных усилий. Но всё это продиктовано запросами наших граждан и запросами развития экономики и рынка. Это наращивание экспорта, цифровая трансформация, применение инновационных технологий, которые в целом обеспечивают технологический суверенитет страны.
По информации « СБ. Беларусь сегодня», 10 ноября 2025 г.
Запланированные программой задачи как по итогам года, так и пятилетия будут выполнены. Основная – повысить энергоэффективность экономики. Предполагается, что по итогам пятилетия энергоемкость ВВП к уровню 2020 года будет ниже на 5 процентов. Только по итогам 2024-го в стране ее снизили на 2,8 процента. Такой информацией поделился заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности Виталий Крецкий на тематической конференции, которая прошла вчера в Минске.
Виталий Крецкий рассказал, что планируется полностью выполнить поставленную Главой государства и Правительством задачу по максимальному вовлечению в энергобаланс нашей страны собственных энергоресурсов:
– Здесь мы говорим о щепе древесной и древесной топливной грануле. Этот показатель по итогам года ожидается на уровне 17 процентов, хотя задача – 16. Небольшое перевыполнение стало возможным благодаря, конечно же, строительству новых котельных и переводу действующих энергоисточников, использующих импортируемые виды топлива, на местные виды энергоресурсов.
Благодаря работе предприятий в этом направлении планируется достичь объема экономии более трех миллионов тонн условного топлива. Виталий Крецкий подчеркнул, что субъекты хозяйствования неравнодушны к рациональному расходованию энергоресурсов, повышению эффективности использования, что в конечном итоге приводит к уменьшению себестоимости производимой продукции и, как следствие, повышению ее конкурентоспособности.
Он уточнил, что все проекты, реализуемые в реальном секторе экономики, связаны либо с модернизацией действующих технологий, либо с внедрением современных энергоэффективных. Это такие быстроокупаемые мероприятия, как замена лампочек или электроприводов.
В возобновляемых источниках энергии (с учетом работы БелАЭС) недостатка в электроэнергии в Беларуси нет. Но вместе с тем мероприятия по внедрению ВИЭ не прекращаются. Любой субъект хозяйствования, который хочет внедрить энергоисточник, может подать на соответствующую квоту и принять участие в аукционе.
– Для собственных нужд проблем в строительстве энергоисточников с использованием возобновляемой энергетики нет. Прогнозируем, что по итогу года доля ВИЭ составит 7,1 процента, в следующей пятилетке планируем выйти на 7,5 процента, – констатировал заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности. – Валовое потребление энергоисточников будет расти. Вместе с тем мы увеличиваем и долю возобновляемой энергетики, в том числе за счет наращивания всех мощностей. Конечно же, в возобновляемой энергетике основную долю занимает древесное топливо, от этого мы никуда не уйдем.
Говоря о международном сотрудничестве, Виталий Крецкий акцентировал, что с учетом сложившейся геополитической обстановки векторы сотрудничества направлены на восток. Беларусь в этом направлении плотно работает с российскими коллегами, партнерами по ЕАЭС, Китайской Народной Республикой.
Татьяна Семенкова, « Рэспубліка», 6 ноября 2025 г.
Мера для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент БЕЛТА.
«Немаловажное новшество – обеспечение бесперебойного водоснабжения. Для оперативного решения вопросов водоснабжения, особенно сельских населенных пунктов, в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды законопроектом закреплено право на установление возможности бурения водоканалами или организациями ЖКХ временных скважин (в более короткие сроки. В настоящее время шесть месяцев – будет два месяца. – Прим. БЕЛТА), чтобы не прекращать подачу питьевой воды, если что-то случилось», – сказал Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило, представляя законопроект депутатам.
По словам Министра, принятие данной нормы позволит, в первую очередь, сократить срок разработки документации, проведения работ по бурению, а также оперативно организовать водоснабжение в населенном пункте в случае его прекращения.
Предусматривается создание государственного реестра, который будет представлять собой информационный ресурс, содержащий достоверные подробные сведения о всех системах водоснабжения и водоотведения (канализации) в населенных пунктах страны.
О некоторых новациях рассказал в комментарии журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Сергей Казачок. Он подчеркнул, что вопросам питьевого водоснабжения всегда уделяется особое внимание. Действует Закон «О питьевом водоснабжении». Вместе с тем такая смежная сфера, как водоотведение, не урегулирована законодательством. Новый законопроект предполагает регулирование как питьевого водоснабжения, так и водоотведения (канализации).
«В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы организации питьевого водоснабжения, водоотведения относятся к компетенции местных органов власти. Они решают вопросы поставки воды, водоотведения, а также занимаются вопросами чрезвычайной ситуации в случае отключения воды и другими, – обратил внимание депутат. – Предполагается, что, помимо этого, местным органам власти необходимо определять организации, которые будут в конкретном регионе заниматься поставкой питьевой воды, а также вопросами водоотведения».
Депутат обратил внимание на то, что сегодня в стране, помимо организаций Министерства жилищно-коммунального хозяйства, соответствующими вопросами занимаются также организации в сфере сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, транспорта. Их также коснутся новации.
В целом принятый сегодня в первом чтении комплексный законопроект регулирует все наиболее важные направления в сфере водоснабжения и водоотведения – от оказания самих услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), услуг по транспортировке сточных вод ассенизационным транспортом, охраны и использования источников питьевого водоснабжения, обеспечения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях, приема сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации) до безопасности питьевой воды централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.
Как пояснили в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, с принятием нового закона действующий Закон «О питьевом водоснабжении» (в редакции 2019 года) будет признан утратившим силу.
За период реализации действующего закона в республике построено порядка 2 тыс. объектов ВКХ, проложено 590 км новых сетей водоснабжения и водоотведения (канализации), заменено 3,9 тыс. км сетей водоснабжения, водоотведения (канализации) со сверхнормативными сроками эксплуатации, реконструировано 49 очистных сооружений. Это позволило повысить обеспеченность населения централизованным водоснабжением до 93,9 %, централизованным водоотведением – до 81 %. Обеспеченность населения водоснабжением питьевого качества увеличена с 90,5 % до 99,7 %.
Ежедневно потребителям республики подается более миллиона кубических метров воды.
Организациями ЖКХ эксплуатируется около 10 тыс. водозаборных скважин, 41,8 тыс. км сетей водоснабжения, 323 очистные сооружения, более 20 тыс. сетей канализации. За их эффективной работой следят 15 тыс. работников, благодаря которым население может беспрерывно получать питьевую воду и отводить сточные воды.
Принятые более семи лет назад на уровне Главы государства решения о финансировании строительства станций обезжелезивания воды за счет средств республиканского и местных бюджетов в рамках госинвестпрограмм принесли ощутимые результаты, отметили в министерстве.
На 2026–2030 годы запланирована реконструкция 43 групповых водозаборов, требующих полной модернизации, 36 очистных сооружений, замена изношенных сетей водоснабжения и водоотведения, бурение и перебуривание порядка 300 скважин, строительство более 200 км новых сетей водоснабжения и водоотведения.
По информации БЕЛТА
Уменьшить аппетиты лизинговых организаций и ввести вторичный лизинг предлагается в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О лизинговой деятельности», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент БЕЛТА.
Основные новации, предусмотренные законопроектом, обозначил перед депутатами заместитель Председателя Правления Национального банка Беларуси Денис Скобялко.
По его словам, урегулированы назревшие вопросы, связанные с лизинговой деятельностью с учетом практики применения норм Указа № 99. Существенным нововведением является появление в правовом поле такого инструмента, как вторичный лизинг. По сути, отношения между субъектами права при вторичном лизинге предполагают реализацию возможностей повторной передачи в лизинг имущества, ранее приобретенного лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенного ему лизингополучателем.
Как пояснил Денис Скобялко, ранее у лизингодателя не было возможности, если лизингополучатель по каким-то причинам возвращал предмет лизинга (не обращал его в собственности и т.д.), повторно передать соответствующий предмет лизинга в лизинг. Согласно проекту закона такая возможность для лизинговых организаций предоставляется.
«Положения проекта закона о вторичном лизинге соответствуют лучшим международным практикам, в частности, Казахстана, Кыргызстана, Армении, Основываясь на этих практиках, мы предусмотрели в проекте закона, что при вторичном лизинге лизингодатель самостоятельно несет риски, связанные с выбором предмета лизинга. А также установлено, что он должен проинформировать продавца, поставщика соответствующего товара», – отметил зампредседателя Правления.
Отдельный блок законопроекта регламентирует особенности предоставления гражданам в лизинг жилых помещений. В документе сохранены положения Указа № 99, эффективность которых подтверждена практикой. При этом, учитывая, что граждане находятся в зоне особого внимания при формировании правового поля, в документе предусматривается ряд новаций в регулировании лизинга жилых помещений. В частности, по предложению экспертного совета при Совете Республики в проект закона включена норма, позволяющая считать земельный участок, на котором непосредственно расположен жилой дом или квартира в блокированном жилом доме, частью совокупности вещей, являющихся предметом лизинга.
«Если в лизинг передается дом, квартира, то земельный участок является совокупной вещью и также передается в лизинг лизингополучателю», – пояснил Денис Скобялко.
Оптимизирован порядок расчета по договору лизинга жилого помещения в случае его расторжения или возврата предмета лизинга лизингодателю. После того как гражданин уплатил более 50 % стоимости предмета лизинга, у него есть право вернуть уплаченную им стоимость предмета лизинга. На этом этапе механизм возврата этих средств предполагает оценку стоимости самого жилья. Ранее такая оценка осуществлялась исключительно путем внутренней оценки рыночной стоимости объекта. Но сейчас предусматривается механизм, который направлен на дополнительную защиту прав граждан, и он предполагает, что соответствующее жилье может быть продано путем торгов. И на торгах будет, возможно, определена более высокая стоимость соответствующего предмета лизинга, которая позволит гражданину получить больший объем средств в качестве возврата.
Помимо этого расширяются меры реагирования на нарушения законодательства о лизинговой деятельности. Вводится такая мера, как требование об устранении руководителей, иных должностных лиц в определенных случаях нарушения законодательства о лизинговой деятельности.
Проект закона имеет четкую социальную направленность и будет способствовать усилению защиты прав потребителей финансовых услуг, подчеркнул Денис Скобялко. Одна из важнейших новелл – право гражданина на изменение сроков исполнения обязательств по договору лизинга в случае невозможности их исполнения при нахождении в трудной жизненной ситуации. При этом, как поясняется, под трудной жизненной ситуацией понимается, например, нетрудоспособность более 40 дней, инвалидность, смерть супруга (супруги), появление дополнительных иждивенцев и др. В таких случаях гражданин сможет обратиться к лизингодателю за отсрочкой, изменением других условий договора, позволяющих ему получить своего рода финансовые каникулы.
Для дополнительного обеспечения прав и интересов граждан предусмотрено ограничение максимального размера превышения общей суммы уплачиваемых физлицом лизинговых платежей выкупной стоимости предмета лизинга над стоимостью предмета лизинга.
Как пояснил член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Алексей Райко, фактически предлагается ограничить аппетиты лизинговых организаций. Сумма лизинговых платежей будет ограничена суммой предмета лизинга по договорам сроком до одного года и двукратной суммой предмета лизинга по договорам свыше одного года. Ограничен предельный размер неустойки, штрафов, пеней по договору лизинга – не более половины стоимости предмета лизинга.
По информации БЕЛТА
