Министр финансов – об изменениях в налоговой системе с 2026 года
На рассмотрении Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь находится финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026 года в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Подробнее о предстоящих изменениях и их значении для экономики страны на расширенном заседании Постоянной комиссии рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов, сообщает
БЕЛТА.
Основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы, отметил Юрий Селиверстов. «Мы последовательно реализовывали комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета – это повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие, – рассказал он. – Мы развиваем интеграционные процессы в рамках Союзного государства, постепенно синхронизируем налоговый режим с Россией. Поэтому особенностью белорусской экономики является относительно низкая зависимость от конъюнктурных доходов. У нас нет привязки к нефтегазовым доходам, что дает определенную устойчивость в период глубокой нестабильности».
При корректировке Налогового кодекса в текущем году не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к тем условиям, которые изменяются. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики.
«Первое направление – это базовые меры налоговой политики, которые традиционно заключаются в том, что мы индексируем ставки, которые установлены в белорусских рублях, на прогнозные параметры инфляции, в основном. Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией. Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 %, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные никотинсодержащие изделия на 7 %, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 % в целях исключения перетока в теневую сферу. Особое внимание обращено на вейпы и жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 % для того, чтобы поэтапно выйти на уровень как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Это, конечно, вопрос дискуссионный. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака», – рассказал Министр.
Второе направление – это справедливое налогообложение доходов и имущества граждан. «Повышаем ставки отдельных налогов по принципу «кто больше зарабатывает, тот больше платит». Сохраняем подход по дальнейшей дифференциации подоходного налога в части введения третьей ставки 40 % при доходах свыше Br600 тыс. в год. При доходах до Br350 тыс. в год сохраняется базовая ставка 13 % (это абсолютное большинство наших граждан, более 98 %). Эта ставка сейчас применяется при доходах до Br220 тыс., но с учетом того, что мы расширяем базу для применения повышенных ставок подоходного налога, для расчета теперь будут включаться не только зарплаты, но суммироваться и доходы от продажи долей в компаниях, проценты по займу, под сдачу имущества в аренду, вознаграждения членов наблюдательных советов, доходы адвокатов и нотариусов», – отметил он.
По его мнению, повышение совокупных доходов до Br350 тыс. будет более справедливо и правильно, если сохранится ставка 13 %, то, что сегодня применяется к доходам до Br220 тыс. При доходах от Br350 тыс. до Br600 тыс. применяется ставка 25 % к сумме превышения. «За прошлый год при ставке 25 % в бюджет поступило более Br200 млн. Половина из этих средств поступила в бюджет города Минска. Предлагается в дальнейшем ввести ставку 40 % при доходе свыше Br600 тыс. То есть, опять же, предлагается применять к сумме превышения, – обратил внимание Юрий Селиверстов. – По данным Министерства по налогам и сборам, исходя из того же объема платежей, которые были, туда попадает порядка 1 тыс. человек. У нас сохраняются отдельные режимы в Парке высоких технологий, Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень», и налоги на них, в принципе, не распространяются, и ставка в 25 % на них не распространяется».
Если посчитать с учетом данных 2024 года, при введении налога в 40 % средняя ставка составит 27,5 %.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов. «Когда-то был введен налог на недвижимость для квартир в многоквартирных домах. Когда мы рассматривали вопросы, какие же брать ставки, было много вопросов. Один из вопросов звучал так: какая будет применяться стоимость квартиры для расчета ставок? Было принято решение, что надо брать расчетную ставку исходя из того, что по реальной стоимости, наверное, это будут большие средства и не все смогут их оплачивать. Помним, что пенсионеры освобождены от этого налога. По истечении времени видится, что эти ставки тоже должны быть дифференцированными», – отметил он.
Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв.м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв.м применять коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. Квартир больше 250 кв.м в Беларуси больше тысячи, а 150 кв.м – больше 5 тыс.
По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв.м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв.м – 3. «Таких домов тоже достаточно много. Именно через объем предлагается здесь дифференцировать тот уровень платежей, который существует. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов», – подчеркнул Министр.
Кроме этого, предлагается продолжить работу по дифференциации транспортного налога. «Мы в действующих документах предлагаем в 5 раз повысить налог на новые мощные иностранные мотоциклы по аналогии с автомобилями, где налог мы повысили в 10 раз. То есть это мотоциклы с объемом двигателя 800 куб.см. Мотоциклы, которые выпускает наш «Мотовелозавод», туда не попадут, он таких мотоциклов не выпускает», – уточнил Юрий Селиверстов.
Также выравниваются ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Сегодня ставки для ИП в два раза практически ниже в сравнении с юридическими лицами и фиксируются факты, когда транспортное средство регистрируется на ИП и потом сдается в аренду юридическому лицу. Таким образом, существуют некие схемы ухода или уменьшения налогообложения, обратил внимание Министр.
Предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью.
Третий блок – выравниваются на уровне базовой величины минимальные ставки для индивидуальных предпринимателей – физических лиц и вводятся минимальные ставки для самозанятых в размере Br45 в месяц. «Это позволит исключить формальную регистрацию самозанятых, когда практически деятельность самозанятых регистрируется, а деятельность ими не ведется. При этом вводим ответственность, если три месяца подряд ты не платишь налог на профессиональный доход, то далее полгода применять такой режим не сможешь», – сказал Юрий Селиверстов.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 %. «Лотерейная деятельность осуществляется по большей части в интернете, примерно по своей сути представляет то же, что и игорный бизнес. Поэтому устанавливаем единые ставки», – прокомментировал он.
Предлагается оптимизация налоговых льгот. «Понятно, что мы не идем с достаточно серьезным образом, но наши коллеги из Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам видят те вопросы, где, по сути, льготы практически не применяются, но в законодательстве присутствуют. Существуют у нас льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу для физлиц в отношении объектов с особым статусом историко-культурных ценностей. Предлагается их отменить. Таких объектов за время с момента когда объявили этот статус стало больше только в Минске в 5 раз. Поэтому, по сути, мы создаем неравные условия для тех, кто проживает в обычных домах. Понятно, что сами граждане все равно не восстанавливают историко-культурный вид этих сооружений за свои собственные средства», – сказал Министр.
Уменьшается размер необлагаемых выходных пособий при выходе на пенсию с 9 до 3 среднемесячных зарплат. «Наша зарплата растет, и когда-то мы стимулировали нанимателей, чтобы эти пособия в принципе выплачивались», – подчеркнул Юрий Селиверстов.
В рамках совершенствования налогового администрирования ключевым фактором повышения эффективности налоговой системы станет комплексная модернизация процесса администрирования. При этом будет удобно внедрять систему риск-ориентированного подхода, позволяющую сосредоточить ресурсы на зонах с наибольшим риском нарушений и при этом снижать нагрузку на добросовестный бизнес.
По словам Министра, дальнейшая цифровизация позволит налоговым органам получать подробные данные о транзакциях и финансовых потоках, выявлять схемы неформального обращения реальных денег без необходимости проведения выездных проверок. На данный момент используется мониторинг и чек-листы с формализованными контрольными вопросами, подготовка которых требует больших усилий от контролирующих органов. Кроме того, остаются традиционные выездные проверки.
Также налоговые органы смогут при проведении проверок и выявлении налоговых нарушений ограничивать регистрационные действия с имуществом тех налогоплательщиков, у которых выявлены задолженности по налогам. Замена административной ответственности граждан – должников имущественных налогов повышена.
Налоговые органы получили право на сбор информации о лицах, совмещающих статус индивидуального предпринимателя с другими видами деятельности, с возможностью анализа счетов и операций, открытых на их имя. При этом объем доступной информации не изменился, изменился лишь способ ее получения – с бумажного на электронный формат. «Мы считаем это объективным решением и не ожидаем злоупотреблений, хотя среди сотрудников налоговых органов, а также специалистов Национального банка возникали отдельные возражения по этому вопросу. Вопрос обсуждается, и по результатам будет передан депутатскому корпусу для дополнительной проработки и принятия решения. В рамках работы комиссии эти темы будут еще подробно рассмотрены и, при необходимости, скорректированы вместе с коллегами из Министерства налогов и сборов», – резюмировал он.
По информации
БЕЛТА
Минфин: белорусские компании получат доступ к новым инвесторам в ЕАЭС через размещение ценных бумаг
Белорусские компании получат доступ к новым инвесторам в ЕАЭС через размещение ценных бумаг. Об этом сообщила заместитель начальника управления – начальник отдела анализа функционирования рынка ценных бумаг Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Татьяна Гриб во время вебинара Национального центра законодательства и правовой информации (НЦЗПИ), передает корреспондент БЕЛТА.
В Беларуси и России ратифицировали соглашение о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах других государств – членов ЕАЭС. После завершения процедуры остальными государствами – членами ЕАЭС данное соглашение вступит в силу. Оно позволит компаниям из одной страны ЕАЭС проще и быстрее размещать свои ценные бумаги на организованных торгах бирж других государств – членов союза. Основные требования данного соглашения состоят в соблюдении двух условий: ценные бумаги должны быть зарегистрированы у себя на родине и должны быть допущены к торгам на национальной фондовой бирже в высшую категорию листинга. «В настоящее время процедура такого трансграничного допуска выглядит следующим образом: ценные бумаги регистрируются у себя на родине, эмиссионные документы проходят повторную процедуру регистрации у регулятора в принимающем государстве, далее – допуск таких ценных бумаг на принимающую биржу. Иными словами, раньше нужно было регистрировать выпуск ценных бумаг дважды. Сейчас, если акции или облигации белорусского эмитента допущены к торгам в высшей категории листинга Белорусской валютно–фондовой биржи, эмитент имеет право подать заявку на любую другую биржу в стране ЕАЭС и получить доступ к новым инвесторам», – пояснила Татьяна Гриб.
Высшая категория листинга обозначает фактически знак качества ценных бумаг любого эмитента. Это значит, что биржа признала их надежными, а деятельность эмитента – эффективной и достаточно прозрачной. Так, например, в Беларуси в эту категорию входят ценные бумаги Министерства финансов, Национального банка, акции Беларусбанка, Белагропромбанка. В других странах ЕАЭС в эту категорию включены акции практически 200 эмитентов. В основном это эмитенты из Казахстана и России. Это также государственные ценные бумаги, акции, облигации предприятий нефтегазовой сферы, сферы IT–технологий и других компаний. В настоящее время в рамках ЕАЭС функционирует шесть фондовых бирж, в том числе московская и казахстанская. Только на Московской бирже зарегистрировано более 35 тыс. розничных инвесторов.
«Страны Евразийского экономического союза подтверждают готовность по допуску ценных бумаг наиболее надежных и проверенных эмитентов на биржевые торги друг друга. Инициатором допуска выступает в обязательном порядке сам эмитент. Готовится определенный пакет документов в соответствии с требованиями принимающей биржи. Биржа рассматривает пакет документов и принимает решение, о чем информирует заявителя. Преимущество названного механизма состоит в том, что эмитентам всегда удобнее регистрировать свои ценные бумаги по уже давно известному, изученному законодательству», – отметила представитель Минфина.
На завершающей стадии подготовки к подписанию находится немаловажное соглашение о допуске брокеров и дилеров одного государства ЕАЭС к организованным торгам в другой стране союза. «Данный документ будет предусматривать, что биржи взаимно смогут признавать национальные лицензии, выданные другими регуляторами, и осуществлять прямой допуск профессиональных участников на организованные торги друг друга. Если, к примеру, белорусский инвестор захочет приобрести ценные бумаги на Московской бирже, для него это с удовольствием сможет осуществить наш белорусский профучастник. Важным является тот факт, что профессиональные участники, посредники будут приходить на рынок исключительно с национальными клиентами либо смогут оказывать услуги клиентам из третьих стран (не государств – членов ЕАЭС). На сегодня белорусское законодательство уже предусматривает возможность прямого допуска инвестиционных иностранных компаний на торги Белорусской валютно-фондовой биржи. Однако такая возможность для наших белорусских профучастников, к сожалению, есть не во всех странах ЕАЭС. Со вступлением в силу данного соглашения такая ситуация будет исправлена и белорусскому профсообществу предоставится гораздо больше возможностей», – обратила внимание специалист.
«Соглашения создадут благоприятные условия для выхода наших белорусских эмитентов на зарубежные фондовые рынки. Однако не стоит ограничиваться только данным каналом привлечения инвестиций. Нужно привлекать капитал от разных источников. Не стоит забывать также о возможности привлечения якорного инвестора, который будет служить гарантом качества данной компании. Стоит делать акцент на ESG-инвестициях, так как в мире растет интерес к ним. Белорусские компании, которые придерживаются принципов устойчивого развития, учитывают не только финансовую отдачу, но также и влияние на окружающую среду, будут гораздо более интересны ESG-инвесторам», – сделала акцент Татьяна Гриб.
«Государство делает все возможное для того, чтобы упростить возможность выхода белорусских компаний на зарубежные рынки. Соответственно, сейчас дело за бизнесом, который должен смелее и активнее использовать предоставляемые возможности, в частности для того, чтобы приумножать свой капитал», – заключила представитель Минфина.
По информации
БЕЛТА
Минфин о формировании и использовании средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию
В соответствии со статьей 33 Закона Республики Беларусь от 5 января 2024 г. № 344-З «О страховой деятельности» страховые организации создают фонды предупредительных (превентивных) мероприятий от поступивших страховых взносов по видам обязательного страхования, за исключением обязательного государственного страхования (далее – ФПМ).

Средства в ФПМ отчисляются в белорусских рублях.
Средства ФПМ страховые организации ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным, перечисляют в республиканский бюджет.
Размер отчислений, порядок формирования и использования средств ФПМ определены Положением о фондах предупредительных (превентивных) мероприятий по видам обязательного страхования, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 «О страховании» (далее – Указ № 108).
Справочно. Указ Президента Республики Беларусь от 10 июня 2009 г. № 302 «О фондах предупредительных (превентивных) мероприятий по отдельным видам страхования», ранее регулировавший размеры отчислений в ФПМ и порядок перечисления средств ФПМ в республиканский бюджет, а также распорядителей средств ФПМ, порядок и направления их использования, признан утратившим силу в связи с изданием Указа № 108.
В частности, распорядителями средств ФПМ в зависимости от вида обязательного страхования являются республиканские органы государственного управления, определенные пунктом 3 Положения о фондах предупредительных (превентивных) мероприятий по видам обязательного страхования, утвержденного Указом № 108 (далее – Положение).
Основанием для получения из республиканского бюджета средств ФПМ являются согласованные с Министерством финансов сметы использования средств ФПМ, утвержденные указанными в пункте 3 Положения республиканскими органами государственного управления.
ФПМ имеют целевое назначение и используются для финансирования мероприятий, направленных на снижение возможных убытков от страховых случаев и их предотвращение. Конкретный перечень таких мероприятий установлен пунктом 6 Положения.
По сообщению
официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь
Новые возможности для инвесторов и эмитентов: что даст странам ЕАЭС формирование общего фондового рынка
В Евразийском экономическом союзе в конце января изменились правила движения капитала. Главы правительств стран ЕАЭС подписали соглашение, которое разрешает свободный допуск брокеров к размещению и обращению ценных бумаг на организованных биржевых торгах в пяти странах. Этот документ устанавливает механизмы свободного перемещения ценных бумаг из одной страны на фондовые рынки других государств союза. Эксперты отмечают, что данное решение – один из шагов по формированию общего фондового рынка в рамках ЕАЭС, который обещает открыть новые горизонты для инвесторов и эмитентов. О том, каких успехов удалось достичь, какие вызовы стоят на пути и какие перспективы видятся в будущем, поговорили с заместителем Министра финансов Республики Беларусь Сергеем Качаном.
Широкий инструментарий
– Сергей Францевич, для начала расскажите, пожалуйста, о текущем состоянии фондового рынка Беларуси и его роли в рамках общего рынка ЕАЭС.
– К настоящему времени объем эмиссии корпоративных ценных бумаг составляет 82 млрд рублей, или 33 процента к ВВП. Это свидетельствует о существенной роли фондового рынка в финансировании белорусской экономики. Из них 52 млрд рублей – это акции, 30 млрд рублей – корпоративные облигации. Объем операций в корпоративном секторе по итогам шести месяцев текущего года составил 7 млрд рублей. По данным показателям белорусский рынок ценных бумаг занимает третью позицию среди государств – членов ЕАЭС и СНГ, уступая России и Казахстану. В депозитарной системе открыто более 1,2 млн счетов. В основном это счета, на которых учитываются акции предприятий, приобретенные физическими лицами в рамках процессов разгосударствления и приватизации.
С 2024-го в стране начал активно использоваться новый финансовый инструмент – депозитарные облигации. Их регистрацию выполняет центральный депозитарий. За год организации осуществили эмиссию 14 выпусков таких облигаций и привлекли 295 млн рублей. А по итогам шести месяцев 2025-го уже произведена эмиссия 15 выпусков таких облигаций на общую сумму 135,8 млн рублей. В целом за шесть месяцев этого года 44 эмитента осуществили эмиссию 79 выпусков облигаций на сумму 2,7 млрд рублей.
В будущем Министерство финансов продолжит работать над тем, чтобы отечественный рынок ценных бумаг предлагал больше инструментов, которые подходят для разных участников рынка. Это долгосрочная задача и важный приоритет для развития финансовой системы страны.
Продолжается цифровая трансформация фондового рынка. Сейчас большинство административных процедур, связанных с регистрацией ценных бумаг, можно провести онлайн. С 2025-го все участники рынка сдают отчеты в электронном виде. Также развивается дистанционное обслуживание клиентов – все больше услуг можно получать удаленно. В нынешнем году на базе Белорусской валютно-фондовой биржи планируется запустить финансовую платформу, так называемый маркетплейс. Это позволит любому гражданину, не выходя из дома, покупать надежные ценные бумаги: государственные облигации, акции и облигации стабильных предприятий. Законодательные условия для этого уже созданы.
– Какие основные достижения в рамках формирования общего фондового рынка есть и какие перспективы открываются перед участниками ЕАЭС?
– Последние годы мы наблюдаем значительный прогресс в интеграции рынков ценных бумаг стран ЕАЭС. Одним из ключевых достижений стало подписание 31 января 2025-го соглашения о допуске ценных бумаг на биржевые торги государств – членов ЕАЭС, позволяющее компаниям из стран ЕАЭС (куда входят также Россия, Казахстан, Армения и Кыргызстан) быстрее и проще торговать ценными бумагами на биржах друг друга. Благодаря этому белорусские предприятия смогут привлекать инвестиции из других стран ЕАЭС, а белорусские инвесторы получат доступ к новым возможностям для диверсификации своих портфелей. Беларусь уже завершила его ратификацию.
Еще одно немаловажное достижение – подготовка соглашения о допуске брокеров и дилеров государств – членов ЕАЭС на биржевые торги ценными бумагами друг друга. Сейчас стороны завершают последние шаги для подписания данного соглашения, которое позволит брокерам и дилерам из этих стран по упрощенной процедуре работать на биржах друг друга. В Беларуси процедуры завершены.
Параллельно с развитием интеграционных процессов в рамках ЕАЭС создается прочная основа для дальнейшего объединения рынков ценных бумаг на уровне Союзного государства.
В прошлом году вступило в силу соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о проспектах ценных бумаг, предусматривающее взаимное признание основных эмиссионных документов, которые сопровождают выпуски ценных бумаг. То есть сегодня эмитенты, зарегистрировавшие такие проспекты в Министерстве финансов Республики Беларусь, могут напрямую выходить на российские биржи для привлечения финансовых ресурсов без необходимости повторной регистрации проспекта в Банке России. Это небольшой, но важный шаг на пути упрощения процедур привлечения иностранных инвестиций в рамках Союзного государства.
Очевидные преимущества
– А какие конкретные шаги нужно предпринять белорусской компании, чтобы разместить свои ценные бумаги, скажем, на Московской бирже, и что изменится со вступлением в силу заключенного соглашения?
– Размещение ценных бумаг на иностранной бирже – это, конечно, более сложный процесс, чем размещение на внутреннем рынке, но вполне осуществимый. Отечественной компании потребуется провести анализ и выбрать подходящую биржу: Московская биржа – один из вариантов, однако нужно оценить, насколько она соответствует потребностям и возможностям компании. Подготовить и зарегистрировать у национального и иностранного регулятора проспект эмиссии, в том числе в соответствии с требованиями законодательства страны принимающей биржи: это ключевой документ, который содержит всю информацию о компании, ее финансовом состоянии, перспективах и рисках. Пройти процедуру листинга (процесс проверки компании на соответствие требованиям биржи). Найти андеррайтера (компанию, которая поможет организовать размещение ценных бумаг). Провести маркетинговую кампанию: важно рассказать потенциальным инвесторам о компании и ее перспективах.
Механизм действия соглашения состоит из соблюдения двух основных условий. Во-первых, в одном из государств должен быть предварительно зарегистрирован выпуск акций или облигаций предприятия из этого государства. А во-вторых, данные ценные бумаги должны быть допущены к торгам на национальной бирже и находиться в так называемой высшей категории листинга. Это означает, что такие ценные бумаги признаны биржей наиболее надежными, эмитент прошел строгие проверки и соответствует высоким стандартам по финансовой устойчивости, прозрачности и корпоративному управлению.
Страны Евразийского союза на текущем этапе договорились упростить взаимный допуск ценных бумаг только для наиболее надежных и проверенных эмитентов.
В соответствии с соглашением инициатором допуска должен выступить сам эмитент. Для этого ему потребуется подать заявку в адрес интересующей биржи другого государства – члена ЕАЭС с приложением пакета документов для получения трансграничного допуска ценных бумаг. Такая биржа проверит документы и в случае соблюдения необходимых условий предоставит трансграничный допуск. О принятом решении эмитент и биржа страны его происхождения будут информированы в течение одного рабочего дня. Эмитенту не потребуется повторно проходить в другом государстве те же формальные процедуры по регистрации эмиссионных документов, которые уже зарегистрированы его национальным регулятором.
Удобство названного механизма заключается в том, что эмитентам комфортнее регистрировать ценные бумаги по национальным правилам в стране своего происхождения. Это значительно упрощает и удешевляет процесс привлечения иностранных инвестиций. Конечно, этот процесс потребует определенных затрат и времени, но он может открыть белорусской компании доступ к значительно большему капиталу и повысить ее узнаваемость на международном рынке. Регулятор готов оказывать консультационную поддержку отечественным компаниям, которые будут заинтересованы в реализации данного соглашения.
– Насколько велики возможности для белорусских эмитентов на рынках других стран ЕАЭС?
– В настоящее время в других странах ЕАЭС функционирует шесть фондовых бирж, в том числе Московская биржа и Казахстанская фондовая биржа. Например, только на Московской бирже через брокеров зарегистрировано более 35 тысяч розничных инвесторов. Емкость финансовых рынков России и Казахстана значительно выше белорусского. Таким образом, возможности наших эмитентов увеличиваются.
В 2025-м Министерство финансов утвердило долгосрочную Стратегию развития рынка ценных бумаг до 2040 года. Первоочередное внимание в ней уделено привлечению внешних финансовых ресурсов в отечественную экономику. За последние 15 лет свыше 800 белорусских организаций успешно эмитировали на внутреннем рынке облигации на сумму около 100 млрд рублей. Наша задача – стимулировать предприятия выходить на иностранные площадки с учетом накопленного опыта работы и их деловой репутации.
Стимул для развития
– Какие перспективы развития в рамках ЕАЭС видите в ближайшие годы?
– Прежде всего предстоит реализация двух пилотных соглашений, о которых я упоминал ранее. Это создаст условия для формирования действительно общего фондового пространства в рамках ЕАЭС.
Также важно обеспечить высокий уровень информационной безопасности и защиты прав инвесторов. Эти вопросы требуют постоянного внимания и совершенствования нормативной базы. Мы нацелены на создание системы, в которой инвесторы будут уверены в надежности своих инвестиций.
Тем не менее в вопросе экономической интеграции последнее слово остается за бизнесом, частными и государственными компаниями. В ряде случаев государство оказывает поддержку предприятиям. Но и предприятиям необходимо активнее самостоятельно применять предоставляемые возможности для привлечения инвестиций, включая рынки ценных бумаг стран ЕАЭС. И названные выше соглашения – это инструменты, которые должны быть востребованы со стороны субъектов хозяйствования. Например, мы рекомендуем эмитентам активнее проходить листинг на Белорусской валютно-фондовой бирже. Это означает включение ценных бумаг в котировальные листы разных уровней, которые отражают инвестиционную привлекательность таких ценных бумаг. Кроме того, при включении ценных бумаг в высший котировальный лист это существенно упростит допуск к торгам и на фондовых биржах ЕАЭС. В целом прохождение листинга в понимании иностранных инвесторов, как правило, является необходимым условием, чтобы попасть в их поле зрения.
Министерство финансов всегда окажет методологическую поддержку компаниям в вопросах использования инструментов рынка ценных бумаг для привлечения инвестиций, в том числе при их выходе на иностранные финансовые рынки.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 7 августа 2025 г.
Юрий Селиверстов рассказал о топовых темах переговоров с российскими коллегами
В Горно-Алтайске на полях Международной экологической конференции прошли переговоры белорусской и российской делегаций, где основной темой обсуждения стали вопросы финансирования нефтепереработки, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
Как прокомментировал журналистам Министр финансов Юрий Селиверстов, на встрече с российскими коллегами обсуждался самый широкий спектр тем, в том числе привлечение финансирования, рефинансирование старых долгов, привлечение нового финансирования как на инвестиционные проекты, так и на какое-то несвязанное финансирование.
«Конечно, это возможность встретиться, обсудить, сверить позиции, потому что мы и не только на этих площадках, мы все время тесно работаем, взаимодействуем. И вот, скажем, в этой работе очно встретиться, подвести какой-то итог, возможно, рассмотреть проекты каких-то документов, конечно, это очень хорошо и удобно», – отметил Министр финансов важность состоявшейся встречи.
«Вы знаете, сегодня в топе вопросы финансирования нефтепереработки, вопросы привлечения финансирования в бюджет. Мы активно взаимодействуем по финансированию как инвестиционных проектов, так и прямого финансирования. Вот эти вопросы как раз и обсуждаются», – обозначил основную тематику разговора Юрий Селиверстов.
25 июля белорусская делегация примет участие в работе Международной экологической конференции. Здесь на пленарном заседании ожидается выступление Премьер-министра Беларуси.
В рамках двухдневного рабочего визита в Горно-Алтайск Премьер-министр Беларуси Александр Турчин также встретится с премьер-министром Узбекистана Абдуллой Ариповым и главой Сбербанка Германом Грефом. Сегодня на полях экологического форума прошли переговоры главы белорусского Правительства с Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным.
По информации
БЕЛТА