25.06.2020
Задолженность по алиментам с 1 июля будут считать по-новому
В среднем более 120 человек ежедневно обращаются к судебным исполнителям с просьбой принудительно взыскать алименты. Как правило, это связано с тем, что бывшие супруги не спешат выплачивать деньги на содержание своего ребенка, поэтому по алиментам образуется задолженность. С 1 июля изменится порядок ее расчета. Нововведения коснутся лишь тех должников, которые не работали или не представили документы, подтверждающие свой заработок.
Как пояснил консультант главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Юлиан Мисюкевич, изменения в системе расчета задолженности по алиментам предусмотрены Законом Республики Беларусь «Об изменении законов» от 18 декабря 2019 года. Этот документ вносит поправки и в Кодекс о браке и семье. Со следующего месяца задолженность по алиментам за тот период, когда должник не работал, будет рассчитываться на основе бюджета прожиточного минимума. На одного ребенка размер выплат составит 50 %, на двух – 100 %, на трех и более детей – 150 % БПМ.
Сейчас задолженность определяется исходя из доходов родителя-должника за тот период, в течение которого он не платил. Если же человек в это время не работал, сумма рассчитывается на основе размера заработной платы по последнему месту работы. В том случае, когда с момента увольнения прошло более трех месяцев или отсутствуют соответствующие сведения о доходах, берется в расчет средняя зарплата работников по республике.
С 1 июля также вводится еще одно изменение, касающееся алиментов. Оно относится к должникам, которые не уплачивали деньги на содержание ребенка в период пребывания в составе Вооруженных Сил Беларуси, других войск и воинских формирований на срочной военной службе, прохождения альтернативной службы. В этом случае задолженность определяется в следующих размерах: на одного ребенка – 25 %, на двух детей – 33 %, на трех и более – 50 % фактически полученного дохода. Вместе с тем эти особенности не будут действовать, если размер алиментов определен брачным договором, соглашением о детях или соглашением об уплате алиментов.
По-прежнему актуальным остается вопрос взыскания алиментов с должников, которые проживают за границей, в частности в России. В этом плане Минюст инициировал некоторые изменения, направленные на максимальное упрощение этой процедуры. Как предполагается, они будут внесены в соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов, заключенное в 2015 году между Беларусью и Россией.
По словам Юлиана Мисюкевича, в свое время это соглашение позволило значительно упростить процедуру взыскания алиментов на территории двух стран. Сейчас судебные постановления по таким делам не нуждаются в специальной процедуре признания. На основании заявления взыскателя документы направляются для исполнения через уполномоченные органы одной страны в уполномоченные органы другой страны. С белорусской стороны такими органами являются управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, с российской – территориальные органы Федеральной службы судебных приставов.
«Сегодня проводится активная работа по развитию этого соглашения. В частности, белорусская сторона вышла с инициативой внести в него изменения, направленные на еще большее упрощение процедуры. Мы предлагаем, чтобы по инициативе взыскателя исполнительные документы направлялись в том числе по месту получения должником дохода на территории другого государства. Пока этот вопрос прорабатывается. Поэтому говорить о том, что это однозначно заработает, еще рано», – сказал консультант главного управления.
По данным Минюста, за 2018 год к судебным исполнителям поступило 45 246 исполнительных документов о взыскании алиментов, а это 1,8 % от всех поступивших в органы принудительного исполнения. В 2019 году эта цифра составила 44 533 документа, или 1,9 %. В этом году на исполнение уже поступило около 18 тыс. документов, или 2,1 %. Выходит, что в среднем более 120 человек ежедневно обращаются к судебным исполнителям с просьбой принудительно взыскать алименты.
Чтобы права несовершеннолетнего ребенка не были ущемлены, судебному исполнителю важно оперативно получать необходимую информацию о материальном положении должника. Минюст провел значительную работу в этом направлении, которая повысила эффективность органов принудительного исполнения. В частности, налажена связь с информационными ресурсами государственных органов и организаций.
«Уже сегодня судебный исполнитель, нажав одну кнопку, в режиме реального времени получает сведения о материальном положении должника, к примеру, о месте его работы, получаемых доходах, банковских счетах, транспортных средствах, недвижимости. Это способствует своевременному принятию мер по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе», – отметил Юлиан Мисюкевич.
Сегодня судебный исполнитель может принять достаточно серьезные меры, чтобы побудить должника погасить задолженность. Речь идет не только об объявлении его в розыск и вызове на беседу. К человеку, который уклоняется от своих обязанностей, можно применить различные ограничения: арестовать деньги на счетах, иное имущество, в том числе транспортные средства, недвижимость, ограничить в некоторых правах – на выезд за пределы республики, управление автомобилем, посещение игорных заведений, пользование услугами связи, интернетом и др.
Если должник более трех месяцев в течение года не уплачивает алименты, его могут привлечь к уголовной ответственности. В этом случае могут применить такие меры наказания, как исправительные, общественные работы, ограничение или лишение свободы. К слову, в 2019 году потерпевшими по ст.174 Уголовного кодекса признаны более 5 тыс. несовершеннолетних. Иными словами, в отношении их родителей были применены меры этой статьи за уклонение от уплаты алиментов по судебному постановлению.
Для принудительного взыскания алиментов нужно обратиться с заявлением о возбуждении исполнительного производства в органы принудительного исполнения по месту жительства должника, приложив к нему исполнительный документ, выданный судом. По результатам рассмотрения пакета документов судебный исполнитель примет решение – о возбуждении (отказе) исполнительного производства или возврате документов.
По сообщению БЕЛТА
Вопросы по новациям законодательства в сфере брачно-семейных отношений, вступающим в силу с 1 июля 2020 года, можно задать экспертам, которые ответят на них во время онлайн-семинара НЦПИ. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Агентов по операциям с недвижимостью не будет – оказывать услуги смогут только риелторы
Агентов по операциям с недвижимостью не будет – оказывать услуги смогут только риелторы. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
Законом скорректирован субъектный состав лиц, оказывающих риелторские услуги от имени риелторской организации. Упраздняется институт агентов по операциям с недвижимостью и закрепляется, что оказывать такие услуги вправе исключительно риелторы.
Замминистра отметил, что этот вопрос очень горячо обсуждался, дискутировался. «Мы считаем, что позиция, которая была предложена Министерством юстиции, регулятором, является обоснованной и правильной. Данные изменения вызваны тем, что действующая система оказания услуг требует коренной перестройки», – отметил он.
Причиной этого видится формальное закрепление риелторов за договорами оказания риелторских услуг и самоустранение этих специалистов от выполнения своих обязанностей. Об этом говорят результаты рассмотрения письменных и устных обращений граждан, заметил Николай Старовойтов. «Вместо риелтора, к сожалению, потребителя на всех этапах сделки сопровождали агенты, игнорируя законодательство, причем превышая свои полномочия. Многие агенты не владеют знаниями в полной мере и предоставляют некомпетентные разъяснения, используют в работе практику понуждения к оплате риелторских услуг и т.п.», – пояснил он.
В Минюсте уверены, что это существенно влияет на имидж агентств, снижает уровень доверия населения. В связи с этим нормы закона, закрепляющие полномочия по оказанию риелторских услуг, можно оценить как обоснованную необходимость, направленную на повышение качества риелторских услуг. Уже сейчас агенты по операциям с недвижимостью активно и успешно сдают экзамены в Министерстве юстиции, пополняя ряды аттестованных специалистов. Впереди еще год переходного периода, в течение которого агенты, желающие стать или приобрести статус риелтора, имеют право это сделать.
Для повышения персональной ответственности риелторов за качество выполняемой работы предусматривается обязанность прохождения аттестации для подтверждения своей квалификации. Процедура аттестации не предполагает собой сдачу экзамена, а будет проводиться в форме собеседования, отметил замминистра. Для лиц, которые добросовестно выполняют свои обязанности, это не станет препятствием для дальнейшей работы. С тех риелторов, которые нарушают закон, конечно же, на аттестации будет серьезный спрос.
Кроме того, расширены полномочия риелторской организации по получению необходимой для оказания услуг информации, что позволит повысить уровень защищенности имущественных интересов потребителей.
По информации
БЕЛТА
Только по факту. В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья
В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Еще один шаг, направленный на защиту интересов граждан, – исключение предоплаты за оказание услуг по найму жилья. В этом случае клиентами выступают молодые люди, которые не имеют жилья, студенты, жалобы от которых поступают в Минюст. Оплачивать услугу потребители будут только после того, как для них подобрана квартира», – сказал Николай Старовойтов.
Он обозначил и другие ключевые нормы закона. Например, сохраняется действующий в настоящее время подход о запрете оплаты одной и той же риелторской услуги, оказываемой риелторской организацией в отношении одного и того же объекта недвижимости, обеими сторонами сделки с этим объектом.
«То есть законом четко зафиксировано, что риелторская организация может оказывать риелторские услуги только одной стороне сделки с объектом недвижимого имущества. Цель сохранения такого подхода – решение проблемы понуждения потенциальных покупателей к заключению договоров на оказание им услуг и взимание одной и той же риелторской организацией двойной оплаты как с покупателя, так и с продавца», – пояснил Николай Старовойтов.
По его словам, этот подход позволяет защитить интересы как продавца, поскольку риелторская организация будет стремиться к исполнению уже имеющегося перед ним обязательства по содействию в продаже объекта, так и покупателя, который зачастую не нуждается в услугах риелтора и соответственно не должен их оплачивать, однако не имеет возможности иначе приобрести данный объект недвижимости.
«В случае если другая сторона при такой ситуации все же пожелает воспользоваться услугами риелторской организации, ничто не препятствует ей обратиться в иную организацию, которая и окажет необходимую помощь или содействие», – отметил замминистра.
По информации
БЕЛТА
Минюст: обращаться за получением аттестата риелтора желающие с любым высшим образованием могут с 16 июня
В Беларуси предоставлено право большему количеству желающих получить аттестат риелтора. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«По предложениям риелторского сообщества в законе нашли свое отражение такие нормы, как отмена требования о наличии у претендента на получение аттестата риелтора высшего профильного образования, что позволит получить доступ к профессии более широкому кругу лиц. Риелтором может стать любое лицо с высшим образованием. В то же время, поскольку оказание услуг требует соответствующих знаний, сохраняется требование к прохождению претендентом соответствующего обучения», – сказал Николай Старовойтов.
Предусмотрена возможность продолжить оказывать риелторские услуги, перейдя в статус риелтора, для тех агентов, которые длительное время работают в риелторских организациях, но сейчас из-за отсутствия высшего образования не могут претендовать на получение аттестата риелтора.
Увеличены сроки для приобретения агентами статуса риелтора. И в целом во взаимодействии с риелторскими организациями оптимизирована процедура сдачи экзамена. В частности, до одного месяца сокращен срок повторной подачи уведомления о сдаче экзамена для получения свидетельства об аттестации риелтора лицами, не сдавшими экзамен. Ранее такой срок составлял шесть месяцев. Эти изменения предоставляют возможность сдачи экзамена как можно большему кругу лиц и способствуют увеличению количества квалифицированных специалистов в сфере недвижимости.
Кроме того, усовершенствована программа подготовки к сдаче аттестационного экзамена. Исключены вопросы, с которыми специалисты рынка недвижимости практически не сталкиваются в повседневной работе. При этом программа дополнена актуальными на сегодня вопросами налогообложения, ипотеки и так далее. Разделы программы максимально детализированы, что позволит качественно улучшить процесс подготовки и сдачи экзамена.
Закон вступает в силу поэтапно. Основные положения, в том числе предусматривающее упразднение института агентов по операциям с недвижимостью, вступают в силу 16 мая 2026 года, т.е. через год. Создание Палаты риелторов станет возможным с 16 апреля 2026 года. А с 16 июня текущего года вступают в силу лишь нормы, предоставляющие агентам возможность перейти в статус риелтора.
«Так, уже со следующей недели заработают нормы, предусматривающие право обращаться за получением аттестата риелтора лицам с любым высшим образованием, а также лицам, имеющим среднее специальное образование и стаж работы агентом не менее трех лет», – пояснил замминистра.
По информации
БЕЛТА
Предупредить возможные неясности. Какие новации затронули работу строителей и архитекторов в Беларуси?
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент
БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации
БЕЛТА
Как оценило норму о создании Палаты риелторов профессиональное сообщество, рассказали в Минюсте
Палата риелторов, предусмотренная Законом «О риелторской деятельности», объединит специалистов сферы недвижимости, сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
По словам замминистра, одной из обсуждаемых новаций закона стало создание органа самоуправление риелторов – Палаты риелторов. По результатам общественного обсуждения такая норма многими оценена как прогрессивная и необходимая для дальнейшего развития этой сферы.
Главная функция Палаты риелторов – воплотить в жизнь посылы, способы, методы работы, направленные на повышение качества оказания услуг. Запрос на такое объединение давно имелся в кругах, в том числе конструктивно настроенного профессионального риелторского сообщества.
«Действующие общественные организации в сфере недвижимости, к сожалению, не очень, на мой взгляд, эффективно справляются с заявленными задачами, идут разными курсами. Ряд организаций не входит ни в одно профессиональное объединение, так как не соглашается с проводимой политикой. Палата риелторов призвана объединить риелторов, стать для них консолидирующим органом», – сказал Николай Старовойтов.
Немаловажными являются и полномочия палаты по методическому руководству деятельностью риелторов, повышению их квалификации, принятие мер по соблюдению риелторами законодательства.
По словам замминистра, органы самоуправления хорошо себя зарекомендовали в адвокатуре, нотариате, отстаивая интересы своих членов, выстраивая конструктивное взаимодействие с органами государственной власти и гражданами. Их положительный опыт саморегулирования, считает он, необходимо внедрить и в риелторскую сферу.
В ходе работы над законопроектом велась дискуссия об участниках Палаты риелторов: должны это быть агентства недвижимости или непосредственно риелторы. «Сложилось понимание, что Палата риелторов в первую очередь должна решать задачи, связанные с качеством оказания населению услуг, а качество услуг напрямую зависит от профессионализма каждого риелтора – исполнителя услуг. Поэтому регулятор считает обоснованным объединить именно специалистов сферы недвижимости и взаимодействовать непосредственно с ними, а не агентствами недвижимости», – отметил Николай Старовойтов.
Согласно нормам Закона о риелторской деятельности, Палата риелторов основывается на обязательном членстве риелторов. Риелторские услуги от имени риелторской организации вправе оказывать только риелторы, являющиеся членами палаты. Принятие решения о приеме членов Палаты риелторов по заявительному принципу будет осуществляться исполнительным органом по направлению Палаты риелторов.
Закон «О риелторской деятельности» принят в Беларуси в этом году. Он направлен на дальнейшее развитие сферы риелторской деятельности, решение существующих в этой сфере проблем. По мнению Министерства юстиции, реализация норм закона поможет повысить качество оказания риелторских услуг, престиж профессии риелтора и доверие населения к риелторским организациям.
По информации
БЕЛТА