Подведены итоги обсуждения проекта изменений в порядок проведения общественной экологической экспертизы
Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2010 г. № 1592 и от 14 июня 2016 г. № 458», предусматривающего:
- совершенствование государственного регулирования отношений в области охраны окружающей среды в части правового обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, а также учет практики правоприменения и международного опыта;
- выполнение Решения VI/8c, принятого в отношении Республики Беларусь на Шестой сессии Совещания Сторон Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, принятой в городе Орхусе (Дания) 25 июня 1998 года.
Организатор общественного обсуждения – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 27 июля по 8 августа 2020 г.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2010 г. № 1592 и от 14 июня 2016 г. № 458» (далее – проект постановления)
Содержание замечаний и (или) предложений |
Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений |
|
Обоснование (в случае неучета) |
Редакция (в случае учета) |
|
Предложение от пользователя «Ирина»
Источник: https://forumpravo.by/forums/npa.aspx?forum=15&topic=15556 – Правовой форум Беларуси)
|
|
|
Замечания и предложения по постановлению от 29 октября 2010 г. № 1592. |
||
1. Пункт 2 абзац 2 дополнить иностранными гражданами и организациями, зарегистрированными за рубежом, а также лицами без гражданства. Иначе в текущей редакции пункт противоречит статье 3 пункту 9 Орхусской конвенции. |
Не учтено. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (далее – Конвенция) определяет право каждой Стороны самостоятельно принимать необходимые законодательные меры, регламентирующие порядок осуществления положений Конвенции, касающихся информации, участия общественности и доступа к правосудию, а также надлежащие меры по обеспечению их применения. Республикой Беларусь приняты необходимые меры по обеспечению общественности доступом к информации, участием в процессе принятия решений без дискриминации по признаку гражданства, национальной принадлежности или местожительства и, в случае юридического лица, без дискриминации по признаку его зарегистрированного местонахождения. Законодательством Республики Беларусь не ограниченено участие инностранных граждан и юридических лиц в получении экологической информации, а также участие в принятии экологически значимых решений путем получения ими информации и выражения своего мнения при проведении общественных обсуждений. Редакция проекта постановления не ограничивает участие иностранных граждан и организаций, зарегистрированных за рубежом, а также лиц без гражданства в проведении самой общественной экологической экспертизы в качестве специалистов и экспертов. |
|
2. Пункт 4 дополнить абзацем «Объектами общественной экологической экспертизы являются: иные объекты и виды деятельности, не перечисленные в пункте 4 данного постановления, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду.» |
Не учтено. Объекты, которые оказывают значительное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством являются объектами оценки воздействия на кружающую среду (далее – ОВОС), отчет об ОВОС по которым в рамках требования постановления Совета Министров от 14 июня 2016 г. № 458 выносится на общественные обсуждения. Корректировка определения «общественная экологическая эеспертиза», предлагаемая проектом постановления, обусловлена необходимостью согласованности с иными актами законодательства (постановления Совета Министров от 19 января 2017 г. № 47 и от 14 июня 2016 г. № 458). |
|
3. В проекте постановления указано часть первую пункта 6 изложить в следующей редакции: «6. Для проведения общественной экологической экспертизы проектной документации инициаторы в течение десяти рабочих дней с даты начала общественных обсуждений, указанной в уведомлении об общественных обсуждениях, опубликованном в печатных средствах массовой информации и размещенном их организатором на своем официальном сайте в сети Интернет (при наличии такого сайта) в разделе «Общественные обсуждения», направляют заказчику заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы (далее – заявление).»; так как из пункта 7 следует, что сама документация может быть передана инициатору не позднее 30 дней до представления ее на государственную экологическую экспертизу, предлагаю увеличить срок, в который возможно направить заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы, до 1 дня после опубликования результатов общественных обсуждений. Это даст больше времени инициаторам проведения общественной экологической экспертизы для того, чтобы стать осведомленными о проведении общественных обсуждений и проекте, и увеличит возможности общественности в принятии экологически важных решений, которые гарантированы Законом Республики Беларусь об окружающей среде и Орхусской конвенцией. В том числе это решение никак не повлияет на сроки и условия у заказчика. Результаты общественных обсуждений могут влиять на желание проведения общественной экологической экспертизы, если адекватные рекомендации были отклонены заказчиком проекта. Предлагаю часть первую пункта 6 изложить в следующей редакции: «6. Для проведения общественной экологической экспертизы проектной документации инициаторы направляют заказчику заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы (далее – заявление) до 1 рабочего дня после опубликования результатов общественных обсуждений, указанной в уведомлении об общественных обсуждениях, опубликованном в печатных средствах массовой информации и размещенном их организатором на своем официальном сайте в сети Интернет (при наличии такого сайта) в разделе «Общественные обсуждения». |
Не учтено. Проведение общественной экологической экспертизы и общественных обсуждений являются разными механизмами участия общественности в принятии экологически значимых решений. Основная цель общественной экологической экспертизы – установление соответствия или несоответствия проектной документации природоохранным требованиям. Общественные обсуждения – комплекс обязательных мероприятий, обеспечивающих информирование граждан и юридических лиц о проектах экологически значимых решений, а также возможность выражения участниками общественных обсуждений их отношения к указанным документам. Таким образом, результаты общественных обсуждений должны являться основанием для возможной доработки проектной документации, но не основанием для принятия решения о необходимости (отсутствии необходимости) проведения общественной экологической экспертизы.
|
|
4. В проекте постановления указано часть первую пункта 7 изложить в следующей редакции: «7. Заказчик в течение пяти рабочих дней после завершения общественных обсуждений информирует всех инициаторов о дате, времени и условиях представления проектной документации. Проектная документация передается заказчиком в срок не позднее 30 календарных дней до представления ее на государственную экологическую экспертизу. В случае необходимости доработки проектной документации по результатам общественных обсуждений заказчик также информирует об этом всех инициаторов.»; предлагаю увеличить срок, за который заказчиком предоставляется проектная документация до 45 календарных дней, так как 30 календарных дней – очень маленький срок, за который сложно успеть полноценно провести общественную экологическую экспертизу, если инициаторам не было известно об объекте до начала общественных обсуждений, что значительно сокращает возможности инициаторов в доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. |
Учтено частично. Срок, за который заказчиком предоставляется проектная документация до представления ее на государственную экологическую экспертизу, установлен вместо 30 календарных дней 35 календарных дней с учетом времени на прием и передачу проектной документации. |
|
5. Пункт 13 изложить в следующей редакции: «13. Срок проведения общественной экологической экспертизы не должен превышать 45 дней со дня представления заказчиком инициаторам проектной документации в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.» либо исключить данный пункт. См. пояснение выше. |
Не учтено. Срок 30 дней установлен равный сроку проведения государственной экологической экспертизы и является оптимальным. |
|
6. в пункте 8: после слов «запрещено законодательством,» дополнить словами «однако это не распространяется на картографические материалы,»; хотя картографические материалы всегда имеют большое значение в проектах, для которых может быть проведена общественная экологическая экспертиза, однако карты крупного масштаба часто имеют гриф «Для служебного пользования», что значительно увеличивает появление различных трактованний любых нормативных документов в зависимости от позиции сторон. |
Не учтено. В пункте 8 постановления Совета Министров № 1592 содержатся исключения для информации, распространение и (или) представление которой ограничено или запрещено законодательством, в целях обеспечения государственной безопасности по объектам стратегической важности, вопросы работы с которыми регулируются Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». |
|
Замечания и предложения по постановлению от 14 июня 2016 г. № 458. |
|
|
7. Предлагаю исключить пункт 3 действующего постановления, так как данные объекты могут наносить такой же ущерб окружающей среде, как и любые другие. |
Не учтено. Противоречит части третьей статьи 15-2 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды». |
|
8. Пункт 5 часть 4 после слов «размещается их организатором» дополнить словами «на едином портале о проведении общественных обсуждений отчетов об ОВОС и». Данный портал необходим для облегчения поиска заинтересованными лицами информации о приводящихся общественных обсуждений отчетов об ОВОС. В настоящее время на практике местные исполнительные комитеты публикуют эту информацию на своих веб-сайтах, однако таких структурных единиц более 110. Это не дает возможности заинтересованным гражданам и организациям полноценно принимать участие в общественных обсуждениях отчетов об ОВОС. Также в настоящее время существует много местных исполнительных комитетов, которые не имеют раздела «Общественные обсуждения» на своем веб-сайте. |
Не учтено. В настоящее время в Республике Беларусь отсутсвует единый портал о проведении общественных обсуждений отчетов об ОВОС. |
|
9. Пункт 7 после слов «хранятся их организаторами на официальных сайтах в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения»» дополнить «не менее». |
Учтено. |
Информация и документы, полученные в ходе проведения общественных обсуждений, указанные в части первой настоящего пункта, хранятся их организаторами на официальных сайтах в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения» не менее трех лет после их проведения. |
10. В подпункте 8.3 пункта 8, пункте 15, части 1 пункта 16 слова «от граждан и юридических лиц» заменить словами «от граждан и/или юридических лиц». |
Не учтено. Редакция соответствует статье 61 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». |
|
11. В пункте 54 слова «в течение 10 рабочих дней» заменить на «в течение 15 рабочих дней». Так как вероятность заметить информацию о проведении ОВОС вовремя довольно низка до того, когда будет работать единый портал ОВОС, это увеличит возможность заинтересованных лиц инициировать проведение общественных обсуждений. |
Учтено.
|
Заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности в течение 15 рабочих дней после получения заключения государственной экологической экспертизы информирует соответствующие местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы о принятом решении по результатам проведения государственной экологической экспертизы и о том, где можно ознакомиться с заключением государственной экологической экспертизы. |
Сообщение от Общественное объединение «Экодом» Источник: https://forumpravo.by/forums/npa.aspx?forum=15&topic=15556 – Правовой форум Беларуси |
|
|
Часть 1. Замечания и предложения по тексту обсуждаемого проекта. В Положении о порядке проведения общественной экологической экспертизы: |
|
|
1) пункт 4 в предложенной редакции дополнить абзацем следующего содержания: «иная проектная документация, указанная в подпунктах 1.1–1.6 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»; |
Не учтено. Проектная документация, указанная в подпунктах 1.1–1.6 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», не соотносится с документацией, по которой проводятся общественные обсуждения в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2016 № 458, что свидетельствует о правовой неопределенности – отсутствии ясности, точности и логической согласованности норм права. На этом основании объектами общественной экологической экспертизы являются градостроительные проекты, а также предпроектная (предынвестиционная), проектная документация, для которых проводятся общественные обсуждения.
|
|
2) дополнить Положение пунктом 4-1 следующего содержания: «Заказчики объектов, для которых не проводится оценка воздействия на окружающую среду, но проектная документация на возведение, реконструкцию которых является объектом государственной экологической экспертизы, в срок не позднее 45 календарных дней до представления проектной документации на государственную экологическую экспертизу доводят до сведения граждан и юридических лиц сведения о разрабатываемой проектной документации посредством размещения информации на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения».»; |
Не учтено. См. пункт выше. |
|
3) в абзаце первом части первой пункта 7 в предложенной редакции слова «в течение пяти рабочих дней после завершения общественных обсуждений» заменить словами «в течение тридцати пяти календарных дней с даты начала общественных обсуждений»; |
Не учтено. Предложенный срок идентичен сроку, предусмотренному в проекте постановления.
|
|
4) в абзаце втором части первой пункта 7 в предложенной редакции слова «также информирует об этом всех инициаторов» заменить словами «предоставляет проектную документацию в текущей редакции и информирует всех инициаторов о планируемых сроках доработки проектной документации»; |
Учтено. |
В случае необходимости доработки проектной документации по результатам общественных обсуждений заказчик также информирует об этом всех инициаторов с указанием планируемых сроков ее доработки. |
5) в абзаце первом пункта 11 в предложенной редакции слова «обязан опубликовать в печатных средствах массовой информации» заменить словами «обязан направить для публикации в печатных средствах массовой информации». |
Не учтено. Направление для публикации в печатных средствах массовой информации сообщения о проведении общественной экологической экспертизы не влечет за собой его публикацию, что ограничивает права иной заинтересованной общественности. |
|
Часть 2. Замечания и предложения по тексту обсуждаемого проекта. В Положении о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, экологических докладов по стратегической экологической оценке, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, учета принятых экологически значимых решений: |
Е |
|
1) в подпункте 2.1 пункта 2 абзац второй после слова «схем» дополнить словами «,региональных комплексов мероприятий, лесоустроительных проектов». Источник: https://forumpravo.by/forums/npa.aspx?forum=15&topic=15556 – Правовой форум Беларуси; |
Учтено частично. Редакция соответствует статье 15-2 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». |
В пункте 2: в подпункте 2.1: абзац второй после слова «схем» дополнить словами «, региональных комплексов мероприятий». |
2) пункт 42 в предложенной редакции после слова «принятия» дополнить словами «соответствующего документа»; |
Учтено частично. |
Сводку отзывов, включающую замечания и предложения, поступившие в ходе проведения общественных обсуждений, в том числе в ходе проведения собрания по обсуждению экологического доклада по СЭО, если оно проводилось, и аргументированные ответы на них, в течение 10 рабочих дней со дня ее подготовки. |
3) пункт 43-1 изложить в следующей редакции: «43-1. Предварительное информирование граждан и юридических лиц о планируемой реализации хозяйственной и иной деятельности предусматривает доведение до сведения граждан и юридических лиц в течение месяца после утверждения программы проведения ОВОС графика работ по проведению ОВОС, сведений о планируемой деятельности и альтернативных вариантах ее размещения и (или) реализации, заказчике. Предварительное информирование осуществляется путем размещения информации на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения», а также дополнительно может осуществляться посредством: размещения информации в средствах массовой информации; использования иных общедоступных способов в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.»; |
Учтено. |
Предварительное информирование граждан и юридических лиц о планируемой реализации хозяйственной и иной деятельности предусматривает доведение до сведения граждан и юридических лиц в течение месяца после утверждения программы проведения ОВОС графика работ по проведению ОВОС, сведений о планируемой деятельности и альтернативных вариантах ее размещения и (или) реализации, заказчике и осуществляться посредством: размещения графика и сведений на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения»; размещения графика и сведений в средствах массовой информации; возможности использования иных общедоступных способов в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации. |
4) часть вторую пункта 53 в предложенной редакции дополнить фразой «В случае проведения консультаций в форме собрания информация о дате, месте и времени его проведении размещается не менее чем за 5 календарных дней на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения»; |
Учтено. |
Организатор общественных обсуждений с участием заказчика, проектной организации при необходимости может проводить консультации с гражданами и юридическими лицами. В случае проведения консультаций в форме собрания информация о дате, месте и времени его проведения размещается не менее чем за 5 календарных дней на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения. |
5) часть первую пункта 54-1 в предложенной редакции после слов «можно ознакомиться с заключением государственной экологической экспертизы» дополнить словами «, либо получить его копию.»; |
Не учтено. Не является предметом регулирования данного проекта постановления. |
|
6) дополнить пункт 54-1 частью следующего содержания: «Заключение государственной экологической экспертизы является экологической информацией». |
Не учтено. Не является предметом регулирования данного проекта постановления. |
|
Часть 3. Дополнительные замечания и предложения по вопросу совершенствования рассматриваемых НПА. В Положении о порядке проведения общественной экологической экспертизы: |
|
|
1) В пункте 6 слова «в течение десяти рабочих дней» предлагаем заменить словами «в течение двадцати рабочих дней». |
Не учтено. Проектом постановления урегулирован срок подачи заявления о намерении проведения общественной экологической экспертизы по сравнению с действующей редакцией постановления, а именно в течение десяти рабочих дней с даты начала общественных обсуждений, указанной в уведомлении об общественных обсуждениях, а не со дня опубликования в средствах массовой информации уведомления об общественных обсуждениях, то есть срок увеличен. Кроме этого, отсутствуют достаточные обоснования.
|
|
2) Часть вторую пункта 7 предлагаем дополнить фразой следующего содержания: «Размер платы не может превышать экономически обоснованных затрат заказчика, связанных с копированием проектной документации в целях ее предоставления инициатору». |
Не учтено. В соответсвии с действующими нормами инициатор может запросить тарифы, подтверждающие экономическую обснованность. Затраты заказчика могут быть связаны не только с копированием проектной документации. |
|
3) В части первой пункта 8 предлагаем после слова «законодательством» добавить слова «о государственных секретах». |
Не учтено. Ограничения распространения и (или) представления указанной в пункте 8 информации могут быть урегулированы не только законодательством о государственных секретах. |
|
4) Пункт 12 предлагаем изложить в следующей редакции: «12. Заказчик обязан предоставлять инициатору разъяснения по вопросам, возникающим при проведении общественной экологической экспертизы. Заказчик может предоставлять для работы специалистов, помещение и компьютеры в течение рабочего времени на весь период проведения общественной экологической экспертизы. Место и регламент работы специалистов определяется инициатором по согласованию со специалистами.». |
Не учтено. Введения нормы об обязательном предоставлении разъяснений на любой возникающий вопрос инициатора повлечет за собой правовую коллизию, так как вопросы могут касаться информации, распространение и (или) представление которой ограничено или запрещено законодательством. |
|
Часть 4. Дополнительные замечания и предложения по вопросу совершенствования рассматриваемых НПА. В Положении о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, экологических докладов по стратегической экологической оценке, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, учета принятых экологически значимых решений: |
|
|
1) пункт 20 после абзаца четвертого предлагаем дополнить новым абзацем следующего содержания: «выступление граждан и юридических лиц;»; |
Не учтено. Пуктом 20 Положения предусмотрено в рамках обсуждения проекта высказывание участниками собрания вопросов, замечаний и предложений, что является тем же «выступлением». |
|
2) пункт 26 предлагаем дополнить фразой следующего содержания: «При неблагоприятных погодных условиях проведение собрания за пределами помещения не допускается»; |
Учтено. |
При опасных гидрометеорологических явлениях проведение собрания за пределами помещения не допускается. |
3) в пункте 47 слова «25 календарных дней» предлагаем заменить словами «21 календарный день»; |
Не учтено. Проведение собрания не ранее чем через 25 календарных дней с даты начала общественных обсуждений является оптимальным на основе устоявшейся практики. |
|
4) пункт 52 после слов «последствий ее реализации» предлагаем дополнить словами «, которое в течение 10 рабочих дней со дня принятия размещается на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения».»; |
Не учтено. Пунктом 7 Положения предусмотрено размещение информации о принятом решении. |
|
5) пункт 54 предлагаем исключить из-за коллизии с пунктом 47. |
Учтено. |
|
Информация предоставлена Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».