/ / Новости PRAVO.BY
18.08.2020

Подведены итоги обсуждения проекта изменений в порядок проведения общественной экологической экспертизы

Подведены итоги общественного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2010 г. № 1592 и от 14 июня 2016 г. № 458», предусматривающего: 

  • совершенствование государственного регулирования отношений в области охраны окружающей среды в части правового обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, а также учет практики правоприменения и международного опыта; 
  • выполнение Решения VI/8c, принятого в отношении Республики Беларусь на Шестой сессии Совещания Сторон Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, принятой в городе Орхусе (Дания) 25 июня 1998 года.

Организатор общественного обсуждения – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Обсуждение проводилось на Правовом форуме Беларуси с 27 июля по 8 августа 2020 г.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2010 г. № 1592 и от 14 июня 2016 г. № 458» (далее – проект постановления)

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование (в случае неучета)

Редакция (в случае учета)

Предложение от пользователя «Ирина»

Источник: https://forumpravo.by/forums/npa.aspx?forum=15&topic=15556 – Правовой форум Беларуси)



Замечания и предложения по постановлению от 29 октября 2010 г. № 1592.

1. Пункт 2 абзац 2 дополнить иностранными гражданами и организациями, зарегистрированными за рубежом, а также лицами без гражданства. Иначе в текущей редакции пункт противоречит статье 3 пункту 9 Орхусской конвенции.

Не учтено.

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (далее – Конвенция) определяет право каждой Стороны самостоятельно принимать необходимые законодательные меры, регламентирующие порядок осуществления положений Конвенции, касающихся информации, участия общественности и доступа к правосудию, а также надлежащие меры по обеспечению их применения.

Республикой Беларусь приняты необходимые меры по обеспечению общественности доступом к информации, участием в процессе принятия решений без дискриминации по признаку гражданства, национальной принадлежности или местожительства и, в случае юридического лица, без дискриминации по признаку его зарегистрированного местонахождения.

Законодательством Республики Беларусь не ограниченено участие инностранных граждан и юридических лиц в получении экологической информации, а также участие в принятии экологически значимых решений путем получения ими информации и выражения своего мнения при проведении общественных обсуждений.

Редакция проекта постановления не ограничивает участие иностранных граждан и организаций, зарегистрированных за рубежом, а также лиц без гражданства в проведении самой общественной экологической экспертизы в качестве специалистов и экспертов.


2. Пункт 4 дополнить абзацем «Объектами общественной экологической экспертизы являются: иные объекты и виды деятельности, не перечисленные в пункте 4 данного постановления, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду.»

Не учтено.

Объекты, которые оказывают значительное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством являются  объектами оценки воздействия на кружающую среду (далее – ОВОС), отчет об ОВОС по которым в рамках требования постановления Совета Министров от 14 июня 2016 г. № 458 выносится на общественные обсуждения.

Корректировка определения «общественная экологическая эеспертиза», предлагаемая проектом постановления, обусловлена необходимостью согласованности с иными актами законодательства (постановления Совета Министров от 19 января 2017 г. № 47 и от 14 июня 2016 г. № 458).


3. В проекте постановления указано часть первую пункта 6 изложить в следующей редакции: «6. Для проведения общественной экологической экспертизы проектной документации инициаторы в течение десяти рабочих дней с даты начала общественных обсуждений, указанной в уведомлении об общественных обсуждениях, опубликованном в печатных средствах массовой информации и размещенном их организатором на своем официальном сайте в сети Интернет (при наличии такого сайта) в разделе «Общественные обсуждения», направляют заказчику заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы (далее – заявление).»; так как из пункта 7 следует, что сама документация может быть передана инициатору не позднее 30 дней до представления ее на государственную экологическую экспертизу, предлагаю увеличить срок, в который возможно направить заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы, до 1 дня после опубликования результатов общественных обсуждений. Это даст больше времени инициаторам проведения общественной экологической экспертизы для того, чтобы стать осведомленными о проведении общественных обсуждений и проекте, и увеличит возможности общественности в принятии экологически важных решений, которые гарантированы Законом Республики Беларусь об окружающей среде и Орхусской конвенцией. В том числе это решение никак не повлияет на сроки и условия у заказчика. Результаты общественных обсуждений могут влиять на желание проведения общественной экологической экспертизы, если адекватные рекомендации были отклонены заказчиком проекта. Предлагаю часть первую пункта 6 изложить в следующей редакции: «6. Для проведения общественной экологической экспертизы проектной документации инициаторы направляют заказчику заявление о намерении проведения общественной экологической экспертизы (далее – заявление) до 1 рабочего дня после опубликования результатов общественных обсуждений, указанной в уведомлении об общественных обсуждениях, опубликованном в печатных средствах массовой информации и размещенном их организатором на своем официальном сайте в сети Интернет (при наличии такого сайта) в разделе «Общественные обсуждения».

Не учтено.

Проведение общественной экологической экспертизы и общественных обсуждений являются разными механизмами участия общественности в принятии экологически значимых решений.

Основная цель общественной экологической экспертизы – установление соответствия или несоответствия проектной документации природоохранным требованиям.

Общественные обсуждения – комплекс обязательных мероприятий, обеспечивающих информирование граждан и юридических лиц о проектах экологически значимых решений, а также возможность выражения участниками общественных обсуждений их отношения к указанным документам.

Таким образом, результаты общественных обсуждений должны являться основанием для возможной доработки проектной документации, но не основанием для принятия решения о необходимости (отсутствии необходимости) проведения общественной экологической экспертизы.


4. В проекте постановления указано часть первую пункта 7 изложить в следующей редакции: «7. Заказчик в течение пяти рабочих дней после завершения общественных обсуждений информирует всех инициаторов о дате, времени и условиях представления проектной документации. Проектная документация передается заказчиком в срок не позднее 30 календарных дней до представления ее на государственную экологическую экспертизу. В случае необходимости доработки проектной документации по результатам общественных обсуждений заказчик также информирует об этом всех инициаторов.»; предлагаю увеличить срок, за который заказчиком предоставляется проектная документация до 45 календарных дней, так как 30 календарных дней – очень маленький срок, за который сложно успеть полноценно провести общественную экологическую экспертизу, если инициаторам не было известно об объекте до начала общественных обсуждений, что значительно сокращает возможности инициаторов в доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Учтено частично.

Срок, за который заказчиком предоставляется проектная документация до представления ее на государственную экологическую экспертизу, установлен вместо 30 календарных дней 35 календарных дней с учетом времени на прием и передачу проектной документации.


5. Пункт 13 изложить в следующей редакции: «13. Срок проведения общественной экологической экспертизы не должен превышать 45 дней со дня представления заказчиком инициаторам проектной документации в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.» либо исключить данный пункт. См. пояснение выше.

Не учтено.

Срок 30 дней установлен равный сроку проведения государственной экологической экспертизы и является оптимальным.

 

6. в пункте 8: после слов «запрещено законодательством,» дополнить словами «однако это не распространяется на картографические материалы,»; хотя картографические материалы всегда имеют большое значение в проектах, для которых может быть проведена общественная экологическая экспертиза, однако карты крупного масштаба часто имеют гриф «Для служебного пользования», что значительно увеличивает появление различных трактованний любых нормативных документов в зависимости от позиции сторон.

Не учтено.

В пункте 8 постановления Совета Министров № 1592 содержатся исключения для информации, распространение и (или) представление которой ограничено или запрещено законодательством, в целях обеспечения государственной безопасности по объектам стратегической важности, вопросы работы с которыми регулируются  Законом Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».


Замечания и предложения по постановлению от 14 июня 2016 г. № 458. 



7. Предлагаю исключить пункт 3 действующего постановления, так как данные объекты могут наносить такой же ущерб окружающей среде, как и любые другие.

Не учтено.

Противоречит части третьей статьи 15-2 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды».


8. Пункт 5 часть 4 после слов «размещается их организатором» дополнить словами «на едином портале о проведении общественных обсуждений отчетов об ОВОС и». Данный портал необходим для облегчения поиска заинтересованными лицами информации о приводящихся общественных обсуждений отчетов об ОВОС. В настоящее время на практике местные исполнительные комитеты публикуют эту информацию на своих веб-сайтах, однако таких структурных единиц более 110. Это не дает возможности заинтересованным гражданам и организациям полноценно принимать участие в общественных обсуждениях отчетов об ОВОС. Также в настоящее время существует много местных исполнительных комитетов, которые не имеют раздела «Общественные обсуждения» на своем веб-сайте.

Не учтено.

В настоящее время в Республике Беларусь отсутсвует единый портал о проведении общественных обсуждений отчетов об ОВОС.


9. Пункт 7 после слов «хранятся их организаторами на официальных сайтах в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения»» дополнить «не менее».

Учтено.

Информация и документы, полученные в ходе проведения общественных обсуждений, указанные в части первой настоящего пункта, хранятся их организаторами на официальных сайтах в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения» не менее трех лет после их проведения.

10. В подпункте 8.3 пункта 8, пункте 15, части 1 пункта 16 слова «от граждан и юридических лиц» заменить словами «от граждан и/или юридических лиц».

Не учтено.

Редакция соответствует статье 61 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».


11. В пункте 54 слова «в течение 10 рабочих дней» заменить на «в течение 15 рабочих дней». Так как вероятность заметить информацию о проведении ОВОС вовремя довольно низка до того, когда будет работать единый портал ОВОС, это увеличит возможность заинтересованных лиц инициировать проведение общественных обсуждений.

Учтено.

Заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности в течение 15 рабочих дней после получения заключения государственной экологической экспертизы информирует соответствующие местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы о принятом решении по результатам проведения государственной экологической экспертизы и о том, где можно ознакомиться с заключением государственной экологической экспертизы.

Сообщение от Общественное объединение «Экодом»

Источник: https://forumpravo.by/forums/npa.aspx?forum=15&topic=15556 – Правовой форум Беларуси



Часть 1. Замечания и предложения по тексту обсуждаемого проекта. В Положении о порядке проведения общественной экологической экспертизы:



1) пункт 4 в предложенной редакции дополнить абзацем следующего содержания: «иная проектная документация, указанная в подпунктах 1.1–1.6 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»;

Не учтено.

Проектная документация, указанная в подпунктах 1.1–1.6 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», не соотносится с документацией, по которой проводятся общественные обсуждения в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2016 № 458, что свидетельствует о правовой неопределенности – отсутствии ясности, точности и логической согласованности норм права.

На этом основании объектами общественной экологической экспертизы являются градостроительные проекты, а также предпроектная (предынвестиционная), проектная документация, для которых проводятся общественные обсуждения.


2) дополнить Положение пунктом 4-1 следующего содержания: «Заказчики объектов, для которых не проводится оценка воздействия на окружающую среду, но проектная документация на возведение, реконструкцию которых является объектом государственной экологической экспертизы, в срок не позднее 45 календарных дней до представления проектной документации на государственную экологическую экспертизу доводят до сведения граждан и юридических лиц сведения о разрабатываемой проектной документации посредством размещения информации на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения».»;

Не учтено.

См. пункт выше.


3) в абзаце первом части первой пункта 7 в предложенной редакции слова «в течение пяти рабочих дней после завершения общественных обсуждений» заменить словами «в течение тридцати пяти календарных дней с даты начала общественных обсуждений»;

Не учтено.

Предложенный срок идентичен сроку, предусмотренному в проекте постановления.


4) в абзаце втором части первой пункта 7 в предложенной редакции слова «также информирует об этом всех инициаторов» заменить словами «предоставляет проектную документацию в текущей редакции и информирует всех инициаторов о планируемых сроках доработки проектной документации»;

Учтено.

В случае необходимости доработки проектной документации по результатам общественных обсуждений заказчик также информирует об этом всех инициаторов с указанием планируемых сроков ее доработки.

5) в абзаце первом пункта 11 в предложенной редакции слова «обязан опубликовать в печатных средствах массовой информации» заменить словами «обязан направить для публикации в печатных средствах массовой информации».

Не учтено.

Направление для публикации в печатных средствах массовой информации сообщения о проведении общественной экологической экспертизы не влечет за собой его публикацию, что ограничивает права иной заинтересованной общественности.


Часть 2. Замечания и предложения по тексту обсуждаемого проекта. В Положении о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, экологических докладов по стратегической экологической оценке, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, учета принятых экологически значимых решений:

Е


1) в подпункте 2.1 пункта 2 абзац второй после слова «схем» дополнить словами «,региональных комплексов мероприятий, лесоустроительных проектов».

Источник: https://forumpravo.by/forums/npa.aspx?forum=15&topic=15556 – Правовой форум Беларуси;

Учтено частично.

Редакция соответствует статье 15-2 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

В пункте 2:

в подпункте 2.1:

абзац второй после слова «схем» дополнить словами «, региональных комплексов мероприятий».

2) пункт 42 в предложенной редакции после слова «принятия» дополнить словами «соответствующего документа»;

Учтено частично.

Сводку отзывов, включающую замечания и предложения, поступившие в ходе проведения общественных обсуждений, в том числе в ходе проведения собрания по обсуждению экологического доклада по СЭО, если оно проводилось, и аргументированные ответы на них, в течение 10 рабочих дней со дня ее подготовки.

3) пункт 43-1 изложить в следующей редакции: «43-1. Предварительное информирование граждан и юридических лиц о планируемой реализации хозяйственной и иной деятельности предусматривает доведение до сведения граждан и юридических лиц в течение месяца после утверждения программы проведения ОВОС графика работ по проведению ОВОС, сведений о планируемой деятельности и альтернативных вариантах ее размещения и (или) реализации, заказчике. Предварительное информирование осуществляется путем размещения информации на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения», а также дополнительно может осуществляться посредством: размещения информации в средствах массовой информации; использования иных общедоступных способов в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.»;

Учтено.

Предварительное информирование граждан и юридических лиц о планируемой реализации хозяйственной и иной деятельности предусматривает доведение до сведения граждан и юридических лиц в течение месяца после утверждения программы проведения ОВОС графика работ по проведению ОВОС, сведений о планируемой деятельности и альтернативных вариантах ее размещения и (или) реализации, заказчике и осуществляться посредством:

размещения графика и сведений на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения»;

размещения графика и сведений в средствах массовой информации;

возможности использования иных общедоступных способов в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.

4) часть вторую пункта 53 в предложенной редакции дополнить фразой «В случае проведения консультаций в форме собрания информация о дате, месте и времени его проведении размещается не менее чем за 5 календарных дней на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения»;

Учтено.

Организатор общественных обсуждений с участием заказчика, проектной организации при необходимости может проводить консультации с гражданами и юридическими лицами. В случае проведения консультаций в форме собрания информация о дате, месте и времени его проведения размещается не менее чем за 5 календарных дней на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения.

5) часть первую пункта 54-1 в предложенной редакции после слов «можно ознакомиться с заключением государственной экологической экспертизы» дополнить словами «, либо получить его копию.»;

Не учтено.

Не является предметом регулирования данного проекта постановления.


6) дополнить пункт 54-1 частью следующего содержания: «Заключение государственной экологической экспертизы является экологической информацией».

Не учтено.

Не является предметом регулирования данного проекта постановления.


Часть 3. Дополнительные замечания и предложения по вопросу совершенствования рассматриваемых НПА. В Положении о порядке проведения общественной экологической экспертизы:



1) В пункте 6 слова «в течение десяти рабочих дней» предлагаем заменить словами «в течение двадцати рабочих дней».

Не учтено.

Проектом постановления урегулирован срок подачи заявления о намерении проведения общественной экологической экспертизы по сравнению с действующей редакцией постановления, а именно в течение десяти рабочих дней с даты начала общественных обсуждений, указанной в уведомлении об общественных обсуждениях, а не со дня опубликования в средствах массовой информации уведомления об общественных обсуждениях, то есть срок увеличен.

Кроме этого, отсутствуют достаточные обоснования.


2) Часть вторую пункта 7 предлагаем дополнить фразой следующего содержания: «Размер платы не может превышать экономически обоснованных затрат заказчика, связанных с копированием проектной документации в целях ее предоставления инициатору».

Не учтено.

В соответсвии с действующими нормами инициатор может запросить тарифы, подтверждающие экономическую обснованность. Затраты заказчика могут быть связаны не только с копированием проектной документации.


3) В части первой пункта 8 предлагаем после слова «законодательством» добавить слова «о государственных секретах».

Не учтено.

Ограничения распространения и (или) представления указанной в пункте 8 информации могут быть урегулированы не только законодательством о государственных секретах.


4) Пункт 12 предлагаем изложить в следующей редакции: «12. Заказчик обязан предоставлять инициатору разъяснения по вопросам, возникающим при проведении общественной экологической экспертизы. Заказчик может предоставлять для работы специалистов, помещение и компьютеры в течение рабочего времени на весь период проведения общественной экологической экспертизы. Место и регламент работы специалистов определяется инициатором по согласованию со специалистами.».

Не учтено.

Введения нормы об обязательном предоставлении разъяснений на любой возникающий вопрос инициатора повлечет за собой правовую коллизию, так как вопросы могут касаться информации, распространение и (или) представление которой ограничено или запрещено законодательством.


Часть 4. Дополнительные замечания и предложения по вопросу совершенствования рассматриваемых НПА. В Положении о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, экологических докладов по стратегической экологической оценке, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, учета принятых экологически значимых решений:



1) пункт 20 после абзаца четвертого предлагаем дополнить новым абзацем следующего содержания: «выступление граждан и юридических лиц;»;

Не учтено.

Пуктом 20 Положения предусмотрено в рамках обсуждения проекта высказывание участниками собрания вопросов, замечаний и предложений, что является тем же «выступлением».


2) пункт 26 предлагаем дополнить фразой следующего содержания: «При неблагоприятных погодных условиях проведение собрания за пределами помещения не допускается»;

Учтено.

При опасных гидрометеорологических явлениях проведение собрания за пределами помещения не допускается.

3) в пункте 47 слова «25 календарных дней» предлагаем заменить словами «21 календарный день»;

Не учтено.

Проведение собрания не ранее чем через 25 календарных дней с даты начала общественных обсуждений является оптимальным на основе устоявшейся практики.


4) пункт 52 после слов «последствий ее реализации» предлагаем дополнить словами «, которое в течение 10 рабочих дней со дня принятия размещается на официальном сайте местного исполнительного и распорядительно­го органа в сети Интернет в разделе «Общественные обсуждения».»;

Не учтено.

Пунктом 7 Положения предусмотрено размещение информации о принятом решении.


5) пункт 54 предлагаем исключить из-за коллизии с пунктом 47.

Учтено.


    Другие новости Pravo.by.

Информация предоставлена Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».