/ / Общественно-политические
23.08.2021

Инна Медведева – о высоком уровне доверия к официальной статистике, методах определения ключевых показателей и личном пути в профессии

Национальный статистический комитет, или, как его чаще называют, Белстат, помогает специалистам различных направлений не быть голословными. Все важные цифры, иллюстрирующие тот или иной тренд в социальной и экономической жизни Беларуси, собираются и обрабатываются здесь. А на основе этих данных принимаются управленческие решения, строятся прогнозы в различных сферах, от которых зависит благополучие каждого белоруса и всей страны в целом.

Инна Медведева

В преддверии Дня работников государственной статистики, который отмечается в понедельник, «Р» поговорила с Председателем Белстата Инной Медведевой о доверии белорусов к официальной информации, методах ее получения, результатах интересных исследований и о той стороне работы белорусских статистиков, которая обычно остается за кадром.

О востребованности и доверии

– Инна Викторовна, сегодня информация Белстата общедоступна – можно зайти на официальный сайт ведомства и запросить интересующие данные по любому направлению. Предположу, что пользователей туда приводит исключительно профессиональный интерес.

– Чаще это действительно так. Востребована информация у представителей бизнес-сообщества, органов госуправления, СМИ, научных кругов, студентов и школьников. На основании наших данных пишутся статьи, рефераты, исследовательские и дипломные работы. Причем каждый четвертый пользователь использует официальную статистику один-два раза в месяц, а около десяти процентов делают это ежедневно.

Среди тех, кто заходит на наш сайт, есть и обычные люди. Очень востребованными оказались итоговые данные переписи населения 2019 года. Более 60 процентов, как показывают данные опросов, использовали нашу информацию в познавательных целях и личных интересах.

– Какие направления статистической информации самые по­пулярные?

– Уровень жизни населения, цены, труд, образование и здравоохранение.

– Насколько я знаю, вы регулярно мониторите уровень доверия пользователей к вашей информации. Какой он сейчас?

– На нашем сайте есть анкета, которую мы просим заполнить анонимно. В среднем ее заполняет тысяча пользователей в год. Когда проводилась перепись населения в 2019-м, мы получили около 10 тысяч ответов. Так вот, по результатам этого анкетирования нашей информации доверяют и удовлетворены ею 75 процентов пользователей. Это высокий уровень. Но мы ставим себе задачу достичь 90 процентов.

– Сразу вспоминаются данные о средней заработной плате по стране. Очередная публикация обновленных цифр, как правило, сопровождается шквалом комментариев в соцсетях. Откуда, мол, они взялись. Поясните, как этот показатель рассчитывается.

– Расчеты средней заработной платы мы проводим по методологии Международной организации труда. Таким же образом поступают и в других странах мира.

Средние и крупные организации всех видов экономической деятельности, а также малые предприятия ведомственной подчиненности каждый месяц подают в органы статистики данные о численности занятых и заработной плате. Малые предприятия безведомственной подчиненности (от 16 до 100 человек) и микроорганизации (до 15 человек включительно) – раз в год.

Формула расчета такая: фонды заработной платы (а это все виды начислений, доплат и надбавок, премий) отчитавшихся организаций во всех регионах суммируются и делятся на среднесписочную численность работников этих организаций. Такой же механизм расчета средней зарплаты по предприятию, региону или отрасли. Важно понимать, что речь идет не о той сумме, которую конкретный человек получает на руки, а о номинальной начисленной заработной плате, то есть до вычета подоходного налога (13 процентов) и отчислений в пенсионный фонд (1 процент).

Часть людей не понимают, что такое усредненные показатели, не могут разделить личное и общее. Если их персональный доход, рост цен не совпадает с усредненным показателем, то человек автоматически эту информацию считает недостоверной. Но надо понимать, что средняя заработная плата по стране рассчитывается не для того, чтобы один белорус мог сравнить себя с соседом или знакомым. Хотя возможность соотнести суммы по отдельным отраслям тоже есть на нашем сайте. Этот показатель определяется для отслеживания социально-экономического развития и установления социальных гарантий государства: на основе средней заработной платы по стране рассчитывают различные виды пособий, пенсии, бюджет прожиточного минимума и так далее.

– Насколько вероятны ошибки в современной статистике?

– Мы собираем в год около 2,5 миллиона отчетов. Ключевое требование к работе органов государственной статистики во всех странах мира – качество представляемой информации. Белстат предпринимает максимум усилий, чтобы информация представлялась своевременно и была качественной. В программное обеспечение, с помощью которого обрабатываются поступающие отчеты (а в электронном виде 98 процентов), уже заложены как арифметические, так и логические контроли, благодаря чему каждый респондент может себя перепроверить. Для нас точность и достоверность первостепенны. В целях повышения качества данных мы взаимодействуем с контролирующими органами и коллегами из других ведомств, чтобы получить информацию, по которой можно перекрестно перепроверить данные. Белстат и сам имеет право проводить проверки и наказывать. У нас есть свои критерии риска. Идем, правда, к тем организациям, которые являются злостными нарушителями.

– Каждое министерство, отрасль ведет свою статистику. Могут ли их данные пересекаться с вашими?

– Этот вопрос находится в ведении межведомственного совета по государственной статистике. Через него проходят все формы нецентрализованной и ведомственной отчетности. В первую очередь отслеживается отсутствие дублирования показателей. Есть разграничения, кто и какую информацию должен запрашивать. То есть одна организация не должна отчитываться о зарплате и Минтруда и соцзащиты, и Белстату. Это компетенция Белстата. И такой информацией мы делимся с Минтруда и соцзащиты. Но в случае необходимости сбора оперативных данных для принятия точечных решений министерство может запросить информацию – и в таких случаях возможно расхождение.

Межведомственный совет работает над тем, чтобы нагрузка на респондентов распределялась соразмерно и собиралась только та информация, которая действительно необходима для принятия управленческих решений.

– Все ли расчеты Белстата выполняются по международным стандартам?

– В 1990 году мы утвердили план перехода на международные стандарты ведения статистики, и он успешно реализован. Все направления белорусской статистики функционируют с учетом международных рекомендаций. Например, для расчета валового внутреннего продукта мы используем систему национальных счетов – так же, как в России или западных странах. В 2017 году миссия МВФ анализировала наши национальные счета (в том числе и ВВП), и мы получили одобрение.

До сегодняшнего дня оставался открытым вопрос по сельскому хозяйству. ФАО – организация по продовольствию и сельскому хозяйству ООН – высказывала сомнения в достоверности данных по валовой продукции сельского хозяйства в связи с тем, что мы ни разу не проводили сельскохозяйственную перепись. В рамках переписи населения 2019 года мы ее успешно осуществили, и сейчас идет процесс по признанию наших статистических данных.

Кроме того, раз в пять лет Белстат проходит глобальную оценку экспертами Евростата (ЕЭК ООН). Анализируются все направления деятельности и методологические подходы к расчету показателей на соответствие международным стандартам. Последняя оценка нашей деятельности была очень хорошая.

Эхо переписи

– Анализ, систематизация и презентация данных, полученных по переписи населения 2019 года, еще продолжаются. Какие результаты этого масштабного опроса для вас лично оказались неожиданными?

– Такого как раз и не было. Скорее, перепись подтвердила прогнозы наших экспертов. Например, то, что в нашей стране стало больше лиц до 18 лет. Так ведь три госпрограммы по демографии реализовывались, что и дало результат – количество детей увеличилось. Выросло и число пенсионеров. Это тренд последних десятилетий: во всех развитых странах мира происходит старение населения из-за увеличения продолжительности жизни.

Меня лично порадовал такой результат переписи, как возросший уровень самосознания белорусов. Наши граждане показали заинтересованность в сохранении белорусского языка и повышении к нему интереса. Более 5 миллионов человек, а это 54,1 процента населения, назвали родным языком белорусский (53,2 процента – в 2009 году). Среди белорусов эти цифры выше – 61,2 процента от общей численности белорусов против 60,8 процента в 2009-м.

Увеличилось и число лиц, которые обычно говорят на белорусском языке дома. В 2019 году 26 процентов от общей численности населения разговаривали на «мове», в 2009-м – 23,4 процента. Среди белорусов таких лиц больше – 28,5 процента от их общей численности, в 2009 году – 26,1 процента.

– Подтвердилась ли такая особенность Беларуси, как многонациональность?

– Да, и наш этнический состав расширился. По данным последней переписи, на территории страны представлены 156 национальностей (по предыдущей – 146). Появились новые национальности: 1 ороч, 1 чулымец, 1 нганасан, 2 юкагира, 4 бесермяна, 4 андийца, 14 перуанцев и 31 эквадорец. Белорусов почти 85 процентов. Остальные – русские, поляки и украинцы.

Гендерная тема – на карандаше

– Белстат проводит и тематические выборочные обследования домашних хозяйств, позволяющие получить сведения, которые невозможно добыть ни из каких баз данных. Какие опросы планируете в ближайшее время?

– Собираемся провести опрос по принятию решений в домашнем хозяйстве. Итоги его будут готовы в следующем году. Такое обследование мы уже проводили в 2019-м и получили интересные данные в гендерном аспекте. Они показали, что в стране равноправная модель семейного партнерства: решения по воспитанию и обучению детей в 90 процентах белорусских семей принимаются совместно. В вопросах покупок та же особенность – совместно их делают 87 процентов семей. Однако если дело касается повседневных приобретений, женщины чаще мужчин делают самостоятельный выбор (74 процента).

В следующем году планируем также изучить ситуацию с распространенностью детского труда и насилием в отношении женщин. Касательно последнего – обследование пройдет по адаптированной методологии ВОЗ.

На 2024–2025 годы намечено выборочное обследование домашних хозяйств по изучению использования суточного фонда времени населением. Такое обследование уже проводилось шесть лет назад. Мы получили детальную картину того, как люди тратят свое время. Как оказалось, в затратах времени на оплачиваемый и неоплачиваемый труд есть гендерные различия. В среднем свободного времени в течение дня у работающих женщин на 1 час 6 минут меньше, чем у работающих мужчин. Приготовлением пищи занимаются 95 процентов работающих женщин и только 46 процентов работающих мужчин. Моют посуду – 85 процентов и 30 процентов соответственно. Изменилась ли ситуация за эти годы – покажет очередное обследование.

Законодательные коррективы

– Вы заявляли о необходимости внесения изменения в Закон «О государственной статистике». В каких вопросах назрела необходимость в корректировке?

– Закон принят в 2004 году и редактировался только трижды. С одной стороны, это говорит о достаточной стабильности самого закона. Но корректировки требуются.

Во-первых, нам нужно законодательно закрепить конфиденциальность данных, которые поступают к нам в виде отчетов. Во-вторых, следует расширить права статистиков для получения первичных учетных документов для перепроверки данных – это позволит улучшить качество информации. И в-третьих, предстоит урегулировать отношения между госорганами при ведении вопросов статистики. Мы не единственные производители статистики, но в этой сфере деятельности являемся регуляторами. Нужно прий­ти к тому, чтобы мы не собирали статистику, а получали данные из административных источников – министерств, ведомств, госорганов – и работали с ними.

Лицо ведомства

– К профессиональному празднику принято составлять среднестатистический портрет работника. Кто сейчас работает в органах статистики страны?

– 93 процента всех работников – женщины. Видимо, скрупулезность, внимательность, усидчивость и терпение более свойственны представительницам прекрасного пола. Средний возраст работников – 43 года. Коллектив представлен людьми всех поколений, поэтому традиции преемственности и передачи опыта, наставничества у нас очень развиты. Практически все работники – с высшим образованием. По законодательству допускается его отсутствие только у регистраторов и интервьюеров. Но чаще в качестве исключения. Ведь сегодня, чтобы обработать данные, наш работник должен быть не только экономистом, но и в какой-то степени айтишником: владеть информационными технологиями и, проанализировав данные, визуализировать их.

Неоднократно компетентность наших специалистов была отмечена высшей формой поощрения со стороны государства. Среди ныне работающих в системе статистики 12 человек награждены орденами и медалями. А как показал прошлый год, коллектив подтвердил преданность делу и своей стране – после августовских событий полностью сохранил свой состав. Настоящий монолит!

– А какой был ваш личный путь в Белстат?

– Я потомственный статистик. Мама работала в статистическом управлении Минской области, и я еще маленькой приходила к ней. Коллеги вспоминали, как наследница брала деревянные счеты и использовала их как… санки: садилась на них и съезжала вниз по лестнице. Мне очень нравилось все, чем занималась мама. Заканчивая десятый класс, хотела поступать в нархоз. Но мама сказала: «Подумай еще». Так как мне хорошо давалась математика, я пошла в политехнический (теперешний БНТУ), выучилась на инженера-электромеханика. А когда пришла на работу в статистику, нужно было получить профильное образование. Поступила в БГЭУ, где было очень легко учиться – практическая деятельность шла параллельно с постижением вузовской теории.

С каждым годом работать мне все интереснее. Статистика не позволяет застыть – появляются новые показатели, разрабатываются современные методологии.

– Что самое приятное для вас в работе?

– Видеть социально-экономический эффект от собранных и систематизированных наших данных. То есть когда цифры Белстата становятся основой для принятия важных решений по улучшению уровня жизни граждан. Виден, правда, этот эффект не сразу, а спустя годы и десятилетия. Но это, поверьте, дорогого стоит.

Елена Козловская, «Рэспубліка», 20 августа 2021 г.
(фото 
– «СБ. Беларусь сегодня»)