/ / Общественно-политические
13.05.2019

Еще раз о «правиле двух полос» и остановке по требованию – в ГАИ рассказали о самых обсуждаемых новациях ПДД

На Правовом форуме Беларуси до 15 мая продолжается общественное обсуждение проекта указа об изменении ПДД. В МВД проанализировали его предварительные итоги. Поступающие замечания и предложения говорят о том, что основное внимание люди уделяют так называемому правилу двух полос, которое касается предоставления преимущества пешеходам, и норме об остановке водителя по требованию сотрудников ГАИ. Старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Александр Шевченко пояснил моменты, вызвавшие, как показало обсуждение, некоторое недопонимание.

ПДД

«Правило двух полос», которое сейчас носит рекомендательный характер, нашло свое отражение в подпункте 2.51 пункта 2 проекта ПДД. Предлагается определить, что преимущество пешеходу в случаях, определенных правилами, считается предоставленным, если расстояние между автомобилем и человеком в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода составило не менее двух полос движения.

Участники общественного обсуждения считают, что это нововведение приведет к путанице, более того, будет мотивировать сотрудников ГАИ к необоснованным штрафам. «Но эта норма, наоборот, направлена на конкретизацию, устраняет субъективность в оценке действий водителя. Корректировка позволит избежать сложностей и конфликтов», – отметил Александр Шевченко.

Он разобрал некоторые спорные моменты, возникшие в ходе общественного обсуждения. Так, его участники путают непредоставление преимущества с ситуацией, когда пешеход вынужден изменить скорость или направление движения. «Если человеку пришлось это сделать из-за водителя, то действия последнего будут расценены как создание аварийной обстановки. Это другой состав правонарушения, за которое можно получить повышенный штраф, лишиться прав», – пояснил представитель ГАИ.

Касаясь нормы об остановке водителя по требованию сотрудников ГАИ, Александр Шевченко обратил внимание, что в законодательстве это уже предусмотрено. Так, в Законе «О дорожном движении» МВД предоставлено право определять формы и методы контроля за соблюдением ПДД. Одной из таких форм и служит проверка документов. Схожие нормы содержатся в Положении о ГАИ, утвержденном Советом Министров. «Но водители, как правило, ссылаются на ПДД, мол, там ничего такого нет, поэтому в целях минимизации конфликтных ситуаций в правилах это тоже будет прописано», – сказал он.

Некоторые участники обсуждения усмотрели в остановке по требованию ограничение права на передвижение и даже назвали это административным задержанием. В МВД считает такую трактовку слишком буквальной, а замечания притянутыми за уши. Конституционное право на передвижение имеет более широкий смысл и не распространяется на определенные ограничения, связанные в том числе с безопасностью дорожного движения. «Получается, что нарушением права на передвижение нужно считать и обязанность водителя останавливаться на запрещающий сигнал светофора?» – задался вопросом Александр Шевченко. Что до административного задержания, то по ПИКоАП это кратковременное ограничение свободы, которому подвергают человека за совершение им административного правонарушения и только в строго определенных случаях. «О каком административном задержании (которое предполагает доставку и содержание нарушителя в место, определенное ведущим административным процесс органом) может идти речь при остановке транспортного средства?» – удивлен представитель ГАИ.

Александр Шевченко подчеркнул, что все отзывы по проекту ПДД анализируются, конструктивные предложения учитываются. Так, участники общественного обсуждения нашли недостаток в той части проекта ПДД, где электромобилям разрешается движение по полосе для общественного транспорта. Изначально норма трактовалась так, что им разрешались также остановка и стоянка в этой полосе. Граждане обратили на это внимание, их замечание уже учтено.

Проект ПДД содержит и другие новации. Например, предлагается предоставить велосипедистам право не спешиваться на регулируемых переходах, прописать правила движения на электро-, гироскутерах и других средствах персональной мобильности. Среди изменений и предложение наделить МВД правом определять перечень участков улиц и дорог, где запрещено обучение водителей. Проектом предлагается обязать людей с бессрочными водительскими удостоверениями иметь при себе справку о состоянии здоровья, подтверждающую годность к управлению транспортными средствами.

Ознакомиться с полным списком предлагаемых изменений и принять участие в обсуждении проекта можно на сайте forumpravo.by.

Светлана САВКО, БЕЛТА