/ / Общественно-политические
15.04.2019

Выполнение рекомендаций при мониторингах не влечет применения мер ответственности к субъектам хозяйствования

Выполнение рекомендаций, выданных при мониторингах продукции на соответствие обязательным требованиям и заявленным свойствам, не влечет применения мер административной ответственности к субъектам хозяйствования.

В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предусматривается установление к обращаемой на рынке стран – членов продукции единых обязательных требований и процедур ее допуска в технических регламентах. Если эти требования выполнены и подтверждены едиными сертификатами или декларациями, то такой товар может беспрепятственно размещаться на рынке любой из стран ЕАЭС без предъявления каких-либо дополнительных требований.

Данный подход реализуется и в нашей республике.

Вместе с тем государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС на рынке страны показывает, что не всегда предъявляемые субъектом хозяйствования сертификаты или декларации выданы обоснованно и (или) имеют отношение к реализуемой им продукции. Так, за 2018 – 2019 годы только на продукцию легкой промышленности, товары для детей и игрушки было выдано 80 предписаний о запрете ввоза и обращения 155 наименований опасной продукции. Прекращено действие на территории страны 107 документов об оценке соответствия (95 сертификатов соответствия; 12 деклараций о соответствии) на данные товары. Сведения об этом вносятся в соответствующие реестры, размещенные в открытом доступе на сайте Госстандарта.

Информацию о принимаемых запретительных мерах Госстандарт направляет в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Росаккредитацию (для принятия мер в соответствии с компетенцией) и в Евразийскую экономическую комиссию.

Следует отметить, что Росаккредитацией сейчас уже прекращено (приостановлено) действие аттестатов аккредитации 15 органов по сертификации, неоднократно выдававших сертификаты соответствия, отмененные на территории нашей республики (ООО «Гарант Плюс», ООО «Сертификация продукции «Стандарт-тест», ООО «Сертификация и экспертиза» и т.д.). Работа в данном направлении продолжается.

Одновременно следует подчеркнуть, что Госстандарт осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов и стандартов в соответствии с действующим в стране законодательством. В частности, Указами Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и от 9 февраля 2015 года № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».

При этом первоочередным является проведение надзорных мероприятий профилактического и разъяснительного характера в форме мониторингов. В настоящее время они составляют 96 % в общем количестве всех проводимых инспекциями Госстандарта контрольно-надзорных мероприятий.

В ходе мониторинга проводится наблюдение, анализ, визуальный осмотр с целью оперативной оценки на предмет соответствия требованиям законодательства. Отбор образцов продукции для испытаний не осуществляется. По результатам мониторинга субъект хозяйствования получает рекомендации по устранению выявленных нарушений в определенный срок. Если выявляется опасный товар, то выдается предписание о запрете его реализации. О выполнении этих мер субъект хозяйствования должен проинформировать надзорный орган.

В том случае, когда рекомендации и предписания не выполнены, может быть назначена внеплановая проверка с проведением предусмотренных этой формой действий и применением установленной законодательством ответственности в судебном порядке.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 года № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (п. 12.2), которым внесены изменения в Указ № 510, внеплановая проверка может быть также назначена при наличии у надзорного органа информации, в том числе полученной от правоохранительного, иного государственного органа, иностранного государства, другой организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц.

В деятельности надзорных органов применяется риск-ориентированный подход. Даже под мониторинги попадает не любой товар, а только тот, который уже наверняка имеет те или иные несоответствия, был предварительно изучен инспектором, проанализирована имеющаяся надзорная практика.

Так, по результатам внеплановой проверки, проведенной Витебской областной инспекцией Госстандарта у индивидуального предпринимателя в г. Полоцке, было установлено, что реализуемая им продукция 9 наименований не соответствовала требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011).

Высота каблука в туфлях дошкольных для девочек превышала норму от 1,5 до 3,4 раз.

В детской обуви была применена подкладка из текстильных волокон, в которой доля химических волокон составила от 50 % до 100 % вместо допустимых 20 %; материалом подкладки туфель являлась кожа ненатуральная, что не допускается.

Гигроскопичность детских платья и жилета была 1-1,4 % при норме не менее 9 %.

Все это показатели безопасности, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью ребенка.

На основании этого предпринимателю был выдан запрет на реализацию не соответствующей требованиям продукции. Однако вопреки этому, опасная продукция предлагалась данным предпринимателем к реализации в Интернет-магазине (www.detiki.by).

По результатам проверки за выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза, индивидуальный предприниматель был привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.23.12 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях; за нарушение запрета на реализацию продукции – по ст. 23.67.

О том, насколько «массовыми» являются проверки, можно судить по следующим цифрам. В 1 квартале 2019 года Витебской областной инспекцией Госстандарта у индивидуальных предпринимателей проведено 7 проверок и 133 мониторинга, что составляет 1,5 % от числа зарегистрированных в Витебской области индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию товаров народного потребления.

По результатам надзорных мероприятий у индивидуальных предпринимателей составлено 46 протоколов об административных правонарушениях. Причем более половины из них (27, почти 60 %) были составлены по нарушениям в ходе повторных мониторингов – то есть индивидуальные предприниматели избежали бы наказания, если бы были выполнены рекомендации и предписания при первичных мониторингах.

По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь