/ / Общественно-политические и в области права
11.09.2018

Министерство по налогам и сборам: число ИП и их доля в налоговых поступлениях в бюджет выросли

Для частного бизнеса этот год становится в какой-то степени знаковым и переломным. Предпринимательская среда уже получила эффект от норм Декрета № 7. Особенно строительство, торговля и сфера услуг. Эффект от либерализации в промышленности обладает большим временным лагом. И официальные, и независимые исследования подтверждают: деловая среда преисполнена оптимизма. Многие бизнесмены планируют развиваться, готовы брать кредиты… Хорошее настроение частников постепенно начинает трансформироваться в конкретные позитивные показатели отраслевой статистики. Исходя из данных Министерства по налогам и сборам, значение бизнеса для региональных бюджетов выросло. Если в прошлом году на долю малого предпринимательства приходилось 24,6 процента поступлений в местные бюджеты, то в первом полугодии 2018-го уже 26,5 процента.

Бизнес

Впервые за последние несколько лет замечено увеличение количества индивидуальных предпринимателей. Их армия за первое полугодие приросла почти на 3 тысячи ИП, достигнув 239 тысяч. Правда, почти на 4 тысячи уменьшилось количество организаций – субъектов малого предпринимательства. Количество малых организаций немного увеличилось, больше всего потерь произошло в сегменте микрокомпаний со списочным составом менее 15 человек.

Впрочем, важно-то не только количество, но и качество. А с ним стало намного лучше. По крайней мере, судя по росту фактических налоговых платежей, малый бизнес чувствует себя относительно неплохо. Значит, либерализация пошла ему на пользу. И небольшие частные компании смогут и уже в какой-то степени являются драйвером развития экономики. Справедливости ради стоит отметить: большинство предпринимателей пока ориентируются на внутренний рынок. Значит, сильно зависят от внутреннего спроса. Но он пока увеличивается. Поводов терять оптимизм у бизнеса вроде бы и нет. Но вот получить еще больше преференций предприниматели не отказались бы. И представители общественных организаций, например, председатель правления Белорусского союза налогоплательщиков Анатолий Труханович, неоднократно озвучивали пожелания деловой общественности, что бизнесу стоит и дальше увеличивать послабления. Самое интересное, что деловая среда к преференциям относится неоднозначно. Дискуссия по этому поводу разгорелась на последнем заседании Республиканского клуба директоров. Преференции для некоторых категорий бизнеса – чудесная мера для стимулирования его развития. Но чрезмерные тепличные условия могут косвенно увеличить нагрузку на крупные компании. Оказалось, отдельные представители и так живут весьма неплохо. Например, плательщиками НДС, одного из самых существенных налогов и для бюджета, и для реального сектора, являются только треть компаний. Словом, возникает вопрос: слишком удобные условия для небольших компаний не становятся ли барьером и препятствием для превращения их в крупный бизнес? Ведь тогда правила игры несколько усложняются. И, по крайней мере психологически, предприниматели не стараются вырастать из малого бизнеса. А если и развиваются, то открывают параллельно другие малые компании. А ведь одна из целей преференций для небольших компаний – стимулировать их рост, возмужание и превращение в полноценных налогоплательщиков. Пока не совсем понятно, работает ли этот механизм у нас в стране.

Есть и еще один момент, который всплыл во время заседания клуба директоров. В ряде случаев преференции малым компаниям и ИП превращаются в механизм легальной минимизации налогов. Например, индивидуальным предпринимателям разрешили выступать управляющими юридических лиц. Задумка неплохая, должна была способствовать приходу профессионалов-управленцев в небольшие ООО и ОДО. Но эффект получился достаточно интересным: штатные директора открыли ИП и стали получать зарплату в качестве управляющих, экономя на выплатах в ФСЗН и подоходном налоге. И подобных схем существует довольно много. Кстати, в ряде стран параллельно с развитием различных преференциальных режимов хозяйствования законодательно запрещают некоторые инструменты минимизации налогов. Чтобы и бизнес развивался, и бюджет не страдал. Впрочем, в Беларуси механизм комплексной оценки тех или иных льгот для бизнеса только еще вырабатывается. Полагаю, что, когда он появится, будет возможность оценивать влияние на экономику страны тех или иных льгот. И тогда проблема из дискуссионной переместится в практическую плоскость.

Владимир Волчков, «СБ. Беларусь сегодня», 11 сентября 2018 г.