/ / Общественно-политические и в области права
05.07.2018

Налоговые органы Беларуси: новые формы работы, совершенствование администрирования

В настоящее время в Беларуси завершается работа по комплексной корректировке Налогового кодекса, главная цель которой – совершенствование администрирования налоговой системы, упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки. С целью создания максимально комфортных условий взаимодействия между плательщиками и налоговыми органами активно внедряются современные форматы обслуживания, электронный документооборот, новые электронные сервисы.

Сергей Наливайко

Во время онлайн-конференции глава профильного ведомства Министр по налогам и сборам Беларуси Сергей Наливайко подробнее рассказал о новых подходах к организации работы налоговых органов, поделился своим видением дальнейшего развития и ответил на вопросы посетителей сайта.

– В Беларуси идет масштабная корректировка Налогового кодекса. Как вы оцениваете проделанную работу? Какова цель подобной корректировки НК?

– Цель корректировки Налогового кодекса определена в поручении главы государства. Это обеспечение стабильности налогового законодательства, простота, понятность правовых норм и легкость их восприятия; недопущение правовой неопределенности и несогласованности правовых предписаний; стимулирование экономической деятельности. При этом вносимые изменения не должны повлечь снижение доходов бюджета.

Для этого была создана специальная межведомственная рабочая группа для подготовки предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса из числа представителей органов государственного управления, крупнейших аудиторских компаний, бизнес-сообществ и экспертов Совета по развитию предпринимательства. Всего около 60 человек. Эта группа создавалась в таком расширенном составе для того, чтобы можно было услышать различные мнения.

Работа проделана немалая: обсуждены нормы общей части Налогового кодекса, ряд глав особенной части. Многие вопросы вызывали бурные обсуждения, поступали предложения, зачастую противоречащие друг другу. И это естественно, ведь у разных сторон разные цели. И по таким вопросам необходимо было искать компромиссы.

Сегодня же основная работа сосредоточена над редакцией особенной части Налогового кодекса. Работа над самим текстом особенной части – очень непростой процесс, поскольку нужно учесть все нюансы, увязать нормы различных глав, обеспечить единство построения всех положений.

– В СМИ писали, что в течение трехлетнего периода после принятия новой редакции НК (в 2019–2021 годах) планируется подготовить концепцию реформы налогового законодательства страны. Какой министерство видит эту реформу? В чем ее необходимость? (Арина К., г. Минск)

– Действительно, в течение следующих трех лет Налоговый кодекс не должен подвергаться переработке. Соответственно следующий этап внесения изменений и дополнений в НК будет приходиться на 2021 год.

Однако это не значит, что на протяжении этих трех лет работа над совершенствованием налогового законодательства не будет проводиться. Эти три года будут необходимы для того, чтобы определиться по концептуальным направлениям, по которым нельзя выработать приемлемое решение за короткий период времени.

В частности, в основу этой концепции лягут вопросы реального снижения налоговой нагрузки, реформирования имущественных налогов с учетом планируемой массовой оценки недвижимого имущества по всей стране, сближения бухгалтерского и налогового учета, оптимизации налоговых льгот, совершенствования отчислений, производимых в Фонд социальной защиты населения.

– В Беларуси в прошлом году был принят пакет документов, направленных на либерализацию предпринимательской деятельности. Как, по мнению МНС, повлияло его принятие на развитие деловой инициативы в стране? Какие еще меры могут быть приняты для развития предпринимательства с вашей точки зрения?

– Указ №337 «О регулировании деятельности физических лиц» был принят для стимулирования занятости населения и упрощения условий осуществления деятельности физическими лицами.

Право осуществлять деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя физическим лицам предоставлено с 2009 года. Первоначально было определено шесть видов услуг, не относящихся к предпринимательской деятельности, при осуществлении которых граждане производят уплату единого налога. Ставки устанавливаются областными Советами депутатов и Минским горсоветом. При этом у граждан нет обязанности по ведению учета, использованию кассовых суммирующих аппаратов, а также по представлению какой-либо отчетности. Единственная обязанность – уведомить налоговый орган и до начала деятельности уплатить фиксированную ставку налога.

Для дальнейшего вовлечения физических лиц в легальную деятельность Указом № 337 был расширен перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской, среди них:

  • ремонт и производство одежды и обуви;
  • штукатурные и малярные работы;
  • кладка печей и каминов;
  • ремонт компьютеров и обучение работе на компьютере;
  • услуги парикмахера.
Также документ предоставил гражданам право продавать изготовленные ими хлебобулочные, кондитерские изделия и готовую кулинарную продукцию на торговых местах на рынках или в других местах, установленных местными исполнительными органами.

В настоящее время таких видов деятельности 30. Они не требуют получения лицензии или других специальных разрешений. Эти виды деятельности наиболее ожидаемы и востребованы обществом.

В 2018 году более 16 тыс. человек уже оказывают услуги, не требующие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, рост по сравнению с прошлым годом на 5 тыс. человек. Ими уплачено в бюджет около Br1 млн единого налога. При этом ежемесячно во всех регионах страны растет число таких граждан и поступлений в бюджет от них.

Наиболее востребованными видами деятельности являются репетиторство – более 3 тыс. человек, парикмахерские и косметические услуги – 1,5 тыс. человек, фотосъемка – более 300 человек.

Считаю, что дальнейшая работа налоговых органов должна быть направлена на активизацию разъяснительной работы с населением в тесном взаимодействии с местными органами власти.

– В прошлом году в Беларуси был внедрен профессиональный институт налоговых консультантов, первые из них уже получили свои аттестаты и начали работу. Каких результатов вы ожидаете от внедрения этого института? (Мария Брылева, г. Минск)

– Сегодня предприниматели и инвесторы оценивают условия ведения бизнеса не только по издержкам на налоговое администрирование, которые значительно уменьшились благодаря развитию электронных сервисов и оптимизации административных процедур, но и по потраченному времени на консультации и изучение нюансов в сфере налогообложения. В этой связи квалифицированное налоговое обслуживание, подкрепленное компетентностью и профессионализмом, приблизит Беларусь в этом направлении к международным стандартам и смягчит инвестиционный климат в стране.

Белорусскому бизнесу необходимы профессионалы, подтвердившие свои знания на квалификационном экзамене, способные оказывать качественные и доступные услуги всем желающим на принципах законности, профессионализма, добросовестности и конфиденциальности. И такими профессионалами должны стать налоговые консультанты. Как показывает опыт разных стран, создание института налоговых консультантов интересно и востребовано бизнесом, обществом и государством. По сути, это возможность минимизировать предпринимательские риски для плательщиков, организовать новый вид бизнеса для специалистов в сфере налогообложения, привлечь инвесторов и улучшить позиции Беларуси в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business). В современных реалиях ведения бизнеса налоговые консультанты займут свою нишу на рынке услуг.

Основываясь на данных налоговых деклараций, можно сказать, что уже сегодня в нашей стране заявили и осуществляют деятельность в области бухгалтерского учета и консультирования по налогообложению порядка 900 организаций и 5 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые впоследствии могут стать налоговыми консультантами, оказывая практическую компетентную помощь.

Насколько в этой системе выиграет государство, покажет практика. Но, думаю, качественное налоговое консультирование будет способствовать повышению уровня налоговой грамотности и информированности представителей предпринимательского сектора, правильности исчисления налоговых обязательств, а также добровольности их уплаты в бюджет в полном объеме.

Хочется отметить, что многое для развития налогового консультирования уже сделано. Так, благодаря работе, проделанной в рамках проекта Программы развития ООН и МНС «Содействие Республике Беларусь в создании института налоговых консультантов», определена правовая основа института налогового консультирования. Указом № 338 «О налоговом консультировании» предусмотрено его введение в стране как отдельного вида предпринимательской деятельности.

Для обеспечения качества деятельности по налоговому консультированию принято постановление Министерства по налогам и сборам от 3 ноября 2017 года № 23, которым утверждены положение о квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена у физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата налогового консультанта; инструкция о порядке проведения этого квалификационного экзамена; правила деятельности в области налогового консультирования, а также форма квалификационного аттестата налогового консультанта.

Важным атрибутом института налоговых консультантов является наличие ответственности за ошибки, допущенные в ходе выполнения своих функций. Аттестованные налоговые консультанты страхуют свою профессиональную ответственность и отвечают за налоговые претензии, обращенные к их клиентам. Преимущества для плательщиков здесь очевидны.

В связи с этим на рынке страховых услуг появился новый продукт – страхование профессиональной ответственности налогового консультанта. Более 10 крупных страховых компаний страны внесли изменения в свои правила добровольного страхования, согласовав их с Министерством финансов.

Дополнительная гарантия качества услуг по налоговому консультированию обеспечивается Единым реестром налоговых консультантов. Включение в реестр возможно только при соответствии квалификационным требованиям, сдаче экзамена и систематическом повышении квалификации. МНС создало и разместило на официальном сайте налоговых органов соответствующий электронный сервис, в котором размещена информация о налоговых консультантах, успешно сдавших экзамен и получивших квалификационные аттестаты. То есть любой плательщик может воспользоваться данным сервисом для выбора налогового консультанта и поиска его контактной информации (телефон и электронная почта).

Министерством в течение апреля–июня текущего года организовано и проведено пять квалификационных экзаменов по проверке знаний у физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата налогового консультанта, запланировано еще 10 по различным направлениям. На сегодняшний день в квалификационных экзаменах приняли участие 133 претендента, успешно сдали экзамен и получили квалификационные аттестаты налоговых консультантов – 57, ожидают участия в квалификационных экзаменах – 222.

Лица, успешно прошедшие испытание, активно включились в процесс создания Палаты налоговых консультантов. При поддержке МНС налоговыми консультантами проведено учредительное собрание, на котором принято решение о создании палаты, утвержден устав и избраны ее выборные органы (правление и контрольно-ревизионная комиссия). Министерством юстиции 24 апреля 2018 года зарегистрирована некоммерческая организация – Палата налоговых консультантов.

Для поддержки баланса интересов государства и бизнеса Палата налоговых консультантов должна играть важную роль в их деятельности, дальнейшем становлении и развитии института налогового консультирования. На первоначальной стадии формирования института налоговых консультантов основные полномочия по координации их деятельности возложены на МНС. В последующем будет рассмотрен вопрос о передаче полномочий Палате налоговых консультантов как саморегулируемой организации.

– В 2016 году в стране заработал механизм электронных счетов-фактур. Можно ли подвести предварительный итог – успешно ли прошел переход на ЭСЧФ? Были ли случаи административного наказания плательщиков за невыставление электронных счетов-фактур? (Светлана Игоревна, г. Лунинец)

– Вот уже второй год система электронных счетов-фактур действует в полноценном режиме и, судя по количеству зарегистрированных пользователей, а это около 188 тыс., достаточно эффективно.

Несомненно, на первых этапах введения в электронный документооборот электронного счета-фактуры, как обязательного документа, подлежащего оформлению по каждой совершенной сделке, плательщик оценивал объем подлежащих созданию электронных счетов-фактур, исходя из количества совершаемых им сделок. Упрощение работы с большим массивом электронных счетов-фактур подтолкнуло ряд субъектов к автоматизации бухгалтерского учета, что повлекло дополнительные материальные и трудовые затраты. Однако это было верным решением.

В настоящее время функционал системы электронных счетов-фактур является многосторонним. Так, помимо проверки полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет НДС, обоснованности применения налоговых вычетов, он позволяет сопоставить объемы реализованной и приобретенной продукции, осуществить сверку экспортно-импортных операций. Ошибки в расчете НДС, подлежащего уплате (возврату), выявленные после представления плательщиком налоговой декларации (расчета) по НДС, могут быть исправлены плательщиком по предложению налогового органа. Это позволяет плательщикам избежать значительных финансовых потерь в долгосрочной перспективе, снизить налоговые риски добросовестных плательщиков и исключить возможные негативные последствия заключаемых сделок, связанные в первую очередь с добросовестностью контрагентов.

Сейчас партнерским взаимодействием налоговых органов и плательщиков при обнаружении признаков неполной уплаты НДС стало уведомление. И, нужно отметить, плательщики достаточно активно идут на диалог с налоговыми органами в рамках камерального контроля. Так, за первый квартал 2018 года по его результатам с использованием функционала Личного кабинета сотрудниками МНС АИС «Учет счетов-фактур» направлено свыше 7,5 тыс. уведомлений об установленных отклонениях. В свою очередь плательщики представили почти 6,8 тыс. пояснений и уточненных деклараций (расчетов), что составляет почти 90 % от числа направленных уведомлений.

Что касается невыставления электронных счетов-фактур, то такие факты имеются. В связи с этим за 5 месяцев 2018 года к административной ответственности привлечено около 170 должностных лиц.

Бесспорно, и существующая система электронных счетов-фактур, и система камерального контроля продолжают совершенствоваться. Отлаженные механизмы камерального контроля со временем позволят прийти к пониманию плательщиков, что система контроля становится более прозрачной. При этом камеральный контроль непременно станет ассоциироваться с такими понятиями, как эффективность, точность, удобство и надежность.

– С января в Беларуси начали взимать «налог на Google». Зарубежные компании-поставщики электронных услуг перечислили в первом квартале в бюджет Беларуси НДС на Br3,1 млн. Эта сумма больше, чем просчитывали специалисты ведомства? Как в целом вы оцениваете реализацию этого механизма? Сколько средств было перечислено во втором квартале? (Лемешонок С.Е.)

– Прогнозы делались, сумма поступлений просчитывалась и итоги первого квартала несколько превысили ожидания. Механизм эффективен. Безусловно, в процессе работы возникают и трудности, обусловленные в первую очередь трансграничностью взаимодействия. Возникающие вопросы отрабатываются и решаются непосредственно при общении с каждым плательщиком. А вот результаты работы за второй квартал будут известны после завершения периода декларирования и уплаты налога, то есть ориентировочно к концу июля.

– Какую политику МНС будет развивать в части налогообложения игорного бизнеса? Каких новаций ждать в ближайшее время? Будет ли повышен возрастной порог для посещения игорных заведений? (Дмитрий, г. Минск)

– Хочу напомнить, что одним из основных принципов налогообложения любого государства является принцип справедливости налоговой системы. Суть принципа заключается в равномерном и справедливом распределении налоговой нагрузки на всех плательщиков.

Организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, применяют особый режим налогообложения, то есть специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), который предусматривает замену совокупности налогов одним налогом. В республике действует комбинированная ставка налога на игорный бизнес – фиксированная ставка плюс 4 % от положительной разницы между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок).

На данном этапе, учитывая планируемую легализацию онлайн азартных игр и дополнительные инвестиции, необходимые для организации нового вида деятельности в игорном бизнесе, МНС не планирует каких-либо изменений в политике налогообложения этой деятельности. Фиксированные ставки налога на игорный бизнес планируется сохранить на ближайшие 3 года без изменений, на уровне ставок налога, установленных на 2018 год.

Направления совершенствования госрегулирования деятельности в сфере игорного бизнеса определены Концепцией развития игорного бизнеса в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров от 12 января 2011 года №31 (с изменениями и дополнениями). Для реализации заключительного этапа концепции МНС разработан проект указа. Предметом правового регулирования этого документа являются общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности по содержанию виртуального игорного заведения и проведению азартных игр через интернет, а также совершенствование общественных отношений, связанных с деятельностью в сфере игорного бизнеса в целом.

Проект указа предусматривает легализацию в республике онлайн игорного бизнеса; возможность признания на договорной основе результатов испытаний и (или) экспертиз моделей игровых автоматов, а также виртуальных игорных заведений, проведенных зарубежными уполномоченными органами (организациями). Планируется принять дополнительные меры, направленные на улучшение условий ведения деятельности в сфере игорного бизнеса. В частности, рассматривается возможность

  • отмены административной процедуры по регистрации в налоговых органах объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов, игровых столов, касс букмекерских контор и касс тотализаторов);
  • ведения учета объектов налогообложения в СККС;
  • уплаты налога на игорный бизнес в фиксированной сумме, исходя из фактического подключения игрового оборудования к специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса.
Для тех плательщиков, которые используют игровое оборудование менее 15 календарных дней в налоговом периоде, предлагается предусмотреть уменьшение фиксированной ставки налога на игорный бизнес на 50 %. Как правило, это организаторы азартных игр, которые открывают бизнес, проводят покерные турниры, модернизируют игровое оборудование, устанавливают новые объекты обложения налогом на игорный бизнес либо производят их ремонт.

Кроме того, проект документа содержит предложения по введению переходного периода (два года со дня вступления в силу положений проекта указа) для организаторов букмекерских игр и игр тотализатора, осуществляющих свою деятельность через интернет. В течение этого срока они смогут осуществлять деятельность на основании специального разрешения (лицензии), выданного до вступления в силу указа (без составляющей работы и услуги «содержание виртуального игорного заведения») и тем самым адаптироваться к новым требованиям, предъявляемым указом к порядку осуществления деятельности в интернете. Изменения затронут требования по аттестации системы защиты информации виртуального игорного заведения, необходимым экспертизам виртуального игорного заведения и т.д.

Одновременно, в целях минимизации негативного воздействия азартных игр на население республики проект документа предусматривает увеличение возрастного ценза для посещения игорных заведений с 18 лет до 21 года, а также содержит запрет для посетителей игорных заведений и виртуальных игорных заведений предоставлять другим посетителям игорных заведений и виртуальных игорных заведений, равно как и участникам азартных игр, денежных средств (электронных денег) либо их эквивалента (фишек, жетонов, иного) для участия в азартных играх.

– Правительство России рассматривает вариант повышения НДС с 18 % до 20 %. Каким образом это может повлиять на Беларусь? Ведется ли сейчас какая-то работа по гармонизации систем налогообложения стран ЕАЭС? (Евгений Польман)

– Взимание НДС в ЕАЭС построено таким образом, что страны могут самостоятельно определять ставки НДС, устанавливаемые в части реализации товаров (работ, услуг) внутри страны. На белорусский рынок товары из России должны продаваться по нулевой ставке, а уже здесь импортеры платят ввозной НДС. Поэтому конкретно этот шаг не должен повлиять на белорусских импортеров товаров из России.

– В последние годы в стране начали появляться современные центры обслуживания налогоплательщиков, заработали электронные сервисы. У МНС есть концепция по ребрендингу налоговых органов? Что уже сделано? Какими, на ваш взгляд, должны быть налоговые органы? (Максим Титов, г. Гомель)

– Я бы не сказал, что это ребрендинг, скорее, создание имиджа налоговых органов. Если говорить откровенно, то раньше не было никаких стандартов, никаких канонов и даже в Минске плательщики могли наблюдать, что в зависимости от того, в какой инспекции они обслуживаются, разные алгоритмы предоставления услуг. Но после того как в 2015 году была принята стратегия развития налоговых органов, мы решили идти по пути создания центров обслуживания плательщиков, по пути выстраивания определенного имиджа налоговых органов, критериев и стандартов работы с плательщиками.

Первый центр обслуживания плательщиков был создан в октябре 2016 года в инспекции МНС по Московскому району Минска. Сегодня такие центры функционируют в 13 инспекциях Беларуси, из них в 6 инспекциях Минска (ИМНС по Партизанскому, Московскому, Первомайскому, Заводскому, Центральному, Фрунзенскому № 1 районам) и 7 – в областных инспекциях (в Борисове, Жлобине, Могилеве, Гродно, Витебске и в двух ИМНС Бреста). И там не просто было изменено название, там кардинально меняются подходы к работе. В частности, мы уходим от закрепления плательщиков за отдельными инспекторами или инспекциями, что, на наш взгляд, очень важно как с точки зрения повышения качества услуг, так и с точки зрения противодействия коррупции.

Уход от этого закрепления – первый шаг к переходу на экстерриториальный принцип обслуживания. В первую очередь это будет касаться физических лиц, в дальнейшем мы распространим этот принцип и на субъектов хозяйствования. В 2019 году мы планируем предоставить физлицам возможность экстерриториального обслуживания, если успеем за 2019 год обкатать эту возможность, то с 2020 года будем предлагать подобный метод обслуживания и для субъектов хозяйствования.

Кроме того, появляется возможность стандартизировать услуги, чем мы активно занимаемся. Думаю, к концу текущего года наиболее популярные административные процедуры и востребованные услуги будут стандартизированы. Что это значит? Это значит, что плательщик, обратившись в любой налоговый орган, не будет испытывать трудностей в получении той или иной услуги из-за разночтений, как это, к сожалению, иногда бывает сейчас. Каждый специалист будет знать алгоритм своих действий, и он для всех будет единым. Эти стандарты будут утверждены, но каким нормативным документом, пока не могу сказать, возможно, постановлением или приказом министерства.

До конца мы планируем открыть еще 8 центров обслуживания плательщиков. Учитывая, что значительное количество субъектов, граждан, плательщиков переходит на онлайн-взаимодействие с налоговыми органами, будем смотреть, какое количество центров необходимо. Такой задачи, чтобы во всех без исключения инспекциях создать центры обслуживания плательщиков, мы для себя не ставим. Эти центры появятся в крупных городах, где сосредоточено большое количество налогоплательщиков. Совсем недавно мы открыли новое здание в Бресте, где размещаются сразу три инспекции - две районные и областная. Это тоже пробный вариант, когда несколько инспекций размещается в одном месте, будем смотреть, если оправдает себя эта стратегия, то, возможно, и в Пинске будет реализован подобный принцип. Кроме того, центры обслуживания плательщиков появятся в Витебске, Бобруйске, Барановичах, Орше.

– Последние несколько лет МНС активно развивает дистанционные формы обслуживания клиентов, в частности, личный кабинет плательщика. Сколько белорусов уже зарегистрировали свой личный кабинет? Планируете ли усовершенствовать его в ближайшее время? (Диана К., г. Пинск)

– Электронные сервисы МНС пользуются успехом. Мы понимаем, что в современном мире самое ценное, что есть у людей, – это время, и тратить его на дорогу до инспекции и стояние в очередях крайне нерационально. Если говорить о цифрах, то личным кабинетом плательщика пользуются уже порядка 120 тыс. юридических лиц, более 160 тыс. индивидуальных предпринимателей, почти 50 тыс. физических лиц. Что касается последних, то здесь прорыв произошел после того, как мы предоставили возможность пользоваться личным кабинетом без электронно-цифровой подписи, используя логин и пароль. Единственное – для того, чтобы получить логин и пароль, надо прийти один раз в налоговый орган с паспортом, при чем не обязательно по месту прописки.

В целом для себя мы ставим задачу создать для субъекта возможность полного удаленного взаимодействия.

В настоящее время реализовано мобильное приложение «Личный кабинет для плательщиков – физических лиц», в котором предусмотрены все электронные сервисы личного кабинета физического лица, работающего на сайте МНС. Сейчас работает версия под Android, но в ноябре мы планируем реализовать поддержку IOS с таким же функционалом. Сервис оснащен виртуальным налоговым калькулятором для расчета подоходного налога. В дальнейшем он будет позволять оперативно получать информацию о ставках государственной пошлины, земельного налога, налога на недвижимость и о событиях в налоговой и экономической сферах.

Кроме электронных сервисов личного кабинета активное развитие получили электронные сервисы на официальном сайте и портале МНС как в открытом виде, так и требующие авторизации по ключу электронно-цифровой подписи: е-НДС, заявка на доступ к личному кабинету, налоговый калькулятор, нормативные и методические материалы налоговых органов для организаций и ИП, «Создай свой бизнес», форум налоговых органов. Также в открытом доступе у нас на сайте уже размещен перечень налоговых консультантов.

Если говорить про е-НДС, то там мы внедрили очень интересную новацию - создали облачную электронную подпись. Главное отличие от электронной цифровой подписи (ЭЦП) – отсутствие материального носителя, флешки. Плательщики-нерезиденты просто не могут приехать за обычной ЭЦП. Надо сказать, что этот продукт (е-НДС) востребован, им активно пользуются, и это тоже толчок для развития новых электронных сервисов.

В дальнейшем мы планируем реализовать еще ряд проектов в части электронного взаимодействия с плательщиками. К примеру, для плательщиков – индивидуальных предпринимателей объединить личный кабинет физического лица и личный кабинет ИП с предоставлением возможности выбора входа (или с использованием личного ключа электронной цифровой подписи, или с помощью учетной записи и пароля).

Кроме того, в личном кабинете плательщика, в том числе нерезидента, планируем реализовать возможность направления плательщиком сообщения в свободной форме с вложением, аналогично реализованной в АРМ «Плательщик». При представлении иностранной организацией через личный кабинет плательщика-нерезидента информации об изменении ранее представленных сведений в заявлении при постановке на налоговый учет (с последующим обновлением сведений в автоматизированной системе ведения Государственного реестра плательщиков) собираемся реализовать автоматическое информирование плательщика, что информация принята либо не принята через личный кабинет.

Среди других проектов – расширение перечня банков, с которыми осуществляется взаимодействие в части реализации возможности уплаты налогов с использованием системы интернет-банкинга; обеспечение в личном кабинете плательщика возможности получения информации о результатах рассмотрения налоговыми органами жалоб. Также планируем обеспечить на портале МНС (в открытом сервисе) возможность получения плательщиком информации о результатах рассмотрения налоговыми органами обращений налогоплательщиков.

– Сергей Эдуардович, добрый день! Одно из предложений по изменению Налогового кодекса – ввести социальный налоговый вычет по подоходному налогу в сумме расходов на медицинские услуги. Некоторые эксперты говорят, что если для пациентов за счет применения социального налогового вычета уменьшится цена на платные медуслуги, то будет заметный эффект от предоставления льготы – повысится покупательная способность, увеличится количество пациентов, легализуется серый рынок в медицине, налоговая база увеличится. А вы как оцениваете необходимость и последствия подобного возможного изменения? Насколько оно необходимо? (Дмитрий Бобков, г. Минск)

– Эта тема не нова. Продвигают ее собственники частных клиник. Что касается оценок экспертов, то эти эксперты, как правило, анонимные. Ни одной цифры я не услышал, думаю, и не услышим. Более того, я хочу сказать, что оценки экспертов порой очень недостоверны.

Вопрос введения данного налогового вычета обсуждался на заседании межведомственной рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства. Мнения по этому вопросу были крайне противоречивые. На сегодня принято решение не вводить этот вычет. Поэтому пусть они (сторонники введения налогового вычета на медуслуги) дадут цифры, и, наверное, если их аргументы все-таки будут убедительны, то в следующий раз, когда будут рассматриваться изменения в Налоговый кодекс, они будут приняты.

– На одном из заседаний группы по выработке изменений в Налоговый кодекс предлагалось ввести социальный налоговый вычет в сумме расходов на получение второго и последующего высшего, среднего специального или профессионально-технического образования, а также на прохождение переподготовки и повышения квалификации. Но эти предложения после обсуждения отклонили. 1. Почему решили отказаться от введения данных налоговых вычетов? 2. Рассматривается ли возможность введения других новых социальных налоговых вычетов? Если да, то каких? (Пекарский В.И., Беларусь)

– От введения данных налоговых вычетов решили отказаться, скорее всего, потому что инициаторы данной идеи были неубедительны и их аргументы были слабее, чем аргументы оппонентов.

Это сейчас не прорабатывается межведомственной рабочей группой, но, на мой взгляд, было бы, наверное, справедливо увеличить стандартные налоговые вычеты для физических лиц. Подходы могут быть различными, но для того, чтобы принять ту или иную точку зрения, нужна аргументация. Потому что идей очень много, примеров в различных странах очень много, и эти идеи зарекомендовали себя с разной степенью эффективности. Поэтому нужно подсчитывать, что мы получим в конечном итоге. Работа ведется с точки зрения упрощения, повышения прозрачности и понятности Налогового кодекса, но почему-то многие забывают жесткое требование Президента, чтобы налоговые доходы не снизились.

– Элла Селицкая недавно сообщила, что в Беларуси создали информационную базу данных о доходах граждан. Создание этой базы предусмотрено изменением Налогового кодекса? Какая информация будет содержаться в этой базе? Кто будет иметь к ней доступ? И в чем ее принципиальное отличие от тех баз данных, которые есть уже у налоговых органов? Если не ошибаюсь, у налоговиков есть данные по зарплатам, по крупным покупкам (недвижимость, автомобили и т.д.). Заранее спасибо за ответ! (Серафимов П.В., г. Минск)

– В Налоговом кодексе создание этой базы данных прописано не будет. Это скорее элемент внутренней кухни, вопрос организации работы. Действительно, на сегодня у нас значительное количество информационных баз. Но есть одна проблема – они разрознены. Принципиальное отличие той базы данных, о которой говорила Элла Александровна, в том, что она аккумулирует и объединяет на одной платформе все эти разрозненные информационные источники. По мере роста электронного взаимодействия и информационных баз в других госорганах и не только госорганах эта информация будет либо аккумулироваться в нашей базе данных, либо наша база будет иметь доступ в режиме онлайн к этим источникам.

Может быть, будут пересмотрены некоторые подходы. К примеру, некие отчеты сейчас подаются в Белстат или ФСЗН, и эта информация оттуда будет поступать к нам. Или наоборот, через какое-то время будет принято решение, что эти отчеты подаются только в налоговую службу, а мы уже их передаем коллегам.

Хотел бы обратить внимание на то, что у нас принципиальный подход к сохранению налоговой тайны. Это очень серьезное требование, и принимаются все меры для соблюдения этой нормы.

– Есть ли в Беларуси резервы для снижения общей налоговой нагрузки? Какие резервы поступления платежей в бюджет видит Министерство по налогам и сборам с учетом поставленной задачи не увеличивать налоговую нагрузку на экономику? Есть ли у нас резервы для снижения общей ставки НДС? (Сычев Павел, г. Минск)

– Такие резервы есть. И ряд из них найдет отражение в новой редакции Налогового кодекса. В частности, принято решение об индексации критериев выручки для применения УСН, увеличении размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль, введении пониженного (льготного) налогообложения имущественными налогами организаций, возводящих новые объекты. Также планируется пересмотреть права местных Советов депутатов на установление повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога.

Все эти мероприятия помогут организациям снизить их налоговую нагрузку, оставить в своем распоряжении большие суммы на развитие производства, а значит впоследствии стать более конкурентоспособными, расширить производство.

Другое дело, говоря о снижении налоговой нагрузки, нужно оценивать, с одной стороны, те социальные обязательства, которые государство несет, и те задачи, которые оно перед собой ставит, и с другой стороны – те возможности бюджета, которые сейчас есть. На протяжении многих лет мы выступаем за стабильность законодательства и за неповышение налоговой нагрузки. Что касается резервов, то здесь есть два направления. Первое – это сокращение льгот, которые действуют в стране. Второе – расширение налогооблагаемой базы, расширение количества плательщиков. И здесь мы видим существенные резервы для роста - это те нормативные документы, которые были приняты в прошлом году по раскрепощению деловой активности.

Понятно, что это стратегические документы, их нужно реализовать, не исказив духа, который был в них заложен. Если это будет реализовано, а по первому полугодию 2018 года мы видим, что реализация идет в правильном направлении, то это позволит существенно расширить налогооблагаемую базу. В качестве примера можно взять Указ № 337, где идет речь об увеличении видов деятельности, которые осуществляются по заявительному принципу. За 5 месяцев текущего года более 5 тыс. человек дополнительно стали заниматься этими видами деятельности. Да, там не такие большие поступления в бюджет, если говорить о цифрах – чуть более Br1 млн. В масштабах страны – это небольшие деньги, но эти люди делают первые шаги в бизнесе, и ряд из них, убежден, вырастут в крупные субъекты хозяйствования, в серьезных налогоплательщиков. При этом самое главное – пропадает боязнь заниматься бизнесом, потому что это просто и понятно.

Сегодня главная обязанность человека, который работает по Указу № 337, написать в налоговый орган заявление и уплатить до начала осуществления деятельности сумму налога. До конца года планируется реализовать возможность подачи заявления об осуществлении деятельности по этому указу в электронном виде. То есть мы продолжим продвигать стратегию, направленную на то, чтобы взаимодействие с налоговыми органами было удаленным, чтобы не было практически никакой необходимости посещать налоговые органы.

Что касается общей ставки НДС, то в этом году ставка снижаться не будет. Сейчас ряд стран, в том числе Россия, идут по пути повышении ставки налога на добавленную стоимость. Считаю, что большое достижение для нашей страны, что у нас даже не ведутся такие разговоры сегодня. Говорить о снижении ставки можно, но нужно понимать тогда, от каких социальных проектов и государственных задач нам необходимо отказываться.

У нас сейчас мораторий на повышение налоговых ставок, давайте пока будем придерживаться его. Возможно, за три года появятся дополнительные источники налогообложения, тогда можно будет вернуться к этой теме. Вопрос очень серьезный, потому что в бюджете нашей страны удельный вес НДС значительный, и все шаги здесь должны быть крайне выверены.

По сообщению БЕЛТА
(фото - БЕЛТА)