/ / Общественно-политические
02.10.2017

Общая культура вождения в Беларуси все же меняется в лучшую сторону: Прямая линия с начальником УГАИ МВД Дмитрием Корзюком

За последнее десятилетие в стране удалось втрое уменьшить число жертв дорожных происшествий. Если в 2005 году на дорогах погибало 1.673 человека, то в прошлом – 588. Более чем вдвое стало меньше травмированных в авариях граждан. Аналогичное число смертей на дорогах отмечалось 50 лет назад, в 1960-е, когда уровень автомобилизации был на порядок ниже.

Дмитрий Корзюк

«По количеству погибших в авариях на один миллион жителей уже сейчас Беларусь выглядит лучше своих соседей и некоторых европейских стран, – поделился наблюдением начальник УГАИ МВД Дмитрий Корзюк во время прямой телефонной линии. – Ориентир на перспективу – страны, где уровень дорожно-транспортного травматизма вдвое ниже. Главное, мы идем к созданию таких условий, при которых участники дорожного движения попросту не смогут нарушать правила. И хотел бы поблагодарить граждан, Администрацию Президента, Национальный центр законодательства и правовых исследований, местные власти, которые видят проблемы и поддерживают нас в их решении».

О новых ПДД, транспортной загруженности и надземных переходах

– Много говорилось о новых ПДД. Что может измениться и будут ли ужесточения к бесправникам? – интересуется минский водитель Виктор Романченко.

– Мы постоянно анализируем положения Правил дорожного движения для их совершенствования, прекрасно понимая, что изменения должны носить не точечный, а комплексный характер. Сейчас видим необходимость корректировки отдельных моментов. Одни касаются определения категорий транспортных средств с электрическим двигателем. Нужно определить их место на дороге, какое удостоверение нужно для управления ими. Также хотим исключить из перечня документов, предъявляемых для проверки сотруднику ГАИ, талон к водительскому удостоверению. Ужесточения в правилах требует езда на мотоциклах. Полагаю, что проект правил представим уже к концу 2017-го и предложим гражданам его обсудить.

– Вам не кажется, что в Минске слишком много машин? Если раньше я ездила в удовольствие, то теперь это стресс. В Китае, к примеру, когда-то пробовали: по четным дням ездят машины с номерами, начинающимися четными цифрами, и наоборот. Может, и нам нужно что-то похожее? (Ольга Васильева, Минск)

– Пожалуй, мы еще не достигли той критической массы автомобилей, которая бы потребовала столь радикальных решений. Но сейчас рассматриваются все возможные варианты, чтобы сделать передвижение более удобным и безопасным. Стараемся внедрить интеллектуальную транспортную систему, которая позволит правильно распределить нагрузку. Что-то в Минске уже тестируется. Также на определенных улицах хотим выделить в первой полосе участки для остановки транспорта и т.д. Кстати, на загородных дорогах транспортная нагрузка не такая высокая, чтобы вести речь о новых ограничительных или запретительных мерах. Такие дороги строятся и модернизируются под определенную интенсивность движения с учетом ее перспективного увеличения в течение 20 лет, а также состава потока по видам транспорта.

Однако важно понимать, что у ГАИ все же функции контроля. Но люди все равно адресуют все возможные вопросы именно нам, хотят, чтобы мы строили надземные и подземные переходы, разноуровневые развязки, организовывали парковки (хотя это исключительная компетенция местных исполнительных и распорядительных органов, никоим образом не ГАИ). Конечно, мы выступаем с определенными предложениями ради сохранения жизней, но есть владелец дороги и проектировщик, которые должны ее совершенствовать и отвечать за ее безопасность.

– Дмитрий Михайлович, беспокоит вас Валентина из Минской области. Скажите, пожалуйста, почему на МКАД, которая строилась для снятия напряженности на дорогах города, постоянно происходят аварии?

– Дело в том, что сегодня на кольцевой дороге вокруг Минска транспортная нагрузка превышает предел, заложенный проектировщиками. Потому отчасти и происходят аварии. Вероятно, владельцу кольцевой надо бы подумать, как сделать ее более удобной. Со своей стороны скажу так: для улучшения ситуации предприняты и предпринимаются меры по организации автоматизированного контроля за соблюдением скоростных режимов, прорабатывается вопрос о внедрении интеллектуальной транспортной системы, предусматривающей меры по предупреждению ДТП.

– Добрый день. Звоню из Минской области. Я пенсионер, и ко мне часто из города приезжают внуки. Вот и беспокоюсь за них. Дети и старики, выскакивающие на дорогу на скоростных трассах вроде той, что идет от Минска к Могилеву, – настоящая беда. Не пора ли подумать о том, чтобы на таких магистралях были только надземные или подземные переходы, а также заграждения вдоль дороги?

– Я с вами полностью согласен. И если бы это зависело от ГАИ, мы так бы и сделали. Но приходится повториться: вопросы организации пешеходного движения вблизи трасс, строительства пешеходных переходов на разных уровнях, установки ограждений и прочее – компетенция владельцев дорог, которые отвечают за содержание их в безопасном состоянии. Госавтоинспекция другими способами старается минимизировать конфликты между транспортом и пешеходом. С учетом нашей компетенции мы вносим владельцам дорог мотивированные предложения по совершенствованию дорожных условий, в том числе за городом.

О дорожных рабочих и «учителях»

– Дмитрий Михайлович, как считаете, возможно ли навести порядок с бесстрашно выходящими на дорогу рабочими? – спросил Григорий Шульга из Брестского района. – Ездить страшно, особенно вечером, когда таких тружеников почти не видно.

– Прекрасно вас понимаю. Дорожные рабочие должны быть хорошо заметны, а водителя о ремонте следует предупреждать заранее. Порядок проведения таких работ установлен. При его нарушении должностные лица дорожных, коммунальных и других организаций, поверьте, наказываются. Этот вопрос, кстати, по нашей инициативе рассматривался и на недавнем заседании постоянной комиссии при Совете Министров, где профильным ведомствам поручено проработать в том числе нюансы производства в стране демпферных энергопоглощающих устройств для оснащения дорожной техники, используемой при ремонте дорог.

– Добрый день. Ян Викторович, Мозырь. Такое ощущение, что агрессия на дорогах и так называемое «учительство» порой просто зашкаливают. Возможно, есть необходимость ввести термин «дорожное хулиганство»? И кто вообще ездит более нагло: белорусы или зарубежные гости?

– Я бы не стал выделять в таком феномене, как «дорожное хулиганство», национальные признаки. В любой стране есть законопослушные граждане и те, кто пренебрегает общепризнанными нормами поведения. Вместе с тем мы серьезно задумываемся над введением схожего с этим определением понятия. Но тут следует понимать, что на практике грань, после которой можно говорить о таком опасном поведении, довольно размыта. К этому вопросу необходимо подходить взвешенно, чтобы не получить отрицательный эффект. Кстати, общая культура вождения в Беларуси все же меняется в лучшую сторону. И это, скорее, результат не наказаний, а разъяснений.

–Как вы считаете, надо ли обязать автомобилистов устанавливать в машинах видеорегистраторы? Это дисциплинирует водителей и поможет при разборе происшествий. (Юрий Хилько, Новополоцк)

– Мы думаем об этом, и, кстати, Москва – хороший пример. Но я за разумный подход. Есть ведь и так называемые народные контролеры, которые таким образом смонтируют видео, что сделают из мухи слона. А потом выкладывают в интернет, и люди за голову берутся. Для того чтобы использовать такую видеоинформацию при разборе ДТП, по нему еще нужно провести экспертизу и восстановить оригинальный файл.

Пока же ГАИ активно использует записи видеорегистраторов в административном процессе, в том числе при авариях. Законодательство позволяет использовать записи в качестве доказательств.

О «талоне поощрения» и мотопатрулях

– У меня скорее предложение, – Виктор Потапов из Могилева конкретизирует. – Нужно ввести для водителей талон поощрений. Остановили человека, проверили – все в порядке и сделали отметку, а в следующий раз простили бы за мелкий проступок.

– Любопытное мнение. Законопослушное поведение должно быть нормой априори. Однако скажу, что МВД уже выступило с инициативой о том, чтобы у сотрудника ГАИ на дороге была возможность в случае выявления малозначительного нарушения ограничиться устным предупреждением. Эти положения нашли отражение в законопроекте, предусматривающем корректировку Кодекса об административных правонарушениях.

– Здравствуйте. Светлана Широкова меня зовут. Я из Новополоцка. Мои друзья-байкеры боятся, что новое мотоподразделение ГАИ, для которого закупаются мотоциклы, нужно, чтобы гонять байкеров.

– Никого мы гонять не собираемся. Мы все же говорим о серьезных вещах. Милиционер на мотоцикле более мобилен и может скорее прибыть на место дорожных заторов для их ликвидации и регулировки движения, на место аварий и оказать людям помощь, проводить рейды в местах массового отдыха. Кроме того, благодаря мотоэкипажам у Госавтоинспекции появляется возможность реально влиять на поведение мотоциклистов, повышать их культуру вождения.

– Доброе утро. Светлана Березкина, живем семьей в сельской местности. Не могу заставить сыновей носить фликеры. Так ли они нужны?

– Эта маленькая и недорогая вещица может спасти жизни. Приведу цифры: в 2005 году в темное время суток погибло 545 пешеходов, в 2016-м – 184.

– В последнее время к ГАИ было приковано пристальное внимание из-за не очень красивых поступков отдельных сотрудников. Понятно, что в любой профессии есть люди, за которых стыдно и из-за которых враз на второй план отходит то многое хорошее, что уже было сделано Госавтоинспекцией. Как наводите порядок в своих рядах? (Александр Сергеевич, Бобруйск)

– За последние несколько лет немало сделано для того, чтобы исключить любые предпосылки к неправомерному поведению сотрудников. Уже сейчас в каждом патрульном автомобиле ГАИ есть постоянно работающий видеорегистратор. Персональный видеорегистратор закреплен на форменном обмундировании сотрудника дорожно-патрульной службы. То есть все действия его и участников дорожного движения при разбирательстве фиксируются. Каждый руководитель имеет возможность просматривать такие видеозаписи и контролировать своих подчиненных.

Поэтапно отходим от практики взимания штрафов наличными деньгами, многие патрульные автомобили ГАИ оснащены мобильными платежными терминалами. Оплатить штраф можно пластиковой карточкой. В перспективе – оформление нарушений ПДД в электронном виде с помощью планшетов. Уже создается принципиально новая автоматизированная система ГАИ.

Людмила ГЛАДКАЯ, «Советская Белоруссия», 30 сентября 2017 г.
(фото – официального сайта ГУВД Минского горисполкома)