/ / Общественно-политические
13.07.2017

Реальные уловки виртуальных магазинов. Для совершенствования контроля интернет-торговли необходимы изменения в законодательстве

За последние семь лет удельный вес интернет-торговли в розничном товарообороте страны, как подсчитала начальник управления организации торговли и услуг Министерства антимонопольного регулирования и торговли Виолетта Брезовская, вырос в 5,8 раза. То есть глобальные тенденции не обходят нас стороной: люди стали меньше ходить в магазины и больше заказывать товары и услуги, образно говоря, лежа на диване. А все потому, что количество пользователей интернета стремительно приближается к количеству населения Земли.

Электронная торговля

Что лучше всего покупается и продается в виртуальном пространстве? У нас, как и везде: мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, бытовая техника и электроника, одежда, обувь, аксессуары, а также авиабилеты, туруслуги и билеты на концерты. Только еду мы по-прежнему предпочитаем выбирать не по картинке. На 80% интернет заполонен промтоварами. Исключения – ювелирные изделия, пиротехника, лекарства, БАДы, ветпрепараты, оружие, спецпитание для спортсменов, семена мака, табак и алкоголь. Это под запретом. Треть белорусских покупателей пользуются китайскими и российскими интернет-площадками. К слову, МАРТ предлагает увеличить нормативы стоимости и веса посылок из-за рубежа до 200 евро и 31 кг в месяц.

Впрочем, довольно статистики. Давайте поговорим о том, почему мы отстаем от среднемировых темпов развития торговли в сети: доля мировой интернет-розницы в товарообороте 13%, у нас – 2,8%. Все дело в болезнях роста. Любопытный факт: говорят о них больше представители этого бизнеса. Не обладая какими-либо властными полномочиями, появившиеся саморегулируемые структуры исследуют информацию, доступную в открытых источниках, и потом, как говорится, передают куда следует. Ведь это только кажется, что в виртуальной сети легко затеряться... В 2016 году компания «АКИТ», заинтересовавшаяся, откуда берутся необоснованно низкие цены, провела мониторинг интернет-торговли электроникой, бытовой техникой, телефонами и планшетами. Результат: обнаружено 10 складов с нелегальной продукцией, изъято товаров на 700 тысяч долларов в эквиваленте. «Большое количество интернет-магазинов продолжают продавать товары без кассовых чеков, многие не дают товарных чеков, – делится информацией исполнительный директор ассоциации Дмитрий Ананьев. – Пользуясь некомпетентностью потребителей, торговцы выписывают некий гарантийный талон. А это проблема с возвратом и обменом изделий. Очень много товаров без обязательных идентификационных знаков, сертификатов, с недостоверной информацией о поставщике и импортере». Прозрачность белорусско-российской границы, считает глава ассоциации, спровоцировала появление «серых» интернет-магазинов, которые поставляют товар из России по цене более низкой, чем у официальных дистрибьюторов, за счет ухода от налогов.

Почему такое возможно? Тома законов, постановлений Правительства и инструкций написаны для магазинов. Регламентация офлайн-бизнеса тут даже чересчур избыточна. Сейчас как раз МАРТ работает над упрощением. А вот онлайн-торговля выпала из системы регулирования, контроля и ответственности. И это связано не только с законодательством о торговле, но и с правилами регулирования сети, которые ставят серьезные барьеры распространению наркотиков и оружия, экстремистской деятельности, но мало уделяют внимания интернет-магазинам, которые совершают серию крупных нарушений и продолжают работать. Предложение бизнес-ассоциации: в качестве действенной меры воздействия нужно дать возможность контролирующим органам блокировать интернет-магазины, которые грубо либо систематически нарушают законодательство о защите прав потребителей, предпринимательское законодательство, не платят налоги.

Как известно, Министерство антимонопольного регулирования и торговли готовит проект закона о внесении изменений в законодательство о торговле и общепите. Бизнес предлагает прописать в нем в качестве специального субъекта интернет-магазин и интернет-площадку с перечнем прав и обязанностей, учитывающих специфику их работы. А пока появилась идея создать сайт для покупателей, где можно проверить деловую репутацию интернет-ресурса. Туда можно будет сообщить информацию о негативном опыте сотрудничества с виртуальным продавцом. Концепция обсуждается с МАРТ и Министерством по налогам и сборам. Стартовая версия сайта будет готова через несколько месяцев.

Однако это не решает всех проблем виртуального рынка товаров и услуг. Продажи активно идут и в соцсетях, где часто проблематично выявить продавца и закрыть доступ к такому аккаунту. Слабо защищены и потребители, получающие информацию о разного рода строительных и бытовых услугах через интернет. Спорные вопросы в этих случаях решаются чаще всего только в судах. А недовольным качеством товаров в телемагазинах специалисты советуют обращаться в исполком или к телеканалам, у которых есть договоры с такими продавцами и полные сведения о субъектах хозяйствования.

Аэлита Сюльжина, «Советская Белоруссия», 13 июля 2017 г.