/ / Новости PRAVO.BY
05.05.2020

Профессионально об актуальном: Направления совершенствования правового регулирования общественных отношений в области донорства крови и ее компонентов в Республике Беларусь

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 7 февраля 2020 г.

Как показывает анализ, в настоящий момент многие положения, регулирующие общественные отношения в области донорства, нуждаются в пересмотре в силу самых разных причин. Значительный нормативный массив вошел в противоречие с иными законами и указами Президента Республики Беларусь, однако формально эти нормы не пересмотрены и не отменены. Некоторые тезисы законодателя устарели, не отражают актуальных реалий, не отвечают современным нуждам, не регулируют вновь возникшие отношения.

В результате правоприменительной практики были выявлены как пробелы и коллизии, так и чрезмерная «зарегулированность» отношений в сфере донорства. Кроме того, произошедшее в последнее время изменение взгляда на донорство, переоценка его роли в жизни общества, признание донорства важнейшим фактором развития здравоохранения требуют новой расстановки приоритетов в законодательстве. Среди основных направлений, по которым, по нашему мнению, должно идти развитие законодательства о донорстве, хотелось бы выделить следующие.

Во-первых, для обеспечения преемственности между законами, недопущения коллизии нормативных предписаний необходимо внесение дополнений в законы Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» (далее – Закон «О здравоохранении») [10], от 15 июля 2010 г. № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» (далее – Закон № 169-З) [7].

Так, дополнениями в часть одиннадцатую статьи 46 Закона «О здравоохранении» [10] предлагается на организации здравоохранения возложить обязанность представлять в организации службы крови информацию, составляющую врачебную тайну, без согласия пациента или уполномоченных лиц, а также без запроса, в порядке и по перечню, установленным Советом Министров. Указанная информация будет аккумулироваться в организациях службы крови для обеспечения функционирования Единой базы данных донорства и Единого регистра доноров крови, ее компонентов. Абзац четвертый части третьей статьи 32 вышеназванного Закона необходимо дополнить положением об обязательности патологоанатомического исследования умершего в случае его смерти во время и после переливания как крови, так и компонентов крови.

Дополнением в пункт 1 статьи 10 Закона № 169-З [7] предлагается заготовку и (или) реализацию крови, ее компонентов отнести к видам деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства, окончательно решив вопрос примата государства в сфере заготовки крови, ее компонентов, а также реализации прав и законных интересов доноров.

Во-вторых, должен быть существенно обновлен и дополнен понятийный аппарат Закона Республики Беларусь от 30 ноября 2010 г. № 197-З «О донорстве крови и ее компонентов» (далее – Закон «О донорстве крови и ее компонентов») [6] такими терминами и их определениями, как:

  • вспомогательные медицинские технологии, применяемые в донорстве крови, ее компонентов (далее – вспомогательные медицинские технологии), – введение в организм донора крови, ее компонентов иммунобиологических лекарственных средств или эритроцитов, применение других медицинских технологий, утвержденных в порядке, установленном законодательством;
  • выездная бригада по заготовке крови, ее компонентов (далее – выездная бригада) – структурное подразделение организации службы крови, осуществляющее заготовку крови, ее компонентов вне организации службы крови;
  • единица (доза) компонента крови – объем компонента крови, который, как правило, может быть произведен путем переработки одной единицы (дозы) крови;
  • единица (доза) крови – 450 мл +/– 10 процентов крови цельной без учета объема консервирующего раствора;
  • карантинизация – хранение компонентов крови с запретом их использования по предназначению на протяжении установленного законодательством периода времени в целях снижения риска передачи патогенных биологических агентов;
  • кровь изоиммунная – кровь, содержащая специфические белковые структуры против антигенов тканей или клеток организма человека (изоиммунные антитела) естественного происхождения или выработанные путем иммунизации донора;
  • кровь иммунная – кровь, содержащая специфические белковые структуры против антигенов биологических агентов (иммунные антитела) естественного происхождения или выработанные путем иммунизации донора;
  • медицинское применение крови, ее компонентов – использование медицинскими работниками крови, ее компонентов при оказании медицинской помощи;
  • мобильный комплекс для заготовки крови, ее компонентов (далее – мобильный комплекс) – специализированное транспортное средство, предназначенное для заготовки крови, ее компонентов вне организации службы крови;
  • неблагоприятное последствие переливания крови, ее компонентов – трансфузионная реакция, посттрансфузионное осложнение;
  • обращение крови, ее компонентов – заготовка, хранение, перевозка, медицинское применение крови, ее компонентов, промышленное производство лекарственных средств, производство изделий медицинского назначения из крови, ее компонентов, использование крови, ее компонентов в научных целях и (или) образовательном процессе, возврат крови, ее компонентов субъекту обращения крови, ее компонентов, создание резервов компонентов крови на случай чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, реализация крови, ее компонентов на территории Республики Беларусь, ввоз в Республику Беларусь, вывоз из Республики Беларусь крови, ее компонентов, уничтожение крови, ее компонентов;
  • плазма изоиммунная – плазма, содержащая специфические белковые структуры против антигенов тканей или клеток организма человека (изоиммунные антитела) естественного происхождения или выработанные путем иммунизации донора;
  • плазма иммунная – плазма, содержащая специфические белковые структуры против антигенов биологических агентов (иммунные антитела) естественного происхождения или выработанные путем иммунизации донора;
  • Правила надлежащей практики субъектов обращения крови, ее компонентов (далее – Правила надлежащей практики) – совокупность стандартов заготовки, хранения и перевозки крови, ее компонентов;
  • тяжелое посттрансфузионное осложнение – неблагоприятное последствие переливания крови, ее компонентов, которое требует экстренного или неотложного медицинского вмешательства и (или) привело к необходимости (продлению срока) оказания медицинской помощи в стационарных условиях или значительного увеличения срока оказания медицинской помощи в стационарных условиях уже госпитализированного пациента, и (или) к нарушению здоровья со стойким расстройством функций организма, и (или) к ограничению жизнедеятельности, и (или) к заражению реципиента возбудителем инфекционного заболевания, и (или) привело (могло привести) к смерти.

Ряд терминов и их определений необходимо изложить в новой редакции: «аутодонорство», «заготовка крови, ее компонентов», «компоненты крови», «кровь», «реципиент». Взамен термина «организация переливания крови» ввести в национальное законодательство термины и их определения:

  • организация службы крови – юридическое лицо государственной системы здравоохранения, основным видом деятельности которого являются заготовка и реализация крови, ее компонентов и (или) промышленное производство лекарственных средств из крови, ее компонентов;
  • субъект обращения крови, ее компонентов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие в порядке, установленном законодательством, деятельность в сфере обращения крови, ее компонентов.

В-третьих, в сферу регулирования Закона «О донорстве крови и ее компонентов» [6] включить, как уже было ранее, отношения, связанные с промышленным производством лекарственных средств из крови, ее компонентов. В частности, установить практику контрактного производства лекарственных средств из крови, ее компонентов – промышленного производства лекарственных средств на основании договора, в соответствии с которым отечественный производитель лекарственных средств на технологическом оборудовании, находящемся в его собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или ином законном основании, производит лекарственные средства из крови, ее компонентов, предоставляемых юридическим лицом – заказчиком, с последующей передачей юридическому лицу – заказчику произведенных лекарственных средств.

Необходимо выделить категории доноров по основному целевому назначению взятой у них крови, ее компонентов: для медицинского применения, производства изделий медицинского назначения, использования в научных целях и (или) образовательном процессе, а также для промышленного производства лекарственных средств. В зависимости от категорий доноров установить особенности заготовки у них крови, ее компонентов.

В-четвертых, должны быть дополнены полномочия Совета Министров и Минздрава в области донорства. Так, сферу государственного регулирования Совета Министров необходимо расширить полномочиями по:

  • утверждению состава общественного координационного совета в области донорства и положения о нем;
  • установлению порядка создания и ведения Единой базы данных донорства и Единого регистра доноров крови, ее компонентов, сроков и формы предоставления информации, содержащейся в них, а также порядка доступа к информации, содержащейся в Единой базе данных донорства и Едином регистре доноров крови, ее компонентов;
  • установлению перечня расходов, связанных с выполнением донорской функции, в том числе необходимостью восполнения энергетических затрат организма донора между донациями, размеров, порядка и условий возмещения расходов, связанных с выполнением донорской функции, донорам, сдавшим кровь, ее компоненты на безвозмездной основе;
  • установлению порядка предоставления донору, награжденному нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения «Ганаровы донар Рэспублікі Беларусь», скидок на платные медицинские услуги в государственных организациях здравоохранения и перечня таких услуг;
  • установлению порядка предоставления ежегодной денежной выплаты донору, награжденному нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения «Ганаровы донар Рэспублікі Беларусь»;
  • установлению порядка заготовки, хранения и использования собственной крови физических лиц и (или) ее компонентов;
  • установлению порядка контрактного производства лекарственных средств из крови, ее компонентов (контрактное фракционирование).

Минздрав, в дополнение к существующим, должен получить полномочия по:

  • утверждению Правил надлежащей практики, случаев и порядка инспектирования субъектов обращения крови, ее компонентов на предмет их соответствия Правилам надлежащей практики;
  • установлению формы письменного согласия донора на взятие у него крови, ее компонентов, применение в отношении его вспомогательных медицинских технологий;
  • установлению рациона бесплатного питания донора в день донации и рациона питания донора в период между донациями;
  • установлению порядка применения и перечня медицинских противопоказаний для применения в отношении донора вспомогательных медицинских технологий;
  • утверждению номенклатуры крови, ее компонентов и порядка изменения целевого назначения крови, ее компонентов;
  • установлению порядка уничтожения крови, ее компонентов, условий и порядка возврата крови, ее компонентов субъекту обращения крови, ее компонентов;
  • установлению особенностей заготовки крови, ее компонентов в зависимости от категории доноров и порядка заготовки крови, ее компонентов у пациентов, в отношении которых применяется аутодонорство;
  • установлению порядка предоставления субъектами обращения крови, ее компонентов информации о неблагоприятных последствиях переливания крови, ее компонентов, порядка расследования случая тяжелого посттрансфузионного осложнения, а также формы документов, необходимых для учета неблагоприятных последствий переливания крови, ее компонентов и расследования случая тяжелого посттрансфузионного осложнения.

В-пятых, Законом «О донорстве крови и ее компонентов» [6] должны быть созданы правовые условия для совершенствования системы контроля за качеством, безопасностью и эффективностью медицинского применения крови, ее компонентов посредством Правил надлежащей практики субъектов обращения крови, ее компонентов и системы гемонадзора.

Необходимо вовлечь в орбиту государственного регулирования Закона «О донорстве крови и ее компонентов» [6] применение современных технологий повышения безопасности крови, ее компонентов для жизни и здоровья пациентов: карантинизация, обеднение лейкоцитами, облучение ионизирующим излучением, редукция патогенных биологических агентов и других.

Для обеспечения необходимого уровня защиты прав и законных интересов доноров, охраны их здоровья законодательством о донорстве должно быть предусмотрено комплексное регулирование вопросов применения в отношении граждан вспомогательных медицинских технологий (условия применения, гарантии и компенсации за применение в отношении них вспомогательных медицинских технологий).

Необходимо создать правовые условия для развития добровольного безвозмездного донорства. Среди конкретных задач в этом направлении следует упомянуть разработку свободных от декларативности правовых механизмов, прежде всего – социального и финансово-экономического характера; законодательное закрепление форм государственной поддержки мероприятий по пропаганде, организации и развитию донорства; системное совершенствование норм, регламентирующих полномочия государственных органов (организаций), местных исполнительных и распорядительных органов, местных Советов депутатов в области донорства; создание правовых основ для развития института волонтерства; закрепление на уровне закона статуса общественного координационного совета в области донорства.

Законодательство должно способствовать развитию доступной инфраструктуры сферы донорства, обеспечивающей территориальное и социальное равенство граждан, развитию дополнительных услуг в сфере донорства, предоставляя гражданам возможность за счет собственных средств произвести заготовку собственной крови, ее компонентов с целью их последующего переливания в случае необходимости оказания им медицинской помощи.

В рамках гарантированного обеспечения государства кровью, ее компонентами за счет внутренних ресурсов предлагается разрешить реализацию компонентов крови, заготовленных в Республике Беларусь, только на территории Республики Беларусь, а донорскую кровь полностью исключить из объектов гражданско-правовых сделок.

Практика применения положений статьи 31 Закона «О донорстве крови и ее компонентов» [6] показала, что предоставление дополнительного дня отдыха (дня освобождения от исполнения обязанностей военной службы (службы)) возмездным донорам с сохранением за ними среднего заработка (денежного довольствия) за этот день вызывало справедливые нарекания со стороны работодателей (в связи с частыми злоупотреблениями данным правом со стороны доноров), а также со стороны доноров, сдающих кровь, ее компоненты на безвозмездной основе (данной категории доноров дополнительный день отдыха предоставляется без сохранения заработной платы). В связи с этим нами предлагается сохранить право на дополнительный день освобождения от работы без сохранения заработной платы только донорам, сдавшим кровь на безвозмездной основе.

Для обеспечения охраны здоровья доноров необходимо на уровне законодательства о донорстве запретить привлечение работников, военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, а также обучающихся в дневной форме получения образования в день сдачи крови, ее компонентов к работам с вредными и (или) опасными условиями труда, ночным и сверхурочным работам, несению службы на боевом дежурстве, в суточном и караульном нарядах.

Донорская функция как добровольное прохождение донором медицинского осмотра и сдача им крови, ее компонентов выполняется гражданином с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Выполнение гражданином данной общественно значимой функции должно предполагать соответствующие действия государства по защите прав донора и охране его здоровья.

Правовые нормы Закона «О донорстве крови и ее компонентов» [6] должны не только допускать, но и мобилизовать граждан к участию в регулярном безвозмездном донорстве посредством расширения социального пакета доноров, сдающих кровь, ее компоненты на безвозмездной основе. Важно найти адекватные правовые средства поддержки и развития инициатив граждан по участию в донорстве на безвозмездной основе. Необходимо законодательно выстроить систему сохранения, освоения и популяризации мер нематериального стимулирования.

На переходном этапе возможность сдачи за плату должна быть сохранена преимущественно для доноров компонентов крови при минимально необходимых мерах поддержки данной категории доноров со стороны государства, а сдача за плату крови – рассматривается как «исключительная» мера, которая может быть инициирована государством в рамках решения специфических задач (промышленное производство лекарственных средств, производство изделий медицинского назначения, использование в научных целях и (или) в образовательном процессе, устранение последствий эпидемических заболеваний, оказание медицинской помощи ограниченным контингентам пациентов с редкими заболеваниями, состояниями, устранение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), а также в целях обеспечения национальных интересов Республики Беларусь.

Минимально необходимые меры поддержки платных доноров, по нашему мнению, должны включать:

  • возможность получения бесплатного питания перед и после донации;
  • освобождение от работы в день сдачи крови, ее компонентов с сохранением им среднего заработка за этот день (исполнения обязанностей военной службы (службы) с сохранением денежного довольствия за этот день);
  • выплаты за взятые кровь, ее компоненты.

Одновременно необходимо предусмотреть создание системы государственной поддержки доноров, сдающих кровь, ее компоненты на безвозмездной основе:

  • возмещение расходов, связанных с выполнением донорской функции, в том числе необходимостью восполнения энергетических затрат организма донора между донациями;
  • назначение пособия по временной нетрудоспособности с первого дня утраты трудоспособности в размере 100 процентов среднедневного заработка донорам, сдавшим кровь (не менее 4 единиц (доз) крови), компоненты крови (не менее 16 разовых максимально допустимых единиц (доз) компонентов крови) в течение 12 месяцев, предшествующих дню наступления временной нетрудоспособности (независимо от причины ее наступления);
  • награждение нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения «Ганаровы донар Рэспублікі Беларусь» доноров, сдавших кровь (не менее 20 единиц (доз) крови), компоненты крови (не менее 80 разовых максимально допустимых единиц (доз) компонентов крови).

Необходимо значительно расширить социальный пакет граждан, награжденных нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения «Ганаровы донар Рэспублікі Беларусь». Среди дополнительных гарантий предусмотреть:

  • внеочередной прием в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание;
  • внеочередное пользование всеми видами услуг связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных организаций, приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание организациями розничной торговли и бытового обслуживания;
  • скидку в размере 25 процентов на платные медицинские услуги в государственных организациях здравоохранения;
  • использование трудового отпуска (отпуска военнослужащих) в летнее или другое удобное время, а также предоставление в течение календарного года кратковременного отпуска без сохранения заработной платы (денежного довольствия военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава) продолжительностью до 14 календарных дней в период, согласованный с нанимателем;
  • ежегодную фиксированную денежную выплату.

Также нуждаются в корректировке нормативные предписания следующих актов законодательства:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2012 г. № 62 «Об учреждении официальных геральдических символов Министерства здравоохранения» – в части уточнения оснований и порядка награждения доноров нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения «Ганаровы донар Рэспублікі Беларусь» [1];
  • Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» – в части исключения из перечня видов деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия) на медицинскую деятельность – заготовки, переработки, хранения препаратов из донорской крови [2];
  • Указ Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 660 «О некоторых вопросах органов финансовых расследований Комитета государственного контроля» – в части изменения порядка освобождения работников органов финансовых расследований Комитета государственного контроля от исполнения служебных обязанностей в день медицинского осмотра и сдачи крови, ее компонентов [3];
  • Указ Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186 «Об утверждении Положения о порядке прохождения военной службы» – в части предоставления гарантий военнослужащим, награжденным нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения «Ганаровы донар Рэспублікі Беларусь», а также изменения порядка освобождения военнослужащих от исполнения обязанностей военной службы в день медицинского осмотра и сдачи крови, ее компонентов [4];
  • Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) – в части освобождения от налога на добавленную стоимость услуг по организации донорства крови, ее компонентов, заготовке, хранению крови, ее компонентов, промышленного производства лекарственных средств из крови, ее компонентов [5];
  • постановление Совета Министров от 28 июня 2013 г. № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» – в части уточнения порядка обеспечения доноров крови, ее компонентов пособиями по временной нетрудоспособности [11].

Требуется подготовка и принятие целого комплекса новых нормативных правовых актов:

  • постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке представления организациями здравоохранения в организации службы крови информации, составляющей врачебную тайну». Это позволит обеспечить правовые механизмы аккумулирования указанной информации в организациях службы крови для обеспечения функционирования Единой базы данных донорства и Единого регистра доноров крови, ее компонентов;
  • постановления Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Закона Республики Беларусь от 30 ноября 2010 года «О донорстве крови и ее компонентов» – консолидированного нормативного правового акта, включающего:
    • порядок создания и ведения Единой базы данных донорства и Единого регистра доноров крови, ее компонентов, сроки и форму предоставления информации, содержащейся в них;
    • перечень расходов, связанных с выполнением донорской функции, в том числе необходимостью восполнения энергетических затрат организма донора между донациями, размеры, порядок и условия возмещения расходов, связанных с выполнением донорской функции;
    • порядок предоставления донору, награжденному нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения «Ганаровы донар Рэспублікі Беларусь», скидок на платные медицинские услуги в государственных организациях здравоохранения и перечень таких услуг;
    • порядок предоставления ежегодной денежной выплаты донору, награжденному нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения «Ганаровы донар Рэспублікі Беларусь»;
    • размеры, порядок и условия выплат донорам за применение в отношении их вспомогательных медицинских технологий за плату;
    • порядок контрактного производства лекарственных средств из крови, ее компонентов (контрактное фракционирование);
  • постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении Правил надлежащей практики, случаев и порядка инспектирования субъектов обращения крови, ее компонентов на предмет их соответствия Правилам надлежащей практики»;
  • постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О реализации Закона Республики Беларусь от 30 ноября 2010 года «О донорстве крови и ее компонентов»» – консолидированного нормативного правового акта, включающего:
    • форму письменного согласия донора на взятие у него крови, ее компонентов, применение в отношении его вспомогательных медицинских технологий;
    • порядок применения и перечень медицинских противопоказаний для применения в отношении донора вспомогательных медицинских технологий;
    • номенклатуру крови, ее компонентов и порядок изменения целевого назначения крови, ее компонентов;
    • порядок уничтожения крови, ее компонентов, условия и порядок возврата крови, ее компонентов субъекту обращения крови, ее компонентов;
    • порядок предоставления субъектами обращения крови, ее компонентов информации о неблагоприятных последствиях переливания крови, ее компонентов и их расследования.

Подводя итоги вышесказанному, предполагается, что предложенный выше комплекс мер по развитию законодательства о донорстве позволит:

  • создать комплексное и системное правовое поле для эффективного функционирования общественных отношений в области донорства и промышленного производства лекарственных средств;
  • продолжить стабильное обеспечение организаций здравоохранения кровью, ее компонентами для оказания медицинской помощи;
  • обеспечить поэтапный переход к безвозмездному донорству крови при сохранении самообеспечения потребности национальной системы здравоохранения в крови, ее компонентах;
  • гарантировать доступность для граждан жизненно важных лекарственных средств из крови, ее компонентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Об учреждении официальных геральдических символов Министерства здравоохранения [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 13 февр. 2012 г., № 62 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

2. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 1 сент. 2010 г., № 450 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

3. О некоторых вопросах органов финансовых расследований Комитета государственного контроля [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 20 дек. 2007 г., № 660 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

4. Об утверждении Положения о порядке прохождения военной службы [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 25 апр. 2005 г., № 186 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) [Электронный ресурс] : 29 дек. 2009 г., № 71-З : принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 2009 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

6. О донорстве крови и ее компонентов [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 30 нояб. 2010 г., № 197-З : в ред. от 08.01.2015 № 238-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

7. Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 15 июля 2010 г., № 169-З : в ред. от 05.01.2016 № 349-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

8. Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 455-З : в ред. от 11.05.2016 № 362-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

9. О лекарственных средствах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2006 г., № 161-З : в ред. от 29.06.2016 № 386-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

10. О здравоохранении [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 18 июня 1993 г., № 2435-XII : в ред. от 21.10.2016 № 433-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

11. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 июня 2013 г., № 569 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

Барц В.А.,
заместитель директора по организационно-методической работе
ГУ «Республиканский научно-практический центр трансфузиологии
и медицинских биотехнологий»

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!