/ / Новости PRAVO.BY
04.04.2018

Профессионально об актуальном: Если вы готовитесь стать аудитором в Республике Беларусь

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 12 марта 2018 г.

В нашей стране престижность профессии аудитора была и остается на достаточно высоком уровне. Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 56-З) аудитор – физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее 3 лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

У претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора возникает ряд организационных вопросов:

  • с чего начать подготовку для того, чтобы стать аудитором;

  • какова процедура получения квалификационного аттестата аудитора и др.

Рассмотрим эти и другие вопросы более подробно.

С чего начать подготовку

Для этого необходимо ознакомиться с требованиями Положения о порядке проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора и подтверждения квалификации аудиторами, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2013 № 1098 (с учетом изменений, далее – Положение № 1098).

Согласно ст. 24 Закона № 56-З обязательными требованиями к физическому лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата аудитора, являются:

  1. наличие высшего экономического и (или) юридического образования. Физическое лицо, получившее соответствующее образование за рубежом, допускается к прохождению аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора при наличии выданного Министерством образования Республики Беларусь свидетельства о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь;

  2. наличие стажа работы по специальности, соответствующей экономическому и (или) юридическому образованию, не менее трех лет;

  3. отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий;

  4. отсутствие нахождения на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией).

В первом случае следует учесть следующий аспект: высшее образование должно быть получено в учреждении образования, имеющем государственную аккредитацию. Это значит, что ряд специалистов, имея диплом, не могут по этой позиции быть признаны как имеющие высшее образование, соответствующее установленным требованиям. Для уточнения информации по признанию диплома можно обратиться в управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь либо непосредственно в Министерство образования Республики Беларусь.

Согласно п. 3 Положения о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2011 № 981 (с изменениями; далее – Положение № 981), признание иностранного документа об образовании, признание периодов обучения осуществляется Министерством образования на основании поданного обладателем иностранного документа об образовании или документа, свидетельствующего о прохождении периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств, либо его уполномоченным представителем, имеющим нотариально заверенную доверенность, или юридическим лицом (далее – заявитель) письменного заявления, составленного на одном из государственных языков Республики Беларусь, в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (далее – РИВШ).

Срок рассмотрения заявления составляет один месяц, а в случае направления РИВШ запроса в другие государственные органы, иные организации, организации иностранного государства (международные организации) срок рассмотрения заявления приостанавливается со дня направления запроса до дня получения запрашиваемых документов и (или) сведений (п. 8 Положения № 981).

В целях признания иностранного документа об образовании, периодов обучения РИВШ проводит экспертизу иностранного документа об образовании, документа, свидетельствующего о прохождении периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств, за исключением документов, выданных учреждениями образования, осуществляющими подготовку кадров на договорной основе по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь (п. 9 Положения № 981).

РИВШ на основании экспертного заключения РИВШ заполняет свидетельство о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь либо свидетельство о признании и установлении соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств (далее, если не установлено иное, – свидетельство) (п. 18 Положения № 981).

На основании экспертного заключения РИВШ Министерством образования осуществляются признание документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установление его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь, признание и установление соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств путем подписания свидетельства.

После подписания свидетельство вместе с экспертным заключением РИВШ направляется в РИВШ, где свидетельство ламинируется и выдается заявителю (п. 18 Положения № 981).

Во втором случае следует учесть тот факт, что важным является наличие стажа по той специальности, по которой получено высшее образование. Например, если это юридическое образование, то и стаж работы по этой специальности, а если экономическое, то стаж работы по экономической специальности. Для этих целей используется информация из трудовой книжки и вкладыша к ней.

Справочно: в настоящее время никак не решен вопрос в отношении подтверждения стажа работы по специальности лиц, имеющих высшее экономическое образование, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и оказывающих услуги по аутсорсингу по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности и не оформивших на себя трудовую книжку. По мнению автора, данный аспект следовало бы урегулировать хотя бы так, как это сделано в отношении плательщика подоходного налога таким индивидуальным предпринимателем, а также в отношении определения его стажа работы для исчисления пенсии.

В третьем случае для подтверждения отсутствия неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий, необходимо получить справку из управления внутренних дел по месту жительства претендента. Например, для минчан это ГУВД Мингорисполкома.

В четвертом случае для подтверждения отсутствия нахождения на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией) предоставляется медицинская справка о состоянии здоровья. Отметим, п. 11 перечня категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу, утвержденного постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.08.2005 № 23/243/104, включен только бухгалтер-ревизор.

Справочно:

В настоящее время срок действия справок ограничен. В связи с этим получать ее нужно максимально близко по сроку к сдаче экзаменов на право получения аттестата.

Сроки сдачи экзаменов и сроки обучения на курсах в государственном учреждении образования «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства финансов Республики Беларусь» не согласуются и могут разниться до полугода.

Таким образом, для прохождения аттестации претенденты с предъявлением документа, удостоверяющего личность, в срок не позднее трех месяцев с даты получения указанных в пунктах три и четыре документов представляют в Министерство финансов следующие документы:

  1. заявление с просьбой о прохождении аттестации;

  2. копию документа об образовании;

  3. свидетельство о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь – для физических лиц, получивших соответствующее образование за рубежом;

  4. копию трудовой книжки;

  5. сведения, подтверждающие отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий;

  6. медицинские справки о состоянии здоровья, подтверждающие отсутствие нахождения на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией);

  7. одну цветную фотографию размером 35x45 мм.

Готовимся к квалификационным экзаменам

Если такие документы соответствуют требованиям, то Министерство финансов рассматривает представленные претендентом документы, формирует список претендентов и передает его в квалификационную комиссию (п. 5 Положения № 981).

Следовательно, можно приступать к подготовке к квалификационным экзаменам. Такая подготовка возможна либо:

– путем прохождения курсов подготовки аудиторов. Такие курсы организуются государственным учреждением образования «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства финансов Республики Беларусь». Следует учитывать, что курсы проводятся два раза в год (более подробная информация на сайте Министерства финансов Республики Беларусь). Например, на 2018 год предусмотрено обучение в группах с 14.05.2018 по 22.06.2018 и с 24.09.2018 по 02.11.2018;

– самостоятельно. В этом случае необходимо ознакомиться с Программой квалификационных экзаменов на право получения квалификационного аттестата аудитора, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 21.03.2012 № 75 (с изменениями; далее – Программа № 75). Программа включает в себя вопросы по следующим разделам:

  1. бухгалтерский учет и отчетность;

  2. анализ хозяйственной деятельности;

  3. налоги, сборы (пошлины) и другие обязательные платежи в бюджет, в том числе государственные целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные фонды;

  4. порядок осуществления аудиторской деятельности. Правила аудиторской деятельности. Методика проведения аудиторских проверок;

  5. основы правового регулирования имущественных и трудовых отношений, рынка ценных бумаг, приватизации государственного имущества, ценообразования.

Перечень приведенных в Программе № 75 вопросов по каждому разделу значителен. Для удобства подготовки Программа № 75 содержит список литературы и нормативных правовых актов по каждому разделу.

Какова процедура сдачи квалификационного экзамена

Аттестация на право получения квалификационного аттестата аудитора проводится в форме квалификационных экзаменов (п. 2 Положения № 1098).

Для приема квалификационных экзаменов Министерством финансов по согласованию с заинтересованными создается квалификационная комиссия по аудиторской деятельности (далее – квалификационная комиссия) (п. 3 Положения № 1098).

Квалификационная комиссия принимает квалификационные экзамены в порядке и сроки, установленные Министерством финансов (п. 6 Положения № 1098).

Порядок определен Положением о порядке проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 01.07.2002 № 93 (с учетом изменений; далее – Положение № 93).

Согласно п. 5 Положения № 93 квалификационный экзамен проводится в два этапа: на первом этапе – в форме компьютерного тестирования, на втором этапе – в устной форме.

На первом этапе квалификационный экзамен проводится в форме компьютерного тестирования (далее – тестирование) по следующим разделам и темам программы:

  • порядок осуществления аудиторской деятельности. Правила аудиторской деятельности;

  • бухгалтерский учет и отчетность;

  • налоги, сборы (пошлины) и другие обязательные платежи в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

  • основы правового регулирования имущественных и трудовых отношений, рынка ценных бумаг, приватизации государственного имущества, ценообразования.

На втором этапе квалификационный экзамен проводится в устной форме (далее – устный экзамен) по следующим разделам и темам программы:

  • методика проведения аудиторских проверок;

  • анализ хозяйственной деятельности.

Квалификационный экзамен проводится по мере комплектования групп из не менее чем 10 претендентов, но не реже одного раза в квартал (п. 6 Положения № 93).

Каждому претенденту программно формируется билет для тестирования, содержащий 100 вопросов, имеющих несколько вариантов ответов, один из которых является правильным.

Билет для тестирования претендента формируется из общего количества вопросов программы на основе следующего процентного соотношения случайной выборки вопросов из разделов и тем программы (таблица 1) (п. 12 Положения № 93):

Таблица 1. Процентное соотношение вопросов по темам в билете на тестирование

Процентов из темы

Тема

5

Порядок осуществления аудиторской деятельности

20

Национальные правила аудиторской деятельности

25

Бухгалтерский учет и отчетность

25

Налоги, сборы (пошлины) и другие обязательные платежи в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды

5

Основы правового регулирования имущественных и трудовых отношений

10

Основы правового регулирования рынка ценных бумаг

5

Основы правового регулирования приватизации государственного имущества

5

Основы правового регулирования ценообразования

Таким образом, по результатам тестирования возможны следующие ситуации (п. 17 Положения № 93):

  • получен отрицательный результат по тестированию. Претенденты, получившие отрицательный результат по тестированию, не допускаются к устному экзамену и считаются не сдавшими квалификационный экзамен в целом;

  • получен положительный результат по тестированию. Это значит, что претендент дал правильных ответов не менее 75 процентов от количества вопросов, содержащихся в билете. Претенденты, получившие положительный результат по тестированию, допускаются к устному экзамену.

Устный экзамен проводится комиссией не позднее трех дней после проведения тестирования по экзаменационным билетам, утвержденным председателем комиссии (п. 18 Положения № 93).

Билет для устного экзамена формируется из соответствующих тем и разделов программы и содержит четыре вопроса (п. 19 Положения № 93). Для подготовки к сдаче устного экзамена претенденту предоставляется 40 минут.

Знания претендентов по устному экзамену оцениваются «положительно» или «отрицательно» по каждому вопросу билета. Положительно сдавшими устный экзамен считаются претенденты, набравшие не менее 75 процентов положительных оценок по всем вопросам билета, т.е. ответившие не менее чем на три вопроса билета.

Претенденты, получившие отрицательный результат по устному экзамену, считаются не сдавшими квалификационный экзамен в целом.

Успешно сдавшими квалификационный экзамен считаются претенденты, получившие положительные результаты по тестированию и устному экзамену (п. 23 Положения № 93).

Решение комиссии по предложению о выдаче либо об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается и объявляется претендентам в день сдачи устного экзамена (п. 24 Положения № 93).

Справочно:

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2018 № 14 «О некоторых вопросах проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» утверждено новое Положение о порядке приема квалификационной комиссией по аудиторской деятельности квалификационных экзаменов, которое вступает в силу с 1 января 2019 г.

Если Вы принимаете решение получать аттестат аудитора – автор желает Вам успешной сдачи квалификационных экзаменов и дальнейшего профессионального роста!

Лемеш В.Н.,
кандидат экономических наук, доцент

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!