/ / Новости PRAVO.BY
17.05.2017

Социальные услуги нетрудоспособным гражданам сможет оказывать замещающая семья

Такая норма предусмотрена законопроектом «О социальном обслуживании», который на очередном заседании второй сессии Палаты представителей шестого созыва депутаты приняли во втором чтении.

Изменения и дополнения, предлагаемые законопроектом, направлены на совершенствование норм действующего Закона «О социальном обслуживании» с учетом практики его применения, анализа законодательства иностранных государств, обращений граждан и юридических лиц.

Понятие замещающей семьи вводится в законодательство впервые, сообщила Татьяна Старинская, член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам. Оно подразумевает, что физическое лицо (волонтер, индивидуальный предприниматель и т.п.), не обязанное по закону содержать совершеннолетнего нетрудоспособного престарелого человека или инвалида, оказывает ему помощь в обслуживании и ведет с ним общее хозяйство. Происходить это будет при заключении договора под контролем социального учреждения.

По словам депутата, ведется работа над разработкой соответствующего положения, которое пока прорабатывается в социальных учреждениях. Предполагается, что члены замещающей семьи будут избавлены от уплаты сбора на финансирование государственных расходов, однако пока такая норма в Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» не предлагалась. Также планируется, что оказание помощи старикам и инвалидам в рамках замещающей семьи будет осуществляться на возмездной основе.

Кроме того, законопроект предполагает упрощение процедуры размещения государственного социального заказа и проведение конкурса на его выполнение, уточнение перечня организаций, оказывающих социальные услуги, определение роли общественных организаций и урегулирование вопросов международного сотрудничества в области социального обслуживания.

В частности, уточнено определение терминов «трудная жизненная ситуация», «социальный проект». Это позволяет расширять категорию граждан, которая имеет право на получение социальных услуг. Так, к трудной жизненной ситуации приравнено рождение двух и более детей, которое дает право на помощь оплаченной государством няни (4 часа в день), – к слову, такая норма существует на протяжении двух последних лет, но ранее не была закреплена в Законе «О социальном обслуживании».

Два нововведения касаются государственных социальных затрат: негосударственные коммерческие организации получат возможность продлевать договор государственного социального заказа до 5 лет, участие в конкурсе на его выполнение сможет принимать и только одна организация, что особенно характерно для районных центров. «Сегодня, когда Красный Крест или религиозное общественное объединение участвуют в госзаказе, а других участников нет, заканчивается тем, что процедура не считается завершенной. Эта норма будет урегулирована», – сказала Татьяна Старинская.

 Ко второму чтению из законопроекта исключены предписания, дублирующие полномочия Министерства труда и социальной защиты, конкретизирован перечень случаев предоставления третьим лицам конфиденциальной информации, полученной при оказании социальных услуг, уточнены полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области социального обслуживания и т.д.

Со вступлением в силу изменений и дополнений в Закон «О социальном обслуживании» местные исполнительные и распорядительные органы получат возможность исходя из местных условий и возможностей расширять перечень социальных услуг и категорий граждан, которым они оказываются. «Если в каком-то районе выросло число граждан, страдающих наркоманией, алкогольной зависимостью, чтобы оказывать им какую-то помощь, можно ввести новую услугу в перечень услуг для социальных учреждений. Если есть кризисные ситуации, знаю, что в некоторых районах введена не кризисная комната, а целое кризисное отделение. Местным органам развязали руки, чтобы они могли на своем уровне принимать такие решения», – пояснила депутат.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!