/ / Аналитика
05.01.2024

МАРТ о применении постановления № 713 о системе регулирования цен

В связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2023 г. № 713(4) «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 и от 1 февраля 2023 г. № 713(2)» (далее – постановление № 713(4) Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующее.

1. Порядок приведения цен в соответствие с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713):

  • на остатки потребительских товаров, ценовое регулирование на которые впервые устанавливается постановлением № 713(4) (поименованы в части первой пункта 3 постановления № 713(4), цены должны быть приведены в соответствие с постановлением № 713 в течение 10 рабочих дней после официального опубликования постановления № 713(4), то есть до 16 января 2024 г. включительно;
  • на иные остатки потребительских товаров – в течение 5 рабочих дней после официального опубликования постановления № 713(4), то есть до 9 января 2024 г. включительно (за исключением остатков потребительских товаров, которые являются остатками, сложившимися на 26 октября 2022 г., и не было нового поступления таких же товаров);
  • остатки товаров, сложившиеся на 26 октября 2022 г., при условии, что не было нового поступления таких же товаров, реализовываются в порядке, предусмотренном пунктом 16 постановления № 713.

Справочно

Под остатками потребительских товаров понимаются все потребительские товары, которые оприходованы и по которым сформированы цены на дату вступления в силу постановления № 713 (4), то есть 1 января 2024 г.

При формировании с 1 января 2024 г. цен на новые поступления потребительских товаров необходимо руководствоваться нормами постановления № 713 с учетом изменений, внесенных постановлением № 713(4).

Одновременно обращаем внимание, что постановлением № 713(4) не предусмотрено уменьшение размеров предельной максимальной оптовой, торговой надбавки (с учетом оптовой), ввиду чего субъекты торговли должны привести в соответствие с требованиями постановления № 713 розничные (оптовые) цены только на потребительские товары, ценовое регулирование на которые впервые устанавливается постановлением № 713(4) (поименованы в части первой пункта 3 постановления № 713(4).

В части размеров предоставляемых производителями оптовых скидок отмечаем, что указанные в договорах (соглашениях), заключенных до вступления в силу постановления № 713(4), размеры оптовых скидок подлежат приведению в соответствие с нормами постановления № 713 (в редакции постановления № 713(4) в сроки, указанные в пункте 3 постановления № 713(4).

Согласование (предоставление) оптовой скидки с 1 января 2024 г. осуществляется с учетом ее предельного ограничения в размере 15 %.

2. Ежемесячное повышение отпускных цен в рамках допустимого параметра (не более чем на 0,3 процента).

2.1. по товарам, по которым отсутствует согласование повышения (установления) цен на потребительские товары в соответствии с пунктом 2 постановления № 713.

В соответствии с подпунктом 3.7 пункта 3 постановления № 713 не требуется согласование отпускных цен производителями потребительских товаров в случае ежемесячного повышения отпускных цен не более чем на 0,3 процента к максимальной отпускной цене реализации этого потребительского товара (к отпускной цене, указанной в предписаниях, вынесенных в соответствии с частями третьей и четвертой пункта 41 постановления № 713) в предыдущем месяце, а в случае отсутствия реализации этого товара в предыдущем месяце – к последней отпускной цене его реализации.

В случаях неповышения отпускной цены в предыдущем месяце (периоде) либо ее повышения менее чем на 0,3 процента допускается повышение отпускной цены с учетом допустимого повышения за предыдущий месяц (период). Одновременно обращаем особое внимание, что не допускается повышение отпускной цены на будущий период, например, в январе 2024 г. за 6 месяцев на 1,81 процента.

Например, в случае необходимости повышения в январе 2024 года отпускной цены производитель осуществляет такое повышение к максимальной отпускной цене реализации этого товара в декабре 2023 года. При этом, в случае предоставления в декабре 2023 г. разным контрагентам скидок в разных размерах повышение отпускной цены в январе 2024 г. на 0,3 процента разрешается к максимальной отпускной цене реализации декабря 2023 г. Такая повышенная отпускная цена может применяться к любому из контрагентов.

Повышенная отпускная цена утверждается в соответствии с частью четвертой пункта 9 постановления № 713.

Одновременно отмечаем, что пунктом 3 постановления № 713 установлены иные случаи, при которых не требуется согласование повышения отпускных цен. При этом обращаем внимание, что для одновременного применения подпункта 3.7 пункта 3 постановления № 713 и иных случаев необходимо соблюдение части первой подпункта 3.7 пункта 3 постановления № 713.

2.2. по товарам, по которым получено согласование повышения (установления) цен на потребительские товары в соответствии с пунктом 2 постановления № 713.

В случае, если производителем снижена отпускная цена, согласованная в соответствии с пунктом 2 постановления № 713, то производитель в последующие периоды вправе самостоятельно устанавливать отпускную цену на этот товар, но не выше отпускной цены, согласованной в соответствии с пунктом 2 постановления № 713. То есть такое установление не является повышением цены, которое необходимо повторно согласовывать, и подпункт 3.7 пункта 3 постановления № 713 в данном случае не применяется.

В случае необходимости повышения отпускной цены, согласованной в соответствии с пунктом 2 постановления № 713, производитель вправе применить подпункт 3.7 пункта 3 постановления № 713 к максимальной отпускной цене реализации в предыдущем месяце (последней отпускной цене реализации, в случае отсутствия реализации в предыдущем месяце). В таком случае, производитель действует в порядке, аналогичном описанному в подпункте 2.1 пункта 2 настоящего разъяснения.

3. Переоценка субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю, потребительских товаров, в отношении которых они являются импортерами.

Согласно пункту 3 постановления № 713(4) цены на остатки потребительских товаров, сложившиеся на дату вступления в силу указанного постановления, должны быть приведены в соответствие с постановлением № 713 в течения 5 рабочих дней (за исключением иных случаев, указанных в пункте 3 постановления № 713(4).

Таким образом, в случае, если импортером осуществляется реализация ввезенного им потребительского товара в собственном торговом объекте, то:

  • по товарам, находящимся на складе импортера и не переданным до 1 января 2024 г. на реализацию в розничный торговый объект, – надбавки импортера до 9 января 2024 г. включительно должны быть приведены в соответствие с постановлением № 713 с учетом изменений, внесенных постановлением № 713(4);
  • по товарам, переданным на реализацию в розничный торговый объект и по которым имеется документальное подтверждение такой передачи до 1 января 2024 г., – розничные цены формируются к цене импортера, установленной на момент передачи товара в розничный торговый объект.

4. Размещение (распространение) мультимедийной (в том числе звуковой) рекламы внутри торговых объектов.

В силу абзацев первого и четвертого части первой пункта 15 постановления № 713 при поставке потребительских товаров, произведенных в Республике Беларусь, и импортируемых непродовольственных потребительских товаров в организации розничной торговли субъектам, осуществляющим розничную торговлю, и поставщикам запрещается установление в договорах, предусматривающих возмездное оказание услуг, в иных гражданско-правовых договорах условий о предоставлении вознаграждений за оказание услуг по продвижению товаров и иных видов вознаграждений, за исключением платы за оказание услуг по размещению (распространению) рекламы поставленных товаров внутри торгового объекта (за исключением платы за оказание услуг по размещению (распространению) рекламы на торговом оборудовании – предметах и средствах (мебели, устройствах, механизмах) для размещения, фасования, хранения, демонстрации товаров, продукции общественного питания).

Справочно

Согласно абзацу третьему, седьмому и десятому статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-3 «О рекламе»:

мультимедийная реклама (контрреклама) – реклама (контрреклама), размещаемая (распространяемая) с помощью программно-технических средств, реализующих информацию в звуковом и (или) зрительном виде (текст, графика, фотография, видео, мультипликация (анимация), звуковые эффекты и др.), за исключением рекламы (контррекламы), размещаемой (распространяемой) на телевидении и радио;

объект рекламирования – продукция, товар, работа или услуга (далее – товар), организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота,, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера;

реклама – информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

В силу изложенного заключение договоров, предусматривающих оказание услуг по размещению (распространению) мультимедийной (в том числе звуковой) рекламы поставленных товаров внутри торговых объектов, допускается (с учетом иных ограничений, предусмотренных постановлением № 713).

По информации  официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь