/ / Аналитика
01.11.2023

Минздрав прокомментировал изменения в законы по вопросам здравоохранения

Главой государства 25 октября подписан Закон Республики Беларусь № 308-З «Об изменении законов по вопросам здравоохранения». В Министерстве здравоохранения разъяснили основные положения правового акта.

Минстройархитектуры.jpg

Законом № 308-З внесены корректировки в:

  • Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении»;
  • Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г. № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах».

Изменения вносятся с учетом практики применения названных законодательных актов, на основе системного анализа актуальных вызовов и тенденций.

Положения Закона направлены на совершенствование норм, касающихся оказания медицинской помощи, контроля медицинской деятельности, образования и профессиональной подготовки медицинских, фармацевтических работников

Наиболее значимы следующие положения.

1. Законодательно закреплена возможность обеспечения за счет средств республиканского или местных бюджетов отдельных контингентов пациентов с онкологическими, орфанными и другими заболеваниям лекарственными средствами, не включенными в Республиканский формуляр лекарственных средств.

Создана надлежащая правовая основа для приобретения за счет бюджетных средств лекарственных препаратов, необходимых по жизненным показаниям для граждан Республики Беларусь с доказанной неэффективностью или непереносимостью лекарственных средств из Республиканского формуляра лекарственных средств.

Минздравом будет определен перечень заболеваний, при наличии которых за счет средств республиканского или местных бюджетов могут приобретаться лекарственные средства, не включенные в Республиканский формуляр.

2. Внимание в Законе № 308-З уделено вопросам качества и эффективности медицинских изделий.

Даны определения некачественным, контрафактным и фальсифицированным медицинским изделиям.

Предусмотрены сбор, регистрация и анализ информации о неблагоприятных событиях (инцидентах), связанных с медицинским применением (эксплуатацией) медицинских изделий.

Осуществление государственного надзора за обращением медицинских изделий возложено на государственное учреждение «Государственный фармацевтический надзор в сфере обращения лекарственных средств «Госфармнадзор».

3. Совет Министров Республики Беларусь наделяется компетенцией на установление особенностей финансирования государственных организаций здравоохранения, не прошедших медицинскую аккредитацию на соответствие базовым критериям.

Неполучение медицинской аккредитации по отдельным направлениям специализированной медицинской помощи станет основанием для перераспределения высвободившихся бюджетных назначений в пределах неаккредитованного учреждения здравоохранения при условии финансирования мероприятий, необходимых для последующей аккредитации.

После повторного отказа в медицинской аккредитации главные управления по здравоохранению облисполкомов и Комитет по здравоохранению Мингорисполкома смогут скорректировать бюджетное финансирование организации, не соответствующей базовым критериям, перераспределив средства в пользу аккредитованных учреждений здравоохранения области или г. Минска.

Медицинская аккредитация организаций здравоохранения преобразована в двухуровневую систему – на соответствие базовым критериям (обязательна для государственных организаций здравоохранения) и национальным критериям (добровольная).

4. Расширяются возможности по проведению обязательных и внеочередных медицинских осмотров в медико-санитарных частях предприятий и иных организаций, которые наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую деятельность.

5. Скорректирован перечень оснований для обязательного проведения экспертизы качества медицинской помощи.

6. Статья 341 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» дополняется отсылочной нормой, направленной на регламентацию на уровне постановления Минздрава, принимаемого по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций, порядка медицинского освидетельствования моряков, определения формы медицинского документа, выдаваемого по его результатам, перечня медицинских противопоказаний для работы на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река-море) плавания.

7. Урегулирован вопрос направления за рубеж образцов биологических материалов граждан Республики Беларусь в целях диагностики в случае невозможности оказания необходимой медицинской помощи в Республике Беларусь.

Данная задача возникает при необходимости выполнения пациентам специфических диагностических исследований, которые доступны только за пределами Беларуси.

8. Правительство Республики Беларусь наделено полномочиями на определение порядка медицинской и социальной реабилитации в реабилитационном центре для лиц, страдающих синдромом зависимости от наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

9. По инициативе Министерства обороны и Государственного пограничного комитета указанные ведомства наделяются полномочиями по установлению объемов оказания медицинской помощи в подчиненных данным государственным органам государственных организациях здравоохранения и других организациях при выполнении Вооруженными Силами Республики Беларусь, другими войсками и воинскими формированиями задач по предназначению.

10. Комплексно урегулированы особенности подготовки врачей-специалистов в клинической ординатуре.

Подготовка в клинической ординатуре будет осуществляться по специальностям терапевтического и хирургического профилей.

Врачи-специалисты после подготовки в клинической ординатуре могут быть допущены к оказанию специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, а также изменить профиль своей медицинской специальности.

При этом сохраняется роль клинической ординатуры в качестве профессиональной подготовки для врачей, не оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь.

В Законе закреплены сроки прохождения подготовки в клинической ординатуре (от 2 до 5 лет), ее содержание, вопросы отбора врачей-специалистов и финансирования подготовки в клинической ординатуре.

Определены категории врачей-специалистов, имеющих преимущественное право на прием в клиническую ординатуру, а также на получение стипендии.

Клиническим ординаторам, проходящим подготовку в ординатуре в очной форме, будет выплачиваться стипендия в размере, кратном наибольшей величине бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, устанавливаемого Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала с применением коэффициента 4,0 (при подготовке по специальностям хирургического профиля) и 3,0 (при подготовке по специальностям терапевтического профиля).

За клиническими ординаторами закрепляются также иные социальные гарантии, среди которых:

  • возмещение врачам-ординаторам и клиническим ординаторам расходов за проживание вне места жительства (суточных), проезд к месту прохождения подготовки в ординатуре, найм жилого помещения;
  • сохранение за клиническим ординатором места работы, должности служащего, среднего заработка и иных выплат, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

Одновременно устанавливается обязательная отработка (не менее 5 лет) для лиц, прошедших подготовку в ординатуре за счет средств республиканского или местных бюджетов, в бюджетной организации здравоохранения, направившей их на подготовку в ординатуре. Конкретный срок обязательной работы будет установлен договором о подготовке в ординатуре.

Врачи-ординаторы и клинические ординаторы, распределенные по окончании ординатуры и не отработавшие установленный срок обязательной работы, обязаны возместить в соответствующий бюджет средства, затраченные на их подготовку, с применением коэффициента 2,5 к расчетной сумме, подлежащей возмещению.

11. Регламентированы особенности функционирования университетских клиник.

Предусмотрена возможность создания университетских клиник не только в форме учреждений, основным видом деятельности которых является осуществление медицинской деятельности, участвующих в реализации образовательных программ высшего образования, но и в виде обособленных структурных подразделений государственных учреждений образования, осуществляющих подготовку специалистов с высшим медицинским образованием.

В целях обеспечения участия университетских клиник в выполнении государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения соответствующие изменения вносятся в Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах».

12. Органы опеки и попечительства наделены компетенцией на получение информации, составляющей врачебную тайну, в связи с осуществлением контроля за деятельностью опекунов и попечителей совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, ограниченно дееспособными.

В целях создания условий для функционирования централизованной информационной системы здравоохранения оператор такой информационной системы наделяется правом на безвозмездной основе получать из государственных информационных систем (ресурсов) необходимую информацию посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.

После создания в Республике Беларусь сервиса личного электронного кабинета пациента на оператора общегосударственной автоматизированной информационной системы будет возложена обязанность предоставления медицинским работникам по желанию пациента доступа к информации о состоянии здоровья пациента для выявления факторов риска развития неинфекционных заболеваний.

13. Часть первая статьи 183 дополнена уточнением, исключающим пересадочный материал, полученный на основе клеток человека, который подвергся существенным манипуляциям, из определения биомедицинских клеточных продуктов.

Перечень манипуляций с клетками человека, не относящихся к существенным, будет установлен Министерством здравоохранения.

Указанные положения вступают в силу со 2 февраля 2024 г.

Информация предоставлена Министерством здравоохранения Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото –
Pravo.by)