/ / Аналитика
07.06.2023

Закон о туризме. Туристические зоны, права и обязанности туристов и туроператоров

11 ноября 2021 г. принят Закон Республики Беларусь № 129-З «О туризме», которым регулируются общественные отношения, возникающие при осуществлении туристической деятельности, совершении туристических путешествий, экскурсионном обслуживании, организации и обеспечении безопасности в сфере туризма. Министерство спорта и туризма разъяснило положения Закона.

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 1 июня 2023 г.

Туристические зоны

В соответствии с абзацем семнадцатым пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О туризме» туристическая зона представляет собой часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами, на которой расположены один или несколько туристических ресурсов и которая создана в целях поддержки туристической индустрии, развития внутреннего туризма и международного въездного туризма, одного или нескольких видов туризма, охраны и рационального использования туристических ресурсов.

Данное понятие в новом Законе скорректировано с учетом иных его нововведений. Так, в соответствии с абзацем четвертым статьи 10 Закона Республики Беларусь «О туризме» Совет Министров Республики Беларусь устанавливает порядок и условия создания и функционирования туристических информационных центров, а также их учета.

Главой 3 Положения о порядке и условиях создания и функционирования туристических информационных центров, а также их учета, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2022 г. № 839 (далее – Положение о ТИЦ) установлен порядок учета ТИЦ.

В число сведений, составляющих учет ТИЦ, предусмотренных в части первой пункта 20 Положения о ТИЦ, входит информация о туристических ресурсах на территории области, г. Минска.

Данный подход основан на нормах части первой пункта 2 статьи 16 Закона Республики Беларусь «О туризме», поскольку в число сведений, распространяемых ТИЦ о туристическом потенциале Республики Беларусь, входит информация о туристических ресурсах.

Более того, согласно части первой пункта 2 статьи 8 названного Закона создание и развитие туристических зон входит в число мер, принимаемых государством для поддержки туристической индустрии, развития внутреннего туризма и международного въездного туризма в Республике Беларусь.

Помимо этого, согласно части первой пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О туризме» в целях мониторинга развития в Республике Беларусь видов туризма Министерством спорта и туризма ведется Единая классификация, что также наложило отпечаток на определение понятия «туристическая зона».

Согласно пункту 1 статьи 15 туристические зоны создаются с учетом предложений местных исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Сбор предложений по созданию туристических зон осуществляет Министерство спорта и туризма.

Иные вопросы создания туристических зон, не урегулированные настоящим Законом, регулируются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В частности, дополнительное регулирование предусмотрено Положением о порядке создания туристических зон, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2022 г. № 839 (далее – Положение о туристических зонах).

Согласно пункту 4 Положения о туристических зонах предложение о создании туристической зоны направляется в Министерство спорта и туризма в письменной форме или в виде электронного документа с приложением документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения.

К предложению о создании туристической зоны, направляемому в Министерство спорта и туризма, прилагаются научное и технико-экономическое обоснование в форме пояснительной записки и картографические материалы проекта границ туристической зоны, определяющие:

  • точное описание границ, план территории, площадь и название туристической зоны;
  • технико-экономическое обоснование и цели создания туристической зоны;
  • перечень туристических ресурсов на территории, планируемой к созданию туристической зоны;
  • план мероприятий по развитию и функционированию туристической зоны, поддержке туристической индустрии, развитию внутреннего туризма и международного въездного туризма, одного или нескольких видов туризма, охране и рациональному использованию туристических ресурсов.

В соответствии с пунктами 6 и 7 Положения о туристических зонах Министерство спорта и туризма на основании полученных материалов в течение 45 календарных дней со дня, следующего за днем их получения:

  • проводит анализ полученных материалов и готовит заключение о целесообразности и эффективности создания туристической зоны;
  • получает на основании письменного запроса или запроса в виде электронного документа заключение местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого предлагается создать туристическую зону, о целесообразности и эффективности ее создания;
  • согласовывает вышеуказанные заключения с Министерством архитектуры и строительства, Министерством культуры, Государственным комитетом по имуществу, Управлением делами Президента Республики Беларусь и другими заинтересованными государственными органами;
  • подготавливает предложение о создании туристической зоны в виде проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь и согласовывает его с заинтересованными государственными органами.

Предложение о создании туристической зоны с приложением документов, указанных в пунктах 4 и 5, подпунктах 6.1 – 6.3 пункта 6 настоящего Положения, вносится Министерством спорта и туризма на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь.

Согласно пунктам 2 и 4 статьи 15 решение о создании туристической зоны принимается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь на основании заключений Министерства спорта и туризма, местных исполнительных и распорядительных органов о целесообразности и эффективности ее создания.

При этом осуществляемая в туристических зонах туристическая и иная деятельность, не запрещенная законодательством, не должна препятствовать целям создания туристических зон.

Пунктом 3 статьи 15 Закона о туризме предусматривается дополнительное регулирование в части вопросов функционирования туристических зон. В частности, то, что приоритетные направления деятельности в туристических зонах, условия и особенности ее осуществления определяются Президентом Республики Беларусь.

Туристические информационные центры

Создание ТИЦ является мировой практикой, поскольку основной задачей данных организаций является популяризация внутреннего туризма и международного въездного туризма.

Так, деятельность ТИЦ на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

В частности, туристский информационный центр представляет собой организацию, осуществляющую деятельность по информированию физических и юридических лиц о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии, а также продвижению туристских продуктов на внутреннем и мировом туристских рынках.

По опыту Республики Казахстан, в соответствии со статьей 14 Закона Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан» ТИЦ является организацией, учреждаемой Правительством и (или) акиматом области (города республиканского значения, столицы), создаваемой для формирования и распространения информации о Казахстане и его туристском потенциале, продвижения туристского продукта на международном туристском рынке и внутри государства, а также в целях создания условий для развития новых субъектов предпринимательства и научно-методического обеспечения в области туристской деятельности.

Абзацем двадцать первым пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О туризме» туристический информационный центр определен как юридическое лицо в форме хозяйственного общества, унитарного предприятия или учреждения либо структурное подразделение юридического лица, в том числе обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения (филиал, представительство, иное обособленное подразделение), созданные в целях содействия развитию внутреннего туризма и международного въездного туризма, формирования и распространения информации о туристическом потенциале Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

Данное определение указывает на два основных аспекта ТИЦ:

1) форма, в которой создается ТИЦ.

ТИЦ допускается открывать:

  • посредством создания и государственной регистрации юридического лица в форме хозяйственного общества, унитарного предприятия или учреждения (следовательно, исключаются иные организационно-правовые формы юридических лиц в силу их специфики);
  • посредством структурного подразделения юридического лица, в том числе обособленного подразделения юридического лица, расположенного вне места его нахождения (филиал, представительство, иное обособленное подразделение).

Вопросы функционирования филиалов и представительств юридических лиц регулируются статьей 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Важно отметить, что в силу части первой пункта 3 указанной статьи Кодекса представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений;

2) ТИЦ создаются в целях содействия развитию внутреннего туризма и международного въездного туризма, формирования и распространения информации о туристическом потенциале Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

Данный аспект обусловлен целевым назначением ТИЦ, равно как тем, что создание ТИЦ входит в число мер, принимаемых государством по поддержке туристической индустрии, развитию внутреннего туризма и международного въездного туризма (в соответствии с частью первой пункта 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь «О туризме»).

Еще один аспект создания и функционирования ТИЦ заложен в части первой пункта 1 статьи 16 названного Закона.

В частности, ТИЦ могут быть государственной и частной формы собственности, поскольку могут создаваться на территории Республики Беларусь и за ее пределами местными исполнительными и распорядительными органами, иными юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 3 Положения о ТИЦ задачами ТИЦ являются:

  • популяризация внутреннего туризма и международного въездного туризма;
  • развитие сотрудничества с субъектами туристической индустрии и иными юридическими лицами;
  • проведение как в Республике Беларусь, так и за ее пределами маркетинговой деятельности, направленной на ознакомление с туристическим потенциалом Республики Беларусь;
  • реализация программ, стратегий, концепций, планов мероприятий и иных мер по поддержке туристической индустрии, развитию внутреннего туризма и международного въездного туризма;
  • популяризация белорусской истории, национальной культуры, традиций и достижений белорусского народа.

В развитие указанных задач ТИЦ согласно пункту 4 Положения о ТИЦ осуществляют следующие функции:

  • продвижение туристического потенциала Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, включая подготовку и размещение информации о туристических ресурсах и иной информации для субъектов и участников туристической деятельности в социальных сетях, средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет;
  • участие в мероприятиях, направленных на развитие туристического потенциала Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;
  • разработка и внедрение фирменного стиля информационных материалов о туристическом потенциале Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;
  • сбор, накопление, обработка, анализ и распространение информации, указанной в части первой пункта 2 статьи 16 Закона Республики Беларусь «О туризме»;
  • сотрудничество с государственными органами и организациями, субъектами и участниками туристической деятельности;
  • организация мероприятий по развитию внутреннего туризма и международного въездного туризма;
  • подготовка информационных материалов в сферах внутреннего туризма и международного въездного туризма;
  • взаимодействие со средствами массовой информации и местными исполнительными и распорядительными органами в целях формирования и распространения информации о туристическом потенциале Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;
  • иные функции в соответствии с законодательством о туризме.

Для реализации возложенных на ТИЦ задач и функций законодательно определены права и обязанности ТИЦ (пункты 3 – 5 комментируемой статьи), а также объем информации, сбор, накопление, обработку, анализ и распространение которой ТИЦ вправе осуществлять.

Так, ТИЦ осуществляют сбор, накопление, обработку, анализ и распространение информации о (об):

  • туристических ресурсах;
  • предлагаемых экскурсиях;
  • культурных мероприятиях, организуемых на территории Республики Беларусь;
  • расписании движения транспорта общего пользования;
  • иной информации, необходимой для участников и субъектов туристической деятельности.

Указанная информация не должна носить рекламный характер.

В то же время ТИЦ не запрещается вести предпринимательскую деятельность, в силу чего и на основании части первой пункта 8 Положения о ТИЦ данные организации могут осуществлять следующие виды деятельности:

  • организация экскурсионного обслуживания;
  • информационно-консультационные услуги;
  • бронирование мест проживания в гостиницах и аналогичных средствах размещения, мест для проезда в транспортных средствах;
  • бронирование и заказ билетов на спортивные, спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные, культурные и иные массовые мероприятия;
  • деятельность в области телекоммуникаций (в части обеспечения доступа для туристов, экскурсантов в глобальную компьютерную сеть Интернет);
  • прокат инвентаря для спорта и отдыха;
  • иная не запрещенная законодательством деятельность, связанная с развитием туризма.

Пунктом 6 комментируемой статьи определяется, что ТИЦ должны быть обозначены информационным знаком, на зеленом фоне которого расположена буква «i» белого цвета и который размещается на вывеске, информационном стенде (табло) по месту нахождения туристического информационного центра.

Дополнительные требования к ТИЦ определены в пунктах 9 – 17 Положения о ТИЦ и охватывают вопросы:

  • расположения ТИЦ (как правило, располагается в центральной части населенного пункта или в непосредственной близости от наиболее значимых туристических ресурсов, объектов транспортной инфраструктуры);
  • бесплатного доступа туристов, экскурсантов и иных физических лиц в здание (помещение) ТИЦ;
  • оснащения информационно-техническим оборудованием, которое обеспечивает телефонную (мобильную) связь, а также доступ к глобальной компьютерной сети Интернет;
  • режима работы ТИЦ;
  • организации рабочего места служащих ТИЦ;
  • доступной среды для инвалидов.

В отношении последнего следует отметить, что требования к доступу ТИЦ для инвалидов обусловлено действием принципов:

  • уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, прав и законных интересов юридических лиц;
  • равного доступа участников туристической деятельности к туристическим услугам, услугам, связанным с организацией туристического путешествия, туристическим ресурсам, объектам туристической индустрии.

Данные принципы предусмотрены в абзацах втором и четвертом пункта 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь «О туризме».

С учетом положений пункта 6 Положения о ТИЦ финансирование деятельности ТИЦ осуществляется за счет:

  • местных бюджетов (при создании ТИЦ в форме государственного учреждения);
  • собственных средств;
  • иных источников, не запрещенных законодательством.

Важно отметить, что законодательно установлены особенности ТИЦ в форме государственного учреждения.

Так, в соответствии с пунктом 7 Положения о ТИЦ целесообразность создания ТИЦ в форме государственных учреждений определяется местными исполнительными и распорядительными органами при одновременном соблюдении следующих критериев:

  • наличие информационного ресурса о туристическом потенциале административно-территориальной единицы Республики Беларусь в сети Интернет;
  • наличие на территории административно-территориальной единицы Республики Беларусь не менее десяти объектов, относящихся к историко-культурным ценностям и (или) памятникам природы.

Штатная численность ТИЦ, созданных в форме государственных учреждений, определяется с учетом специфики деятельности ТИЦ и перспектив развития туризма, но не более нормативов штатной численности согласно приложению 1:

1. Для ТИЦ г.Минска и других административных центров областей – не более девяти штатных единиц.

2. Для ТИЦ, расположенного в населенном пункте с численностью населения свыше 80 000 человек (за исключением г.Минска и других административных центров областей), – не более пяти штатных единиц.

3. Для ТИЦ, расположенного в административном центре района (за исключением г.Минска и других административных центров областей), – не более трех штатных единиц.

Типовые штаты ТИЦ в форме государственных учреждений устанавливаются Министерством спорта и туризма с применением нормативов штатной численности согласно приложению 1.

Таковые предусмотрены постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 16 января 2023 г. № 2 «Об установлении типовых штатов». Помимо этого, к служащим ТИЦ применяются тарифные сетки (тарифные разряды), предусмотренные:

  • приложением 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2019 г. № 138;
  • приложением 7 к постановлению Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июля 2019 г. № 33.

Учет ТИЦ осуществляется Министерством спорта и туризма или уполномоченной им государственной организацией (в настоящее время учет ТИЦ осуществляется государственным учреждением «Национальное агентство по туризму»).

Согласно пунктам 19 и 20 Положения о ТИЦ учет ТИЦ осуществляется в электронном виде и включает информацию:

  • о наименовании и организационно-правовой форме ТИЦ (наименовании и организационно-правовой форме юридического лица, если ТИЦ является его филиалом (иным обособленным подразделением);
  • о местонахождении ТИЦ;
  • о фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) либо наименовании (фирменном наименовании) учредителя (собственника) ТИЦ, его контактных данных (номер телефона, адрес электронной почты) – для ТИЦ, являющихся юридическими лицами;
  • о контактных данных ТИЦ (номера телефонов, адреса электронной почты и официального сайта в глобальной компьютерной сети Интернет (при их наличии);
  • о фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) руководителя ТИЦ, его контактных данных (номер телефона, адрес электронной почты);
  • о количестве работников ТИЦ и режиме его работы;
  • о туристических ресурсах на территории области, г. Минска;
  • иную информацию, ориентированную на участников и субъектов туристической деятельности (при наличии такой информации).

Вышеуказанная информация размещается на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет.

Пунктами 21 и 22 Положения о ТИЦ предусмотрены сроки сбора информации о ТИЦ, а также функции уполномоченного органа.

Пунктом 7 комментируемой статьи допускается возможность создания ТИЦ за пределами Республики Беларусь. Создание таких ТИЦ осуществляется в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством иностранного государства, в котором создается такой информационный центр, с соблюдением требований, установленных Законом Республики Беларусь «О туризме» и иными актами законодательства.

Осуществление туристической деятельности в Республике Беларусь

Статья 17 Закона Республики Беларусь «О туризме» определила общее правило осуществления туристической деятельности на территории Республики Беларусь. Таковую могут осуществлять исключительно субъекты туристической деятельности – резиденты.

Согласно абзацам тринадцатому, шестнадцатому и двадцать четвертому пункта 1 статьи 1 названного Закона под туристической деятельностью понимается:

  • туроператорская деятельность – предпринимательская деятельность по формированию, продвижению и реализации туров, в том числе сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия;
  • турагентская деятельность – предпринимательская деятельность по продвижению и реализации участникам туристической деятельности туров, сформированных туроператорами-резидентами, без перехода прав на туры, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О туризме» термин «резиденты» используется в значении, определенном подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле».

Применительно к субъектам туристической деятельности под резидентами понимаются:

  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь.

В то же время общее правило статьи 17 действует по мере того, что если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

В частности, в силу положений пунктов 6, 21 и 23 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе) осуществление туристической деятельности допускается в любой форме учреждения (коммерческого присутствия).

При этом под термином «учреждение» понимается:

  • создание и (или) приобретение юридического лица (участие в капитале созданного или учрежденного юридического лица) любой организационно-правовой формы и формы собственности, предусмотренных законодательством государства-члена, на территории которого такое юридическое лицо создается или учреждается;
  • приобретение контроля над юридическим лицом государства-члена, выражающееся в получении возможности непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые таким юридическим лицом, в том числе путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), путем участия в совете директоров (наблюдательном совете) и в иных органах управления такого юридического лица;
  • открытие филиала;
  • открытие представительства;
  • регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Одновременно норма статьи 17 взаимосвязана с положением пункта 1 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О туризме», согласно которому отношения в сфере туризма регулируются законодательством о туризме, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Одним из таких актов является Решение Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 110, которым утвержден перечень секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках Евразийского экономического союза. Пунктом 50 данного перечня установлен единый рынок услуг бюро путешествий и туристических агентств (услуг туроператоров и турагентов) (из СРС 67811/67812).

При этом частью второй подстрочного примечания к пункту 50 вышеуказанного перечня установлено условие функционирования единого рынка услуг бюро путешествий и туристических агентств вне зависимости от резидентства субъектов туристической деятельности.

В частности, оказание услуг в рамках единого рынка услуг осуществляется в соответствии с законодательством государства – члена Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей (получателей) туристических услуг, включая требования о формировании резервных (страховых) фондов и (или) использовании иных финансовых инструментов, обеспечивающих ответственность поставщика услуг одного государства-члена перед потребителями (получателями) услуг, являющимися лицами другого государства-члена.

Для целей реализации указанного положения статьями 26 – 31 Закона Республики Беларусь «О туризме» предусмотрено регулирование относительно способов обеспечения исполнения туроператором обязательств по договорам оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма (см. комментарий ниже).

Права и обязанности участников туристической деятельности

Согласно статье 18 Закона о туризме туристическая деятельность являет собой туроператорскую и турагентскую деятельность. Участниками правоотношений при осуществлении такой деятельности являются:

  • субъекты туристической деятельности – туроператоры, турагенты;
  • участники туристической деятельности – заказчики, туристы, экскурсанты.

Обе разновидности туристической деятельности имеют схожие черты:

1) туроператорская и турагентская деятельность являются предпринимательской деятельностью, под которой согласно части второй пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления;

2) будучи предпринимательской деятельностью, туроператорская и турагентская деятельность осуществляются субъектами хозяйствования, которые подлежат государственной регистрации в установленном порядке;

3) туроператорская и турагентская деятельность направлена на оказание туристических услуг и услуг, связанных с организацией туристического путешествия, предоставляемых участникам туристической деятельности для их личного потребления.

С учетом положений статей 22 и 23 Закона Республики Беларусь «О туризме» правоотношения при оказании туристических услуг и услуг, связанных с организацией туристического путешествия, носят исключительно договорной характер.

Следовательно, между субъектами и участниками туристической деятельности возникают взаимные права и обязанности. По сложившейся практике, основным видом услуг, предоставляемых при осуществлении туристической деятельности, являются туристические услуги, под которыми согласно абзацу девятнадцатому пункта 1 статьи 1 названного Закона понимаются услуга по перевозке, размещению, экскурсионная и иная услуга, оказание которой в комплексе туристических услуг позволяет совершить туристическое путешествие.

Особенностью туристических услуг является их комплексное оказание, следовательно, каждая услуга вне комплекса не является туристической услугой. Более того, с учетом определений терминов «комплекс туристических услуг» и «туристическая услуга», данных соответственно в абзацах шестом и девятнадцатом пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О туризме», комплекс туристических услуг в обязательном порядке должен включать услуги по перевозке, размещению или экскурсионную услугу.

Важно также отметить, что комплекс туристических услуг вместе с программой туристического путешествия образуют единое понятие «тур». Согласно абзацу двадцать четвертому пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О туризме» формированием туров вправе заниматься только туроператоры, которые по своей правовой природе являются исключительно юридическими лицами (вопросы формирования туров см. в комментарии к статье 21).

В то же время туроператоры вправе формировать туры как по своему усмотрению, так и по заказу участников туристической деятельности или субъектов туристической индустрии (например, по заказу субъектов агроэкотуризма, как это предусмотрено в части третьей пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 4 октября 2022 г. № 351 «О развитии агроэкотуризма»).

Еще одним примером вышеуказанного правового механизма является формирование туров по заказу других субъектов туристической деятельности (туроператоров, турагентов).

Важно отметить, что права участников туристической деятельности непосредственно связаны с концептуальными правами, закрепленными в Конституции Республики Беларусь:

  • право граждан на свободное передвижение (статья 30);
  • право на отдых (статья 43);
  • гарантия защиты и покровительства гражданам Республики Беларусь как на территории Беларуси, так и за ее пределами (часть первая статьи 10);
  • гарантия защиты прав и свобод, в том числе на оказание юридической помощи для осуществления и защиты прав и свобод (статьи 60 и 62).

При этом поскольку участники туристической деятельности приобретают туристические услуги исключительно для личного потребления, на оказание таких услуг распространяется действие Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», о чем речь велась в комментарии к статье 3.

Так, согласно пункту 1 статьи 5 названного Закона туристы, экскурсанты как потребители туристических услуг имеют право на:

  • просвещение в области защиты прав потребителей;
  • информацию об услугах, а также об их исполнителях (согласно абзацу пятому пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О туризме» исполнителем по договору оказания туристических услуг является исключительно туроператор);
  • свободный выбор услуг;
  • надлежащее качество услуг, в том числе их безопасность (при этом согласно пункту 1 статьи 36 названного Закона под безопасностью в сфере туризма понимаются сохранность жизни, здоровья, имущества туристов, экскурсантов, непричинение вреда окружающей среде при совершении туристических путешествий, информационная поддержка участников и субъектов туристической деятельности, защита прав, свобод и законных интересов участников туристической деятельности, прав и законных интересов субъектов туристической деятельности);
  • возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков услуг, в том числе на компенсацию морального вреда;
  • государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством;
  • общественную защиту своих прав;
  • создание общественных объединений потребителей.

Аналогичный подход к правам участников туристической деятельности определен в пункте 1 статьи 18 Закона Республики Беларусь «О туризме», куда также входит право участников туристической деятельности на:

  • получение информации о точном времени начала туристического путешествия;
  • свободу передвижения, свободный доступ к туристическим ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания (транзитного проезда) ограничительных мер.

Участникам туристической деятельности как потребителям туристических услуг также гарантировано право на возмещение вреда. При этом в данном вопросе важна природа возникшего вреда, в частности, вызвано это неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств со стороны исполнителя, либо наступлением случаев невозможности исполнения обязательств.

В первом случае вопросы возмещения регулируются исключительно между заказчиком и исполнителем и подпадают под действие статьи 25 Закона Республики Беларусь «О туризме» (в части претензионного порядка регулирования споров, см. комментарий ниже), главы 4 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», а также гражданско-процессуального законодательства.

Во втором случае действуют правовые механизмы, предусмотренные в статьях 27 – 31 Закона Республики Беларусь «О туризме» (см. комментарий ниже).

Важно отметить, что правовое регулирование оказания туристических услуг охватывает как вопросы возмещения материального, так и морального вреда. Подходы к возмещению морального вреда предусмотрены в статьях 152, 968 – 970 Гражданского кодексаРеспублики Беларусь, а также в статье 18 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

Компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потребителю физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда в случае, когда его вина является основанием для возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Одновременно ввиду специфики оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма, а также с учетом нормы пункта 2 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» участники туристической деятельности также имеют право на получение информации:

  • об обеспечении исполнения туроператором, сформировавшим тур, обязательств по договорам оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма посредством способов обеспечения исполнения туроператором обязательств по договорам оказания туристических услуг в сфере международного выездного туризма (далее, если не указано иное, – обеспечение исполнения туроператором обязательств);
  • о порядке обращения участников туристической деятельности за возмещением имущественного вреда в связи с наступлением случаев невозможности исполнения туроператором обязательств;
  • о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта (информация в рамках данных правил предусмотрена в пункте 2 статьи 20 Закона Республики Беларусь «О туризме», см. комментарий ниже).

Как отмечалось ранее, оказание участникам туристической деятельности носит исключительно договорной характер, в связи с чем на участников туристической деятельности также возлагаются определенные обязанности, такие как:

  • соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания (транзитного проезда), уважать политическое и социальное устройство, обычаи, традиции, религии населения посещаемых стран;
  • бережно относиться к окружающей среде, культурным ценностям;
  • соблюдать правила въезда и выезда страны (места) временного пребывания (транзитного проезда);
  • самостоятельно ознакомиться и руководствоваться правилами выезда с территории Республики Беларусь и въезда на территорию Республики Беларусь;
  • соблюдать правила личной безопасности туриста, экскурсанта;
  • исполнять условия договора оказания туристических услуг.

В соответствии с абзацем шестым статьи 10 Закона Республики Беларусь «О туризме» для договора оказания туристических услуг установлена типовая форма, которая представляет собой образец, обязательный при составлении соответствующих договоров.

Типовая форма договора оказания туристических услуг установлена согласно приложению к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2022 г. № 523.

В типовой форме договора оказания туристических услуг достаточно подробно изложены права и обязанности участников туристической деятельности (как заказчика, так и туристов, экскурсантов, которым оказываются туристические услуги). В силу части первой пункта 3 статьи 22 Закона Республики Беларусь «О туризме» данные условия являются существенными вне зависимости от реализуемого тура.

Права и обязанности субъектов туристической деятельности

Статьей 19 Закона о туризме урегулированы вопросы деятельности субъектов туристической деятельности.

Туристическая деятельность являет собой туроператорскую и турагентскую деятельность, которые являются предпринимательской деятельности с учетом определения понятий, данных в абзацах тринадцатом и двадцать четвертом пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О туризме».

Субъекты туристической деятельности – туроператоры, турагенты.

Правом продвижения и реализации туров обладают обе разновидности субъектов туристической деятельности. Однако правом формирования туров обладают только туроператоры, которые являются исключительно юридическими лицами.

Закон Республики Беларусь «О туризме» также определил еще два отличия в деятельности туроператоров и турагентов:

  • туроператоры обладают правом продвижения и реализации туров как своих, так и сформированных иными туроператорами (как резидентами, так и нерезидентами), в то время как турагенты работают только с резидентами;
  • турагенты обеспечивают продвижение и реализацию туров без перехода им прав на туры, что в отличие от туроператоров предполагает реализацию турагентами туров без изменения их содержания.

Права субъектов туристической деятельности непосредственно вытекают как непосредственно из установленной законодательством деятельности туроператоров и турагентов, так и из основных принципов государственного регулирования в сфере туризма, предусмотренных в пункте 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь «О туризме». В числе наиболее важных принципов, предопределяющих деятельность туроператоров и турагентов, следует указать:

  • развитие туризма и внешней торговли туристическими услугами;
  • защита и развитие конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • гласность и открытость разработки, принятия и применения мер государственного регулирования.

Одновременно права и обязанности субъектов туристической деятельности связаны с постепенно растущей цифровизацией сферы туризма, ввиду чего подборы туров участникам туристической деятельности и оказание им туристических услуг могут осуществляться, в том числе, с использованием автоматизированных информационных систем. Согласно части третьей пункта 6 статьи 22 Закона Республики Беларусь «О туризме» в качестве таковых могут использоваться официальные сайты исполнителя либо турагента, если им осуществляется реализация тура.

Вопросы прав и обязанностей субъектов туристической деятельности в основном урегулированы Законом Республики Беларусь «О туризме», связаны с оказанием туристических услуг и во многом перекликаются с правами и обязанностями участников туристической деятельности. При этом комментируемая статья содержит как общие, свойственные всем, права и обязанности субъектов туристической деятельности, так и специфические, которые завязаны на особенностях международного выездного туризма. В частности, такие особенности связаны со способами обеспечения исполнения обязательств, предусмотренными в статьях 27 – 31 Закона Республики Беларусь «О туризме», а также с предоставлением информации о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта (см. комментарий ниже).

Аналогичные обязанности закреплены в типовой форме договора оказания туристических услуг, в том числе в силу положений пункта 3 статьи 22 названного Закона (существенные условия договора оказания туристических услуг).

При этом поскольку отношения, возникающие между субъектами и участниками туристической деятельности, подпадают под действие законодательства о защите прав потребителей, равно как участникам туристической деятельности как потребителям туристических услуг гарантировано право на возмещение вреда, законодательно установлена ответственность исполнителей за нарушение прав потребителей. Данная ответственность зависит от степени нарушения и природы возникшего вреда.

Одновременно пунктом 3 статьи 19 названного Закона предусмотрена обязанность субъектов туристической деятельности предоставлять в письменной форме по запросу Министерства спорта и туризма или местных исполнительных и распорядительных органов документы, отчеты, сведения или иные материалы по вопросам, связанным с осуществлением туристической деятельности, за исключением сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну, сведений, содержащих персональные данные, в срок, указанный в этом запросе (не менее двух рабочих дней).

Данная обязанность является продолжением принципа гласности и открытости разработки, принятия и применения мер государственного регулирования, а также норм абзаца седьмого статьи 11 и абзаца пятого пункта 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь «О туризме».

Несоблюдение субъектами туристической деятельности указанного требования влечет административную ответственность на основании статьи 24.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Предоставление субъектами туристической деятельности информации о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта

В статье 20 Закона о туризме определен объем сведений, составляющих правила личной безопасности туриста, экскурсанта, а также порядок их предоставления.

Так, данные правила составляют сведения о (об):

  • требованиях к физическому состоянию туриста, экскурсанта (возрастные ограничения, состояние здоровья и иные требования);
  • основных правилах въезда и выезда страны (места) временного пребывания (транзитного проезда), включая информацию об особенностях прохождения паспортного, визового, таможенного и прочего контроля, о сборах, уплачиваемых туристом, экскурсантом во время совершения туристического путешествия, в том числе в пунктах пропуска и прибытия (аэропортах, портах и других);
  • необходимости предоставления гарантий оплаты оказания медицинской помощи для въезда в страну (место) временного пребывания в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены такие требования;
  • обычаях, традициях населения страны (места) временного пребывания (транзитного проезда), религиозных обрядах, святынях, культурных ценностях, состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке в посещаемой стране;
  • правилах поведения туриста, экскурсанта при наступлении обстоятельств непреодолимой силы или иных непредвиденных обстоятельств;
  • телефонах и адресах дипломатических представительств или консульских учреждений государства гражданской принадлежности или обычного места жительства туриста, экскурсанта в стране (месте) временного пребывания (транзитного проезда) либо об иных организациях, в которые можно обратиться для защиты прав, свобод и законных интересов туристов, экскурсантов в стране (месте) временного пребывания (транзитного проезда);
  • контактных данных представителей исполнителя, с которыми туристу, экскурсанту надлежит поддерживать связь во время совершения туристического путешествия.

Предоставление вышеуказанных сведений напрямую связано с правами и обязанностями субъектов и участников туристической деятельности, урегулированных в статьях 18 и 19 Закона Республики Беларусь «О туризме».

При этом поскольку на основании части первой пункта 4 статьи 22 названного Закона реализация тура исполнителем заказчику осуществляется самостоятельно либо через турагента, пунктом 3 статьи 20 предусмотрено, что информация о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта предоставляется:

  • при реализации туров субъектам туристической деятельности – в рамках не запрещенных законодательством договоров, заключенных между субъектами туристической деятельности;
  • при реализации туров заказчикам – в рамках договоров оказания туристических услуг.

В отношении первой категории договоров информация о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта может предоставляться одним субъектом туристической деятельности другому вместе с информацией о программе туристического путешествия и иной сопутствующей информацией. Схожий по характеру алгоритм при работе с участниками туристической деятельности определен в пункте 27 Правил оказания туристических услуг.

Так, указанные сведения предоставляются в письменной форме разборчивым шрифтом. При этом информация о туристических услугах, доведенная до участников туристической деятельности на иностранном языке, считается непредоставленной, за исключением случая, когда такая информация предоставлена на иностранном языке с письменного согласия заказчика.

С учетом норм пункта 27 Правил оказания туристических услуг допускается множественность вариантов ее предоставления:

от закрепления в договоре оказания туристических услуг (как в основном тексте, так и в приложении к нему) вплоть до выдачи памяток и иных письменных материалов. Второй подход не противоречит законодательству, так как в силу подпункта 11.3 пункта 11 типовой формы договора оказания туристических услуг (приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2022 г. № 523) исполнитель обязан своевременно представить заказчику документы, необходимые для совершения туристического путешествия.

Согласно части первой пункта 1 статьи 20 Закона Республики Беларусь «О туризме» вышеуказанные сведения предоставляются субъектами туристической деятельности заказчикам до заключения договора оказания туристических услуг, что удостоверяется подписью заказчика на последней странице договора оказания туристических услуг. Соответствующая отметка предусмотрена в типовой форме договора оказания туристических услуг.

Одновременно из указанной нормы следует, что информация о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта может быть предоставлена как самим исполнителем, так и уполномоченным им турагентом, если им осуществляется реализация тура. В развитие данного подхода правовое регулирование также предусмотрено в части второй пункта 26 Правил оказания туристических услуг.

Несмотря на то, что туристы, экскурсанты, которым оказываются туристические услуги, не являются стороной договора оказания туристических услуг, часть вторая пункта 1 статьи 20 Закона Республики Беларусь «О туризме» определила порядок предоставления такой информации указанным лицам.

В частности, такая обязанность возложена на заказчика, аналогичное правовое регулирование определено в подпункте 13.1 пункта 13 типовой формы договора оказания туристических услуг.

Важно отметить, что частью первой пункта 23 Правил оказания туристических услуг предусмотрено, что из договора оказания туристических услуг не допускается исключение положений, предусмотренных в типовой форме договора оказания туристических услуг, за исключением случаев, указанных в части третьей настоящего пункта.

Так, составление договора оказания туристических услуг в сфере внутреннего туризма и международного въездного туризма осуществляется без включения в данный договор положений подпунктов 11.2, 11.10 и 11.11 пункта 11, пунктов 21 и 23 типовой формы договора оказания туристических услуг согласно приложению к постановлению, утвердившему настоящие Правила. Нумерация пунктов в таких договорах делается сплошной.

Указанное правило не распространяется на отметку о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта, поскольку сведения, составляющие данные правила, могут быть особенностью того или иного тура. В этой связи, а также в силу подпункта 2.2 пункта 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» такие особенности оказания туристических услуг должны быть доведены до потребителей.

Формирование, продвижение и реализация тура

Статья 21 Закона о туризме охватывает основы технологии формирования туров. С учетом определения понятия «туроператорская деятельность», предусмотренного в абзаце двадцать четвертом пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О туризме», правом на формирование тура обладают только туроператоры. В свою очередь туроператоры – это исключительно юридические лица.

В то же время на основании абзаца второго пункта 2 статьи 19 Закона Республики Беларусь «О туризме» туроператоры имеют право на формирование тура по своему усмотрению, по заказу участников туристической деятельности или субъектов туристической индустрии. Примеры такого подхода описаны в комментарии к статье 19 названного Закона.

В сравнении с Законом Республики Беларусь № 326-З «О туризме» новый Закон понимает термин «тур» шире, поскольку процесс формирования туров складывается из двух составляющих:

  • составление программы туристического путешествия;
  • формирование комплекса туристических услуг.

Данная особенность процесса формирования тура нашла отражение в определении понятия «тур», предусмотренного в абзаце одиннадцатом пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О туризме».

При этом поскольку отношения между субъектами туристической деятельности могут выстраиваться по принципу «туроператор – туроператор», часть вторая пункта 1 статьи 21 названного Закона к формированию туров приравняла приобретение туроператором права на реализацию тура, сформированного туроператором-нерезидентом.

Нормы пункта 2 и 3 статьи 21 Закона Республики Беларусь «О туризме» описывают каждую составляющую тура.

Так, в комплекс туристических услуг включаются услуги, которые туроператор оказывает самостоятельно и (или) права на оказание которых он приобретает на основе договоров с иными субъектами туристической индустрии, в том числе нерезидентами.

В свою очередь программа туристического путешествия включает информацию о:

  • маршруте туристического путешествия, дате и месте начала и окончания туристического путешествия;
  • порядке встречи и проводов, сопровождения туриста, экскурсанта;
  • характеристике транспортных средств, осуществляющих перевозку туриста, экскурсанта, сроках стыковок (совмещений) рейсов;
  • характеристике средств размещения туристов, в том числе их местоположении, классификации по законодательству страны (места) временного пребывания, правилах временного проживания, а также иную обязательную информацию, предусмотренную законодательством страны (места) временного пребывания;
  • >порядке обеспечения питанием туриста, экскурсанта во время совершения туристического путешествия;
  • перечне и характеристике иных оказываемых туристических услуг;
  • наименовании и месте нахождения туроператора, сформировавшего тур.

В деятельности туроператора формирование туров не является конечным результатом его работы, поскольку туры, как и любые услуги, рассчитаны на дальнейшее потребление. В этой связи продолжением процесса формирования туров является их продвижение и реализация.

Пункт 4 статьи 21 Закона Республики Беларусь «О туризме» предполагает широкий спектр действий по продвижению туров.

Так, продвижение тура включает комплекс мер, направленных на формирование спроса на этот тур, в том числе посредством рекламы, участия в специализированных выставках, ярмарках, создания интернет-порталов, издания каталогов, буклетов, публикации в средствах массовой информации.

При продвижении туров посредством рекламы действует законодательство о рекламе. Согласно абзацу десятому статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» реклама представляет собой информацию об объекте рекламирования, размещаемую (распространяемую) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

В свою очередь объектом рекламирования являются продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.

Туристические услуги подпадают под категорию понятия «объект рекламирования». На практике информация о предлагаемых турах распространяется посредством:

  • наружной рекламы, рекламы в транспорте;
  • на специализированных выставках, ярмарках (как проводимых в Республике Беларусь, так и за ее пределами);
  • посредством издания печатных материалов (каталогов, буклетов, проспектов, журналов и прочих материалов);
  • интернет-ресурсов, что является достаточно распространенным способом рекламы в настоящее время в силу развития научно-технического прогресса и возрастающей цифровизации сферы туризма.

Одновременно с этим пункт 4 статьи 21 Закона Республики Беларусь «О туризме» не ограничивает субъектов туристической деятельности в применении иных мер продвижения туров, если данные способы не противоречат законодательству. Такой подход обусловлен действием принципа защиты и развития конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предусмотренного в абзаце седьмом пункта 1 статьи 7 названного Закона.

Пунктом 5 комментируемой статьи определены механизмы реализации туров.

Так, реализация тура субъекту туристической деятельности осуществляется на основании не запрещенного законодательством договора, заключенного между субъектами туристической деятельности.

В данной плоскости возможны два вида правоотношений: «туроператор – туроператор» и «туроператор – агент». С одной стороны, новый Закон позволяет субъектам туристической деятельности заключать между собой не запрещенные законодательством договоры, отражающие особенности их деятельности.

С другой стороны, абзац пятый пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О туризме» определил туроператора, сформировавшего тур, единственным исполнителем по договорам оказания туристических услуг.

В этой связи выбор договора будет зависеть от вида взаимоотношений между субъектами туристической деятельности.

К правоотношениям «туроператор – туроператор» могут применяться:

  • договоры поручения, по которым согласно пункту 1 статьи 861 Гражданского кодекса Республики Беларусь одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия;
  • договоры комиссии, по которым согласно пункту 1 статьи 880 названного Кодекса одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента;
  • агентские договоры, к которым применяются отношения поручения (глава 49 Гражданского кодекса Республики Беларусь) или комиссии (глава 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Указанные договоры применяются к отношениям «туроператор – туроператор», поскольку туроператор может:

  • сформировать тур сам, а также приобрести уже сформированные туры, в том числе у нерезидентов;
  • реализовать сформированные туры самостоятельно, а также через уполномоченных турагентов.

В свою очередь, поскольку турагенты не являются исполнителями по договорам оказания туристических услуг, но могут выступать представителями туроператора, действуя от его имени, к отношениям «туроператор – агент» могут применяться:

  • договоры поручения;
  • агентские договоры.

Исключение договоров комиссии из цепочки отношений «туроператор – агент» не сужает права турагентов в части свободы договоров, поскольку турагентская деятельность имеет свою специфику, равно как турагенты, действуя от имени туроператора, совершают широкий спектр юридически значимых действий с учетом положений данных договоров.

Важно отметить, что статьей 866 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрен механизм передоверия. Так, поверенный вправе передать исполнение поручения другому лицу (заместителю) лишь в случаях и на условиях, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса.

В частности, лицо может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность.

В соответствии с положениями частей второй и третьей пункта 79 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 63, в основной доверенности может быть предоставлено право частичного или полного передоверия предоставленных полномочий либо оговорено, какие конкретно полномочия могут быть передоверены.

Право передоверия указывается в основной доверенности в виде формулировки: «С правом передоверия» либо иной аналогичной записи, ясно указывающей на предоставление такого права.

Пункт 2 статьи 188 Гражданского кодекса Республики Беларусь также определяет, что доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 186 настоящего Кодекса.

Важно отметить, что лицо, которому полномочия переданы в порядке передоверия, и поверенный (турагент) по основной доверенности реализуют вверенные им полномочия в пределах предоставленного объема.

При этом срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, и объем полномочий по такой доверенности не могут превышать соответственно срока действия доверенности, на основании которой она выдана, и объема предусмотренных по основной доверенности полномочий.

Согласно части второй пункта 5 комментируемой статьи реализация тура заказчику осуществляется на основании договора оказания туристических услуг, заключенного от имени туроператора, сформировавшего тур.

Данная норма предопределяет единственный вид договора при реализации туров участникам туристической деятельность, поскольку согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О туризме» заказчиком является юридическое лицо или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, являющиеся стороной договора оказания туристических услуг, заказавшие эти услуги для собственных нужд и (или) нужд иных туристов, экскурсантов для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Аналогичное регулирование предусмотрено в пункте 2 статьи 23 названного Закона.

Установленная Советом Министров Республики Беларусь типовая форма договора оказания туристических услуг является обязательной при заключении соответствующих договоров с участниками туристической деятельности, о чем говорилось ранее в комментарии к статье 18.

Закон о туризме. Сфера действия, оргформы туризма, цели туристов и экскурсантов

Закон о туризме. Госрегулирование и госпрограммы в этой сфере

Закон о туризме. Заключение договоров, фонд ответственности туроператоров

Закон о туризме. Экскурсионное обслуживание, безопасность и ответственность за нарушения

Информация предоставлена Министерством спорта и туризма Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

На YouTube-канале НЦПИ можно посмотреть трансляции семинаров:

Новости по теме: