/ / Аналитика
10.11.2021

Информатизация в исполнительном производстве – условие повышения его качества и открытости

Активное внедрение информационных технологий в деятельность органов принудительного исполнения – это требование времени и необратимая тенденция. Она влияет на несколько ключевых аспектов исполнительного производства – улучшение его качества, совершенствование форм и методов организации работы органов принудительного исполнения, повышение открытости исполнительного производства для общества.

Закрепленные в Законе Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» положения направлены на внедрение информационных технологий в деятельность органов принудительного исполнения.

Положения указанного Закона, регламентирующие вопросы использования информационных технологий в исполнительном производстве, призваны способствовать:

  • сокращению времени, затрачиваемого на проведение исполнительных действий;
  • созданию условий для своевременного извещения сторон и других участников исполнительного производства;
  • обеспечению принципа процессуальной экономии, в том числе уменьшению бумажного документооборота и снижению расходов органов принудительного исполнения, бюджетных средств и средств сторон исполнительного производства при исполнении судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Вступившие в силу изменения в указанный нормативный правовой акт предусматривают возможность направления процессуальных документов сторонам исполнительного производства в электронном виде.

Особую роль в работе судебного исполнителя играет автоматизированная информационная система органов принудительного исполнения (АИС), интегрированная с информационными ресурсами иных государственных органов и организаций.

Автоматизация процессов поиска, обработки и хранения данных, внедрение персональных идентификаторов, налаживание взаимосвязи между различными информационными ресурсами позволяют судебным исполнителям за короткий промежуток времени собрать практически всю необходимую для исполнения исполнительного документа информацию о должнике и его активах.

Законодательно закреплены положения, реализация которых позволит перевести исполнительное производство в электронную форму. Так, например, с использованием информационных технологий можно предъявить к исполнению исполнительный документ в форме электронного документа.

Уже сегодня проводятся работы по переходу на полноценное электронное взаимодействие органов принудительного исполнения с государственными органами и иными организациями в части направления электронных исполнительных документов на исполнение в органы принудительного исполнения.

В апреле текущего года реализован первый этап перехода органов принудительного исполнения на электронное взаимодействие с органами внутренних дел, который позволил импортировать из автоматизированной информационной системы Государственной автомобильной инспекции (АИС ГАИ) в АИС информацию о направленных органами внутренних дел на принудительное исполнение постановлениях по делам об административных правонарушениях, сведений о наличии обременений на транспортных средствах, а также экспорт из АИС в АИС ГАИ информации о статусах исполнительных производств без направления соответствующей информации на бумажном носителе.

Кроме того, обеспечена возможность накладывать ограничения на транспортные средства, зарегистрированные за должником, в режиме реального времени.

На постоянной основе проводится работа по модернизации автоматизированной информационной системы органов принудительного исполнения.

Цели и задачи АИС – обеспечить автоматизированное ведение и учет исполнительных производств, исполнительных действий и финансовых операций, электронного документооборота внутри системы органов принудительного исполнения, а также реализацию различных форм электронного взаимодействия с государственными органами и организациями по обмену необходимой информацией.

АИС взаимодействует в режиме онлайн практически со всеми сторонними информационными системами государственных органов и организаций, к которым можно обеспечить доступ, в том числе посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС). Кроме того, АИС позволяет сформировать сведения о совершенных судебным исполнителем исполнительных действиях, а также обеспечить контроль за его деятельностью.

Министерством юстиции обеспечена интеграция АИС с автоматизированной информационной системой исполнения денежных обязательств (АИС ИДО).

Предусмотренный механизм взыскания в бесспорном порядке денежных средств и электронных денег через АИС ИДО позволил автоматизировать процесс списания денежных средств и электронных денег.

Начиная с апреля прошлого года, наибольшее количество транзакций с банковских счетов должников было совершено именно посредством принудительного списания через АИС ИДО.

Разработан и внедрен в деятельность всех органов принудительного исполнения республики модуль «Документооборот». Реализовано подписание процессуальных документов в АИС электронной цифровой подписью.

С января по сентябрь текущего года посредством указанного модуля с помощью СМДО было направлено порядка 1 млн писем, более 200 тыс. по электронной почте и более 300 тыс. посредством «Гибридной почты».

Внедрение современных информационных технологий также позволяет качественно улучшить деятельность органов принудительного исполнения и в направлении их взаимодействия с гражданами, юридическими лицами, государственными органами по предоставлению информации об исполнительных производствах посредством доступного на портале Министерства юстиции сервиса «Реестр задолженности по исполнительным документам», являющегося весьма востребованным ресурсом в республике и не только.

Министерством юстиции создан банк данных исполнительных производств, который предназначен для автоматизации бизнес-процесса предоставления сведений об исполнительных производствах, в том числе сведений о должниках, об ограничениях (обременениях), установленных в отношении таких должников и (или) их имущества в исполнительном производстве.

Указанная информационная система передана Государственному предприятию «Национальный центр электронных услуг» вместе с технической документацией, необходимой для размещения и обеспечения функционирования программного обеспечения электронной услуги в инфраструктуре ОАИС.

Так, создание банка данных исполнительных производств, предназначенного для централизованного накопления сведений об исполнительных производствах, учета, контроля и использования сведений в целях реализации задач исполнительного производства, направлено на обеспечение открытости и прозрачности процесса исполнения, а для взыскателей – возможности осуществления контроля за этим процессом.

Таким образом, внедрение электронных сервисов в исполнительное производство мы рассматриваем как серьезный вклад в развитие информационных технологий в нашей стране, важное средство обеспечения доступа к исполнительному производству и его открытости.

Активное использование информационных технологий в правоприменительной деятельности позволяет упростить работу системы органов принудительного исполнения и создать комфортные условия для взаимодействия сторон исполнительного производства с судебными исполнителями. Достижение поставленных задач позволит получить максимальный эффект как в рамках конкретного исполнительного производства, так и в рамках государства в целом.

Дмитрий Коваленко,
начальник главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Министерство юстиции)