/ / Аналитика
11.08.2021

ГТК – об изменениях в Закон о таможенном регулировании в Республике Беларусь

19 июля 2021 г. принят Закон Республики Беларусь № 121-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», который направлен на:

  • совершенствование правового механизма регулирования отношений в сфере таможенного дела;
  • приведение законодательства Республики Беларусь в соответствие с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, иными международными договорами и актами ЕАЭС, регулирующими таможенные правоотношения;
  • сокращение административных барьеров;
  • упрощение порядка совершения таможенных операций.

В Законе реализована значительная часть отсылочных норм, содержащихся в Таможенном кодексе ЕАЭС, а также в него включены нормы действующих указов Президента Республики Беларусь, регулирующих правоотношения в сферах функционирования свободных таможенных зон, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, порядка перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров для личного пользования и иные вопросы.

Документом дано четкое разграничение сфер регулирования законодательства о таможенном регулировании и международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, а также определена система законодательства о таможенном регулировании в Республике Беларусь.

Закон разграничивает компетенцию Президента, Правительства и Государственного таможенного комитета в сфере таможенного дела.

Структура правового акта приведена в соответствие со структурой Таможенного кодекса ЕАЭС и состоит из 9 разделов, 62 глав и 354 статей.

Документ стал одним из первых законодательных актов в сфере таможенного дела, в разработке которого активное участие принимало бизнес-сообщество, что поспособствовало минимизации административных барьеров во внешнеторговой деятельности и созданию благоприятных условий деятельности субъектов хозяйствования.

Особое внимание при подготовке Закона было уделено:

  • дальнейшему развитию свободных экономических зон;
  • внедрению современных электронных технологий;
  • обеспечению единообразной правоприменительной практики;
  • упрощению совершения таможенных операций без снижения эффективности таможенного контроля.

В частности, документом:

  • предусмотрена возможность не размещать экспортные товары в зонах таможенного контроля, т.е. помещение товаров под процедуру экспорта будет осуществляться без фактического предъявления таможенному органу;
  • исключена обязанность заинтересованных лиц получать разрешение таможенного органа на удаление наложенных таможенных пломб или печатей после завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита;
  • исключена обязанность уведомлять таможенные органы и получать от них разрешение на перемещение между отдельными участками свободных таможенных зон резидентов СЭЗ товаров, помещенных под соответствующую таможенную процедуру и (или) товаров, изготовленных (полученных) из них.

Законом расширено применение института приостановления деятельности для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, при наличии нарушений, которые Таможенный кодекс ЕАЭС относит к основаниям для исключения из соответствующих реестров. Это позволит юридическим лицам, устранившим нарушения, в короткие сроки возобновить свою деятельность, тогда как в случае их исключения из реестра потребовалось бы заново проходить процедуру включения.

Вводится такое условие включения в реестр таможенных представителей и в реестр уполномоченных экономических операторов, как наличие у юридического лица системы внутреннего контроля. Наличие такой системы предусмотрено Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации и необходимо для заключения соглашений с таможенными службами иностранных государств о взаимном признании статуса уполномоченных экономических операторов;

Наличие системы внутреннего контроля предусматривает:

  • применение системы управления рисками при работе с лицами, от имени и по поручению которых совершаются таможенные операции;
  • требования к работникам, в должностные обязанности которых входит совершение и (или) организация таможенных операций;
  • порядок контроля правильности указания сведений в таможенных декларациях до и после выпуска товаров, а также анализа причин ошибок, допущенных при декларировании товаров.

Изменены подходы по совершению таможенных операций в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу ЕАЭС. Законопроектом установлено, что такие товары могут быть помещены под все таможенные процедуры, определенные Таможенным кодексом ЕАЭС, а также предусмотрена возможность их выпуска в свободное обращение в качестве товара для личного пользования.

Одним из нововведений является сокращение сроков принятия предварительного решения о классификации товара до 60 календарных дней со дня регистрации таможенным органом заявления о принятии предварительного решения о классификации товара. Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС срок принятия предварительного решения о классификации товара ограничен 90 календарными днями.

Закреплена норма, что обязанность по уплате таможенных платежей может быть исполнена за плательщика иным лицом. Систематизированы подходы к вопросам отсрочки или рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость. Законом увеличен срок предоставления такой отсрочки или рассрочки до шести месяцев.

Отдельно необходимо отметить, что действующий перечень оснований предоставления отсрочки, рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость расширен таким основанием, как задержка плательщику оплаты по договору государственной закупки.

С целью обеспечения возможности получения плательщиками информации, касающейся уплаченных денежных средств, Законом предусмотрено предоставление таможенными органами плательщику отчета о расходовании уплаченных денежных средств, а также информирование о невостребованных денежных средствах.

Также унифицирован срок возврата таможенных платежей, авансовых платежей, обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, который составит 5 лет.

В настоящее время срок возврата сумм авансовых платежей составляет 3 года, в отношении иных платежей – 5 лет.

Вместе с тем при разработке правового акта был учтен имеющийся опыт применения таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, в связи с чем в отдельные положения были внесены изменения.

Закон вступит в силу с 25 июля 2022 г. В течение этого времени в соответствие с ним будет комплексно приведено все законодательство Республики Беларусь.

Информация предоставлена Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».