ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
17 декабря 1992 г. № 2054-XІІ

О свободе совести и религиозных организациях

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 17 января 1995 г. № 3533-XІІ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1995 г., № 13, ст.125) <V19503533>;

Закон Республики Беларусь от 29 ноября 1999 г. № 327-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 95, 2/102) <H19900327>;

Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 137-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 123, 2/886) – новая редакция <H10200137>;

Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 416-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1513) <H10800416>;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 109-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 17, 2/1661) <H11000109>;

Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 328-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 2, 2/1880) <H11100328>;

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2023 г. № 334-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.01.2024, 2/3053) – новая редакция <H12300334>

 

Настоящий Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из:

прав каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии;

равенства религий перед законом;

признания особой роли Белорусской православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;

духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси;

неотделимости от общей истории народа Беларуси религиозных организаций Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама;

необходимости содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения религиозных чувств граждан в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи настоящего Закона

Задачами настоящего Закона являются обеспечение и гарантирование прав каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, на социальную справедливость, равенство, защиту прав и законных интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, на свободу объединения в религиозные организации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области свободы совести, свободы вероисповедания и религиозных организаций

Отношения в области свободы совести, свободы вероисповедания и религиозных организаций регулируются законодательством о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях, а также международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:

богослужение – совокупность религиозных обрядов, ритуалов, культов, церемоний и иных действий, строго установленных правилами и связанных с системой религиозных представлений, вытекающих из требований вероучения;

вероисповедание – разработанное религиозное учение, принадлежащее к соответствующей религии, находящее выражение в культовом и внекультовом поведении;

воскресная религиозная школа – структурное подразделение без права юридического лица религиозной организации по религиозному просвещению детей, деятельность которого регулируется уставом религиозной организации;

граждане – граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства;

детский дом при монастыре – социально-педагогическое учреждение, созданное монастырем, которое принимает участие в реализации плана защиты прав и законных интересов ребенка и предназначено для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от трех до восемнадцати лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях образования в дневной форме получения образования, а также осуществляет постинтернатное сопровождение выпускников, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

духовное учебное заведение – религиозная организация, осуществляющая подготовку священнослужителей, теологов и религиозного персонала;

культовое здание (сооружение) – капитальное строение (здание, сооружение), предназначенное для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного просвещения, почитания (паломничества), а также входящее в состав монастырского или духовного комплекса, зарегистрированное в качестве объекта недвижимого имущества в порядке, установленном законодательством;

культовое имущество – предметы, иные материальные объекты (культовые здания (сооружения), церковная утварь и т.д.), необходимые для совершения богослужений, религиозных обрядов, ритуалов, культов, церемоний;

миссионерская деятельность – деятельность религиозной организации, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками этой религиозной организации, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников религиозной организации, осуществляемая непосредственно религиозными организациями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет либо иными способами, предусмотренными законодательством;

монастырь – религиозная организация, действующая в соответствии с уставом, в которой проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община совершеннолетних граждан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания веры;

монашеская община – религиозная организация, осуществляющая свою деятельность в соответствии с уставом, объединяющая на добровольных началах совершеннолетних граждан для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания веры;

паломническая деятельность – организация посещения верующими мест религиозного почитания (паломничества) и объектов религиозного назначения, расположенных на территории Республики Беларусь и за ее пределами, в целях участия в богослужениях, религиозных обрядах, ритуалах, культах, церемониях, поклонения святыням;

религиозная деятельность – деятельность, направленная на удовлетворение религиозных потребностей верующих, распространение религий, в том числе путем миссионерской и паломнической деятельности, религиозное просвещение, проведение богослужений, молитвенных собраний, чтение проповедей, подготовка священнослужителей, а также иная деятельность, направленная на организационное и материальное обеспечение культовой практики религиозной организации (издание и распространение религиозной литературы, изготовление и распространение предметов культа, производство облачений для священнослужителей и другая деятельность);

религиозное братство и сестричество, религиозная миссия – религиозная организация, осуществляющая свою деятельность в соответствии с уставом, объединяющая на добровольных началах совершеннолетних граждан в целях совместного исповедания и распространения веры, религиозного просвещения, участия в благотворительной деятельности и делах милосердия;

религиозное просвещение – вид религиозной деятельности, направленный на информирование граждан об особенностях вероучения и культовой практики религиозной организации;

религиозные обряды, ритуалы, культы, церемонии – совокупность установленных вероучением действий, в которых воплощаются религиозные представления и традиции;

религиозные символы – условные изображения, обозначающие какую-либо религию, отражающие догматику и направленность веры;

религиозный персонал – лица, кроме священнослужителей, принимающие участие в проведении богослужений, религиозных обрядов, ритуалов, культов, церемоний, обеспечивающие их проведение, выполняющие вспомогательные функции под руководством священнослужителей, а также занимающиеся религиозным просвещением;

религия – исторический тип мировоззрения и форма общественного сознания, а также соответствующие им поведение и специфические действия, основанные на убеждениях и вере в сверхъестественное и возможность взаимодействия с ним;

священнослужитель – лицо, уполномоченное соответствующей религиозной организацией на совершение богослужений, духовническое, пастырское, проповедническое служение.

Статья 4. Право на свободу совести

Каждый имеет право на свободу выбора религиозных или атеистических убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Статья 5. Право на свободу вероисповедания

Каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных обрядов, ритуалов, культов, церемоний, не запрещенных законом.

Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.

Тайна исповеди охраняется законом.

Родители, усыновители, удочерители (опекуны, попечители) (далее – законные представители несовершеннолетних) вправе воспитывать своих детей (несовершеннолетних подопечных) в соответствии со своим религиозным мировоззрением. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении законных представителей несовершеннолетних, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учреждений образования богослужений, религиозных обрядов, ритуалов, культов, церемоний, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни или здоровью ребенка, нарушает его права и законные интересы.

Статья 6. Равноправие религий

Религии и вероисповедания равны перед законом.

Идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Статья 7. Равноправие граждан

Граждане равны перед законом независимо от их отношения к религии.

Воспрепятствование осуществлению прав на свободу совести и свободу вероисповедания, а также установление каких-либо преимуществ и привилегий либо ограничений прав и свобод граждан в зависимости от их отношения к религии не допускаются и преследуются по закону.

Никто не может по мотивам своих религиозных убеждений либо принадлежности к религиозной организации уклоняться от исполнения обязанностей, установленных Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Замена по религиозным убеждениям исполнения одной обязанности исполнением другой обязанности допускается лишь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Статья 8. Государство и религиозные организации

Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству.

Государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими и не исповедующими религию, религиозными организациями различных вероисповеданий.

Государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений.

Государство может оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране материальных историко-культурных ценностей в соответствии с законодательством.

Религиозные организации вправе участвовать в общественной жизни, в решении актуальных социальных проблем общества.

Религиозным организациям запрещается заниматься политической деятельностью, участвовать в деятельности политических партий и оказывать им финансовую и иную поддержку.

В местах богослужений не допускаются использование любой символики, кроме религиозной, проведение собраний, митингов, пикетирования, предвыборной агитации и иных мероприятий политического характера, пропаганда войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, иной экстремистской деятельности, а также выступления, призывы, оскорбляющие представителей государственных органов, должностных лиц и отдельных граждан, представителей других религий и их последователей.

Размещение текстов и изображений, направленных на пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, иной экстремистской деятельности, в том числе оскорбляющих религиозные чувства граждан, запрещается.

Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена:

против суверенитета Республики Беларусь, основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия;

на дискредитацию Республики Беларусь, пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды, иной экстремистской деятельности, унижение национальной чести и достоинства;

на воспрепятствование реализации гражданами их прав и свобод и исполнению ими их государственных, общественных, семейных обязанностей;

на нанесение вреда здоровью и нравственности граждан;

на воспрепятствование получению обязательного общего среднего образования;

на принуждение членов и последователей религиозной организации и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозной организации;

на воспрепятствование выходу гражданина из религиозной организации угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, иного насилия, если имеются основания опасаться ее осуществления, другими противоправными деяниями.

Культовое имущество религиозных организаций не может использоваться в целях, не определенных их уставами, в том числе в политических целях, а также осуществления террористической и иной экстремистской деятельности.

Статья 9. Образование и религиозные организации

Государственная политика в сфере образования основывается на принципе светского характера образования. Система образования не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.

Граждане имеют право на равные возможности доступа к системе образования независимо от их отношения к религии.

В учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

Учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений совершеннолетних обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся во внеучебное время могут взаимодействовать с религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Статья 10. Религиозное просвещение

Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами создавать для религиозного просвещения детей воскресные религиозные школы и группы религиозного просвещения для взрослых, используя для этого принадлежащие и (или) предоставляемые им в пользование помещения, кроме помещений, принадлежащих государственным учреждениям образования, иным организациям, индивидуальным предпринимателям, которым в соответствии с законодательством предоставлено право на осуществление образовательной деятельности.

Посещение несовершеннолетним воскресной религиозной школы осуществляется на основании письменного заявления его законного представителя.

Религиозное просвещение не является образовательной деятельностью.

Содержание программ религиозного просвещения, реализуемых в воскресных религиозных школах и группах религиозного просвещения для взрослых, не должно противоречить идеологии общепризнанных традиционных ценностей белорусского народа и идеологии белорусского государства. Указанные программы не должны содержать пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, иной экстремистской деятельности.

Группы религиозного просвещения для взрослых формируются религиозными организациями из числа граждан, достигших восемнадцатилетнего возраста, изъявивших желание осваивать содержание программ религиозного просвещения.

Религиозное просвещение в воскресных религиозных школах и группах религиозного просвещения для взрослых осуществляется на государственных языках Республики Беларусь.

Религиозные организации взаимодействуют с местными исполнительными и распорядительными органами, на территории которых они зарегистрированы, по вопросам организации и проведения религиозного просвещения.

Статья 11. Уполномоченный по делам религий и национальностей

Уполномоченный по делам религий и национальностей осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Уполномоченный по делам религий и национальностей назначается на должность государственного гражданского служащего и освобождается от этой должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь.

Деятельность Уполномоченного по делам религий и национальностей обеспечивает аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей.

Уполномоченный по делам религий и национальностей:

участвует в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области взаимодействия с религиозными организациями;

осуществляет координацию по вопросам взаимодействия республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов с религиозными организациями;

осуществляет государственную регистрацию религиозных организаций, созданных в виде религиозных объединений, монастырей, монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений;

формирует Межконфессиональный консультативный совет при Уполномоченном по делам религий и национальностей, утверждает положение о нем и обеспечивает его работу по укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;

осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

ГЛАВА 2
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В УСТАВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ЛИКВИДАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 12. Религиозные организации в Республике Беларусь

Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей и распространения информации о своем вероучении, а также монастыри, монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения, зарегистрированные в установленном настоящим Законом порядке в качестве юридического лица.

Религиозные организации имеют следующие признаки:

вероисповедание;

культовая практика;

проведение богослужений;

религиозное просвещение и воспитание своих последователей.

Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий в Республике Беларусь.

Руководителями и учредителями религиозных организаций не могут быть лица, включенные в определяемые в установленном законодательством порядке перечни организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности, перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности.

Одно лицо может быть учредителем только одной религиозной общины.

При осуществлении своей деятельности религиозные организации обязаны указывать свои полное наименование и конфессиональную принадлежность.

Создание религиозных организаций в государственных органах (организациях), воинских частях запрещается.

Статья 13. Религиозные общины и порядок их создания

Религиозной общиной признается добровольное объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов граждан Республики Беларусь, являющихся последователями единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей.

Для создания и деятельности религиозной общины необходимо не менее двадцати граждан Республики Беларусь, достигших восемнадцатилетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные границы (далее – группа граждан).

Группа граждан, инициирующая создание религиозной общины, направляет уведомление в городской, районный исполнительный комитет, администрацию района в городе о намерении создать религиозную общину и в течение месяца с даты уведомления проводит учредительное собрание, которое оформляется протоколом. На учредительном собрании избираются руководящие органы религиозной общины, в том числе ее руководитель, которые обеспечивают государственную регистрацию религиозной общины.

Религиозные общины действуют на добровольных началах в соответствии со своими уставами и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом.

Деятельность религиозной общины распространяется на территорию одного или нескольких населенных пунктов, являющихся местом жительства граждан, входящих в состав этой религиозной общины.

Религиозные общины вправе осуществлять деятельность самостоятельно или входить в состав религиозного объединения в порядке, определенном уставом религиозного объединения.

Статья 14. Религиозные объединения и порядок их создания

Религиозным объединением признается добровольное объединение религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее тридцати лет с даты государственной регистрации, для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников (последователей). На территории Республики Беларусь создаются и действуют республиканские и местные религиозные объединения.

Для создания и деятельности республиканского религиозного объединения необходимо не менее пятнадцати религиозных общин, действующих во всех областях Республики Беларусь и городе Минске, или объединение местных религиозных объединений, представляющих все области и город Минск.

Для создания и деятельности местного религиозного объединения необходимо не менее десяти религиозных общин, действующих в одной или нескольких областях Республики Беларусь и (или) городе Минске.

Местные религиозные объединения создаются республиканскими религиозными объединениями или по инициативе религиозных общин, действующих в одной или нескольких областях Республики Беларусь и (или) городе Минске.

Республиканское религиозное объединение может инициировать создание местных религиозных объединений из религиозных общин, действующих в одной или нескольких областях Республики Беларусь и (или) городе Минске.

Республиканские и местные религиозные объединения действуют на основании своих уставов и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом.

Религиозные объединения имеют право создавать монастыри, монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения, которые действуют на основании своих уставов и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом.

Деятельность республиканского, местного религиозных объединений распространяется на территорию деятельности входящих в них религиозных общин.

Порядок вхождения религиозных общин в состав республиканских и местных религиозных объединений и выхода из них регулируется уставами соответствующих религиозных объединений.

Статья 15. Государственная регистрация религиозных организаций

Религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. С даты государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица.

Порядок государственной регистрации религиозных организаций устанавливается настоящим Законом и иными актами законодательства.

Религиозная деятельность без создания и государственной регистрации религиозных организаций на территории Республики Беларусь запрещается.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется следующими регистрирующими органами:

Уполномоченным по делам религий и национальностей – религиозных объединений, а также монастырей, монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению руководящих органов религиозных объединений;

областными, Минским городским исполнительными комитетами – религиозных общин.

После принятия решения о государственной регистрации религиозной организации регистрирующий орган выдает свидетельство установленного образца о государственной регистрации религиозной организации и устав с отметкой о государственной регистрации.

Запись о государственной регистрации религиозной организации вносится регистрирующим органом в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение трех рабочих дней после принятия решения о государственной регистрации.

Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации религиозной организации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах», в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Религиозные организации обязаны представить в регистрирующий орган уведомление о назначении руководителя религиозной организации в течение десяти рабочих дней со дня такого назначения.

В случае утери или порчи свидетельства о государственной регистрации и (или) устава религиозной организации регистрирующим органом в течение десяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления выдаются дубликаты свидетельства о государственной регистрации и (или) устава религиозной организации. В случае порчи свидетельства о государственной регистрации и (или) устава религиозной организации их дубликаты выдаются регистрирующим органом после представления оригиналов свидетельства о государственной регистрации и (или) устава религиозной организации.

Реорганизация религиозных организаций не допускается.

Статья 16. Государственная регистрация религиозных общин

Для государственной регистрации религиозной общины лицом из числа учредителей, уполномоченным решением учредительного собрания, в месячный срок со дня проведения учредительного собрания в городской, районный исполнительный комитет, администрацию района в городе по месту предполагаемой деятельности общины представляется заявление о государственной регистрации религиозной общины, подписанное всеми учредителями.

К заявлению прилагаются:

список учредителей религиозной общины, в котором указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дата рождения, гражданство, место жительства, место работы (учебы), номер контактного телефона, а также содержится личная подпись каждого из учредителей;

устав религиозной общины в трех экземплярах;

протокол учредительного собрания;

документ, подтверждающий право размещения религиозной общины по месту нахождения, указанному в уставе.

Религиозная община, исповедующая вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, к заявлению прилагает также сведения об основах этого вероучения и соответствующей ему культовой практики, в том числе об истории возникновения и развития религии, исповедуемой этой общиной, о формах и методах ее деятельности, об отношении к семье и браку, образованию, исполнению государственных обязанностей, особенностях отношения к здоровью последователей этой религии, ограничениях для верующих и священнослужителей этой общины в отношении их гражданских прав и обязанностей.

Городской, районный исполнительный комитет, администрация района в городе в месячный срок с даты поступления рассматривают представленные материалы для государственной регистрации религиозной общины и направляют их со своим заключением в соответствующий областной, Минский городской исполнительный комитет.

В случае непредставления документов и сведений, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи, городской, районный исполнительный комитет, администрация района в городе вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителей в течение двадцати рабочих дней со дня его поступления.

Областной, Минский городской исполнительный комитет, получив материалы, представленные для государственной регистрации религиозной общины, в месячный срок со дня их поступления рассматривает такие материалы и принимает решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации религиозной общины и сообщает об этом заявителям.

Материалы о государственной регистрации религиозной общины, исповедующей вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, областной, Минский городской исполнительный комитет в месячный срок со дня их поступления направляет Уполномоченному по делам религий и национальностей для проведения государственной религиоведческой экспертизы. В этом случае срок рассмотрения документов продлевается до шести месяцев.

Статья 17. Государственная регистрация религиозных объединений

Для государственной регистрации религиозного объединения лицом из числа учредителей, уполномоченным решением учредительного собрания, в месячный срок со дня проведения учредительного собрания представляется заявление о государственной регистрации Уполномоченному по делам религий и национальностей, который принимает решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации религиозного объединения и сообщает об этом заявителю в месячный срок со дня представления указанного заявления.

К заявлению прилагаются:

устав религиозного объединения в трех экземплярах;

протокол учредительного съезда, конференции, общего собрания или иного учредительного собрания;

выписки из протоколов заседаний руководящих органов религиозных общин, создающих религиозное объединение, на которых были приняты решения о выступлении их в качестве учредителей религиозного объединения;

список членов руководящего органа религиозного объединения с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), даты рождения, гражданства, места жительства, места работы (учебы), номера контактного телефона, должности в этом органе;

документ, подтверждающий право размещения религиозного объединения по месту нахождения, указанному в уставе.

Статья 18. Государственная регистрация монастырей, монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений

Монастыри, монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения, создаваемые по решению руководящих органов религиозных объединений, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации религиозных объединений, с учетом особенностей, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи.

К заявлению о государственной регистрации монастыря, монашеской общины, религиозного братства и сестричества, религиозной миссии помимо документов, указанных в части второй статьи 17 настоящего Закона, дополнительно прилагается список учредителей (не менее десяти человек), в котором указываются фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дата рождения, гражданство, место жительства, место работы (учебы), номер контактного телефона, а также содержится личная подпись каждого из учредителей.

К заявлению о государственной регистрации духовного учебного заведения помимо документов, указанных в части второй статьи 17 настоящего Закона, прилагается справка религиозного объединения о наличии необходимого материально-технического и кадрового обеспечения.

Статья 19. Устав религиозной организации

Религиозная организация осуществляет свою деятельность на основании устава, соответствующего требованиям гражданского законодательства.

Уставы религиозной общины, религиозного объединения утверждаются их учредителями. Решение об утверждении устава принимается большинством учредителей религиозной организации.

Устав религиозной организации, создаваемой религиозным объединением, утверждается руководящим органом религиозного объединения.

В уставе религиозной организации указываются:

полное и сокращенное наименование религиозной организации на государственных языках Республики Беларусь. В наименовании религиозной организации указываются организационно-правовая форма, вид и конфессиональная принадлежность религиозной организации;

место нахождения религиозной организации;

цели, задачи и основные формы деятельности религиозной организации;

принадлежность к религиозному объединению (для религиозных общин, входящих в религиозное объединение, и религиозных организаций, создаваемых религиозными объединениями);

территория деятельности религиозной организации;

структура религиозной организации, в том числе другие религиозные организации, учреждаемые ею структурные подразделения, органы ее управления, порядок их формирования, компетенция, состав и сроки полномочий;

источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества религиозной организации;

орган, правомочный принимать решения о приобретении имущества и распоряжении имуществом религиозной организации;

порядок ликвидации религиозной организации;

порядок распоряжения имуществом, оставшимся после расчетов с кредиторами, в случае ликвидации религиозной организации;

порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав религиозной организации;

порядок вхождения религиозных общин в состав республиканских и местных религиозных объединений и выхода из них (в случае регистрации религиозного объединения);

иные сведения, относящиеся к особенностям деятельности этой религиозной организации.

Статья 20. Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, внесенных в устав религиозной организации

При внесении изменений и (или) дополнений в свои уставы религиозные организации обязаны в месячный срок представить необходимые документы для государственной регистрации этих изменений и (или) дополнений.

Изменения и (или) дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации религиозных организаций, с учетом особенностей, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав религиозной организации, Уполномоченному по делам религий и национальностей, в городской, районный исполнительный комитет, администрацию района в городе религиозной организацией представляются:

заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав религиозной организации;

протокол заседания руководящего органа религиозной организации, который в соответствии с уставом религиозной организации вправе принимать решение о внесении изменений и (или) дополнений в устав религиозной организации, подписанный председателем и секретарем заседания;

оригиналы устава и свидетельства о государственной регистрации религиозной организации;

изменения и (или) дополнения в трех экземплярах, оформленные в виде приложения к уставу религиозной организации. Если изменения и (или) дополнения внесены в виде приложения к уставу более трех раз, а также если вносимые изменения и (или) дополнения составляют более половины текста устава, для государственной регистрации требуется представление устава в новой редакции в трех экземплярах. Устав может быть представлен в новой редакции также по собственной инициативе религиозной организации.

Городской, районный исполнительный комитет, администрация района в городе в месячный срок с даты поступления рассматривают представленные материалы для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав религиозной организации, и направляют их со своим заключением в соответствующий областной, Минский городской исполнительный комитет.

Запись о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав религиозной организации, вносится регистрирующим органом в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение трех рабочих дней после принятия решения о государственной регистрации таких изменений и (или) дополнений.

Статья 21. Отказ в государственной регистрации религиозной организации

В государственной регистрации религиозной организации может быть отказано по следующим основаниям:

цели и задачи религиозной организации противоречат законодательству;

создаваемая религиозная организация не соответствует требованиям, содержащимся в статье 12 настоящего Закона;

устав религиозной организации и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства и (или) содержат недостоверные сведения;

по итогам проведения государственной религиоведческой экспертизы, проводимой в соответствии с частью седьмой статьи 16 настоящего Закона;

нарушен порядок создания религиозной организации, установленный настоящим Законом.

Соответствующий регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в государственной регистрации религиозной организации в письменной форме сообщает о принятом решении заявителям с указанием оснований отказа.

Если государственная регистрация религиозной организации не осуществлена в срок, предусмотренный настоящим Законом, либо принято решение об отказе в государственной регистрации по мотивам, которые учредители религиозной организации считают необоснованными, они могут обжаловать принятое решение в судебном порядке в течение одного месяца со дня истечения соответствующего срока или получения решения.

Жалобы на отказ в государственной регистрации религиозной организации, а также на неосуществление такой регистрации в срок, предусмотренный настоящим Законом, рассматриваются областным, Минским городским судом по месту нахождения религиозной организации, указанному в ее уставе.

Статья 22. Государственная религиоведческая экспертиза

Государственная религиоведческая экспертиза назначается Уполномоченным по делам религий и национальностей в установленных настоящим Законом случаях при создании, а также при осуществлении деятельности религиозных организаций для определения их религиозного характера, установления соответствия уставов, вероучений, культовых практик религиозных организаций законодательству, в том числе в целях недопущения распространения религиозной литературы и иных материалов, содержащих информацию, разжигающую социальную, национальную, религиозную, расовую вражду, и иные проявления экстремизма.

Уполномоченный по делам религий и национальностей создает экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы.

Порядок назначения и проведения государственной религиоведческой экспертизы определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 23. Ликвидация религиозной организации

Религиозная организация может быть ликвидирована:

по решению ее учредителей или органа религиозной организации, уполномоченного на то в соответствии с уставом;

по решению суда.

Религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае:

нарушения религиозной организацией ограничений, установленных абзацами вторым–пятым части десятой статьи 8 настоящего Закона;

неустранения религиозной организацией в срок, установленный регистрирующим органом, нарушений, послуживших основанием для вынесения письменного предупреждения, либо совершения таких нарушений повторно в течение года после вынесения указанного предупреждения;

установления факта отсутствия необходимого количества учредителей в религиозной организации, предусмотренного настоящим Законом;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Осуществление операций по банковским счетам религиозной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, совершение ею сделок и (или) иных юридически значимых действий, не связанных с ее ликвидацией, запрещаются.

При ликвидации религиозной организации по решению ее учредителей или органа религиозной организации, уполномоченного на то в соответствии с уставом, в течение десяти рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации религиозной организации ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана в письменной форме уведомить об этом соответствующий регистрирующий орган с приложением копии такого решения с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, создании ликвидационной комиссии, ее составе или назначении ликвидатора.

Сведения о том, что религиозная организация находится в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами размещаются на официальном сайте учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» в глобальной компьютерной сети Интернет в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Сведения о ликвидации религиозных организаций подлежат ежедневному обновлению с учетом поступающих для опубликования сведений и информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Начало течения срока для заявления требований кредиторами ликвидируемой религиозной организации определяется датой размещения сведений о том, что религиозная организация находится в процессе ликвидации, на официальном сайте учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» в глобальной компьютерной сети Интернет.

На основании документов, указанных в части четвертой настоящей статьи, в течение трех рабочих дней со дня получения этих документов соответствующий регистрирующий орган:

вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что религиозная организация находится в процессе ликвидации;

направляет уведомление о начале процедуры ликвидации религиозной организации налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» (его обособленному подразделению), архивам местных исполнительных и распорядительных органов (иному архиву в соответствии с законодательством об архивах). Указанные органы (организации) представляют в соответствующий регистрирующий орган в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, документы, предусмотренные абзацами третьим и четвертым части десятой настоящей статьи.

После утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в соответствующий регистрирующий орган:

заявление об исключении религиозной организации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный учредителями или органом, принявшими решение о ликвидации религиозной организации;

оригиналы устава и свидетельства о государственной регистрации религиозной организации или заявление об их утрате с приложением сведений о публикации объявлений об их утрате;

печать религиозной организации (при наличии) либо заявление о ее неизготовлении или сведения о публикации объявления о ее утрате.

Регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него религиозной организации при наличии в совокупности следующих условий:

ликвидационной комиссией (ликвидатором) представлены необходимые для ликвидации религиозной организации документы, предусмотренные частью девятой настоящей статьи;

налоговыми, таможенными органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) не представлены справки о наличии (отсутствии) задолженности религиозной организации перед бюджетом, в том числе по платежам, взимаемым таможенными органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, информация о наличии обязательств, не прекращенных перед таможенными органами, и со дня направления соответствующим регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации религиозной организации прошло не менее тридцати пяти рабочих дней либо представлены справки об отсутствии соответствующей задолженности и информация об отсутствии обязательств, не прекращенных перед таможенными органами;

архивами местных исполнительных и распорядительных органов (иным архивом в соответствии с законодательством об архивах) представлены сведения о сдаче на хранение документов религиозной организации, в том числе по личному составу.

При наличии у религиозной организации непогашенной задолженности, обязательств перед налоговыми, таможенными органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) исключение религиозной организации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится только после представления документов, подтверждающих погашение такой задолженности, прекращение обязательств перед таможенными органами.

В случае представления в соответствующий регистрирующий орган в срок, определенный абзацем третьим части десятой настоящей статьи, органами (организациями), указанными в части одиннадцатой настоящей статьи, информации о невозможности представления соответствующих справок религиозная организация не может быть исключена из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение шести месяцев со дня получения этими органами (организациями) уведомления о начале процедуры ликвидации религиозной организации. Если по истечении этого срока не представлены документы, предусмотренные абзацем третьим части десятой настоящей статьи, соответствующий регистрирующий орган принимает решение о внесении в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении из него религиозной организации.

Регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о внесении в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении из него религиозной организации информирует об этом налоговые органы, органы государственной статистики, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленное подразделение) в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Обращаться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеют право орган, осуществивший ее государственную регистрацию, а также иные государственные органы и должностные лица в соответствии с законодательством.

Дела о ликвидации религиозных общин, зарегистрированных областными, Минским городским исполнительными комитетами, о ликвидации религиозных организаций, зарегистрированных Уполномоченным по делам религий и национальностей, рассматриваются областными, Минским городским судами по месту нахождения религиозных организаций.

ГЛАВА 3
ПРАВА И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 24. Правовая основа деятельности религиозных организаций

Религиозные организации в своей деятельности должны руководствоваться своими уставами и обязаны соблюдать требования Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства.

Религиозные организации, входящие в международные религиозные объединения, руководящие органы которых находятся за пределами Республики Беларусь, в своей деятельности могут руководствоваться уставами международных религиозных объединений только в части положений, не противоречащих законодательству.

Статья 25. Богослужения, религиозные обряды, ритуалы, культы, церемонии

Богослужения, религиозные обряды, ритуалы, культы, церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях (сооружениях) и на земельных участках, на которых расположены эти культовые здания (сооружения), в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, местах паломничества, местах погребения и крематориях.

Религиозные обряды, ритуалы, культы, церемонии при необходимости могут проводиться по месту жительства граждан по их просьбе при условии соблюдения правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений и иных требований, установленных законодательством.

Религиозные обряды, ритуалы, культы, церемонии в организациях здравоохранения, организациях, оказывающих социальные услуги, местах содержания под стражей и отбывания наказания проводятся по просьбам находящихся в них граждан в зданиях, помещениях, где эти граждане находятся, либо в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей, с соблюдением требований законодательства.

Лица, находящиеся в организациях, указанных в части третьей настоящей статьи, могут иметь, получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой и предметами культа с соблюдением требований законодательства.

Порядок отправления богослужений, религиозных обрядов, ритуалов, культов, церемоний военнослужащими устанавливается законодательством о воинской службе.

Богослужения, религиозные обряды, ритуалы, культы, церемонии, а также иные массовые мероприятия, имеющие своей главной целью удовлетворение религиозных потребностей, в специально не предназначенных для этих целей местах под открытым небом и в помещениях могут проводиться только после принятия соответствующего решения руководителем местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителем в порядке, установленном законодательством.

Руководители религиозных организаций обязаны принимать меры по соблюдению безопасных условий пребывания людей в местах проведения богослужений в порядке, установленном законодательством.

Статья 26. Миссионерская деятельность

Религиозные организации вправе осуществлять миссионерскую деятельность:

в культовых зданиях (сооружениях), а также на земельных участках, на которых расположены эти культовые здания (сооружения);

в зданиях, сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или ином законном основании для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены эти здания, сооружения;

в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или ином законном основании для осуществления их уставной деятельности;

в помещениях, зданиях, сооружениях, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организациям, созданным религиозными организациями, а также на земельных участках, на которых расположены эти здания, сооружения;

в местах паломничества;

в местах, где в соответствии с настоящим Законом разрешено проведение религиозных обрядов, ритуалов, культов, церемоний.

Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях.

Запрещается деятельность религиозной организации по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другой религиозной организации помещениях, зданиях, сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены эти здания, сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующей религиозной организации.

Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять:

руководитель религиозной организации;

член ее органа управления и (или) священнослужитель религиозной организации;

иные граждане и юридические лица при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности. В таком документе должны быть указаны реквизиты свидетельства о государственной регистрации религиозной организации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, не имеют права осуществлять миссионерскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь в соответствии со статьей 32 настоящего Закона.

Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации, цели и деятельность которой противоречат законодательству и идеологии белорусского государства, в том числе от имени организации, которая ликвидирована по решению суда или деятельность которой приостановлена по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели которой направлены на:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

осуществление экстремистской деятельности;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение вреда здоровью и нравственности граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

пропаганду и склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи больному лицу;

дискредитацию института семьи и брачно-семейных отношений;

понуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей, к совершению преступлений и (или) иных правонарушений.

Статья 27. Религиозная литература и предметы религиозного назначения

Религиозные организации вправе производить, приобретать, вывозить из Республики Беларусь, ввозить в Республику Беларусь и распространять религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения.

К религиозной литературе относится литература на религиозную тему, включающая тексты, которые в различных религиях рассматриваются как священные и используются в богослужениях, а также печатные издания для религиозного просвещения граждан.

К предметам религиозного назначения относятся предметы, имеющие принадлежность к культовому имуществу, производимые и распространяемые религиозными организациями в рамках их религиозной деятельности. Перечень предметов религиозного назначения определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Содержание религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов не должно противоречить идеологии белорусского государства. Указанные литература и материалы не должны содержать пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды и иной экстремистской деятельности.

Ввозимые в Республику Беларусь религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы для проведения миссионерской и иной внекультовой деятельности религиозные организации должны представлять Уполномоченному по делам религий и национальностей для определения целесообразности проведения государственной религиоведческой экспертизы.

При поступлении религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов религиозного содержания в организации культуры, учреждения образования, иные организации, к индивидуальным предпринимателям, которым в соответствии с законодательством предоставлено право на осуществление образовательной деятельности, проведение государственной религиоведческой экспертизы является обязательным.

Коммерческие организации по выпуску и распространению религиозной литературы и производству и (или) реализации предметов культового назначения могут создаваться только религиозными организациями.

Литература, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с указанием полного наименования религиозных организаций.

Распространение религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов религиозного содержания может осуществляться религиозными организациями в принадлежащих им на праве собственности или иных законных основаниях помещениях, а также в местах, в установленном порядке выделяемых для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами, на территории специализированных выставок, ярмарок, фестивалей и иных специализированных мероприятий, проводимых в соответствии с законодательством.

Запрещается распространение религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов религиозного содержания вне помещений и мест, указанных в части девятой настоящей статьи, в том числе путем раздачи по многоквартирным жилым домам и общежитиям, одноквартирным и блокированным жилым домам, дачным домам, в общественном транспорте и на объектах его инфраструктуры и т.д.

Статья 28. Паломническая деятельность

Паломнической деятельностью признается деятельность религиозных организаций:

по организации паломнических поездок;

по установлению, поддержанию и развитию международных связей и контактов в целях организации паломнических поездок.

Религиозные организации имеют исключительное право осуществлять паломническую деятельность непосредственно или путем создания организаций, основной целью деятельности которых является осуществление паломнической деятельности.

Паломническая деятельность может осуществляться религиозными организациями на возмездной и безвозмездной основе с привлечением или без привлечения субъектов туристической деятельности, а также организаций, оказывающих транспортные услуги.

Статья 29. Благотворительная и социальная деятельность религиозных организаций

Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную и социальную деятельность в порядке, установленном законодательством.

Государство может оказывать поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимой культурно-просветительской деятельности и проведению культурных мероприятий в соответствии с законодательством.

Для участия в решении социальных проблем общества религиозными организациями могут создаваться в порядке, установленном законодательством, юридические лица и структурные подразделения по оказанию социальных услуг пожилым гражданам, инвалидам, иным категориям граждан, по социальной реабилитации граждан, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством.

По согласованию с соответствующим областным, Минским городским исполнительным комитетом могут создаваться детские дома при монастырях. Задачи и порядок организации деятельности детских домов при монастырях определяются Министерством образования.

Финансирование расходов, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи, осуществляется за счет спонсорских средств, пожертвований и иных источников, не запрещенных законодательством.

На финансирование расходов детских домов при монастырях могут направляться средства республиканского или местных бюджетов. Условия направления этих средств и порядок финансирования расходов детских домов при монастырях определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Религиозные организации вправе на добровольной основе привлекать граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц для участия в организации богослужений, религиозных обрядов, ритуалов, культов, церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.

Статья 30. Информационная деятельность религиозных организаций

Религиозные объединения в соответствии со своими уставами имеют право учреждать средства массовой информации в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Религиозные организации вправе использовать государственные средства массовой информации в порядке, установленном законодательством.

Статья 31. Подготовка священнослужителей, теологов и религиозного персонала

Религиозные объединения в соответствии со своими уставами имеют право для подготовки священнослужителей, теологов и религиозного персонала создавать духовные учебные заведения.

Граждане, проходящие подготовку в духовных учебных заведениях, пользуются правами и льготами, установленными для студентов государственных учреждений образования.

Духовные учебные заведения осуществляют подготовку священнослужителей, теологов и религиозного персонала, определяют содержание и выдают документы о такой подготовке. Формы документов определяются духовными учебными заведениями самостоятельно. Указанные документы дают право их обладателям осуществлять функции священнослужителей, теологов и религиозного персонала соответствующих религиозных организаций, для которых их уставами определяются обязательные требования к содержанию подготовки священнослужителей, теологов и религиозного персонала.

Статья 32. Международные связи и контакты религиозных организаций и порядок участия в религиозной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства

Религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, подготовки священнослужителей, теологов и религиозного персонала, а также приглашать для этих целей иностранных граждан и лиц без гражданства.

Религиозные объединения имеют право в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, приглашать иностранных граждан и лиц без гражданства в целях занятия религиозной деятельностью в соответствующих религиозных объединениях.

Иностранный гражданин, лицо без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь в течение одного года. Срок занятия религиозной деятельностью в Республике Беларусь при необходимости может продлеваться или сокращаться Уполномоченным по делам религий и национальностей в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 33. Право собственности религиозных организаций

Имущественные отношения религиозных организаций регулируются настоящим Законом, иными актами законодательства, а также уставами религиозных организаций.

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное юридическими или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное другим способом, не противоречащим законодательству, если иное не предусмотрено частью пятой настоящей статьи.

Передача в собственность религиозным организациям для использования в религиозных целях зданий, сооружений и иного имущества религиозного назначения, находящихся в республиканской или коммунальной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством о распоряжении государственным имуществом.

Религиозные организации имеют преимущественное право на передачу им государством культовых зданий (сооружений) с земельными участками, на которых расположены эти культовые здания (сооружения), за исключением тех, которые используются как объекты культурной инфраструктуры.

Имущество, передаваемое религиозными объединениями религиозным общинам, входящим в религиозное объединение, монастырям, монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям, духовным учебным заведениям, закрепляется за указанными религиозными организациями на праве оперативного управления.

Религиозные общины, входящие в религиозное объединение, монастыри, монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения могут передавать культовые здания (сооружения) и иное имущество, переданные им религиозными объединениями на праве оперативного управления, в пользование другим религиозным организациям только с согласия руководящего органа религиозного объединения, в подчинении которого они находятся.

Религиозные организации могут обладать правом собственности на имущество, находящееся за пределами Республики Беларусь.

Имущественные отношения между республиканскими и местными религиозными объединениями, входящими в их состав религиозными организациями осуществляются на основании уставов этих религиозных объединений.

Недвижимое имущество религиозных организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в Республике Беларусь, не может отчуждаться в пользу иностранных юридических и физических лиц.

Религиозные организации обязаны содержать переданное им государством в собственность недвижимое имущество, в том числе недвижимое имущество, которому придан статус историко-культурной ценности, в надлежащем состоянии в соответствии с законодательством.

Статья 34. Пользование имуществом, находящимся в собственности юридических и физических лиц

Религиозные организации в пределах территории деятельности могут использовать для своих нужд здания, сооружения и иное имущество, предоставляемые им на условиях договоров, заключаемых религиозными организациями с юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Споры по вопросам, касающимся владения и пользования зданиями, сооружениями и иным имуществом, полученными религиозными организациями на условиях договоров от юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, разрешаются в судебном порядке.

Статья 35. Предпринимательская деятельность религиозных организаций

Религиозные организации являются некоммерческими организациями. Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, а также соответствующую этим целям.

Статья 36. Распоряжение имуществом ликвидированных религиозных организаций

При ликвидации религиозных организаций имущество, переданное им на безвозмездной основе в собственность (пользование) государством, а также переданное им в пользование юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, возвращается государству, лицам, передавшим имущество.

При ликвидации религиозных организаций распоряжение находившимся в их собственности имуществом осуществляется в соответствии с их уставами и законодательством.

На имущество культового назначения, находящееся в собственности религиозных организаций, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества культового назначения, на которые не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 4
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОТНОШЕНИЙ В РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И РЕЛИГИОЗНОГО ПЕРСОНАЛА В РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Статья 37. Регулирование трудовых отношений в религиозных организациях

Трудовые отношения в религиозных организациях с работниками из числа религиозного персонала регулируются законодательством о труде.

Статья 38. Условия деятельности священнослужителей и религиозного персонала в религиозных организациях

Религиозные организации определяют условия деятельности священнослужителей и религиозного персонала, а также требования к ним, в том числе в части прохождения подготовки, в соответствии со своими уставами.

Статья 39. Государственное социальное страхование и социальное обеспечение лиц, работающих в религиозных организациях

Государственное социальное страхование и социальное обеспечение лиц, работающих в религиозных организациях, осуществляются в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 5
КОНТРОЛЬ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ИХ УСТАВАМ

Статья 40. Контроль за соответствием деятельности религиозных организаций законодательству и их уставам

Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за соответствием деятельности религиозных организаций Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам.

Статья 41. Письменное предупреждение

В случаях нарушения религиозной организацией требований настоящего Закона (за исключением требований, установленных абзацами вторым–пятым части десятой статьи 8 настоящего Закона), иных актов законодательства либо осуществления деятельности, противоречащей уставу религиозной организации, регистрирующий орган выносит письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, которое в трехдневный срок направляется руководящему органу религиозной организации.

Религиозная организация обязана письменно сообщить в регистрирующий орган об устранении нарушений, послуживших основанием для вынесения письменного предупреждения, и представить подтверждающие документы не позднее чем в трехдневный срок по истечении срока устранения нарушений, установленного в письменном предупреждении.

Если нарушения, указанные в части первой настоящей статьи, в установленный регистрирующим органом срок не были устранены либо имели место повторно в течение года после вынесения письменного предупреждения, регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. При этом регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении деятельности религиозной организации до вынесения судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

Решение о приостановлении деятельности религиозной организации в трехдневный срок со дня его принятия направляется регистрирующим органом в письменной форме руководителю (руководящему органу) религиозной организации.

Статья 42. Последствия приостановления деятельности религиозных организаций

В случае приостановления деятельности религиозная организация не вправе осуществлять религиозную, предпринимательскую и иную деятельность, выступать в качестве учредителя средств массовой информации и иных юридических лиц, перечислять с текущего банковского (расчетного) счета денежные средства иным лицам, за исключением случаев уплаты платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды и иных обязательных платежей, расчетов по ранее заключенным гражданско-правовым и трудовым договорам, возмещения вреда, причиненного действиями религиозной организации.

В случае принятия судом решения об отказе в ликвидации религиозной организации, вынесения определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения религиозная организация возобновляет свою деятельность со дня вступления в силу соответствующего судебного постановления.

Сведения о приостановлении (возобновлении) деятельности религиозной организации вносятся регистрирующим органом в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

 

Председатель Верховного Совета Республики Беларусь

С.Шушкевич