ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 марта 2022 г. № 112
О Национальном плане действий по снижению выбросов диоксида углерода эксплуатантами гражданских воздушных судов Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Национальный план действий по снижению выбросов диоксида углерода эксплуатантами гражданских воздушных судов Республики Беларусь (далее – Национальный план) (прилагается).
2. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, иным организациям учитывать положения Национального плана при подготовке проектов прогнозов, программ, планов действий, схем и других документов, затрагивающих вопросы сокращения выбросов диоксида углерода.
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Премьер-министр Республики Беларусь |
Р.Головченко |
|
УТВЕРЖДЕНО Постановление |
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН
действий по снижению выбросов диоксида углерода эксплуатантами гражданских воздушных судов Республики Беларусь
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
С 2019 года Республика Беларусь осуществляет поэтапное внедрение глобальной системы рыночных мер для международной авиации посредством системы компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (далее – CORSIA), принятой резолюцией А39-3 на 39-й сессии Ассамблеи Международной организации гражданской авиации (далее – ИКАО). Одним из элементов CORSIA является национальный план действий (далее – SAP).
В 2010 году ИКАО выступила с инициативой создания странами-участницами SAP по снижению выбросов диоксида углерода эксплуатантами гражданских воздушных судов. Согласно этой инициативе все государства – члены ИКАО обязаны разработать на национальном уровне долгосрочную стратегию борьбы с изменением климата для сектора международной авиации с участием всех заинтересованных сторон. Обобщение результатов реализации SAP позволит ИКАО выявить прогресс в достижении целей по ограничению или уменьшению эмиссии диоксида углерода, оказывающей влияние на глобальное изменение климата, поставленных в резолюции A37-19 и подтвержденных в резолюциях A38-18, A39-2 и A40-18 Ассамблеи ИКАО.
Национальный план разработан на основании требований Doc 9988 ИКАО «Инструктивный материал по разработке национальных планов действий по уменьшению эмиссии СО2» (далее – Руководство ИКАО).
Для целей Национального плана нижеприведенные термины имеют следующие значения:
A-CDM (Airport Collaborative Decision Making) – система совместного принятия решений;
AMAN (Arrival Manager) – диспетчер прибытия;
CCO (Continuous Climb Operations) – система непрерывного набора высоты;
CCR (Corsia Central Registry) – Центральный реестр CORSIA;
CDO (Continuous Descent Operations) – система непрерывного снижения высоты;
EU ETS (European Union Emissions Trading System) – система торговли эмиссиями Европейского союза;
GSE (Ground Service Equipment) – оборудование наземного обслуживания техники;
MRV (Monitoring, Reporting and Verification) – система мониторинга, отчетности и верификации;
PBN (Performance Based Navigation) – навигация на основе эксплуатационных характеристик;
PBN STAR – стандартный маршрут прибытия по приборам;
RNAV (Remote Area Navigation) – метод самолетовождения с применением средств зональной навигации;
SARPs (Standards and Recommended Practices) – стандарты и рекомендуемые практики ИКАО.
Реализация Национального плана позволит Республике Беларусь содействовать достижению целей ИКАО в области реализации мер CORSIA, предотвращения опасных изменений климата и снижения концентрации парниковых газов в атмосфере.
ГЛАВА 2
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
На 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата 12 декабря 2015 г. принято Парижское соглашение к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, которое направлено на реализацию резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года», поддержку экологической целостности, возобновляемых источников энергии и зеленой экономики, передачу высокоэффективных технологий, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к изменяющемуся климату.
Органом, ответственным за выполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь по указанному Парижскому соглашению, определено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В Республике Беларусь разработан ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны окружающей среды, а также выбросов парниковых газов и ведения их кадастра.
Продвижение SARPs осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций (далее – Минтранс).
Так, в рамках имплементации тома IV «Система компенсации и сокращения выбросов углерода (CORSIA)» приложения 16 «Охрана окружающей среды» к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 мая 2020 г. № 27 утверждены авиационные правила «Мониторинг, отчетность и верификация годовой эмиссии диоксида углерода гражданских воздушных судов Республики Беларусь».
Кроме того, по инициативе Европейского (Североатлантического) бюро ИКАО в 2020 году в Департаменте по авиации Минтранса был назначен координатор CORSIA, на которого возложены следующие функции:
координация работы по формированию и внедрению MRV эмиссии диоксида углерода эксплуатантами гражданских воздушных судов;
расчет суммарной эмиссии диоксида углерода эксплуатантами гражданских воздушных судов с последующей подачей в ИКАО обобщенного отчета;
внесение данных в CCR;
разработка и своевременная корректировка Национального плана;
участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, а также заключений, отзывов по проектам документов, поступающих из ИКАО.
В процессе подготовки Национального плана Департаментом по авиации Минтранса в целях взаимодействия с ИКАО и со всеми заинтересованными сторонами был назначен координатор SAP.
ГЛАВА 3
ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И УСЛОВИЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Гражданская авиация Республики Беларусь является одним из наиболее динамично развивающихся видов транспорта и занимает достойное место на мировом рынке авиационных услуг, соответствуя всем международным требованиям безопасности полетов, надежности и качества авиаперевозок. Этому способствовала целенаправленная работа в рамках подпрограммы 4 «Развитие гражданской авиации Республики Беларусь» Государственной программы развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2016 г. № 345, по обновлению парка воздушных судов, модернизации инфраструктуры аэропортов, средств аэронавигационного обеспечения, спецтехники и технологического оборудования, развитию сервисных услуг.
Завершены крупномасштабные инфраструктурные проекты по строительству второй искусственной взлетно-посадочной полосы (далее – ИВПП) в Национальном аэропорту Минск и реконструкции аэродрома Орша. В результате обеспечена возможность осуществления международных полетов воздушных судов всех типов без ограничений в сложных метеорологических условиях, что также расширило возможности двух свободных экономических зон – «Минск» и «Витебск».
Начата опытная эксплуатация центра управления воздушным движением в Смолевичском районе, что позволит обеспечить совершенствование системы управления движением воздушного транспорта посредством внедрения современных технологий.
Реализован проект по строительству нового авиаремонтного завода на территории, прилегающей к Национальному аэропорту Минск, и создана новая, современная база для технического обслуживания и ремонта воздушных судов зарубежного производства.
Итоги работы авиационных организаций за 2015–2019 годы свидетельствуют об устойчивых положительных тенденциях развития гражданской авиации Республики Беларусь. В 2020 году произошло снижение производственных показателей деятельности авиационных организаций, обусловленное ограничениями на перемещение населения в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 (таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели деятельности авиационных организаций Республики Беларусь за 2015–2020 годы
Наименование показателя |
Единица измерения |
Годы |
Темпы роста в 2020 году к уровню 2015 года, процентов |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
Пассажирооборот |
млн. пассажиро-километров |
3163,5 |
3247,1 |
3949,1 |
4628,5 |
5967,5 |
2854,7 |
90,2 |
Грузооборот |
млн. тонно-километров |
47,9 |
88,6 |
66,5 |
63,5 |
48,5 |
76,4 |
159,5 |
Количество обслуженных пассажиров в аэропортах |
млн. человек |
2,9 |
3,5 |
4,2 |
4,7 |
5,3 |
2,0 |
69,0 |
Объем обработанного груза |
тыс. тонн |
16,7 |
17,3 |
18,5 |
18,5 |
20,4 |
20,5 |
122,8 |
Объем оказанных аэронавигационных услуг на маршруте (полеты) |
тыс. полетов |
263,3 |
277,7 |
292,8 |
320,7 |
329,6 |
138,0 |
52,4 |
В настоящее время в республике зарегистрировано семь авиакомпаний, пять из которых грузовые.
ОАО «Авиакомпания «Белавиа» является основным пассажирским авиаперевозчиком, имеющим в эксплуатации современные воздушные суда зарубежного производства, приобретенные в собственность или с задействованием схем лизинга. На 10 декабря 2021 г. воздушный флот авиакомпании насчитывал 14 самолетов: «Boeing 737-8» – 1 единица, «Boeing 737-800» – 5 единиц, «Boeing 737-500» – 1 единица, «Boeing 737-300» – 2 единицы, «Embraer 195» – 4 единицы, «Embraer 175» – 1 единица.
ОАО «ТАЕ Авиа» работает на рынке грузовых авиаперевозок (негабаритные и тяжелые грузы), а также оказывает услуги по техническому обслуживанию воздушных судов Ил-76. В эксплуатации авиакомпании находятся два воздушных судна Ил-76 и одно «Boeing 747-329SF». Для увеличения парка авиакомпанией прорабатываются варианты приобретения на условиях лизинга воздушных судов «Boeing 747-400F/ERF» в 2022–2023 годах и «Boeing 767-300F» в 2025 году.
ОАО «Авиакомпания Гродно» выполняет грузовые перевозки по внутренним и международным авиалиниям, а также авиационные работы в воздушном пространстве Республики Беларусь и за ее пределами (авиационно-химические и транспортно-связные работы, лазерное сканирование, сканирование в ИК-спектре, воздушная съемка, десантирование парашютистов и обзорные полеты). В распоряжении авиакомпании имеются самолеты: Ан-30 – 1 единица, Ан-32 – 1 единица, Ан-12 – 3 единицы, Ан-2 – 11 единиц.
К наиболее крупным частным авиакомпаниям относятся:
ПУП «РубиСтар» (эксплуатируемые типы воздушных судов – Ан-12, Ил-76, «Boeing 747», осуществляет коммерческие грузовые воздушные перевозки);
ООО «ГЕНЕКС» (эксплуатируемый тип воздушных судов – Ан-26Б, осуществляет коммерческие грузовые воздушные перевозки);
ООО «Авиакомпания Рада» (эксплуатируемый тип воздушных судов – Ил-62МГр, осуществляет коммерческие грузовые воздушные перевозки);
ЗАО «Авиакомпания «БайСкай» (эксплуатируемый тип воздушных судов – «Pilatus», осуществляет нерегулярные коммерческие пассажирские и грузовые воздушные перевозки).
На 1 января 2022 г. в Республике Беларусь зарегистрировано:
6 международных аэропортов (согласно Государственному реестру аэродромов гражданской авиации Республики Беларусь), имеющих высокий класс взлетно-посадочных полос в соответствии с классификацией ИКАО: Брест, Витебск, Могилев, Гомель, Гродно, Национальный аэропорт Минск;
1 аэродром, открытый для международных полетов, – Орша;
11 сертифицированных аэродромов (согласно Государственному реестру аэродромов гражданской авиации Республики Беларусь): Витебск, Могилев, Минск-2, Орша, Липки, Старинки, Брест, Гомель, Гродно, Мачулищи, Беллесавиа (Витебск);
вертодром Ждановичи (готовится к сертификации на право годности к эксплуатации);
9 временных аэродромов (посадочных площадок).
Лидером по объему обслуженных пассажирских воздушных перевозок является Национальный аэропорт Минск (95 процентов), предоставляющий весь комплекс аэропортовых услуг. В аэропорту функционируют две ИВПП, оснащенные современным оборудованием, что позволяет принимать воздушные суда всех типов без ограничений в сложных метеорологических условиях. Первая ИВПП длиной 3641 метр и шириной 60 метров, вторая – 3700 метров и 60 метров соответственно.
После введения в эксплуатацию второй ИВПП РУП «Национальный аэропорт Минск» приступило к реализации инвестиционного проекта по реконструкции первой ИВПП (предынвестиционная и проектная стадии).
Укреплению позиций Республики Беларусь на рынках авиационных услуг и освоению новых рынков способствует работа по расширению международного сотрудничества. Заключено 47 межправительственных соглашений о воздушном сообщении.
Аэронавигационная система нашей страны обеспечивает ускоренный и непрерывный поток воздушных судов в воздушном пространстве Республики Беларусь, а также безопасность полетов и организуется с учетом потребностей пользователей. Она включает органы управления воздушным движением, метеорологического и радиотехнического обслуживания, разработки аэронавигационных карт, схем вылетов и заходов на посадку, предоставления пользователям воздушного пространства аэронавигационной информации, авиационного поиска и аварийно-спасательного обеспечения полетов.
Аэронавигационное обслуживание воздушного движения осуществляется в воздушном пространстве на площади 207 600 кв. километров. В интересах пользователей в Республике Беларусь введен 61 маршрут обслуживания воздушного движения. Протяженность сети международных маршрутов составляет 22 543 километра.
Для обслуживания воздушного движения и управления воздушными судами организован Минский районный диспетчерский центр, на всех международных аэродромах (областные центры и г. Орша) функционируют аэродромные органы обслуживания воздушного движения. На территории республики установлены восемь радиолокационных станций, иные радионавигационные системы и средства радиосвязи, которые в полной мере удовлетворяют потребности в обслуживании воздушного движения.
ГЛАВА 4
БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ И ПРОГНОЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА УРОВЕНЬ ВЫБРОСОВ ДИОКСИДА УГЛЕРОДА
Базовый сценарий эмиссии диоксида углерода определяет количественный объем перевозок и потребления топлива за 2010–2020 годы. На его основе составляется прогноз до 2050 года без учета мер, предусмотренных Национальным планом.
Базовый расчет основан на данных об объемах перевозок и потребленного топлива в предыдущие годы, а также на расчете коэффициента топливной эффективности.
Для расчета базового уровня эмиссии диоксида углерода использовался метод b Руководства ИКАО.
Потребление топлива, трафик, выраженный в коммерческих тонно-километрах (далее – КТК), проанализированы, и расчет эмиссии диоксида углерода эксплуатантами гражданских воздушных судов Республики Беларусь при выполнении международных полетов* за 2010–2020 годы (таблица 2) произведен на основе данных статистической отчетности авиационных организаций.
Эмиссия диоксида углерода равняется произведению массы реактивного топлива, сконвертированного из литров в тонны, и коэффициента конверсии. Для конвертации объема реактивного топлива, измеряемого в тоннах, в литры использовалась плотность 0,8 кг/л.
Для перевода массы реактивного топлива в эмиссию диоксида углерода использован коэффициент конверсии 3,16 (килограмм диоксида углерода/килограмм топлива) для обычных видов топлива.
______________________________
* Учет эмиссии диоксида углерода при международных полетах ведется согласно Руководству ИКАО (международные рейсы, выполняемые всеми эксплуатантами гражданских воздушных судов, зарегистрированными в Республике Беларусь).
Таблица 2
Расчет эмиссии диоксида углерода эксплуатантов гражданских воздушных судов Республики Беларусь при выполнении международных полетов за 2010–2020 годы
Год |
КТК |
Расход топлива, тонн |
Эмиссия диоксида углерода, тонн |
2010 |
203 305,4 |
110 525,9 |
349 261,8 |
2011 |
190 150,2 |
99 535,2 |
314 531,2 |
2012 |
236 189,3 |
108 093,0 |
341 573,9 |
2013 |
276 031,1 |
120 995,7 |
382 346,4 |
2014 |
372 168,8 |
163 971,6 |
518 150,3 |
2015 |
389 318,0 |
167 465,0 |
529 189,4 |
2016 |
434 303,6 |
182 328,3 |
576 157,4 |
2017 |
471 995,7 |
185 433,6 |
585 970,2 |
2018 |
537 655,7 |
206 150,4 |
651 435,3 |
2019 |
645 235,4 |
215 849,7 |
682 085,1 |
2020 |
361 822,5 |
138 558,4 |
437 844,5 |
Негативные последствия распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 году и их влияние на авиационную индустрию Республики Беларусь отразились на показателе КТК. Темпы роста КТК в 2020 году к уровню 2019 года составили 56,1 процента, к уровню 2015 года – 92,9 процента, а к уровню 2010 года – 178 процентов.
Снижение КТК эксплуатантов гражданских воздушных судов по итогам 2020 года повлекло уменьшение расхода топлива: 64,2 процента по отношению к 2019 году. Темпы роста расхода топлива в 2020 году по отношению к уровню 2015 года составили 82,7 процента, а к уровню 2010 года – 125,4 процента.
Как следствие, эмиссия диоксида углерода при выполнении международных рейсов в 2020 году снизилась на 17,3 процента по сравнению с 2015 годом и возросла на 25,4 процента по сравнению с 2010 годом.
Коэффициент топливной эффективности эксплуатантов гражданских воздушных судов в 2010–2020 годах рассчитан в соответствии с Руководством ИКАО путем отношения расхода топлива к показателю КТК (таблица 3).
Таблица 3
Расчет коэффициента топливной эффективности эксплуатантов гражданских воздушных судов Республики Беларусь при выполнении международных полетов в 2010–2020 годах
Год |
Расход топлива, тонн |
КТК |
Коэффициент топливной эффективности |
2010 |
110 525,9 |
203 305,4 |
0,5436 |
2011 |
99 535,2 |
190 150,2 |
0,5235 |
2012 |
108 093,0 |
236 189,3 |
0,4577 |
2013 |
120 995,7 |
276 031,1 |
0,4383 |
2014 |
163 971,6 |
372 168,8 |
0,4406 |
2015 |
167 465,0 |
389 318,0 |
0,4301 |
2016 |
182 328,3 |
434 303,6 |
0,4198 |
2017 |
185 433,6 |
471 995,7 |
0,3929 |
2018 |
206 150,4 |
537 655,7 |
0,3834 |
2019 |
215 849,7 |
645 235,4 |
0,3345 |
2020 |
138 558,4 |
361 822,5 |
0,3829 |
Данный коэффициент определяет эффективность использования топлива (в литрах) на тонну перевозимой доходной нагрузки (пассажиров, грузов и почты).
Эффективность находящихся в эксплуатации гражданских воздушных судов имеет положительную динамику и находится в диапазоне 0,3345–0,5436.
Среднегодовое изменение топливной эффективности в 2010–2020 годах согласно оптимальному линейному приближению составляет минус 3,19 процента (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика коэффициента топливной эффективности эксплуатантов гражданских воздушных судов Республики Беларусь при выполнении международных полетов в 2010–2020 годах
С учетом базового сценария произведен прогноз динамики КТК, расхода топлива, коэффициента топливной эффективности и эмиссии диоксида углерода согласно приложению 1.
Для прогнозирования изменения показателя КТК в Республике Беларусь использовались региональные прогнозы ИКАО до 2050 года (циркуляр 333), согласно которым среднегодовой рост КТК в Европе прогнозируется на уровне 4,7 процента.
По предварительной оценке, темпы роста КТК в Республике Беларусь по итогам 2050 года к уровню 2020 года составят 396,6 процента (рисунок 2).
Для аппроксимации изменений топливной эффективности на период до 2050 года используется линейный показатель (минус 1,03 процента). Тенденции увеличения топливной эффективности планируется достичь за счет обновления парка воздушных судов Республики Беларусь.
Прогноз динамики коэффициента топливной эффективности эксплуатантов гражданских воздушных судов Республики Беларусь, выполняющих международные полеты, показывает его линейное снижение начиная с 2020 года (рисунок 3).
Рисунок 2. Прогноз динамики КТК эксплуатантов гражданских воздушных судов Республики Беларусь при выполнении международных полетов до 2050 года
Рисунок 3. Прогноз динамики коэффициента топливной эффективности эксплуатантов гражданских воздушных судов Республики Беларусь при выполнении международных полетов до 2050 года
С учетом прогнозируемого изменения КТК и коэффициента топливной эффективности рассчитан расход топлива эксплуатантов гражданских воздушных судов Республики Беларусь на период до 2050 года.
Согласно прогнозу темпы роста расхода топлива в 2050 году к уровню 2020 года составят 290,7 процента (рисунок 4).
Рисунок 4. Прогноз динамики расхода топлива (в тоннах) эксплуатантов гражданских воздушных судов Республики Беларусь при выполнении международных полетов до 2050 года
Произведенные расчеты позволяют спрогнозировать объемы эмиссии диоксида углерода до 2050 года.
При линейном улучшении коэффициента топливной эффективности и одновременном увеличении показателя КТК будет происходить постепенное увеличение эмиссии диоксида углерода (рисунок 5).
Рисунок 5. Прогноз динамики эмиссии диоксида углерода (в тоннах) эксплуатантов гражданских воздушных судов Республики Беларусь при выполнении международных полетов до 2050 года
Таким образом, несмотря на рост расхода топлива и выбросов диоксида углерода эксплуатантами гражданских воздушных судов Республики Беларусь, обусловленный увеличением КТК до 2050 года, прогнозируется улучшение коэффициента топливной эффективности.
ГЛАВА 5
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА
Цель Национального плана – повышение топливной эффективности и сокращение эмиссии диоксида углерода эксплуатантами гражданских воздушных судов Республики Беларусь.
На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач:
усовершенствование технологий и стандартов;
применение устойчиво производимых видов авиационного топлива;
эксплуатационные усовершенствования;
использование рыночных мер.
Национальным планом предусматривается выполнение организациями, подчиненными Минтрансу, и негосударственными организациями в области гражданской авиации мероприятий по снижению выбросов диоксида углерода эксплуатантами гражданских воздушных судов Республики Беларусь согласно приложению 2.
Координатором выполнения мероприятий Национального плана является Минтранс.
ГЛАВА 6
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА
Прогноз динамики расхода топлива, коэффициента топливной эффективности и эмиссии диоксида углерода до 2050 года с учетом выполненных мероприятий Национального плана представлен в приложении 1.
Результатами реализации мероприятий Национального плана станут:
ежегодное снижение расхода реактивного топлива эксплуатантов гражданских воздушных судов Республики Беларусь в среднем на 0,9 процента (рисунок 6);
улучшение коэффициента топливной эффективности эксплуатантов гражданских воздушных судов Республики Беларусь к 2050 году на 27 процентов по сравнению с 2020 годом (рисунок 7);
ежегодное снижение выбросов диоксида углерода в среднем на 0,9 процента (рисунок 8).
Рисунок 6. Прогноз динамики расхода топлива (в тоннах) эксплуатантов гражданских воздушных судов Республики Беларусь при выполнении международных полетов до 2050 года (с учетом сценариев)
Рисунок 7. Прогноз динамики коэффициента топливной эффективности эксплуатантов гражданских воздушных судов Республики Беларусь при выполнении международных полетов до 2050 года (с учетом сценариев)
Рисунок 8. Прогноз динамики эмиссии диоксида углерода (в тоннах) эксплуатантов гражданских воздушных судов Республики Беларусь при выполнении международных полетов до 2050 года (с учетом сценариев)
Таким образом, реализация мероприятий Национального плана позволит достигнуть положительной динамики всех показателей, влияющих на снижение выбросов диоксида углерода эксплуатантами гражданских воздушных судов Республики Беларусь.
ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Национальный план должен обновляться раз в три года.
Исполнители мероприятий Национального плана раз в три года представляют в Минтранс предложения для формирования мероприятий по выполнению Национального плана на последующий период.
Минтранс на основании указанных предложений разрабатывает мероприятия по выполнению Национального плана, согласовывает их с заинтересованными и представляет для утверждения.
После утверждения Национальный план направляется в ИКАО.
Исполнители мероприятий Национального плана ежегодно до 1 апреля представляют в Минтранс отчет об их выполнении.
|
Приложение 1 к Национальному плану действий |
ПРОГНОЗ ДИНАМИКИ
КТК, расхода топлива, коэффициента топливной эффективности и эмиссии диоксида углерода до 2050 года
Год |
КТК |
Расход топлива, тонн |
Коэффициент топливной эффективности |
Эмиссия диоксида углерода, тонн |
|||
базовый сценарий |
сценарий после выполнения мероприятий |
базовый сценарий |
сценарий после выполнения мероприятий |
базовый сценарий |
сценарий после выполнения мероприятий |
||
2020 |
361 822,5 |
138 558,4 |
137 325,2 |
0,3829 |
0,3795 |
437 844,5 |
433 947,7 |
2025 |
455 228,0 |
165 532,8 |
164 059,6 |
0,3636 |
0,3604 |
523 083,7 |
518 428,3 |
2030 |
572 746,4 |
197 758,6 |
195 998,6 |
0,3453 |
0,3422 |
624 917,2 |
619 355,4 |
2035 |
720 602,5 |
236 258,1 |
234 155,4 |
0,3279 |
0,3249 |
746 575,5 |
739 931,0 |
2040 |
906 628,1 |
282 252,6 |
279 740,5 |
0,3113 |
0,3086 |
891 918,1 |
883 980,0 |
2045 |
1 140 676,7 |
337 201,2 |
334 200,2 |
0,2956 |
0,293 |
1 065 555,9 |
1 056 072,5 |
2050 |
1 435 145,6 |
402 847,3 |
399 261,9 |
0,2807 |
0,2782 |
1 272 997,4 |
1 261 667,7 |
|
Приложение 2 к Национальному плану действий |
МЕРОПРИЯТИЯ
по снижению выбросов диоксида углерода эксплуатантами гражданских воздушных судов Республики Беларусь
Наименование мероприятия |
Тип меры |
Срок реализации, годы |
Исполнитель |
Ожидаемый эффект, единица измерения |
Прогнозный показатель |
Задача 1. Усовершенствование технологий и стандартов |
|||||
1. Модернизация флота воздушных судов за счет: 1.1. приобретения 7 топливоэффективных воздушных судов*: «Boeing 737-8» (5 единиц) «Embraer 195-Е2» (2 единицы) 1.2. вывода из эксплуатации 5 воздушных судов старой модификации: «Boeing 737-500» (1 единица) «Boeing 737-300» (2 единицы) «Boeing 737-800» (2 единицы) |
эксплуатационная |
2022–2025 |
ОАО «Авиакомпания «Белавиа» |
сокращение расхода топлива, тонн |
5 536,8 |
улучшение коэффициента топливной эффективности |
0,005 |
||||
сокращение эмиссии диоксида углерода, тонн |
17 496,5 |
||||
2. Приобретение 2 топливоэффективных дальнемагистральных широкофюзеляжных воздушных судов* |
» |
2022–2025 |
ОАО «ТАЕ Авиа» |
сокращение расхода топлива, тонн |
5 375,7 |
улучшение коэффициента топливной эффективности |
0,007 |
||||
сокращение эмиссии диоксида углерода, тонн |
16 987,1 |
||||
Задача 2. Применение устойчиво производимых видов авиационного топлива |
|||||
3. Перевод GSE на экологически чистые виды топлива |
эксплуатационная |
2022–2025 |
РУП «Национальный аэропорт Минск» |
сокращение расхода топлива, тонн |
5 375,7 |
улучшение коэффициента топливной эффективности |
0,007 |
||||
сокращение эмиссии диоксида углерода, тонн |
16 987,1 |
||||
4. Использование инновационного биологически чистого топлива |
» |
2035–2050 |
эксплуатанты гражданских воздушных судов |
сокращение расхода топлива, тонн |
17 202,2 |
улучшение коэффициента топливной эффективности |
0,024 |
||||
сокращение эмиссии диоксида углерода, тонн |
54 358,7 |
||||
Задача 3. Эксплуатационные усовершенствования |
|||||
5. Внедрение концепции A-CDM в Национальном аэропорту Минск* |
эксплуатационная |
2022–2025 |
государственное предприятие «Белаэронавигация» |
– |
– |
6. Внедрение менеджера AMAN в службе воздушного движения Минского аэродромного диспетчерского центра* |
» |
2022–2025 |
» |
– |
– |
7. Совершенствование работы вспомогательных средств аэровокзала |
» |
2022 |
РУП «Национальный аэропорт Минск» |
сокращение расхода топлива, тонн |
1 075,1 |
улучшение коэффициента топливной эффективности |
0,002 |
||||
сокращение эмиссии диоксида углерода, тонн |
3 397,4 |
||||
8. Модернизация аэровокзального комплекса РУП «Национальный аэропорт Минск» (четвертая очередь строительства)* |
» |
2022 |
» |
сокращение расхода топлива, тонн |
1 075,1 |
улучшение коэффициента топливной эффективности |
0,002 |
||||
сокращение эмиссии диоксида углерода, тонн |
3 397,4 |
||||
9. Уменьшение на 1 процент полетного времени за счет спрямления запланированных маршрутов, использование CCO (CDO), RNAV (PBN), PBN STAR по согласованию с пунктами организации воздушного движения |
» |
2022–2025 |
эксплуатанты гражданских воздушных судов |
сокращение расхода топлива, тонн |
4 781,8 |
улучшение коэффициента топливной эффективности |
0,0046 |
||||
сокращение эмиссии диоксида углерода, тонн |
15 110,6 |
||||
10. Руление после посадки на двух работающих двигателях |
» |
2022–2025 |
» |
сокращение расхода топлива, тонн |
5 375,7 |
улучшение коэффициента топливной эффективности |
0,007 |
||||
сокращение эмиссии диоксида углерода, тонн |
16 987,1 |
||||
11. Повышение коэффициента коммерческой загрузки |
» |
2022–2025 |
» |
сокращение расхода топлива, тонн |
5 375,7 |
улучшение коэффициента топливной эффективности |
0,007 |
||||
сокращение эмиссии диоксида углерода, тонн |
16 987,1 |
||||
12. Использование визуальных заходов на посадку при благоприятных метеоусловиях |
» |
2022–2025 |
» |
сокращение расхода топлива, тонн |
5 375,7 |
улучшение коэффициента топливной эффективности |
0,007 |
||||
сокращение эмиссии диоксида углерода, тонн |
16 987,1 |
||||
13. Реконструкция первой ИВПП РУП «Национальный аэропорт Минск»* |
» |
2022–2025 |
РУП «Национальный аэропорт Минск» |
сокращение расхода топлива, тонн |
5 375,7 |
улучшение коэффициента топливной эффективности |
0,007 |
||||
сокращение эмиссии диоксида углерода, тонн |
16 987,1 |
||||
14. Реконструкция перрона, усовершенствование схемы расстановки и движения воздушных судов аэродрома Гродно* |
» |
2022–2025 |
государственное предприятие «Белаэронавигация» |
– |
– |
15. Улучшение GSE (установка системы спутникового контроля и мониторинга транспорта «Навигатор – С2010») |
» |
2022–2025 |
РУП «Национальный аэропорт Минск» |
сокращение расхода топлива, тонн |
5 375,7 |
улучшение коэффициента топливной эффективности |
0,007 |
||||
сокращение эмиссии диоксида углерода, тонн |
16 987,1 |
||||
Задача 4. Использование рыночных мер |
|||||
16. Участие в CORSIA |
рыночная |
2022–2025 |
эксплуатанты гражданских воздушных судов |
– |
– |
17. Включение в EU ETS |
» |
2023–2050 |
» |
– |
– |
18. Создание единого центра по мониторингу экологической ситуации в области гражданской авиации Республики Беларусь |
» |
2022–2025 |
учреждение образования «Белорусская государственная академия авиации» |
– |
– |
______________________________
* Объем и источники финансирования мероприятия предусмотрены Государственной программой «Транспортный комплекс» на 2021–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2021 г. № 165.