/ / / «Становление и развитие органов внутренних дел Республики Беларусь»

«Становление и развитие органов внутренних дел Республики Беларусь» (Бачила В.В., Вишневский А.Ф., Жмуровский А.С., Мурашко А.И.)

Анализируется вековой путь эволюции белорусской милиции от народной 1917 года до современных органов внутренних дел. Рассматриваются основные тенденции ее развития и деятельности в периоды зарождения белорусской государственности, 20–30-е годы ХХ века, Великой Отечественной войны, послевоенные годы и в период суверенной Республики Беларусь.

История органов внутренних дел Беларуси – это неотъемлемая часть истории белорусского народа и государства. Во все времена деятельность и совершенствование любого правоохранительного органа происходит на основе накопленного исторического опыта. Современное состояние милиции республики является итогом ее длительной эволюции, накопления, обобщения и использования наиболее оптимальных и эффективных форм работы. Без понимания этого невозможно объективно оценить значение органов внутренних дел в белорусском обществе сегодня.

Зарождение белорусской милиции связано с революционными событиями 1917 года, когда на смену царской полиции пришла народная милиция Временного правительства, а после октября – советская рабочая и рабоче-крестьянская милиция, наследницей которой является современная милиция Республики Беларусь.

События Февральской революции 1917 года привели к образованию новых правоохранительных органов для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Временным правительством принимаются постановления «О ликвидации корпуса жандармов» (06.03.1917), «Об упразднении Департамента полиции» (10.03.1917). Провозглашается замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненной органам местного самоуправления. Правовые основы организации и деятельности народной милиции были определены в постановлении «Об учреждении милиции» и во «Временном положении о милиции», изданных 17 апреля 1917 г. Вместо полиции учреждалась милиция как исполнительный орган государственной власти.

4 марта 1917 г. из стен канцелярии гражданского коменданта Минска вышел правовой акт, в котором указывалось, что служащий Всероссийского земского союза Михаил Александрович Михайлов (Михаил Васильевич Фрунзе) назначался временным начальником милиции Всероссийского земского союза по охране порядка в городе.

Именно в этот день отряды боевых дружин рабочих и милиции разоружили полицию, захватили городское полицейское управление, сыскное отделение, взяли под свою охрану важнейшие государственные учреждения, почту и телеграф. Таким образом, 4 марта 1917 г. является днем рождения белорусской милиции. В течение последующих дней (5–10 марта) в Минск пришли сообщения об образовании милиции из городов и уездов, расположенных на территории Западной области, – Невеля, Двинска, Витебска, Лепеля, Велижского, Езерищенского, Суражского уездов, а затем и из других городов и уездов.

Минск являлся центром создания белорусской милиции, которая создавалась как особый вооруженный отряд правопорядка, действовавший в определенных национальных границах.

После Февральской революции процесс строительства демократического государства нового типа в результате столкновения различных политических сил протекал неоднозначно. Многие основополагающие принципы преобразований в экономической, политической и социальной сферах были провозглашены, но не реализованы. Этот противоречивый процесс отражался в государственном строительстве, в том числе и создании правоохранительных органов, замене прежних институтов монархической государственности на более прогрессивные и демократические. Составной частью этого процесса и явилось создание нового органа борьбы с преступностью и охраны общественного порядка – народной милиции.

После победы Октябрьской революции 28 октября (10 ноября) 1917 г. по инициативе В.И.Ленина Народным комиссариатом внутренних дел (далее – НКВД) РСФСР издал постановление «О рабочей милиции», являвшееся нормативным документом, определяющим создание милиции как исполнительного органа Советов рабочих и солдатских депутатов. Местным органам власти предоставлялась свобода в организации милиции. В соответствии с постановлением НКВД «О рабочей милиции» на местах создавались вооруженные формирования трудящихся. Народная милиция, созданная Временным правительством, не ликвидировалась, а реорганизовывалась. Суть реорганизации заключалась в том, что милицию под свой контроль брали органы советской власти, которые проводили чистку личного состава, пополняя ее преданными революции людьми. Таким образом, милиция становилась не только органом охраны общественного порядка, но и органом диктатуры пролетариата.

Большинство исследователей истории советской милиции отмечают, что ее деятельность в большой степени носила политический характер. Являясь вооруженным защитником существующего режима, милиция участвовала в вооруженной борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией, осуществляла реализацию политики «военного коммунизма», содействовала внедрению социалистических методов ведения хозяйства, оказывала «административное содействие местным органам власти».

Формирование милиции на территории Белоруссии проходило в русле общероссийских процессов. Правовой основой ее организации и деятельности являлись нормативные правовые акты РСФСР. Необходимо отметить, что Белоруссия не только распространяла действие нормативных актов РСФСР на своей территории, но и использовала их для разработки своих нормативных актов, регулировавших организацию и деятельность милиции.

В октябре 1918 года НКВД и Наркоматом юстиции РСФСР была утверждена Инструкция об организации советской рабоче-крестьянской милиции, в которой закреплялись правовые основы ее функционирования как штатного государственного органа для охраны общественного порядка. Особенностью оформления правового статуса рабоче-крестьянской милиции являлось закрепление ее классового характера. В Инструкции отмечалось, что «советская милиция стоит на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства. Ее обязанностью является охрана революционного порядка и гражданской безопасности».

Первоначально центральным органом рабоче-крестьянской милиции являлось Управление милиции, созданное на правах подотдела в составе отдела местного управления НКВД РСФСР. В октябре 1918 года оно было реорганизовано в Главное управление милиции НКВД РСФСР – самостоятельное звено НКВД.

10 июня 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первое Положение о рабоче-крестьянской милиции, в котором был обобщен и законодательно закреплен опыт строительства милиции, накопленный в первые годы советской власти. С изданием данного Положения в основном завершился процесс организационного становления советской милиции.

Формирование советской милиции в Белоруссии в 1917–1920-х годах имело свои особенности, обусловленные тем, что на ее территории начиная с 1915 года фактически не прекращались военные действия (Первая мировая война (1914–1918 гг.), Советско-польская война (1919–1921 гг.). Организация милиции в этот период происходила на территориях, занятых Красной Армией и где устанавливалась советская власть.

Усилия по централизации милицейского аппарата Белоруссии были предприняты 13 августа 1920 г., когда руководство Минской губмилиции переименовывается в Управление рабоче-крестьянской милиции республики. В октябре 1920 года, когда Минская губерния была освобождена от польских войск, организовывается центральный орган рабоче-крестьянской милиции советской Белоруссии – Главное управление рабоче-крестьянской милиции (Главмилиция) ССРБ. 30 ноября 1920 г. было принято первое положение об Главмилиции ССРБ. В структурном отношении милиция республики подразделялась на Главмилицию, минскую городскую милицию и шесть органов уездно-городской милиции с резервами.

Переход к мирному строительству требовал выработки Положения о НКВД, точно определяющего его структуру и задачи в новых условиях. 24 мая 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Положение о НКВД. В нем по сравнению с Положением о рабоче-крестьянской милиции от 10 июня 1920 г. была детализирована и уточнена компетенция центрального аппарата милиции. Выделялись такие направления руководства, как порядок учета, комплектования и распределения личного состава, руководство деятельностью уголовно-розыскных учреждений, обеспечение милиции всеми видами довольствия.

Главмилиция ССРБ являлась самостоятельной структурной единицей НКВД ССРБ. Начальник Главмилиции назначался Президиумом ЦИК ССРБ по представлению коллегии НКВД, а начальники отделов Главмилиции назначались и увольнялись НКВД по представлению начальника Главмилиции.

Довольно часто организационная структура органов милиции в 20-е годы XX века подвергалась изменениям, что свидетельствовало о малоэффективности органов отраслевого управления и являлось рецидивом военного коммунизма. Такое положение дел объяснялось, во-первых, реализацией в рамках НКВД общегосударственных мер по режиму экономии материальных средств, упрощению и удешевлению государственного аппарата, а во-вторых, поиском оптимальных организационных форм и отсутствием готовых образцов, которым можно было бы следовать.

Дальнейшие изменения в организационной структуре органов милиции происходят в годы нэпа, когда наметился рост преступлений, посягающих на финансовую и экономическую основу советского государства. Основным направлением деятельности милиции Белоруссии в этот период являлась борьба с имущественными, должностными и контрреволюционными преступлениями, а также с преступлениями, направленными против порядка государственного управления. Следствием создавшейся криминогенной обстановки явился значительный рост объема работы уголовного розыска. Возникла потребность в объединении сил и средств уголовно-розыскных аппаратов. Выход из создавшегося положения виделся в усилении централистских начал в руководстве уголовно-розыскных учреждений.

С целью усиления борьбы с преступностью, согласно приказу НКВД БССР в декабре 1922 года уголовный розыск выделяется из состава главного управления милиции в самостоятельный орган. Создается управление уголовного розыска, непосредственно подчиненное наркому внутренних дел. Таким образом, в БССР в структуре НКВД начали существовать две самостоятельные административные единицы – управление милиции и управление уголовного розыска.

Структура органов милиции и их функции определялись Положением о Народном комиссариате внутренних дел, принятом ЦИК и СНК БССР 3 ноября 1924 г., согласно которому управление уголовного розыска республики объединялось с управлением милиции. Новый орган стал называться управлением милиции и уголовного розыска НКВД БССР. Слияние управления милиции и розыска в единое управление ликвидировало параллелизм и дублирование в руководстве службами, несогласованность в действиях, существенно переписку и отчетность.

В соответствии с Положением об НКВД БССР (1924 г.) на милицию и уголовный розыск возлагалось «проведение в жизнь мероприятий, вытекающих из функций, возложенных на НКВД; поддержание порядка и спокойствия в стране и обеспечение проведения в жизнь постановлений и распоряжений центральной и местной власти; содействие органам всех ведомств при проведении последними в жизнь возложенных на них заданий; общее руководство деятельностью всей милиции и уголовного розыска; разработка положений и инструкций по работе органов милиции и уголовного розыска, разработка вопросов по специальной подготовке и службы в органах милиции и уголовного розыска, а также разработка проектов законоположения и инструкций, регулирующих обучение, быт и прохождение службы личного состава милиции».

Изменения политико-экономических условий жизни общества в 1930-е годы выдвинули новые приоритеты в деятельности милиции, но борьба с преступностью и охрана общественного порядка оставались основными ее направлениями. В этот период организационная структура белорусской милиции менялась в соответствии со стоящими перед государством задачами, а также тенденцией ужесточения внутренней политики.

В связи с изменением общего курса развития страны в декабре 1930 года после ликвидации НКВД союзных и автономных республик милиция была подчинена Объединенному государственному политическому управлению СССР. Однако уже с 1934 года милиция стала составной частью нового НКВД, в компетенцию которого входили государственная безопасность, общественный порядок, пограничная и внутренняя охрана, исполнение уголовных наказаний.

В 1930-е годы широкое распространение получили общественные формирования, содействующие работе органов милиции. В июле 1934 года началось интенсивное развитие служб и подразделений белорусской милиции в составе НКВД БССР.

Сложные социально-экономические и политические условия существования советского государства, связанные с разрушительными последствиями революций и войн, формирование и укрепление административно-командной системы привели к тому, что НКВД стал ключевым институтом в механизме государства. В 1930-е годы определились основные полномочия, сформировались приоритетные направления и методы деятельности, закрепились организационные принципы внутреннего устройства НКВД.

С началом Великой Отечественной войны деятельность белорусской милиции существенно усложнилась. Милиционеры обеспечивали надежную охрану тыла действующей Красной Армии, активно участвовали в боях с фашистами, в создании и деятельности истребительных батальонов, принимали активное участие в организации партизанского движения на оккупированной территории республики.

Вечно в памяти народа останутся героические подвиги защитников Брестской крепости, которую вместе с личным составом 333-го стрелкового полка и пограничниками защищали бойцы 132-го отдельного конвойного батальона войск НКВД. Именно там, где они вели бой, на стене осталась надпись: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина 20/VII-41 г.».

В историю вошли кровопролитные бои у железнодорожного вокзала Бреста, который десять дней защищали сотрудники линейного отдела милиции под командованием начальника старшего лейтенанта милиции А.Я.Воробьева, а также бойцы железнодорожного полка НКВД, пограничники и отряд железнодорожников.

Вместе с красноармейцами защищал Витебск полк милиции, укомплектованный начальствующим и рядовым составом областного управления милиции, городских и районных отделений НКВД, строевых подразделений внутренних дел Витебской и Вилейской средних школ милиции. Командовал полком начальник областного управления милиции А.Л.Радзюк.

Яркую страницу в оборону Могилева вписал милицейский батальон, сформированный 11 июля 1941 г. по инициативе управления НКВД области, под командованием начальника отдела службы и боевой подготовки управления капитана милиции К.Г.Владимирова. Батальон состоял из сотрудников милиции и курсантов Могилевского УНКВД, Могилевской, Минской и Гродненской школ милиции. Батальону предстояло прикрывать железнодорожный узел со стороны Шкловского шоссе. Шесть суток без сна и отдыха бойцы милицейского батальона героически удерживали позиции и не пускали гитлеровские бронетанковые части к Могилеву.

По данным Белорусского штаба партизанского движения в составе отрядов, бригад и соединений народных мстителей на территории республики в годы войны сражались с врагом более 1,8 тысячи сотрудников НКВД – НКГБ. Не случайно медаль № 1 «Партизану Великой Отечественной войны» I степени была вручена работнику милиции, уроженцу Гомельской области Е.И.Осипенко.

Большое количество сотрудников органов внутренних дел за совершенные героические подвиги, за свой вклад в Великую Победу были удостоены правительственных наград. Среди них Герои Советского Союза: В.И.Дроздович, С.А.Пономарев, С.Е.Степук, А.Е.Писаренко, Н.А.Холявкин, А.С.Хмелевский, полные кавалеры орденов Славы: И.П.Янченко, Н.И.Перевозников и многие другие.

В послевоенные годы милиция столкнулась с целым рядом новых проблем: некомплектом и низким образовательным уровнем кадров, высоким уровнем преступности, распространением уголовного и политического бандитизма. Эти трудности были успешно преодолены уже к концу 1940-х годов.

В 1950-е годы была преодолена сложившаяся еще в предвоенное время излишняя централизация управления органами милиции, которые реорганизовывались в управления внутренних дел исполкомов соответствующих Советов депутатов трудящихся.

Начало 1960-х годов в истории милиции прошло под знаком осуществления курса «опоры на общественность» в деле обеспечения правопорядка. Именно в эти годы создаются добровольные народные дружины, молодежные бригады содействия милиции, административные комиссии, товарищеские суды и т.д.

Эпоха 1970-х годов характеризовалась большими успехами в решении проблемы обеспечения служб и подразделений милиции высококвалифицированными специалистами. Реализовывалась идея комплектования милиции путем тщательного отбора лучших представителей трудящихся, партийных и комсомольских работников, подготовленных, грамотных людей. Новый порядок комплектования кадров нашел правовое закрепление в Положении о советской милиции, введенном в действие в июле 1973 года. Именно в этот период органы внутренних дел республики достигли значительных успехов в обеспечении правопорядка.

Замедление темпов экономического развития, социальные противоречия, падение авторитета КПСС и Советов привели к тому, что с 1985 года начался новый этап в развитии системы органов внутренних дел. В ходе перестройки в СССР ускорялись центробежные тенденции, постепенно трансформировалась и деятельность государственных органов, в том числе и милиции. В государственной политике ориентир был сделан, прежде всего, на демократизацию государственного аппарата.

С обретением государственного суверенитета Республикой Беларусь органы внутренних дел выходят на новый современный этап своего развития. Формируется новая правовая база деятельности органов внутренних дел, происходит их структурная реформа, в соответствии с появившимися в это время вызовами и угрозами формируются новые службы и подразделения.

В процессе создания правового фундамента суверенного белорусского государства к органам внутренних дел, их деятельности по обеспечению правопорядка предъявлялись высокие требования.

Примером может служить принятый Верховным Советом БССР 26 февраля 1991 года первый национальный Закон «О милиции», в котором были сформулированы основные задачи милиции, ее структура, правовое положение, гарантии социальной защиты сотрудников. Существенным являлось то, что в Законе указывалось на недопустимость непрофессионального вмешательства в деятельность милиции кого бы то ни было, кроме компетентных органов и должностных лиц. В нем особо подчеркивалось, что органы государственной власти, осуществляя контроль за работой милиции, не имеют права вмешиваться в ее оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность, а также в производство по делам административных правонарушений. Впервые в законодательном порядке были закреплены вопросы гарантий правовой и социальной защиты работников милиции, их права на судебную защиту и профессиональный риск.

Разрушение советского государства, привычной правоохранительной системы вызвало рост преступности, в том числе тяжкой, появление ранее неизвестных правонарушений, прежде всего, в сфере экономики. Слабый государственный контроль, неразвитый рынок привели к тому, что огромное количество продукции, сырья, материалов, денег незаконно уходило в сферу теневой экономики и за рубеж. Первым правовым актом Республики Беларусь в области противодействия экономической преступности стал Закон «О борьбе с преступностью в сфере экономики и с коррупцией», принятый Верховным Советом Республики Беларусь 15 июня 1993 года. В этом же году в Минске между представителями подразделений министерств внутренних дел Беларуси, России и Украины, осуществляющих борьбу с преступностью в сфере экономики, был подписан Протокол о принципах и формах сотрудничества.

В рамках Содружества Независимых Государств МВД Республики Беларусь инициировало проведение первой встречи министров внутренних дел государств – участников СНГ (13–14 февраля 1992 г., г. Минск). На второй встрече министров, проходившей 23–24 апреля 1992 г. в Алма-Ате (Казахстан), ее участниками было подписано Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, в соответствии с которым создан координационный орган – Совещание совета министров внутренних дел стран Содружества. С тех пор встречи руководителей МВД государств – участников СНГ стали регулярными. 19 января 1996 г. решением Совета глав государств – участников СНГ Совещание преобразовано в Совет министров внутренних дел государств – участников СНГ (СМВД). В ходе заседаний СМВД рассматриваются вопросы противодействия преступности и организации взаимодействия министерств внутренних дел на территориях государств – участников СНГ, разрабатываются и принимаются межведомственные акты в области сотрудничества в борьбе с преступностью, осуществляется обмен опытом работы в укреплении правопорядка.

Открытость государственной границы, интеграция экономики страны в мировую хозяйственную систему изменили тенденции в преступном мире, стали возможными такие противоправные действия, как торговля людьми, транзит наркотиков, экономические аферы, финансовое мошенничество с использованием высоких технологий. Ускорился процесс интеграции преступных сообществ разных стран. Выезд за границу стал удобным средством избежать наказания. Это побудило МВД Беларуси обратиться в Международную организацию уголовной полиции – Интерпол (International Criminal Police Organization, ICPO) с просьбой о приеме в члены этой международной организации, которая была удовлетворена 4 октября 1993 г. на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола. В структуре аппарата МВД было образовано Национальное центральное бюро Интерпола.

В настоящее время НЦБ Интерпола в Республике Беларусь – подразделение криминальной милиции, осуществляющее сотрудничество и обеспечивающее взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов Беларуси с правоохранительными органами других государств – членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола в противодействии международной преступности.

Работа органов внутренних дел в первой половине 1990-х годов проходила в сложной оперативной обстановке, неблагоприятное развитие которой было связано с процессом консолидации криминальной среды, ростом профессионализма и организованности преступников, их технической оснащенностью. На страницах республиканской печати постоянно и заинтересованно обсуждались вопросы борьбы с преступностью. Тональность газетных и журнальных публикаций носила крайне критичный характер.

С учетом складывающейся криминогенной обстановки руководство МВД принимало обстоятельные меры, благодаря чему удалось сохранить на должном уровне охрану общественного порядка и организовать борьбу с возросшей преступностью.

С введением в стране президентской формы правления, которая устанавливалась в соответствии с принятой 15 марта 1994 г. Конституцией Республики Беларусь, появилась возможность усилить государственную политику управления.

10 июля 1994 г. первым Президентом независимой Беларуси был избран А.Г.Лукашенко. 5 августа 1994 г. указом Главы государства создан новый государственный орган для обеспечения безопасности – Совет Безопасности, в состав которого вошел и министр внутренних дел, а 27 декабря – Указ «О неотложных мерах по борьбе с преступностью и стабилизации обстановки в Республике Беларусь». В ноябре 1995 года А.Г.Лукашенко обратился непосредственно к личному составу органов внутренних дел страны, выразив уверенность в том, что в сложных социально-экономических условиях, в обстановке смены поколений органы внутренних дел смогут на достойном уровне обеспечить общественный порядок в республике. Перед ведомством ставилась задача укреплять служебную дисциплину и законность, повышать качество борьбы с преступностью.

Для реализации эффективной государственной политики была создана подчиненная Президенту сквозная вертикальная структура управления, включающая исполнительные и распорядительные органы как в центре, так и на местах. Нормотворческая и организаторская деятельность высших и местных органов власти и управления, в том числе и МВД, позволили органам внутренних дел взять ситуацию под контроль, не допустить резкого роста преступности, массового нарушения общественного порядка.

Улучшению деятельности органов внутренних дел содействовала Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная в 2001 году. Реализация заложенных в ней принципов демократического, социально-правового государства предусматривает эффективную борьбу с такими преступными проявлениями, как международный терроризм, организованная преступность, наркобизнес, торговля людьми.

Решению поставленных задач в сфере правоохранительной деятельности способствовали Положение о Министерстве внутренних дел и новое Положение о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь, утвержденные указами Президента Республики Беларусь 25 августа 1998 г. и 13 ноября 2001 г. В соответствии с Конституцией и новым Положением о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утвержденным 4 декабря 2007 г., ведомство непосредственно подчиняется Президенту, который утверждает его структуру, штаты, перечень должностей высшего начальствующего состава, коллегию МВД, ее численность и состав; назначает на должность и освобождает от нее лиц в соответствии с реестром Главы государства. Положение регламентирует основные функции и задачи министерства.

Организационные изменения и новые подходы к проблеме охраны общественного порядка и борьбы с преступностью были закреплены в Законе Республики Беларусь от 17 июля 2007 года «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», который определяет правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел, устанавливает обязанности и права сотрудников, гарантии их правовой и социальной защиты.

Во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов средства и методы деятельности органов внутренних дел продолжали совершенствоваться, с учетом складывающейся оперативной обстановки изменялась их структура и организационно-штатное построение, вносились необходимые коррективы в организацию и систему служб и подразделений, повышалась эффективность использования кадрового потенциала, расширялось международное сотрудничество в сфере противодействия различным видам преступности, обновлялась нормативная правовая база. Принимаемые меры улучшали систему органов и подразделений внутренних дел и положительно влияли на их деятельность.

Важнейшей задачей органов внутренних дел является охрана общественного порядка. Ведущая роль в организации работы в данном направлении принадлежит оперативно-дежурным службам, подразделениям патрульно-постовой службы милиции, ГАИ, участковым инспекторам милиции. Оперативно-дежурная служба – это центр управления силами и средствами органов внутренних дел. Ее задача – организация быстрого и эффективного реагирования служб и подразделений на сообщения и заявления о преступлениях и происшествиях, что в итоге помогает обеспечить полное и своевременное раскрытие и расследование преступлений и задержание преступников.

В целях повышения эффективности оперативно-служебной деятельности патрульно-постовой службы предпринимаются усилия по ее совершенствованию. В столице и областных центрах созданы полки патрульно-постовой службы милиции, во многих городах роты и взводы, что гарантирует оперативное и рациональное управление нарядами милиции, позволяет привлекать их к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Меры по повышению профессионального мастерства сотрудников, переоснащение подразделений современными техническими средствами и автотранспортом, эффективная система контроля за действиями нарядов милиции помогли добиться практических результатов в деле раскрываемости уличных преступлений. Большое внимание уделяется поддержанию общественного порядка, охране жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию учреждений и организаций, общественного и личного транспорта в период проведения демонстраций, уличных шествий, спортивных, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий.

Экзаменом для белорусских правоохранителей стало проведение в Минске с 9 по 25 мая 2014 г. чемпионата мира по хоккею с шайбой. Впервые столь крупномасштабное спортивное мероприятие было доверено нашему государству. Чемпионат стал крупнейшим национальным проектом, в котором активно участвовала вся страна. Сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД внесли огромный вклад в то, чтобы планетарное хоккейное первенство в Минске побило рекорды по посещаемости трибун, а его участники и гости увезли о Беларуси только добрые, яркие и теплые воспоминания.

Незаменимая роль в обеспечении охраны общественного порядка принадлежит участковым инспекторам милиции. Они выявляют и устраняют причины и условия, способствующие совершению правонарушений, организуют учет лиц, склонных к противоправным деяниям. При участии участковых инспекторов милиции ежегодно раскрывается около половины преступлений. Они выявляют нарушителей антиалкогольного законодательства, большую часть фактов самогоноварения, значительное количество нарушений паспортного режима. Весом их вклад в борьбу с хищениями общественной и личной собственности, другими правонарушениями.

Важной частью работы инспекторов по делам несовершеннолетних является выявление неблагополучных семей, имеющих проблемы в воспитании детей, пресечение противоправного поведения подростков. В этом направлении они работают вместе с педагогическими коллективами учреждений образования, широко используют возможности средств массовой информации.

Сложные и ответственные задачи в области обеспечения безопасности дорожного движения вызвали качественные изменения в структуре, формах и методах деятельности ГАИ. Основополагающим принципом современного этапа развития службы является принцип демократизации отношений, доверия и взаимопонимания участников дорожного движения и инспекторов ГАИ.

Основным нормативным правовым актом в сфере обеспечения безопасности на дорогах стал Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», которым утверждены новые Правила дорожного движения, вступившие в силу 1 января 2006 г. С 2007 года реализуется республиканская программа «Минус 100» (в 2008 году была переименована на «Взаимопонимание»), которая направлена на снижение числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно по распоряжению МВД проводятся месячники безопасности дорожного движения. В начале учебного года в школах, на дорогах республики традиционно проводится комплекс мероприятий «Внимание – дети!».

Эффективно участвуют в охране общественного порядка подразделения Департамента охраны МВД, созданного в июне 2004 года на базе объединения «Охрана» с правами юридического лица. Служба охраны и ее подразделения на местах предупреждают и пресекают правонарушения на подконтрольных объектах, в зонах постов и маршрутов патрулирования. В своей работе Департамент охраны использует передовые технические средства и технологии для обеспечения надежной защиты объектов. Сегодня под охраной подразделений Департамента находится более 39 тыс. объектов и почти 169 тыс. жилых помещений. Хорошая техническая оснащенность, высококвалифицированный, специально обученный и полностью экипированный личный состав позволяют обеспечить высокую надежность сохранности материальных ценностей.

В целях практической реализации конкретных прав граждан, связанных с приобретением или утратой гражданства, контроля за процессом миграции, в структуре МВД создан Департамент по гражданству и миграции. Департамент занимается проблемами гражданства, ведет работу по контролю за режимом пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Беларуси, противодействует незаконной миграции. Эта сфера деятельности органов внутренних дел играет заметную роль в укреплении общественного порядка. В целях пресечения нелегальной миграции органы внутренних дел совместно с подразделениями пограничных войск и органами Комитета государственной безопасности Республики Беларусь осуществляют профилактические мероприятия в рамках специальных программ «Иностранец», «Нелегал».

Решающую роль в деле противодействия преступности играют подразделения главного управления уголовного розыска МВД – одного из ведущих оперативных подразделений криминальной милиции.

Главное управление уголовного розыска обеспечивает и осуществляет задачи и функции по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию особо тяжких и тяжких преступлений против личности и преступлений прошлых лет, противодействию имущественным преступлениям, розыску лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших, государственных должников и ответчиков, а также идентификации неопознанных трупов. Хорошо зарекомендовало себя межгосударственное специальное комплексное мероприятие «Розыск», которое осуществляется на территории государств – участников СНГ.

В условиях нестабильности мировой финансово-экономической системы защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности Беларуси в сфере экономики приобретают важнейшее значение. На это направлены усилия подразделений главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД.

В настоящее время приоритетными задачами службы по борьбе с экономическими преступлениями являются: организация оперативного сопровождения целевого и рационального использования государственных средств, в том числе при осуществлении государственных закупок; предупреждение, выявление и пресечение преступлений, совершаемых должностными лицами субъектов хозяйствования с государственной долей собственности; возмещение ущерба, причиненного преступлениями, путем выявления имущества, на которое может быть наложен арест.

Находясь в центре Европы, наша страна оказалась на переднем рубеже борьбы с незаконным оборотом наркотиков и преступлениями в сфере нравов, торговли людьми, что потребовало создания специализированного подразделения по противодействию данным видам преступности. Сегодня в структуре криминальной милиции МВД действует главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми.

Осуществляется значительный объем организационно-практических мер, пресекаются тысячи преступлений, устанавливаются сотни наркоманов и жертв торговли людьми, которым оказывается реабилитационная помощь. Для контроля за оперативной обстановкой в этой сфере и в целях противодействия негативным тенденциям в МВД реализуется ряд специальных программ, создана автоматизированная система учета данных о незаконном обороте наркотиков. Информация предоставляется как заинтересованным ведомствам нашей страны, так и зарубежным партнерам.

Признавая значимость и актуальность борьбы с торговлей людьми, в том числе детьми, с целью сексуальной эксплуатации, в Беларуси сформирована законодательная база по противодействию преступности в данной сфере. Помимо усиления уголовной ответственности расширен перечень противоправных действий, за которые ужесточаются санкции не только в отношении физических, но и юридических лиц, регламентирован статус жертвы торговли, урегулированы отношения в сфере модельного бизнеса, трудоустройства за границей, рекламной и брачной деятельности.

В республике реализуется Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде государственных программ. Акценты мероприятий в рамках этих программ смещаются на предупреждение, защиту и реабилитацию жертв данных преступлений.

Проводимая в государстве широкая пропагандистская работа по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей позволила создать атмосферу нетерпимости к любым проявлениям насильственного вовлечения граждан в сексуальное, трудовое рабство, наркоманию. Укрепилась вера в возможности государства защитить людей, оградить их от возможных ошибок.

Развитию международного сотрудничества в этой сфере содействует созданный в 2007 году на базе Академии МВД Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми. Открытие центра является результатом тесного сотрудничества с Международной организацией по миграции – одним из наиболее стабильных и эффективных международных партнеров Беларуси.

На состоявшемся в Минске 23 мая 2007 г. заседании глав правительств государств – участников СНГ было принято решение о придании Академии МВД Республики Беларусь статуса базового учреждения образования в СНГ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми.

Борьбу с терроризмом ведет специальное подразделение «Алмаз», созданное в 1997 году на базе отряда милиции специального назначения МВД. Сотрудники «Алмаза» привлекаются для выполнения боевых задач по предотвращению террористических актов, связанных с угрозами взрыва в общественных местах, освобождению заложников, обезвреживанию взрывоопасных предметов, задержанию лиц, совершивших тяжкие преступления или подозреваемых в них.

В первой половине 1990-х годов силами спецподразделения проведен ряд операций по розыску и задержанию опасных преступников, совершивших побег из следственных изоляторов Минска и Бреста. Были освобождены заложники, захваченные рецидивистами в исправительных колониях Орши и Минска, предотвращен массовый побег из колонии в Шклове.

11 июня 1996 г. бойцы «Алмаза» принимали участие в первой в Беларуси антитеррористической операции, которая имела большой общественный резонанс. В тот день 43-летний преступник, угрожая самодельным взрывным устройством, которое находилось в дипломате, взял в заложники двух воспитателей и группу из 15 детей в минском детском саду № 511. Благодаря профессиональным действиям спецподразделений силовых структур Беларуси, в том числе и «Алмаза», ни один заложник не пострадал, а террорист был смертельно ранен.

Благодаря усилиям государств – участников СНГ создана и успешно функционирует комплексная правовая и организационная система противодействия преступности, актам терроризма и иным проявлениям экстремизма, незаконному обороту наркотических средств, незаконной миграции и торговле людьми.

На состоявшемся 2 сентября 2015 г. в Минске заседании СМВД одобрены проекты программы сотрудничества в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, и соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий. Утверждена Инструкция о порядке функционирования специализированного банка данных Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ.

Прочным и плодотворным является профессиональное сотрудничество МВД Республики Беларусь с МВД России: проводятся совместные заседания коллегий, совещания, тактико-специальные и командно-штабные учения и тренировки; осуществляется обмен оперативной информацией о лицах, входящих в межгосударственные организованные преступные группы; работает система исполнения запросов по вопросам оперативно-служебной деятельности. Действия по консолидации усилий преступных формирований, попытки правонарушителей укрыться от уголовного преследования на территории Беларуси и России, факты проникновения преступности в экономику Союзного государства и другие факторы предопределяют дальнейшую активизацию взаимодействия правоохранительных органов названных государств.

Налаживанию результативной деятельности подразделений органов внутренних дел в условиях суверенитета способствовали не только усилия по совершенствованию нормативно-правовой базы, форм и методов оперативно-служебной деятельности, но и успешная кадровая и идеологическая работа.

В данной сфере важное значение придается организации работы по сохранению и развитию профессиональных традиций и ритуалов, изучению и пропаганде истории органов внутренних дел, формированию у сотрудников патриотических и нравственных качеств, а также организации досуга сотрудников и членов их семей, приобщение их к традиционным культурным ценностям, здоровому образу жизни.

В целях популяризации положительного опыта МВД Республики Беларусь проводит ежегодные республиканские акции: «Честь и Доблесть» – чествование сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, проявивших мужество и героизм при выполнении служебных задач, добившихся высоких результатов в оперативно-служебной деятельности, а также семейных династий; «По долгу службы и зову сердца» – акция посвящена сотрудникам ОВД и военнослужащим внутренних войск, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Стала традиционной республиканская акция МВД «Семья! Служим вместе!», направленная на сохранение истинных христианских традиций и духовно-нравственных ценностей общества, сплочение служебных и воинских коллективов, укрепление семейно-бытовых отношений, высоконравственное воспитание сотрудников, военнослужащих и членов их семей. В рамках акции проводятся встречи с сотрудниками, военнослужащими и членами их семей, навещаются родственники героев, погибших при исполнении служебных и воинских обязанностей, проходят выставки художественных работ, конкурсы детских рисунков, спортивные праздники. В рамках духовно-нравственного воспитания сотрудников организована акция «Шчыт і Ружа» – признание добросовестного педагогического труда преподавателей учреждений образования МВД и Министерства образования, внесших значительный личный вклад в научно-методическое обеспечение учебного процесса и профориентацию молодежи.

По совместной инициативе МВД России и МВД Беларуси проводится акция международного масштаба «Вахта Памяти», посвященная Победе советского народа в Великой Отечественной войне. В ее рамках предусмотрено содействие со стороны сотрудников милиции и курсантов ведомственных образовательных учреждений поисковым отрядам в выявлении неизвестных воинских захоронений, установлении имен погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Данные мероприятия рассматриваются как стратегическое направление в рамках работы с допризывной молодежью, способной создать кадровый потенциал органов внутренних дел.

Проводится работа по увековечению памяти погибших сотрудников и военнослужащих МВД. 4 марта 2003 г. в Минске открыт памятник сотрудникам внутренних дел и внутренних войск МВД Республики Беларусь, погибшим при исполнении служебного и воинского долга. Подобные памятные знаки также были открыты в УВД Брестского, Гродненского и Витебского облисполкомов.

Возрождена традиция вручения переходящего почетного приза имени батальона милиции капитана К.Г.Владимирова победителям ежегодного соревнования среди органов внутренних дел республики. Эта награда учреждена в память о бойцах батальона, проявивших мужество, самоотверженность, стойкость и верность Родине при обороне Могилева от немецко-фашистских захватчиков в 1941 году, а также всех сотрудниках органов внутренних дел Беларуси, погибших во время Великой Отечественной войны.

Учрежден переходящий приз имени П.А.Королева «За преданность службе уголовного розыска и высокое мастерство в оперативно-розыскной деятельности», торжественное награждение которым впервые состоялось в январе 2016 года на заседании итоговой коллегии МВД.

В целях сохранения и приумножения лучших традиций, сплочения офицерского корпуса, формирования и поддержания здоровой нравственной обстановки, товарищеских отношений, основанных на принципах чести и достоинства, в 2012 году основан общественный институт – офицерское собрание, которое является постоянно действующим объединением офицеров и генералов МВД. Офицерским собранием принят девиз органов внутренних дел Республики Беларусь: «Служим Закону, Народу, Отечеству!».

Важной вехой в истории белорусской милиции стало учреждение 26 марта 2013 г. общественного совета при Министерстве внутренних дел (далее – Совет), первое заседание которого состоялось в том же году 28 июня. Этот консультационный орган призван согласовывать общественно значимые интересы граждан, государственных органов и общественных организаций, а также способствовать решению наиболее важных вопросов деятельности правоохранителей. Основные задачи Совета – привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности.

В состав Совета вошли известные представители белорусской науки, культуры, образования, спорта, государственные и общественные деятели.

Члены Совета участвуют в разработке различных концепций, программ, инициатив по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел, информируют общество о работе милиции и внутренних войск. Немаловажная задача – анализ мнения людей о милиции, которое доводится до руководства МВД. Учредив Совет, Министерство внутренних дел сделало серьезный шаг навстречу открытому диалогу с гражданами Беларуси в решении вопросов правоохранительной деятельности.

Сегодня органы внутренних дел республики представляют собой высоко профессиональный государственный орган, эффективно развивающийся в русле мировых тенденций правоохранительной деятельности.

Задачи и цель органов внутренних дел Беларуси – находясь в гуще жизни, быть с народом, жить его интересами и проблемами, используя потенциал всех служб и подразделений, защищать законные интересы каждого гражданина.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на итоговой коллегии МВД в 2016 году дал высокую оценку результатов работы милиции. В своем выступлении Глава государства, подчеркнув, что государство будет и впредь придавать особое значение борьбе с преступностью, защите прав и законных интересов граждан, обозначил приоритеты в дальнейшей работе ведомства: противодействие наркопреступности и нарушениям в сфере экономики, защита детей и пожилых граждан от противоправных посягательств, сохранение кадрового потенциала органов внутренних дел. Взаимно уважительные и доверительные отношения стражей порядка с гражданами, работа по укреплению кадрового состава, улучшению материально-технического обеспечения органов внутренних дел создают предпосылки для уверенности в том, что вопросы обеспечения общественной безопасности и эффективной борьбы с преступностью будут успешно решаться и в будущем.

Бачила В.В.,
начальник учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», кандидат юридических наук, доцент, генерал-майор милиции

Вишневский А.Ф.,
профессор кафедры теории и истории государства и права учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», доктор исторических наук, профессор

Жмуровский А.С.,
доцент кафедры теории и истории государства и права учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», кандидат исторических наук

Мурашко А.И.,
заместитель начальника кафедры теории и истории государства и права учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», кандидат исторических наук, подполковник милиции

Подготовлена в рамках цикла
«Право современной Беларуси: истоки, уроки, достижения и перспективы»