/ / / / Всенародное обсуждение как эффективный инструмент народовластия: исторический опыт и современность

Всенародное обсуждение как эффективный инструмент народовластия: исторический опыт и современность (Мательский А.Ф.)

Nationwide discussion as an effective instrument of democracy: historical experience and modernity

МАТЕЛЬСКИЙ А.Ф.,
директор Национального центра правовой информации Республики Беларусь

В статье представлен полученный Национальным центром правовой информации Республики Беларусь опыт организации и проведения всенародного обсуждения проекта Конституции, публичных обсуждений проектов нормативных правовых актов в контексте истории участия общества в подобных формах управления делами государства. Раскрыты теоретические представления о данном институте. Особое внимание уделено организационно-техническим мерам, которые были приняты для обеспечения эффективной обратной связи государства и общества в ходе всенародного обсуждения Основного Закона, включая налаженные каналы коммуникации. Приводятся конкретные предложения граждан, которые послужили ценным содержательным материалом для модернизации Конституции.

The article presents the experience gained by the National Center of Legal Information of the Republic of Belarus in organizing and holding a nationwide discussion of the draft Constitution, public discussions of draft normative legal acts in the context of the history of society’s participation in such forms of management of state affairs. Theoretical ideas about this institute are revealed. Particular attention is paid to the organizational and technical measures that were taken to ensure an effective feedback from the state and society during the nationwide discussion of the Fundamental Law, including well-established communication channels. There are given concrete proposals of citizens, which served as valuable content material for the modernization of the Constitution.

ВВЕДЕНИЕ

В Республике Беларусь 27 февраля 2022 г. состоялся республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. 82,86 % принявших участие в голосовании поддержало предложенные изменения в Основной Закон страны. Этому, безусловно, способствовал характер и значимость самих изменений, отвечающих современным потребностям общества и ожиданиям граждан Беларуси. Значительный вклад внесла информационная разъяснительная работа о вносимых изменениях, а также непосредственное обсуждение народом самого проекта Конституции.

Обсуждение Конституции проходило в демократической атмосфере. Оно явилось беспрецедентной по своим масштабам и поистине всенародной акцией, в которой приняли участие трудовые коллективы, общественные объединения, государственные органы, непосредственно граждане. Сложилась ситуация обоюдной заинтересованности органов власти и населения в ведении конструктивного диалога по выработке содержания Основного Закона. Важнейший круг задач по обеспечению электронного взаимодействия с обществом в рамках всенародного обсуждения Конституции выполнялся Национальным центром правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦПИ) – организацией, обеспечивающей электронную правовую коммуникацию между государством и обществом, в том числе по вопросам проведения публичных обсуждений проектов правовых актов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вопросы участия населения в общественной и политической жизни государства являются одной из центральных проблем, сохраняющих актуальность на протяжении длительного периода времени. Одним из наиболее эффективных способов взаимодействия государства и общества выступает институт всенародного обсуждения. В юридической литературе он определяется как «одна из эффективных форм систематического сотрудничества государства и общественности на предмет совместного рассмотрения вопросов государственного управления и руководства процессами внутриполитической и социально-экономической жизни» [1, с. 93], способ осуществления народом принадлежащей ему власти, политического и правового воспитания граждан [2, с. 44].

Характерной особенностью анализируемого правового феномена, отмечаемой большинством исследователей, является наличие специфических целей, которые состоят в выявлении различных точек зрения, общественных настроений, интересов и потребностей, выработке альтернатив и достижении компромиссов в ходе решения наиболее важных вопросов жизни общества и государства. Кроме того, общенародное обсуждение предполагает «участие граждан в осуществлении публично-властных функций путем разработки и направления ими замечаний, пожеланий и предложений по опубликованным законопроектам в законодательные органы власти, которые учитывают эти предложения при принятии решений» [3, с. 438]. Гарантированность равного и свободного права граждан на участие в общенародном обсуждении выступает важнейшим элементом демократической системы. Путем всенародного обсуждения обозначается социальный смысл законопроектов, достигается адекватное отражение в наиболее важных решениях, принимаемых государственными органами, единства и полноты волеизъявления всех социальных групп. Этот институт прежде всего нужен гражданам «в силу их стремления к управлению делами государства и социальной потребности в таком управлении» [4, с. 13]. При помощи всенародного обсуждения определяется, насколько решения и действия государства находятся в русле желаемого для граждан вектора развития общества [5, с. 18].

Институт всенародных обсуждений сыграл неоценимую роль в предотвращении социальных конфликтов и гармонизации общественных отношений. Он содержательно связан с такими правомочиями, как право народа самостоятельно определять свою судьбу, быть источником и носителем верховной государственной власти, участвовать в ее осуществлении, оказывать определяющее влияние на выработку государственной политики. Ключевую роль при этом выполняет «верховная политическая воля народа; обладание средствами, обеспечивающими участие граждан в управлении, на чем прежде акцентировалось внимание, – лишь производное от этой воли» [6, с. 49].

Институт всенародного обсуждения – далеко не новое изобретение. Его прообразы сложились в глубокой древности. В этом качестве выступали веча, существовавшие в государствах – княжествах Беларуси в IX–XIII веках. Коллективные формы демократии, которые утверждались в древности в виде вечевых собраний, представляли собой естественную форму диалога различных сословий. Говоря современным языком, вече служило для согласования воли всех «ветвей власти» – князя, бояр и народа [7, c. 110]. На вече решались вопросы внешней политики, внутреннего государственного устройства. Древнебелорусские традиции решения значимых вопросов сообща, «всем миром», с участием самых широких слоев населения, путем общенародного одобрения опровергают высказывание С.Хантингтона о рождении истинной демократии в западной цивилизации и о последующем приобщении к ней всего остального мира [8, c. 267]. Вечевые постановления у древних славян принимались на основе общего консенсуса, общего согласия, хотя порой этот консенсус достигался в ходе жарких дебатов и острой борьбы мнений. Большую роль в процедуре веча играли лидеры общин, которые убеждали своих сограждан в необходимости принятия того или иного решения. «Они убеждали рядовых общинников в необходимости учета государственных интересов, и это было, по сути, воспитание масс, убеждение людей в приоритете общегосударственных интересов над интересами личными и групповыми. Однако окончательное решение оставалось за рядовыми участниками вечевого собрания, что свидетельствует о демократических началах древней государственности» [9, с. 34].

Всенародное обсуждение практиковалось в первые годы советской власти. Обсуждения проводились на съездах Советов, массовых профессиональных собраниях трудящихся. Практика всенародных обсуждений продемонстрировала свою значимость в качестве действенной формы непосредственной демократии. Она способствовала развитию правовой культуры граждан. Кроме того, она послужила богатым материалом для теоретических обобщений в области советского права и государственного строительства.

Одним из первых проектов правовых актов, вынесенных на всенародное обсуждение в 1926 году, был Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР. Первый опыт послужил хорошим примером, и в 1936 году на всенародное обсуждение был вынесен проект Конституции СССР. Ее обсуждение было проведено с большим масштабом при участии огромного количества граждан. Согласно официальным статистическим данным во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 года приняло участие около 55 % взрослого населения, в ходе которого поступило около 2 миллионов предложений, поправок и дополнений. Вместе с тем на то время отсутствовали технологии, позволяющие должным образом аккумулировать и обобщать общественное мнение. В этой связи обработка и систематизация столь большого объема информации вручную носила выраженный субъективный характер. Зачастую результаты отбора предложений напрямую зависели от уровня квалификации исполнителя и были предопределены человеческим фактором.

Систематическое использование всенародного обсуждения нормативных актов стало практиковаться со второй половины 1950-х годов. Таким способом были обсуждены Основы законодательства Союза ССР и республик по различным отраслям права, включая законы о сельскохозяйственном налоге, о расширении прав союзных республик, о государственных пенсиях, о перестройке управления промышленностью и сельским хозяйством, о развитии системы народного образования [10, с. 427]. Всего в течение 1950-х – начале 1980-х годов всенародное обсуждение было проведено в отношении более чем 30 важнейших актов. Принятые по итогу обсуждений акты представляли собой компромиссный вариант совместной нормотворческой работы органов государственной власти и представителей общественности.

Общей идеологической основой всенародного обсуждения служил принцип, согласно которому каждый гражданин может участвовать и в обсуждении законов государства, и в выборе своих представителей, и в проведении государственных законов в жизнь. На всенародные обсуждения выносились проекты законов и решений, затрагивающие основные направления политического, экономического и социального развития страны, осуществление конституционных прав, свобод и обязанностей советских граждан, а также другие наиболее важные вопросы государственной жизни, отнесенные к ведению Союза ССР. Широко обсуждались законопроекты в общественных и партийных организациях. Одним из достоинств «приобщения» граждан к законотворчеству являлось то, «что проекты разрабатывались специалистами, а высказать свою позицию в отношении проекта мог любой гражданин (а не только тот, к кому обратились за подписью представители заинтересованной группы)» [11, с. 193]. В процессе всенародных обсуждений происходило накопление обширного материала, который использовался не только в правотворческой, но и в правоприменительной деятельности. Документальные материалы свидетельствуют о том, что наиболее активными участниками обсуждений проектов законов были представители научной общественности, участники специально образованных комиссий [12, c. 135].

Традиция «приобщения» граждан к управлению делами государства и общества и законотворческому процессу была продолжена в ходе всенародного обсуждения проекта Конституции СССР 1977 года, которое стало самым массовым. По его итогам было внесено около 340 изменений в 118 статей Основного Закона. Только по официальным статистическим данным в ходе обсуждения приняло участие свыше 140 миллионов советских граждан (что составило около 80 % населения), внесших свыше 400 тысяч предложений, дополнений и замечаний. Данные обстоятельства послужили подтверждением того, что «демократия не должна навязываться, ее источником должна быть постоянная потребность в ней народа» [13, с. 67].

Институт всенародных обсуждений впервые получил высшее конституционное закрепление в статьях 5 и 114 Конституции СССР от 7 октября 1977 г.

В статье 5 закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум). Согласно статье 114 устанавливалась возможность вынесения на всенародное обсуждение проектов законов, относящихся к наиболее важным сферам общественной жизни по решению Верховного Совета или Президиума Верховного Совета СССР [14]. Принятие соответствующего решения входило в компетенцию Верховного Совета или Президиума Верховного Совета. В Законе СССР от 30 июня 1987 г. «О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни» данная норма получила последующее развитие (далее – Закон о всенародном обсуждении) [15].

Статья 1 этого Закона гласила, что в соответствии с Конституцией СССР наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение. В соответствии со статьей 2 Закона о всенародном обсуждении в союзной республике проекты законов и другие важные вопросы государственной жизни союзной республики могут выноситься на всенародное обсуждение. Также были регламентированы процедуры обсуждения населением важных вопросов местного значения. Одновременно с вынесением на всенародное обсуждение Верховным Советом СССР или его Президиумом устанавливались срок и порядок организации работы по рассмотрению предложений и замечаний, поступающих в ходе всенародного обсуждения. Проведение этой работы поручалось соответствующим постоянным комиссиям Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР или созданной для указанной цели специальной комиссии. Проекты законов и материалы по другим вопросам публиковались в газете «Известия Советов народных депутатов СССР», иных центральных газетах, а в случае необходимости – и в местной печати не позднее 10 дней после принятия решения о вынесении их на всенародное обсуждение. Таким образом, проекты законов становились доступными для широких народных масс [16, с. 41–43].

В статье 6 Закона о всенародном обсуждении подчеркивалось, что должно быть обеспечено свободное участие в обсуждении важных вопросов государственной и общественной жизни как непосредственно, так и через общественные организации, трудовые коллективы, собрания по месту жительства, органы общественной самодеятельности, собрания военнослужащих по воинским частям, средства массовой информации. Статья 7 фиксировала участие в данных процессах общественных организаций Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативных, женских, ветеранов войны и труда, других общественных организаций и трудовых коллективов. Обеспечение проведения обсуждения важных вопросов общесоюзного, республиканского и местного значения возлагалось на Советы народных депутатов, что было закреплено в статье 8 указанного Закона.

Всенародное обсуждение проектов законов проводилось при широком информировании населения и в различных формах. Проекты законов обсуждались в кинотеатрах перед сеансами фильмов, при участии общественных организаций, в трудовых коллективах при активном содействии профсоюзных организаций, гражданами направлялись письма в центральные органы государства. Для привлечения к всенародному обсуждению научной общественности центральные издания, например журнал «Советское государство и право», открывали на своих страницах специальные рубрики для соответствующих предложений и замечаний. Проекты важнейших законов и материалы к ним публиковались в журналах и республиканских газетах на языках союзных и автономных республик, что делало эту информацию доступной для всех граждан.

Советским законодательством была также предусмотрена возможность обсуждения населением постановлений правительства, важных вопросов местного значения. Отклики общественности на обсуждаемый проект закона для высших органов власти служили ценным источником информации о положении дел на местах. Следует отметить, что обсуждение населением важных вопросов местного значения невозможно рассматривать вне института всенародных (народных) обсуждений. Это объясняется единством системы Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов, функционировавших на уровнях Союза ССР, союзных и автономных республик и на местах. Соответственно, всенародные обсуждения применялись на всех уровнях власти как форма участия населения в решении вопросов общегосударственного, республиканского и местного значения. Вместе с тем обсуждение вопросов собственно местного значения занимало отдельное место в иерархии всенародных (народных) обсуждений и имело свою специфику.

В конце 1980-х годов XX века активно развивались спонтанные, не урегулированные нормами права формы обсуждения гражданами общественно-политических и экономических проблем в стране. После распада СССР страны бывшего советского сообщества изменили модели своих политических систем. Вместе с тем опыт всенародных обсуждений, накопленный в советское время, не потерял своей актуальности для современной действительности. Реализация этой формы непосредственной демократии опиралась на широкое информирование общественности, вовлечение всех возможных на то время каналов коммуникации. При этом объективным препятствием для эффективности и результативного проведения всенародного обсуждения служило отсутствие таких технологий, которые бы способствовали объективному учету результатов обобщения общественного мнения, не опосредованных человеческим фактором.

На рубеже 1960–1970-х годов начался новый этап научно-технической революции. Ряд стран вступили в постиндустриальную стадию развития. Создание в 1976 году персонального компьютера дало возможность перейти к высококвалифицированному труду, огромное значение стала приобретать информация, а также технологии ее анализа. Компьютерные технологии, электроника и иные революционные изобретения позволили выполнять прежде недоступные задачи, в том числе связанные с автоматизацией процессов обработки информации. Современные технологии позволили преодолеть это препятствие и выйти на качественно иной уровень применения известных форм демократии уже в новых условиях.

Развитие общества и государства требует постоянного совершенствования способов и механизмов их взаимодействия, в том числе это касается новых способов выстраивания диалога между ними. Важным фактором, стимулирующим активность граждан, стали цифровые технологии. Формирующееся на основе эволюции этих технологий информационное общество является залогом перенесения такого диалога в глобальное информационное пространство.

В современных государствах находят все большее применение методы и инструменты, обеспечивающие электронное взаимодействие граждан и органов государственной власти при принятии нормотворческих решений. Важным преимуществом информационно-коммуникационных технологий является оперативность и качество реагирования органов власти на обращения граждан по широкому кругу проблем.

Это преимущество в полной мере использовано в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов. Данная форма участия граждан в нормотворческом процессе закреплена статьей 7 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах». Основные цели публичного обсуждения заключаются в обеспечении общественной оценки проектов нормативных правовых актов для корректировки их содержания в соответствии с социальными потребностями и интересами, а также гласности нормотворческой деятельности. Роль единой официальной информационной платформы для проведения публичных обсуждений выполняет сайт «Правовой форум Беларуси», что обеспечивает реальный и открытый диалог между гражданами, организациями и профессиональными разработчиками законодательства.

Необходимо отметить, что придание Законом сайту «Правовой форум Беларуси» статуса официального информационного ресурса для проведения публичных обсуждений явилось закономерным решением с учетом специфики этого ресурса и сложившейся практики использования его потенциала в нормотворческом процессе.

Сегодня указанный ресурс обеспечивает эффективное решение возложенных на него задач по коммуникации между гражданами, организациями и государством по вопросам ежегодного обсуждения порядка 200 наиболее важных проектов нормативных правовых актов. Возможность абсолютно свободно и каждому высказаться по существу внесенных на обсуждение проектов, предложить свой вариант модели правового регулирования, возможность внести коррективы в нормы или указать на определенные сложности при последующем регулировании общественных отношений делают данную площадку незаменимой и востребованной у населения. С 2019 года по настоящее время на сайте «Правовой форум Беларуси» было обсуждено порядка 600 проектов, по которым было внесено более 10 тысяч замечаний и предложений. Наиболее активно граждане высказывались по проектам, которые им близки к пониманию ввиду регулирования вопросов, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Например, в 2019 году при обсуждении проекта Указа по вопросам повышения безопасности дорожного движения было внесено более 1600 предложений. В 2020 году такое же количество предложений вносилось гражданами при обсуждении проекта постановления Совета Министров по вопросам обращения с животными.

Органичным продолжением традиций диалога государства и общества в новой информационной реальности явилось всенародное обсуждение проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь с 27 декабря 2021 г. Существенным отличием всенародного обсуждения проекта Конституции от публичного обсуждения проектов правовых актов стали масштабность проводимой работы, значительное расширение источников, на которых был размещен проект Конституции, введение формата диалоговых площадок, на которых велся прямой диалог с населением, реализация выездных мероприятий по информированию сельского населения о предлагаемых изменениях и дополнениях Конституции.

Для обеспечения максимальной доступности документ на двух государственных языках был размещен на официальном Интернет-портале Президента Республики Беларусь, на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь (далее – Портал), обнародован основными республиканскими и местными газетами, размещен в печатном и электронном виде в городских и районных библиотеках. Для лиц с ограниченными возможностями аудиоверсия проекта размещалась на официальном Интернет-портале Президента Республики Беларусь. Высокое общественное внимание к обсуждению Основного Закона подтверждается тем фактом, что в период с 27 декабря 2021 г. по 19 января 2022 г. текст проекта Конституции на Портале был просмотрен 227 044 раза (из них на белорусском языке – 1547 раз), скачан для просмотра на мобильных устройствах 10 189 раз (из них на белорусском языке – 217 раз).

В целом по стране местными органами власти с участием представителей Парламента, республиканских органов государственного управления проведено более 17 тысяч встреч в трудовых коллективах, с населением по месту жительства. В ходе мероприятий информационно-разъяснительной работой было охвачено 700 тысяч человек. Кроме того, организовано 3 тысячи диалоговых площадок, в работе которых приняли участие более 140 тысяч человек. Проводимая работа выявила высокий уровень заинтересованности граждан в обсуждении путей модернизации Основного Закона, желание быть причастным к его доработке.

Координация работы по сбору откликов и предложений по проекту была возложена на НЦПИ. Для обеспечения эффективной обратной связи государства и общества в ходе всенародного обсуждения были оперативно приняты следующие организационно-технические меры:

  • созданы специализированные каналы поступления откликов граждан (разработаны электронная форма на Портале и ящик электронной почты, функционирующие в постоянном режиме);
  • образована рабочая группа по сбору и обработке откликов и предложений граждан, включающая квалифицированных специалистов в области информационной деятельности и юриспруденции;
  • налажены каналы коммуникации с государственными органами и организациями, а также общественными объединениями для оперативной передачи в НЦПИ предложений, поступивших через общественные приемные и иные формы работы с населением;
  • обеспечено широкое информирование граждан, в том числе через средства массовой информации, о различных формах и способах направления откликов и предложений: путем заполнения электронной формы, сообщения на электронную почту sbor@ncpi.gov.by, а также почтового отправления или непосредственно доставки в НЦПИ с пометой «Конституция».

Широкое использование информационно-коммуникационных технологий позволило наладить оперативный и бесперебойный процесс по аккумулированию, качественной обработке и передаче инициатив, поступивших от граждан, экспертам Администрации Президента Республики Беларусь. Одна из подгрупп была специально создана для сбора и учета сообщений граждан, поступающих в электронном и печатном виде по всем возможным каналам. При этом работниками НЦПИ производился перевод рукописного текста в машиночитаемый вид, а также оцифровка печатных материалов. Полученная информация со всех каналов аккумулировалась согласно установленной форме в единый поток с последующей непрерывной передачей для дальнейшей работы.

Следует отметить, что этап технического сбора и обработки поступивших данных предварил собственно юридическую обработку информации, которая включала смысловой анализ, определение предмета правового регулирования, группировку по конкретным статьям Конституции, анализ на предмет реализации предлагаемых новшеств в иных отраслях законодательства.

Процесс сбора и обработки данных по проекту изменений в Конституцию Республики Беларусь

Всего за время всенародного обсуждения, а именно за 3,5 недели, поступило порядка 9000 мнений и предложений по содержанию проекта.

По источникам предоставления информации:

  • непосредственно в НЦПИ поступило 88,7 % мнений и предложений;
  • через общественные объединения – 8,5 %. Из них наибольшее количество от РОО «Белая Русь» – 87 %, Белорусского республиканского союза юристов – 4,75 %, Белорусского республиканского союза молодежи – 3,4 %;
  • от государственных органов – 2,8 %.

Среди государственных органов, участвовавших в обсуждении, наибольшее количество мнений и предложений поступило от Администрации Президента – 33 %, Совета Республики – 23,5 %, Палаты представителей – 7,8 %, Минюста – 9,8 %, Минфина и Минэнерго – по 6,3 %.

Также направлено 20 писем от трудовых коллективов. В частности, письма поступили от Федерации профсоюзов Беларуси, профсоюза Минского автомобильного завода, работников Национальной академии наук Беларуси, Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства, КУП «Жилищно-эксплуатационный участок № 2» Первомайского района г. Минска и др.

В качестве основного канала направления предложений в НЦПИ граждане отдали предпочтение электронной коммуникации. Соответственно, этой технологией воспользовались в 90 % случаев, тогда как письменно было направлено 10 % откликов и предложений.

Издание Указа Президента Республики Беларусь от 20 января 2022 г. № 14 «О назначении республиканского референдума» фактически завершило процесс всенародного обсуждения. Тем не менее предложения продолжали поступать и обрабатываться в НЦПИ, несмотря на завершение этапа их сбора. Так, до марта 2022 года только от граждан было получено еще более 2 тысяч откликов и предложений. При этом все без исключения предложения были обработаны и переданы для совершенствования законов, постановлений, иных нормативных правовых актов в рамках проводимой работы по реализации конституционных норм в законодательстве.

Предложения граждан послужили ценным содержательным материалом для модернизации Основного Закона. В основной своей массе они были направлены на уточнение редакций, конкретизацию содержания норм большинства статей Конституции, начиная от преамбулы и заканчивая переходными положениями. Важно заметить, что базовые, краеугольные положения Конституции, как и основные новации вынесенного на всенародное обсуждение проекта в абсолютном большинстве предложений, были поддержаны гражданами нашей страны.

Активному обсуждению был подвергнут ряд новых положений, включая формирование Всебелорусского народного собрания (ВНС); требования к кандидату в Президенты и ограничение полномочий Главы государства двумя сроками; переход от безъядерной зоны и нейтральности к недопустимости военной агрессии со своей территории в отношении других государств; конкретизацию понятия брака как союза женщины и мужчины; сохранение исторической правды и памяти о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Большое количество мнений высказано относительно редакции данных норм. В ряде случаев предлагалось их исключение, однако таких откликов поступило немного. Их общее число составило от 1 до 3 % по каждой из предложенных новаций. Большинством граждан, напротив, отмечены эти и другие новации в качестве своевременных и важных для дальнейшего поступательного развития белорусского общества и государства.

Наибольшая часть предложений затрагивала раздел II Конституции, поскольку именно он в главной степени закрепляет личные права и свободы граждан. В названном разделе самыми обсуждаемыми являлись новые обязанности граждан, касающиеся проявления социальной ответственности, внесения посильного вклада в развитие государства и общества (статья 21); принятия мер по сохранению и укреплению собственного здоровья (статья 45). Однако предложений по исключению этих норм из проекта поступило относительно немного: 0,4 % в первом случае и 2,7 % во втором.

Анализ поступившей информации показывает, что предложения граждан часто носили детальный и подробный характер. При понимании важности урегулирования того или иного вопроса нередко упускалось из виду, что речь идет об Основном Законе, который не может и не должен воплощать в себе все требования законодательства, решать все вопросы. Для этого предназначены в том числе акты, принимаемые в развитие Конституции. Так, например, предлагалось «конкретизировать, что представители гражданского общества в ВНС – это граждане всех слоев населения и отраслей экономики», «дать определение понятию «гражданское общество». Также поступали предложения о закреплении в Конституции вопросов, которые в настоящее время уже урегулированы в действующем законодательстве. Это относится к предложениям по «закреплению пенсионного возраста», «поощрению государством постоянного проживания граждан в сельской местности путем создания равных базовых условий проживания и исполнения социальных стандартов на всей территории», «гарантиям защиты авторского права со стороны государства». То же касается прав граждан на бесплатное образование, бесплатную медицину, на труд, возможности обжалования «противоправных действий (бездействия) в суд».

Значительное количество предложений вовсе не относилось к предмету Конституции, учитывая ее особый статус, например требования «закрепить обязанность родителей привлекать детей к повседневному участию в бытовом труде, прививать им культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям», «закрепить норму о преподавании в учреждениях образования основ Правил дорожного движения», «раскрыть понятия «идеология» и «патриотизм», «провозгласить приверженность Беларуси идеям научно-технического прогресса», «предусмотреть, что в Беларуси всячески поощряется изобретательство и рационализация», «... привлекать ребенка к посильному труду (на грядках)».

Нередко мнения граждан сопровождались эмоциональной оценкой разработанного документа, сопереживанием значимости его положений для развития страны, жизни нынешнего и будущих поколений. К примеру, встречались такие эмоционально окрашенные высказывания, как: «Хочу выступить в поддержку изменений и дополнений, предлагаемых для внесения в Конституцию Республики Беларусь. Они современны и своевременны и, что особо важно, сохраняют традиции и ценности нашего государства! Спасибо за возможность высказать свое мнение»; «Хочу выразить искреннюю благодарность разработчикам за сохранение в Конституции традиционных для нашего государства ценностей!»; «Комиссия поработала предельно добросовестно и профессионально. На референдуме буду голосовать за!»; «Все правильно изложили, поддерживаю такую Конституцию. Будет и стабильность, и развитие!»; «Мне – ветерану труда и ребенку войны отрадно отметить статью 15 о сохранении исторической правды и памяти о подвиге советских солдат! Спасибо, Александр Григорьевич, за организацию этой работы!».

В целом по итогам анализа предложений откорректировано более 30 статей Конституции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в Республике Беларусь в настоящее время активное развитие получили такие формы народовластия, как всенародное обсуждение Конституции и публичное обсуждение проектов нормативных правовых актов. Применение исторически обусловленных институтов с опорой на потенциал информационно-коммуникационных технологий позволяет привлечь к процессам выработки ключевых государственных решений огромное число граждан. Основной Закон Республики Беларусь модернизирован в открытом и широком диалоге государства и общества. В нем получили закрепление положения, имеющие глубоко демократический характер.

Для выработки главного нормативного правового акта страны значимо мнение каждого человека. Высказанные позиции граждан учтены при окончательной экспертной корректировке изменений и дополнений Конституции нашего государства. Те предложения и идеи, которые не вошли в итоговый документ, будут обязательно использованы при дальнейшем совершенствовании отраслей белорусского законодательства, в том числе при приведении нормативных правовых актов в соответствие новой Конституции.

Практика реализации общенародного обсуждения проекта Конституции показала, что цифровые технологии выполняют роль эффективного средства реализации актуальных задач, стоящих перед нашим государством и обществом, технологии стимулируют активность граждан к участию в управлении. При учете всех рисков и угроз, связанных с применением информационных возможностей, увеличивается степень включенности граждан в процессы принятия важных государственных решений, формируется единое пространство юридически значимого электронного взаимодействия.

СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Лукьянчикова, Л. В. Институт всенародных обсуждений в России: историко-правовой аспект / Л. В. Лукьянчикова // Государство и право. – 2014. – № 10. – С. 93–103.

2. Кронский, В. С. Всенародное обсуждение проекта Конституции СССР 1977 года и развитие законодательства / В. С. Кронский // Правоведение. – 1985. – № 2. – С. 42–46.

3. Очертинина, М. А. Становление и развитие института публичных слушаний / М. А. Очертинина // Научный ежегодник Ин-та философии и права Уральского отд. Рос. акад. наук. – 2009. – Вып. 9. – С. 433–443.

4. Казьмина, Е. А. Общественное обсуждение нормативных правовых актов в контексте развития электронной демократии / Е. А. Казьмина // Академ. юрид. журнал. – 2016. – № 1. – С. 13.

5. Дридзе, Т. М. Социальная коммуникация и управление с обратной связью / Т. М. Дридзе // Социологические исследования. – 1998. – № 10. – С. 14–19.

6. Степанов, И. М. Уроки и парадоксы российского конституционализма: очерк-эссе / И. М. Степанов. – М. : Манускрипт, 1996. – 108 с.

7. Синюков, В. Н. Российская правовая система: введение в общую теорию / В. Н. Синюков. – 2-е изд., доп. – М. : Норма, 2012. – 670 с.

8. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон ; пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова ; предисл. С. Переслегина. – М. : АСТ, 2003. – 603 с.

9. Бегунов, Ю. К. 13 теорий демократии / Ю. К. Бегунов, А. В. Лукашев, А. В. Пониделко. – Изд. дом «Бизнес-Пресса», СПб., 2000. – 240 с.

10. История государства и права СССР. Советский период : учебник : ч. 2 / отв. ред. Г. С. Калинин. – М., 1966. – 512 с.

11. Мурашко, Л. О. Аксиологическое измерение процесса правообразования: история и современность : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 / Л. О. Мурашко / Ин-т гос-ва и права Рос. акад. наук. – М., 2015. – 378 с.

12. Авакьян, С. А. Всенародное обсуждение: опыт и проблемы / С. А. Авакьян // Работа Советов: теория и практика : сб. ст. – М., 1986. – 135 с.

13. Головко, А. А. Теоретические основы демократии (конституционно-правовой аспект) / А. А. Головко. – Минск : Право и экономика, 2004. – 164 с.

14. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик : принята на внеочеред. 7-й сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 окт. 1977 г. – М. : Известия, 1985.

15. О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни : Закон СССР, 30 июня 1987 г. // Ведомости Верх. Совета СССР. – 1977. – № 41. – Ст. 617.

16. Ильина, Т. Н. Предварительное обсуждение проектов нормативных правовых актов в СССР в 1930–1980-е годы / Т. Н. Ильина // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. – 2014. – № 8. – С. 38–48.

Дата поступления статьи 11.03.2022.