/ / / / Стимулирование развития конкуренции в национальной экономике: правовой аспект

Стимулирование развития конкуренции в национальной экономике: правовой аспект (Ермакович С.Л.)

ЕРМАКОВИЧ С.Л.,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права
Белорусского государственного университета

Рассматриваются и анализируются вопросы, связанные с обеспечением развития экономической конкуренции в Республике Беларусь на основе антимонопольного законодательства и нормотворческой деятельности субъектов государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции. Обоснован вывод о том, что в национальной экономике преимущественно решается задача защиты уже существующей конкуренции и недостаточно внимания уделяется стимулированию ее развития.

К числу необходимых правовых мер по стимулированию развития конкуренции автором отнесены придание конкуренции статуса конституционной ценности, недопущение возрождения и усиления государственного монополизма в результате создания новых хозяйствующих субъектов и их объединений, определение четких оснований оказания государственной помощи хозяйствующим субъектам с целью минимизации ее негативного воздействия на конкуренцию, отказ от предоставления отдельным хозяйствующим субъектам специальных правовых режимов, следствием которых может быть существенное ограничение или устранение конкуренции на товарных рынках, антимонопольное воздействие на отраслевое нормативно-правовое регулирование.

Переход Республики Беларусь к социально ориентированной рыночной экономике, начавшийся в конце ХХ столетия, обусловил необходимость обеспечения в предпринимательской деятельности конкуренции, которая является базовым механизмом рыночной экономики. Главным инструментом обеспечения конкуренции стало антимонопольное законодательство, ядро которого составлял Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». 12 декабря 2013 г. был принят Закон Республики Беларусь № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон № 94-З). В последней редакции Закон № 94-З существует с 8 января 2018 г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 18 декабря 2019 г. Он ставит задачу ограничения уровня монополизации как отдельных сфер предпринимательской деятельности (товарных рынков), так и экономики в целом. Для реализации данной задачи предусматриваются следующие средства: запрещение и ограничение монополистической деятельности, контроль за экономической концентрацией в целях недопущения достижения и усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов, запрет на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения и согласованные действия государственных органов.

Антимонопольное регулирование осуществляется в отношении субъектов, участвующих в процессе монополизации на товарных рынках и (или) оказывающих непосредственное влияние на монополизацию. Таковыми выступают хозяйствующие субъекты (группа лиц), занимающие доминирующее положение на товарных рынках, участвующие в соглашениях и согласованных действиях по ограничению, недопущению или устранению конкуренции, а также государственные органы.

Вместе с тем очевидно, что для существования и эффективного функционирования рыночной экономики одного только пресечения и ограничения монополистических тенденций на товарных рынках недостаточно. В условиях неразвитых конкурентных отношений на многих товарных рынках требуется еще одна группа норм, направленных на стимулирование развития конкуренции, которая не нашла должного отражения в отечественном антимонопольном законодательстве и нормотворческой деятельности субъектов государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции. В связи с этим автор данной статьи поставил задачу определить ряд правовых мер, направленных на стимулирование развития конкурентных отношений в национальной экономике.

Среди комплекса правовых инструментов по регулированию экономических отношений на конкурентной основе важнейшая роль во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь, принадлежит антимонопольному законодательству. Его ядро составляет Закон № 94-З, в основу которого положены нормы защиты конкуренции, присущие современному зарубежному и прежде всего западноевропейскому антимонопольному законодательству. Однако зарубежное законодательство по защите конкуренции формировалось в условиях свободной игры рыночных сил, наличия всех необходимых атрибутов рыночной экономики: господства частной собственности, экономической свободы, рыночного взаимодействия имущественно самостоятельных и организационно независимых субъектов рынка, развитой рыночной инфраструктуры и других.

Следствием такого заимствования стало механическое перенесение зарубежных антимонопольных норм на национальную экономическую почву без учета ее специфики, которая до недавнего времени характеризовалась полным огосударствлением экономики, лишенной мотивов и стимулов к самоорганизации и саморазвитию. К тому же она отличается высоким уровнем концентрации производства, преобладанием крупных предприятий, являющихся монополистами в различных отраслях общественного производства. Ни одним из параметров, обусловливающих монопольную власть в условиях рыночной экономики, отечественные монополисты не обладают [1, с. 5]. В то же время конкуренция может существовать только в условиях конкурентного рынка, противоположного монопольной структуре [2, с. 8].

В таких условиях первоначальной задачей государства стала демонополизация экономики путем разгосударствления собственности и приватизации с целью формирования конкурентной среды и поддержка конкуренции на товарных рынках, сформировавшихся и функционирующих в результате проводимого государством курса на демонополизацию экономики.

Можно утверждать, что на сегодняшний день в нашей стране создана государственно-частная экономика с преобладанием на многих товарных рынках крупных хозяйствующих субъектов, способных самостоятельно или сообща оказывать решающее воздействие на состояние конкурентных отношений, потенциально ограничивать возможности конкурентного поведения остальных участников товарных рынков.

Таким образом, сформировалась олигополистическая структура экономики с еще неразвитой конкуренцией, но уже пригодной для целей антимонопольного регулирования. Основной целью такого регулирования выступает ограничение монополистических тенденций на товарных рынках путем противодействия монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, запрета на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов, контроля процессов экономической концентрации на товарных рынках с уже существующей конкурентной средой.

Такой подход отечественного законодателя направлен прежде всего на защиту (охрану) уже существующей, но еще неразвитой конкуренции, который удерживает товарные рынки в функциональном (конкурентном) состоянии, но не решает задачу стимулирования развития конкуренции, проникновения ее во все сферы рыночных отношений. Между тем стимулирующие меры по развитию конкуренции приобретают первостепенную важность. Они заключаются в поддержке конкуренции, а не просто в ее защите [3, с. 35-36].

Закон № 94-З хотя и ставит задачу развития конкуренции, но не содержит конкретных норм, которые бы прямо отражали задачи, способы и средства стимулирования развития конкуренции, расширения ее присутствия на товарных рынках. В таких обстоятельствах экономическая база антимонопольного регулирования является весьма ограниченной, а антимонопольное законодательство не в полной мере реализовывает свои возможности по развитию отношений состязательности на монополизированных товарных рынках.

Не решая задачу стимулирования развития конкуренции, также невозможно перевести чрезмерно монополизированные рынки, которые в национальной экономике преобладают в ряде отраслей, в минимально конкурентное состояние, пригодное для целей антимонопольного регулирования.

Не претендуя на определение исчерпывающего перечня мер по стимулированию развития конкуренции на основе антимонопольного законодательства и нормотворческой деятельности субъектов государственной политики в сфере развития конкуренции, в числе таких первоочередных мер, по нашему мнению, необходимо назвать следующие:

1) в связи с тем, что конкуренция является основой поступательного развития экономики, обеспечивает внедрение инновационных технологий, выступает главным движущим фактором эволюционного развития общества, ей необходимо придать статус конституционной ценности, для чего в Конституцию Республики Беларусь следует включить норму, гарантирующую поддержку конкуренции в Республике Беларусь. Конституционный статус конкуренции будет способствовать осознанию всеми гражданами ее общественной значимости, формированию в обществе положительного отношения к ней.

Особенно важен конституционный статус конкуренции для государственных органов и хозяйственных кадров, который станет для них дисциплинирующим и мобилизующим фактором, придаст их деятельности по демонополизации экономики и развитию конкуренции большую последовательность, системность и настойчивость;

2) необходимо и дальше, но более энергично осуществлять демонополизацию экономики на основе разгосударствления собственности и приватизации оптимизировать присутствие государства в экономике как субъекта предпринимательской деятельности.

В условиях сохраняющегося доминирующего положения госсобственности в экономике важно ослаблять доминирование там, где это возможно и необходимо. Наличие у государства так называемой «золотой акции» (51 % и более акций) при акционировании предприятий далеко не всегда способствует появлению конкурентоспособных предприятий [4, с. 173]. При этом остается низким инвестиционный компонент предприятий при их переходе к частнику. Средства от приватизации в основном направляются в бюджет, а не на финансирование воспроизводства. Соответственно, снижается возможность предприятий обновлять оборудование, технологии и тем самым достойно соперничать со своими конкурентами [4, с. 172].

В связи с этим в акты законодательства, регулирующие процессы приватизации, следует включить норму, согласно которой не менее половины денежных средств, полученных от акционирования, должны направляться на инвестирование частных хозяйствующих субъектов. Это тем более важно, поскольку при проведении приватизации бюджет уже может пополняться за счет эффективно функционирующих негосударственных предприятий [5, с. 199];

3) необходимо ограничить возможности возрождения государственного монополизма в результате процессов экономической концентрации. В Республике Беларусь создаются и действуют такие формы объединений, как концерны, холдинги, государственно-производственные объединения, хозяйственно-промышленные группы.

С одной стороны, создание объединений хозяйствующих субъектов, их реорганизация в форме слияния и присоединения несет определенные экономические и социальные выгоды, с другой стороны, большинство объединений хозяйствующих субъектов создает угрозу конкуренции и ее развитию на соответствующих товарных рынках. Поэтому они не должны создаваться на рынках с неразвитой конкуренцией, а на рынках с развитой конкуренцией они могут создаваться при условии, что их рыночная доля будет составлять менее 15 %, чтобы исключить достижение ими доминирующего положения, предопределяющего возможность ведения монополистической деятельности. В связи с этим в главу 5 Закона № 94-З, определяющую требования к экономической концентрации, следует включить следующую норму: «Не допускается создание объединений хозяйствующих субъектов на рынках с неразвитой конкуренцией. На рынках с развитой конкуренцией они могут создаваться при условии, если их совместная рыночная доля составляет не более 15 процентов»;

4) следует значительно сократить оказание государственной помощи хозяйствующим субъектам при одновременном указании на конкретные основания ее оказания. Чрезмерная господдержка ведет к тому, что становится трудно убедить промышленность делать капиталовложения и идти на риск без такой поддержки. В то же время помощь создает спрос на еще большую помощь [6, с. 773].

Основанием для оказания государственной помощи должно быть достижение наиболее важных публичных интересов: обеспечение государственной и экологической безопасности, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, хозяйствующих субъектов с большим инновационным потенциалом и другое. Все эти обстоятельства нуждаются в осмыслении и последующем закреплении в Законе № 94-З и других актах законодательства;

5) в Республике Беларусь создаются и действуют специальные правовые режимы для отдельных хозяйствующих субъектов в интересах стимулирования развития отдельных территорий или определенного вида деятельности. Такая практика, являясь в ряде случаев социально оправданной и экономически обоснованной, приводит к тому, что различные субъекты хозяйствования оказываются в разных условиях осуществления предпринимательской деятельности [7, с. 11]. Тем самым хозяйствующие субъекты со специальными правовыми режимами выводятся из-под конкурентного воздействия рынка, оказываются в привилегированном положении, что негативно сказывается на конкурентоспособности остальных хозяйствующих субъектов, не обладающих указанным правовым иммунитетом.

Выход из данной ситуации видится в следующем: правовые преференции отдельным хозяйствующим субъектам должны оказываться только в том случае и в таком объеме, когда они не смогут нанести существенного ущерба общему состоянию конкуренции на товарных рынках и (или) не смогут устранить ее полностью, для чего соответствующая норма должна быть включена в Закон № 94-З;

6) предметом особой заботы антимонопольных органов и других субъектов государственной политики в сфере регулирования конкурентных отношений должно стать обеспечение конкуренции в процессе отраслевого нормативно-правового регулирования. Именно отраслевые товарные рынки являются главным объектом антимонопольного регулирования в целях обеспечения их функционирования на конкурентной основе.

Отраслевое нормотворчество зачастую не учитывает конкурентную составляющую, а возможности антимонопольных органов влиять на него весьма ограничены. В связи с этим полагаем, что есть необходимость разработки и принятия отраслевыми министерствами и ведомствами программ развития конкуренции на своих товарных ранках сроком на 5–10 лет, которые должны пройти экспертизу и получить одобрение антимонопольных органов. Аргументы в пользу таких программ звучат уже давно, но практических шагов в этом направлении пока не наблюдается.

Отраслевые программы развития конкуренции, по нашему мнению, должны содержать следующие ключевые условия развития:

1) контроль за количеством хозяйствующих субъектов с целью недопущения необоснованного сокращения их численности. Безопасный с точки зрения монополизации товарный рынок предполагает наличие на нем 10 и более конкурирующих фирм. Причем рыночная доля одной из крупнейших из них не должна превышать 31 %, двух крупнейших – 44 %, трех – 54 % и четырех – 63 % [8, с. 33]. По западноевропейским оценкам для существования хотя бы ограниченной (монополистической) конкуренции численность хозяйствующих субъектов на базовом (релевантном) рынке должна составлять не менее 4–5 [9, с. 55]. Чем больше хозяйствующих субъектов на товарных рынках, тем больше развита конкуренция на них. Такое положение свидетельствует о деконцентрации, распылении рыночной власти, что сильно затрудняет или вообще исключает возможность появления на рынке доминирующих хозяйствующих субъектов, способных негативно влиять на конкуренцию;

2) определение условий, стимулирующих появление на товарных рынках в течение определенного отрезка времени хотя бы одного хозяйствующего субъекта с частной или частно-государственной формой собственности. Одним из таких важнейших условий, безусловно, должно стать оказание государственной помощи хозяйствующим субъектам для вхождения на рынок. В условиях монополистической и олигополистической структуры экономики государственная помощь для вхождения на рынок новому хозяйствующему субъекту является адекватным, а иногда и единственным средством поддержки конкуренции и повышает эффективность работы всего рыночного механизма [10, с. 20];

3) устранение или снижение до приемлемого уровня (сохраняющего стимулы к ведению предпринимательской деятельности) барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов, в частности, введение уведомительного (вместо разрешительного) принципа начала осуществления большинства видов предпринимательской деятельности;

4) запрещение органам хозяйственного управления вводить любые дополнительные формы ограничительной практики на товарных рынках, не предусмотренных действующим, в том числе антимонопольным законодательством;

5) отказ от ценового регулирования на товарных рынках с развитой конкурентной средой, даже при наличии на них доминирующих хозяйствующих субъектов с любой формой собственности;

6) определение мер, расширяющих антимонопольную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и повышающих их конкурентоспособность. В частности, в интересах более успешного противодействия крупному бизнесу следует разрешить ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов с совокупной рыночной долей не более 15 % ввиду их неспособности нанести существенный вред конкуренции. Именно рыночная доля менее 15 % согласно п. 4 ст. 6 Закона № 94-З не создает доминирующего положения и, следовательно, не несет угрозу ограничения конкуренции. Одновременно должны быть запрещены соглашения и согласованные действия субъектов малого и среднего предпринимательства по горизонтальной фиксации цен, что в мировой практике антимонопольного регулирования считается наиболее опасной формой злоупотребления рыночной властью;

7) отказ от создания хозяйствующих субъектов с государственной формой собственности и рыночной долей более 15 % на рынках с развитой конкуренцией с целью недопущения их монополизации.

Отраслевые органы управления также должны разработать специальную «дорожную карту» поэтапного развития конкуренции и внутреннюю систему контроля за ее реализацией.

Все вышеуказанные предложения по стимулированию развития конкуренции на основе отраслевых программ ее развития предлагается объединить в Законе № 94-З нормой следующего содержания: «Антимонопольные органы осуществляют экспертизу отраслевых программ развития конкуренции на предмет их соответствия антимонопольному законодательству».

В Республике Беларусь, где антимонопольное законодательство развивалось при отсутствии конкуренции, стимулирующие меры по развитию конкуренции, наряду с охранительными мерами, приобретают первостепенное значение в осуществлении перевода экономики на путь эффективного рыночного развития. Это диктует необходимость придания конкуренции статуса конституционной ценности, использования антимонопольными органами и другими субъектами государственной политики в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции дополнительных правовых возможностей, стимулирующих процессы формирования развитой конкурентной среды, конкурентного поведения и взаимодействия субъектов рыночных отношений.

Среди таких правовых возможностей важными с позиции антимонопольного регулирования являются:

1) снижение уровня присутствия государства в экономике и его роли как субъекта предпринимательской деятельности. Если государственная собственность будет сохранять и усиливать свое доминирующее положение в экономике, то состояние конкуренции будет определяться функционированием государственной собственности, а не обстоятельствами рыночного характера;

2) усиление регулирующего воздействия антимонопольного законодательства на отраслевое нормативно-правовое регулирование в интересах стимулирования развития конкуренции. Именно на этом уровне регулирования довольно часто создаются барьеры, не допускающие или ограничивающие конкурентное взаимодействие хозяйствующих субъектов, которые впоследствии трудно и далеко не всегда поддаются устранению со стороны антимонопольных органов;

3) недопущение усиления монополизации товарных рынков в результате создания новых хозяйствующих субъектов и их объединений, оказания государственной помощи хозяйствующим субъектам и наделения их специальными правовыми режимами.

В целом лишь комплексное использование указанных и других стимулирующих мер, облеченных в правовую форму, может привести к появлению развитой конкуренции на товарных рынках, а антимонопольное законодательство сможет реализовать свои возможности по регулированию экономических отношений на подлинно рыночной основе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Санько, Г. Г. Государственно-частный монополизм: содержание, формы проявления / Г. Г. Санько // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2003. – № 2. – С. 5–10.

2. Волонцевич, Е. Ф. Конкурентоспособность фирм : курс лекций / Е. Ф. Волонцевич. – Минск : БГЭУ, 2003. – 103 с.

3. Варламова, А. Н. Тарифное регулирование как специальная мера конкурентного права / А. Н. Варламова // Юрист (РФ). – 2017. – № 1. – С. 35–40.

4. Гуцаленко, Л. А. Социология конкуренции / Л. А. Гуцаленко ; научная редакция А. Н. Данилова. – Минск : Право и экономика, 2007. – 236 с.

5. Резюк, В. И. Уголовная ответственность за злоупотребления властью или служебными полномочиями, совершенные должностным лицом при разгосударствлении, приватизации государственной собственности: становление и развитие, особенности современного состояния / В. И. Резюк // Вестник БарГУ. Серия : Исторические науки и археология. Экономические науки. Юридические науки. – 2020. – Вып. 8. – С. 198–203.

6. Портер, М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / М. Портер. – М. : Альпина Паблишер, 2016. – 947 с.

7. Амельченя, Ю. К. К вопросу о действии принципа развития конкуренции в сфере государственных закупок / Ю. К. Амельченя // Тендер. – 2015. – № 8 (733). – С. 10–12.

8. Головачёв, А. С. Конкурентоспособность организации : учебное пособие / А. С. Головачёв. – Минск : Высш. школа, 2012. – 319 с.

9. Филиппович, С. Монополизм. Благо или зло? / С. Филиппович // Финансы. Учет. Аудит. – 2001. – № 10. – С. 54–55.

10. Кондратьева, Н. Б. Конкуренция в ЕС: экономика, политика, право / Н. Б. Кондратьева. – М. : Ин-т Европы РАН : Рус. сувенир, 2009. – 74 с.

Материал поступил в редакцию 20.05.2021