Медиация в уголовном процессе Беларуси: практика продолжается (Орловская, И.В., Орловская, Л.Г.)

ОРЛОВСКАЯ И.В.,
исполнительный директор Белорусского республиканского союза юристов,
руководитель Центра «Медиация и право», куратор проекта «Школьная медиация»,
тренер медиаторов, медиатор

ОРЛОВСКАЯ Л.Г.,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса
и прокурорского надзора БГУ, медиатор Центра «Медиация и право»

В июне 2021 г. в уголовный процесс Законом Республики Беларусь от 26 мая 2021 г. № 112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» был включен институт медиации [1]. В числе тех, кто нес в массы идею восстановительного правосудия, которая способна на глубоком уровне изменить обусловленную биологической природой человека установку на наказание виновного, ученые и практики, осознавшие не только объективно существующие проблемы реализации уголовной политики, обусловливающие необходимость использования таких подходов, но и нашу «общую человечность и коллективную судьбу» [2, с. 389; с. 119]. Это Ананенко А.А., Бельская И.А., Гуйвик Н.В., Зайцева Л.Л., Леонова Г.М., Хомич В.М., Шилин Д.В. и многие другие, среди которых и медиаторы – авторы настоящей статьи, а также другие медиаторы учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право». Отстаивала применение восстановительных подходов в отношении несовершеннолетних и Мартинович И.И.

Фактически впервые к теме восстановительного правосудия в Беларуси обратились 11 ноября 1999 г., когда в г. Минске состоялась республиканская научно-практическая конференция «Проблемы развития «ювенальной юстиции», в обзоре о которой отмечалось, что для республики «восстановительное» правосудие – явление новое» [3]. По свидетельству Зайцевой Л.Л., принимавшей непосредственное участие в законопроектной деятельности, направленной на введение восстановительных подходов в процедуры разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних (в том числе медиации по уголовным делам) и формирующей научную школу приверженцев восстановительного подхода в реагировании на конфликты, начало такой деятельности было положено еще раньше – в 1990 году, когда Республика Беларусь присоединилась к Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [4]. Иными словами, с момента первой попытки внедрения идеи в национальное законодательство и практику прошло три десятилетия1.

______________________________

1 Информацию об истории введения восстановительного правосудия в Беларуси можно найти в пособии «Восстановительные инструменты в конфликтах с участием несовершеннолетних», подготовленном в учебно-практическом учреждении «Центр «Медиация и право» при поддержке Правительства Великобритании, в пособии «Переговоры и посредничество по уголовным делам», подготовленном в рамках международного проекта «Модернизация магистерских программ для будущих судей, прокуроров, следователей с учетом европейских стандартов в сфере прав человека», которые проходят процедуру опубликования; иных публикациях [4].

Зайцева Л.Л. таким образом выразила свои чувства в связи с долгожданным нововведением в уголовный процесс: «Медиация в уголовном процессе Республики Беларусь появилась в 2021 г. Это произошло довольно неожиданно путем включения проекта, разработанного еще в 2017 г., в Закон Республики Беларусь от 26 мая 2021 г. № 112-З...» [5].

Так обычно складывается, что любая уже существовавшая идея2 на пути своего преемства в каждом конкретном государстве с момента ее эмпирического и (или) рационального познания до момента принятия на официальном уровне (например, закрепления в виде института в законе или ином нормативном правовом акте) проходит какой-то путь и обретает своих приверженцев. Как правило, вначале формируется группа сторонников, проводящих такую идею, которые в дальнейшем постоянно, невзирая на изменения рельефа на пути, поддерживают и саму идею, и необходимость ее принятия или реализации в стране; группа тех, кто начинает поддерживать принятие или реализацию идеи в связи с тем, что это направление приобретает особую популярность, становится «модным» в дискуссионном кругу ученых и практиков, а также группа тех, кому идея не интересна, не понятна, чужда и т.п. В процессе принятия идеи и ее реализации в государстве именно представители последней группы выражают большое количество тревог о последствиях, чаще всего высказывая сопротивление реализации идеи, чем ее одобрение и поддержку. Может сложиться, что в процессе адаптации идеи представители третьей группы станут ее глубокими сторонниками – эта трансформация чаще всего связана с переходом из зоны паники в зону обучения или развития, а именно последняя, граничащая с зоной комфорта область, за счет получения достоверной информации о достоинствах и недостатках реализации идеи, обучения новым подходам и иного подобного развития для преодоления психологической и (или) теоретической замкнутости мышления, позволяет прийти к пониманию или «разблокировке процессов мышления в коммуникативно-деятельностных и рефлексивных практиках» [7, с. 637], а затем – и к ее внутреннему принятию. Такую деятельность в Беларуси осуществляли и продолжают ученые и практикующие медиаторы. Вместе с тем так сложилось, что позитивное движение, направленное на адаптацию восстановительной парадигмы, осуществлялось в сотрудничестве: ученых, преимущественно специалистов в области науки уголовного права и процесса, представителей государственных органов, учреждений и организаций, сообщества медиаторов и иных заинтересованных. Например, активная роль в популяризации идеи восстановительного правосудия принадлежит Детскому фонду Организации Объединенных Наций (далее – ЮНИСЕФ), который «уделяет большое внимание повышению осведомленности сотрудников правоохранительных и судебных органов, институтов гражданского общества, представителей высшей школы о восстановительном правосудии и формированию навыков применения восстановительных инструментов», делая при этом основной акцент «на альтернативные формы уголовного преследования ребенка, который находится в конфликте с законом, обеспечивающие его ресоциализацию» [8; 9]. Плодом такого сотрудничества стало и создание в 2018 году межведомственной рабочей группы по проекту международной технической помощи «Усиление национальных возможностей по институализации юстиции для несовершеннолетних в Республике Беларусь», разрабатывавшей проект Концепции совершенствования юстиции для несовершеннолетних в Республике Беларусь, предусматривающей, в частности, применение медиации по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет. Документ получил одобрение ряда государственных органов.

______________________________

2 Моментом начала формирования восстановительной практики принято считать случай в г. Китченер (Онтарио, Канада), произошедший в 1974 году, когда по предложению представителя службы пробации и координатора добровольной службы меннонитского центрального комитета города судья принял решение о том, чтобы двое молодых людей, совершивших акты вандализма, обошли всех пострадавших и возместили причиненный ущерб. Этот случай описан в работе теоретика восстановительного правосудия Ховарда Зера «Changing Lenses: A New Focus for Crime and Justice», которая была впервые опубликована в 1990 г. [6, с. 78].

Предварил (а возможно, и обусловил) внесение изменений и дополнений о медиации в уголовно-процессуальное законодательство и опыт применения восстановительных подходов в реагировании на конфликты, полученный медиаторами учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» в рамках реализации пилотных проектов. Приобретение такого опыта, необходимого для проведения восстановительных медиаций, началось медиаторами учреждения уже в 2015 году, когда в государственном учреждении образования «Средняя школа № 30 г. Минска» была создана первая школьная служба медиации в Беларуси. Фактически в этот момент началась реализация социального проекта по применению медиации и урегулированию конфликтов в учреждениях образования – «Школьная медиация»3.

______________________________

3 Как отметила Луговцова Е.И., пилотных проектов по созданию служб школьной медиации или школьных служб примирения было несколько, однако они развивались «каждый по своей программе, так как отсутствует организационный центр, который бы структурировал и облегчал процесс создания школьных служб медиации» [10, с. 10].

6 апреля 2015 г. на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 38 г. Гродно» была открыта первая в Гродненской области школьная служба медиации, чему предшествовало обучение по программе «Территория взаимопонимания», «направленной на создание условий, формирующих организаторские и социальные компетенции учащихся в конструктивном разрешении конфликтов на основе медиации» [11, с. 16].

В декабре 2016 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между учебно-практическим учреждением «Центр «Медиация и право», Комитетом по образованию Минского горисполкома и государственным учреждением образования «Минский городской институт развития образования» и начат социальный проект «Учимся понимать друг друга», в числе задач которого были следующие: формирование гуманной и безопасной среды для полноценного развития и социализации детей и молодежи; воспитание культуры конструктивного взаимодействия с другими людьми, приобретение навыков общения и поведения в конфликте, основанных на мирном, медиативном подходе. Школьные службы медиации были созданы на базе 11 учреждений образования г. Минска, в числе которых государственное учреждение образования «Минский городской педагогический колледж», учреждение образования «Минская государственная гимназия-колледж искусств».

Одним из значимых мероприятий проекта «Учимся понимать друг друга» является Фестиваль школьников и студентов «Медиация будущего», впервые проведенный 25 апреля 2018 г. [12]. Фестиваль необходим для создания национального сообщества юных медиаторов и включения их в международное сообщество, организации площадки их неформального общения и практического совершенствования навыков медиаторов школьной службы медиации, укрепления взаимодействия и обмена опытом между юными медиаторами и педагогами. В 2021 году мероприятие было проведено в четвертый раз, запущен сайт Фестиваля [13].

В 2016–2017 учебном году на территории Гродненской области был реализован проект «Решаем конфликты позитивно». Проект позволил создать условия для развития практики миротворчества, пропаганды ценностей конструктивного поведения в конфликтных и спорных ситуациях, формирования культуры ненасилия и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества [11, с. 17]. С 2020 года в учреждениях образования г. Минска и других областных центров действуют инновационные площадки по развитию школьной медиации [14].

В последующем с целью внедрения в образовательную деятельность учреждений образования и реализации медиативных инструментов и техник, восстановительных подходов в отношении детей, в том числе совершивших правонарушения, в учебно-практическом учреждении «Центр «Медиация и право» был разработан проект Концепции развития сети школьных служб медиации в Беларуси. Документ направлен на внедрение медиативно-восстановительных подходов в урегулировании конфликтов с участием детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Идея разработки Концепции была поддержана Министерством юстиции Республики Беларусь. В начале 2019 года Советом Министров Республики Беларусь было принято решение о законодательной разработке Концепции.

Важным результатом работы по внедрению медиации в сферу образования стало подписание в 2019 году Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и ОО «Белорусский республиканский союз юристов». Медиаторами учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» при поддержке ОО «Белорусский республиканский союз юристов» по запросу Министерства образования Республики Беларусь была разработана Концепция развития медиации в сфере образования до 2025 года.

С 2018 года в рамках реализации проекта «Восстановительная медиация в качестве профилактики преступления» медиаторы учреждения присутствовали на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних при администрациях районов г. Минска, где получали случаи для проведения медиаций на основе восстановительного подхода, в том числе уголовно-правового характера. Так, к примеру, в результате проведения индивидуальной встречи с мамой несовершеннолетнего – потерпевшего по уголовному делу о грабеже – состоялось примирение потерпевшего и лица, причинившего вред, в результате чего производство по уголовному делу было прекращено. В развитие деятельности по урегулированию конфликтов с участием несовершеннолетних, в том числе уголовно-правового характера, в 2019 году при поддержке ЮНИСЕФ учебно-практическим учреждением «Центр «Медиация и право» на территории Ленинского района г. Минска и в г. Барановичи был реализован проект «Гуманный подход к каждому ребенку в интересах будущего гуманного общества».

Проект «Гуманный подход к каждому ребенку в интересах будущего гуманного общества» одобрен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 170 «Об одобрении проектов международной технической помощи». Основная цель проекта заключалась в подготовке условий для создания и внедрения восстановительных подходов в деятельность государственных органов и организаций, должностных лиц субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отношениях с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, и организации механизмов применения медиации и медиативных инструментов при разрешении конфликтов с участием несовершеннолетних [15]. В рамках реализации цели проекта были выполнены задачи по подготовке специалистов, необходимых для проведения обучения, а также проведения восстановительных практик, основанных на медиативном подходе; ознакомлению и обучению представителей государственных и иных органов, компетентных организаций, студентов с медиацией, восстановительными практиками и медиативными подходами при работе с несовершеннолетними; подготовке условий для создания организации (обособленные подразделения в организациях, иные структуры) для реализации программ, основанных на восстановительных подходах в работе с несовершеннолетними, налаживанию механизма передачи в них дел о правонарушениях несовершеннолетних. Сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних Барановичского городского исполнительного комитета продолжается и в настоящее время.

В 2020 году учебно-практическим учреждением «Центр «Медиация и право» совместно с ОО «Белорусский республиканский союз юристов» при поддержке ЮНИСЕФ был реализован проект «Совершенствование восстановительных практик в отношении подростков, находящихся в контакте или конфликте с законом». Проект одобрен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 2020 г. № 281 «Об одобрении программы и проектов международной технической помощи».

Проект был направлен на дальнейшее развитие элементов восстановительного правосудия в деятельности государственных органов и организаций посредством применения медиации и медиативных инструментов при разрешении конфликтов с участием несовершеннолетних, а также социальных услуг в социально-педагогических центрах в Минском и Солигорском районах.

Развитие восстановительных подходов и услуг в рамках проекта осуществлялось на основе результатов и опыта реализации в 2019 году проектов международной технической помощи «Социальные услуги для подростков в контакте с законом» [16] и «Гуманный подход к каждому ребенку в интересах будущего гуманного общества».

Реализация проектов «Гуманный подход к каждому ребенку в интересах будущего гуманного общества» и «Совершенствование восстановительных практик в отношении подростков, находящихся в контакте или конфликте с законом» позволила определить необходимые условия для работы медиаторов в сфере восстановительной медиации, создать национальные программы подготовки специалистов по восстановительной медиации, основанные на собственной практике, проводить распространение инструментов восстановительного правосудия, обучать навыкам использования восстановительной медиации широкий круг специалистов, работающих с несовершеннолетними в контакте и конфликте с законом.

При поддержке Посольства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Республике Беларусь, ЮНИСЕФ, Европейского форума восстановительного правосудия и других заинтересованных медиаторы постоянно проходили обучение работе с восстановительными подходами, в том числе при урегулировании конфликтов уголовно-правового характера [8; 17].

В настоящее время в учебно-практическом учреждении «Центр «Медиация и право» на регулярной основе проводится обучение по программе «Восстановительная медиация», осуществляется работа с конфликтами, связанными с причинением вреда, в том числе уголовно-правового характера. Безусловно, формирование практики с учетом законодательных новелл требует времени и терпения, нахождения ответов на многие вопросы, часть из которых уже озвучены и обсуждаются в сообществе медиаторов и иных заинтересованных [1]. Предстоит пойти дальше в деле имплементации восстановительных подходов, в частности, внедрять их и в административно-деликтный процесс Беларуси, тем более что в числе последних дополнений законодатель включил в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях нормы о возложении на несовершеннолетнего обязанности принесения им извинения потерпевшему как меры воспитательного воздействия. Однако это продолжение практики, а не ее начало. Хотим информацией о практической деятельности учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право», данной в рамках статьи, предупредить и возможные мнения о том, что практика медиации в уголовном процессе начинает формироваться только сейчас, так как не могло быть практики без закрепления института в законодательстве.

В учебном пособии «Медиация в уголовном судопроизводстве» содержится следующая мысль: «Медиация в уголовном судопроизводстве, которая уже несколько десятилетий успешно применяется в практике многих зарубежных государств, пока неприменима в России на официальном уровне» [18, с. 32–33]. Такая поспешность суждений приводит к обесцениванию многолетних усилий многих людей, приверженных идее восстановительного правосудия, восстановительному подходу в реагировании на правонарушения. В действительности же начиная «с 1997 г. по настоящее время общественный центр «Судебно-правовая реформа» распространяет в России и странах постсоветского пространства идею и технологию восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций» [19, с. 4], реализует идею на практике, осуществляя урегулирование и уголовно-правовых конфликтов.

Надеемся, что толерантность как важнейшая ценность и развитое качество медиатора, проводящего восстановительную медиацию, будет сопровождать процесс реализации норм о медиации в уголовном процессе Беларуси и подобные суждения не прозвучат в дискуссиях и не появятся в публикациях.

После 19 июня 2021 г. – даты вступления в силу Закона № 112-З – тема медиации в уголовном процессе приобретает все большую популярность. Например, в октябре 2021 г. в учреждении образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО» состоялся научно-практический круглый стол о медиации [20]. Хочется надеяться и полагать, что возросший интерес к теме свидетельствует об увеличении числа сторонников реализации идеи, что является положительным фактом, ведь вне зависимости от глубоких внутренних причин тех, кто поддерживает тему сегодня, польза распространения гуманных подходов очевидна.

Восстановительный подход в реагировании на конфликты – это подход, в котором через мысли и чувства познаются неудовлетворенные потребности, выступающие реальными причинами и условиями совершения общественно опасного деяния, создаются новые смыслы. Работа в таком подходе возможна лишь при обращении к своей эмоциональной сущности, развитии своего эмоционального интеллекта. В этом контексте особое звучание приобретают слова Десмонда Туту: «мир или спокойствие должны исходить изнутри. Никто не сможет быть миротворцем, если нет мира в душе. По аналогии, не стоит надеяться сделать мир лучше и счастливее для всех, если мы не стремимся к тому же в своей жизни» [21, с. 81].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Орловская, Л. Г. Медиации в уголовном процессе Беларуси быть: 19 июня 2021 года вступают в силу соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь / Л. Г. Орловская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mediation-law.by/новости/document-25043.html. – Дата доступа: 08.11.2021.

2. Колк, Бессел ван дер. Тело помнит все: какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть / Бессел ван дер Колк ; пер. с англ. И. Чорного. – М. : Эксмо, 2020. – 464 с. ; Франкл, В. Воля к смыслу / В. Франкл ; пер. с англ. – М. : Альпина нон-фикшн, 2021. – 228 с.

3. Губич, А. В. Научно-практическая конференция в Минске / А. В. Губич [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kc.gov.by/document-7153. – Дата доступа: 01.07.2021.

4. Зайцева, Л. Л. Восстановительное правосудие в Республике Беларусь: история законопроектной деятельности / Л. Л. Зайцева // Восстановительное правосудие по делам о преступлениях несовершеннолетних : сб. матер. Междунар. конф., Минск, 20 марта 2018 г. / Национальный центр законодательства и правовых исследований, Белорусский республиканский союз юристов, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2018. – С. 49–53.

5. Переговоры и посредничество по уголовным делам / Л. Л. Зайцева [и др.] // Документ готовится к публикации.

6. Зер, X. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание / Х. Зер [Электронный ресурс] ; пер. с англ. ; общ. ред. Л. М. Карнозовой ; коммент. Л. М. Карнозовой и С. А. Пашина. – М. : МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. – Режим доступа: http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/08/3ep-X. –Bосстановительнoe-правocyдиe.pdf. – Дата доступа: 27.06.2021.

7. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия ; гл. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников. – Минск : МФЦП, 2002. – 1008 с.

8. ЮНИСЕФ и партнеры провели сессию по восстановительному правосудию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unicef.by/press-centr/259.html. – Дата доступа: 07.11.2021.

9. Восстановительное правосудие. – Минск : Альтиора Форте, 2021. – 24 с.

10. Луговцова, Е. И. Школьный конфликт и служба медиации / Е. И. Луговцова // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2017. – № 11. – С. 9–15.

11. Хурс, И. С. Школьная медиация: опыт Гродненщины / И. С. Хурс, О. К. Шульга // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2017. – № 11. – С. 16–22.

12. Фестиваль школьников и студентов «Медиация будущего» состоялся накануне в Минске [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2018/aprel/28695/. – Дата доступа: 08.11.2021 ; В Минске прошел II Международный фестиваль школьников и студентов «Медиация будущего» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2019/april/34413/. – Дата доступа: 08.11.2021.

13. Резолюция IV Международного Фестиваля школьников и студентов «Медиация будущего» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fest.mediati0n-law.by/новости/d0cument-1753.html. – Дата доступа: 18.01.2022.

14. Школьная медиация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mediation-law.by/проекты/школьная-медиация. – Дата доступа: 08.11.2021.

15. Подробная информация о проектах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mediation-law.by/новости/document-25263.html. – Дата доступа: 23.01.2022.

16. Социальные услуги для подростков в контакте с законом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wwb.by/news/sotsialnye-uslugi-dlya-podrostkov-v-kontakte-s-zakonom-/. – Дата доступа: 18.01.2022.

17. Bukato (Orlovskaya), L. Restorative Justice in Belarus: history and prospects [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.euforumrj.org/sites/default/files/2020-02/vol_20_2.pdf. – Date of access: 08.11.2021.

18. Шестакова, Л. А. Медиация в уголовном судопроизводстве : учеб. пособие / Л. А. Шестакова. – Самара : Изд-во «Самарский университет», 2021. – 118 с.

19. Максудов, P. P. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: от уникальных эпизодов к заживлению социальной ткани / Р. Р. Максудов. – М. : PRI, 2014. – 224 с.

20. В университете состоялся научно-практический круглый стол о медиации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mitso.by/news/v-universitete-sostoyalsya-nauchno-prakticheskiy-kruglyiy-stol-o-mediatsii. – Дата доступа: 07.11.2021.

21. Далай-лама XIV. Книга радости. Как быть счастливым в меняющемся мире / Далай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс ; пер. с англ. Ю. Змеевой ; науч. ред. Д. Ковпак. – 4-е изд. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 384 с.

Подписано в печать 25.03.2022