/ / / / Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь: олицетворение самобытности основного закона и обновленной государственности

«Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь: олицетворение самобытности основного закона и обновленной государственности» (Чуприс О.И.)

Changes and additions to the Constitution of the Republic of Belarus: embodiment of the distinctiveness of the fundamental law and updated statehood

ЧУПРИС О.И.,
Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь

Статья посвящена анализу основных новаций, внесенных в Конституцию Республики Беларусь по итогам республиканского референдума 27 февраля 2022 года. Изменения и дополнения, характеризующие самобытность Основного Закона страны, рассмотрены в разрезе конституционно-правового закрепления ценностных ориентиров белорусского общества, конституционализации участия народа в управлении делами государства и общества, совершенствования институтов государственной власти для целей ее упрочения, включая механизм сдержек и противовесов, и развития правовой системы. Делается вывод об усилении статуса Конституции как политико-правового документа, определяющего идеологию обновления белорусской государственности.

The article is devoted to the analysis of the main novelties made to the Constitution of the Republic of Belarus following the results of the republican referendum of February 27, 2022. Changes and additions that characterize the distinctiveness of the Fundamental Law of the country are considered in the context of the constitutional and legal fixation of the value benchmarks of the Belarusian society, the constitutionalization of the people’s participation in management of state and society affairs, the improvement of the institutions of state power for the purposes of it’s consolidation, including the mechanism of checks and balances, and the development of legal system. There is made the conclusion about strengthening the status of the Constitution as a political and legal document that determines the ideology of updating the Belarusian statehood.

ВВЕДЕНИЕ

Республика Беларусь насчитывает 28 лет современного конституционного строительства. За эти годы изменялось белорусское общество, менялись стратегии развития права, обеспечивающего неуклонный рост экономики и социальной сферы. Претерпевала изменения также Конституция Республики Беларусь. С момента ее принятия в 1994 году она была существенным образом изменена по итогам республиканского референдума 1996 года и изложена в новой редакции, что было обусловлено «шматзначнай спецыфікай… пераходнага перыяду, змены ў які адбываюцца, асабліва ў палітычнай сферы, з дастатковай і часта імклівай хуткасцю» [1, с. 81]. В 2004 году по результатам республиканского референдума была изменена часть первая ст. 81 Конституции, а в 2021 году Законом Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 124-З «Об изменении Конституции Республики Беларусь» – дополнена частью второй ст. 67 и ст. 147.

Белорусская Конституция относится к модели постсоциалистических конституций и в целом удовлетворяет общемировым конституционно-правовым тенденциям. Практика ее применения доказала жизнеспособность и сбалансированность Основного Закона. Вместе с тем политическая и социально-экономическая реальности, потребность в общественном развитии обусловили необходимость коренной модернизации Конституции Республики Беларусь, которая была поддержана VI Всебелорусским народным собранием.

Значительные изменения в Основной Закон внесены по итогам республиканского референдума 27 февраля 2022 года, который был проведен по инициативе Главы государства. В результате подверглись изменениям преамбула, 85 статей, из которых две утратили силу, появилось 11 новых статей. Раздел IV дополнен главой «Всебелорусское народное собрание». Несмотря на большой объем и сквозной характер изменений и дополнений Конституции, затронувших практически все ее разделы, она не излагается в новой редакции, что подчеркивает конституционно-правовую преемственность в основах конституционного строя, характере взаимоотношений личности, общества и государства, а также в сохранении республики смешанного типа с усиленной президентской властью.

Новации осовременивают конституционный текст, развивают общепринятые нормы, отвечают на запросы общества, отражают сложившуюся политико-правовую и ценностную картину белорусского государства и общества.

Право в целом должно «отвечать вызовам времени» и выступать «катализатором прогресса во имя блага общества и отдельного человека» [2, с. 6].

Что касается Конституции, то, определяя ориентиры для дальнейшего развития, в конкретно-исторических условиях она должна, как подчеркнул Президент Республики Беларусь, обеспечить взгляд «вперед, за горизонт» [3]. Такое требование вытекает из характеристики Конституции как венца правовой системы или акта, излагающего в системном виде нормы концептуального характера, определяющие правовой фундамент государства. Конституционные нормы получают развитие в отраслевом законодательстве. То есть в Конституции прочно переплетаются политика и право. Даже при внесении в Конституцию единичных изменений Парламентом, как правило, устанавливаются повышенные депутатские кворумы для принятия решения в сравнении с обычным законом.

Политическое и юридическое значение Конституции обусловливает также и особый характер работы над вносимыми в нее изменениями и дополнениями. Так, над Конституцией 1994 года депутаты и члены конституционной комиссии и рабочей группы работали почти четыре года. Приблизительно столько же времени велась работа над новыми поправками в Основной Закон страны, наибольшая интенсивность которой проявилась в 2021–2022 годах. Значительное число предложений было внесено в ходе широкомасштабного диалога с обществом, который проходил в течение года в различных организационных формах: диалоговые площадки, работа Конституционной комиссии и рабочей группы, всенародное обсуждение проекта вносимых изменений и дополнений. Непосредственно к работе над Конституцией были привлечены не только юристы, но также представители всех социальных групп, включая молодежь, опытных политиков и управленцев.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Наиболее значимые аспекты конституционной реформы охватываются рамками четырех укрупненных блоков, определяющих самобытность белорусского Основного Закона:

  • дальнейшее конституционно-правовое закрепление ценностных ориентиров белорусского общества;
  • существенная конституционализация участия народа в управлении делами государства и общества;
  • совершенствование институтов государственной власти для целей ее упрочения, включая механизм сдержек и противовесов;
  • развитие правовой системы.

Выделенные группы норм являются комплексными, зависимыми друг от друга и пересекающимися между собой, в связи с чем отдельные характеризующие их нормы могут быть одновременно отнесены к разным группам.

Ценности, характеризующие народ, вытекают из его традиций и мировоззрения, выкристаллизовываются в ходе исторического развития. Представляет интерес точка зрения о том, что «в иерархии ценностных приоритетов белорусского народа такие категории, как нравственность, патриотизм, вера, христианская мораль, стоят не ниже прав и свобод человека. Именно либеральное истолкование прав человека как высшего и универсального основания общественной жизни, подчиняющего общие (коллективные) интересы и потребности частным, оказывается неприемлемым в рамках того культурно-исторического типа (цивилизации), к которому принадлежит Республика Беларусь» [4, с. 81].

В концентрированном виде ценностные установки белорусского народа сформулированы в преамбуле Конституции. Несмотря на общепризнанность факта отсутствия нормативности текста преамбулы, именно она консолидирует всю идеологию основного документа, а ее положения выступают концептуальной основой для основного текста Конституции, развиваются в конституционных нормах, а также могут трактоваться в качестве принципов построения законодательства и последующего правоприменения.

В преамбуле сохранена приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям, которые вытекают из текста Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека: мирное сосуществование и дружественные отношения между народами, признание достоинства и ценности человеческой личности, равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи, равноправия мужчин и женщин, справедливость, уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и др. Указанное обстоятельство подтверждает соответствие нашего Основного Закона современным стандартам демократических конституций.

Одновременно в преамбуле белорусской Конституции закрепляются фундаментальные ценностные установки, выстроенные в определенной иерархии, о национальной самобытности и суверенитете, мире и гражданском согласии, благополучии граждан и процветании страны, наших культурных и духовных традициях, об утверждении прав и свобод человека и гражданина, устоев правового государства и социально справедливого общества. Большинство из них впервые нашли отражение в преамбуле, а их сущность далее раскрывается в конституционных нормах, в том числе внесенных референдумом 2022 года.

В частности, положения преамбулы о суверенитете и независимости дополнительно усилены включенными в ст. 19 нормами о статусе важнейших атрибутов государственности – государственных символов, описание и порядок использования которых определяются законом, а также установлением в ст. 52 обязанности каждого находящегося на территории Республики Беларусь уважать государственные символы.

Значительному развитию подверглись нормы, опирающиеся на особенности духовности нашего народа, сформированной на базе нравственных установок о человечности и миролюбии, ценности традиционной семьи, значимости семейного воспитания. Поэтому особое внимание в Конституции уделено регулированию брачно-семейных отношений, а ст. 32 претерпела существенные изменения. Она, в частности, дополнена нормами о браке как союзе женщины и мужчины, равенстве прав супругов в браке и семье, приоритете воспитания детей в семье.

Конституционно-правовой реакцией на опасные для человечества тенденции, высвечивающиеся в мире, такие как забвение уроков Второй мировой войны, переписывание истории, подпитка националистических устремлений, замалчивание фактов геноцида, является включение нормы об обеспечении государством сохранения исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны (часть вторая ст. 15), которая согласуется с закрепляемым долгом каждого гражданина Республики Беларусь сохранять историческую память о героическом прошлом белорусского народа (часть вторая ст. 54).

Прошлое нашей страны выступает воплощением трагизма войны. Поэтому закрепление на конституционном уровне указанных норм является, с одной стороны, свидетельством правовой позиции Беларуси по вопросу войны и оценки ее последствий, а с другой стороны, – важным условием воспитания подрастающего поколения белорусов в духе любви к Отечеству и его сохранению вслед за предками, завоевавшими свободу и мир и обеспечившими независимость государства.

Не случайно Президент Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию отметил, что «источником наших ценностей является историческая память» [5], и Указом от 1 января 2022 г. № 1 объявил 2022 год Годом исторической памяти.

В соответствии со ст. 2 Конституции Республики Беларусь высшей ценностью белорусского государства и общества выступает человек. Его права, свободы и гарантии их реализации получили актуализацию и развитие в разделе II Конституции в разрезе личных, социально-экономических и политических прав.

Конституционная норма ст. 28 о праве на защиту от незаконного вмешательства в частную жизнь дополнена частью второй о создании государством условий для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании. Как отметил Конституционный Суд в п. 6 раздела VI Послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь от 10 марта 2022 г. «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», «процесс цифровой трансформации многих аспектов человеческой жизни и переход к обществу современной цифровой культуры обусловливают необходимость правового регулирования, которое учитывает конституционные и духовно-нравственные ценности, а также обеспечивает развитие безопасного информационного пространства, защиту общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, создание надежных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод человека» [6].

Необходимость заботы о своем здоровье как естественной анатомо-физиологической ценности получила соответствующее правовое оформление путем изложения в ст. 45 в качестве конституционного принципа – «граждане заботятся о сохранении собственного здоровья» с корреспондирующими ей гарантиями государства охранять здоровье граждан, в том числе путем предоставления возможности лечения за счет государственных средств не только в государственных учреждениях здравоохранения. Таким образом, констатируется обусловленность успешной реализации государственной политики в области здравоохранения предпринимаемыми самими гражданами мерами о заботе о своем здоровье.

Неизменность социальной направленности государственной политики и постоянное внимание со стороны государства к отдельным группам населения обусловили изложение ст. 47 в новой редакции. В ней дополнительно установлено, что государство проявляет особую заботу о пожилых людях и инвалидах, обеспечивает инвалидам равные возможности для осуществления прав и свобод человека и гражданина, реализует политику их социальной интеграции, создания доступной среды и улучшения качества их жизни, поддержки семей с инвалидами. Статья 32 усилена положением об оказании государством поддержки семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а в специально посвященной молодежи ст. 321 закреплена норма о создании условий для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни.

Для обеспечения права человека на благоприятную окружающую среду в условиях развития атомной энергетики в части третьей ст. 46 зафиксирована соответствующая государственная гарантия.

В то же время человек как существо социальное не может жить вне общества. Соответственно, ценность представляет не только человек как персонифицированный субъект, наделенный индивидуальными качествами, но и собственно общество как совокупность людей, а также государство, обеспечивающее условия для существования указанных социальных ценностей. Не случайно в Конституции закрепляется гармоничный комплекс отношений по взаимодействию человека, общества и государства с акцентом на взаимной ответственности данных субъектов. Такой подход обусловлен «традиционным для нашего менталитета пониманием свободы как ответственности» [4, с. 81], противоположным пониманию свободы как вседозволенности, представленной в либеральной теории прав человека.

Укреплению общества как интегративной ценности будут способствовать соответствующие изменения и дополнения в ст.ст. 21, 54, 55, 32, 321: о долге каждого проявлять социальную ответственность и вносить посильный вклад в развитие общества и государства, сохранять историческую память о героическом прошлом белорусского народа и проявлять патриотизм, беречь природные ресурсы, об обязанностях родителей в процессе воспитания готовить подрастающее поколение к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси, о позитивном стимулировании молодежи к реализации ее потенциала в интересах всего общества за счет создания соответствующих условий. Данный комплекс конституционно-правовых решений также направлен на повышение ответственности каждого лица за решение общественно значимых задач. 

Демократия обеспечивает самые насущные потребности человека – быть активным участником происходящих в обществе процессов и хозяином собственной судьбы, решать коренные вопросы развития своего общества и государства [7, с. 147]. Решению указанных вопросов посвящено значительное количество изменений в Конституцию, которые следует вычленять в отдельную группу.

В частности, спектр гражданских и политических прав, обеспечивающих возможности каждому человеку ощущать себя полноценным участником жизни общества, расширен за счет специального акцентирования внимания в ст. 36 на праве граждан создавать политические партии и другие общественные объединения, участвовать в их деятельности, тем самым непосредственно осуществляя или иным образом удовлетворяя свои политические, экономические и иные интересы, а также допущения участия в выборах лиц, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей, путем исключения из части второй ст. 64 соответствующего запрета.

Упрощению реализации избирательного права будет способствовать введение единого дня голосования в последнее воскресенье февраля (часть вторая ст. 67).

Однако с целью сохранения стабильной политической системы и недопущения вмешательства в политические процессы иностранных государств и организаций, иностранных граждан, реализации зарубежной политики устанавливается запрет на финансирование ими расходов на подготовку и проведение выборов (ст. 70). Тем самым создаются препятствия для разбалансировки государства как основного элемента политической системы общества.

Частью третьей ст. 88 обновленной Конституции народ признан самостоятельным субъектом, наделенным правом инициирования вопроса о выдвижении обвинения Президенту и смещении его с должности, которое может быть реализовано не менее 150 тысячами граждан, обладающих избирательным правом.

Серьезные изменения претерпела система органов народного представительства. В ст. 3 закреплено, что источником государственной власти является народ, который осуществляет власть непосредственно, через представительные органы или в иных формах, а в соответствии со ст. 37 Конституции граждане имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

В науке, которая опирается на практику, неоднократно указывалось на наличие представительной ветви власти, которая отражает реальную демократическую картину общества. К органам этой ветви в Республике Беларусь относятся двухпалатный Парламент и местные Советы депутатов.

Существенному расширению народного представительства и усилению данной ветви власти, которая в перспективе может быть специально поименована в Конституции, способствует закрепление конституционного статуса Всебелорусского народного собрания (далее – ВНС) как высшего представительного органа народовластия. Тем самым подчеркивается и его место в системе представительных органов. Истинный демократизм данного института проявляется в нескольких позициях:

  • в его формировании за счет широкого спектра народного представительства, охватывающего Президента, Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, представителей всех ветвей власти (депутатов всех уровней, членов Совета Республики, органов исполнительной власти и судей) и избираемых представителей гражданского общества. При этом представительство в ВНС депутатов, включая депутатов местных Советов, повысит ценность депутатского мандата, тем самым простимулировав интерес к местным выборам;
  • в предоставленной возможности каждому белорусу на высшем государственном уровне поучаствовать в управлении делами государства как непосредственно (путем избрания от гражданского общества), так и через своих представителей (делегатов). При этом для молодежи появляется дополнительный социальный лифт, так как они могут быть избраны делегатами этого собрания и принять реальное участие в решении важнейших государственных вопросов;
  • в постоянном статусе представительства делегатов ВНС на пятилетний период их вхождения в данный орган соответствующего периода формирования (созыва);
  • в предоставленных этому органу полномочиях высшего порядка: от права внесения предложений об изменении Конституции, утверждения программ развития страны до права отменить любое решение любого государственного органа (кроме судебных решений), если оно не соответствует интересам национальной безопасности;
  • в предоставленных делегатам ВНС полномочиях по формированию судебной ветви власти путем избрания судей Конституционного и Верховного судов, их председателей и заместителей, а также избранию членов Центральной избирательной комиссии;
  • в непосредственной возможности учесть при принятии решений интересы всех регионов и социальных групп граждан, представителей многих профессий.

Принятое народом решение о закреплении статуса ВНС в Основном Законе страны с исключительным набором полномочий подчеркивает самобытность конституционного строительства и отход от устоявшихся конституционных шаблонов. Одновременно создание ВНС решает еще одну важную задачу – преодоление недостатков, выявленных в современных государствах, – углубление разрыва между институтами государственной власти и широкими слоями гражданского общества, проявляющегося в элитизации власти и сопровождающегося отсутствием должного взаимодействия между ними [8, с. 261].

Фактически в Республике Беларусь получила конституционно-правовое закрепление новая форма гражданского участия в осуществлении государственной власти, которая без сомнения будет востребована другими государствами.

Представительные формы демократии также расширяют свои возможности за счет изменений в парламентской работе. В частности, установлен пятилетний срок полномочий народных представителей всех уровней, введена постоянная в течение года работа Парламента, расширены контрольные полномочия Парламента за счет предоставленного права заслушивать информацию Генерального прокурора, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка о результатах их деятельности (п. 51 части первой ст. 97, п. 21 части первой ст. 98).

В целом следует констатировать существенное усиление роли Парламента как представительного органа, произошедшее за счет перераспределения полномочий между ветвями государственной власти и предоставления ему дополнительных полномочий.

Характеризуя изменения, коснувшиеся институтов государственной власти, в первую очередь следует отметить ценность регламентированной еще в 1996 году системы органов государственной власти и четкость регламентации их функций, что позволяет непосредственно их реализовывать даже при условии наличия пробелов в законодательстве. При этом закрепленная в Конституции в 1996 году классическая триада ветвей власти не является догматичной. Отличительные особенности ее воплощения в Республике Беларусь проявляются в том, что Президент не принадлежит ни к одной из них, выступая арбитром и посредником между ними.

Решением республиканского референдума 27 февраля 2022 года институт президентства подвергнут изменениям: введены дополнительные требования к лицу, претендующему на пост Главы государства, однако в корреспонденции усилены и гарантии его конституционно-правовой защиты. С учетом изменений в системе органов государственной власти, совершенствования правовой системы, фактических изменений общественных отношений, в которых участвует Президент, исключены или уточнены его отдельные полномочия (например, о назначении должностных лиц, присвоении классных чинов и званий, назначении дипломатических работников (пп. 16, 18, 20 ст. 84) и др.).

В ст. 80 в неизменном виде сохранено два ценза: наличие гражданства по рождению и обладание избирательным правом, суть которых раскрывается в Законе Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-З «О гражданстве Республики Беларусь» и Избирательным кодексе Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. № 370-З. Возрастной ценз и ценз оседлости повышены с 35 до 40 лет и с 10 до 20 лет соответственно. Требования к Президенту дополнены также отсутствием когда-либо у лица, претендующего на пост Президента, гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества. Тем самым ограничены возможности влияния иностранных государств на лицо, занимающее один из самых высоких постов в стране.

Установлены ограничения на занятие должности Президента двумя сроками для одного и того же лица (ст. 81), что будет способствовать укреплению независимости ветвей власти на основе принципа преемственности.

В ключе преемственности политических поколений и уважения к наследуемым государственным ценностям следует рассматривать также закрепленные в ст. 89 положения о гарантиях действующему Главе государства и Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, в которой предусматривается, что неприкосновенность, охрана чести и достоинства распространяются как на действующего Президента, так и на Главу государства, прекратившего свои полномочия в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности. Президент, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий. Данные положения согласуются с мировой практикой, которая представлена схожим опытом правового регулирования в России, Италии, Израиле, Казахстане и других государствах.

На совершенствование всей системы государственных органов направлено конституционно-правовое решение республиканского референдума, придающее ВНС статус высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие (ст. 891).

При этом ВНС наделено исключительными конституционными полномочиями, которые позволяют ему решать важнейшие вопросы жизнедеятельности государства, такие как утверждение программных документов и концепций, военной доктрины, рассмотрение вопроса о легитимности выборов, введение чрезвычайного или военного положения при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам, направление военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию мира и безопасности. ВНС также может отменить правовой акт и решение любого органа, которые не соответствуют интересам национальной безопасности, включая законы, принятые Парламентом (кроме судебных актов). То есть обладает важными контрольными полномочиями.

Часть полномочий перешла к ВНС от Президента и Парламента. Так, Президент поступился своими конституционными полномочиями по формированию высшего судейского корпуса страны (Конституционного Суда и Верховного Суда), Центральной избирательной комиссии, а также установлению государственных праздников и праздничных дней.

Закрепленный подход к формированию судейского корпуса путем избрания судей высших судов и их председателей и заместителей ВНС и назначения остальных судей, как и ранее Президентом, будет способствовать усилению независимости судей от ветвей власти. Принцип усиления независимости также положен в основу формирования Центральной избирательной комиссии.

От Парламента к ВНС перешло полномочие об объявлении импичмента Президенту.

Исходя из целевого назначения, определенного в ст. 891, и полномочий, закрепленных в ст. 893, ВНС как представительный орган может оказывать воздействие на все ветви власти, уравновешивая также президентскую власть, а обладая правом на принятие нормативных правовых актов стратегического характера, оно наделяется также функциями органа законодательной власти.

Таким образом, на ВНС в силу конституционных полномочий возлагается вся степень ответственности за принятие особо важных государственных решений. Можно сказать, что ВНС – залог обеспечения баланса власти, основанного на сочетании интересов государства и общества, следовательно, призвано стабилизировать и укрепить белорусское государство.

Таким образом, полномочия ВНС согласуются с ценностными положениями преамбулы, а значение ВНС как конституционного органа также видится в том, что именно оно призвано напрямую в своей деятельности реализовывать положения преамбулы Конституции, ссылаясь в своих решениях на нее и придавая тем самым тексту преамбулы нормативность.

На недопущение дестабилизации в стране направлены также нормы ст. 881, усиливающие статус Совета Безопасности в экстремальных условиях, повлекших гибель Президента, а также статус Председателя Совета Республики как лица, к которому переходят полномочия Президента до принесения Присяги вновь избранным Президентом, в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией. Такое решение снижает возможность прямого задействования ресурсов всей системы исполнительной власти (организационных и материальных) при обеспечении и проведении выборов Президента в случае вакансии при наступлении событий, не связанных с обычным ходом избирательной кампании.

В основе комплекса изменений, затронувших правовую систему, лежит усиление интегративной функции Конституции, ее главенствующей роли в системе правовых актов государства. В соответствии с частью второй ст. 7 она имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь. Иные правовые акты издаются на основе и в соответствии с Конституцией.

Внесенные в Конституцию изменения обеспечивают каждому нормативному правовому акту свое место в иерархии. При этом исключение полномочий Президента на издание декретов продиктовано достигнутым высоким уровнем развития правовой системы. Изданные декреты продолжат действовать, сохранят приоритет по отношению к принятым до их издания положениям законов и будут применяться до отмены законами (часть третья ст. 142).

При необходимости срочного законодательного регулирования вновь возникших общественных отношений сохраняется возможность объявления законов срочными и их принятия в десятидневный срок.

В ст. 85 предусмотрено, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить законам, что не означает снижения уровня указов и изменения их юридической природы как законодательных актов. Достаточность президентских полномочий на издание указов обеспечивается нормами ст. 79 Конституции, когда решения Главы государства принимаются в целях охраны суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности страны, обеспечения политической и экономической стабильности, а также возможностью принятия указов по вопросам, не урегулированным законами, или в случаях, когда в законах предусмотрено право на регулирование общественных отношений и установление изъятий Главой государства. Указ Президента может быть принят и по любым вопросам в развитие положений законов.

В целом в действующей редакции Конституции укрепляется роль закона как нормативного правового акта, который, по мнению Президента Республики Беларусь, должен стать «ключевым правовым инструментом» [3].

С учетом конституционного статуса ВНС и установлением вида его правового акта – решения потребуется определить место такого акта в иерархии нормативных правовых актов.

С целью реализации ст.ст. 7, 85, 895, 142, 143 потребуется разработать и принять Закон Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании», внести изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», пересмотреть в течение двух лет весь законодательный массив для приведения в соответствие с Конституцией порядка 100 ранее принятых законов, гармонизации принятых до вступления изменений и дополнений Конституции в силу норм законов и актов Президента.

Важнейшей гарантией баланса правовой системы выступают закрепленные в Конституции возможности защиты прав и свобод компетентным и беспристрастным судом. В ст. 60 Конституции в новой редакции специально устанавливается важное право на обжалование решений, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если они ущемляют права и свободы. Порядок и сроки судебной защиты прав и свобод регламентированы Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З.

Изменения части второй ст. 115 связаны с дополнительными акцентами, усиливающими значение судебных постановлений как актов, обязательных для всех физических и юридических лиц.

Возможности обеспечения прав и свобод граждан существенно расширяются за счет введения института индивидуальной конституционной жалобы, по которой в соответствии со ст. 1161 Конституционный Суд выносит заключения о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле при вынесении судебного решения, если исчерпаны все другие средства судебной защиты. Также Конституционный Суд по запросам судов в порядке, установленном ст. 1161, выносит решение о конституционности нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

В целом статус Конституционного Суда возведен до уровня «независимого конституционного арбитра во взаимоотношениях между ветвями власти, государством и гражданами» [7, п. 1, разд. VI], что проявляется не только в вышеуказанных полномочиях по участию в разрешении индивидуальных споров, но и сохранении за ним права осуществления предварительного и последующего конституционного контроля законов, а также введения новых полномочий, в частности о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. Одновременно расширяется число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.

Компетенция Конституционного Суда как конституционно-правового арбитра может быть востребована при необходимости оценки на предмет конституционности норм указов, принятых в порядке реализации президентских полномочий, предусмотренных в ст. 79, по вопросам, ранее урегулированным законами.

Новации, внесенные в компетенцию Конституционного Суда, связанные с толкованием Конституции и дачей заключений применительно к конкретным правовым ситуациям, являются важным шагом в обеспечении непосредственного действия Конституции как акта высшей юридической силы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение внесенных изменений и дополнений в Конституцию видится в усилении ее статуса как политико-правового документа, определяющего концептуальные основы сильного государства и общества за счет укрепления защиты каждого индивида в отдельности и закрепления базовых ценностей, объединяющих белорусский народ, усиления каждой из ветвей власти и введения дополнительных инструментов их сдержек и противовесов, укрепления роли самой Конституции и других законов и расширения форм народного представительства для обеспечения стабильности системы государства и права.

Можно констатировать, что в Основном Законе получили развитие положения универсального порядка, неизменно привлекающие интерес международного сообщества, о правах и свободах человека, взаимодействии человека и общества, расширении спектра публично-правовых средств, обеспечивающих привлечение отдельных граждан и институтов гражданского общества в решение государственных и общественных дел. В то же время отмеченный комплекс конституционно-правовых решений призван уравновесить индивидуальные ценности каждого человека и коллективные ценности белорусского общества, поставив последние в разряд приоритета, скрепляющего фундамент белорусского государства.

Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь и поддержанные 82,86 % граждан, принявших участие в голосовании, можно охарактеризовать как конституционно-правовое отражение ценностной и политической солидарности белорусского общества, признание своих достижений и фиксацию направлений развития. Закрепленная система доминирующего в белорусском обществе мировоззрения должна быть обеспечена нормами принятых в ее развитие законов и сопровождающей дух Конституции практикой ее применения.

Конституция Республики Беларусь с внесенными в нее изменениями и дополнениями определяет идеологию обновления белорусской государственности.

СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамовіч, А. М. Канстытуцыйная рэформа: праблемы i перспектывы / А. М. Абрамовіч // Весн. БДУ. Сер. 3. Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Палітыка. Сацыялогія. Эканоміка. Права. – 1996. – № 3. – С. 81–83.

2. Василевич, Г. А. Конституционные нормы и принципы как основа национальной правовой системы / Г. А. Василевич // Конституция Республики Беларусь – основа преобразований государства и общества (к 10-летию Основного Закона): материалы респ. науч. конф., Минск, 3 марта 2004 г. ; редкол. : Г. А. Василевич (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ. – 2004. – С. 3–17.

3. Выступление Президента Беларуси на торжественной церемонии подписания решения республиканского референдума [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by/president/view/vystuplenie-prezidenta-belarusi-na-torzhestvennoj-tseremonii-pod.... – Дата доступа: 29.03.2022.

4. Перепелица, Е. В. Антиномии конституционных ценностей / Е. В. Перепелица // Ценностная парадигма Основного Закона : материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 14 марта 2013 г. ; редкол. : Г. А. Василевич (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Веды, 2013. – С. 80–83.

5. Послание белорусскому народу и Национальному собранию [Электронный ресурс] : 28 янв. 2022 г. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/events/aleksandr-lukashenko-28-yanvarya-obratitsya-s-ezhegodnym-poslanie.... – Дата доступа: 28.03.2022.

6. О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : послание Конституц. Суда Респ. Беларусь : 10 марта 2022 г., № Р-1303/2022. – Режим доступа: https://www.sb.by/upload/iblock/c67/c671a2cf93815153687586fcaee61ab2.pdf. – Дата доступа: 28.03.2022.

7. Головко, А. А. Основные гарантии демократии / А. А. Головко // Юрыдычная навука і адукацыя ў Беларускім дзяржаўным універсітэце: гісторыя і сучаснасць: да 95-годдзя юрыдычнага факультэта : зб. навук. прац / рэдкал. : Т. М. Міхалёва (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск : БДУ, 2020. – С. 147–155.

8. Руденко, В. Н. Перспективы демократии в современном конституционализме / В. Н. Руденко // Вестник Рос. акад. наук. – 2020. – Т. 90. – № 3. – С. 259–266.

Дата поступления статьи 28.03.2022.