/ / / / Законодательное закрепление цифровизации в сфере государственного управления: современное состояние и перспективы развития

Законодательное закрепление цифровизации в сфере государственного управления: современное состояние и перспективы развития (Коваленко Е.И.)

Legislative enshrining of digitalization in the field of public administration: current state and development prospects

КОВАЛЕНКО Е.И.,
начальник главного государственно-правового управления
Администрации Президента Республики Беларусь,
кандидат юридических наук, доцент

В статье раскрываются реализуемые в Республике Беларусь меры государственной политики в сфере цифровизации государственного управления. Исследованы четыре наиболее актуальные направления по построению инновационного цифрового государства в Беларуси (информатизация нормотворческого процесса, электронный формат административных процедур, биометрические документы, защита персональных данных в цифровой среде). Автором определены перспективы дальнейшего развития правового регулирования исследуемой области. Предложено осуществить комплексную регламентацию общих вопросов государственного управления в сфере цифровизации, а также закрепить правовые основы электронного правительства и его ключевых элементов. Обоснована необходимость разработки и принятия закона о цифровизации.

The article reveals the measures of state policy implemented in the Republic of Belarus in the field of digitalization of public administration. The four most relevant directions for building an innovative digital state in Belarus (informatization of the norm-making process, electronic format of administrative procedures, biometric documents, protection of personal data in the digital environment) are studied. The author defines the prospects for further development of legal regulation of the studied area. It is proposed to implement a comprehensive regulation of general issues of public administration in the field of digitalization, as well as to consolidate the legal foundations of e-government and its key elements. The necessity of developing and adopting a law on digitalization is justified.

ВВЕДЕНИЕ

В большинстве стран мира ведутся работы по внедрению информационных технологий в деятельность органов государственного управления, осуществляется цифровизация государственных услуг. Не исключением является и Республика Беларусь, для которой указанные вопросы находятся в приоритете и выступают составляющей построения современной цифровой экономики.

В юридической литературе различные аспекты цифровизации управленческой деятельности, включая вопросы совершенствования взаимодействия государства и граждан, рассматривались отдельными белорусскими авторами (М.С.Абламейко [1], Ю.А.Амельченя [2], Г.А.Василевич [3], А.В.Денисевич [4], Т.М.Киселева [5], Н.А.Саванович [6], С.М.Сивец [7], В.А.Шаршун [8] и др.) и представителями зарубежной правовой науки (С.А.Грипич [9], А.А.Ефремов [10], С.М.Зубарев [11], Н.Ф.Попова [12], Э.В.Талапина [13], В.Н.Южаков [14] и др.).

Однако с учетом динамики процессов цифровизации, происходящих в различных сферах, в том числе и в государственном управлении, исследуемая проблематика остается по-прежнему актуальной. Наряду с общественными отношениями претерпевают трансформацию и нормы права, вызывая, как точно отмечает А.В.Денисевич, объективную необходимость научного осмысления феномена цифровизации, выявления путей оптимального перехода к новой регуляторной основе [4].

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть основные, наиболее актуальные направления цифровизации, уже нашедшие свое закрепление в законодательстве, а также оценить перспективы дальнейшего развития правового регулирования соответствующей сферы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Цифровизация нормотворческой деятельности.

Одним из важнейших направлений цифровизации управленческой деятельности, способствующих повышению качества принятия государственно-властных решений и оперативному информированию о них граждан, выступает внедрение информационных технологий в нормотворческий процесс.

В сравнении с другими странами Республика Беларусь достигла значительных успехов в этом направлении, а во многих аспектах является даже новатором. Так, еще в 2004 году высказывались реализованные в последующем предложения более активно использовать информационные технологии в законотворческой сфере, в частности публиковать проекты нормативных актов на сайтах для широкого ознакомления с ними общественности; распространять уже принятые акты через Интернет1 в целях доведения до всеобщего сведения содержания актов законодательства, как того требует ст. 7 Конституции Республики Беларусь [3].

Параметры развития общественных отношений в данной сфере определил Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2020 г. № 415 «О повышении оперативности и качества нормотворческой деятельности» (далее – Указ № 415), в п. 4 которого предписано обеспечить цифровизацию нормотворческой деятельности и широкое применение информационных технологий на всех стадиях подготовки и принятия (издания) нормативных правовых актов.

Координация рассматриваемых вопросов осуществляется специальным учреждением – Национальным центром правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦПИ).

Уже с 1 апреля 2021 г. проекты правовых актов Главы государства, законов и постановлений Правительства направляются на согласование в государственные органы (организации), для проведения обязательной юридической и иных экспертиз, а также вносятся в Правительство для их визирования или подписания посредством автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (далее – АИС НРПА).

АИС НРПА размещена на официальном сайте http://nrpa.pravo.by2, а Положение о порядке функционирования АИС НРПА утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 770.

Сегодня АИС НРПА обеспечивает автоматизацию электронного информационного взаимодействия государственных органов (организаций) в рамках основных этапов нормотворческого процесса, а именно:

  • согласование, проведение обязательной юридической экспертизы проекта правового акта в государственном органе (организации) – разработчике проекта правового акта;
  • согласование проекта правового акта с заинтересованными;
  • направление в НЦПИ проекта правового акта для публичного обсуждения в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте «Правовой форум Беларуси», а также информации о результатах этого обсуждения для размещения на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь;
  • доработка проекта правового акта после согласования и публичного обсуждения;
  • обязательная юридическая экспертиза (в Национальном центре законодательства и правовых исследований – в отношении законопроектов, в Министерстве юстиции – в отношении проектов постановлений Правительства);
  • криминологическая экспертиза;
  • внесение проекта правового акта в Правительство;
  • согласование, проведение обязательной юридической экспертизы, лингвистической проработки проекта правового акта в Аппарате Правительства, а также его визирование или подписание;
  • обязательная юридическая экспертиза в Министерстве юстиции и главных управлениях юстиции облисполкомов нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского Советов депутатов, областных и Минского городского исполнительных комитетов, в НЦПИ – технических нормативных правовых актов;
  • направление постановлений Правительства, а также вышеуказанных нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в НЦПИ для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и последующего официального опубликования.

Вместе с тем представителями юридической науки «цифровизация нормотворческой деятельности» рассматривается шире – как «преобразование в цифровую форму информации, используемой и образующейся в ходе процедуры осуществления нормотворческой деятельности на всех стадиях нормотворческого процесса, включая всех субъектов нормотворческой деятельности и граждан, а также использование цифровых информационных технологий для коренного преобразования данного процесса» [8], оправданно определяя перспективы работы в данном направлении. В частности, не исключается и требует дополнительной проработки возможная реализация предложений по внедрению цифровой законодательной инициативы граждан и форм работы парламента в цифровом виде [15].

Г.А.Василевич справедливо называет внедрение информационных технологий при создании актов законодательства, а также их применении, осуществлении правового мониторинга фактором, способным повысить качество и эффективность правового регулирования [3].

Согласно существующим зарубежным тенденциям информационные системы, автоматизирующие весь процесс нормотворчества, внедряются и в отдельных странах (Австрия (E-Recht), Литва (Информационная система правовых актов Канцелярии Сейма Литовской Республики), Молдова («е-законодательство»), Узбекистан (Единая электронная система), Франция (SOLON), Эстония (Информационная система подготовки проектов правовых актов (EIS)).

Некоторые государства пока не автоматизировали процесс подготовки проектов правовых актов (Казахстан, США) или ограничиваются внедрением автоматизированных систем подготовки лишь проектов законов (Россия, Украина), что, по нашему мнению, значительно снижает потенциал имеющихся возможностей цифровых технологий в условиях принятия значительного числа подзаконных актов.

Касательно выполнения ближайших общегосударственных задач следует отметить, что в соответствии с Государственной программой «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2021 г. № 66, на ее основе активно ведется разработка автоматизированной информационной системы «Нормотворчество» (далее – АИС «Нормотворчество») в целях обеспечения цифровизации процессов взаимодействия государственных органов и организаций на всех стадиях нормотворческой деятельности.

Осуществление нормотворческой деятельности государственных органов (организаций) в полном объеме посредством АИС «Нормотворчество» будет обязательным с 1 июля 2022 г. (подп. 4.2 п. 4 Указа № 415).

2. Осуществление административных процедур в электронной форме.

Цифровые технологии открывают перед странами широкие возможности для трансформации традиционной системы государственного управления и увеличения объема предоставляемых государственных услуг при одновременном сокращении расходов бюджетных средств, а также обеспечения прозрачности и укрепления доверия со стороны граждан.

В целом представляется возможным согласиться с утверждением, что создание электронного государства или электронного правительства, которые зачастую рассматриваются как синонимы, весьма положительно оценивается, поскольку позволяет упростить административные процедуры, снизив возможности коррупционных действий, повысить эффективность государственного управления [2]. При этом, как отмечается зарубежными авторами, в целях создания и развития государства «как цифровой платформы» необходимы серьезные изменения в системе государственного управления. А именно: функционирование единой государственной цифровой платформы, базирующейся на едином массиве данных; перевод оказания всех госуслуг и выполнения других функций органов управления в электронную форму с системой удаленной биометрической идентификации [12].

Именно поэтому впервые перспективы организации осуществления административных процедур в новом формате были очерчены Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» (далее – Директива № 2) (в редакции от 23 марта 2015 г.). В соответствии с подп. 3.1 п. 3 Директивы № 2 Правительству было поручено обеспечить полномасштабный переход государственных органов к электронному документообороту при реализации государственных функций, осуществлении взаимодействия или совершении административных процедур, в том числе принять необходимые меры по:

  1. организации возможности совершения административных процедур в электронном виде, начиная от дистанционной подачи заявлений об осуществлении административных процедур (заявок на их осуществление) и заканчивая получением результатов в виде электронного документа;
  2. созданию и внедрению информационных ресурсов, позволяющих проводить идентификацию граждан в процессе осуществления административных процедур в электронном виде;
  3. стимулированию граждан к обращению за осуществлением административных процедур в электронном виде.

В дальнейшем Законом Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 17-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур» предусмотрен порядок осуществления гражданами и субъектами хозяйствования административных процедур в электронной форме через единую точку – Единый портал электронных услуг (далее – ЕПЭУ), выступающий подсистемой общегосударственной автоматизированной информационной системы (далее – ОАИС), а Правительство наделено полномочиями по установлению перечня таких административных процедур и определению сроков проведения организационно-технических мероприятий по созданию условий для их осуществления через названный портал.

Так, согласно внесенным изменениям в п. 6 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур» заявление заинтересованного лица в электронной форме может быть подано через ЕПЭУ после получения к нему доступа:

  • без использования средств идентификации;
  • с использованием уникального идентификатора3 заинтересованного лица (кроме случаев, когда заинтересованным лицом является юридическое лицо);
  • с использованием личного ключа электронной цифровой подписи, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее – ЭЦП).

Возможность идентификации лица во взаимоотношениях с государством не только посредством ЭЦП допускается законодательством, и, как указывает Н.А.Саванович, наиболее известной формой такого электронного взаимодействия является рассмотрение электронных обращений граждан и юридических лиц, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» [6].

В настоящее время конкретный способ доступа к ЕПЭУ с учетом технической возможности и практической целесообразности определен в перечне административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через ЕПЭУ, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 мая 2020 г. № 271.

Кроме того, для разрешения организационных вопросов в процессе указанной деятельности постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2017 г. № 637 утверждены Положение о порядке получения уникального идентификатора и Положение о порядке взаимодействия уполномоченного органа с оператором ОАИС, государственными органами и иными организациями при осуществлении административных процедур в электронной форме через ЕПЭУ.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 мая 2018 г. № 202 «О службе «одно окно» важную функцию выполняет и служба «одно окно», которая в том числе выдает заинтересованным лицам уникальный идентификатор в целях обеспечения доступа к ЕПЭУ.

Анализируя этапы становления электронного государства, М.С.Абламейко констатирует, что «Республика Беларусь перешла к этапу взаимодействия граждан и государства посредством использования информационных технологий» [1].

Тем не менее, несмотря на постепенное совершенствование нормативно-правовой базы и значительные успехи Республики Беларусь в мировом рейтинге развития электронного правительства4, количество административных процедур, осуществляемых через ЕПЭУ, остается сравнительно небольшим (11 – для граждан, 57 – для субъектов хозяйствования)5 и требует усиления работы в данном направлении, особенно в аспекте повышения уровня цифрового взаимодействия с гражданами. Полагаем, что имеющиеся проблемы в основном касаются правоприменения, так как законодательство в указанной области практически уже сформировано. Для сравнения: порталы, которые уполномочены на предоставление государственных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одно окно» уже успешно функционируют в других странах: в России – Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), в Казахстане – веб-портал «Электронное правительство», в Узбекистане – Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), в Молдове – Портал электронных услуг, в Эстонии – веб-портал eesti.ee, в Германии – Федеральный Интернет-портал (BMI), во Франции – Service-Public.fr, в Австралии – централизованный портал электронного правительства (myGov), в Канаде – Service Canada.

Интересно заметить, что граждане Эстонии могут совершать практически все действия в Интернете, за исключением заключения брака или развода, продажи или покупки недвижимости, а в Казахстане и Австралии дополнительно созданы отдельные мобильные приложения для наиболее удобного получения государственных услуг.

В этой связи новый виток в развитии рассматриваемых общественных отношений придает издание Указа Президента Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования» (основные положения вступают в силу с 27 марта 2022 г.).

Данным нормативным правовым актом вводится ступенчатый порядок регулирования осуществления административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в рамках которого непосредственно в самом Указе закрепляются основные принципы и подходы к организации их осуществления, Правительством утверждается Единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, а орган-регулятор6 определяет регламент соответствующей административной процедуры и выступает заказчиком мероприятий по цифровизации административных процедур.

В частности, в качестве отдельного принципа осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования провозглашается максимальное использование информационных технологий в процессе осуществления административных процедур, в том числе путем их перевода в электронную форму.

Дальнейшая реализация данного принципа уже находит подтверждение в подп. 12.4 п. 12 рассматриваемого Указа в виде поручения Правительству обеспечить до 1 января 2024 г. проведение на поэтапной основе работы по снижению административной нагрузки на субъекты хозяйствования посредством дальнейшего сокращения и упрощения административных процедур, а также по максимально возможной их цифровизации.

Для обеспечения широкой доступности справочной информации о порядке осуществления административных процедур предусматривается создание реестра административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, в виде государственной информационной системы, интегрированной с ОАИС, владельцем которого будет выступать Министерство экономики.

3. Введение биометрических документов.

В рамках проводимой работы по совершенствованию порядка документирования населения Республики Беларусь, осуществления административных процедур и оказания услуг населению в условиях формирования электронного правительства и цифровой экономики Указом Президента Республики Беларусь от 16 марта 2021 г. № 107 «О биометрических документах» с 1 сентября 2021 г. вводятся в действие биометрические документы, содержащие биометрические и иные персональные данные.

Они могут быть двух видов. Во-первых, это биометрические документы, удостоверяющие личность, которые представляют собой пластиковую смарт-карту с интегральной микросхемой, содержащую электронное средство биометрической идентификации7 и криптографический токен аутентификации8:

  • идентификационную карту гражданина Республики Беларусь (ID-карта);
  • биометрический вид на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина;
  • биометрический вид на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства.

Выдача электронного удостоверения личности осуществляется и в других странах СНГ (Армения, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан). В Российской Федерации ведутся подготовительные работы по выдаче электронных паспортов в виде пластиковой карты с чипом (с 1 декабря 2021 г. планируется начать выдачу электронных паспортов на территории города Москвы, на территории субъектов Российской Федерации выдача электронных паспортов должна начаться не позднее 1 июля 2023 г.).

Первой страной в Европейском союзе, в которой введены в действие электронные удостоверения личности, является Германия (с 2010 года). В настоящее время гражданам и резидентам Европейского союза выдаются национальные ID-карты, чип которых хранит информацию о своем владельце (имя, пол, национальный идентификационный номер, криптографические ключи и сертификаты и др.), а электронных удостоверений личности не имеется лишь в Греции и Румынии.

Как правило, ID-карта позволяет пользоваться электронными услугами государственного и частного сектора, а также ставить цифровую подпись.

Вторым видом являются биометрические документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь – паспортная книжка с интегральной микросхемой, содержащей электронное средство биометрической идентификации:

  • биометрический паспорт гражданина Республики Беларусь;
  • биометрический дипломатический паспорт гражданина Республики Беларусь;
  • биометрический служебный паспорт гражданина Республики Беларусь;
  • биометрический проездной документ Республики Беларусь;
  • проездной документ (Конвенция от 28 июля 1951 г.).

Для обеспечения беспрепятственного использования ранее выданных документов установлено правило, согласно которому идентификационная карта гражданина Республики Беларусь используется наравне с паспортом гражданина Республики Беларусь для удостоверения личности владельца на территории Республики Беларусь и за ее пределами и подтверждения гражданства Республики Беларусь, а биометрический паспорт гражданина Республики Беларусь наравне с паспортом гражданина Республики Беларусь – также для удостоверения личности владельца за ее пределами и права владельца на выезд из Республики Беларусь и (или) въезд в Республику Беларусь.

При этом иные биометрические документы равнозначны в использовании с аналогичными документами, удостоверяющими личность, и документами для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, выданными в установленном порядке по заявлениям, поданным до 1 сентября 2021 г.

Видится, что расширению сферы применения биометрических документов на практике будет способствовать предоставление посредством ОАИС (включая ЕПЭУ) из информационных систем (ресурсов) Министерства внутренних дел сведений в электронном виде о регистрации граждан по месту жительства и (или) месту пребывания, а также при наличии – о семейном положении и детях.

Министерством внутренних дел во взаимодействии с РУП «Национальный центр электронных услуг» уже обеспечена возможность предоставления данных сведений государственным органам и организациям независимо от формы собственности, судам, нотариусам, адвокатам, индивидуальным предпринимателям и иным физическим лицам (при наличии права на их получение, определенного законодательными актами, – без согласия физического лица, в иных случаях – с согласия физического лица, в том числе выраженного в электронной форме) в автоматическом режиме по технологии «система-система» и посредством ЕПЭУ (коды электронных услуг 3.40.01 и 3.50.01). Так, в описании соответствующей электронной услуги отмечается, что согласие подписывается ЭЦП физического лица с использованием личного ключа на ID-карте9.

В то же время скорейшему распространению биометрических документов среди населения и осознанию их очевидных преимуществ как для гражданина, так и для государства должны сопутствовать активная разъяснительная работа со стороны всего государственного аппарата, совершенствование технических аспектов, сопровождающих процесс использования новых документов, и внедрение новейших информационных технологий только при повышении уровня защиты персональной информации.

В данном контексте опережающий правосознание процесс «технологизации» общественных отношений представляет серьезную угрозу реализации, обеспечения и защиты субъективных прав граждан и, как следствие, социальной стабильности и устойчивости общества в целом [7]. Отсутствие надежной защиты может подорвать доверие граждан к государственным цифровым системам и обосновать отказ от пользования подобными услугами [9].

В этой связи немаловажное значение имеет снижение рисков незаконной обработки персональных данных посредством применения правовых, организационных и технических мер их защиты.

4. Совершенствование механизма защиты персональных данных.

В целях усиления защиты персональных данных, в том числе в процессе управленческой деятельности, направленной на непосредственное взаимодействие с гражданами, в Республике Беларусь впервые принят Закон Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон № 99-З) (вступает в силу с 15 ноября 2021 г.). Его применение напрямую связано с процессами цифровизации белорусского общества, поскольку большинство персональных данных обрабатывается именно с использованием средств автоматизации (абзац второй п. 1 ст. 2 Закона № 99-З).

Необходимо обратить внимание, что белорусский закон был подготовлен с учетом последних тенденций развития зарубежного законодательства в указанной сфере, заложенных Регламентом о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных (Regulation 2016/679 (The General Data Protection Regulation), унифицирующим защиту персональных данных всех лиц в Европейском союзе.

Законом № 99-З предусматривается создание в государстве уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, который определяется Президентом Республики Беларусь. Подобные органы созданы в большинстве государств, обеспечивающих надлежащий уровень защиты персональных данных, и являются отражением становления новой цифровой эпохи.

Основной задачей указанного органа выступает принятие мер по защите прав граждан при обработке их персональных данных, включая проведение проверочных мероприятий (плановых и внеплановых проверок) на предмет соблюдения требований законодательства в рассматриваемой сфере.

В частности, им устанавливается классификация информационных ресурсов (систем), содержащих персональные данные, в целях определения предъявляемых к ним требований технической и криптографической защиты персональных данных. На наш взгляд, данная классификация будет основой системы защиты информации, применяемой юридическими и иными лицами, осуществляющими деятельность по обработке персональных данных.

Одним из перспективных направлений деятельности уполномоченного органа в ближайшее время является создание государственного информационного ресурса «Реестр операторов персональных данных», содержащего актуальные упорядоченные сведения об информационных ресурсах (системах) с персональными данными в Республике Беларусь. Представляется, что это будет способствовать повышению эффективности контроля в сфере обработки персональных данных, формированию комплексного механизма их защиты и в конечном итоге беспрепятственной реализации конституционного права на личную жизнь в условиях цифровизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного анализа, представляется возможным сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования в исследуемой сфере.

В приоритете – комплексная регламентация общих вопросов государственного управления в сфере цифровизации, закрепление правовых основ электронного правительства и его ключевых элементов (ОАИС, ЕПЭУ, Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система и другие). Подлежит уточнению компетенция государственных органов и субъектный состав участников отношений в сфере цифровизации. Необходимо совершенствование и обновление понятийного аппарата (например, требуют закрепления такие понятия, как большие данные, искусственный интеллект, цифровое развитие).

Также требуют определения принципы правового регулирования в сфере цифровизации. К их числу могут быть отнесены: обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий; защита информации о частной жизни и персональных данных при применении информационных технологий; соблюдение единых технических требований при создании и функционировании государственных информационных систем и ресурсов.

С учетом изложенного актуальным видятся подготовка и принятие нового законодательного акта – Закона Республики Беларусь «О цифровизации». Данным документом на основании уже существующих норм Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» будет обеспечено комплексное правовое регулирование соответствующих отношений. Разработка названного законопроекта возможна уже в ближайшей перспективе – в рамках формируемого в настоящее время плана подготовки законодательных актов на 2022 год.

СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абламейко, М. С. Этапы становления и перспективы развития электронного государства Республики Беларусь [Электронный ресурс] : [по состоянию на 21.06.2018 г.] / М. С. Абламейко // ЭТАЛОН. Правоприменительная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.

2. Амельченя, Ю. А. На пути к электронному государству (электронному правительству) [Электронный ресурс] : [по состоянию на 30.11.2011 г.] / Ю. А. Амельченя // ЭТАЛОН. Правоприменительная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.

3. Василевич, Г. А. Цифровизация права как средство повышения его эффективности / Г. А. Василевич // Конституционное и муниципальное право. – 2019. – № 8. – С. 32–35.

4. Денисевич, А. В. Актуальные вопросы институциализации (фрагментации) в рамках правового регулирования общественных отношений в условиях цифровизации / А. В. Денисевич // Право.by. – 2020. – № 2. – С. 70–75.

5. Киселева, Т. М. Теоретические основы применения инструментов электронного правительства в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти [Электронный ресурс] : [по состоянию на 21.06.2018 г.] / Т. М. Киселева // ЭТАЛОН. Правоприменительная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.

6. Саванович, Н. А. Рассмотрение электронных обращений граждан и юридических лиц: проблемные вопросы [Электронный ресурс] : [по состоянию на 18.07.2014 г.] / Н. А. Саванович // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.

7. Сивец, С. М. Научно-технический прогресс как фактор конституционно-правовой трансформации общества / С. М. Сивец // Право.by. – 2019. – № 6. – С. 40–45.

8. Шаршун, В. А. Цифровизация нормотворческой деятельности: понятие и содержание / В. А. Шаршун // Право.by. – 2020. – № 3. – С. 95–101.

9. Грипич, С. А. Правовые аспекты внедрения цифровых технологий в государственное управление / С. А. Грипич // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – № 2. – С. 47–50.

10. Ефремов, А. А. Механизмы выявления правовых ограничений цифровизации государственного управления / А. А. Ефремов, В. Н. Южаков // Информационное общество. – 2020. – № 4. – С. 80–88.

11. Зубарев, С. М. Правовые риски цифровизации государственного управления / С. М. Зубарев // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – № 6. – С. 23–32.

12. Попова, Н. Ф. Необходимость цифровизации государственного управления в РФ / Н. Ф. Попова // Административное право и процесс. – 2020. – № 2. – С. 48–53.

13. Талапина, Э. В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы / Э. В. Талапина // Журнал российского права. – 2018. – № 2. – С. 5–17.

14. Южаков, В. Н. Правовые ограничения для использования прорывных цифровых технологий в государственном управлении / В. Н. Южаков, А. А. Ефремов, Э. В. Талапина // Вестник РУДН. Серия : государственное и муниципальное управление. – 2018. – Т. 5. – № 3. – С. 235–247.

15. Парфенчик, А. А. Цифровизация законотворческой деятельности / А. А. Парфенчик // Право.by. – 2020. – № 5. – С. 66–71.

______________________________

1 Тексты нормативных правовых актов, включаемых в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, размещаются на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь (http://pravo.by) в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь».

2 АИС НРПА [Электронный ресурс] // НЦПИ. – Режим доступа: http://nrpa.pravo.by. – Дата доступа: 13.07.2021.

3 Средство идентификации гражданина при осуществлении административных процедур в электронной форме через личный электронный кабинет.

4 Беларусь заняла 40-е место в рейтинге ООН по готовности к электронному правительству [Электронный ресурс] // БЕЛТА. – Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/belarus-zanjala-40-e-mesto-v-rejtinge-oon-po-gotovnosti-k-elektron.... – Дата доступа: 13.07.2021.

5 Административные процедуры [Электронный ресурс] // Единый портал электронных услуг. – Режим доступа: https://portal.gov.by/PortalGovBy/faces/adminProcedures?_adf.ctrl-state=o2zuer5jn_21&_afrLoo.... – Дата доступа: 13.07.2021.

6 Государственный орган, иная организация, в том числе не подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, к компетенции которых относится реализация государственной политики в соответствующей сфере общественных отношений.

7 В электронном средстве биометрической идентификации содержатся фотоизображение, изображение отпечатков пальцев рук владельца, фамилия и собственное имя, число, месяц, год рождения, пол, место рождения, гражданство (подданство) (при наличии), идентификационный номер, вид документа, номер документа, код Республики Беларусь, число, месяц, год выдачи документа, число, месяц, год окончания срока действия документа, код государственного органа, выдавшего документ.

8 В криптографическом токене аутентификации размещены:

  • прикладная программа управления идентификационными данными владельца биометрического документа;
  • идентификационные данные владельца биометрического документа (идентификационный номер, код Республики Беларусь, вид и номер биометрического документа, число, месяц, год выдачи биометрического документа, число, месяц, год окончания срока действия биометрического документа, орган, его выдавший, гражданство (подданство), место рождения, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), число, месяц, год рождения, пол);
  • прикладная программа, реализующая функцию выработки ЭЦП;
  • личные ключи ЭЦП владельца биометрического документа и соответствующие этим личным ключам сертификаты открытых ключей, изданные республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки ЭЦП (за исключением выдачи документов физическому лицу, не достигшему четырнадцатилетнего возраста (кроме иностранцев, не достигших четырнадцатилетнего возраста, но состоящих в браке) либо признанному судом недееспособным (ограниченно дееспособным).

9 Получение сведений о месте жительства и месте пребывания гражданина (с получением согласия физического лица) [Электронный ресурс] // Единый портал электронных услуг. – Режим доступа: https://portal.gov.by/PortalGovBy/faces/offers?_adf.ctrl-state=11gbfffftr_4&_afrLoop=1101872.... – Дата доступа: 13.07.2021.

Дата поступления статьи 20.08.2021.