/ / / / Некоторые аспекты обеспечения пограничной безопасности в условиях цифровизации

Некоторые аспекты обеспечения пограничной безопасности в условиях цифровизации (Бородич А.И.)

БОРОДИЧ А.И.,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и международного права Академии МВД Республики Беларусь

Предлагается к рассмотрению авторская точка зрения на обеспечение пограничной безопасности в условиях внедрения современных цифровых технологий в различные сферы жизнедеятельности личности, общества, государства (экономическую, политическую, социальную, военную, пограничную и др.). Акцентируется внимание на основных составляющих пограничной безопасности как одной из составных частей национальной безопасности.

The author’s point of view on ensuring border security in the context of the introduction of modern digital technologies in various spheres of life of the individual, society, state (economic, political, social, military, border, etc.) is proposed for consideration. Attention is focused on the main components of border security, as one of the components of national security.

Согласно Концепции обеспечения пограничной безопасности на 2018–2022 гг. (далее – Концепция пограничной безопасности) национальная безопасность представляет собой состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз в пограничном пространстве, включающем государственную границу, приграничную территорию, воздушное пространство Республики Беларусь над ними, а также другие территории, в пределах которых осуществляется деятельность уполномоченных государственных органов (должностных лиц); а также согласно Закону Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь» направлена на обеспечение пограничной безопасности.

Концепция пограничной безопасности к основным национальным интересам в пограничном пространстве относит:

  • международное правовое оформление государственной границы на местности (демаркация), установление ее режима;
  • организацию охраны государственной границы в целях обеспечения суверенитета и территориальной целостности Беларуси;
  • использование физическими лицами права на законное пересечение государственной границы и нахождение на приграничной территории;
  • использование права на законный, беспрепятственный пропуск через государственную (таможенную) границу товаров и транспортных средств;
  • соблюдение Закона Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь», иных нормативных правовых актов, международных договоров по пограничным вопросам;
  • экономическое развитие приграничной инфраструктуры, поддержание на приграничной территории политической, социальной стабильности, правопорядка;
  • поддержание добрососедских отношений с сопредельными государствами, обеспечивающих развитие взаимовыгодного сотрудничества.

Концепция пограничной безопасности закрепила совокупность официальных взглядов на современное ее состояние, основанных в том числе и на цифровых технологиях, внедряемых в различные сферы деятельности государственных органов, наделенных полномочиями в области государственной пограничной политики, по защите и реализации национальных интересов в пограничном пространстве.

Применительно к обеспечению пограничной безопасности с помощью внедренных современных цифровых технологий можно осуществлять:

  • сбор, обработку, оценку и отображение пространственной информации, интересующей органы пограничной службы объектов, ее хранение;
  • получение, анализ и визуализацию событий, сведения о которых поступают от информационных систем по управлению техническими средствами наблюдения и контроля периметров объектов: переносных средств наблюдения, беспилотных летательных аппаратов, вспомогательных сил и др.;
  • формирование и визуализацию маршрутов движения пограничных нарядов;
  • мониторинг движения транспортных средств органов пограничной службы, нарушителей пограничного режима, режима государственной границы, контроль их скорости, мест и времени стоянок, отклонения от маршрутов и др.;
  • получение, анализ и визуализацию сведений о возможных маршрутах перемещения нарушителей государственной границы и предполагаемых преступников, визуализацию этих данных с учетом особенностей местности;
  • подготовку отчетов, справок, сводок и т.п.

Одним словом, в обеспечении пограничной безопасности осуществляется оперативный мониторинг обстановки, т.е. выявляются факторы и условия, затрудняющие или облегчающие выполнение поставленной задачи, определяются мероприятия по ослаблению неблагоприятных и эффективному использованию благоприятных факторов. Оперативный мониторинг обстановки включает анализ информации о противнике, своих силах и средствах, районе оперативно-служебных действий, метеорологических и климатических условиях, времени и других элементах обстановки, на основании чего принимаются обоснованные и своевременные решения по охране государственной границы.

Из положений Концепций национальной и обеспечения пограничной безопасности следует, что содержание безопасности, особенно в условиях цифровизации, заключается в достижении и поддержании максимального уровня защищенности национальных интересов в пограничном пространстве от внутренних и внешних угроз, гарантирующего выполнение физическими лицами законодательства о государственной границе, выполнение обязательств по международным договорам Республики Беларусь, регулирующим направления государственной деятельности по пограничным вопросам.

Анализ и оценка динамично изменяющейся обстановки в пограничном пространстве, характер внешних и внутренних рисков и вызовов пограничной безопасности свидетельствуют о возможных угрозах, к числу которых, в частности, Концепция пограничной безопасности относит:

  • возникновение межгосударственных противоречий по вопросам прохождения государственной границы и, как следствие, предъявление Республике Беларусь территориальных претензий;
  • прекращение контактов по линии пограничных уполномоченных и взаимодействия по решению пограничных вопросов, осуществление провокаций на государственной границе;
  • осуществление актов терроризма либо других экстремистских действий в Республике Беларусь лицами, причастными к экстремистским, в том числе террористическим организациям, незаконным вооруженным формированиям, международным преступным группам, иными радикально настроенными лицами, целенаправленно прибывшими в Республику Беларусь или следующими транзитом через ее территорию;
  • дезорганизацию системы государственного управления на приграничной территории, вызванную транснациональной организованной преступностью и коррупцией;
  • формирование среди населения приграничной территории антиконституционных настроений;
  • действия, направленные на практическую их реализацию;
  • возникновение межэтнических и межконфессиональных конфликтов, а также повышение протестной активности населения на приграничной территории (массовые беспорядки, повлекшие незаконное пересечение государственной границы);
  • ограничение транзитных возможностей и привлекательности Республики Беларусь;
  • снижение уровня благосостояния и качества жизни населения приграничной территории;
  • обострение санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на приграничной территории, иные процессы трансграничного характера и их последствия, способные нанести ощутимый ущерб национальным интересам в пограничном пространстве.

В современных условиях масштаб и вероятность появления угроз в пограничной сфере находится в зависимости от множества разнообразных условий и факторов. Система угроз не является статичной (постоянной), они могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться, при этом будет изменяться их состав, структура и взаимосвязи. Более того, современные цифровые технологии, используемые преступниками, также могут представлять реальную угрозу пограничной безопасности. В этой связи для проведения системного анализа комплекса угроз прежде всего необходимо учитывать:

  • результаты проводимой государственной пограничной политики в интересах пограничной безопасности;
  • систему обеспечения пограничной безопасности, эффективность и устойчивость ее функционирования;
  • состояние органов пограничной службы, отвечающее современным требованиям, предъявляемым к основному субъекту обеспечения пограничной безопасности;
  • внедрение современных информационных коммуникационных технологий в оперативно-служебную деятельность органов пограничной службы и иных субъектов обеспечения пограничной безопасности.

С формированием негативных факторов, способных привести к возникновению угроз пограничной безопасности, необходимо совершенствование форм противодействия им. При этом следует учитывать:

  • технологизацию криминальной среды;
  • уязвимость охраны государственной границы;
  • своевременность устранения причин и условий, приводящих к снижению эффективности ее охраны;
  • общее управление всей системой охраны государственной границы, оперативного мониторинга обстановки на государственной границе и приграничной территории и принятие обоснованных и своевременных решений в случае руководства операциями по слежению, разработке и задержанию нарушителей границы, преступников;
  • банк данных для сбора, хранения и порядок выдачи пользователям информации;
  • приоритетные направления развития органов пограничной службы с учетом современных цифровых технологий и способы их реализации;
  • рациональное распределение и использование ресурсов, предназначенных для обеспечения пограничной безопасности, исходя из динамично изменяющейся оперативной обстановки в условиях цифровизации и возможностей государства;
  • формы и методы взаимодействия государственных органов, наделенных полномочиями, в области государственной пограничной политики, а также работы с населением на приграничной территории в интересах защиты интересов Беларуси в пограничном пространстве, их совершенствование и др.

Необходимо обратить внимание и на то, что состояние защищенности национальных интересов в пограничной сфере, представляющей область согласованной деятельности государственных органов, наделенных полномочиями в области государственной пограничной политики и пределы распространения политических, организационных, правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, в том числе разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-карантинных, экологических и иных мер, требует единства подходов к формированию и реализации государственной пограничной политики в интересах безопасности, особенно в условиях использования преступностью современных цифровых технологий в совершении преступлений международного характера, транснациональных преступлений.

В то же время пограничная сфера государства проявляется в пограничной деятельности – части деятельности системы обеспечения безопасности Республики Беларусь, которая постоянно осуществляется государственными органами, наделенными полномочиями в области государственной пограничной политики (должностными лицами), как система мер и действий, направленная на охрану государственной границы, содержание и реализацию механизма проведения государственной пограничной политики, обеспечения пограничной безопасности, в том числе на основе внедренных (внедряемых) современных информационных коммуникационных технологий в оперативно-служебную деятельность органов пограничной службы и иных субъектов обеспечения пограничной безопасности.

Следующей составляющей пограничной безопасности является ее обеспечение, представляющее собой деятельность субъектов обеспечения пограничной безопасности, входящих в систему ее обеспечения, к которым относятся государственные органы, наделенные полномочиями в области государственной пограничной политики.

Реализация задач по обеспечению пограничной безопасности осуществляется в рамках сфер национальной безопасности (экономической, политической, социальной, военной и др.). В ходе решения задач по обеспечению пограничной безопасности учитываются политические (дипломатические), экономические, социальные, правовые, военные, информационные и иные факторы, влияющие на формирование государственной пограничной политики. Иначе говоря, обеспечение пограничной безопасности включает в себя деятельность государственных органов по выработке и реализации мер политического, дипломатического, правового, военного, таможенного, разведывательного, контрразведывательного, оперативно-розыскного, санитарного, экономического и иного характера, направленную: на прогнозирование, выявление, локализацию и ликвидацию внутренних и внешних угроз пограничной безопасности; защиту суверенитета государства, целостности территории и нерушимости его границы; обеспечение охраны государственной границы и приграничных территорий; защиту экономического суверенитета и экологической безопасности; санитарную охрану приграничных территорий; защиту окружающей среды и природных ресурсов; обеспечение безопасности плавания на приграничных реках, озерах и иных водоемах и безопасности полетов в воздушном пространстве; обеспечение общественной безопасности; обеспечение соблюдения международных договоров Республики Беларусь; защиту иных жизненно важных интересов в пограничной сфере в условиях цифровизации.

Основными формами обеспечения пограничной безопасности являются:

  • охрана государственной границы;
  • оперативное обеспечение охраны государственной границы;
  • пропуск через государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров;
  • поддержание правопорядка на приграничной территории и в пограничной среде, включающей государственную границу, пункты пропуска через государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории внутренних вод, подводную среду Республики Беларусь.

Учитывая, что безопасность любого объекта заключается в определенном состоянии его взаимосвязей и взаимодействий с другими объектами и системами их деятельности, условиями и факторами среды жизнедеятельности, при которых объекту не наносится вред, видится логичным, что основное предназначение пограничной безопасности заключается в оказании влияния на обеспечение международной и общественной стабильности, создании благоприятных предпосылок и условий к укреплению и повышению благосостояния людей и страны в целом, ее устойчивому и прогрессивному развитию, взаимовыгодному межгосударственному сотрудничеству.

С учетом развития цифровизации приоритетными направлениями деятельности по совершенствованию пограничной безопасности могут быть:

  • совершенствование международных правовых основ регулирования сотрудничества государств в области универсальной и региональной систем безопасности, внутригосударственного права в области обеспечения пограничной безопасности, в том числе координации деятельности государственных органов, наделенных полномочиями в области государственной пограничной политики;
  • совершенствование инфраструктуры государственной границы и приграничной территории, повышение возможностей интегрированных систем ее охраны, соответствующей оперативной обстановки;
  • содействие повышению транзитных возможностей Республики Беларусь с учетом выполнения целей устойчивого развития и обязательств партнерства;
  • разработка и внедрение форм управления и обеспечения охраны государственной границы в условиях цифровизации;
  • расширение и укрепление международного сотрудничества по пограничным вопросам в целях поддержания стабильности в пограничном пространстве, привлечения международной технической помощи для обеспечения пограничной безопасности;
  • совершенствование охраны внешней границы Союзного государства, внешней границы государств – участников СНГ с учетом национальных интересов;
  • развитие системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов пограничной службы в целях формирования эффективных решений в интересах пограничной безопасности;
  • повышение безопасности информационных процессов в оперативно-служебной и иной деятельности органов пограничной службы;
  • совершенствование возможностей оперативных подразделений органов пограничной службы, направлений и форм взаимодействия с аналогичными подразделениями субъектов системы обеспечения пограничной безопасности;
  • совершенствование образовательной деятельности в органах пограничной службы, повышение эффективности научного обеспечения пограничной безопасности.

В итоге можно констатировать, что пограничная безопасность – важнейшее слагаемое системы безопасности личности, общества и государства, одно из условий взаимного сосуществования различных социальных систем и систем их деятельности, основное предназначение которой заключается в оказании влияния на обеспечение международной и общественной стабильности, создание благоприятных предпосылок и условий к укреплению и повышению благосостояния людей и страны в целом, ее устойчивому и прогрессивному развитию в условиях цифровизации, взаимовыгодному межгосударственному сотрудничеству.

Цифровые технологии преобразовывают деятельность органов пограничной службы, обеспечивают функционирование как отдельно взятого подразделения и взаимодействующих между собой субъектов системы обеспечения пограничной безопасности в следующих позициях:

  • разработке и внедрении мер интегрированного управления государственной границей;
  • совершенствовании системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов пограничной службы для своевременного формирования эффективных решений в интересах пограничной безопасности;
  • повышении уровня автоматизации информационных процессов и их безопасности в охране государственной границы и ее оперативном обеспечении;
  • пропуске через государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров;
  • поддержании правопорядка на приграничной территории;
  • оперативном предоставлении субъектам обеспечения пограничной безопасности необходимой информации, требующей детализации и полноты в удобной для восприятия форме с целью выработки обоснованных управленческих решений и др.

Дата поступления в редакцию: 16.02.2021