/ / / / Национальная идея как основа государственной идеологии и важнейший элемент обеспечения национальной безопасности

Национальная идея как основа государственной идеологии и важнейший элемент обеспечения национальной безопасности (Сосновский А.А.)

National idea as the basis of state ideology and the most important element of providing national security

СОСНОВСКИЙ А.А.,
заместитель начальника учреждения образования «Институт повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Республики Беларусь», кандидат юридических наук, доцент

В статье предпринята попытка сформулировать и обосновать национальную идею белорусского народа как базовую доктрину государственной идеологии, как духовную скрепу формирования нации. Акцентируется внимание на важности укрепления государственности и суверенитета, защиты исторической памяти, обеспечения национальной безопасности, патриотического и нравственного воспитания граждан. Приводятся доводы в пользу того, что национальная идея – это также отражение богатого культурного наследия белорусов, их многовековой истории. Делается вывод о необходимости обновления идеологической политики Республики Беларусь, определяются стратегически важные направления идеологической программы на современном этапе.

The article attempts to formulate and substantiate the national idea of the Belarusian people as a basic doctrine of the state ideology, as a spiritual bond of forming a nation. Attention is focused on the importance of consolidation of the statehood and the sovereignty, protection of historical memory, providing national security, patriotic and moral development of citizens. Arguments in favour of the fact that the national idea is also a reflection of rich cultural heritage of Belarusians, their centuries-old history are provided. A conclusion of the necessity to renovate the ideological policy of the Republic of Belarus is made, strategically important areas of ideological program at the present stage are determined.

ВВЕДЕНИЕ

Роль идеологии нельзя недооценивать. Грамотно выстроенная идеологическая стратегия, основанная на национальной идее, принимаемой большинством населения, является базисом, вокруг которого можно и строить сильное государство, способное обеспечить национальную безопасность, и отстоять суверенитет, и развивать экономику, гражданское общество. В свою очередь идеологический вакуум, перекосы идеологической работы, искусственно навязываемые идеалы в большей степени способны не только вызвать их отторжение у населения, но и привести к непредсказуемым политическим последствиям.

Наиболее показательным в этом плане является опыт СССР. Становлению сверхдержавы в сложнейших экономических и политических условиях во многом способствовала грамотная идеологическая политика. Декларируемые идеалы мира, равенства, братства, построения первого на планете социально справедливого государства нашли отклик у населения, и советский народ был готов защищать эти ценности даже ценой огромных жертв, ярким подтверждением чему стала победа в Великой Отечественной войне (ВОВ).

Вместе с тем ошибкой советской госидеологии явилось тотальное отрицание всего, что было до октября 1917 года, в том числе позитивного исторического, духовного и военного прошлого. Наиболее ярко это проявилось в критические моменты ВОВ. Неслучайно с целью укрепления патриотизма и поднятия боевого духа Сталин обратился к гражданам страны не только по коммунистической, но и по христианской традиции: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры!.. Друзья мои!». Были учреждены воинские награды, посвященные великим полководцам прошлого – Александру Невскому, Александру Суворову, Михаилу Кутузову, Федору Ушакову и др., возрождены офицерские звания и знаки отличия, бывшие в царской армии, и т.д.

В блокадном Ленинграде обращение к патриотическим и церковным ценностям сыграло важную роль в обороне города. Так, первая Пасха прошла 5 апреля 1942 г., символично совпав по дате с 700-летием разгрома Александром Невским немецких рыцарей в Ледовом побоище. Примечательно, что к Пасхе фашисты специально приурочили мощный налет, при этом основной удар пришелся на действующие храмы.

Богослужения посещал и командующий Ленинградским фронтом, будущий Маршал СССР Л.Говоров, верующими становились многие защитники города.

В свою очередь развал СССР явился в том числе следствием застоя и краха советской идеологии, оказавшейся не в состоянии противостоять тем внутренним и внешним угрозам, которые и привели к распаду государства.

Известен факт, что на совещании Объединенного комитета начальников штабов 24 октября 1995 г. Президент США Б.Клинтон заявил: «Расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке» [1].

В подобном ключе высказалась и Премьер-министр Великобритании М.Тэтчер на заседании Американского нефтяного института (ноябрь 1991 г., США, Хьюстон) с речью о «развале СССР»: «Советский Союз – это страна, представлявшая серьезную угрозу для западного мира. Я говорю не о военной угрозе. Ее, в сущности, не было. Я имею в виду угрозу экономическую... У Советского Союза были вполне реальные возможности вытеснить нас с мировых рынков. Поэтому мы всегда предпринимали действия, направленные на ослабление экономики Советского Союза и создание у него внутренних трудностей. Мы рассчитывали вызвать в СССР массовое недовольство населения... Сейчас де-факто произошел распад Советского Союза. Я уверяю вас, что в течение ближайшего месяца вы услышите о юридическом оформлении распада Советского Союза» [2].

Таким образом, вопросы идеологической устойчивости всегда актуальны для любого государства, в том числе и нашей страны. Вместе с тем проведенный анализ состояния государственной идеологии в Республике Беларусь демонстрирует наличие ряда определенных пробелов в обеспечении идеологической безопасности страны. Полагаем, что в первую очередь это связано с недостаточной на сегодняшний день разработанностью национальной идеи, способной консолидировать и сплотить белорусский народ. О насущности и актуальности проблемы свидетельствует тот факт, что вопросам идеологической безопасности не уделено должного внимания и в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Стержнем идеологии любого государства выступает национальная идея.

Для многих стран такой идеей явилось стремление наций к самоопределению, обретение независимости, выстраданное в борьбе за суверенитет. Пример этого – страны Латинской Америки, образовавшиеся в результате борьбы за независимость от испанского владычества.

Республика Беларусь такого пути не прошла, реальная независимость нам досталась вследствие стечения объективных обстоятельств – распада СССР и последовавшего за этим «парада» суверенитетов. Достаточно легко наша страна получила и международное признание в качестве независимого суверенного государства. Как итог, мы не прочувствовали значения такого события. Более того, Беларусь после упразднения СССР, как и многие другие постсоветские республики, оказалась в ситуации идеологического коллапса. Смысл жизни целых поколений был разрушен и дискредитирован. Люди старшего возраста испытали горечь и разочарование за развал великой страны, апатию и страх дальнейшей жизни. Молодое поколение оказалось еще в худшем положении – старые идеалы утрачены, новые – не сформированы или извращены. В связи с этим молодому белорусскому государству крайне необходимо было заполнить образовавшийся идеологический вакуум, «нащупать» почву, на основе которой можно было продолжать государственное строительство. В свое время этому способствовала тема Великой Отечественной войны. Обращаясь к подвигу белорусского народа в ВОВ, удалось сохранить доверие людей старшего поколения, в свою очередь, ориентировав и молодежь на понимание того, что без этой Великой Победы у нашего народа вообще не было бы будущего. Следствием такого идеологического подхода государственной политики явилось празднование Дня Независимости Республики Беларусь 3 июля – в День освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков.

Вместе с тем за 30 лет суверенной Беларуси выросло другое поколение белорусов, не связанное с советским прошлым, для которых тема ВОВ, к сожалению, уже не имеет действенного идеологического и сакрального эффекта. При отсутствии другой альтернативы официальной идеологии это может породить новую волну идеологического вакуума. Указанное усугубляется падением общей морали, пренебрежением традициями своего народа, увлечением псевдокультурными западными веяниями, вследствие чего утрачивается связь индивида с обществом, теряются ориентиры, формирующие патриотическое поведение.

На таком фоне усилия государства по улучшению благосостояния, повышению уровня и качества жизни воспринимаются как должное, что притупляет чувство ответственности за себя лично, семью и общество в целом. В общественном сознании преобладают негативные стереотипы «государство мне должно», что порождает инертность и безразличие к судьбе страны, противопоставление институтам власти, проблему социального иждивенчества.

Во внешне благоприятных условиях развития страны указанные негативные процессы протекают латентно и нивелируются административным ресурсом государства. Однако в случае возникновения кризисных явлений названные процессы могут сыграть роль катализатора социального недовольства. А когда нашу страну, особенно в последнее время, стали испытывать на прочность различного рода деструктивные силы, это может привести и к самым негативным политическим последствиям.

Таким образом, основная опасность независимости и суверенитету, политической стабильности исходит не от внешних угроз, экономических проблем, которые можно преодолеть, а изнутри. Неустойчивое, озлобленное общество, не имеющее идеологического стержня, не может быть опорой государству в преодолении кризисных явлений. Это скорее благодатная почва для расшатывания основ национальной государственности со стороны враждебных сил, использующих ситуацию для создания хаоса и нестабильности, смены политического режима и прихода к власти антинационального правительства. Государство в таких условиях вынуждено защищаться, мобилизуя все резервы для сохранения стабильности. Весьма показательно по этому поводу высказался великий русский писатель Ф.Достоевский: «Попробуйте-ка, соединить людей в гражданское общество с одной только целью «спасти животишки»? Ничего не получите, кроме нравственной формулы: «Каждый за себя и Бог за всех». С такой формулой никакое гражданское учреждение долго не проживет...» [3, c. 460].

В здоровом, патриотически настроенном обществе внешний диктат, экономические и социальные проблемы легче преодолеть, временные трудности найдут понимание у населения, а предпринимаемые меры, даже ухудшающие положение людей, – поддержку. В идеологически крепком государстве каждый старается это государство укрепить и готов нести жертву ради его обороны, своих близких, своей страны и будущих поколений.

Например, в 1997 году Южная Корея пережила сильнейшее финансовое потрясение. Кризис серьезно ударил по экономике страны: ВВП сократился на 6,7 процента, закрылась масса предприятий, резко выросла безработица, снизилась заработная плата, краткосрочные процентные ставки подскочили за месяц с 15 до 35–50 процентов годовых. Вместе с тем Правительство Южной Кореи обратилось к гражданам с призывом продавать золото для пополнения валютных резервов страны. Около 3,5 млн. человек сдали 227 т золота на сумму примерно 2,2 млрд. долларов.

Еще одним негативным фактором нашей действительности является низкий уровень национального самосознания людей. Парадокс – у нас априори есть национальное государство, но не развит родной язык. Статья 17 Конституции устанавливает: «Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки». Буква и дух Конституции свидетельствуют о полном равенстве обоих государственных языков. Однако официальные тексты законов, декретов, указов принимаются в основном на русском языке. Тем самым из юридической практики выводится белорусский язык, ограничивается его использование. Только в последнее время усилиями Национального центра правовой информации Республики Беларусь и Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь начата и проводится активная работа по экспертному переводу правовой базы на белорусский язык. В настоящий момент более половины кодексов уже имеют белорусский перевод, что весьма актуально для формирования официальной белорусской юридической лексики и ее использования в нормотворчестве.

Кроме того, архиважным аспектом является формирование патриотически настроенного и национально ориентированного чиновничьего аппарата. Существует опасность, что чиновники, наделенные властью, но без стержня в душе, могут принести много негатива и предать национальные интересы. О важности вопроса свидетельствует совещание, проведенное 1 октября 2021 г. Главой государства с руководством Администрации Президента Республики Беларусь, тематикой которого были определены новые идеологические подходы, работа с людьми и кадры: «Во главе угла – кадры. Поэтому требование – честность и чистота. Если этого не будет у представителей власти, не будет и порядка в обществе» [4].

Не менее актуально развитие чувства патриотизма и у представителей бизнес-элиты, когда последние бескорыстно финансировали бы крупные национальные проекты, занимались благотворительностью или просто возрождали свою малую родину, показывая пример и задавая ориентир для других.

Таким образом, в настоящее время остро ощущается потребность духовного наполнения смысла существования нации. Беларусь состоялась как полноценное государство, как политико-территориальное формирование. Настал час идеологически усилить нашу державу, сформировав национальную идею белорусов с присущими ей атрибутами национальной государственности, образования и культуры.

Еще в 2013 году на церемонии вручения премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», специальных премий Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства, специальной премии Президента Республики Беларусь «Белорусский спортивный Олимп» Глава государства заявил: «Пришло время выделить то, что станет объединяющей всех граждан белорусской идеей, в которую поверят все – от академика до крестьянина» [5].

Представляется, что основой государственной идеологии должна стать идея, воспринимаемая народом на генетическом уровне, имеющая глубокие исторические корни, о чем очень метко высказался академик, профессор МГУ, доктор филологических наук, кандидат исторических наук И.Волгин: «Национальную идею не ищут, она не запрятана в каком-то укромном уголке, она вырабатывается веками – всем существованием народа, его ментальностью, его историей... Национальная идея заключена в нашей словесности, в отечественной литературе и в нашем религиозном сознании» [6].

В таком же ключе мыслил и наш выдающийся белорусский писатель Владимир Короткевич: «Абыякавы да мінулага не мае аніякай інтэлектуальнай перавагі над жывёлай, i таму ёсць першы кандыдат на маральную, а затым i фізічную смерць. Усё адно хто гэта – чалавек ці народ» [7].

Такой национальной идеей, как представляется, является возрождение белорусского языка, позитивного исторического и государственного прошлого нашего народа, связанного не только с советским периодом, сохранение своего Отечества. При таком подходе толерантные, трудолюбивые белорусы, воспитанные на правильной идеологической основе, способны стать мощнейшей поддержкой и опорой власти. Показательно в этом плане крылатое выражение народного писателя Беларуси Янки Брыля: «Калі б беларусу загадалі быць беларусам, які б гэта быў выдатны беларус!».

Нашим людям свойственны потребности в высоком социальном и государственном служении. Для этого необходимо создать соответствующие условия и выработать у народа идеологический иммунитет, основанный не на противостоянии, а на партнерстве, что весьма тонко прочувствовал Глава государства, объявивший 2021 год Годом народного единства.

Кроме того, необходимо на государственном уровне изменить сложившийся стереотип восприятия общения на белорусском языке как выражение протеста против действующей власти. Такая инициатива выбьет почву у оппонентов, обвиняющих власть в уничтожении самобытности белорусов. Законодательные предпосылки этому есть. Пунктом 45 структуры приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378, закреплено «развитие языка и литературы, истории и культуры как системообразующих оснований этнокультурной идентичности нации и духовного прогресса белорусского общества».

Также пунктом 48 Концепции информационной безопасности Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 1, предусмотрено, что «белорусский язык наряду с конституционно закрепленным в государстве двуязычием содействует повышению национального самосознания белорусского общества и формированию его духовности. Расширение социальных функций и коммуникативных возможностей белорусского языка, его полноценное и всестороннее развитие вместе с другими элементами национальной культуры выступают гарантом гуманитарной безопасности государства».

К сожалению, низкое использование белорусского языка как раз и побудило автора настоящей статьи написать ее текст на русском языке с целью донести ее смысл и содержание до широкого круга специалистов и читателей.

В историческом плане нам также есть чем гордиться. Мы 500 лет жили в ВКЛ, образовавшемся на новогрудской земле, – прогрессивном и цивилизованном европейском государстве. Например, статуты ВКЛ, написанные на белорусском языке, признаются многими экспертами как первые кодифицированные законодательные акты. В ВКЛ была развита судебная система, госуправление, активно развивался парламентаризм. Гордостью современной Беларуси могли бы стать видные государственные и общественные деятели того времени: князья Миндовг (образовавший ВКЛ), Гедимин (основавший Вильно), Витовт (под руководством которого войска ВКЛ участвовали в Грюнвальдской битве), Сапеги (самым выдающимся из которых был Лев Сапега, дипломат, канцлер ВКЛ, сыгравший ключевую роль в разработке и принятии Статута ВКЛ 1588 года), Радзивиллы и многие другие.

В русле духовного возрождения из наших великих предков знаменитыми были не только Ф.Скорина, Ф.Богушевич, Д.Мартинкевич, Я.Купала, Я.Колас, но и другие известные современному поколению белорусов по школьной программе писатели. Имена Всеслава Чародея, Ефросиньи Полоцкой (которую мы знаем как религиозного деятеля, забывая ее огромный вклад в просвещение), Симеона Полоцкого (наставника Петра I), Кирилла Туровского, Симона Будного, Тадеуша Костюшко, Адама Мицкевича и других составляют золотой фонд нашей культуры.

В контексте культурного возрождения необходимо развивать патриотическое воспитание, привитие гордости за принадлежность к белорусскому народу на основе ярких страниц в том числе нашей военной истории – Грюнвальдской битвы, Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны, Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и др.

В частности, Грюнвальдская битва имела схожее политическое значение с результатами Великой Отечественной войны. Как и в ВОВ, победа была одержана коалицией народов, на века остановлена немецкая экспансия на восток.

Теме войны в Афганистане также не придается должного идеологического внимания, тогда как это в числе других мер могло также стать основой патриотического воспитания. Например, в 5-й бригаде армейского спецназа (г. Марьина Горка) функционирует музей боевой славы. По сложившейся практике в рамках профилактических мероприятий в музей организуются экскурсии групп трудных подростков. Там им рассказывают о воинской доблести, подвиге солдат в Афганистане. По словам заведующей музея, у подростков в ходе лекции на глазах происходила переоценка ценностей, зарождалось чувство гордости за страну.

Таким образом, устойчивости государства можно добиться тогда, когда есть государственные ориентиры и идеалы для нации. Только после этого можно ожидать возрождения самосознания народа и требовать от граждан солидарности, мобилизации на реформы, особенно непопулярные и болезненные.

При этом крайне важно учитывать и преломлять навязываемые и укоренившиеся в общественном сознании идеи, отрицающие самостоятельность белорусской нации, самобытность культуры и языка.

Так, духовное и историческое наследие успешно и безапелляционно «приватизируют» наши соседи – Польша, Литва. В риторике современной российской идеологии (фактически идеология «славянофильства», «русского мира») также, к сожалению, иногда продвигаются попытки девальвировать и дискредитировать историческое право на государственность ряда стран бывшего СССР, прежде всего Беларуси и Украины.

В этой связи важно понимать, что по-настоящему как равноправные партнеры мы практически никому не нужны. Если нашим предкам на протяжении столетий вбивали в головы, что мы придаток Речи Посполитой, Российской империи, при этом все время из нашей памяти тщательно вытирали любые упоминания о древних корнях, то очень сложно требовать от населения, которое десятки раз перемешивалось на земле нынешней Беларуси, чтобы оно сразу стало единым народом. Однако возродить самосознание народа нужно, но процесс этот очень медленный и трудный. И всегда найдутся силы, которые будут препятствовать этому воскрешению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя, следует признать одним из ключевых элементов национальной безопасности страны обеспечение идеологической безопасности. В свою очередь краеугольной частью государственной идеологии является национальная идея, представляющая собой базовую доктрину, отражающую богатое культурное наследие белорусов, их многовековую историю, а также понимание настоящего и устремление в будущее и т.д. В связи с этим очевидна необходимость пересмотреть подходы идеологической политики, для чего на законодательном уровне необходимо сформулировать национальную идею белорусского народа, внести соответствующие изменения в Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь. В развитие этого постулата важно разработать новую идеологическую программу, в которой предусмотреть:

  • действенный механизм возрождения и популяризации белорусского языка, предусматривающий поэтапное его внедрение во все сферы общественной жизни. При этом для исключения радикальных преобразований, которые могут вызвать обратный эффект, политику внедрения в жизнь белорусского языка проводить мягко, начиная с программ обучения детского сада и заканчивая высшим образованием. Параллельно следует переводить работу госучреждений на белорусский язык;
  • культурное возрождение, основанное на достижениях белорусской культуры в целом и ярких представителей белорусского народа в частности. В русле этого – обогащение духовной жизни граждан республики, их политической, нравственной, профессиональной, художественной культуры на основе дальнейшего развития образования, науки, искусства, литературы, утверждения принципов нравственности и морали всех социальных групп страны;
  • патриотическое, нравственное и правовое воспитание. Это предполагает поэтапное внедрение в общественное сознание позитивных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание в глазах общественного мнения положительного образа предлагаемых в стране идеалов, целей и задач экономического, социального, политического развития;
  • меры информационного и законодательного обеспечения проводимой кампании.

Представляется, что такая назревшая оптимизация идеологической политики страны позволит закрепить прочный национальный идеологический фундамент для других поколений, уверенность в незыблемости нашей государственности на века без опасений, что мы просто исчезнем с карты Европы как суверенное государство и не растворимся в мире как нация.

СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Литературные дневники. План разложения СССР. Нина Турицына: литературный дневник [Электронный ресурс] // proza.ru. – Режим доступа: https://proza.ru.turbopages.org/proza.ru/s/diary/ninatur/2016-01-12. – Дата доступа: 20.09.2021.
  2. Маргарет Тэтчер: «Как мы разрушали СССР» [Электронный ресурс] // Moiarussia. Познавательно о России. – Режим доступа: https://moiarussia.ru/margaret-tetcher-kak-my-razrushali-sssr. – Дата доступа: 20.09.2021.
  3. Достоевский, Ф. М. Дневник писателя. 1880 август. Глава третья. III. Две половинки / Ф. М. Достоевский // Собр. соч. : в 15 т. – СПб.: Наука, 1995. – Т. 14. – 783 c.
  4. Главные тезисы совещания с руководством Администрации Президента [Электронный ресурс] // ont.by. – Режим доступа: https://ont.by/amp/news/lukashenko-my-budem-tochechno-otrabatyvat-raznyh-lyudej-s-pomoshyu-specsluzh.... – Дата доступа: 02.10.2021.
  5. Президент: История Беларуси никогда не была красивой сказкой [Электронный ресурс] // Интерфакс-запад. – Режим доступа: https://interfax.by/news/policy/raznoe/1145418. – Дата доступа: 02.10.2021.
  6. Игорь Волгин: Достоевский – это тот духовный ресурс, который никогда не иссякнет. Интервью [Электронный ресурс] // Союзное государство. – Режим доступа: https://postkomsg.kp.ru/interview/196621. – Дата доступа: 24.09.2021.
  7. Усе цытаты Уладзіміра Караткевіча [Электронный ресурс] // Dumki. – Режим доступа: https://dumki.org/quote/113. – Дата доступа: 24.09.2021.

Дата поступления статьи в редакцию: 25.10.2021