/ / / / Конституционные принципы и нормы как основа исходных начал трудового права

Конституционные принципы и нормы как основа исходных начал трудового права (Тиковенко А.Г.)

ТИКОВЕНКО А.Г.,
судья Конституционного Суда Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор

Аннотация. В статье рассматриваются конституционные принципы в доктрине конституционного права и конституционной практики зарубежных стран, проводится анализ их природы и значения для верховенства Конституции, развития правовой системы. Особое внимание уделяется конституционным принципам Республики Беларусь, роли Конституционного Суда в определении их перечня, выявлении их содержания и развития. На основании анализа положений Конституции и норм Трудового кодекса автор приходит к выводу о необходимости формирования системы основных принципов трудового права и их законодательного закрепления.

Конституционные принципы как фундаментальные нормативно-ценностные положения, ориентиры, руководящие начала правовой реальности, выражая дух, сущность самой конституции, объективные закономерности жизнедеятельности и развития общества и государства, выступают основой формирования и обеспечения согласия, политического единства народа, критерием правового регулирования наиболее важных общественных отношений, вектором развития других конституционных норм и правовых институтов. Ряд конституционных положений находит развитие в нормах Трудового кодекса, выступает в качестве основных принципов трудового права. В связи с этим важно провести исследование норм Конституции и Трудового кодекса, что позволит определить некоторые основные принципы трудового права.

Правовая система призвана создавать условия для существования и надлежащего функционирования социальных институтов, обеспечивать правопорядок в обществе, цивилизованные отношения между его членами. Она выступает в качестве одной из важнейших систем социальной интеграции и социального руководства общественными процессами, включая различные виды деятельности. Объективное, адекватное отражение правовой системой господствующих интересов, существующих общественных связей и отношений обусловливает эффективность, прогрессивный характер, что стимулирует прогресс общества. В противном случае, т.е. если она не отражает динамизма социальных и экономических процессов, не обеспечивает своевременного, а порой опережающего правового регулирования общественных отношений, то становится препятствием на пути общественного развития. Должный уровень качества правовой системы обеспечивается двумя ее важнейшими элементами: правотворчеством и правореализацией, находящимися в тесном взаимодействии.

Особое место в правовой системе принадлежит правовым принципам, в том числе прямо закрепленным в Конституции и вытекающим из ее норм. Правовые принципы, по мнению Конституционного Суда, носят универсальный характер, выступают в качестве основополагающих начал, ориентиров нормотворческого процесса, руководящих идей для правоприменительной деятельности. В своей деятельности Конституционный Суд утверждал прежде всего такие из них, как верховенство права, приоритет общепризнанных принципов международного права, прямое действие конституционных норм, соблюдение иерархии нормативных актов, доступность правосудия, в том числе конституционного, недопустимость придания обратной силы нормативным актам, ухудшающим положение участников правоотношений, социальная справедливость, равноправие, гуманизм, взаимная ответственность государства и личности, презумпция правомерности поведения гражданина [1].

В онтологическом плане правовые принципы есть базовые идеи, формулирующие право, составляющие основу его развития. Они соучаствуют в создании правовых норм, оправдывают, легитимируют их, контролируя применение юридической нормы, выступая ориентиром при ее толковании, выявлении глубинного смысла [2, с. 668]. Конституционный Совет Франции высказался за признание неконституционными законов, противоречащих фундаментальным принципам, признанным законами [3, с. 169].

Правовые принципы как объективно обусловленные исходные начала пронизывают, скрепляют правовую систему, обеспечивают ей целостность, определяют общий вектор ее развития, а также методы и основные направления правового регулирования. Выступая в качестве своеобразного вида, особой разновидности правовых норм (например, норм-принципов, норм-идей), они являются очевидным системообразующим фактором для элементов правовой системы, в особенности для норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Будучи облеченными, прямо или опосредованно, в формулы конституционного текста, правовые принципы приобретают конституционно-правовой характер, статус наиболее устойчивого высшего нормативно-ценностного ориентира, что позволяет их определять в качестве конституционных принципов. Они выражают наиболее важные, качественные общественные отношения, объективные закономерности становления, организации, функционирования и развития общества и государства.

В свою очередь, правоприменительная практика, стремясь к единообразию, вырабатывает общие положения, оказывающие воздействие на развитие действующих правовых принципов или выступающие в качестве основы формирования последних. В силу своей гибкости правовые принципы способны изменяться сообразно реальным потребностям общества, постоянно развиваться под воздействием социально-экономических отношений, правоприменительной практики, что обусловливает необходимость признания такого развития правовой системой и его соответствующего объективного воплощения в ней в надлежащей форме, отвечающей особенностям того или иного элемента системы права. В этих условиях при помощи правовых принципов сохраняются внутрисистемные связи, поддерживаются внутреннее единство и взаимосогласованность правовой системы, обеспечивается ее стабильность.

Важнейшей органической частью правовой системы, ее ядром является Конституция Республики Беларусь. Обладая высшей юридической силой, она занимает главенствующее положение во всей правовой системе, оказывает конституционное воздействие на все ее элементы, является мощным правообразующим фактором как в процессе прямого действия ее норм, так и выступая в качестве основы нормативного и ценностного ориентира всего нормотворческого процесса. В Послании Конституционного Суда «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году» отмечено, что Конституция «…содержит фундаментальные положения, выступающие регуляторами системы политических, экономических и социальных отношений, служит правовой основой стратегии развития суверенной Беларуси… является животворной основой национального права: ее принципы и нормы несут в себе организующее начало, обеспечивают единство, взаимосвязь, сбалансированность и гармоничное развитие всех составляющих правовой системы» [4, с. 29, 30].

Нормы Конституции составляют основу, фундамент всей системы законодательства, играют определяющую роль в ее развитии, предусматривают механизм применения нормативных правовых актов в соответствии с принципом верховенства права, закрепленным в ст. 7 Основного Закона. Конституционная формула, предписывающая издание законов, декретов, указов и иных актов государственных органов на основе и в соответствии с Конституцией (ст. 137), устанавливает жесткую меру связанности конституционных норм и положений правовых актов, выступает неукоснительным, важнейшим требованием конституционности нормотворческой деятельности.

Конституция стимулирует конституционализацию отраслей законодательства, определяет ее приоритеты, устанавливает официальную классификацию и иерархию основных видов нормативных правовых актов, выступает в качестве важнейшего нормативно-правового критерия их толкования и применения. Конституционные ценности, принципы и нормы образуют необходимый «контекст» для всех нормативных правовых актов, связывают всех субъектов нормотворческой и правоприменительной деятельности, определяют программу ее перспективного развития.

Действие Конституции достигает цели только во взаимосвязи, в комплексе с актами текущего законодательства, нормы которых развивают конституционные принципы и нормы, отражают динамику политической и социальной жизни. При этом важную роль в обеспечении стабильности правовой системы, законодательства играют конституционные принципы, которые, являясь разновидностью правовых принципов, обладают высшей степенью нормативной обобщенности, нормативно-ценностной императивности, составляют основы конституционного строя, связывают конкретные конституционные нормы, образуя вместе с конституционными ценностями ядро самой Конституции.

Автор теории конституционного правопользования В.И.Крусс предлагает признать, что все правовые принципы должны быть конституционными по сути, а следовательно, все конституционные принципы являются общеправовыми [5, с. 423, 424].

В монографии «Сравнительное конституционное право» конституционные принципы с учетом их характера разделяются на три основные группы: универсальные, особенные и единичные. При этом отмечается, что конституционные принципы народного (национального) суверенитета и народовластия, правового государства, социального государства, гарантированности прав и свобод человека, социально ориентированной рыночной экономики, разделения властей, политического плюрализма, представительной демократии являются универсальными, поскольку имеют общечеловеческую ценность и присущи большинству современных конституций [6, с. 100].

Российский юрист В.Пастухов выделяет четыре базовых конституционных принципа (равенство перед законом, плюрализм (экономический и политический), разделение властей, сменяемость власти), определяющих конституционные рамки любой государственности [7, с. 77].

Г.Загребельский в круг конституционных норм-принципов, осуществляющих собственно конституционную функцию, формируя условия жизни общества и государственное устройство, включает также признание человеческого достоинства, провозглашение основных прав и обязанностей, закрепление необходимости правосудия, принципиальный выбор формы государства и правительства [8, с. 80].

Исходя из анализа правовой системы Беларуси, А.Н.Пугачев обосновывает выделение всеобщих, общих, межотраслевых и отраслевых групп конституционных принципов. К числу всеобщих конституционных принципов, по его мнению, можно отнести гуманизм, справедливость, гласность, неприкосновенность личности, ответственность субъекта за виновные деяния, поскольку они признаются всеми отраслями права и юридической практикой [9, с. 9, 10].

В ходе исследования конституционных принципов можно сделать вывод об их разнообразии, множестве в науке конституционного права, теории конституционализма. Это объясняется сложностью и динамизмом конституционной реальности, включающей прежде всего находящиеся в постоянном развитии в процессе правотворчества конституционные положения (нормы-правила, нормы-задачи, нормы-цели, нормы-принципы, нормы-символы, нормы-определения) [10, с. 95, 101–118]. Они, как имеющие прямое (или косвенное) конституционное выражение или получившие официальный статус фундаментальных, основополагающих, руководящих идей в результате конституционного толкования, вместе с существующими между ними различными связями, взаимосвязями играют существенную роль в создании ими образа конституционной реальности, в определении, формировании сущности, духа конституции, обеспечении единства ее норм. Постижение правового смысла, содержания конституционных принципов, построение их системы, составляющей основу конституционной реальности, возможно в процессе публичного толкования конституционных положений и их взаимосвязей (прежде всего судебного в ходе осуществления конституционного контроля, а также доктринального и обыденного) на основе конституционных ценностей. Процесс толкования конституции будет способствовать дальнейшему уяснению внутриконституционных связей, формированию определенного консенсуса по поводу определения, установления системы конституционных принципов, иерархии и взаимосвязей последних, а также обеспечит их легитимность, придаст динамизм в развитии конституционного права. Вместе с тем, по мнению И.А.Кравца, шансов на достижение базового консенсуса в отношении значения и содержания конституционных принципов очень мало [11, с. 488].

В то же время законодатели ряда зарубежных стран облегчают определение, уяснение содержания отдельных групп конституционных принципов, непосредственно используя в названиях разделов, глав и статей конституций термины «основные принципы» («общие принципы») или «принципы» («принцип»). Так, раздел I Конституции Республики Молдова называется «Основные принципы», а в разделе II Конституции Республики Польша («Свободы, права и обязанности человека и гражданина») предусмотрен подраздел «Общие принципы». Конституцию Итальянской Республики открывает вводная часть под названием «Основные принципы», состоящая из 12 статей, содержащих ряд основных принципов [12, с. 423–424]. Первые главы конституций Исламской Республики Иран и Республики Ирак именуются «Основные принципы». Например, в качестве одного из основных принципов Конституции Ирана, закрепляющего догмат мусульманского права, выступает вера в «Страшный суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу» (ст. 2). Наряду с этим в исламских конституциях содержатся и светские основные принципы. Так, ст. 5 Республики Ирак устанавливает, что признается верховенство закона, народ является источником власти и ее легитимности. Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации (1999 г.) содержит ряд статей, в названиях которых используется термин «принципы» (ст. 5 «Принципы действий правового государства», ст. 94 «Принципы экономического строя», ст. 127 «Принципы налогообложения» и др.), к тому же в них устанавливаются перечни соответствующих конституционных принципов. В частности, согласно ст. 5 данной Союзной конституции, закрепляющей принципиальные положения функционирования правового государства, они выражаются в следующем: основой и пределом государственных действий является право; государственные действия должны совершаться в публичных интересах и быть соразмерными; государственные органы и частные лица действуют добросовестно; Союз и кантоны соблюдают международное право.

В статьях Конституции Республики Беларусь также используется термин «принципы» для непосредственного выражения основополагающих конституционных положений (ст. 7, 8, 14, 18 и др.). Например, согласно ч. 1 ст. 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

В то же время непосредственное закрепление в нормах конституций принципов вовсе не означает, что этим их перечень исчерпывается. Проведенный в данной статье анализ свидетельствует о том, что не все конституционные принципы получают прямое закрепление в конституционных нормах.

В Послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2014 году» Конституционный Суд сделал вывод о том, что эволюционное конституционное развитие базируется на фундаментальных конституционных принципах: приоритета прав и свобод человека и гарантий их реализации, взаимной ответственности государства и гражданина, народовластия, разделения государственной власти и взаимодействия ее органов, верховенства права, равенства и справедливости, а также других принципах, прямо закрепленных в Конституции либо вытекающих из ее положений [13].

На наш взгляд, ряд фундаментальных конституционных принципов, который определен Конституционным Судом в указанном Послании, целесообразно дополнить следующими: поддержание доверия граждан к закону и действиям государства (легитимность публичной власти), участие граждан в управлении делами общества и государства, пропорциональность ограничений прав и свобод личности, сохраняющая их сущность («ядро») и обеспечивающая достижение законных целей и баланс индивидуальных и публичных интересов, неприкосновенность и равенство всех форм собственности и их правовой защиты; равные условия и возможности для развития всех форм собственности, свободного использования способностей и имущества всеми субъектами экономической деятельности, идеологическое многообразие и политический плюрализм, охрана окружающей среды человеком и государством.

Конституция не только регулирует существующие общественные отношения, но и определяет модель будущего общества и государства, цели и пути их движения, развития. Таким образом, конституционные нормы выполняют преобразовательную функцию, которая направлена на претворение в жизнь конституционной модели и реализуется на практике в условиях динамизма социальных и экономических процессов, обусловливающих адекватное, а порой и опережающее конституционное регулирование соответствующих общественных отношений. Это придает конституции такое свойство, как изменяемость, которая при этом не исключает ее стабильности, заключающейся в неизменности основы, сути конституционных положений и ориентирующей конституционного законодателя на сохранение фундаментальных норм о конституционном строе, правах и свободах человека и гражданина, т.е. конституционной идентичности [14].

Трансформация, изменение, эластичность положений конституции, в особенности ее принципов, отличающихся глубиной и широким диапазоном, способностью адаптироваться к изменяющимся общественным отношениям, создавать простор для их развития, самоактуализироваться, свидетельствуют о динамизме конституции, ее развитии. Выявление многогранного содержания, постижение глубины и взаимосвязей конституционных принципов, последовательная целенаправленная их реализация применительно к изменяющимся правоотношениям, внедрение в законодательство и использование в правоприменительной деятельности являются необходимым условием обеспечения динамизма конституционно-правового регулирования, развития правовой системы.

В силу существующего системного конституционного регулирования общественных отношений, для которого характерны как стабильность, так и динамизм, преобразовывается конституционная реальность, формируется фактическая, «живая» конституция, отвечающая политическим задачам развития отношений, организации и стабильному развитию общества и государства. Наряду с этим нормы Конституции, действуя прямо, непосредственно, являются первичными, исходными, основополагающими для всех отраслей права, обладают верховенством, наибольшей стабильностью, обеспечивая устойчивость политической, экономической и социальной жизни. Конституция выступает единственной правовой гарантией обеспечения стабильности правовой системы, определяет принципы и пределы ее развития.

В этом случае принципы правовой системы следует рассматривать в качестве общеправовых принципов, пронизывающих прямо или косвенно все отрасли права. Вместе с тем конституционные принципы выступают и ведущими отраслевыми (основными) правовыми началами всех отраслей права. Ведь в основе каждой отрасли права лежит та или иная совокупность конституционных принципов, которая, конкретизируясь, «преломляясь», воплощается в конкретных нормативных положениях отрасли, служит конституционным ориентиром при осуществлении правового регулирования общественных отношений.

Трудовое право функционирует не изолированно, оно составляет часть национальной правовой системы. Его первичные, исходные начала как регуляторы отрасли получили разную форму выражения в Конституции. Значение принципов и норм Конституции, имеющих высшую юридическую силу, определено в самой Конституции (ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 137). Согласно ч. 1 ст. 7 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) Конституция Республики Беларусь занимает первое место в системе источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений, тем самым законодательно свидетельствуя, подтверждая главенствующее положение, верховенство конституционных положений. Таким образом, основные (отраслевые) принципы трудового права должны соответствовать конституционным принципам, занимающим высший уровень в правовой иерархии. Указанные принципы характеризуют сущность трудового права Республики Беларусь, его социальное назначение, целостность и внутреннее единство. Вместе с тем ТК не содержит основных (отраслевых) принципов трудового права. В советских кодексах законов о труде, а также в Основах законодательства Союза ССР о труде отраслевые принципы не были выделены в самостоятельную статью. Было принято считать, что они выражены преимущественно в форме основных прав и обязанностей рабочих и служащих (ст. 2 указанных Основ). В КЗоТе БССР, принятом в 1972 г., ст. 6 была посвящена основным правам работников. В советской теории трудового права его основные принципы исследовались Н.Г.Александровым.

В отличие от Республики Беларусь в Трудовом кодексе Российской Федерации имеется ст. 2, именуемая как «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений», в которой содержатся, по мнению И.К.Дмитриевой, 20 принципов [15, с. 11–14]. Российский законодатель включил в указанную статью следующие основные принципы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами; обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности; обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Следует отметить, что более половины из них имеет обеспечительный характер, они сформулированы как обеспечение трудовых прав. Наличие ст. 2 в Трудовом кодексе Российской Федерации привлекло внимание ученых, что вызвало комплексный анализ принципов трудового права, написание немало статей и обусловило защиту около полутора десятков диссертаций [16].

При построении системы основных принципов трудового права в Республике Беларусь необходимо исходить из положений Конституции, выступающих их основой, а также учитывать международно-правовые стандарты в сфере труда. Конкретный перечень базовых международных принципов правового регулирования труда получил свое закрепление в принятой 18 июня 1998 г. Генеральной конференцией МОТ на 86-й сессии Декларации «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации». В число основных принципов правового регулирования труда, обязательных для всех государств – участников МОТ, признаны следующие: свобода объединений и реальное признание права на ведение коллективных переговоров (принцип «социального диалога»); упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий. В качестве принципов международного трудового права нередко также рассматриваются и основные права трудящихся, которые нашли свое закрепление во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах. Они, в частности, включают: право на труд, в том числе право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается; право на справедливые и безопасные условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на равную оплату за труд равной ценности без какой-либо дискриминации; право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения; право на создание профессиональных союзов и вхождение в профессиональные союзы для защиты своих интересов; право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск; право на одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; право на забастовку при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны; право на защиту от безработицы; право на юридическую защиту своих прав, конкретные формы которой устанавливаются правовой системой каждой страны.

Республика Беларусь является субъектом международного права, признает приоритет его общепризнанных принципов и обеспечивает соответствие им законодательства о труде. Указанные принципы нашли отражение в статьях Конституции и ТК. Следует отметить, что ряд значимых конституционных положений (ч. 1 ст. 1, ст.ст. 14, 22, 28, 41–43, 53), выраженных в форме принципов и прав, получают развитие, конкретизацию во многих нормах ТК, составляя основу для формирования отраслевых принципов трудового права. К примеру, положения ч. 1 ст. 41 Конституции гарантируют право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Часть 4 указанной статьи предусматривает запрет принудительного труда, который выступает гарантией впервые декларируемой на конституционном уровне свободы труда. Приведенные конституционные положения получают непосредственное развитие, в частности, в ст. 13 («Запрещение принудительного труда»), ст. 14 («Запрещение дискриминации в сфере трудовых отношений») и ст. 55 («Обязанности нанимателей при организации труда работников») и главе 16 («Охрана труда») ТК. Из данных норм Конституции и ТК вытекают такие основные принципы трудового права, как свобода труда, здоровые и безопасные условия труда, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда. Конституционный Суд в решении от 17 июля 2009 г. «Об обеспечении равных прав граждан в сфере труда» отметил, что отсутствие в установленном законодательством о труде перечне дискриминационных обстоятельств указаний на такие обстоятельства, как возраст и место жительства, а также исчерпывающий характер данного перечня значительно ограничивают гарантии реализации конституционного права на труд. В связи с этим он предложил внести дополнения в ст. 14 ТК, включив возраст и место жительства в число дискриминационных обстоятельств, установив их открытый перечень, а также в ст.ст 10 и 21 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», уточнив содержащийся в ст. 10 перечень дискриминационных обстоятельств и предусмотрев в ст. 21 положение о недопущении установления нанимателем дискриминационных условий в предложениях о трудоустройстве [17].

Часть 3 ст. 41 Конституции, предоставляющая гражданам право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку, находит подтверждение в п. 2 ст. 11 ТК, а также получает развитие во многих статьях ТК. В частности, работники при реализации конституционного права на забастовку должны преследовать только защиту социально-экономических интересов. Законодатель в 2021 г. дополнил ст. 388 ТК нормой о том, что при проведении забастовки запрещается выдвижение политических требований. Конституционный Суд в решении от 30 апреля 2021 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» отметил, что дополнение Законом ст. 388 ТК указанной нормой обеспечивает уяснение основной цели забастовки – разрешение коллективного трудового спора, т.е. неурегулированных разногласий в сфере социально-экономических интересов, а не политических, разрешение которых должно осуществляться другими предусмотренными законодательством способами, и к компетенции нанимателя как стороны коллективного трудового спора не относится, соответствует ч. 3 ст. 41 Конституции, а также реализует принцип правовой неопределенности, являющийся неотъемлемым элементом конституционного принципа верховенства права (ч. 1 ст. 7 Конституции).

Таким образом, исходя из исследуемых указанных конституционных прав граждан можно сформулировать принцип защиты экономических и социальных интересов, прав в области труда в порядке, установленном ТК и иными законами.

Согласно ст. 2 ТК его задачами являются: 1) регулирование трудовых и связанных с ними отношений; 2) развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления; 3) установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.

Выполнение указанных задач во многом зависит от соответствия им отраслевых принципов трудового права, которые призваны отражать сущностные черты трудовых и связанных с ними отношений, служить ориентиром при регулировании последних. В связи с этим, как нам представляется, ряд норм ТК, имеющих конституционную основу, целесообразно рассматривать в качестве основных начал трудового права. В частности, ч. 2 ст. 7 ТК предусматривает, что локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными. Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 194 и ст. 362 ТК.

Исходя из ст. 2 Конституции, предусматривающей, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, которое ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, целесообразно повысить юридическую силу актов, которые могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательными актами, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения, т.е. не только локальные нормативные правовые акты, но и иные акты законодательства о труде, содержащие условия, ухудшающие положение по сравнению с законодательными актами, должны признаваться в установленном порядке недействительными.

Согласно положениям ч. 1 ст. 25 и ст. 28 Конституции государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности и предоставляет каждому право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. Конституция обязывает каждого уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц (ст. 53).

Указанные конституционные положения, нашедшие в п. 8 ст. 11 ТК закрепление в форме права работников на невмешательство в частную жизнь и уважение личного достоинства, следует, на наш взгляд, рассматривать в качестве одного из основных принципов трудового права.

Таким образом, многие положения Конституции находят закрепление, развитие в нормах ТК, что позволяет с учетом анализа, прежде всего, основных прав, обязанностей работников и нанимателей (ст.ст. 11, 12, 53–55) и иных норм ТК ставить вопрос о необходимости определения системы основных принципов правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, а также закрепления их на законодательном уровне.

СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2000 году : Послание Конституц. Суда Респ. Беларусь Палате представителей Нац. собрания Респ. Беларусь, Совету Респ. Нац. собрания Респ. Беларусь, Президенту Респ. Беларусь [Электронный ресурс] : решение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 22 янв. 2001 г., № Р-105/2001 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
  2. Мальцев, Г. В. Социальные основания права / Г. В. Мальцев. – М. : Норма, 2011. – 457 с.
  3. Бержель, Ж.-Л. Общая теория права : пер с фр. / Ж.-П. Бержель ; под общ. ред. В. И. Даниленко. – М. : NOTA BENE, 2000. – 576 с.
  4. О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году : Послание Конституц. Суда Респ. Беларусь Палате представителей Нац. собрания Респ. Беларусь, Совету Респ. Нац. собрания Респ. Беларусь, Президенту Респ. Беларусь [Электронный ресурс] : решение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 21 янв. 2014 г., № Р-915/2014 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
  5. Крусс, В. И. Теория конституционного правопользования / В. И. Крусс. – М. : Норма, 2007. – 752 с.
  6. Сравнительное конституционное право / В. Е. Чиркин [и др.] ; отв. ред. В. Е. Чиркин. – М. : Манускрипт, 1996. – 729 с.
  7. Пастухов, В. Чем болеют конституции? Российский конституционализм: поэзия принципов и проза правоприменения / В. Пастухов // Сравнит. конституц. обозрение. – 2012. – № 1. – С. 75–86.
  8. Загребельский, Густаво. Толкование законов: стабильность или конфронтация? / Густаво Загребельский // Сравнит. конституц. обозрение. – 2004. – № 3 (48). – С. 80–82.
  9. Пугачев, А. Н. Конституционные принципы и принципы конституции: методологические проблемы различения правовых явлений / А. Н. Пугачев // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. D, Экон. и юрид. науки. – 2014. – № 14. – С. 7–12.
  10. Таева, Н. Е. Нормы конституционного права Российской Федерации / Н. Е. Таева. – М. : ЮРКОМПАНИ, 2010. – 432 с.
  11. Кравец, И. А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления / И. А. Кравец. – СПб. : Юрид. центр Пресс, 2005. – 675 с.
  12. Конституции государств Европейского союза / редкол.: Л. А. Окуньков, Б. С. Крылов, М. Я. Булошников ; ред. Л. А. Окуньков. – М. : ИНФРА М – НОРМА, 1997. – 816 с.
  13. О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2014 году : Послание Конституц. Суда Респ. Беларусь Палате представителей Нац. собрания Респ. Беларусь, Совету Респ. Нац. собрания Респ. Беларусь, Президенту Респ. Беларусь [Электронный ресурс] : решение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 20 янв. 2015 г., № Р-975/2015 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
  14. Чигринов, С. П. Конституционная идентичность в контексте европейской интеграции / С. П. Чигринов // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2015. – № 1. – С. 72–76.
  15. Дмитриева, И. К. Значение основных принципов трудового права / И. К. Дмитриева // Трудовое право в России и за рубежом. – 2018. – № 3. – С. 11–14.
  16. Куренной, А. М. Принципы трудового права: теория и проблемы применения на практике / А. М. Куренной // Трудовое право в России и за рубежом. – 2020. – № 4. – С. 3–6.
  17. Об обеспечении равных прав граждан в сфере труда [Электронный ресурс] : решение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 17 июля 2009 г., № Р-360/2009 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.

Материал поступил в редакцию 30.04.2021