/ / / / Актуальные проблемы правового регулирования отношений, связанных с использованием блокчейна

Актуальные проблемы правового регулирования отношений, связанных с использованием блокчейна (Березнев Р.Ю.)

БЕРЕЗНЁВ Р.Ю.,
ведущий научный сотрудник отдела исследований в области гражданского, экологического и социального права Института правовых исследований НЦЗПИ, кандидат юридических наук

На сегодняшний день одним из самых обсуждаемых явлений в сфере цифровой экономики является блокчейн. Многие связывают данную технологию с выпуском и оборотом биткоина, эфириума и других криптовалют, что является необоснованным с учетом современных тенденций применения блокчейна, который развивается в нескольких направлениях.

Во-первых, рассматриваемая технология на самом деле первоначально использовалась для создания и оборота биткоина. Однако в дальнейшем стала применяться для функционирования других криптовалют.

Во-вторых, на ней основывается целый ряд финансовых операций посредством смарт-контрактов, используемых для автоматического совершения сделок с различными финансовыми инструментами – акциями, облигациями, фьючерсами, закладными, правовыми титулами и т.д.

В-третьих, разработка децентрализованных приложений (цифровых платформ, цифровых экосистем), сфера использования которых выходит за рамки финансов. Они применяются в государственном управлении, здравоохранении, науке, образовании, культуре и искусстве.

В связи с активным внедрением блокчейна в различных сферах особое значение приобретает изучение вопросов правового регулирования отношений, связанных с его использованием. Это позволит, с одной стороны, предотвратить риски, связанные с новой технологией, а с другой – обеспечит наиболее полную реализацию блокчейна в различных сферах общественных отношений.

Вместе с тем в отечественной литературе отсутствуют комплексные междисциплинарные исследования, посвященные правовому регулированию отношений с использованием блокчейн.

В зарубежных источниках можно найти работы, в которых рассматриваются отдельные аспекты использования блокчейна. Так, Д.А.Зетше (D.A.Zetzsche), Р.П.Бакли (R.P.Buckley) и Д.В.Арнер (D.W.Arner) в статье «Распределенная ответственность распределенных реестров: правовые риски блокчейна» («The Distributed Liability of Distributed Ledgers: Legal Risks of Blockchain») представили наиболее полный анализ природы этих систем и отличие их от традиционных бизнес-систем (например, системы франчайзинга, сети кредитных карт и цепочки поставок)1.

______________________________

1 Arner, D. W. The Distributed Liability of Distributed Ledgers: Legal Risks of Blockchain / D. W. Arner, D. A. Zetzsche, R. P. Buckley // University of Illinois Law Review. – 2018. – № 4. – P. 1361–1407.

П.Де.Филиппи (P.De.Filippi) и А.Райт (A.Wright) в книге «Блокчейн и право» («Blockchain and the law», 2018) рассмотрели различные способы регулирования, которые могут быть применимы в том числе в контексте вопросов ответственности2.

______________________________

2 Filippi, P. De. Blockchain and the Law. The Rule of Code // P. De. Filippi, A. Wright. – Cambridge, MA : Harvard University Press, 2018. – 312 p.

Дж.Бэкон (J.Bacon), Дж.Д.Мичелс (J.D.Michels), Миллард (C.Millard) и Дж. Сингх (J.Singh) в книге «Разоблачение мифов о блокчейне» («Blockchain demystified: a technical and legal introduction to distributed and centralized ledgers», 2018) рассмотрели отдельные технические и юридические аспекты распределенных и централизованных реестров3.

______________________________

3 Bacon, J. Johan David Michels, Christopher Millard & Jatinder Singh, Blockchain Demystified: A Technical and Legal Introduction to Distributed and Centralised Ledgers. / J. Bacon, J. D. Michels, Ch. Millard, Jatinder Singh // Richmond Journal of Law & Technology. – 2018. – № 1. – P. 1–106.

В российской литературе также имеются работы, посвященные юридическим вопросам блокчейна. Отдельные аспекты использования блокчейн-технологий рассмотрены в монографии «Блокчейн на пике хайпа: правовые риски и возможности», подготовленной авторским коллективом4.

______________________________

4 Блокчейн на пике хайпа: правовые риски и возможности // А. Ю. Иванов (рук. авт. колл.) [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т права и развития ВШЭ – Сколково. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 237 с.

Вместе с тем необходимо отметить, что преимущественное большинство научных источников посвящено отдельным аспектам применения блокчейна, связанным с регулированием таких новых правовых явлений, как криптовалюты (в основном биткоин), токены, смарт-контракты и т.д.5

______________________________

5 Санникова, Л. В. Новые технологии и право: современный правовой подход к технологии распределенного реестра / Л. В. Санникова, Ю. С. Харитонова // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 4. – С. 62–68.

В связи с этим целью данной работы является проведение комплексного исследования понятия блокчейна как юридической категории, определение его правовой природы и выработка на этой основе предложений по внесению изменений в отечественное законодательство для создания правовых условий для его внедрения в экономику Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

– проанализировать представленные в юридической литературе подходы к определению правовой природы блокчейна;

– проанализировать законодательный опыт зарубежных государств в части законодательного закрепления понятия «блокчейн»;

– обобщить передовой зарубежный опыт государственного регулирования применения блокчейн-технологий, выявить основные модели государственного регулирования блокчейна, сложившиеся в настоящее время в разных странах, сформулировать предложения по совершенствованию подходов государственного регулирования использования блокчейн-технологий в Республике Беларусь.

Прежде чем рассматривать правовые аспекты блокчейна, необходимо дать его краткую техническую характеристику.

Блокчейн (от англ. «block» – блок, «chain» – цепочка). На сегодняшний день в литературе предлагается достаточно большое количество определений понятия блокчейна, анализ которых позволяет выделить следующие технические характеристики.

Так, блокчейн позволяет хранить и обрабатывать информацию из самых разных сфер, что позволяет на базе тех или иных сайтов использовать различные электронные сервисы как для осуществления предпринимательской деятельности, так и в социальной сфере, государственном управлении и в других направлениях.

Возможности использования блокчейна позволяют безопасно обрабатывать любые сведения, информационные ресурсы, которые требуют идентификационной привязки к конкретному субъекту и которые не могут быть изменены или удалены без согласия их обладателя. При этом любой пользователь может направить в данную систему информацию, но работать с ней будет только обладатель системы.

Свойствами данной системы, отличающими ее от других, является ее распределенность, публичность и достоверность, обеспечиваемая математически выверенными технологиями.

Несмотря на наличие в отечественном законодательстве легальных определений понятия «блокчейн», единый подход к его пониманию отсутствует. Так, в Декрете о развитии цифровой экономики под реестром блоков транзакций (блокчейн) следует понимать выстроенную на основе заданных алгоритмов в распределенной децентрализованной информационной системе, использующей криптографические методы защиты информации, последовательность блоков с информацией о совершенных в такой системе операциях (п. 8)6.

______________________________

6 О развитии цифровой экономики [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 21 дек. 2017 г., № 8 : в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 18.03.2021 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.

При этом в указанном нормативном правовом акте реестр блоков транзакций (блокчейн) рассматривается как:

– технология (п. 2, подп. 2.5 п. 2, абз. 2 подп. 3.5, подп. 4.5, абз. 2 п. 12 Декрета № 8);

– распределенная информационная система (абз. 2 и абз. 3 подп. 2.4 п. 2 Декрета № 8);

– информационная сеть.

Другое легальное определение содержится в постановлении Правления Национального банка Республики Беларусь от 14 июля 2017 г. № 280 «О функционировании информационной сети, построенной с использованием технологии блокчейн». Так, под технологией блокчейн понимается технология формирования распределенной базы данных, состоящей из блоков информации, содержащих записи, создаваемые для решения прикладных задач. Как видим, в рассматриваемом нормативном правовом акте представлено определение блокчейна как технологии7.

______________________________

7 О функционировании информационной сети, построенной с использованием технологии блокчейн [Электронный ресурс] : постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 14 июля 2017 г., № 280 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.

Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 г. № 418-V «Об информатизации» содержит следующее определение термина «блокчейн» (п. 38-2 ст. 1): ИКТ, обеспечивающая неизменность информации в распределенной платформе данных на базе цепочки взаимосвязанных блоков данных, заданных алгоритмов подтверждения целостности и средств шифрования»8.

______________________________

8 Об информатизации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Казахстан, 24 нояб. 2015 г., № 418-V ; в ред. Закона Респ. Казахстан от 08.06.2021 г. // Параграф. Информационная система. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33885902#pos=3;-106 – Дата доступа: 30.08.2021.

Согласно параграфу 1913 статутов штата Вермонт (США) блокчейн означает криптографически защищенный, хронологический и децентрализованный консенсусный реестр или консенсусную базу данных, поддерживаемый через Интернет-взаимодействие, одноранговую сеть или другое взаимодействие9.

______________________________

9 The Vermont Statutes Online // the Legislature of the State of Vermont. – Mode of access: https://legislature.vermont.gov/statutes/section/12/081/01913. – Дата доступа: 01.09.2021.

Кроме того, 30 мая 2018 г. в указанном штате принят закон о развитии бизнеса в сфере блокчейн (An Act Related to Blockchain Business Development), в котором технология блокчейн означает компьютерное программное обеспечение или оборудование, или совокупность компьютерного программного обеспечения или оборудования, или и то, и другое, которые используют или активируют блокчейн10.

______________________________

10 An act relating to blockchain business development / Vermont S269 // Legislative Tracking Software Built for Public Affairs. – 30.08.2021.

В Европе одной из областей, где было введено определение распределенных реестров, является Гибралтар. Его Положения о финансовых услугах от 12 сентября 2017 г. (вступили в силу с 1 января 2018 г.) содержат определение распределенного децентрализованного реестра, под которым в соответствии с п. 10 следует понимать систему баз данных, в которой данные и информация записываются, совместно используются и синхронизируются в сети узлов, и все файлы базы данных рассматриваются как равно аутентичные11.

______________________________

11 Gibraltar Gazette, № 4401. – Mode of access: http://www.gfsc.gi/uploads/DLT%20regulations%20121017%20(2).pdf of 23 June 2018. – Date of access: 30.08.2021.

Понимание того, что представляет собой блокчейн с юридической точки зрения, в научной литературе пока однозначно не сформировалось. Многие просто указывают на нее как на технологию, на базе которой появляется множество криптовалют; распределенную технологию, то есть технологию единого пространства, в котором нет посредника. А.И.Савельев указывает, что это технология, которая «представляет собой децентрализованный реестр данных о совершенных транзакциях, в основе которого лежат криптографические алгоритмы, защищающие его от фальсификаций»12.

______________________________

12 Савельев, А. И. Договорное право 2.0.: умные контракты как начало конца классического договорного права / А .И. Савельев // Вестник гражданского права. – 2016. – № 3. – С. 33–34.

Ряд авторов рассматривают блокчейн, как децентрализованную распределенную базу данных («учетную книгу») всех подтвержденных транзакций, совершенных в отношении определенного актива, в основе функционирования которой лежат криптографические алгоритмы. Однако с позиции отечественного законодательства база данных согласно абз. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» представляет собой совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях13. Блокчейн же не просто совокупность информационных материалов, сведений, это значительно более сложный объект.

______________________________

13 Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 нояб. 2008 г., № 455-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.05.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.

Блокчейн можно рассматривать и как разновидность информационных технологий. Блокчейн как сложноорганизованная система и используемые в рамках нее информационные технологии, сегодня это не просто база данных, хранящая данные о транзакциях криптовалюты биткоин, как это было на первоначальном этапе, сегодня это система, предоставляющая возможность безопасно хранить и обрабатывать информацию на принципиально иных основах.

В зарубежной доктрине отмечается, что терминология, связанная с блокчейн-технологиями, остается в различных странах неопределенной и неурегулированной, что способно вызвать сложности реализации таких технологий в связи с применением законодательных рамок14.

______________________________

14 Шахназаров, Б. А. Правовое регулирование использования блокчейн-технологий в трансграничных отношениях и трансграничные расчеты с использованием цифровых активов / Б. А. Шахназаров // Международное сотрудничество евразийских государств.

Д.А.Зетше (D.A.Zetzsche), Р.П.Бакли (R.P.Buckley) и Д.В.Арнер (D.W.Arner) предполагают, что особенности систем распределенного реестра могут рассматриваться с юридической точки зрения как одно из нескольких юридических лиц, включая совместное предприятие, многосторонний договор и партнерство. Например, авторы предполагают, что группа лиц, которые устанавливают дизайн кода и управляют реестром, может рассматриваться совместным предприятием и что это может распространяться на узлы или даже на простых пользователей реестра в зависимости от степени их участия15.

______________________________

15 Arner, D. W. The Distributed Liability of Distributed Ledgers: Legal Risks of Blockchain / D. W. Arner, D. A. Zetzsche, R. P. Buckley // University of Illinois Law Review. – 2018. – № 4. – P. 1361–1407.

В качестве альтернативы блокчейн может рассматриваться как многосторонний договор между лицами, которые устанавливают дизайн кода и узлами в соответствии с договорными обязательствами по поддержанию безопасности и операций.

Приведенный выше обзор определений термина «блокчейн», как с точки зрения доктрины, так и с точки зрения законодательства, дает картину все более частого признания этой технологии и предпринимаемых действий, направленных на поддержку развития цифровой экономики. Это было бы невозможно без надлежащей правовой базы и без правильного определения новых терминов.

Приведенные выше определения демонстрируют несколько повторяющихся элементов: распределенный реестр с непрерывным увеличением количества записей, проверенных и сгруппированных в блоки, с криптографической защитой. Другими словами, это последовательность блоков с информацией об операциях, выполняемых в системе, построенная на основе алгоритмов, записанных в распределенной децентрализованной ИТ-системе с использованием криптографических методов защиты информации.

В настоящее время ведется активная дискуссия о том, нужно ли создавать правовые механизмы, опосредующие применение новых технологий.

Ряд авторов высказываются о преждевременности и отсутствии необходимости в создании нормативного регулирования развивающихся общественных отношений. Существует также мнение об отсутствии необходимости введения государственного регулирования блокчейн-технологий, которое должно осуществляться согласно отраслевым стандартам, т.е. посредством механизма саморегулирования16.

______________________________

16 Ковалева, Н. А. Практика государственного регулирования применения блокчейн-технологий…

Кроме того, блокчейн во многих областях рассматривается как разрушительная технология именно в контексте нивелирования государственных инструментов, но ряд ученых не согласны с этой классификацией и утверждают, что блокчейн станет основой для всех цифровых контрактов, транзакций и записей, которые будут исполняться и храниться в будущем17.

______________________________

17 Шахназаров, Б. А. Правовое регулирование использования блокчейн-технологий в трансграничных отношениях и трансграничные расчеты с использованием цифровых активов / Б. А. Шахназаров // Международное сотрудничество евразийских государств. – 2018. – № 4. – С. 78–86.

По мнению других исследователей, происходящие в последнее время изменения, направленные на цифровизацию общественных отношений, должны быть в центре внимания юристов. Правовое регулирование общественных отношений, связанных с использованием технологии блокчейн, будет способствовать улучшению качества государственных услуг, оптимизации финансового рынка услуг, совершенствованию хозяйственных процессов.

Вместе с тем, по мнению отдельных экспертов, регулирование блокчейн-технологий наряду с другими прогрессивными направлениями цифровой экономики не требует отдельного закона или создания отдельной отрасли права и должно быть прописано в нормативных актах министерств16.

Государственное регулирование выступает важным аспектом развития блокчейн-технологий как системы финансовых и других услуг в любой стране. С одной стороны, оно может стимулировать их развитие, а с другой стороны – являться тормозящим фактором16.

Б.А.Шахназаров отмечает такую особенность использования блокчейн-технологий, как возможность саморегулирования тех или иных правоотношений при стабильной и нейтральной нормативной базе. Однако развитие блокчейн-технологий, возможность их использования в новых сферах будет зависеть от соответствующего нормативного правового регулирования в стране использования, и гибкие подходы такого регулирования представляются наиболее целесообразными18.

______________________________

18 Шахназаров, Б. А. Правовое регулирование использования блокчейн-технологий в трансграничных отношениях и трансграничные расчеты с использованием цифровых активов / Б. А. Шахназаров // Международное сотрудничество евразийских государств. – 2018. – № 4. – С. 78–86.

Следует согласиться с Н.А.Ковалевой, которая указывает, что разумное соотношение форм, методов, границ государственного регулирования – залог эффективного всестороннего развития блокчейн-технологий19.

______________________________

19 Ковалева, Н. А. Анализ практик государственного регулирования блокчейн-технологий в Китае / Н. А. Ковалева // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2019. – № 8 (215). – С. 24–30.

Представляется целесообразным изучить зарубежный опыт государственного регулирования общественных отношений, связанных с блокчейном.

Прежде всего следует указать на отсутствие в целом международных договоров, а также пробельность национального регулирования в большинстве стран. Зачастую используются общие нормы соответствующего законодательства по аналогии. Несмотря на это некоторые государства уже предприняли меры по правовому обеспечению тех или иных отношений, которые связаны с блокчейном. В настоящее время большое внимание этому вопросу уделяется в Китае, США, Австралии, Японии и других странах.

В Китае на федеральном уровне государственное регулирование блокчейн-технологий осуществляют правительства и министерства (макроуровень), а на региональном уровне – правительственные органы провинций Китая. Так, Государственным советом Китая принят национальный план информационного развития Китая (13-й пятилетний план), основное внимание в котором уделено блокчейн-технологиям и блокчейн-индустрии. Министерство промышленности и информационных технологий выпустило «Белую книгу» о блокчейн-индустрии в Китае (White Paper on China’s Blockchain Industry), в которой содержится углубленный анализ современного состояния блокчейн-индустрии Китая, прогнозируются тенденции ее развития и приводятся стандарты применения блокчейн-технологий.

Региональные государственные органы провинций приняли документы, связанные с развитием блокчейн-технологий. Кроме того, в отдельных провинциях (например, Шэньчжэнь, Ханчжоу, Гуанчжоу, Гуйянь и Ганьчжоу) создаются индустриальные парки – зоны развития блокчейн-технологий, которым предоставляются специальные программы поддержки20.

______________________________

20 Ковалева, Н. А. Практика государственного регулирования применения блокчейн-технологий и ее совершенствование на основе зарубежного опыта / Н. А. Ковалева // Экономика. Налоги. Право. – 2019. – № 12 (4). – С. 87–93.

Говоря об азиатском опыте регулирования блокчейн-технологий, следует отметить опыт Сингапура. В отличие от других стран Юго-Восточной Азии, которые по-прежнему скептически относятся к преодолению рисков использования блокчейн-технологий, правительство Сингапура посредством Центрального банка, Валютного управления (Monetary Authority of Singapore, МАС) запустило несколько программ поддержки блокчейн-технологий. Благодаря мерам по упрощению налогообложения, автоматизации регулирования и государственному финансированию, Сингапур давно известен тем, что привлекает на свои рынки и на свою юрисдикцию стартап-проекты, использующие блокчейн-технологии и желающие запустить первичное размещение криптовалют и иных виртуальных активов21.

______________________________

21 Шахназаров, Б. А. Правовое регулирование использования блокчейн-технологий в трансграничных отношениях и трансграничные расчеты с использованием цифровых активов / Б. А. Шахназаров // Международное сотрудничество евразийских государств. – 2018. – № 4. – С. 78–86.

В США государственное регулирование блокчейн-технологий осуществляется федеральным правительством, федеральными агентствами (макроуровень), правительственными органами штатов (региональный уровень).

Федеральное правительство на момент исследования пока не приняло единых нормативных актов и документов, регламентирующих развитие блокчейн-технологий на территории США. Государственное регулирование реализуется на уровне федеральных агентств США в рамках их компетенций. Одновременно правительственные органы штатов США принимают локальные положения и правила применения блокчейн-технологий. Согласно экономическому отчету Конгресса США в 2018 году государственное регулирование блокчейн-технологий планируется встроить в систему нормативного регулирования ценных бумаг, денежного обращения, налогообложения и т.д.22

______________________________

22 Ковалева, Н. А. Практика государственного регулирования применения блокчейн-технологий и ее совершенствование на основе зарубежного опыта / Н. А. Ковалева // Экономика. Налоги. Право. – 2019. – № 12 (4). – С. 87–93.

Внутригосударственной практике регулирования блокчейн-технологии известны и случаи более четкого нормативно-правового регулирования различных аспектов ее применения. Так, в марте 2017 года в штате Аризона (США) был издан билль о правовом регулировании блокчейн-технологии (Blockchain Bill Into Law), который квалифицирует подписи, обеспеченные посредством блокчейн-технологии и смарт-контрактов, как электронные подписи (подписи, составленные в электронной форме)23.

______________________________

23 Шахназаров, Б. А. Правовое регулирование использования блокчейн-технологий в трансграничных отношениях и трансграничные расчеты с использованием цифровых активов / Б. А. Шахназаров // Международное сотрудничество евразийских государств. – 2018. – № 4. – С. 78–86.

В июле 2017 года в Закон штата Делавер о корпорациях (The Delaware General Corporations Law) были внесены поправки, признающие создание и ведение корпоративных записей «в распределенных электронных сетях или базах данных». В апреле 2018 года штат Аризона в США принял закон о блокчейне (HB 2417), позволяющий корпорациям Аризоны хранить и обмениваться данными в блокчейне. В феврале 2019 года штат Вайоминг также принял ряд законов, касающихся блокчейна.

Интересен опыт Канады по регулированию блокчейн-технологий отдельным подходом к виртуальным валютам (криптовалютам). Так, в апреле 2018 года Комиссия по ценным бумагам Онтарио (OSC), один из крупнейших регулирующих органов страны, объявила о разработке правил регулирования инновационных цифровых валют, а в феврале 2018 года в Канаде был одобрен первый Биткоин ETF проект, основанный на производных инструментах, таких, например, как биржевой фонд, в основе деятельности которого лежит использование биткоина в качестве базового актива, когда фондом закупается соответствующая криптовалюта, а инвесторам, в свою очередь, фонд продает свои акции24.

______________________________

24 Шахназаров, Б. А. Правовое регулирование использования блокчейн-технологий в трансграничных отношениях и трансграничные расчеты с использованием цифровых активов / Б. А. Шахназаров // Международное сотрудничество евразийских государств. – 2018. – № 4. – С. 78–86.

В июле 2018 года Мальта приняла три законопроекта (Закон о Мальтийском управлении цифровых инноваций, Закон о виртуальных финансовых активах и Закон об инновационных технологиях и услугах), устанавливающих нормативную базу для блокчейна.

В феврале 2019 года Люксембург принял закон, облегчающий использование блокчейна при оказании финансовых услуг.

Многие другие государства также рассматривают вопрос о принятии правил, регулирующих отношения в указанной сфере. Вместе с тем эти правила обычно направлены на разъяснение конкретных административных или нормативных положений. Они также демонстрируют открытость к использованию блокчейна. Вместе с тем многие юридические вопросы, связанные с блокчейном, остаются не решенными.

Государственное регулирование цифровых технологий в Российской Федерации, в том числе блокчейн-технологий, проходит в настоящее время начальную стадию. Приняты масштабные документы – Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., утвержденная указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203, а также в 2017 году Правительством РФ была одобрена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Функциональная структура системы управления реализацией национальной программы, порядок разработки, мониторинга и контроля выполнения федеральных проектов, входящих в ее состав, раскрываются в Положении о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Среди технологий выделена система распределенного реестра (блокчейн), и в настоящее время ведется разработка дорожной карты – стратегического документа по внедрению и развитию блокчейна в России25.

______________________________

25 Ковалева, Н. А. Практика государственного регулирования применения блокчейн-технологий и ее совершенствование на основе зарубежного опыта / Н. А. Ковалева // Экономика. Налоги. Право. – 2019. – № 12 (4). – С. 89–90.

Отдельные юрисдикции стремятся удержать прежних и привлечь новых пользователей блокчейн-технологий, не прибегая к созданию обязательного законодательства общего действия, а применяют так называемый метод «песочницы» (sandboxing) – метод использования изолированной контролируемой технологической среды реализации отношений с использованием блокчейн-технологии для предотвращения возможных негативных результатов воздействия классического нормативно-правового регулирования. Подобные схемы регулирования технологичных финансовых услуг разрабатываются или уже реализуются и в ряде других стран, число которых постоянно увеличивается (Великобритания, Австралия и т.д.)26.

______________________________

26 Шахназаров, Б. А. Правовое регулирование использования блокчейн-технологий в трансграничных отношениях и трансграничные расчеты с использованием цифровых активов / Б.А.Шахназаров // Международное сотрудничество евразийских государств. – 2018. – № 4. – С. 78–86.

В Республике Беларусь важным этапом в развитии цифровой экономики стало принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 года № 8 (далее – Декрет о развитии цифровой экономики), в соответствии с п. 2 которого необходимо создать условия для внедрения в экономику нашего государства технологии реестра блоков транзакций (блокчейн), иных технологий, основанных на принципах распределенности, децентрализации и безопасности совершаемых с их использованием операций.

Кроме того, функционирует информационная сеть, построенная с использованием технологии блокчейн. Правовое регулирование возникающих в связи с этим отношений осуществляется постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 14.07.2017 № 280 «О функционировании информационной сети, построенной с использованием технологии блокчейн». Вопросы защиты информации в данной системе закреплены в приказе Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 01.10.2017 г. № 64 «О некоторых вопросах технической и криптографической защиты информации».

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Правовое регулирование общественных отношений, связанных с технологией блокчейн, в Республике Беларусь находится на начальном этапе.

2. Развитие правового регулирования общественных отношений, основанных на технологии блокчейн, должно осуществляться с учетом проблем, возникающих в связи с формированием и развитием цифровой экономики, по вышеуказанным направлениям, что, с одной стороны, будет способствовать устранению возникающих барьеров для использования блокчейна и иных цифровых технологий в различных сферах, в том числе с учетом взаимодействия в Евразийском экономическом союзе и других интеграционных объединениях, а с другой стороны – позволит обеспечить национальную безопасность Республики Беларусь.

3. Правовое регулирование общественных отношений, связанных с технологией блокчейн в Республике Беларусь, может быть реализовано двумя путями:

1) принятие новых нормативных правовых актов, посвященных использованию блокчейн-технологий;

2) внесение изменений в существующие законодательные акты в части использования блокчейн-технологий, а также разработка нормативных актов министерств по блокчейн-технологиям в рамках их сферы ответственности.

Подписано в печать 15.12.2021