Рекомендации «Круглого стола» от 16.05.2007

Рекомендации «Круглого стола», состоявшегося 16 мая 2007 г. в целях определения единых подходов к решению проблем, возникающих в нормотворческой деятельности.

В целях определения единых подходов к решению проблем, возникающих в нормотворческой деятельности, 16 мая 2007 г. в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – Палата представителей) состоялся «круглый стол», в котором приняли участие представители Администрации Президента Республики Беларусь, Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь (далее – Центр), Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, Национального центра правовой информации Республики Беларусь.

По итогам обсуждения докладов и состоявшихся дискуссий участниками «круглого стола» рекомендовано:

1. Обратить внимание государственных органов (организаций) на необходимость соблюдения требований законодательства в сфере нормотворческой деятельности, в частности:

  • краткие концепции законопроектов, направляемые в Центр для формирования ежегодных планов подготовки законопроектов, в обязательном порядке должны содержать информацию, предусмотренную абзацами вторым, третьим, седьмым и восьмым пункта 26 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» (далее – Правила);
  • при подготовке концепций законопроектов и обоснований необходимости принятия законов осуществлять прогнозирование финансово-экономических и иных последствий принятия законов;
  • к проекту нормативного правового акта (если не указано иное, далее – акт), направляемому на обязательную юридическую экспертизу, прилагать сведения о согласовании (визировании) проекта акта, в том числе замечания и предложения, не учтенные при его согласовании (визировании);
  • к законопроектам, вносимым в Палату представителей, прилагать документ, подтверждающий согласие Президента Республики Беларусь или его соответствующее поручение Совету Министров Республики Беларусь и согласие Правительства Республики Беларусь на внесение законопроекта, если следствием принятия соответствующего законопроекта может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, документ, подтверждающий соответствующее поручение Президента Республики Беларусь Совету Министров Республики Беларусь на внесение законопроекта, подготовленного в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия и прекращением международного договора Республики Беларусь, а также заключение Центра по окончательной редакции законопроекта;
  • соблюдать сроки согласования (визирования) проектов актов.

2. Субъектам нормотворческой деятельности:

  • в целях исключения практики множественного внесения изменений и дополнений в кодексы и другие законы (чаще одного раза в год), не обусловленных необходимостью оперативного устранения имеющихся пробелов в законодательстве, накапливать и обобщать их в одном законопроекте, а при формулировании поручений, касающихся приведения актов в соответствие с вновь принятыми законодательными актами, предусматривать сроки выполнения этих поручений, позволяющие систематизировать изменения и дополнения в один и тот же закон в одном законопроекте;
  • в случаях, когда необходимо внести существенные изменения и дополнения, затрагивающие большинство структурных элементов закона, либо количество вносимых изменений и дополнений составляет более половины текста закона, ранее изложенного в новой редакции, осуществлять подготовку нового закона. При внесении значительных изменений и дополнений в акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, преимущественно использовать технику подготовки новых актов;
  • привлекать к работе над законопроектами депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, а также работников главных экспертно-правовых управлений секретариатов палат Парламента;
  • оперативно информировать Центр о выявленных пробелах и иных недостатках законодательства, в том числе законодательства о правовом обеспечении нормотворческой деятельности.

3. Предложить Палате представителей (ее постоянным комиссиям) при направлении законопроектов на согласование и для проведения обязательной юридической экспертизы:

  • устанавливать сроки, достаточные для осуществления надлежащего согласования и проведения обязательной юридической экспертизы законопроектов;
  • в целях оперативного рассмотрения законопроектов (сокращения времени на выявление внесенных в законопроекты изменений и дополнений) в тексте законопроектов выделять изменения и дополнения, внесенные в них в Палате представителей.

4. Предложить Совету Министров Республики Беларусь:

  • излагать свою позицию по направленным для согласования с Правительством проектам актов и принимать меры по снятию разногласий подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций;
  • обратить внимание на необходимость более качественной подготовки финансово-экономических обоснований по законопроектам, вносимым в Палату представителей;
  • упорядочить практику передачи (делегирования) Советом Министров Республики Беларусь предоставленных ему законодательными актами полномочий на принятие актов другим нормотворческим органам (должностным лицам).

5. Центру:

  • при подготовке законопроектов использовать информацию, полученную по результатам изучения правоприменительной практики;
  • принять меры по дополнительному урегулированию требований к структуре кратких концепций законопроектов.

6. Одобрить предложения Центра по решению спорных вопросов нормотворческой техники согласно приложению к настоящим рекомендациям и направить их для сведения заинтересованным государственным органам (организациям).

Приложение к рекомендациям «круглого стола» «Нормотворческая техника в вопросах и ответах»