МАРТ – о стратегических перспективах развития отрасли, сложностях и особенностях регуляторики
Ретейл продолжает оставаться связующей паутиной в экономике, одновременно неся огромную социальную нагрузку – снабжение граждан товарами. О стратегических перспективах развития отрасли, ее сложностях и особенностях регуляторики поговорили с Министром антимонопольного регулирования и торговли Артуром Карповичем.
О стратегии развития торговли
– Артур Борисович, в этом году разрабатывается ряд стратегических документов как по социально-экономическому развитию страны в целом, так и по отдельным отраслям. Какое место торговли в долгосрочной перспективе?
– Думаю, основная экономическая функция торговли не изменится. Она заключается в обмене товарами и услугами между различными субъектами экономики, обеспечивая их перемещение от производителей к потребителям. Другой вопрос, что этот процесс происходит на новых технологических базах, с использованием инновационных сервисов. Но ключевой целью развития потребительского рынка на ближайшую пятилетку является удовлетворение платежеспособного спроса населения на потребительские товары и услуги с высоким уровнем качества и по доступным ценам. На достижение этой цели направлены все приоритетные задачи развития торговой отрасли на 2026–2030 годы. Это и совершенствование нормативно-правовой базы, и популяризация товаров отечественного производства, и продолжение работы по увеличению доли безналичных платежей, и внедрение современных форм обслуживания, и взаимодействие с производителями по увеличению объемов выпуска и поставки на внутренний рынок конкурентоспособных по ценовым и качественным параметрам товаров с учетом потребительского спроса. Предполагается внедрение новых технологий, цифровых сервисов и технологий мобильной связи, интернета, финансовых технологий и платежных сервисов для расширения сети онлайн-магазинов и интернет-торговли, формирующих максимальные удобства для покупателей. В более отдаленной перспективе возможна разработка концепций для доставки товаров беспилотным транспортом и широкого внедрения цифрового рубля при расчетах. При этом важным является создание условий для сбалансированного развития всех форматов торговли и здоровой конкурентной среды.
В настоящее время мы наблюдаем усиление рыночной власти крупных сетевых компаний ретейла. За последние 5 лет у отдельных субъектов хозяйствования количество торговых объектов увеличилось более чем в 1,5 раза. В МАРТ это видят, и это вызывает определенные опасения. Поэтому выстраиваем политику государства исходя из ситуации на потребительском рынке и ее изменения. Если 10 лет назад у одной из торговых сетей в собственности находилось свыше 25 процентов недвижимости, то сейчас около 12 процентов. А обороты у нее огромные. Сможет ли такой субъект хозяйствования всегда ответить по своим обязательствам?! Есть ли у него для этого имущество? Ведь они – коммерческая структура и несут разнообразные риски: экономические, финансовые, недобропорядочного поведения контрагентов, да и своих топ-менеджеров. Но меня, как чиновника и гражданина Республики Беларусь, волнуют социальные последствия, если эти риски все-таки наступят. Cегодня в Законе № 128-З действует норма об инфраструктурном ограничении доли 20 процентов: ее занял на определенном рынке – дальше не можешь развиваться. Но оказалось, что она работает не в полной мере. И в той части мы хотим посмотреть подходы. Я не против крупного бизнеса как такового, но если перешагиваешь установленный порог, то должен до конца осознавать и свою социальную ответственность. Возможно, даже предоставлять дополнительные гарантии выполнения своих обязательств перед обществом, чтобы не возникало социальное напряжение. Несомненно, государство этого не допустит. Но будет ли справедливо, если государству придется спасать какого-то одного игрока из-за его величины или слишком рискованного поведения? Мне кажется, это несправедливо даже с точки зрения равенства бизнеса – принцип, который очень нравится предпринимателям и поддерживается ими. Поэтому, как мне кажется, среда должна быть конкурентной вне независимости от места проживания, а у покупателя должна быть реальная альтернатива, где он мог бы совершать покупку и ему никто однозначно не диктовал правила игры.
Таким образом, здесь лучше сработать на упреждение, чем лечить последствия возможных проблем.
– Но торговых площадей у нас хватает, чтобы так беспокоиться. Их имеется даже избыток, по моему субъективному мнению.
– В Минске, областных центрах, возможно, крупных райцентрах уход одного игрока не будет тотально болезненным. Его место попросту займут конкуренты. Но чувствительными последствия будут в небольших райцентрах, сельской местности. Там доля некоторых сетей уже достигает 40 процентов. Есть населенные пункты с несколькими сотнями человек, в которых присутствует только одна сеть. И если с ней что-то произойдет, эти люди останутся вовсе без торгового обслуживания. Поэтому я всячески пытаюсь выстраивать политику государства по «заземлению» субъектов хозяйствования в Беларуси, чтобы в один момент не произошло: «Я забрал чемодан и уехал из страны. А вы уже дальше думайте, как разбираться с последствиями». И такие примеры мы уже наблюдали. Но там скорее удар почувствовали поставщики товаров, а не покупатели. Одновременно мы должны заботиться и о нашем производственном секторе, чтобы у него в торговле были максимально надежные партнеры.
О соблюдении договорных отношений
– В недалеком будущем у нас планируют вводить цифровой рубль. Как эта инновация повлияет на ретейл? Ведь, помнится, производители нередко жаловались на требования больших отсрочек платежей, мол, сети развиваются за счет производителей. А цифровой рубль позволяет осуществлять так называемые раздельные платежи: после оплаты покупки в рознице каждый участник (производитель, поставщик, оптовик, розничная точка) сразу получает причитающуюся ему сумму. Без всяких задержек. Насколько эта возможность трансформирует взаимоотношения поставщиков и ретейла?
– На самом деле торговля очень заинтересована в использовании цифрового рубля, так как банковские платежи являются достаточно затратными с точки зрения тарифов на эквайринг. Если говорить о чрезмерных и необоснованных отсрочках… Возможно, они где-то встречаются. Но это не является системной проблемой. Даже крупные сети (не говоря о небольших торговых предприятиях) не всегда могут получить отсрочку. Даже наоборот. Так, на примере пресловутой картошки субъекты торговли договоры с фермерами заключали за 3–6 месяцев до поставки, причем некоторые по предоплате. При этом в дальнейшем поставщики не выполняли свои договорные обязательства. Подчеркну: по предоплате.
– Но в договорах прописаны санкции за неисполнение...
– Да, но они не столь грандиозные: обычно в районе 10 процентов неустойки. Но и их многие сети не хотели применять, чтобы не испортить окончательно отношения с поставщиками и в следующем периоде выравнять взаимодействие. Ведь производители и поставщики овощей стали игнорировать условия контрактов, когда сложилась благоприятная конъюнктура на российском рынке. И за счет экспортных доходов была возможность покрыть любые предусмотренные в договорах штрафы. В целях создания устойчивости на потребительском рынке республики и обеспечения доступности плодоовощной продукции, особенно в межсезонный период, Глава государства подписал Указ № 232, который предусматривает госзаказ на плодоовощную продукцию. В развитие этого указа принято постановление Совета Министров № 399, которым определено в том числе авансирование закупки урожая текущего года с привлечением льготных кредитов. МАРТ разработал типовые договоры. За нарушение и срыв поставок овощей и для торговли, и для поставщиков предусмотрены уже законодательством штрафы – до 200 базовых величин. И не надо думать, что за счет благоприятной конъюнктуры можно будет покрыть и эти санкции. Они могут применяться неоднократно: за каждый факт срыва поставки.
Ведь в стране достаточно картофеля. Торговле необходимо в год около 100 тысяч тонн, а выращивается в Беларуси 3–4 миллиона тонн в зависимости от погодных условий, которые влияют на урожайность. Поэтому не проблема сформировать стабилизационные фонды. Просто необходимо всех научить выполнять договорные обязательства.
Как произошло в этом году: по всем документам и цифрам, предоставленным МСХП, картофеля и других овощей в стабилизационных фондах было достаточно. То есть весь период до 31 мая включительно картофеля по бумагам хватало. И он был физически в наличии. Мы выезжали неоднократно в фермерские хозяйства, в хранилищах смотрели, показывали средствам массовой информации. Вот же он, хорошего качества, лежит. Но когда у фермера стоит задача не как его отгрузить, а как переправить на экспорт, что с ним ни делай – он не пойдет навстречу. Уже и ввели лицензирование. Они тогда стали российским бизнесменам на белорусской территории реализовывать товар. А те потом на фурах вывозили.
Поэтому не исключено, что будем вводить практику, когда договоры на поставку из стабилизационных фондов по предоплате будут предусматривать переход права собственности на овощную продукцию покупателю – торговой сети. А производитель или поставщик будет осуществлять ответственное хранение.
Тогда в случае возникновения больших проблем товар действительно можно будет изъять. А если его продадут более выгодным покупателям, то это будет считаться уже просто воровством со всеми вытекающими уголовными последствиями.
Понимаю желание фермеров заработать. К сожалению, как показала практика, соблюдение договоренностей можно обеспечить только санкциями.
О ценовом регулировании
– Слово купеческое должно быть нерушимым. Но есть и другой момент: внутренняя цена не всегда устраивает производителя, особенно когда вырисовываются широкие и выгодные экспортные возможности…
– Будем откровенны: мы накопили определенные диспропорции в силу ценового регулирования. Но это объективные последствия той ситуации, в которой оказалась Беларусь из-за многочисленных неурядиц на внешнем контуре. Санкции, ограничения, некоторая нервозность из-за этого бизнеса порождали высокие инфляционные ожидания, причем и у покупателей, и у предпринимателей. Эта психология ценовых гонок нередко возникала в истории различных стран. Ее просто допустить, но потом очень сложно вернуться к нормальности. Тем более что неизвестность порождает значительную спекулятивную составляющую. А она – враг производства. Потом очень тяжело вернуться к экономике предложения. Достаточно ярко мы это проходили в 1990-е годы: ушло много времени и усилий, чтобы выравняться, чтобы купи-продай исчезло и возник нормальный бизнес.
Поэтому и ввели ценовое регулирование – сбить ажиотаж, а также защитить население, обеспечив ценовую доступность товаров. Однако сразу после введения постановления № 713 начался поиск различных альтернатив. Но с одной целью: найти справедливую, равновесную цену, которая, с одной стороны, не душила бы покупателя, с другой – обеспечивала нормальное развитие производителей и торговли. Вообще, это сложная задача. И тем более занимательная, когда ответ приходится искать в череде изменяющихся перманентно обстоятельств. Поэтому ценовое регулирование получилось очень гибким и пластичным. Постановление № 713 уже выдержало семь редакций. И процесс продолжается.
Ценовое регулирование – проблема непростая. И поиск решений идет перманентный. Сначала был выбран, безусловно, интерес потребителя. Но уровень доходов растет, причем достаточно быстро, поэтому переходим к выстраиванию равновесия интересов всех сторон. Мы же плотно работаем с предпринимателями, и приходится выслушивать разные истории. Например, небольшой семейный магазинчик торгует запасными частями. Общая торговая наценка между оптовым и розничным продавцом предусмотрена 30 процентов. И вот предприниматель говорит: крупные поставщики забирают себе 28 процентов. Они отвечают: не нравится жить на 2 процента – не приобретай у нас товар. А его бизнес находится на грани разорения. Таких людей тоже надо слышать: это и рабочие места, и налоги, и создание той же инфраструктуры для населения. Небольшие торговые точки с запчастями тоже нужны. Другим предприятиям необходима модернизация, а текущая рентабельность этого сделать не позволяет. Историй много, и все стараемся свести под единый справедливый знаменатель.
Ценовое регулирование – инструмент экстренный, временный, пока экономика не перейдет на новые рельсы, не адаптируется, не будут нащупаны новые точки равновесия. Другой вопрос, что сейчас все очень гибко на внешнем контуре, условия до конца непонятны и постоянно меняются.
Как только наступит хотя бы относительная стабильность, думаю, от ценового регулирования можно будет практически полностью отказаться. Кстати, в свое время в Беларуси так и поступили. И только ковид, а потом непростая геополитическая обстановка в соседних странах и связанные с этим событием посл
– Но само по себе ценовое регулирование или мониторинг – процессы очень затратные. Есть ли возможность их автоматизировать? Благо цифровизация глубоко проникла и в ретейл, и в смежные отрасли.
– Сегодня контроль и анализ цен на потребительском рынке осуществляется постфактум и практически вручную. Единственная возможность полного изучения цепочки ценообразования – это письменные запросы субъектам хозяйствования. Потому что при посещении торговых объектов мы можем увидеть только фактическую цену реализации, но не надбавку и тем более не цены всех оптовых звеньев. Кроме того, в стране функционирует более 85 тысяч розничных торговых объектов – вручную каждый не проверишь. А это все время и упущенные возможности для реагирования.
В конце декабря 2024 года МАРТ совместно с Банком развития, Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом запущена в работу автоматизированная информационная система АИС «Анализ цен». Используя ее функционал, возможно в ежедневном режиме выстраивать и, соответственно, контролировать цепочки изменения цены от этапа ввоза в страну или производства товара до его продажи в розничной сети. Одновременно со сбором, обработкой, агрегацией данных о фактических ценах система будет позволять формировать прогнозируемую аналитику с использованием методов и алгоритмов искусственного интеллекта. Над этим мы продолжаем работать и в этом году.
В настоящее время система позволяет прослеживать цены на три товара. К октябрю этого года планируется расширение перечня, и этот процесс будет продолжаться и в дальнейшем. Такая система позволит и МАРТ, и Правительству практически в онлайн-режиме видеть нетипичные всплески цен на отдельные товары и оперативно в случае необходимости реагировать.
Владимир Волчков, « Рэспубліка», 11 сентября 2025 г.

