В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов. Как новые подходы применяются на практике
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов в эксплуатацию. Указ от 31 января 2025 г. № 46, которым введены нормы, вступил в силу в мае. Документ предназначен для оптимизации процессов, в том числе ускорения процедур. Как новые подходы применяются на практике, рассказала журналистам заместитель начальника главного управления – начальник управления проектной деятельности, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Анна Кудравец, сообщает
БЕЛТА.
Приемка объектов
Один из разделов указа касается упрощенной приемки объектов, построенных по проектной документации и без существенных изменений. Они могут приниматься на основании заключения Государственного строительного надзора без получения заключений иных контролирующих органов. Такие условия действуют по объектам, возводимым по повторно применяемым проектам, а также по проектной и сметной документации, которые прошли полный цикл государственной экспертизы.
«Даже если вносились изменения в процессе, наличие заключения экспертизы является обязательным. Здесь как раз и выявился сдерживающий фактор – восприятие двух этих норм как совокупности условий (по проектной документации повторного применения и с экспертизой), что неверно. Это два обособленных значения», – пояснила специалист.
Данный подход допускается и для объектов, которые были законсервированы и завершаются после возобновления работ.
Упрощенное строительство
Вопросы на практике возникают и по разделу, определяющему порядок упрощенного строительства, последующую приемку таких зданий. Первоочередной шаг, который должен сделать заказчик: оценить соответствие объекта критериям (4–5-й класс сложности, отсутствие запретов). Также строительство должно вестись на предоставленном земельном участке без изменения его целевого назначения.
Также важно убедиться, что не будут превышены разрешенные нагрузки на инженерные коммуникации. «Сведения о максимально допустимых нагрузках определяются заказчиком на основании существующих договоров на снабжение тем или иным ресурсом, заключенных с эксплуатирующей организацией, на балансе которых находятся объекты инфраструктуры. При чем такие сведения ни в коем случае нельзя воспринимать как технические условия на инженерно-техническое обеспечение объектов, выдаваемые в рамках разрешительной документации. То есть такими организациями дополнительные требования к заказчику, объекту выдвигаться не могут», – проинформировала представитель Минстройархитектуры.
После оценки возможности применения норм указа принимается локальный нормативный правовой акт заказчика о том, что проект реализуется в упрощенном порядке: на основании эскизного проекта и чертежей. Следующий этап – обязательная регистрация в ЕРОКС (информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства»). В последующем разрабатывается и согласовывается с соответствующим структурным подразделением исполкома эскизный проект (согласно административной процедуры в Едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования).
Требования безопасности
По словам Анны Кудравец, следующий этап – подготовка чертежей, которые должны подтверждать безопасность и соответствие нормативам (по надежности конструктивов зданий, сооружений, подготовке строительной площадки, включая инженерную защиту, санитарным, противопожарным нормам и др.)
«Чтобы обеспечить такие решения, применяется национальный комплекс технических нормативных правовых актов либо методических документов в области архитектурно-строительной деятельности, – пояснила специалист. – В отношении объектов 4-го класса сложности необходимо наличие аттестата соответствия у разработчика чертежей как при разработке проектной документации по таким объектам».
После разработки чертежей заказчик и застройщик должны направить уведомление о начале выполнения строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора. После регистрации объекта можно приступать к строительству.
«Чтобы обеспечить надежность эксплуатации и последующую приемку объекта, в период строительства заказчик ни в коем случае не освобождается от ведения исполнительной документации. Только по данным – ввиду послаблений, устанавливаемых указом, – предусмотрен более сокращенный перечень, чем при обычном порядке», – добавила Анна Кудравец.
В обязательном порядке предоставляются акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки конструкций, индивидуальных испытаний смонтированного оборудования. Сохраняется необходимость ведения документов об оценке соответствия применяемых на объекте строительных материалов и изделий.
По завершению строительства в обязательном порядке получаются заключения надзорных органов (при необходимости их получения) в зависимости от функционального назначения, за исключением органов государственного энергетического и газового надзора, а также территориальных органов по чрезвычайным ситуациям. «Это обусловлено тем, что представители этих организаций входят в дальнейшем в состав приемочных комиссий. Отдельного заключения от них получать не требуется», – рассказала Анна Кудравец.
Финишный этап – получение заключения органов государственного строительного надзора. На его основании заказчиком, застройщиком создается приемочная комиссия, обязательный состав которой указан в приложении к указу. Результаты приемочной комиссии оформляются актом приемки по установленной Минстройархитектуры форме.
Подробные рекомендации по применению законодательства размещены на сайте Министерства.
«Строительство – зона ответственности всех участников жизненного цикла здания, сооружения, – подчеркнула Анна Кудравец. – Для дополнительного разъяснения новых норм планируем выпустить отдельную памятку с пошаговой инструкцией, что необходимо делать, чтобы не возникало трудностей».
Специалист напомнила, что указ не распространяется на многоквартирные жилые дома и направлен на применение юридическими лицами. Для граждан уже давно действует иной порядок, где также упрощены нормы.
Надежда Матвеева,
БЕЛТА
«Излишнего регулирования быть не должно». Что решили у Президента по стимулам для молодых специалистов
Проект указа «О мерах поддержки молодежи», предусматривающий формирование условий для привлечения и сохранения молодых кадров на предприятиях, обсудили на совещании у Президента Беларуси с руководством Совета Министров. Говорили о мерах, которые в основном касались бы нанимателей при распределении и заключении договоров о целевом обучении. Итог обсуждения – излишнего регулирования в этом плане быть не должно, рассказала журналистам Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко, сообщает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Мы говорили о мерах, которые больше касались бы нанимателей при распределении, заключении договоров о целевом обучении. Там, где мы излишне опекать не должны, излишних мер регулирования на правовом уровне быть не должно, – отметила Министр. – Сегодня мы мониторим, работаем в этом русле, продолжаем говорить о том, что эти меры должны быть системными в первую очередь».
В этой связи предложения проекта указа были рассмотрены, но не поддержаны. «Меры стимулирования и предложения по стимулированию молодых специалистов не ограничиваются обсуждавшимся проектом указа. Мы будем вырабатывать и предлагать новые предложения. А в рамках тех, которые сегодня рассматривали, – здесь излишнего регулирования быть не должно. Поэтому эти меры мы пока откладываем», – заявила Наталия Павлюченко.
Она рассказала, что уже сейчас в Беларуси действует серьезная система мер поддержки молодых специалистов, которые приходят на первое рабочее место. Это и единовременная выплата, и ежемесячные выплаты (надбавки). Отдельные меры предусмотрены коллективными договорами организаций и предприятий.
Например, на днях Александр Лукашенко подписал указ о доплатах отдельным категориям работников агропромышленного комплекса. Документом предусматривается увеличение размера ежемесячных доплат молодым специалистам сельхозорганизаций с 0,46 до 1 базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров для оплаты труда работников бюджетных организаций. Такие доплаты полагаются в течение двух лет со дня заключения трудового договора (контракта). Дополнительно введены ежемесячные доплаты в размере 0,81 базовой ставки молодым специалистам этих организаций, отработавшим два года и продолжающим работать в течение последующих трех лет.
Предусмотрены законодательством для молодых специалистов и фискальные меры поддержки. Они имеют право на получение стандартного налогового вычета.
Кроме того, в договор о целевом обучении могут включаться пункты о доплатах к стипендии со стороны организаций-заказчиков.
«Все эти меры системные», – подчеркнула Наталия Павлюченко.
По информации
БЕЛТА
Дороги, школы, биогазовые комплексы. Какие строительные правила введены в Беларусь в октябре
В Беларуси актуализирован комплекс нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к проектированию, строительству и эксплуатации некоторых зданий, сооружений. О новациях БЕЛТА рассказали в РУП «Стройтехнорм».

Постановлением Министерства архитектуры и строительства Беларусь
и от 30 июля 2025 года № 91 утверждены и введены в действие с октября строительные правила СП 3.03.09 – 2025 «Лесохозяйственные дороги». Они регламентируют разработку проектной документации и производство работ при возведении, реконструкции, капитальном ремонте лесохозяйственных дорог.
Строительные правила СП 3.02.19 – 2025 «Учреждения общего среднего образования», утвержденные постановлением ведомства от 30 июля 2025 года № 92, распространяются на здания и помещения начальных, базовых, средних школ, гимназий, лицеев, специализированных лицеев, гимназий – колледжей искусств, училищ олимпийского резерва и других учебных заведений. Устанавливаются правила их проектирования. Исключение составляют школы-интернаты, санаторные школы-интернаты, училища (военные, кадетские).
С 16 октября действуют строительные нормы СН 4.03.02 – 2025 «Биогазовые комплексы». Они утверждены постановлением Министерства архитектуры и строительства от 30 июля 2025 года № 89. Они предназначены для применения при всех видах работ при размещении и при разработке проектной документации на возведение, реконструкцию, модернизацию и снос биогазовых комплексов. Нормы не распространяются на объекты газораспределительной системы и газопотребления, на которых находится или может находиться природный газ по ГОСТ 5542.
Также внесены изменения в строительные правила 5.02.01 – 2021 «Каменные и армокаменные конструкции». Это обусловлено получением новых экспериментальных данных о механических характеристиках каменных кладок с применением кладочных материалов отечественного производства, а также опыта проектирования и возведения каменных конструкций.
«Актуализированы положения в части уточнения характеристических значений прочности каменной кладки при сжатии, сдвиге и растяжении при изгибе, общие положения расчета каменных и армокаменных конструкций, положения, касающиеся проверки предельных состояний армокаменных конструкций при изгибе и сдвиге, назначения расстояния между деформационными швами в несущих каменных стенах», – пояснили специалисты.
Кроме того, скорректированы строительные нормы 2.04.02 – 2020 «Здания и сооружения. Энергетическая эффективность». Уточнены нормы удельного расхода энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период на базе эталонов жилых и общественных зданий, объемно-планировочные, инженерные и технологические решения которых были обоснованы в период разработки первичных значений. При актуализации были учтены изменения в методиках расчета показателей. Речь идет об учете вспомогательной энергии на работу инженерных систем, применении коэффициента дополнительных теплопотерь для общих теплопотерь здания, которые несколько увеличивают нормативное значение относительно старой версии методики.
«В связи с существенным различием градусосуток отопительного периода и неравномерным изменением климатических норм по территории страны нормативные значения удельного расхода энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период, дифференцированные по областным центрам в первой редакции, в окончательной редакции переведены на градусосутки отопительного периода. Такой подход повышает адекватность требований норм климатическим параметрам населенных пунктов страны», – пояснили на предприятии.
По информации
БЕЛТА
Определены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ за январь
Министерство архитектуры и строительства определило статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ за сентябрь. Это предусмотрено ведомственным постановлением от 10 октября 2025 г. № 110, которое официально опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале, сообщает
БЕЛТА.
Документом определены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, в том числе эксплуатации машин и механизмов (средний по стране – 100.7564), строительных материалов, изделий и конструкций (средний по стране – 100.3865). Они рассчитаны за сентябрь к августу.
Также установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия, указанные за сентябрь 2025 года к сентябрю 2024 года. Средний индекс по стране составил 113.0828.
Постановление вступает в силу после официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
Льготы, выплаты и новые возможности: как государство заботится о семьях с детьми
Поддержка детей и их родителей стала одним из брендов Беларуси. Пожалуй, мало кто в мире может похвастаться таким разнообразием льгот и выплат, которые есть у нас. Многие воспринимают это как должное – и очень зря. Один лишь факт: в Беларуси каждый пятый ребенок охвачен пособиями, на финансирование которых в 2025 году направлено 3,7 миллиарда рублей. Эти огромные деньги государство тратит для того, чтобы сделать комфортнее и обеспеченнее жизнь каждой семьи. Накануне праздничной Недели родительской любви, которая традиционно проходит с 14 по 21 октября, разбираемся с Министерством труда и соцзащиты, какие главные «плюшки» гарантированы белорусам.
Поддержка семей с детьми до трех лет
До рождения ребенка:
-
бесплатное медицинское сопровождение беременности и родов;
-
социальный отпуск, который оплачивается в период беременности и родов;
-
студенткам дневной формы получения образования на период беременности предоставляется академический отпуск: с 24 недель при нормально протекающей беременности и с любого срока при патологически протекающей беременности. На период с 30 недель беременности также выплачивается пособие по беременности и родам. Для студенток, которые получают стипендию, пособие по беременности и родам составляет 100 процентов размера этой стипендии за каждый календарный месяц;
-
работающим студенткам дневной формы получения образования пособие по беременности выплачивается по месту учебы и по месту работы.
После рождения ребенка
Работающие мама и папа либо другие работающие родственники малыша имеют право на отпуск по уходу за ребенком в возрасте до трех лет – с выплатой пособия за весь этот период и сохранением рабочего места.
Если молодые родители получают профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование на дневной форме обучения, им также положен отпуск по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
Для защиты занятости работающих родителей предусмотрено продление контракта как для матерей, так и для отцов, находящихся в отпуске по уходу за ребенком: не менее чем до достижения ребенком пяти лет.
Для семей, воспитывающих детей с инвалидностью, предусмотрен дополнительный комплекс правовых гарантий и льгот: пенсии по инвалидности ребенка, дополнительные пособия, социальные услуги по уходу.
Размеры пособий по уходу за ребенком до трех лет (актуально по 31 октября):
-
на первого ребенка до трех лет семья получает 931,91 рубля ежемесячно;
-
на второго и последующих детей – 1065,04 рубля ежемесячно;
-
на ребенка-инвалида – 1198,17 рубля ежемесячно.
В период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет мамы или папы могут работать на условиях неполной занятости, и в этот период за ними также будет сохраняться полный размер пособия.
Другие выплаты
Размер единовременного пособия при рождении ребенка зависит от бюджета прожиточного минимума.
С 1 августа 2025 года БПМ составляет 487,72 рубля – он актуален до конца октября.
Единовременное пособие на первого ребенка – 10 БПМ – 4877,2 рубля, на второго ребенка и последующих детей – 14 БПМ – 6828,08 рубля.
Если женщина становится на учет в женской консультации до 12 недель беременности, она получает выплату размером 1 БПМ;
Если в семье родилась двойня или тройня, то родителям дополнительно полагается единовременная выплата в размере 2 БПМ на каждого ребенка.
Дополнительная поддержка многодетных семей
Льготы, положенные многодетной семье, где воспитываются школьники: бесплатный проезд в транспорте, единовременная помощь к новому учебному году на каждого ребенка-школьника, льгота по оплате за пользование учебниками и пособиями, бесплатное питание в школе.
Многодетные семьи имеют право на внеочередное получение льготных кредитов или одноразовой субсидии на строительство, реконструкцию, приобретение жилых помещений. А также финансовую помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам: при наличии троих детей – 75 процентов от суммы задолженности, четверых и более детей – 100 процентов.
Членам многодетных семей предоставляется освобождение от налога на недвижимость, земельного налога. А также снижение ставки единого налога с ИП и иных физических лиц на 20 процентов – для родителей (усыновителей, удочерителей) в многодетных семьях.
Родители (усыновители, удочерители) в многодетных семьях, постоянно проживающие на территории Беларуси, однократно в течение года имеют право на уменьшение на 50 процентов таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию Беларуси авто для личного пользования.
Отцы, воспитывающие троих и более детей, освобождаются от призыва на военную службу и службу в резерве, а также от прохождения всех видов военных и специальных сборов.
Ретроспектива
Как развивалась семейная политика: самые важные этапы
1998 год
Концептуально оформлена государственная семейная политика.
Указом Президента от 21 января 1998 года утверждены «Основные направления государственной семейной политики».
Разработана и принята первая президентская программа «Дети Беларуси».
Всего за 1998–2010 годы реализованы три президентские программы «Дети Беларуси».
2002 год
Принят Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь».
Беларусь приняла такой закон первой из всех стран постсоветского пространства.
2013 год
Размер пособия по уходу за ребенком до трех лет стал исчисляться исходя из среднемесячной зарплаты по стране.
Это позволило практически в два раза увеличить размер пособия для всех получателей. Для сравнения: в 2006 году размер составлял 65 процентов БПМ, 2007-м – 80 процентов, 2010-м – 100 процентов БПМ.
2015 год
Принята программа семейного капитала при рождении (усыновлении, удочерении) третьего либо последующего ребенка.
Введено дополнительное пособие семьям на детей старше трех лет.
2020 год
Программа семейного капитала модернизирована.
Предоставлено право досрочно (независимо от даты назначения) расходовать средства семейного капитала на улучшение жилищных условий, получение платных медицинских услуг и образования.
Для отцов установлен новый вид отпуска при рождении ребенка.
Краткосрочный отпуск предоставляется на срок до 14 календарных дней по желанию отца в течение шести месяцев после рождения ребенка и может быть оплачиваемым, если это предусмотрено колдоговором или по решению нанимателя.
Введены дополнительные пенсионные гарантии многодетным матерям.
Введена в действие единая общереспубликанская база данных учета многодетных семей, проживающих в Беларуси.
2022 год
Учрежден День отца, который отмечается 21 октября.
Внесены изменения по вопросам семьи и брака в Конституцию.
В Основном Законе прописано, что брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
2024 год
Продолжила развитие программа семейного капитала.
Закреплены имущественные права детей на жилые помещения, построенные или приобретенные с использованием семейного капитала, в том числе при разводе родителей. Введено право на назначение семейного капитала для иностранцев, получивших гражданство Республики Беларусь в течение 12 месяцев с даты рождения (усыновления, удочерения) третьего или последующих детей. Продлен срок действия программы семейного капитала до 31 декабря 2029 года.
2025 год
В Трудовой кодекс внесены новации, которые расширили гарантии работающих родителей.
В числе гарантий – предоставление матери или отцу, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или троих и более детей до 16 лет, права выбора: взять один дополнительный выходной в неделю или по согласованию с нанимателем сократить продолжительность ежедневной работы на час с сохранением зарплаты.
Усилена адресность господдержки со вступлением в силу Закона «Об изменении законов по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей».
С 1 января увеличен минимальный размер пособия по беременности и родам (застрахованным женщинам – более чем в три раза, получающим образование – в два раза) и пособия по временной нетрудоспособности по уходу за детьми застрахованным лицам. Повышен уровень социальной защищенности семей.
Вступил в силу Указ Президента «О социальной поддержке».
Введено повышение к пенсии детям-инвалидам в случае смерти одного из родителей, а также инвалидам с детства I и II группы в случае смерти кормильца до достижения ими 18 лет. Снижены требования к продолжительности страхового стажа для матерей с четырьмя детьми – с 10 до 5 лет. Предоставлено право на досрочную пенсию по возрасту отцам, которые воспитывали детей-инвалидов одни.
В ТЕМУ
С 1996 года орденом Матери награждено свыше 13,8 тысячи матерей (на 1 января 2025 года).
При награждении положена единовременная денежная выплата в размере пяти бюджетов прожиточного минимума (сейчас 2438,6 рубля).
ВАЖНО ЗНАТЬ
Размер семейного капитала при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка на данный момент составляет 33 275 белорусских рублей.
На 1 октября для многодетных семей открыто 149 250 депозитных счетов «Семейный капитал».
Христина Скуратович, «
СБ. Беларусь сегодня», 11 октября 2025 г.