/ / Общественно-политические
04.11.2025

Какие новшества предлагается ввести в сфере интернет-торговли, рассказали в МАРТ

Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».

Электронная торговля

К теме маркетплейсов – комплексно

Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.

При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.

– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.

Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.

Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.

К исполнению – обязательно

У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.

– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.

В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.

На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.

– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.

В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.

Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.

– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.

Добавить в ассортимент белорусское

Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.

– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.

Свой рынок должен быть в приоритете

Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.

Мария Друк, « Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.