О порядке предоставления господдержки на строительство жилья
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала изменения в порядке предоставления господдержки на строительство жилья.
Указ Президента № 95 от 6 марта 2025 г. объединил все формы господдержки, которые существуют в республике. Он предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан); одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан); финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей).
«В Указе предусмотрен универсальный порядок предоставления господдержки отдельным категориям граждан. Речь идет о том, что мы здесь определили конкретный перечень форм государственной поддержки, на которые граждане имеют право претендовать, – отметила Инна Пинковская. – В этом акте формы господдержки систематизированы, нормы изложены более понятным и доступным для граждан языком, чтобы любой, открыв нормативно-правовой акт, смог разобраться в тонкостях и нюансах и меньше обращался в госорганы. Объем установленных норм здесь значительно меньше, нежели на сегодняшний день предусмотрено законодательными актами».
Так, Указом предусматривается возможность строительства частных домов гражданами с привлечением льготных кредитов. Также в населенных пунктах с численностью до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном. «Исключение составляют многодетные семьи, которые могут приобретать жилые помещения в иных населенных пунктах, но для очередников в населенных пунктах до 20 тыс. это существенно, ведь они могут не только построить, но и приобрести жилье. В некоторых малых городских поселениях стоимость квадратного метра на вторичном рынке в некоторых случаях ниже новостроя», – акцентировала представитель Минстройархитектуры.
В рамках этого Указа предусмотрено, что все категории граждан, которые имеют право на господдержку, сохраняются, как и условия предоставления господдержки. «Единственное исключение – она не будет предоставляться на строительство жилых помещений путем долевого участия в рамках жилищно-строительного потребительского кооператива (ЖСПК) для того, чтобы исключить граждан из процесса самого строительства. Люди будет приобретать готовое жилье, построенное по государственному заказу. Но все жилые дома, которые строятся в рамках долевого строительства, если проектная декларация опубликована до 1 июня 2025 года, будут достраиваются на тех условиях, которые предусмотрены долевым способом», – пояснила Инна Пинковская. Эти нововведения касаются жилья, которое начнут строить с 1 июня 2025 года, так как именно с этой даты Указ вступает в силу.
По информации БЕЛТА
Заместитель начальника управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Севрук в пресс-центре БЕЛТА рассказала, какие дома попадут под реновацию.
В Беларуси в Концепции государственной жилищной политики до 2030 года вводится такое понятие, как реновация жилья, в рамках которой уже будут несколько иные подходы к модернизации и реконструкции жилых домов. «В стране существуют жилые дома, которые нецелесообразно капитально ремонтировать. Инженерные системы, конструктивные элементы находятся в неудовлетворительном состоянии и сроки эксплуатации жилого дома сильно превышены», – пояснила Надежда Севрук.
Государственные органы совместно с Министерством архитектуры и строительства и Министерством жилищно-коммунального хозяйства вырабатывают критерии и подходы по тому, какие дома будут подлежать реновации, реконструкции, модернизации. Она подчеркнула, что последующие пять лет эта тема будет активно внедряться. «Сегодня уже общество требует более комфортного проживания. Некоторые дома, особенно в удаленных районах, могут не отвечать определенным требованиям», – сказала она.
По словам Надежды Севрук, планирование перечня таких домов уже налажено с учетом пятилетней программы капитального ремонта и текущих графиков на год. «Есть дома 1905 года, двухэтажки, которые не полностью оборудованы какими-то инженерными системами. Для того чтобы капитально отремонтировать этот дом при средней стоимости за 1 кв.м капитального ремонта в Br342, один квадрат капремонта такого дома может обходиться в Br1,3 тыс. При этом не всегда возможно отдельные инженерные системы переоборудовать, установить, потому что просто они не предусмотрены там в целом или износ уже настолько сильный, что провести реновацию этого жилого дома государству будет более экономически выгодно, нежели проводить там капитальный ремонт», – привела пример она.
В случае если дом попал под реновацию, будет предусмотрена программа предоставления или компенсации жилья для граждан, проживающих в этом доме.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке», в соответствии с которым были дополнены виды государственной финансовой поддержки. О том, какие особенности предусматривает новый документ и какие преимущества он предоставляет юридическим лицам, корреспондент БЕЛТА побеседовала с директором Института экономики Национальной академии наук Беларуси Денисом Мухой.
Уже в преамбуле Указа отмечается, что он принят в целях упорядочения подходов к принятию решений по оказанию государственной финансовой поддержки юридическим лицам и усилению защиты государственных и общественных интересов. «В нашей стране уже сложилась широкая система государственной поддержки субъектов хозяйствования, инвестиционной деятельности в приоритетных и иных видах деятельности. Принимались различные указы, постановления и прочие нормативно-правовые акты по поддержке определенных направлений, – отметил Денис Муха. – Объективно на сегодняшний день возникла необходимость упорядочивания, чтобы был какой-то единый документ, который бы определял ключевые подходы и принципы к государственной финансовой поддержке. Этим документом стал Указ Президента № 177».
Финансовая поддержка, предусмотренная Указом, может быть оказана любому юридическому лицу, который является коммерческой организацией. Исключениями являются банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, т.е. на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается, что финансовая поддержка может быть оказана индивидуально, подчеркнул директор института.
Среди преимуществ Денис Муха выделил то, что документ конкретизировал виды финансовой поддержки. Определено четыре основных вида. Первый – это предоставление бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам. «Условно говоря, инвестор вложил какую-то сумму, и часть может быть компенсирована. Это может быть 10 %, 20 % или 30 %. В Указе это конкретно не прописано, но порядок и условия оказания данного вида поддержки определяются законодательными актами и соответствующим госорганом», – объяснил он.
Второй вид финансовой поддержки – это внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц. «Причем они тоже могут выделяться по решению Президента, и тогда идет внесение этих вкладов за счет средств республиканского бюджета. Если по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то, соответственно, это будет за счет средств местных бюджетов, – пояснил Денис Муха. – Государство объективно не имеет столько ресурсов, чтобы на безвозмездной основе или на очень льготных основаниях давать их всем. Поэтому в мировой практике очень часто используется подход, когда государство оказывает поддержку, но при этом становится частично собственником того бизнеса, которому оказывается поддержка. Это, как правило, делается за счет внесения средств в уставные фонды. По примеру многих стран оказывается, что государство может быть довольно эффективным собственником». Оказание этой финансовой поддержки может производиться за счет средств местных бюджетов либо республиканского. Если, например, ее предоставляют местные бюджеты, то они и определяют условия ее предоставления.
Третий вид финансовой поддержки – это предоставление бюджетных займов за счет средств республиканского и местных бюджетов. Он предоставляется на коммерческой основе и его условия определяются бюджетным законодательством либо законодательством в сфере инвестиций. Может быть определенная градация этих условий.
Четвертый вид поддержки – иной, который возможен по решению Президента. «Грубо говоря, за Главой государства закрепляется возможность создания каких-то иных видов поддержки, которые будут предоставляться по решению Главы государства. Как правило, такое часто бывает, потому что проекты разные и они имеют разную значимость для экономики, для социальной сферы. Какие-то являются более приоритетными, какие-то менее. В тех или иных случаях может оказываться индивидуальная поддержка. Поэтому все это будет взвешиваться и приниматься некое индивидуальное решение», – отметил директор института.
Также преимуществом Указа Денис Муха назвал то, что в нем довольно четко определены особенности при внесении предложений по финансовой поддержке. Например, какие должны быть документы, если организация планирует получить такую поддержку. Прописано, что должно быть заключение Министерства экономики по конкурентоспособности выпускаемой продукции, если поддержка выделяется по решению Главы государства, а также должно быть экономическое обоснование целесообразности оказания финансовой поддержки.
«Организация должна конкретно на расчетах в виде экономического обоснования показать, что эта финансовая поддержка пойдет не впустую, а будет иметь самый непосредственный эффект. Поэтому в этом экономическом обосновании должна содержаться информация о финансовом состоянии юридического лица, о перспективах его развития, о тех мероприятиях, которые планируется реализовать, чтобы повысить эффективность работы и так далее», – сказал он.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, которая получает государственную поддержку, во-вторых – руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий Заместитель Премьер-министра. «То есть видно, с кого спрашивать, если та или иная поддержка будет оказана неправомерно или необоснованно. Раньше во многих документах этого не было прописано. Я бы сказал, что, наверное, впервые введен такой подход жесткой вертикальной ответственности, где каждый понимает, что он отвечает за выделение этой поддержки и рациональное ее использование», – пояснил Денис Муха.
Определены также последствия недостижения основных показателей деятельности. Если, например, юрлицо не достигает определенных показателей, то уполномоченный государственный орган может инициировать решение о привлечении к ответственности юридического лица, которому была оказана финансовая поддержка. «В случае бюджетных займов, размер процентов за пользование увеличивается на один процентный пункт с 1 января года, который следует за годом, в котором не было обеспечено выполнение установленных показателей деятельности юрлица. Если мы говорим о бюджетных трансфертах на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, то уполномоченные государственные органы вносят на рассмотрение Совета Министров предложение о возможности дальнейшего оказания финансовой поддержки, которая была предоставлена на основании решения Главы государства, т.е. определены последствия и перечень индикаторов, по которым можно оценивать эффективность оказания поддержки», – отметил он.
Указом также установлены критерии для оценки эффективности оказания индивидуальной государственной финансовой поддержки: для реализации инвестиционных проектов – срок ввода объекта осуществления инвестиций в эксплуатацию в полном объеме и срок его выхода на проектную мощность, а также на иные цели – темпы роста производительности труда и рентабельность продаж не ниже уровня, сложившегося у получателя до принятия решения Главы государства об оказании ему поддержки.
Кроме того, корректировка значений основных показателей деятельности юридического лица не допускается. Если определили, условно, что рентабельность должна быть не менее 10 %, то изменений быть не может.
В Указе также прописано, на что он не распространяет свое действие: на решения о государственной поддержке, которые были приняты до вступления этого Указа в силу, о государственной поддержке субъектов и инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, на использование средств республиканского централизованного фонда, местных инновационных фондов, внебюджетных централизованных инвестфондов. «В основном это отдельные преференциальные режимы, которые не могут быть как-то по-другому урегулированы, поэтому они идут отдельной статьей», – обратил внимание директор института.
Денис Муха уверен, что в развитие Указа в ближайшее время будет принят ряд других нормативных правовых актов. «Для обеспечения практической реализации данного Указа в ближайшее время правительство подготовит ряд документов, где уже будут конкретно прописаны механизмы того, каким образом юридическое лицо может получить эту поддержку. Будут также прописаны более подробно все организационные вопросы: как подавать, куда подавать, какой полный пакет документов должен быть», – объяснил он.
Указ не имеет каких-то ограничений для организаций по отраслевой и ведомственной принадлежности. «Любая юридическая организация, кроме тех, которые определены из финансового сектора, могут претендовать на данную поддержку. В Указе нет размеров этой поддержки, потому что решения будут приниматься индивидуально, исходя из параметров проектов, которые будут направляться для получения этой государственной поддержки», – заключил Денис Муха.
По информации БЕЛТА
Как выглядит белорусская семья и какие условия для нее созданы, в преддверии Дня семьи в фактах рассказала пресс-служба Министерства труда и социальной защиты, сообщает БЕЛТА.
В ведомстве отметили, что более 95 % молодых людей страны (18–28 лет) считают семью главной ценностью в жизни. Также 41,3 % молодых белорусов считают оптимальным иметь двоих детей, 29,6 % – одного ребенка, 8,1 % – троих, 0,3 % – четверых и более, а 8,7 % не готовы к рождению детей. В 2024 году в стране было заключено 46,2 тыс. браков, но 34,9 тыс. пар развелись.
Каждый пятый ребенок в Беларуси рождается в многодетной семье. В стране активно поддерживают многодетные семьи, одной из мер поддержки является программа «Семейный капитал». Размер семейного капитала для многодетных семей в 2025 году составит Br33 275 (с 2015 года им воспользовались 145 тыс. семей). Также 80,5 тыс. многодетных семей улучшили жилищные условия за последние 10 лет.
На всех детей до 3 лет семьи получают ежемесячные пособия (от Br861 на первого ребенка до Br1216 на второго). В свою очередь, родители платят за детский сад всего 13–23 % от реальной стоимости (для многодетных – скидка 50 %). Кроме того, Беларусь входит в топ-10 стран c низкой младенческой смертности.
Уже 5 % компаний (из 400 опрошенных) предоставляют «отцовский» отпуск, но спрос выше там, где есть оплата (охват в госорганизациях – 16,5 %). В планах – софинансирование (50 % – наниматель, 50 % – ФСЗН). Также 120 компаний участвуют в программе «Компании, дружественные родителям», создавая гибкие условия для работников с детьми.
По информации БЕЛТА
В Беларуси 15 мая отмечается День семьи. Этот день призван привлечь внимание к семье как важнейшему социальному институту. К празднику приурочен ряд мероприятий, которые пройдут по всей стране.
Поддержка семей с детьми – национальный приоритет. Согласно Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
Социальная защита семьи обеспечивается через предоставление:
- государственных пособий при рождении и воспитании детей;
- семейного капитала при рождении третьего либо последующего ребенка;
- адресной социальной помощи и социальных услуг;
- гарантий в сфере труда, пенсионного обеспечения, жилищно-кредитных отношений и в иных сферах жизнедеятельности семьи.
В стране проживает порядка 123 тыс. многодетных семей, в которых воспитываются 400 тыс. детей (каждый пятый ребенок в стране).
Государственные пособия семьям, воспитывающим детей
В 2025 году на систему государственных пособий выделено 3,7 млрд. рублей, из них почти 2 млрд. – на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Выплатами охвачено почти 348 тыс. детей, из них 186 тыс. – дети до 3 лет.
Размер единовременного пособия в связи с рождением ребенка:
10 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) (с 1 мая т.г. – 4,6 тыс. рублей), при рождении второго и последующих детей – 14 БПМ (6,5 тыс. рублей).
Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет: на первого ребенка 35 % средней заработной платы работников в республике за квартал (СЗП) (861,4 рубля), на второго и последующих детей – 40 % СЗП (984,5 рубля), на ребенка-инвалида – 45 % СЗП (1107,5 рубля).
При воспитании в семье двоих и более детей, один из которых в возрасте до 3 лет, выплачиваются два пособия: на ребенка до 3 лет (40 % СЗП) и ребенка (детей) от 3 до 18 лет (50 % БПМ). Суммарный размер двух пособий в мае месяце составляет 1215,8 рубля.
При рождении двойни (тройни и более детей) установлена дополнительная единовременная выплата на приобретение детских вещей первой необходимости – по 2 БПМ на каждого родившегося ребенка (по 925,2 рубля).
Семейный капитал при рождении, усыновлении третьего или последующего ребенка
С 1 января 2025 г. размер семейного капитала составляет 33 275 рублей. В 2025 году на предоставление семейного капитала в республиканском бюджете предусмотрено более 360 млн. рублей.
В ОАО «АСБ Беларусбанк» за весь период реализации программы открыто 145,9 тыс. вкладов «Семейный капитал», на которые зачислено 826,5 млн. долларов США и 1,7 млрд. рублей. В I квартале 2025 г. открыто 2,7 тыс. счетов.
Многодетные семьи вправе досрочно (независимо от даты его назначения) использовать средства семейного капитала на:
- строительство (реконструкцию), приобретение жилья, погашение кредитов, займов организаций, предоставленных на эти цели;
- получение образования в государственных учреждениях образования, учреждениях образования потребительской кооперации Республики Беларусь и учреждениях высшего образования Федерации профсоюзов Беларуси;
- получение медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения (в том числе стоматологических, покупку медицинских изделий и лекарств при выполнении сложных и высокотехнологичных вмешательств в кардиохирургии, нейрохирургии, онкологии и ортопедии);
- приобретение товаров для социальной реабилитации и адаптации членов семьи с инвалидностью в связи с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов зрения.
По состоянию на 1 мая 2025 г. принято 92 тыс. решений о досрочном распоряжении семейным капиталом, из них 81 % – на решение жилищных вопросов семьи, 8 % – на получение образования, 11 % – на медицинские услуги.
Адресная социальная помощь
В 2024 году бесплатными продуктами питания обеспечены 8,8 тыс. детей в возрасте до 2 лет, средний размер помощи на одного ребенка составил порядка 220 рублей в месяц (в I квартале т. г. обеспечено 4,8 тыс. детей). При рождении двойни (тройни и более детей) детское питание предоставляется без учета доходов семьи (в 2024 году обеспечено 3,9 тыс. детей, в I квартале т. г. – 2,6 тыс. детей).
Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение предметов гигиены для ребенка-инвалида с 4 степенью утраты здоровья в 2024 году выплачено на 12,7 тыс. детей-инвалидов, средний размер выплаты составил более 570 рублей (в I квартале т.г. – 3,1 тыс. и 620 рублей).
Ежемесячное и единовременное социальные пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности в 2024 году получили порядка 62 тыс. человек из числа семей с детьми (в I квартале т.г. – 12,3 тыс.). При этом для многодетных семей действуют льготные условия предоставления ежемесячного социального пособия – критерий нуждаемости составляет 115 % БПМ (для других семей 100 % БПМ). Ежемесячное социальное пособие в 2024 году получили 46 тыс. человек из категории многодетных семей (в I квартале 2024 г. – порядка 9,5 тыс.).
На оказание адресной социальной помощи в 2025 году выделено145 млн. рублей.
Социальное обслуживание
На учете в территориальных центрах социального обслуживания населения на 1 апреля 2024 г. состояло 228,9 тыс. семей с детьми, из них 122 тыс. – многодетных семей, 40,1 тыс. – семей, воспитывающих детей-инвалидов.
В 2024 году услуги няни для оказания помощи родителям в уходе за детьми предоставлены 2,4 тыс. семей (в I квартале т. г. – 1,9 тыс. семей), в том числе:
- 1,4 тыс. семей, воспитывающих двойню (20 часов в неделю), в I квартале т. г. – 968 семьям;
- 29 семьям, воспитывающим тройню(40 часов в неделю), в I квартале т. г. – 25 семьям;
- 1 тыс. семей,воспитывающих ребенка-инвалидав возрасте до 18 лет, I квартале т. г. – 860 семьям.
Справочно. Условия предоставления услуги няни постоянно совершенствуются с учетом потребностей семей. С 1 июля 2024 г. усилена поддержка семей, воспитывающих двоих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Для таких семей вдвое увеличен норматив оказания услуги няни – с 20 до 40 часов в неделю (15 семьям, в которых оба родителя (родитель в неполной семье) имеют инвалидность 1 или 2-й группы и воспитывают ребенка в возрасте до 6 лет (20 часов в неделю), в I квартале т. г. – 10 семьям).
Услуги социального патроната для преодоления трудной жизненной ситуации в 2024 году получили 3,7 тыс. семей, воспитывающих детей (в I квартале т. г. – 2,1 тыс. семей), из них:
- 1,2 тыс. многодетных семей (в I квартале т. г. – 673 семьи);
- 1 тыс. семей с детьми-инвалидами (в I квартале т. г. – 636 семей).
Услугой социальной передышки в 2024 году воспользовались154 семьи, воспитывающие детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет. Данная услуга представляет собой круглосуточный уход за ребенком-инвалидом в детском социальном пансионате с целью кратковременного (до 56 дней в календарном году)освобождения родителей от ухода за ребенком для восстановления сил, отдыха, решения бытовых вопросов семьи. При этом родители оплачивают только питание ребенка и за семьей сохраняются все ранее назначенные выплаты (государственные пособия, социальная пенсия).
Гарантии Трудового кодекса Республики Беларусь
При приеме на работу запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора или снижать им заработную плату по мотивам беременности или наличия детей в возрасте до 3 лет. Это правило распространяется также и на одиноких родителей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет (детей с инвалидностью до 18 лет). В случае принятия решения об отказе в приеме на работу, оно должно быть мотивированными может обжаловаться в суде.
На период нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет за работником сохраняется рабочее место. И даже если срок действия трудового договора заканчивается в это время, наниматель обязан его продлить (с согласия работника) как минимум до окончания отпуска. После окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет обеспечивается защита занятости матери или отца до достижения ребенком 5 лет.
Гарантируется недопущение расторжения трудового договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной, матерью или одиноким отцом, воспитывающим ребенка в возрасте до 3 лет, а также отцом, который находится в отпуске по уходу за ребенком. Это распространяется на такие случаи, как: сокращение численности или штата работников; несоответствие работника занимаемой должности служащего (профессии рабочего) или выполняемой работе по состоянию здоровья или недостаточной квалификации; длительное отсутствие на работе из-за болезни – более четырех месяцев подряд. Аналогичный подход применяется в отношении родителей с более взрослым ребенком – одинокого родителя с ребенком в возрасте от 3 до 14 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
При желании женщины, ожидающей рождения ребенка или воспитывающей ребенка до 14 лет, наниматель обязан пойти ей навстречу и установить неполный рабочий день или неделю. Также работники с ребенком в возрасте до 16 лет (ребенком-инвалидом – до 18 лет) обладают преимущественным правом на заключение трудового договора о выполнении работы на дому.
Трудовым законодательством предусмотрена возможность дополнительных выходных для работников, воспитывающих детей (матери (мачехи), отцов (отчимов), опекунов (попечителей):
- воспитывающим ребенка с инвалидностью до 18 лет – дополнительный свободный от работы день в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств внебюджетного фонда социальной защиты населения;
- воспитывающим троих и более детей до 16 лет либо ребенка с инвалидностью до 18 лет – дополнительный выходной день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств нанимателя либо продолжительность работы (смены) сокращается
- на один час с сохранением заработной платы при условии согласования с нанимателем и если это не препятствует нормальной деятельности организации;
- воспитывающим двоих детей до 16 лет – дополнительный свободный от работы день в месяц. Оплата такого дня может предусматриваться в коллективном договоре или локальном акте нанимателя.
Пенсионные гарантии
В общий стаж для назначения пенсии и включаются периоды ухода за детьми в возрасте до 3 лет (общей продолжительностью не более 12 лет).
Матерям, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, для назначения пенсии по возрасту снижен страховой стаж с 10 лет до 5 лет, как это предусмотрено для женщин с пятью и более детьми.
Матерям, родившим пять и более детей, назначаются досрочные пенсии (на 5 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста) при пониженных требованиях к стажу (страховой стаж – не менее 5 лет, общий стаж – не менее 15 лет).
Матерям, родившим и воспитавшим девять и более детей и награжденным одной из государственных наград СССР за материнство или орденом Матери, предоставлено право на пенсию за особые заслуги перед Республикой Беларусь (по состоянию на 1 мая 2025 г. такие пенсии установлены 416 многодетным матерям).
В случае смерти одного из родителей (обоих родителей) на ребенка назначается пенсия по случаю кормильца, которая выплачивается до исполнения ребенку возраста 18 лет (при получении образования в дневной форме – до 23 лет).
Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет назначаются социальные пенсии.
В зависимости от степени утраты здоровья ребенка размер пенсии в мае т.г. составляет:
- при I степени – 80 % БПМ (370,06 руб.);
- при II – 85 % БПМ (393,19 руб.);
- при III – 95 % БПМ (439,45 руб.);
- при IV – 110 % БПМ (508,84 руб.).
С 1 января 2025 г. введено дополнительное весомое повышение к пенсии детям-инвалидам в случае смерти одного из родителей.
Матерям, воспитывавшим ребенка-инвалида не менее 8 лет в период до его совершеннолетия, предоставлено право досрочного выхода на пенсию напять лет ранее при 5-летнем страховом стаже и наличии 20 лет общего стажа.
Финансовая помощь государства при улучшении жилищных условий
Льготный кредит на жилье выдается молодой семье с двумя детьми по 5 % годовых на 20 лет, многодетной семье – под 1% годовых на 40 лет. При этом государство предоставляет финансовую помощь в погашении задолженности по льготным кредитам.
Молодым семьям при рождении первого ребенка финансовая помощь предоставляется в размере 10 % от суммы задолженности по льготному кредиту, в размере 20 % – при рождении второго ребенка.
Для семей с тремя детьми государство погашает 75 % от суммы задолженности, для семей с четырьмя и более детьми сумма задолженности полностью погашается государством.
Еще один механизм поддержки многодетных семей – это государственные безвозмездные субсидии на погашение основного долга по коммерческим кредитами уплату части процентов по таким кредитам.
Семьям с тремя детьми субсидия на погашение основного долга, предоставляется в размере 95 % от суммы основного долга по кредиту, с четырьмя и более детьми – 100 %.
То есть многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, фактически обеспечиваются жильем за счет государственных средств.
В 2024 году 5,6 тыс. молодых семей и 7,8 тыс. многодетных семей улучшили свои жилищные условия.
Дополнительные гарантии
Для семей с двумя детьми, посещающими детский сад, родительская плата снижена на 30 %, для многодетных семей – на 50 %, семьи, воспитывающие ребенка с инвалидностью, освобождены от такой платы.
Бесплатное образование в школах (а в первых трех классах и бесплатное питание для всех детей), льготное пользование учебниками и учебными пособиями, бесплатное транспортное обеспечение (подвоз детей, льготы по проезду в период обучения), предоставление кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, стипендии и другие денежные выплаты, бесплатное и льготное предоставление лекарственных средств детям до 3 лет и детям-инвалидам до 18 лет, бесплатное санаторно-курортное лечение детей – все эти меры субсидируются государством и существенно экономят бюджет семьи.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
О том, что в семейной политике Беларуси действительно является поводом для гордости, рассказала Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко на полях международного форума «Семья – основа демографического потенциала государства», передает корреспондент БЕЛТА.
Наталия Павлюченко подчеркнула, что поводом для гордости является наше здравоохранение и забота о здоровье матери и ребенка. Беларусь входит в топ-10 стран с низкой младенческой смертностью и в топ-40 стран по условиям для рождения детей. «Вместе с тем у нас есть еще над чем работать. Мы видим перспективы на ближайшие несколько лет: внедрение новых подходов к консультированию женщин в состоянии репродуктивного выбора, развитие программ психологической поддержки женщин после родов, создание консультативных центров планирования семьи», – сказала она.
В Беларуси выстроена система пособий, которая охватывает различные жизненные ситуации семьи. «Каждый четвертый ребенок в стране охвачен семейными пособиями, на финансирование которых направляется Br3,7 млрд. Это значительный ресурс», – отметила Министр.
Белорусские семьи могут рассчитывать на пособия по беременности и родам и за постановку на учет по беременности на ранних сроках, семейные пособия, среди которых единовременные выплаты при рождении, ежемесячные выплаты по уходу за малышом до 3 лет, пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей и многие другие. «Важно, что эта система не застыла, она постоянно развивается, но развитие идет не через увеличение масштабного размера, а через увеличение адресности», – сказала Наталия Павлюченко. Она добавила, что таким развитием стали новации законодательства, в которых государство поддержало молодых мам с небольшим трудовым стажем или тех, кто еще учится и вообще не приступил к трудовой деятельности.
Уже десять лет существует механизм семейного капитала при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка. С 1 января 2025 года размер семейного капитала – Br33 275, и эти средства можно направить на улучшение жилищных условий, образование или решение вопросов со здоровьем, а также на приобретение средств социальной реабилитации для членов семьи с инвалидностью. «146 тыс. многодетных семей воспользовались этой поддержкой», – добавила Министр.
Среди плюсов также льготные кредиты для многодетных и списание долга при рождении 4 и более детей, а также бесплатное питание в школах, льготы на учебники и транспорт.
По информации БЕЛТА