В Беларуси разработают новые профстандарты для сферы туризма
В Беларуси будут совершенствовать систему квалификаций в туристической отрасли. Этот вопрос обсуждался в Белорусском государственном университете физической культуры (БГУФК) на заседании Секторального совета квалификаций в сфере туризма при Министерстве спорта и туризма, сообщили БЕЛТА в Национальном агентстве по туризму.
Особое внимание уделено разработке секторальной рамки квалификаций (СРК), которая является ключевым элементом национальной системы квалификаций (НРК). Подчеркнута важность их соответствия международным тенденциям и потребностям рынка труда. «Принято решение использовать уровни квалификации НРК при разработке профессиональных стандартов в сфере туризма. Это позволит обеспечить унификацию требований и упростить взаимодействие между системой образования и рынком труда», – рассказали в Национальном агентстве.
Профессиональный стандарт – это характеристика трудовых функций и требований к квалификации, которая важна для нанимателей, работников и системы образования. В настоящий момент он утвержден для должности «Специалист по туризму». Есть необходимость разработки новых профстандартов, охватывающих более широкий круг профессий.
«По итогам обсуждения принято решение разработать профессиональный стандарт на вид трудовой деятельности, который объединит должности «агент по туризму», «специалист по туризму», «менеджер по туризму», а также профессиональный стандарт на должность «инструктор-методист по туризму». Эти стандарты позволят установить четкие требования к компетенциям работников, что в свою очередь будет способствовать повышению качества подготовки кадров и улучшению туристического сервиса в стране», – рассказали в Национальном агентстве.
Заседание прошло в формате дискуссии. Были высказаны различные точки зрения и предложения. Работа продолжится и будет учитывать как национальные особенности, так и международный опыт.
Как отметил заместитель Министра спорта и туризма Олег Андрейчик, туризм – динамично развивающаяся отрасль, требующая постоянного совершенствования профессиональных компетенций специалистов. «От качества подготовки кадров напрямую зависит конкурентоспособность нашей туристической индустрии. Именно поэтому работа Секторального совета квалификаций имеет огромное значение для обеспечения высокого уровня сервиса, инноваций и устойчивого развития туризма в нашей стране», – сказал Олег Андрейчик.
Заместитель Министра подчеркнул значимость утверждения в 2024 году первого профессионального стандарта «Специалист по туризму». Он был разработан БГУФК (Институтом менеджмента спорта и туризма) совместно с Научно-исследовательским институтом труда Министерства труда и социальной защиты при координации Секторального совета квалификаций и является важным шагом в развитии профессиональных компетенций в отрасли.
По информации БЕЛТА
Прошедший год показал, что путешествия по нашей стране востребованы как у белорусов, так и у иностранцев. Не за горами новый сезон. В феврале стартовал прием заявок на XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь». А в конце марта в Минске пройдет традиционная Международная выставка-ярмарка туристических услуг «Отдых», где регионы презентуют свои возможности. О продвижении туристического потенциала республики за рубежом и на внутреннем рынке в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов.
– Данные статистики свидетельствуют, что Беларусь – востребованное туристическое направление. Какая работа проводится по популяризации отдыха в нашей стране?
– Национальное агентство по туризму в первую очередь занимается продвижением туристического потенциала Республики Беларусь на внешнем и внутреннем туристических рынках, старается помогать профессионалам туристической индустрии. Проводим разного рода семинары, знакомим с теми элементами, из которых формируется туристический продукт. Открываем новые регионы с точки зрения как внутреннего, так и въездного туризма. Для локаций, которые не испытывают недостатка в туристах, но где в пиковые даты сложно развести потоки, предлагаем альтернативные объекты туристической инфраструктуры.
Также Национальное агентство по туризму организует информационные туры для турбизнеса зарубежных государств. В прошлом году работали с регионами Российской Федерации, Республикой Узбекистан, Китайской Народной Республикой. Кроме того, консолидируем представителей Беларуси для участия в международных туристических выставках в России, других странах СНГ, Китае – на наших целевых рынках. С учетом открытия прямого авиасообщения с Нью-Дели организовали национальный стенд на выставке Satte-2024 в Индии. Через дизайн стендов знакомим посетителей выставок с наиболее яркими туристическими достопримечательностями страны, а также элементами традиционной культуры. Так, в 2025 году стараемся использовать в оформлении тематику белорусской вытинанки, включенной в прошлом году в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Проводим маркетинговые исследования. В 2024 году опубликованы материалы по состоянию экологических троп. Таких маршрутов в республике очень много, но сложно понять, в каком формате, где на их базе можно предлагать экскурсии, стоит ли включать в состав туров. Готовится к публикации издание по потенциалу промышленного туризма.
На популяризацию внутреннего и въездного туризма направлена ежегодная акция «Вандруй. Адчуй. Натхняйся». Проводятся Дни открытых дверей на туристических объектах разного формата, конкурс социальной рекламы «#ПознайБеларусь» (лучшие работы мы впоследствии используем в информационной продукции), республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь», международная научно-практическая конференция, приуроченная к Международному дню туризма. Заблаговременно по теме публикуется сборник материалов конференции.
Взаимодействуем с формирующейся в республике сетью туристических информационных центров. Оказываем помощь их руководителям, сотрудникам в плане совершенствования профессиональных навыков, работы в социальных сетях, в разработке экскурсий. Еще одно направление – организация курсов для экскурсоводов и гидов-переводчиков, аттестация данных специалистов. Проводим также и курсы руководителей туристических групп.
– Эти инициативы планируете реализовывать и в 2025 году? Будут ли новшества в работе?
– Все проекты получат развитие. Также хотим сделать больший акцент на проведении воркшопов либо бирж контактов. Успешно этот формат себя зарекомендовал в прошлом году на презентации туристического потенциала Беларуси в Деловом и культурном комплексе посольства Республики Беларусь в Москве. В феврале прошел китайско-белорусский воркшоп в Минске в рамках информационного тура для туроператоров КНР.
Рассчитываем в 2025 году продолжить такую практику в российской столице и регионах РФ. Попробуем провести подобные мероприятия в Китае для того, чтобы эффективно выстроить деловые связи между туркомпаниями. Расширим план участия в выставках для продвижения туристического продукта Беларуси. Речь идет уже не только о Пекине, но и о Шанхае, Гонконге, Урумчи. Это либо регионы, которые являются наиболее серьезными отправляющими туристскими дестинациями, либо те, с которыми налажено прямое авиасообщение. Так, например, ведутся переговоры с провинцией Шэньси для интенсификации взаимоотношений с учетом открытия рейса Сиань – Минск и проведения мероприятий для взаимного продвижения.
– В Беларуси дан старт презентации титульных туристических маршрутов, которые можно назвать визитными карточками регионов. Расскажите о проекте подробнее.
– Это очень важная работа, которая сейчас шаг за шагом ведется. Задача – по каждому району сформировать рекомендации, что посмотреть в первую очередь за пять-шесть часов путешествия. Путешественники смогут открыть портал belarus.travel либо зайти на информационные ресурсы управлений спорта и туризма рай- и горисполкомов, туристических информационных центров и увидеть готовые маршруты, где собраны самые знаковые, интересные объекты для посещения – ради чего стоит приехать в тот или иной регион. Всего будет 118 таких маршрутов. На сайте проводим перекомпоновку материалов, чтобы пользователям – туристам и профессионалам туриндустрии – было удобнее ориентироваться.
– Национальное агентство по туризму стало публиковать календарь событийных мероприятий в Беларуси не на год, как ранее, а для каждой поры года. Как зарекомендовала себя такая практика?
– Мера с большего вынужденная. Нам бы хотелось представлять перечень событий на все месяцы и быть уверенными, что они состоятся в заявленный срок. Но по многим причинам зачастую даты меняются. Уже опубликованный календарь сложно отредактировать у всех, кто им стал пользоваться. Чтобы минимизировать такие ситуации, стараемся публиковать выверенную информацию по сезонам. Практика себя зарекомендовала с хорошей стороны. Акцентируем внимание на тех предложениях, которые доступны в конкретный период времени.
– В начале года состоялся ознакомительный тур по Беларуси для туроператоров Китая. Какие визиты еще прорабатываются?
– География широкая. Это и регионы Российской Федерации, и страны Персидского залива (открытие прямого авиасообщения с Оманом способствует такому сотрудничеству). Также будем продолжать взаимодействие со странами СНГ.
Еще один важный аспект – создание интересных информационных материалов для туристов. В планах на этот год – издать обновленную туристическую карту Беларуси, которую будем распространять на международных выставках, в зарубежных дипломатических представительствах. Также готовим печатную продукцию по различным видам туризма, новые видеоматериалы.
– Слышала хорошие отзывы о таком проекте, как «Паспорт туриста». Получит он дальнейшее развитие?
– Это действительно интересная инициатива. «Паспорт туриста» – по сути, мини-путеводитель, который предлагает точки для посещения, иногда дает некоторые преференции для его обладателя. Такой проект, в частности, реализован в Гродно. Видим хорошие перспективы и в публикации квестбуков. Детская линейка – карты Беларуси, совмещенные с элементами настольной игры. Все это способствует продвижению туристического потенциала страны.
– С 1 февраля стартовал XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь – 2025», организаторами которого выступают Министерство спорта и туризма совместно с Национальным агентством по туризму. Как стать участником и какие новшества введены в этом году?
– Самая народная номинация – «Я познаю Беларусь». Приглашаем подавать заявки всех, кто активно путешествует по стране! Собирайте как можно больше своих фотографий с разных туристических локаций и становитесь победителями. Для этого нужно публиковать снимки в соцсетях с соответствующим хештегом. Востребованы также номинации «Фотография года», «Материал года». Перечень достопримечательностей, номинаций, формы заявок размещены на сайте belarustourism.by.
Если говорить о новшествах, то в критериях к заявкам уделено особое внимание проведению мероприятий к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и участию в них, вопросам благоустройства прилегающих территорий к памятникам архитектуры и музеям.
Впервые введена номинация (14-я по счету) «Объект делового туризма года». Важно наличие удобных площадок для проведения деловых мероприятий разного формата не только в Минске, но и в регионах страны.
– Совсем немного осталось времени до открытия XXVII Международной выставки-ярмарки туристических услуг «Отдых-2025». Как к ней готовится Национальное агентство по туризму?
– Акцент сделан на внутренний и въездной туризм. На выставке будут представлены все регионы страны. Национальное агентство по туризму также выставит стенд, где в качестве соэкспонентов смогут присутствовать различные субъекты туриндустрии. Будем знакомить с новинками, проведем для туристов серию презентаций объектов и маршрутов, включая новые обзорные по разным районам. Покажем новые видеоролики от всех областей. Хотим реализовать идею такого мини-кинотеатра.
Ожидаем зарубежных участников, планируется большая деловая программа для профессионалов турбизнеса. Актуальные вопросы будут рассматриваться на III Международном туристическом форуме, в том числе по формированию трансграничного турпродукта в рамках взаимного признания виз с РФ. Привлекательными могут быть многодневные туристические программы, например, по маршруту Москва – Минск – Витебск – Псков – Санкт-Петербург.
– Вы затронули тему подготовки специалистов для отрасли. Национальное агентство по туризму в том числе занимается аттестацией гидов-переводчиков и экскурсоводов. Какие тенденции наблюдаются?
– Учитывая, что показатели растут, людей, вовлеченных в индустрию, становится больше. Повышаются требования к подготовке кадров, поскольку при любом масштабировании зачастую сложно удержать качество. Иногда отмечаем сложности именно с сочетанием теоретической подготовки и практической работы. Мы свою задачу как раз видим в том, чтобы эту разницу минимизировать. Приглашаем преподавателей профильных кафедр на семинары, которые проводит Национальное агентство по туризму. На выставке «Отдых» организуем встречу работодателей с теми, кто готовит кадры, чтобы выработать дальнейшие шаги. Во время осенней научно-практической конференции продолжим этот диалог, чтобы дать возможность туркомпаниям посмотреть, как студенты на практике решают задачи. В дальнейшем может идти речь об организации практик, стажировок, последующем трудоустройстве молодых людей. Регулярно напоминаем, что после окончания трех курсов, у студентов ВУЗов появляется возможность подавать документы на прохождение аттестации, и к окончанию обучения в университете у них может появиться хорошая дополнительная профессия экскурсовода или гида-переводчика. Надеемся увидеть тенденцию роста молодых и талантливых кадров.
– В конце 2024 года утверждено положение о системе туристической ориентирующей информации, которым определяется ее правовой статус и порядок применения с использованием туристических символов (пиктограмм). Какая работа проводится в связи с изменениями?
– Важно, чтобы визуальные стандарты оперативно внедрялись в жизнь. Мы со своей стороны стараемся эту информацию доносить до представителей индустрии гостеприимства. Обновляем туристические карты. Значительный объем работы предполагает замену имеющихся обозначений как в печатной продукции, так и в части установки знаков туристической навигации.
Надежда Матвеева, БЕЛТА
В Беларуси в 2024 году аттестовано 195 экскурсоводов и 11 гидов-переводчиков, рассказали в Национальном агентстве по туризму, сообщает БЕЛТА.
«Можете сами судить о том, насколько активно в сферу приходят новые люди, – обратил внимание директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов. – Несколько раз в месяц проводятся заседания аттестационной комиссии, которая проверяет теоретическую и практическую подготовку кандидатов. Они подтверждают свои знания, расширяют географию маршрутов и тем. Так, в 2024 году мы аттестовали 195 новых экскурсоводов и 11 гидов-переводчиков. Подтвердили владение новыми темами 153 специалиста».
Национальное агентство по туризму уполномочено на организацию и проведение профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию. Сведения включаются в Национальный реестр экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь. Он регулярно обновляется.
Также предусмотрена аттестации аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий), используемых при экскурсионном обслуживании.
Всего в стране официально аттестовано 1226 экскурсоводов и 154 гида-переводчика. Больше всего – в Минске (340 и 101 соответственно). В Витебской области – 217 экскурсоводов, в Брестской – 165, Гродненской – 161, Минской – 136, Могилевской – 117, Гомельской – 90 экскурсоводов. Утвержден график аттестаций на 2025 год.
Стать экскурсоводом могут претенденты с высшим образованием, а также студенты начиная с 4-го курса.
«Действующим законодательством не определено, что экскурсоводы должны иметь специальную подготовку, но мы рекомендуем проходить курсы, – отметили в Национальном агентстве по туризму. – Аттестация состоит из двух частей: компьютерного тестирования и устного собеседования. Первая включает вопросы по истории Беларуси, географии, всемирной истории, законодательству, культуре речи, методике ведения экскурсии. Пробное тестирование доступно на сайте Национального агентства по туризму. Нужно ответить положительно на 60 % из них, чтобы получить допуск к собеседованию. Во время него соискателю необходимо показать владение материалом и умение работать с группой. Аттестационная комиссия, состоящая из профессионалов в сфере турбизнеса, методистов, историков, оценивает знание темы, уровень подготовки и подачи материала. При успешной сдаче претендент получает свидетельство, перечень защищенных тем, бейдж и может работать. Но только по тем маршрутам, которые защитил».
Перечень необходимых документов для прохождения аттестации, а также методические рекомендации по подготовке технологической карты и контрольного текста экскурсии размещены на официальном сайте www.belarustourism.by в разделе профессионалам.
По информации БЕЛТА
Госстандарт утвердил программу разработки стандартов в сфере туризма на 2025–2027 годы, которая предусматривает разработку 10 новых государственных стандартов и два изменения в действующие. Они коснутся услуг гостиниц, туристических символов, различных видов туризма и компетенций персонала, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.
Так, в 2025 году будут разработаны изменение к стандарту, касающемуся услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, новая редакция государственного стандарта на туристические символы (пиктограммы) и государственный стандарт на экскурсионное обслуживание.
В 2026 году нормативную базу расширят разработки в области систем управления устойчивым развитием гостиничных учреждений, услуг речных круизов, гастрономического туризма, а также информации для участников активного туризма.
На 2027 год запланирована работа над стандартами, которые установят требования к пешеходному туризму, посещению промышленных, природных, культурных и исторических объектов. Иные из них будут регулировать оказание услуг горнолыжными комплексами и компетенции персонала в сфере активного туризма.
Как уточнили в пресс-службе комитета, предусмотренные программой стандарты будут гармонизированы с международными и российскими документами по стандартизации. Исполнителями разработок выступят Госстандарт, Министерство спорта и туризма и их организации.
«Программа направлена на содействие развитию внутреннего и въездного туризма, создание условий для эффективного функционирования сферы, формирование конкурентоспособного национального туристического продукта, повышение качества белорусского туризма и сопутствующих услуг», – прокомментировали в Государственном комитете по стандартизации.
По информации БЕЛТА
Корреспондент «Р» поинтересовалась у заместителя Министра спорта и туризма Олега Андрейчика, с каким настроем и показателями заканчивает год туротрасль и что в планах на 2025-й.
Сработали в плюс
– Олег Евстафьевич, расскажите, каким 2024-й выдался для отрасли?
– Этот год был удачным для нашей туристической сферы. Вы знаете, что сфера туризма, пожалуй, одна из самых пострадавших от пандемии. Но мы сумели не только восстановиться, но и выйти в плюс. Более того, мы превзошли рекордный показатель 2019 года по количеству въездных туристов: ожидается около семи миллионов человек с учетом белорусско-российского участка границы. Самое главное, на мой взгляд, – это сохраняющаяся популярность внутреннего туризма. В прошлом году у нас было 1,76 миллиона организованных туристов – тех, кто купил туры через специализированные компании. Сейчас, по предварительным оценкам, мы приблизились к отметке в 2 миллиона человек. Это достаточно хороший тренд. Для сравнения, в 2019 году этот показатель составлял 1,1 миллиона организованных туристов, то есть мы почти вдвое увеличили внутренний организованный турпоток!
Спрос и предложение в тесной связке
– Закономерно предположить, что запросы туристов на новые места и события тоже растут – успевает ли с предложениями бизнес?
– Я бы сказал, что спрос и предложение идут в тесной связке, пусть и не всегда нога в ногу, но процесс этот становится все ритмичнее. Что немаловажно: туриндустрия стала более внимательна к пожеланиям путешественников, все стараются привлечь больше гостей именно в свой регион. Как? С помощью интересных событий, аттракций, новых объектов, неповторимых маршрутов, необычных локаций и ярких проектов.
Однако придумать мало – надо уметь рассказать об этом. И здесь свое плечо подставляют госорганы. Например, туристические информационные центры, которые открываются в регионах благодаря изменениям в законодательстве. Сейчас действует 36 ТИЦ, а два года назад был лишь один официальный – в Минске. В ближайшее время, сразу после Нового года, откроется туринфоцентр в Бресте. Всего в планах на следующий год открыть двери еще 20 ТИЦ. Например, в Минской области – 4–5 туринфоцентров. Лидерами же пока являются Витебская и Гродненская области, где действует суммарно 29 ТИЦ.
Сегодня это не только центры для информирования туристов, но и региональные центры развития туризма по 13 видам, включенным в единую национальную классификацию. Эти структуры стали площадкой для взаимодействия бизнеса и государства в сфере туризма, привлечения инвестиций в турсектор, что очень важно. Они занимаются разработкой стратегии развития туризма в регионе исходя из местных особенностей. В число функций входят сбор и анализ информации, передача данных регулятору – с недавних пор ТИЦ должны вести журналы учета посетителей и проводимых мероприятий. В следующем году намерены скорректировать законодательство в этой сфере, чтобы отрегулировать нюансы создания, внебюджетной деятельности, штатной численности, обеспечения сувенирной продукцией и т. д. В перспективе на базе туринфоцентров в том числе будут созданы экскурсионные бюро, в состав которых войдут как прошедшие соответствующую аттестацию работники ТИЦ, так и привлеченные специалисты района.
– Кстати, об экскурсоводах: еще недавно остро стоял вопрос нехватки аттестованных специалистов в райцентрах. Удалось ли его решить?
– Действительно, еще три года назад имелись такие районы, где не было ни одного аттестованного экскурсовода или гида-переводчика. Благодаря проводимой регулятором работе и возросшим турпотокам в глубинку интерес к этой работе заметно вырос. И мы видим, что к концу года все районы страны будут иметь как минимум одного аттестованного экскурсовода. Безусловно, мы рады, потому что труд это непростой: не каждый может заниматься данным ремеслом – нужны харизма, знания и умение вести себя с людьми. Отрадно, что такие люди нашлись: некоторые прошли аттестацию не по одной теме, а по нескольким и смогут больше рассказать о своей малой родине, провести по межрегиональным и национальным маршрутам.
Важно, что сегодня все больше аттестованных экскурсоводов и гидов-переводчиков: с начала года их ряды пополнились 182 и 11 профессионалами соответственно. Всего же в Беларуси аттестованы 1180 экскурсоводов и 160 гидов-переводчиков. Они голос нашего туризма. Ведь впечатления и эмоции туристов зависят от информации, которую им предоставляют профессионалы. Уверен, что их ряды будут только расти. Предпосылки для этого 2024-й оставил.
«Беларусь интересна на всех континентах»
– Расскажите подробнее о поводах для оптимизма.
– В последнее время мы получили сразу две приятные новости. Так, Президент продлил действие безвизового въезда на территорию Беларуси для граждан 38 стран Евросоюза. Это очень важно, ведь чтобы информационный резонанс и сарафанное радио дали больший эффект в условиях недружественных действий на Западе, нужно время. Думаю, турпотоки из стран Евросоюза будут поступательно расти.
Второе приятное и долгожданное событие – МИД России уведомил о завершении всех технических процедур по вступлению в силу межправительственного соглашения между Россией и Беларусью о взаимном признании виз! Документ начнет действовать через 30 дней: условно в середине января туристы, посещающие Россию по визам, смогут посетить и нас, как и гости, приехавшие в нашу страну, смогут отправиться в Россию. Это очень важно, потому что путешественники из стран дальней дуги, особенно Китая, Индии, стран Персидского залива, заинтересованы в том, чтобы за одну поездку побывать как можно в большем количестве стран, увидеть различные места. Думаю, между туркомпаниями двух стран будет плодотворное взаимодействие, предварительно мы уже отрабатывали моменты оперативного выстраивания путешествий на два государства.
– А как сейчас складывается ситуация с экспортом туруслуг?
– Официальная статистика будет позже, но промежуточные результаты показывают рост. Так, за 10 месяцев экспорт туристических услуг вырос на 31 процент к показателю прошлого года. Напомню, в 2023-м он составил 206,7 миллиона долларов. Кроме того, за десять месяцев 2024 года экспорт туруслуг по статье «Поездки» перешагнул отметку в 700 миллионов долларов. Для сравнения, за весь прошлый год этот показатель составил 606 миллионов долларов. За это время к нам приехали туристы из 174 стран, а значит, Беларусь интересна на всех континентах. Кстати, подтверждает это и рейтинг Всемирной туристской организации по посещаемости, опубликованный в середине прошлого года, – мы заняли 48-е место среди 203 стран. Это очень высокий результат, он говорит о том, что Беларусь становится все более узнаваемой в мире.
И действительно, мы неплохо выстроили взаимодействие в разных направлениях, даже со странами Евросоюза, благодаря безвизовому режиму. Он, напомню, был значительно расширен с 19 июля. И финансовые поступления, и туристические потоки, несмотря на нарушение логистических связей, особенно авиационных – а мы фактически не взаимодействуем со странами Евросоюза в плане авиаперелетов – только растут. В целом же, по данным Госпогранкомитета, с 2022 года нашу страну посетили более одного миллиона граждан Евросоюза. Чаще всего к нам приезжали из Литвы, Латвии и Польши, Германии, Эстонии, Италии, Франции и Великобритании.
Важно и то, что мы наблюдаем значительный рост показателей по странам СНГ: по каждой он на 25–45 процентов выше к уровню прошлого года и по экспортным поступлениям, и по количеству туристов. Хорошо идут дела со странами дальней дуги. Хотел бы выделить здесь Китай, туристы которого обеспечили экспорт туруслуг за 10 месяцев 2024-го в пять миллионов долларов, что вдвое больше, чем годом ранее. И, уверен, эти цифры будут только расти благодаря проводимым встречам с представителями турбизнеса Поднебесной, информационным турам, участию в турвыставках в Китайской Народной Республике и, разумеется, дружескому общению на самом высоком уровне.
– На первом месте традиционно Россия?
– Верно, рост по этому направлению составляет около 20 процентов по итогам 10 месяцев текущего года. Эта динамика сохраняется на протяжении последних трех лет. И мы видим, что это не предел. Так, в 2019-м Беларусь была связана авиарейсами с девятью регионами России, сейчас – с 18. По данным Министерства экономического развития восточной страны-соседки, еще 30 регионов хотели бы связать воздушным сообщением свои города с нашими. Мы работаем над этим вопросом – дело это непростое, в нем есть ряд нюансов: важно и субсидирование авиарейсов на начальном этапе, и увеличение количества самолетов и авиакомпаний. Стремимся решить эти моменты, потому что есть главное – запрос со стороны туристов.
При этом восстанавливается железнодорожная логистика. Например, три «Ласточки» «летают» между Минском и Москвой. Ждем строительства скоростной магистрали, когда время в пути сократится в разы. Кроме того, восстановление железнодорожного сообщения между приграничными районами Беларуси и России способствует развитию трансграничного туризма. Общая история и празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2025-м подталкивают к развитию детского и историко-культурного туризма. Знаете, порой мы сами до конца не осознаем, каким богатством обладаем. Например, у нас ярко выражены четыре поры года. В Калининградской области, где я недавно был, привычной нам зимы нет – туристы из этого региона хотят побывать на наших зимних объектах, потому что наши горнолыжные комплексы ближе, чем российские.
На втором месте по экспорту туруслуг идет Турция, на третьем – Китай. Отмечу, что наша страна интересна и может предложить разные направления для туристов, бизнесменов, любителей экотуризма и активного отдыха. Главное, все это у нас есть. Также понимаем, что мы в начале нового пути, много усилий нужно прикладывать дальше.
О приоритетах – глобальных и близких
– Какие направления будут приоритетными?
– Для этого нужно совершенствовать комплекс мероприятий, в том числе в сфере туристической инфраструктуры и логистики. Сейчас формируется новая государственная программа в сфере туризма на 2026–2030 годы. Акцент будет сделан на различных направлениях, например санаторно-курортном лечении, где идет неплохой прирост. Но в летний период мест в здравницах не хватает, несмотря на то что за четыре последних года построено 20 объектов – новые корпуса, в том числе оздоровительные, спортивно-оздоровительные объекты. По предварительным данным, в данную сферу за эти годы было инвестировано почти 200 миллионов рублей. Дальше будет больше. В ближайшие пять лет, рассчитываем, появятся новые санатории: живописных мест с уникальными природными условиями в стране еще хватает, взять тот же регион Поозерья, пройдут модернизации в уже действующих. Мы работаем над развитием придорожного сервиса. Растет спрос на кемпинги, глэмпинги и стоянки для караванеров, особенно в живописных местах, сплавы и путешествия по рекам и озерам – это тоже учтем.
– Это важная глобальная работа на ближайшее пятилетие. А что в планах развития туриндустрии на следующий год?
– Мы намерены и дальше развивать календарь брендовых событий Беларуси – от крупных национальных до небольших региональных, заслуживающих внимание большой аудитории. Так, в национальный календарь на 2024 год мы включили около 300 мероприятий и постоянно добавляли новые. Мы видим, что многие туркомпании создают туры для соотечественников и иностранцев, основываясь на таких мероприятиях, что очень важно. При этом есть и другой момент, касающийся горизонта планирования на местах. Так, порой даты фестивалей и праздников в регионах могут переноситься, что усложняет работу турбизнеса. Потому мы решили в 2025 году публиковать событийный календарь посезонно: условно, за месяц до наступления весны разместим список мест, на которые рекомендуем обратить внимание туристов, за месяц до лета – варианты событий на жаркое время года и так далее. Примечательно, что число претендентов на попадание в календарь постоянно увеличивается: организаторы в регионах стараются «обновить», сделать более интересными уже имеющиеся мероприятия и придумать новые, со своим колоритом. На рассмотрение в этом году к нам попало также около 300 событий. Скажу сразу, что не все войдут в итоговые списки: мы стремимся отобрать действительно яркие, уникальные, самобытные фестивали и мероприятия.
Кроме того, в следующем году продолжим посвящать каждый месяц конкретному виду туризма. Примерно такое же деление, как и в 2024-м, останется. Только февраль опять будет объявлен месяцем медицинского и лечебно-оздоровительного туризма. Рокировка произойдет в январе и октябре – в первый месяц года уделим внимание религиозному туризму, в десятый – образовательному. Эту традицию мы продолжаем неспроста: в мероприятиях по популяризации разных видов туризма (различные программы, квесты, фестивали) в 2024 году уже поучаствовали более одного миллиона человек. Значит, это дополнительный повод привлечь туристов, в том числе в глубинку, да еще иногда и в межсезонье.
На это же, по сути, направлены наши акции и конкурсы: «Вандруй. Адчуй. Натхняйся», республиканский турконкурс «Познай Беларусь», конкурс социальной рекламы «#Познай Беларусь», количество заявок для участия в них в этом году значительно увеличилось, следовательно, туристы воодушевлены и хотят делиться впечатлениями. Например, на «Познай Беларусь» в текущем году поступило более чем вдвое больше заявок по сравнению с 2023-м. Мы уже думаем над тем, какие новые номинации добавить в следующем году, как привлечь к нему иностранных гостей.
Показать все и сразу
– Еще один анонсированный способ привлечь туристов в регионы – создание титульных маршрутов. О чем идет речь?
– Вариантов для путешествий по стране тысячи, но, во-первых, не все знают, где их найти, во-вторых, они не всегда систематизированы настолько, что сразу понимаешь, где основной, важный для знакомства с краем. Потому мы приняли решение: каждый район до конца года должен определить свой брендовый или значимый маршрут турпутешествия. Такой маршрут мы условно называем титульным. Сначала предложим варианты, где основные объекты можно посетить беспрепятственно даже индивидуальному туристу, чтобы показать потенциал региона. Это может быть пеший, комбинированный или автомобильный маршрут, но без каких-либо сложных требований. Как раз сейчас определяются объекты маршрутов, их схемы по каждому району. В стране 118 районов плюс областные центры – к концу года будет много интересных предложений. Дальше важно раскрутить эти маршруты в информационном пространстве, чтобы они были заметны. Чтобы турист, приезжая, условно, в Зельву или Лельчицы, знал, что с достопримечательностями он наверняка познакомится. А затем будем добавлять другие маршруты, чтобы показать уже иные локации.
– При этом достопримечательности намерены сделать заметнее – как?
– Сейчас мы готовим проект постановления Минспорта и туризма «О системе туристической ориентирующей информации». По сути, хотим утвердить новую систему турнавигации – графические изображения объектов туриндустрии, которые используются при изготовлении информщитов, стендов, указателей, будут ярче, заметнее, выдержанными в одном стиле. Предварительно изучили зарубежный опыт, в том числе России, Узбекистана, чтобы не упустить важное. Рассчитываем, что туристам станет проще ориентироваться на местности, а посещаемость туробъектов вырастет в том числе благодаря их узнаваемости.
Время воспользоваться возможностями
– В конце года принято делать прогнозы на следующий: чего ожидает регулятор от 2025-го?
– Мир настолько динамичен, что сложно заглядывать далеко вперед. Потому отвечу в общем: перспектив довольно много. Во-первых, глядя на динамику въездного туризма и последние новости, рассчитываем, что год для этого направления будет удачным. Важно сейчас не потерять время, не упустить момент, а постараться максимально оперативно усилить продвижение турпотенциала нашей страны за рубежом, наладить контакты с иностранными туроператорами, в том числе российскими, для создания большого количества турмаршрутов Союзного государства под разные интересы путешественников.
Считаю, что взятый тренд на рост популярности внутреннего туризма также сохранится. Несмотря на то что выездное направление постепенно набирает обороты, происходит переориентация спроса. Конечно, в топе традиционные морские курорты. При этом гораздо большими темпами растет интерес к поездкам в страны СНГ, в российские регионы – язык, цена, логистика, близкий менталитет способствуют этому. По возвращении наши граждане уже не сидят дома, как прежде, а ищут отдых и в своей стране. Мы понимаем, что два миллиона организованных туристов в год – это много. Но хотелось бы, чтобы каждый житель Беларуси хотя бы раз в год отправился в путешествие по родине. Уверен: в первую очередь развитие внутреннего туризма и создание качественного турпродукта позволят повысить конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке.
Мария Друк, « Рэспубліка», 21 декабря 2024 г.
В Беларуси планируется внести изменения в систему туристической навигации. На заседании общественно-консультативного совета по туризму при Министерстве спорта и туризма одобрили проект постановления Министерства «О системе туристической ориентирующей информации», сообщили БЕЛТА в Национальном агентстве по туризму.
«Документ достаточно неординарный. Им предусматривается перечень графических изображений объектов туристической индустрии, которые будут использованы при подготовке различного рода информационных щитов, стендов, указателей и прочих информационных носителей. В настоящее время уже действует схожий нормативный правовой акт – постановление Министерства спорта и туризма от 23 января 2007 года № 1. Однако он уже фактически утратил свою актуальность, в том числе по причине того, что в него ни разу не вносились изменения с момента принятия», – рассказала директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ирина Воронович.
При подготовке проекта изучен зарубежный опыт установки туристических информационных носителей – Российской Федерации и Узбекистана, где есть похожие знаки и способы их оформления.
Как отметил консультант Департамента по туризму Минспорта Александр Кречетов, одной из основных целей государственного регулирования в сфере туризма является цифровизация. Актуализация системы ведется совместно с главными управлениями (управлениями) спорта и туризма облисполкомов, Минского горисполкома и иными заинтересованными.
На заседании общественно-консультативного совета по туризму присутствовали представители министерств, Департамента по туризму, Национального агентства по туризму, управлений спорта и туризма регионов, туристических объединений, турорганизаций.
По информации БЕЛТА