Конституционный Суд инициировал принятие Кодекса социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства
Конституционный Суд инициировал принятие Кодекса социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент БЕЛТА.
«С учетом динамичного общественного развития, трансформации многих сфер социальной жизни необходимо своевременное обновление законодательства, в процессе которого должно быть обеспечено его надлежащее качество, включая повышение уровня последовательности, предсказуемости, комплексности и правовой определенности. При установлении законодательных механизмов реализации прав и свобод граждан должны обеспечиваться одновременно необходимая полнота и компактность правовых механизмов, четкое и недвусмысленное изложение правовых норм, рамок возможного, должного и запрещенного поведения», – отметил Петр Миклашевич.
Конституционный Суд отмечает необходимость выработки новых подходов к кодификации законодательства, включая нормативное определение критериев регулирования общественных отношений на уровне законов и на уровне подзаконных актов, а также мер, обеспечивающих роль кодификации как инструмента согласованного развития законодательства в определенной сфере.
«Конституционный Суд считает целесообразным в целях устранения избыточной множественности нормативных правовых актов в сфере социальной защиты семьи осуществить кодификацию законодательства, направленную на укрепление института семьи и поддержку традиционных семейных ценностей, посредством разработки и принятия специального акта – Кодекса социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства», – дополнил Петр Миклашевич.
По информации БЕЛТА
Шестое заседание Комиссии уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) государств – участников СНГ с участием представителей государственных органов и учреждений, сотрудников аппаратов уполномоченных по правам ребенка Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана, Исполнительного комитета СНГ состоялось сегодня в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.
На заседании были утверждены состав Детского совета при Комиссии и план его работы. Председатель комиссии, начальник управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь Александр Матюшонок отметил, что создание Детского совета поможет усилить взаимодействие стран СНГ по правам детей. «Коллегиально на прошлом заседании мы решили создать Детский совет при Комиссии уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) государств – участников СНГ. Он сможет сотрудничать с нашим советом, вносить предложения по защите прав детей, обсуждать насущные проблемы. И, самое главное, поможет усилить взаимодействие в этом направлении молодежи стран СНГ», – рассказал он.
«Каждое государство подготовило двух кандидатов. Завтра пройдет первое совместное заседание, где мы обозначим план совместной работы, – подчеркнул Александр Матюшок. – Молодые лидеры расскажут о молодежной политике в своих странах, проектах, инициативах, в которых они участвуют. Затронут и вопросы взаимодействия».
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова отметила, что в России уже давно работают Детские советы при каждом региональном уполномоченном. «Мы поняли, что это очень действенный инструмент. Нам важно слышать мнение детей и понимать, что их беспокоит, интересует», – добавила она.
Члены комиссии в процессе заседания обсудили вопросы ценностно ориентированного подхода воспитания детей, организацию отдыха и оздоровления детей, работу с детьми в конфликте с законом, развитие семейных форм устройства детей-сирот, проблемы детей, занимающихся попрошайничеством и бродяжничеством.
По информации БЕЛТА
На базе Могилевского института МВД сегодня прошло выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству. Основная тема обсуждения – «Административная ответственность несовершеннолетних: профилактические меры воздействия и практика их применения», передает корреспондент БЕЛТА.
Как отметила председатель Постоянной комиссии по законодательству Марина Ленчевская, сейчас ко второму чтению готовится проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности».
«Этим проектом предусмотрено внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Действующие редакции вступили в силу с 1 марта 2021 года. Они были подготовлены во исполнение поручения Главы государства о реформировании законодательства об административной ответственности. Одна из установок – профилактическая направленность законодательства в этой сфере», – сказала она.
Сейчас стоит задача внести в кодексы комплексные изменения, которые позволят сохранить их общую концепцию, актуализировать нормы и привести их в соответствие современным реалиям. «Эти изменения направлены в том числе на совершенствование такого профилактического института, как меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, – добавила Марина Ленчевская. – Проектом предлагается дополнить ПИКоАП новым специальным разделом – применение мер воспитательного воздействия, закрепляющим общие и особенные аспекты применения таких мер».
Во время заседания провели анализ таких мер, практику их применения в отношении несовершеннолетних.
По словам заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Александра Омельянюка, в течение нескольких лет проводились только отдельные корректировки кодексов. «За это время накопился определенный опыт, изменились иные законы и наше административное законодательство нужно привести в соответствие, – заявил он. – Один из новых разделов касается применения мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Это относительно новый институт в нашем законодательстве, он появился в 2021 году. И это продолжение того курса, который мы выбрали, – это курс на профилактику совершения правонарушений. И особенно это касается несовершеннолетних. Они еще дети, их поведение еще не сформировалось. Мы это прекрасно понимаем».
За эти годы в данном направлении была проведена большая работа, в том числе практическая. Жизнь показала, что направление было выбрано верно. «Сейчас нужно определить, как такие меры профилактики будут применяться: кто их должен применять, в каких случаях, какой порядок взаимодействия между органами, которые работают с подростками, – подчеркнул Александр Омельянюк. – Сегодня мы хотим услышать тех, кто применяет это законодательство на практике, кто непосредственно работает с детьми. Закон будет хорошо работать только в случае, если он основан на достижениях, которые у нас есть. А те проблемы, которые возникли, нужно разрешить в законодательстве, что позволит эффективно применять эти меры».
Среди участников выездного заседания – начальник кафедры административной деятельности факультета милиции Могилевского института МВД Александр Лубенков. «Белорусов всегда волнуют вопросы наших детей, то, как они растут. В 2021 году вносились изменения в Кодекс об административных правонарушениях и были введены определенные институты, регламентирующие применение в отношении несовершеннолетних профилактических мер воздействия. Прошло определенное время, мы посмотрели, что из этого работает, а что нужно подправить, – сказал он. – Такие встречи, как сегодня проходит на базе нашего вуза, очень важны. Здесь собрались не только парламентарии, но и практические работники из УВД, прокуратуры, КДН, представители научного сообщества. Мы с различных сторон можем обсудить этот проект, прислушаться к мнению каждого».
По информации БЕЛТА
В Беларуси с 1 ноября на 0,7 % увеличиваются размеры госпособий семьям, воспитывающим детей, исчисляемые из БПМ. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
Единовременное пособие в связи с рождением ребенка при рождении первого ребенка составит 10 БПМ, или Br4910,90, при рождении второго и последующих детей – 14 БПМ, или Br6875,26.
Единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, составит 100 % БПМ, или Br491,09.
Ежемесячное пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет составит 50 % БПМ, или Br245,55. Кроме того, увеличилось ежемесячное пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, предусмотренных законодательством. Так, на детей старше 3 лет, воспитываемых в таких семьях (кроме ребенка-инвалида), сумма пособия составит 50 % БПМ, или Br245,55. На ребенка-инвалида старше 3 лет – 70 % БПМ, или Br343,76.
Изменился и размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. При наличии I и II степеней утраты здоровья до исполнения ребенку 18 лет и с III и IV степенями утраты здоровья до исполнения ребенку возраста 3 лет пособие будет составлять 100 % БПМ, или Br491,09. С III и IV степенями утраты здоровья после исполнения ребенку возраста 3 лет – 120 % БПМ, или Br589,31.
Размер ежемесячного пособия на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, составит 70 % БПМ, или Br343,76.
В Минтруда отметили, что пособиями, которые исчисляются из БПМ, охвачено 159,4 тыс. детей.
По информации БЕЛТА
Можно ли совмещать работу с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет и как это скажется на выплатах, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает БЕЛТА.
В Минтруда рассказали, что в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком член семьи, осуществляющий такой уход, может выйти на работу в любое время до достижения ребенком 3 лет. В этом случае размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3 лет будет зависеть от режима работы. Если не более чем на 0,5 ставки, то без потери полного размера пособия. Если на полную ставку – в размере 50 % от пособия.
Если лицо, которое находится в отпуске по уходу за ребенком, осуществляет свою деятельность с уплатой налога на профессиональный доход, пособие сохраняется в полном объеме.
В ведомстве также напомнили, что размер пособия на первого ребенка составляет Br931,91, на второго и последующих детей – Br1065,04, на ребенка-инвалида – Br1198,17.
Также в ведомстве отметили, что выход на работу, осуществление иной деятельности не влияют на размер и право получения другого вида пособия – семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет.
Однако важно учесть, что получатель пособия по уходу за ребенком до 3 лет информирует по месту назначения пособия об обстоятельствах, которые могут влиять на размер пособия, самостоятельно. Если такие данные будут скрыты, излишне выплаченная сумма будет подлежать взысканию.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 октября принял участие в церемонии открытия Минского городского Центра технического творчества детей и молодежи.
«Беларусь – одна из немногих стран, которые не просто обладают инновационными технологиями. Наши ученые создают эти инновационные технологии сами, – заявил Глава государства. – Сегодня, к примеру, белорусские предприятия используют искусственный интеллект, в разы сокращая время, необходимое для воплощения научной идеи в конкретный опытный образец. В производственные процессы активно внедряются роботы и другие умные устройства».
Президент, обращаясь к ребятам, отметил, что в силу юного возраста им может быть трудно осознать, насколько стремительно наука и техника меняют жизнь человека. «Поверьте, очень стремительно. Если еще каких-то 20 лет назад компьютер и интернет были не в каждой белорусской семье, то в наши дни они, наряду с мобильными телефонами, стали обыденностью», – привел примеры Глава государства.
Он подчеркнул, что в производство и быт постоянно приходят технологии, которые недавно казались абсолютной фантастикой. «Умные города, роботы, беспилотники, искусственный интеллект уже не просто споры ученых о близком будущем, а реальность. И процветать будут именно те государства, которые могут создавать новые технологии, эффективно использовать их в производстве и других сферах жизни», – уверен Александр Лукашенко.
Президент отметил, что цифровизация быстро меняет целые отрасли, делает ненужными одни профессии и очень востребованными другие. «Но они связаны с высоким интеллектом людей (потому что все это создает человек) и высоким образованием. Поэтому сейчас мы такое пристальное внимание уделяем обучению инженеров, конструкторов, программистов», – заключил Глава государства.
«Подготовка образованных, компетентных, ответственных специалистов – стратегическое направление для экономики, основа прогресса и безопасности нашего государства. Мы вкладываем и будем вкладывать средства в развитие перспективных технических направлений – робототехники, наноэлектроники, сложных самообучающихся систем и других областей науки», – заявил Александр Лукашенко.
Президент отметил, что в Беларуси постоянно совершенствуется подготовка кадров, усиливается взаимодействие образования с высокотехнологичными предприятиями. «Это особенно важно. И уже, как мне только что доложили, на этом пути немало сделано», – добавил он.
Александр Лукашенко выразил уверенность, что наука должна быть тесно связана с производством. «Мы что-то изобретаем, наука работает, а производство это не потребляет. Это плохо. Тогда мы ищем счастья за границей, и заграница начинает нами управлять, убеждает нас в том, что Беларусь ни на что не способна. Поэтому наука, изобретения и производства. Связи производства с наукой и творчеством наших людей будут способствовать созданию вот таких отраслевых коллективов», – считает Глава государства.
«Новый городской Центр технического творчества детей и молодежи должен стать одной из ступеней такой подготовки, где каждый, кого влекут научные тайны и открытия, мог бы найти свой путь в большую науку или реальное производство, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Рассчитываю, что такие техноинкубаторы будут не только в столице, но и по всей стране. Какими они должны быть, мы примерно и показываем».
Он отметил, что в этом плане способных детей много, но нужно их выявлять и работать с ними: «В детстве мы их замечаем, тащим наверх через такие центры. Рассчитываю, что такие техноинкубаторы будут не только в столице, но и по всей стране. Какими они должны быть, мы примерно и показываем – тем, кто хочет это делать и кого мы, мягко говоря, попросим».
Президент подчеркнул, что площадей для этого хватает, даже строить не нужно. Например, Минский городской Центр технического творчества детей и молодежи был создан на месте бывшего автовокзала «Восточный». Здание реконструировано и оснащено необходимым оборудованием. Центр занимает помещения общей площадью более 7,2 тыс. кв.м.
«Необходимо только рационально, с умом использовать то, что уже имеется. Сегодня нужно искать таланты с самого юного возраста, создавать условия для их учебы и профессионального роста. Жалеть на это деньги не нужно, потому что это будущее, – сказал Александр Лукашенко. – Детей надо забрать с улицы, отвлечь от пустого прожигания времени за экранами гаджетов, научить думать и применять полученные знания на практике. Это не только важно для страны, но и для них самих хороший задел на будущее».
Глава государства выразил уверенность, что лаборатории центра, оснащенные самым современным оборудованием, тренировочные площадки, просторные учебные классы поспособствуют достижению данной цели, а также станут настоящим подарком для столичной молодежи. «Если кто-то приедет сюда из регионов, я думаю, мы никому не будем отказывать», – добавил он.
«Теперь слово за вами, мои юные друзья. Как бы пафосно это ни звучало, именно вам – новому поколению ученых, конструкторов, инженеров и специалистов – предстоит через несколько лет создавать завтрашний день нашей страны, – обратился к ребятам Александр Лукашенко. – Часто слышу: этого не хватает, этого хотелось бы... Реализовывайте свои «хотелки». Делайте так, чтобы это было выгодно для вас, для ваших родителей, для семьи. И чтобы это было выгодно для страны».
Президент отметил, что дети и молодежь, работая в лабораториях, конструкторских бюро или производственных цехах, будут принимать и воплощать в жизнь решения, которые определят судьбу Беларуси на годы и десятилетия.
«Дорогие друзья, учеба в Центре дает вам уникальный шанс проявить себя в инновационном техническом творчестве в области радиоэлектроники, робототехники и программирования. Верьте в себя. Я знаю, вы уже поверили. Мы вам будем всячески помогать, потому что без науки никуда», – заверил он.
Александр Лукашенко назвал нынешнюю встречу с детьми и молодежью, которые занимаются творчество в научно-технической сфере, лишь «маленьким разговором», предваряющим большой – с учеными и академиками страны. Глава государства пояснил, что в скором будущем планируется провести очередной съезд ученых, на котором будут обсуждаться дальнейшие направления развития науки в стране и ее более тесной связи с производством.
Президент, обращаясь к молодым людям во время открытия Центра, пожелал им крепкого здоровья, а также новых достижений и открытий во благо Беларуси. «Не стремитесь куда-то сбежать. Некоторые сбежали – сегодня не знают, как вернуться. Поэтому, делая свои решительные шаги, вы немного советуйтесь со старшими – патриотами нашей Беларуси», – посоветовал Александр Лукашенко.
Глава государства подчеркнул, что сегодняшним молодым людям буквально через десять лет придется не просто строить новую Беларусь, но и отвечать за нее. «Мы сегодня видим на ваших моделях, на ваших начальных изобретениях, что вы двигаетесь в правильном направлении», – добавил он.
Александр Лукашенко обратил внимание, что жизнь становится более сложной, и это связано в том числе с очень высокой конкуренцией. В этих условиях задача государства – с самого раннего возраста предоставить возможности для развития и самореализации. «Главное для государства – предоставить возможность. Вот мы предоставляем вам возможности с раннего возраста, чтобы вы посмотрели, на что вы способны, и пытались это реализовать в себе», – сказал Глава государства.
Президент отметил, что молодые люди, которые занимаются в различных творческих центрах, делают это с интересом, но в будущем это может смениться определенным напряжением, и его предстоит преодолевать. «Не все будет в жизни интересно. Но вы, сжав зубы, идете к своей цели и просто движетесь по этой жизни. Такие люди никогда не просят: «Дай!». Зарплату там, еще чего-то... Они сами творят свою жизнь. Поэтому здоровья вам, успехов, развивайте свои навыки. И вперед, только вперед. Только вы можете сделать свою жизнь и порадовать своих родителей и государство», – сказал он.
Президент поручил продумать стимулы для закрепления внутри страны талантливой молодежи.
«Я намекаю на то, чтобы вы не потеряли толковых людей. А спрос колоссальный на нашу молодежь, наших студентов», – отметил Глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул, что надо стараться удерживать перспективные кадры в Беларуси, создавая для этого необходимые условия. «Силой не удержишь сейчас. Надо создавать соответствующие интересы», – сказал он.
В Центре технического творчества детей и молодежи Главе государства доложили о системе дополнительного образования детей и молодежи в Минске, а также перспективах развития технического творчества. По словам председателя Минского горисполкома Владимира Кухарева, учреждения допобразования в столице посещает около 70 тыс. детей. При этом предпочтение учащиеся отдают гуманитарным и художественным направлениям, в то время как к техническому направлению они проявляют меньше интереса.
Вместе с тем, проинформировал он, в Минске действует 141 инженерный класс, в котором занимается около 2,5 тыс. учащихся. Ряд предприятий и учебных заведений заинтересованы в работе с инженерными классами и подготовке кадров для высокотехнологических отраслей.
«Нужен был центр, который будет давать необходимые знания с шестилетнего возраста и поможет найти себя», – отметил Владимир Кухарев. Центр технического творчества детей и молодежи в Минске включает 18 учебных лабораторий, которые оснащены всем необходимым оборудованием для обучения новейшим технологиям. «Всего здесь будут обучаться, если брать в разрезе месяца, 7,5 тыс. учащихся, (будет. – Прим.) 281 объединение по интересам», – сказал председатель Мингорисполкома.
Министр образования Андрей Иванец отметил, что по стране в целом действует 180 инженерно-технических центров для школьников. По его словам, такие центры есть в каждом районе. На уровне областных центров и Минска созданы крупные центры технического творчества, а своего рода верхушкой пирамиды является Национальный детский технопарк. «Сегодня 80 % проектов в Национальном детском технопарке выполняются по заказам предприятий. За каждой лабораторией (их там 15) закреплены профильные министерства», – сообщил Андрей Иванец.
По словам министра, поддержка, которую государство оказывает одаренным ребятам, уже дает свои результаты. В эту вступительную кампанию 90 % победителей республиканских и международных олимпиад и почти 100 % медалистов поступили в белорусские вузы.
В церемонии открытия Минского городского Центра технического творчества детей и молодежи было задействовано специальное устройство – мехатронная система. Это символический механизм, который открыл двери для всех, кто стремится к познанию мира технологий и инноваций. Вместе с Главой государства в запуске устройства участвовали двое учащихся центра. После нажатия на рычаг все шестеренки пришли в движение. Из механизма появилась «рука робота» с еще одной шестеренкой. Ее вручили Президенту в знак памяти о символичном моменте.
Во время посещения в Минске Центра технического творчества детей и молодежи Александр Лукашенко пообщался с воспитанниками этого учреждения и оценил представленные разработки.
«Добрый день, Кулибины! А кто из вас знает, кто такой Кулибин (выдающийся механик-изобретатель Иван Кулибин, чья фамилия стала нарицательной. – Прим.), чем он занимался? Это вам домашнее задание. Доложите мэру Минска. Он мне скажет», – приветствовал ребят Президент.
Александр Лукашенко настраивает воспитанников центра на дальнейшее развитие своих способностей, а государство в свою очередь будет создавать для этого необходимые условия. «Ребята, спасибо большое. Сделайте что-нибудь полезное, такое сильное для страны. Успехов вам. Если будут проблемы, говорите. Но только имейте в виду, что все равно вам придется их решать – задачи, проблемы. Мы будем создавать условия для того, чтобы вы могли решить, как здесь. Дом нормальный (речь о здании, где разместился центр. – Прим.) для того, чтобы на первом этапе попробовать», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко подробно ознакомился с учебно-материальной базой центра, посетил лаборатории по различным направлениям инновационного технического творчества, пообщался с педагогами и их воспитанниками, ознакомился с представленными разработками.
В лаборатории робототехники Президенту продемонстрировали робот-вездеход. Его юного разработчика зовут Евгений. Он рассказал, чем оборудован его робот и какой имеет потенциал. Рассчитывает, что в перспективе удастся даже запустить изделие в массовое производство.
«Ты же в массовое производство можешь ввести только если заинтересуешь, допустим, производителя. Идея, ты же понимаешь, не нова. Такие роботы есть. Но ты должен создать лучшего робота. Конкуренция жестокая. Поэтому я тебе желаю в этой конкуренции побеждать», – сказал Александр Лукашенко.
Он также посоветовал подобрать толковую команду, ведь в одиночку все делать тяжело.
Там же Глава государства посмотрел трассу для робототехнических комплексов, которая используется для обучения роботов преодолению различных препятствий. Об этом рассказал педагог Дмитрий Жук.
Александр Лукашенко задал весьма актуальный ныне вопрос, на который многие не могут дать однозначного ответа: «Ты склонен к тому, что никакие роботы в ближайшей и в дальней перспективе человека не заменят?»
«Все равно кто-то должен писать программы под них. Сейчас есть нейросети, но кто все равно их настраивает – человек. Никуда не уйдешь от человека», – прозвучал такой ответ.
Президент согласился с этим и поблагодарил за работу. «Спасибо, что вы отбираете ребят, направляете их по этим сложным инженерным профессиям. Это нам очень нужно. Востребовано (это направление. – Прим.) и будет еще больше возрастать. А мы уже постараемся сделать так, чтобы они не бежали за границу. Ни в Америку, ни в Германию, а здесь могли учиться, что-то изобретать и работать в Беларуси», – сказал Президент.
«Все условия есть», – отметил Дмитрий Жук.
«Не только здесь. Дальше что-то придумаем еще больше», – подчеркнул белорусский лидер.
В еще одном помещении разместилась лаборатория проектной деятельности. Она оснащена компьютерами, мультибордом, 3D-принтерами и прочим оборудованием. Работа в лаборатории развивает у учеников инженерные навыки, помогает планировать шаги для достижения поставленных результатов.
Один из учеников лаборатории по имени Владислав представил свой проект – прототип отечественного робота-пылесоса. Устройство собрано из недорогих подручных комплектующих, но надо сделать скидку на то, что это все-таки детское творчество и пока только прототип. Юноша продемонстрировал, как пылесос работает в деле, и рассказал, что в том числе самостоятельно прописал для него программный код.
Президент отнесся к разработке со всей серьезностью. Тем более что Владислав просил поддержать идею производства в Беларуси таких роботов-пылесосов.
«Ну, если готовы, – сказал Президент. – Думаю, если мы произведем что-то свое, ты мне первый экземпляр подаришь».
Александр Лукашенко попросил обратить внимание на этот вопрос таких предприятий, как «Интеграл» или «Горизонт». «Надо им сказать. Пусть посмотрят на это», – сказал он.
Еще один проект юного разработчика – автономный источник энергии, в конструкции которого в том числе использованы солнечные батареи. От устройства можно запитать даже лампочку или телевизор. Здесь речь зашла о производстве в Беларуси солнечных батарей. Президент не исключает, что это может быть перспективным направлением.
«Я тебе скажу, света, в принципе, у нас хватает (для эффективного использования солнечных батарей. – Прим.). Я у себя дома в деревне, где я жил, попробовал это. Мы купили солнечные панели. И я хотел уйти от большого количества потребления электроэнергии. Получилось очень солидно. Работает до сих пор», – поделился личным опытом белорусский лидер.
Он предложил направить юношу на реальные предприятия в Беларуси, чтобы он мог на практике ознакомиться с производственными процессами, пообщаться с уже взрослыми людьми, которые создают различное электронное оборудование.
С большим интересом Александр Лукашенко также ознакомился с работой лаборатории автомототехники. В одном из помещений лаборатории установлен симулятор гоночного карта, на котором как раз занимался 12-летний Михаил. Из них 7 лет он занимается картингом. «К автоспорту меня привел отец. Мой отец тоже занимался автоспортом. И я буду продолжать дело своего отца», – бойко рассказал юный гонщик.
Президент пожелал ему успехов, но посоветовал в обычной жизни не торопиться на дороге: «Желаю тебе удостоверение водителя побыстрее получить. Но не лихачь. Я тебе как водитель говорю. Иногда мы с бешеной скоростью едем, а выигрываем всего 3–4 минуты. Так стоит ли это того, чтобы рисковать? Не стоит. Поэтому не торопись в жизни».
Глава государства также очень позитивно оценил тот факт, что ребят обучают устройству техники, из чего состоит двигатель и тому подобное. «Молодцы, это очень важно. Потому что сейчас большая половина водителей, которые умеют только крутить (руль. – Прим.). А когда у них элементарное спрашиваешь – не знают, – сказал Александр Лукашенко. – Я своего преподавателя, когда учился в школе ДОСААФ (тогда серьезный был спрос) до сих пор помню. Всех их помню. То, что они меня научили по устройству автомобиля. До сих пор это помню. Великое дело и для жизни очень полезное. То, чего не знает современная молодежь».
Устройство автомобилей и мотоциклов ребята изучают не только в теории, но и на практике. В соседнем помещении лаборатории разместилась целая мастерская, а с мотоциклами помог Мотовелозавод. В числе преподавателей есть даже собственные выращенные кадры с уже законченным высшим образованием по техническому профилю.
«Вот это вот наше богатство. Учился, закончил, пришел, работает, учит. Ну и сам же, главное, чтобы не остановился на этом, чтобы развивался. Нам нужны вот такие. Умницы нужны», – подчеркнул Глава государства.
Президенту представили одну из воспитанниц по имени Соня. Она спортсменка и участвует в соревнованиях на мотоцикле. Отрекомендовали даже как главного критика Мотовелозавода, который может подсказать, что нужно еще улучшить в конструкции.
«Это очень правильно. Ты очень мне помогаешь, потому что я был сторонником того, чтобы сохранить производство мотоциклов и велосипедов в стране, – сказал Александр Лукашенко. – Я тоже мотоциклист. И на «Харлее» могу проехать, электромотоцикл у меня есть. К сожалению, пока собранный на Мотовелозаводе – там разные комплектующие, не только наши. Но хорошая штука. Электрические мотоциклы, автомобили – это будущее».
«Молодцы. Меня всегда тоже в детстве тянуло что-то разобрать, собрать. Не всегда получалось. Условий таких не было», – добавил Президент.
Уже на территории, прилегающей к центру, Президенту продемонстрировали учебно-тренировочный заезд радиоуправляемых автомоделей и практические занятия по управлению беспилотными летательными аппаратами. Площадка для радиоуправляемых моделей соответствует всем необходимым международным стандартам и требованиям, а потому подходит, чтобы оттачивать навыки и совершенствовать технику в процессе подготовки к соревнованиям.
Модели автомобилей – это практически уменьшенная копия настоящих транспортных средств. Там есть и двигатель внутреннего сгорания, и коробка передач, и действующая независимая подвеска. Можно сказать, все по-взрослому.
Как рассказали Президенту, большинство детей, которые начинают с шести лет заниматься в центре, ходят не в один кружок, а сразу в несколько, изучая тем самым широкий спектр современных технологий.
В завершение ребята в качестве подарка вручили Александру Лукашенко специально изготовленную фигурку робота, который выполнен в цветах национальной символики. Президент поручил разместить «этого человека» во Дворце Независимости.
Кстати, Евгений, автор робота, поделился с Главой государства тем, что хотел бы попасть на учебу в технопарк и реализовать свою идею по созданию специальных протезов для тех, кто получил ранения или имеет врожденные патологии. «Я бы хотел заняться таким в нашей стране», – рассказал юноша.
«Дело хорошее», – поддержал Глава государства.
На память о приезде Александр Лукашенко сфотографировался вместе со всеми ребятами.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
