Конституционный Суд инициировал принятие Кодекса социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства
Конституционный Суд инициировал принятие Кодекса социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент БЕЛТА.
«С учетом динамичного общественного развития, трансформации многих сфер социальной жизни необходимо своевременное обновление законодательства, в процессе которого должно быть обеспечено его надлежащее качество, включая повышение уровня последовательности, предсказуемости, комплексности и правовой определенности. При установлении законодательных механизмов реализации прав и свобод граждан должны обеспечиваться одновременно необходимая полнота и компактность правовых механизмов, четкое и недвусмысленное изложение правовых норм, рамок возможного, должного и запрещенного поведения», – отметил Петр Миклашевич.
Конституционный Суд отмечает необходимость выработки новых подходов к кодификации законодательства, включая нормативное определение критериев регулирования общественных отношений на уровне законов и на уровне подзаконных актов, а также мер, обеспечивающих роль кодификации как инструмента согласованного развития законодательства в определенной сфере.
«Конституционный Суд считает целесообразным в целях устранения избыточной множественности нормативных правовых актов в сфере социальной защиты семьи осуществить кодификацию законодательства, направленную на укрепление института семьи и поддержку традиционных семейных ценностей, посредством разработки и принятия специального акта – Кодекса социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства», – дополнил Петр Миклашевич.
По информации БЕЛТА
В Беларуси реализуется масштабный комплекс мер по поддержке семей, заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова на заседании экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики на базе Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«Обеспечение демографической безопасности является одной из важнейших составляющих эффективного социально-экономического развития любого государства. В Беларуси вопросы демографической политики, включая развитие человеческого капитала, поддержку семьи, защиту материнства, отцовства и детства, находятся на постоянном контроле Главы государства, – отметила Наталья Кочанова. – Выступая с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 года, Президент подчеркнул: чтобы крепко стоять на своей земле, нас, белорусов, должно быть больше, значительно больше. Это важнейшее условие суверенитета. И государство делает много, чтобы это условие обеспечить. Государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы предусмотрены мероприятия, направленные на укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, формирование здорового образа жизни, ориентацию воспитательного и образовательного процесса на семейные ценности и повышение престижа многодетной семьи, улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности населения».
В настоящее время в Беларуси реализуется масштабный комплекс мер по поддержке семей, включающий предоставление оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, выплату различных пособий, назначение семейного капитала, льготы и гарантии в области трудовых отношений, пенсионного обеспечения, обеспечение жильем многодетных семей в первоочередном порядке, получение льготного или бесплатного питания в школах, льготы при оплате за пользование учебниками и учебными пособиями, первоочередное место в университетском общежитии, налоговые и иные льготы, подчеркнула спикер.
Экспертно-консультативный совет при Президиуме Совета Республики (ЭКС) является коллегиальным совещательным органом. Его основными задачами и функциями, в частности, являются анализ и оценка проектов долгосрочных и среднесрочных государственных программ; подготовка аналитических материалов и иной информации по актуальным вопросам формирования и реализации государственной политики в области экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, местного управления и самоуправления, международной деятельности и другим для использования в работе Президиума Совета Республики, постоянных комиссий Совета Республики, в парламентской деятельности членов Совета Республики; взаимодействие с научными организациями, учреждениями образования и общественными объединениями, а также экспертными советами, создаваемыми в других государственных органах; содействие укреплению контактов Совета Республики с научной общественностью и освещению его деятельности в средствах массовой информации и интернет-ресурсах; иные задачи и функции, способствующие обеспечению системного подхода к решению задач, возложенных на Совет Республики, его органы и членов Совета Республики.
Тема сегодняшнего заседания – «Демографическая безопасность в Республике Беларусь: тенденции, вызовы, перспективы». В прошлом году на заседаниях ЭКС были рассмотрены следующие темы: «О практике применения законодательства и реализации мероприятий в области мелиорации земель и их эффективного использования», «Устойчивое развитие регионов на основе создания импортозамещающих и кооперационных производств и активного использования механизмов их финансовой поддержки».
По информации БЕЛТА
Абсолютно все сферы нашей жизни регулируются законами. Они же создаются и принимаются в соответствии с Конституцией – Основным Законом страны. Как и все общество, Конституция развивается и совершенствуется, чтобы при любых обстоятельствах защищать наши права и свободы. О социальной ориентированности обновленной Конституции, особенностях ее действия в современных условиях «Р» поговорила с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.
Запрос времени
– В результате республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, у Конституционного Суда значительно расширились полномочия. Чем это вызвано и как сказалось на вашей деятельности?
– Наша действительность характеризуется процессами глобализации, динамичным развитием региональной интеграции, сложной геополитической ситуацией. Политическая и социально-экономическая реальности обусловили необходимость укрепления государственного суверенитета, правовое содержание которого раскрывается в статье 1 Конституции: согласно ей, Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционный Суд Республики Беларусь, являясь «хранителем Конституции», призван защищать суверенитет.
В результате изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме в 2022 году, Конституционному Суду по сути придан статус конституционного арбитра при разрешении споров между ветвями власти, государством и гражданами. В связи с этим введены новые полномочия о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. При этом расширено число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.
Обновленная Конституция предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд гражданина с просьбой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по его мнению, нарушены его конституционные права и свободы. Это является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
Важный этап правосудия
– Насколько широко граждане Беларуси пользуются своей новой возможностью? Относятся ли вопросы, которые они хотят разрешить, к компетенции Конституционного Суда?
– В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке, определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.
Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.
Многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Конституционным Судом принято два определения об отказе в возбуждении производства по делу, принято одно решение по существу «О конституционности статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по жалобе». Еще одно решение находится на рассмотрении в суде.
– Что же нужно учитывать тем, кто намерен обратиться за защитой своих прав в Конституционный Суд?
– Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Она должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме. Для этого на официальном сайте Конституционного Суда следует создать личный кабинет и заполнить в нем специальную регистрационную форму с приложением необходимых документов и иных материалов.
– Недавно в Конституционном Суде была рассмотрена первая индивидуальная конституционная жалоба…
– Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.
Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из принципа верховенства права, Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе гражданина признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оказалось, в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.
Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении. Правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.
Мы станем лучше
– В обновленной Конституции усилена социальная ориентированность. Это касается норм о долге каждого вносить посильный вклад в развитие государства и общества, государственной поддержки семьям с детьми, содействия духовному, нравственному и иному развитию молодежи и многого другого. Такой подход требует определенной модернизации самого общества, не правда ли?
– Положения о социальном характере белорусского государства в обновленной Конституции получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства. Так, в Конституции закрепляется больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особая забота со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержка семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая норма налагает дополнительные социальные обязательства на государство и значительно усиливает социальную составляющую государственной политики.
Действительно, в современном социальном государстве корректируются взаимоотношения между гражданином, обществом и государством, исключается иждивенческий характер.
Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализоваться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.
Важнейшим принципом социального государства выступает социальная справедливость. Напомню, что в результате республиканского референдума в 2022 году мы дополнили преамбулу Конституции положением, согласно которому народ Республики Беларусь утверждает устои социально справедливого общества.
Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения. С материальными возможностями ведь связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху. При определении уровня такого разрыва используется децильный коэффициент фондов. Он обозначает соотношение средних доходов 10 процентов наименее обеспеченных и 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения страны. В США и России такой коэффициент составляет приблизительно 15, в странах Европы – 7–8. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в нашей стране децильный коэффициент равен 6.
Развитие социального государства на принципах справедливости выступает важнейшим фактором безопасности, минимизации социальных конфликтов в обществе и устойчивого развития государства.
Оксана Невмержицкая, « Рэспубліка», 15 марта 2025 г.
Новации законопроекта «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» – ответ на вызовы сегодняшнего дня, заявил журналистам председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Валерий Малашко, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Рабочее совещание по обсуждению отдельных положений проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» под председательством спикера Игоря Сергеенко проходит в Палате представителей. Законопроект принят в первом чтении 7 февраля и готовится ко второму чтению.
«Прошел месяц после принятия законопроекта в первом чтении, и мы активно работаем в избирательных округах, комиссиях, изучая те нормы, которые заложены в проект закона о правах ребенка. И очень важно, что они являются ответом на те вызовы сегодняшнего дня, которые наши дети, мы с вами – как родители, педагоги – испытываем в нашем открытом обществе. Это целый ряд таких негативных явлений, которые влияют на психику ребенка, и, к сожалению, не всегда мы можем доступными мерами ограничить их воздействие на наших детей», – рассказал Валерий Малашко.
В частности, законопроектом предусматривается следующее. Первое – лишение права заниматься педагогическими деятельностью лиц, совершивших преступления экстремистской направленности и преступления, связанные с оборотом наркотиков. Второе – установление обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе посредством контроля за использованием детьми ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет и применения программно-аппаратных и программных средств, позволяющих не допустить распространения среди детей такой информации. Третье – отнесение к информационной продукции игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, для присвоения им знака возрастной категории. Четвертое – закрепление правовых гарантий обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками.
«Сегодня мы будем говорить об агрессии взрослых в отношении ребенка, что тоже, к сожалению, имеет место быть в нашем обществе. Насилие разного рода – психологическое, сексуальное, физическое насилие над ребенком. Поэтому сегодня мы собрались таким большим экспертным советом: педагоги, медики, люди, которые в своей практической деятельности долгое время работали с детьми, в детских коллективах, чтобы выслушать все мнения. Чтобы норма действительно поставила преграду тем людям, которые наносят вред здоровью детей», – подчеркнул парламентарий.
По информации БЕЛТА
Когда народ проголосовал за изменения, то мы получили большой кредит общественного доверия, который должны оправдать, заявила журналистам заместитель Председателя Конституционного Суда Наталья Карпович во время круглого стола, посвященного Дню Конституции, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
«Юридическое сообщество, которое непосредственно принимало участие в подготовке проекта Конституции, приложило все возможные усилия для того, чтобы нормы Основного Закона были юридически точными и содержательно выверенными, – сказала Наталья Карпович. – Сегодня мы обсуждаем, как реализуются нормы Конституции в правоприменительной практике, нашем нормотворчестве, как на основе Конституции реализуются основополагающие ценности, как они претворяются в жизнь. Кроме того, в каком направлении необходимо направить наши усилия, чтобы наше законодательство в полной мере обеспечивало реализацию этих ценностей, а также было востребовано нашим обществом, реальным инструментом обеспечения прав и свобод граждан».
Заместитель председателя Конституционного Суда отметила, что в подготовке изменений в Конституцию приняло участие большое количество граждан. «Это представители научной сферы, общественных организаций, различные специалисты и практические работники. В этой работе мы определили те задачи, которые должны были быть решены при подготовке изменений в Конституцию. Заново переосмыслили те важнейшие цели и ценности, к которым идет наше общество, которые должны быть защищены нормами Основного Закона», – добавила она.
«Эта работа объединила всех нас, наше общество в целом. И когда народ проголосовал за изменения, то мы получили большой кредит общественного доверия, который должны оправдать, – уверена Наталья Карпович. – На основе конституционных норм состоялись такие важнейшие события, как выборы высших конституционных органов власти. Также действует в конституционном статусе наш высший представительный орган народовластия ВНС, который уже принял важнейшие документы в сфере национальной безопасности. Тем самым определив наши приоритеты и направления деятельности по предотвращению возможных негативных последствий влияния каких-то факторов на жизнь нашего общества и государства».
Наталья Карпович акцентировала внимание, что и дальше планируется внедрять в практическую жизнь все конституционные положения. «На основе одной Конституции в настоящее время защищаются наши семейные ценности, права социально незащищенных слоев населения. Проводится огромная работа по организации вовлечения нашей молодежи в общественную деятельность для того, чтобы в полной мере использовать потенциал молодых людей на благо общества и государства. В этом направлении нам еще предстоит значимая работа», – добавила она.
По информации БЕЛТА
Что изменится в списке работ, на которых запрещен труд несовершеннолетних, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
В ведомстве отметили, что подготовлен новый документ, в котором будут указаны конкретные профессии, на которых запрещен труд несовершеннолетних. Он увидит свет в ближайшее время. «Это сделано по многочисленным просьбам специалистов по кадрам: порой нелегко соотнести вакансию, на которую откликнулся несовершеннолетний, с конкретными видами работ и определить, нет ли среди них запрещенных», – отметили в пресс-службе. В нынешнем списке перечислены виды работ, например, несовершеннолетним запрещается участвовать в буровых работах, подземных работах и работах под водой.
В общей сложности для трудоустройства станут доступны более 160 рабочих профессий. Список позволит несовершеннолетним трудиться на полиграфическом производстве (корректором, оператором электронного набора и верстки, оператором электронного цветовыделения, печатником), на производстве продуктов питания (кулинаром, кондитером, поваром).
Также планируется работа над перечнем легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет. В перспективе он тоже будет существенно расширен.
По информации БЕЛТА