Александр Шваюнов рассказал, как будет упрощен процесс строительства жилья для нуждающихся
Заместитель Министра архитектуры и строительства Александр Шваюнов рассказал о том, как упростится процесс строительства жилья для нуждающихся категорий граждан, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Министерства архитектуры и строительства.
Подписанные накануне Президентом указы № 94 и № 95 значительно упростят нуждающимся в улучшении жилищных условий процедуру приобретения собственного жилья.
«Уходим от одной из важнейших проблем: сегодня будем возводить жилье без участия дольщика. То есть человек будет приходить и оформлять на себя готовое жилье, не вовлекаясь в процессы строительства и всего того, что с этим связано, – отметил Александр Шваюнов. – В итоге он выбирает себе квартиру, которая ему подходит, заключает на нее договор и на него переоформляется кредитный договор».
Также заместитель Министра рассказал о том, вырастет ли цена на жилье в связи с новым подходом. Он обратил внимание, что разница в стоимости между котлованом и готовым жильем касается коммерческих застройщиков. «У государственных застройщиков цена не меняется с момента начала строительства и до окончания, – подчеркнул он. – Меняется цена только у коммерческих застройщиков, соответственно, на котловане они ставят ниже цену, а уже если выше готовность, цена повышается».
Для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, все останется как и прежде. «Механизмы кредитования на сегодняшний день известны и прозрачны. Поэтому все останется для нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан также, по погашению кредита и так далее», – сказал Александр Шваюнов. И преимущество будет в том, что человеку не придется включаться во все этапы строительного процесса.
По информации БЕЛТА
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации БЕЛТА
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала изменения в порядке предоставления господдержки на строительство жилья.
Указ Президента № 95 от 6 марта 2025 г. объединил все формы господдержки, которые существуют в республике. Он предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан); одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан); финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей).
«В Указе предусмотрен универсальный порядок предоставления господдержки отдельным категориям граждан. Речь идет о том, что мы здесь определили конкретный перечень форм государственной поддержки, на которые граждане имеют право претендовать, – отметила Инна Пинковская. – В этом акте формы господдержки систематизированы, нормы изложены более понятным и доступным для граждан языком, чтобы любой, открыв нормативно-правовой акт, смог разобраться в тонкостях и нюансах и меньше обращался в госорганы. Объем установленных норм здесь значительно меньше, нежели на сегодняшний день предусмотрено законодательными актами».
Так, Указом предусматривается возможность строительства частных домов гражданами с привлечением льготных кредитов. Также в населенных пунктах с численностью до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном. «Исключение составляют многодетные семьи, которые могут приобретать жилые помещения в иных населенных пунктах, но для очередников в населенных пунктах до 20 тыс. это существенно, ведь они могут не только построить, но и приобрести жилье. В некоторых малых городских поселениях стоимость квадратного метра на вторичном рынке в некоторых случаях ниже новостроя», – акцентировала представитель Минстройархитектуры.
В рамках этого Указа предусмотрено, что все категории граждан, которые имеют право на господдержку, сохраняются, как и условия предоставления господдержки. «Единственное исключение – она не будет предоставляться на строительство жилых помещений путем долевого участия в рамках жилищно-строительного потребительского кооператива (ЖСПК) для того, чтобы исключить граждан из процесса самого строительства. Люди будет приобретать готовое жилье, построенное по государственному заказу. Но все жилые дома, которые строятся в рамках долевого строительства, если проектная декларация опубликована до 1 июня 2025 года, будут достраиваются на тех условиях, которые предусмотрены долевым способом», – пояснила Инна Пинковская. Эти нововведения касаются жилья, которое начнут строить с 1 июня 2025 года, так как именно с этой даты Указ вступает в силу.
По информации БЕЛТА
Госпрограмма по строительству жилья на 2026–2030 годы скоро будет принята в Беларуси. Об этом рассказала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит».
Совет Министров Беларуси постановил утвердить Концепцию государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года 13 марта этого года. По словам Инны Пинковской, один из соответствующих предписаний обязывает Минстройархитектуры совместно с заинтересованными в двухмесячный срок утвердить детальный план мероприятий по реализации концепции. Поэтому в течение двух месяцев план будет составлен, добавила она. В нем будет четко прописано, какие нормативные документы должны быть приняты.
«В плане будут отражены нормативные правовые акты, которые необходимо будет принять в рамках реализации концепции, – рассказала Инна Пинковская. – Одним из документов будет Государственная программа «Строительство жилья» на следующую пятилетку. В ней уже будут определены конкретные цифры: сколько мы будем строить, какое жилье мы будем строить, для каких категорий граждан. То есть это детализированные направления».
По информации БЕЛТА
Минстройархитектуры вырабатывает критерии для реновации жилья на ближайшие пять лет. Об этом рассказала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит».
Концепция государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года утверждена Правительством 13 марта. «Если говорить о подходах, то на эту пятилетку у нас как таковой жилищной концепции не было. Была программа строительства жилья, а сейчас уже идет последний год пятилетки», – отметила Инна Пинковская.
Концепция, по сути, отражает основные направления в жилищной политике государства, которые потом уже подробно расписываются в соответствующих программах. Что касается основных направлений жилищной концепции до 2030 года, это в первую очередь уклон на реновацию существующего жилищного фонда. «Ни для кого не секрет, что со временем существующий жилищный фонд морально и физически устаревает и его нужно, естественно, обновлять. Речь идет о том, что на уже существующей инженерной инфраструктуре строятся новые жилые дома. Например, уже начата работа, в том числе профильными институтами Минстройархитектуры, по разработке концепции реновации жилфонда в следующие пять лет. Это одно из направлений таких глобальных», – обратила внимание замначальника главного управления строительства и жилищной политики.
По российскому примеру под реновацией жилых домов подразумевается не просто капитальный ремонт, а снос и строительство нового здания. «Наши институты работают по поводу того, чтобы определить основные направления. Обсуждаются критерии, которые нужно выработать для сноса того или иного дома, а также источники финансирования. Нужно определиться с тем, как будут реализовываться имущественные права граждан, которые проживают в этом фонде», – пояснила Инна Пинковская.
Если говорить о самой Концепции жилищной политики, то один из соответствующих предписаний постановления обязывает Минстройархитектуры совместно с заинтересованными в двухмесячный срок утвердить детальный план мероприятий. Поэтому в течение двух месяцев план будет составлен, подчеркнула замначальника главного управления. В нем будет четко прописано, какие нормативные документы должны быть приняты в рамках реализации концепции.
По информации БЕЛТА
Глава государства 11 марта подписал Указ № 104, который приводит ряд указов Президента Республики Беларусь в соответствие с Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2024 г. № 37-З «Об изменении законов по вопросам ветеранов».
Так, Указом предусмотрено:
1) предоставление бесплатного санаторно-курортного лечения и оздоровления (Указ № 542):
- бывшим узникам фашизма;
- ветеранам боевых действий на территории других государств из числа военнослужащих;
- супругам погибших военнослужащих, не вступившим в новый брак;
2) получение денежной помощи на оздоровление в размере 10 базовых величин (420 рублей в 2025 году) лицами, награжденными орденами или медалями СССР за безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, отнесенным к участникам войны, которые не использовали свое право на бесплатное санаторно-курортное лечение в течение года (Указа № 542);
3) отнесение к участникам войны лиц, награжденных орденами или медалями СССР за безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны для целей выплаты материальной помощи ко Дню Победы (Указ № 281).
Данные нормы вступают в силу с 1 мая 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь