В МПА СНГ готовят модельный закон о трансграничной несостоятельности и банкротстве
В Таврическом дворце в Санкт-Петербурге прошло первое заседание рабочей группы по подготовке проекта модельного закона «О трансграничной несостоятельности и банкротстве». Об этом БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.
Участие в мероприятии приняли парламентарии стран СНГ, эксперты, представители научного сообщества и профессиональных объединений.
В условиях динамичного развития товарооборота между странами СНГ возникают значительные юридические противоречия. Цель разработки закона «О трансграничной несостоятельности и банкротстве» – создать единый рекомендательный документ для регулирования международных банкротств. Это необходимо, когда должник связан с несколькими странами, например, зарегистрирован в одной, но ведет бизнес в другой, его активы находятся в разных странах, а также в случае, если кредиторы и должник имеют разное гражданство.
Кроме того, понятия «несостоятельность» и «банкротство» не являются синонимами и требуют различного подхода. При разработке модельного закона также необходимо учитывать аспекты цифровизации. Системное регулирование этой сферы важно для экономики стран СНГ, защиты бизнеса и предотвращения вывода активов недобросовестными должниками. Однако в СНГ нет единого законодательства по таким вопросам. В некоторых странах есть отдельные нормы или судебная практика, но остаются нерешенные проблемы: не определена компетенция судов, не урегулирован порядок признания решений иностранных судов, не прописаны последствия признания иностранного банкротства и полномочия зарубежных управляющих.
Создание модельного закона поможет решить эти вопросы и повысить эффективность экономического взаимодействия стран СНГ.
Работа над документом будет продолжена с учетом прозвучавших на заседании комментариев и замечаний.
По информации БЕЛТА
Новации законопроекта «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» – ответ на вызовы сегодняшнего дня, заявил журналистам председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Валерий Малашко, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Рабочее совещание по обсуждению отдельных положений проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» под председательством спикера Игоря Сергеенко проходит в Палате представителей. Законопроект принят в первом чтении 7 февраля и готовится ко второму чтению.
«Прошел месяц после принятия законопроекта в первом чтении, и мы активно работаем в избирательных округах, комиссиях, изучая те нормы, которые заложены в проект закона о правах ребенка. И очень важно, что они являются ответом на те вызовы сегодняшнего дня, которые наши дети, мы с вами – как родители, педагоги – испытываем в нашем открытом обществе. Это целый ряд таких негативных явлений, которые влияют на психику ребенка, и, к сожалению, не всегда мы можем доступными мерами ограничить их воздействие на наших детей», – рассказал Валерий Малашко.
В частности, законопроектом предусматривается следующее. Первое – лишение права заниматься педагогическими деятельностью лиц, совершивших преступления экстремистской направленности и преступления, связанные с оборотом наркотиков. Второе – установление обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе посредством контроля за использованием детьми ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет и применения программно-аппаратных и программных средств, позволяющих не допустить распространения среди детей такой информации. Третье – отнесение к информационной продукции игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, для присвоения им знака возрастной категории. Четвертое – закрепление правовых гарантий обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками.
«Сегодня мы будем говорить об агрессии взрослых в отношении ребенка, что тоже, к сожалению, имеет место быть в нашем обществе. Насилие разного рода – психологическое, сексуальное, физическое насилие над ребенком. Поэтому сегодня мы собрались таким большим экспертным советом: педагоги, медики, люди, которые в своей практической деятельности долгое время работали с детьми, в детских коллективах, чтобы выслушать все мнения. Чтобы норма действительно поставила преграду тем людям, которые наносят вред здоровью детей», – подчеркнул парламентарий.
По информации БЕЛТА
13 марта 2025 года состоялось заседание Рабочей группы Совета министров юстиции государств – участников СНГ по разработке проекта Плана мероприятий по подготовке и проведению в Содружестве Независимых Государств в 2027 году Года правового просвещения.
В мероприятии, прошедшем в формате видеоконференции, приняли участие представители министерств юстиции и других заинтересованных органов от Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, базовых организаций государств – участников СНГ в сфере нотариальной и адвокатской деятельности, а также сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Проведение тематического года в СНГ традиционно предполагает разработку плана мероприятий, который в данном случае будет направлен на повышение уровня правовой культуры населения, широкое разъяснение гражданам их прав и обязанностей.
Участники заседания Рабочей группы рассмотрели и в целом согласовали предложения Совета министров юстиции государств – участников СНГ для включения в План мероприятий по подготовке и проведению в Содружестве Независимых Государств в 2027 году Года правового просвещения.
Планируется, что на протяжении 2027 года будут проведены многочисленные международные конференции, диалоговые площадки по актуальным вопросам права, благотворительные акции по бесплатному разъяснению правовых вопросов (правовая помощь), дни правового просвещения и правовой культуры, многие другие мероприятия.
Проведение данных мероприятий в рамках Года правового просвещения в СНГ позволит оказать содействие гражданам в решении их житейских вопросов, что позволит сформировать определенные условия для защиты их прав и законных интересов, а также будет способствовать развитию правовой сферы правовых отношений на пространстве Содружества.
Участники заседания обсудили также возможность установления Единого дня правового просвещения (правовой помощи) в СНГ – 8 октября – дата принятия в 2024 году Советом глав государств СНГ Решения «Об объявлении в Содружестве Независимых Государств 2027 года Годом правового просвещения».
Разработанные Рабочей группой предложения по подготовке в Содружестве Независимых Государств в 2027 году Года правового просвещения будут представлены на девятнадцатом заседании Совета министров юстиции государств – участников СНГ, которое состоится в июне 2025 года в городе Минске под председательством Министра юстиции Республики Беларусь Е.И.Коваленко.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
Правовое просвещение играет важную роль в создании атмосферы постоянного присутствия права в жизни людей и включенности населения в правовую жизнь. Воспитание правовой культуры граждан – серьезная и ответственная работа для всех субъектов, вовлеченных в этот процесс.
Одним из важных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в правовой сфере является взаимодействие заинтересованных государственных органов и обмен опытом по вопросам развития правосознания граждан, распространения правовых знаний и обеспечения их широкого применения в повседневных правоотношениях. О том, что этой проблематике в рамках Содружества придается большое значение, свидетельствует принятие Советом глав государств СНГ Решения от 8 октября 2024 года «Об объявлении в Содружестве Независимых Государств 2027 года Годом правового просвещения».
Указанная инициатива была выдвинута Министерством юстиции Республики Беларусь и поддержана на семнадцатом заседании Совета министров юстиции государств – участников Содружества Независимых Государств, прошедшем 22 сентября 2023 года в Душанбе.
Проведение тематического года в СНГ традиционно предполагает разработку плана мероприятий, который в данном случае будет направлен на повышение уровня правовой культуры населения, широкое разъяснение гражданам их прав и обязанностей и в целом на дальнейшее развитие правовой сферы на пространстве Содружества. В этих целях на протяжении года будут проведены многочисленные международные конференции, диалоговые площадки по актуальным вопросам права, благотворительные акции по бесплатному разъяснению правовых вопросов (правовая помощь), дни правового просвещения и правовой культуры, многие другие мероприятия.
Совет министров юстиции государств – участников СНГ 17 октября 2024 года в Ташкенте рассмотрел широкий круг вопросов, охватывающий различные аспекты правового просвещения, по результатам которого приняты следующие решения:
- о создании Рабочей группы Совета министров юстиции государств – участников СНГ по разработке проекта Плана мероприятий по подготовке и проведению в Содружестве Независимых Государств в 2027 году Года правового просвещения;
- о подготовке информационно-аналитического материала «Правовое просвещение в государствах – участниках Содружества Независимых Государств как важный механизм повышения качества жизни».
В государствах Содружества сформирован богатый и разнообразный опыт поощрения и распространения правовых знаний. Страны активно делятся друг с другом этим опытом, внедряя доказавшие свою эффективность формы работы с населением, а также адаптируя к местным условиям инновации в этой сфере.
В Республике Беларусь правовому просвещению традиционно уделяется немалое внимание. Это направление работы рассматривается в качестве залога успеха в развитии гражданского общества и построении правового государства.
В Концепции правовой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 196, правовые воспитание и просвещение включены в число основных направлений реализации данной политики. При этом формирование и повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан отмечены в качестве необходимого условия совершенствования национальной правовой системы.
Министерству юстиции Республики Беларусь, кроме исполнительной, отведена и координирующая роль в сфере правового просвещения. Совместно с заинтересованными государственными органами и организациями Министерством разработан план соответствующих мероприятий, рассчитанный на 2024–2029 годы, который утвержден постановлением белорусского Правительства. В этом документе определены как концептуальные направления деятельности по правовому воспитанию и просвещению граждан, так и конкретные меры по ее осуществлению. В круг исполнителей мероприятий включены государственные органы, учреждения образования, отдельные общественные объединения, Федерация профсоюзов Беларуси, Белорусская нотариальная палата, Белорусская республиканская коллегия адвокатов. Координация работы по выполнению плана возложена на Министерство юстиции.
В развитие указанного документа был принят Механизм реализации Министерством юстиции, органами и организациями, входящими в его систему, Плана мероприятий по правовому воспитанию и просвещению граждан в 2024–2029 годах.
Большой отклик у граждан находит проведение акций по бесплатному консультированию, которое проводят работники органов юстиции на местах, нотариусы и адвокаты страны. Такие акции, как правило, приурочены к государственным праздникам – День Конституции, День Победы, День Независимости и другим праздничным дням, например, Дню семьи, Дню пожилых людней, Дню юриста.
Для разъяснения актов законодательства проводятся беседы в трудовых коллективах, осуществляются выступления в теле- и радиопрограммах, выходят публикации в средствах массовой информации, а также на интернет-ресурсах, в том числе в мессенджерах и социальных сетях.
Среди интересных инициатив можно отдельно выделить созданный на сайте Белорусской нотариальной палаты новый информационный ресурс «Нотариус для вас». Это уникальный сборник актуальной информации о нотариальных услугах и алгоритмах действий в различных жизненных ситуациях, когда может помочь нотариус. Данный ресурс содержит около 100 статей, более 150 записей подкастов нотариусов (на радио и телевидении), а также экспертные ответы на вопросы граждан.
В Республике Беларусь функционирует веб-портал Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР), ведение которого осуществляется Министерством юстиции. Это – не только система, позволяющая непосредственно подготовить и направить документы для государственной регистрации и ликвидации субъекта хозяйствования, но и ресурс, вобравший в себя всю необходимую заявителям информацию для создания и ведения бизнеса. На нем, в частности, размещены подборка законодательства по данному вопросу, рубрика «вопрос-ответ», сервис по подготовке документов для последующего их представления в регистрирующий орган, пошаговая инструкция по регистрации и ликвидации, проверка статуса субъектов хозяйствования.
Особое внимание в стране уделяется работе с детьми и молодежью. В ее рамках представителями Министерства юстиции проводятся встречи, занятия, лекции, семинары для учащейся молодежи. Органами юстиции выстроено четкое взаимодействие с учреждениями общего среднего образования, организовано функционирование подшефных классов правовой направленности.
Для более широкого охвата молодежной аудитории в Белорусской республиканской коллегии адвокатов, а также в каждой территориальной коллегии созданы Советы молодых адвокатов, которые также активно участвуют в правовом просвещении, направленном на соответствующую целевую аудиторию.
В целях пропаганды становления правовой государственности, повышения правовой культуры граждан, популяризации профессии юриста Министерством юстиции организован и проводится ежегодный конкурс «Вершина права». Участие в нем принимают юристы, журналисты, медиаторы, студенты со всех уголков страны. В 2024 году на конкурс поступила 141 заявка, что свидетельствует о востребованности данной инициативы в юридическом сообществе.
Активное развитие также получают новые формы мероприятий по правовому просвещению под эгидой Министерства юстиции:
- диалоговые площадки со студентами высших учебных заведений с участием представителей руководства Министерства юстиции и приглашенных экспертов, приуроченные к важным общественно-политическим событиям. В частности, такой формат использовался при обсуждении проекта обновленной Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, проведении электоральной кампании единого дня голосования, праздновании 30-летия Конституции Республики Беларусь;
- информационные встречи в формате «молодежь для молодежи» молодых работников Министерства юстиции со студентами высших учебных заведений, обучающимися по правовым специальностям;
- интеллектуальные игры, такие как тематические квизы, включающие вопросы правовой направленности, для работников республиканских органов государственного управления, приуроченные ко Дню Конституции и Дню народного единства.
С учетом пристального внимания, которое уделяется в Республике Беларусь правовому воспитанию и просвещению, данный опыт может быть интересен для других государств СНГ. В рамках подготовки к проведению в 2027 году Года правового просвещения в Содружестве Независимых Государств совместными усилиями будет сгенерировано много новых идей и подходов к развитию концепции «правового просвещения».
В Кыргызской Республике в ходе реализации правовой политики исходят из того, что в условиях глобализации и стремительных изменений в социальной и экономической сферах, повышение правовой грамотности населения становится не просто необходимостью, но и важным фактором для обеспечения эффективной защиты прав и интересов граждан, укрепления правопорядка.
Правовое просвещение – это не только передача знаний о правах и обязанностях, но и создание условий, в которых каждый человек может воспользоваться своими правами на практике. Это – средство, которое помогает людям ориентироваться в сложных правовых вопросах, принимать обоснованные решения и защищаться от правонарушений и несправедливости.
Заинтересованными государственными органами учитывается, что недостаточный уровень правовой грамотности населения может быть связан со слабым уровнем работы по развитию правового обучения и воспитания в образовательных организациях, с ограниченностью доступа к получению правовой информации, со слабой организацией работы по предоставлению правовой помощи (особенно для жителей отдаленных местностей).
Для эффективного выполнения задач по информированию и правовому просвещению населения Министерство юстиции Кыргызской Республики активно использует различные онлайн-инструменты с участием сотрудников ведомства.
Одним из ключевых проектов является онлайн-акция «Юстиция на связи», которая регулярно проводится в социальных сетях. В рамках этих акций граждане могут в прямом эфире задать вопросы, внести предложения и получить важную информацию по правовым вопросам. В ходе трансляций обсуждаются темы, касающиеся получения адвокатских и нотариальных услуг, открытия бизнеса, проведения судебных экспертиз и прочего.
Особое внимание уделяется вопросам оказания бесплатной юридической помощи в виде предоставления консультационно-правовой помощи населению. Так, Службой юридической помощи при Министерстве юстиции Кыргызской Республики оказывается консультационно-правовая помощь населению в самых различных формах:
1) функционируют 43 районных офиса по оказанию юридической помощи;
2) работает постоянная горячая линия 114;
3) сотрудники Службы и адвокаты системы гарантированной государством юридической помощи каждый понедельник выходят в прямом эфире телепередачи «Бесплатный адвокат»;
4) на плановой основе осуществляются выезды «Автобуса солидарности», в состав которого входят сотрудники Службы, специалисты министерств и ведомств Кыргызской Республики;
5) организовываются различные акции и декады.
Отдельно целесообразно остановиться на внедрении чат-бота, основанного на технологиях искусственного интеллекта для расширения охвата консультационно-правовой помощи населению. Министерством юстиции пилотируется прототип чат-бота, построенного на базе модели ChatGPT 4 в формате «No Code» с использованием готовых возможностей без дополнительного программирования. На текущий момент проводится пополнение базы данных чат-бота законодательством Кыргызской Республики.
Правовое просвещения ведется также непосредственно в системе образования. Министерство юстиции совместно с Министерством образования и науки Кыргызской Республики, а также международными организациями планирует провести следующие мероприятия по повышению правовой грамотности населения через образование:
- разработка программы курсов повышения квалификации и методических материалов, онлайн-курсов для учителей школ на правовые темы;
- разработка правовых материалов, которые будут интегрированы в школьные учебные программы по предмету «Человек и общество»;
- содействие в проведении и подведении итогов Олимпиады для школьников по правовым вопросам «Человек и Общество»;
- внедрение спецкурсов «Правосудие, ориентированное на людей» для студентов юридических вузов Кыргызской Республики.
В Кыргызстане справедливо полагают, что правовое просвещение играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития общества и повышении качества жизни каждого гражданина. Правовое просвещение – это инвестиция в будущее, которая приносит дивиденды в виде сильного, справедливого и защищенного общества.
Одной из социально значимых задач, возложенных на Министерство юстиции Российской Федерации, является проведение правового информирования и правового просвещения населения, в рамках развития института бесплатной юридической помощи.
Министерство юстиции России с 2013 года выполняет координирующие функции по подготовке и проведению Всероссийского дня правовой помощи детям, который ежегодно проводится в ноябре на территории всех субъектов Российской Федерации.
Ежегодно 20 ноября проводится Всероссийский день правовой помощи детям, в рамках которого усыновители и опекуны сирот, дети, а также граждане, планирующие стать опекунами, во всех субъектах Российской Федерации могут обратиться в консультативные пункты за получением бесплатной юридической помощи, получить необходимую информацию по вопросам реализации прав и защиты охраняемых законом интересов детей, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из малообеспеченных или находящихся в трудной жизненной ситуации семей.
В 2023 году на территории страны функционировало более 80 тыс. консультационных пунктов, где детям, их родителям, усыновителям и опекунам, а также гражданам, планирующим стать опекунами, была оказана квалифицированная правовая помощь. Общее количество обращений, по которым была оказана консультационная помощь, превысило 225 тыс. случаев.
В 2024 году, помимо Всероссийского дня правовой помощи детям, Министерством юстиции совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период с 8 по 17 июля 2024 года обеспечено проведение Всероссийской недели правовой помощи по вопросам защиты интересов семьи. Указанный комплекс мероприятий был включен в План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года семьи.
Дата проведения Недели правовой помощи приурочена ко Дню любви, семьи и верности, установленному Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2022 году. В рамках Недели правовой помощи было проведено более 39 тыс. мероприятий, участниками которых стали более 1,4 млн граждан.
Активное участие в проведении комплекса мероприятий приняли государственные юридические бюро, адвокатское и нотариальное сообщество, органы записи актов гражданского состояния, участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также социально ориентированные некоммерческие организации.
Более чем 140 тыс. граждан, в число которых вошли многодетные семьи, семьи, имеющие ребенка инвалида, семьи, оба или один из родителей которой являются участниками специальной военной операции, усыновители, опекуны, попечители, патронатные воспитатели, получили необходимые правовые консультации по интересующим их вопросам.
В проведении Недели правовой помощи были задействованы закупленные и переданные в регионы по инициативе Минюста России мобильные офисы оказания бесплатной юридической помощи, которые осуществляют выездные консультации в отдаленных регионах субъектов Российской Федерации, с использованием которых оказано более 2 тыс. правовых консультаций.
Помимо этих мероприятий ведется активная работа по цифровизации процесса оказания бесплатной юридической помощи, правового информирования и правового просвещения.
В декабре 2022 года Министерством юстиции Российской Федерации введена в опытную эксплуатацию информационная система «Правовая помощь», включающая в себя подсистему «Единый государственный портал правового просвещения и бесплатной юридической помощи».
Портал предназначен для доступа граждан к актуальной и достоверной правовой информации по вопросам реализации и защиты их прав и законных интересов. Информация изложена в удобной для восприятия и использования форме, сгруппирована по определенным жизненным ситуациям, с возможностью доступа к необходимым нормативным правовым актам, а также для доступа к получению бесплатной юридической помощи.
Постоянно растет количество размещенных на портале жизненных ситуаций в форме понятных для граждан пошаговых инструкций по вопросам пенсионного обеспечения, оформления наследства, регистрации брака, утраты близкого человека, получения различных выплат, жилищно-коммунального хозяйства и многих других.
Описание последовательности действий в каждой жизненной ситуации снабжено формами необходимых документов, доступными для скачивания и заполнения, а также ссылками на нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие сферы общественных отношений.
В Республике Таджикистан отмечают, что в современном мире важным индикатором высокого уровня правовой культуры является просвещенность граждан и их способность прибегать к правовым мерам при урегулировании конфликтов. Общеизвестно, что правовое просвещение эффективно только в том случае, если субъекты правовой защиты хорошо осведомлены о правовых, экономических, социальных и иных изменениях, произошедших в обществе и государстве. Высокий уровень юридического образования и правового просвещения позволяет гражданам знать о своих правах, нести ответственность и иметь равные возможности, включая правовые возможности, благодаря верховенству закона.
В связи с этим одним из основных направлений правовой политики Республики Таджикистан является повышение уровня культуры и правосознания населения, правовое воспитание и обучение граждан, а также развитие системы правового просвещения для населения.
В Таджикистане государственная политика в области правовой грамотности и правового просвещения граждан основывается на ряде ключевых нормативно-правовых актов, в частности на указах Президента Республики Таджикистан «О правовой политике и правовом воспитании граждан Республики Таджикистан», «О Концепции правовой политики Республики Таджикистан на 2018–2028 годы» и Программе правового обучения и воспитания граждан Республики Таджикистан на 2020–2030 годы.
Важным шагом для страны являлось принятие Указа Президента от 30 декабря 2023 года об объявлении 2024 года «Годом правового просвещения», целью которого является повышение уровня правового просвещения граждан, пропаганда демократических ценностей, укрепление института прав человека, уважительное отношение к нему, повышение статуса закона, воспитание граждан в духе уважения к нему и обеспечение верховенства закона, формирование устойчивой системы правового поведения, непримиримости к любым правонарушениям и неизбежности юридической ответственности, координация деятельности всех субъектов правовой защиты и поощрения правового поведения, организация эффективного механизма взаимодействия государства и институтов гражданского общества в направлении правового просвещения граждан.
Республика Таджикистан, пройдя сложные этапы первых лет государственной независимости, избавившись от навязанной гражданской войны и успешно преодолев ее последствия, перейдя на этап развития и созидания, занимая устойчивое положение во влиятельных международных сообществах и создав весомую правовую базу, отвечающую международным стандартам, знает цену мира, спокойствия и процветания.
В связи с этим инициатива Президента Республики Таджикистан об объявлении 2024 года Годом правового просвещения являлась весьма своевременной и обоснованной. Для реализации данной инициативы распоряжением Главы государства был утвержден план мероприятий, в рамках которого Министерством юстиции были проведены: круглые столы (2), конференции (2), ознакомительные семинары (3), выступления по телевидению (76), просветительские мероприятия (8424) с широким освещением посредством интернет-ресурсов и других социальных платформ.
В 2024 году в честь тридцатой годовщины принятия Конституции Министерство юстиции организовало юбилейный десятый национальный Форум по верховенству закона на международном уровне, где тематика правового просвещения также была включена в повестку дня.
Как известно, система правового образования и воспитания состоит из правового информирования, правового консультирования и правовой помощи, правового обучения, правовой агитации и пропаганды, вовлечения граждан в процесс принятия нормативных правовых актов, популяризации правовых механизмов в повседневной жизни общества.
С 2016 года при Министерстве юстиции Республики Таджикистан функционирует Государственное учреждение «Центр правовой помощи», деятельность которого направлена на оказание бесплатной правовой помощи целевым группам, которые находятся в уязвимом положении, в силу низкого уровня правового просвещения или отсутствия возможности получения правовой информации. На данном этапе жителям 52 городов и районов из 69 предоставляется бесплатная первичная юридическая помощь со стороны государственных юристов.
За 8 лет своей деятельности Центр предоставил бесплатную первичную и вторичную юридическую помощь более 125 тыс. граждан по всей республике.
Следует отметить, что к мероприятиям по правовому просвещению населения активно привлекается также гражданское общество. В последние годы между Министерством юстиции и представителями гражданского общества ведется постоянный диалог по вопросам совершенствования законодательства, правоприменительной практики и правового просвещения граждан.
Также немаловажной является роль средств массовой информации в повышении правосознания граждан и правовой защиты, потенциал которых в сегодняшнем быстро развивающемся информационном и технологическом мире весьма высок.
Сложная и тревожная ситуация в регионе и мире, угрозы и опасности, в том числе нарастающий процесс передела мира, гонки вооружения, терроризм и экстремизм, незаконный оборот наркотиков, оружия, киберпреступность и транснациональная организованная преступность ставят перед министерствами юстиции неотложные задачи, направленные на совершенствование законодательства, обеспечение верховенства права и своевременное просвещение граждан в целях формирования устойчивой системы правового поведения, непримиримости к любым правонарушениям и неизбежности юридической ответственности.
Повышение правосознания граждан, которое напрямую связано с качеством и доступностью правовой информации, может повысить уважение к законам и другим правовым актам как ключевому инструменту регулирования общественных отношений, а также снизить уровень личного нигилизма, формированию ответственности за соблюдение норм правовых актов, а также к тому, чтобы гражданин чувствовал себя полностью свободным и безопасным в обществе.
В Республике Узбекистан правовое просвещение признается одним из ключевых инструментов в создании правового государства и обеспечении высокого уровня качества жизни граждан. В условиях современного общества и развития цифрового пространства необходимость в новых механизмах правового просвещения приобретает особую актуальность.
На сегодняшний день количество активных пользователей Интернета в Узбекистане составляет около 27 млн. В этой связи Министерством юстиции Республики Узбекистан уделяется особое внимание передаче правовой информации через социальные сети.
Для подготовки качественного информационного контента запущена деятельность Инновационного медиацентра при Министерстве юстиции. Данным Центром было подготовлено и выпущено в эфир более 4 300 единиц видеопродукции в виде телешоу, ток-шоу, анимационных роликов, репортажей, телевизионных викторин и других.
В настоящее время, исходя из современных требований, осуществлен переход к созданию коротких видеороликов (shorts) и анимационных видеоматериалов с использованием возможностей искусственного интеллекта.
Кроме того, в Интернете запущено 12 электронных правовых порталов. Эти платформы предназначены для передачи правовой информации в простом и доступном для населения формате.
В частности, платформа Advice.uz тематизирована по более чем 40 направлениям, где граждане могут получать бесплатные юридические консультации.
Кurslar.huquqiyportal.uz предлагает онлайн-курсы по бесплатному повышению правовых знаний, а через test.adliya.uz можно бесплатно проверить свои юридические знания.
Telegram-канал «Ҳуқуқий ахборот» (правовая информация) имеет более 400 тыс. подписчиков в узбекской, русской, английской и каракалпакской версиях.
Вместе с тем особое внимание также уделяется и традиционным формам правового просвещения. Повышение правосознания и правовой культуры населения в Узбекистане организуется системно по принципу «личность – семья – махалля – образовательное учреждение – организация – общество».
Каждая среда в махаллях объявлена «Днем правовой пропаганды». В этот день районными отделениями органов юстиции с выездом на места организуются массовые приемы граждан, где наряду с решением их насущных проблем, проводится также широкое разъяснение законодательных актов.
Адресно доводится правовая информация по льготам и преференциям, установленным для различных слоев населения. Особое внимание уделяется вопросам правового просвещения в школах. Создаются классы с углубленным изучением правовых дисциплин. Популяризируется проект «Street Law», направленный на обучение молодежи практическим механизмам защиты своих прав.
Системная работа ведется в сфере повышения правового сознания государственных служащих. Отдельным решением Правительства была создана система повышения правовой грамотности государственных служащих, посредством которой прошли обучение более 24 тыс. сотрудников. При этом все принимаемые акты законодательства доводятся Министерством юстиции до низовых звеньев государственных органов через Единую систему обмена правовой информацией с использованием функции «одной кнопки».
Стоит особо отметить, что по результатам изучения уровня правовой грамотности населения с привлечением юристов, педагогов, психологов и социологов разработаны минимальные требования к правовым знаниям населения, которые состоят из 5 возрастных категорий. Определено, что ребенок должен знать в 4 года, в 15 лет, в 18 лет и т.д., и это отражено в минимальных требованиях, с учетом которых создаются разработанные Министерством юстиции материалы правовой пропаганды.
Бесспорно, правовое просвещение является важным механизмом повышения качества жизни граждан. Оно не только защищает права и свободы, но и способствует формированию ответственного и активного общества. Для достижения максимального эффекта признается необходимым продолжать развивать образовательные программы, проводить информационные кампании и поддерживать сотрудничество между различными институтами общества.
В стремительно меняющемся мире, под влиянием глобализации и цифровизации, роль правового просвещения становится как никогда значимой. Оно является ключевым инструментом в построении правового государства, обеспечении социальной справедливости и стимулировании экономического роста.
Новые вызовы – киберпреступность, защита персональных данных, этические аспекты применения искусственного интеллекта требуют нового подхода к правовому образованию и просвещению.
На этом фоне в сфере юридического образования в Узбекистане проводятся реформы, в рамках которых:
- принято более 20 законодательных актов, укрепляющих правовую основу образования в этой области;
- Ташкентский государственный юридический университет при Министерстве юстиции определен базовым учреждением по подготовке юридических кадров;
- создана система конкуренции в области подготовки юридических кадров (в настоящее время юридическое образование предоставляется в 22 государственных и 3 негосударственных вузах);
- создан Институт государства и права Академии наук Республики Узбекистан для развития фундаментальных и прикладных исследований;
- учебный процесс в Ташкентском государственном юридическом университете полностью оцифрован и внедрена собственная электронная система управления процессом обучения;
- внедрена система подготовки юридических кадров «школа – лицей – техникум – университет», в соответствии с которой в более чем 200 школах созданы специализированные «Классы права», разработаны новые учебники и образовательный контент, образованы и действуют 3 академических лицея, специализированных по юриспруденции, и 14 юридических техникумов;
- разработана мобильная программа «Huquq maktabi» («Школа права») для школьников и студентов.
Кроме того, на специальной электронной платформе Министерства юстиции запущена Система непрерывного повышения профессиональных знаний и навыков преподавателей права (mk.uzmarkaz.uz). Внедрен республиканский конкурс «Лучший преподаватель права», а среди преподавателей правовых дисциплин проводится ежегодная олимпиада для школьников по предмету «Основы государства и права».
Особое внимание уделяется также международному сотрудничеству.
Ташкентский государственный юридический университет сотрудничает более чем с 100 зарубежными вузами, из них около 40 – из стран СНГ. В рамках переподготовки и повышения квалификации юридических кадров установлено тесное сотрудничество с Азербайджанской Республикой.
Это взаимодействие включает в себя программы обмена преподавателями, академический обмен студентами, совместные программы обучения с получением двух дипломов, совместные научные исследования и публикации научных статей.
Краткосрочные программы академического обмена для студентов бакалавриата также имеют большое значение в юридическом образовании. Только, в 2024 году в рамках программ академической мобильности 157 студентов Ташкентского государственного юридического университета были отправлены на учебу в университеты ЕС, СНГ и Японии.
Достижению значимых целей способствует партнерство между министерствами юстиции государств – участников СНГ. В его рамках узбекской стороной предложено организовать реализацию ряда инициатив:
- создание совместного научного объединения с единой электронной платформой для обмена опытом между преподавателями стран СНГ, которая включит в себя единую базу профессоров, юридической литературы, научных статьей и позволит быстро и эффективно находить нужных партнеров и сотрудничать более эффективно;
- разработка совместных грантовых программ для магистратуры и докторантуры с акцентом на исследования в области кибербезопасности и правового регулирования искусственного интеллекта, а также фундаментальных научных исследований для всего региона;
- увеличение количества совместных образовательных программ с получением двух дипломов;
- создание региональной ассоциации юридических вузов для разработки и реализации фундаментальных, прикладных и инновационных проектов;
- внедрение программ по изучению сравнительного правоведения стран СНГ для углубления интеграционных процессов;
- развитие системы межгосударственного образования для повышения качества правового образования в условиях цифрового общества и развития искусственного интеллекта;
- организация ежегодного международного форума молодых юристов стран СНГ. Данное мероприятие может стать площадкой для обмена идеями, установления профессиональных связей и обсуждения актуальных правовых вопросов среди будущих лидеров юридической профессии.
Сегодня, как отмечают в Узбекистане, стоит важная задача – подготовить новое поколение юристов, способных эффективно работать в условиях цифровой экономики и глобальных вызовов, а совместными усилиями можно создать прочную основу для развития правового государства и укрепления законности в странах Содружества.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
Глава государства Александр Лукашенко 12 марта подписал Указ № 105, в соответствии с которым Заместитель Премьер-министра Владимир Караник наделен полномочиями по вопросам деятельности Беларуси в рамках ЕАЭС, определен представителем от Беларуси в Совете ЕЭК и назначен Национальным координатором Беларуси по вопросам СНГ. Документ принят в целях обеспечения представительства и защиты интересов страны в рамках Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств, реализации государственной политики в соответствующих сферах.
В качестве Национального координатора Беларуси по вопросам СНГ Владимир Караник будет совместно с заинтересованными государственными органами и организациями координировать выработку механизмов реализации приоритетных направлений развития сотрудничества нашей страны в СНГ. Он также имеет полномочия вносить предложения в Исполнительный комитет СНГ по вопросам совершенствования деятельности Содружества для последующего рассмотрения на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств и Экономического совета СНГ. Кроме того, Национальный координатор осуществляет контроль за реализацией в Беларуси документов, принятых в рамках СНГ.
Вице-премьер наделен полномочиями по вопросам деятельности Беларуси в рамках ЕАЭС и определен представителем от нашей страны в Совете ЕЭК – органе, который осуществляет общее руководство деятельностью ЕЭК и регулирование интеграционных процессов в ЕАЭС, в том числе организует работу по совершенствованию правового регулирования в ЕАЭС, рассматривает результаты мониторинга и контроля исполнения актов Союза.
Учитывая, что Беларусь в этом году председательствует в органах ЕАЭС, Владимир Караник будет выполнять функции Председателя Совета ЕЭК, а также осуществлять координацию и контроль за реализацией государственными органами приоритетных направлений сотрудничества в рамках ЕАЭС, указанных в обращении Президента Беларуси Александра Лукашенко к главам государств – членов ЕАЭС.
Продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«На основе верховенства Конституции как определяющего фактора гармоничного и устойчивого развития общества и государства в современных условиях продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Республики Беларусь, формирование условий по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией», – сказал Петр Миклашевич.
Конституционный Суд обращает внимание, что для обеспечения развития на конституционной основе правовой системы в соответствии с потребностями динамично изменяющейся реальности законодатель должен действовать в пределах, определенных конституционными принципами и нормами, принимая законы, которые отвечают конституционным целям и обеспечивают защиту и развитие фундаментальных конституционных ценностей, принципов равенства и справедливости, не допуская отступления от гарантий государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд считает, что в правовом регулировании должна осуществляться дальнейшая последовательная реализация конституционных норм, закрепляющих правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства, меру свободы и обязанностей граждан как важнейшего условия устойчивости режима конституционной законности.
«Положения обновленной Конституции, направленные на последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении законности и конституционного правопорядка, предопределяют, наряду с осуществлением Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, необходимость осуществления судами общей юрисдикции контроля за законностью подзаконных нормативных правовых актов, – отмечается в Послании. – Конституционный Суд полагает, что осуществление судами конституционной функции по обеспечению защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также публичных интересов от незаконных нормативных предписаний обусловливает необходимость действенного судебного контроля за решениями нормативного характера государственных органов и должностных лиц».
Конституционный Суд считает, что в целях реализации положений статьи 60 Конституции, обеспечения судебного контроля правового регулирования необходимо установление законодательных механизмов для осуществления судами общей юрисдикции проверки на соответствие законам постановлений Совета Министров и подзаконных нормативных правовых актов других государственных органов по жалобам граждан и юридических лиц.
По информации БЕЛТА